Роль научного общества учащихся в развитии интеллектуальных способностей учащихся.
статья по истории по теме
Описывается система работы с одаренными детьми в НОУ в школе и свой опыт, как учителя истории, начиная с момента вывления одаренных детей и до достижения ими высоких рзультатов в различных конкурсах и научно-практических конференциях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nou_dokladoffice_word.docx | 55.85 КБ |
nou_dokladoffice_word.docx | 55.85 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 74 с углубленным изучением
отдельных предметов
ул.Березовская, д.2, г.Н.Новгород, 603079, тел.279-42-24, факс 279-41-34,
e-mail: kan@74nn.ru
РОЛЬ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА
УЧАЩИХСЯ В РАЗВИТИИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ.
БУХАЛОВА НАДЕЖДА
НИФАНТЬЕВНА.
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ,
ТЕЛ. 89108948281
г. Н. Новгород, 2013.
Содержание
- Введение. Социальный заказ общества – выявление одаренных детей.
- Школьное научное общество «Эврика»: концепция, принципы организации, задачи, формы и содержание работы.
- Из опыта работы по формированию исследовательских умений школьников и развития их интеллектуальных способностей:
- понятие одаренности;
- система работы с одаренными детьми;
- организация исследовательской работы с учащимися;
- результативность.
- Заключение.
- Литература.
- Приложение.
Введение
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
А.Н. Колмогоров
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать оригинальные задания. Проблема детской одаренности имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленным на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы сегодня очевидна. Наша школа стоит на пороге новой реформы. Не за горами переход на федеральные государственные стандарты второго поколения. Наряду с традиционной для российской школы ориентацией на фундаментальный характер образования предполагается перестановка акцента на деятельностный и компетентност-ный подходы, которые реализуются через основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий). Учебные действия и операции, соотносящиеся с целью обучения, при появлении интереса к учению способствуют формированию мотива и тогда отдельные действия складываются в деятельность. Одним из способов формирования интереса к учению в рамках деятельностного подхода должно стать развитие исследовательских умений школьников. Справедливости ради надо отметить, что за последние 15 лет в системе среднего образования все больше внимания уделяется организации научно-исследовательской деятельности старшеклассников. На всех уровнях российского образования, от школьного до всероссийского проходят конференции, на которых главные действующие лица - ученики. Юные авторы наиболее перспективных и серьезных работ награждаются дипломами, премиями, получают льготы для поступления в вузы. Это правильно. Написание исследовательской работы дает и ученику, и учителю возможность построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения. Исследовательская работа формирует умения и навыки, необходимые выпускникам для успешной учебы в вузе и научной карьеры. Опыт такой работы также пригодится тем, чья деятельность будет связана с написанием текстов аналитического характера, что сегодня востребовано на любом интеллектуальном поприще. Кроме того, это как раз та сфера деятельности, где ученик занимается не только получением и освоением новой информации, но и имеет возможность применить свои знания и способности так, что это выходит за рамки учебного процесса, то есть, еще будучи учениками, ребята получают возможность убедиться в том, что знания , полученные в школе, имеют реальную ценность.
Данный опыт представлен учителем истории МБОУ СОШ № 74 города Нижнего Новгорода Бухаловой Надеждой Нифантьевной. В работе «Роль научного общества учащихся в развитии интеллектуальных способностей учащихся» автор описывает систему работы НОУ в школе №74, свою систему работы с одаренными детьми, начиная с выявления и до момента достижения ими высоких результатов в различных интеллектуальных конкурсах , научно-практических конференциях.
Целью представленного опыта является показать систему работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности, роль НОУ в развитии интеллектульных способностей учащихся.
Школьное научное общество «Эврика»
Педагогический коллектив нашей школы (МБОУ СОШ № 74 г. Н. Новгорода понял необходимость такой работы давно и наметил создание необходимых условий для развития интеллектуальных способностей учащихся. Более 15 лет в школе действует научное общество учащихся «Эврика». У истоков его становления стоял к.п.н., зам. директора школы, Волков Альберт Константинович. Сейчас продолжает руководить и направлять эту работу зам. директора по увр, президент ШНО, Еличева Галина Александровна. Накопленный опыт расширяется и постоянно пополняется. Деятельность НО базируется на Уставе школьного научного общества учащихся и Программе «Одаренные дети»
Школьное научное общество (далее- общество)- добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытнической деятельности под руководством педагогов.
Концепция НО «Эврика»:
- Сохранение нравственных и культурных приоритетов.
- Поддержание авторитета образования, науки.
- Реализация возможности комплексного охвата каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями, позволяющая адекватно отслеживать и корректировать личностный рост ученика, направленность
интересов и будущий профессиональный выбор.
Актуальность концепции: В условиях реально действующего рынка труда возросла социальная значимость знания. Предпосылки профессиональной ориентации и социальной адаптации создаются сегодня не в вузе, а в школе.
Элементы научно-методической новизны:
- Трактовка НО как особой образовательной политики, где объективные задачи образования соединены с личностными;
- Определение НО как особого культурного пространства самостоятельного диалога культур и наук.
Принципы организации работы:
- Интегральность- объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в НО, используются на уроках, содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы.
- Непрерывность-процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей.
- Межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Задачи общества:
- Формирование единого школьного научного сообщества .
- Создание условий для удовлетворения интересов обучающихся к научно-исследовательской деятельности.
- Создание условий для ранней профессиональной ориентации учащихся.
- Углубленная подготовка членов общества к самостоятельной исследовательской деятельности.
- Создание условий для творческой деятельности обучающихся под руководством специалистов высокой квалификации в различных отраслях науки и техники.
- Проведение исследований , имеющих практическое значение.
- Пропаганда и реализация исследовательских проектов.
- Популяризация достижений науки, техники, литературы и искусства.
Содержание и формы работы:
- Изучение интереса обучающихся в творческой работе в различних отраслях науки и техники.
- Организация разработки проектов исследований, концепций, получение заказов на проведение экспериментальных работ.
- Разработка и реализация межсекционных, межшкольных научно-исследовательских проектов.
- Организация консультаций, лекториев, семинаров по темам проектов, по организации научно-исследовательского и опытнического труда в сфере науки, техники , искусства.
- Совместные заседания членов ШНО.
- Участие в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях.
- Проведение регулярных обзоров научно-популярной литературы.
- Издание летописи общества, популяризация общества в СМИ
Членство в обществе:
- Участвовать в работе общества имеют право ученики 8-11 классов и учителя.
- Членами общества являются лица, занимающиеся научно-исследова-
тельской деятельностью, проводящие самостоятельные исследования , активно участвующие в реализации коллективных проектов, а также руководители кружков, секций, факультативов.
Верховным органом общества является общее собрание членов общества, которое проводится не реже одного раза в год. Собрание заслушивает и обсуждает отчет президента общества или одного из его заместителей, избирает президента, вице- президентов (на правах заместителей). Президент утверждает проекты работ членов общества, разрешает производственные вопросы, является председателем ученого совета общества.
Ученый совет общества заслушивает отчеты о работе руководителей проектов, оценивает их деятельность, вносит коррективы в работу участников проекта, рекомендует опубликование отдельных отчетов в научно-исследовательских изданиях, дает рекомендации по диагностике одаренности учащихся. Совместно со школьным психологом, члены совета проводят первичную диагностику учащихся, используя концепцию, разработанную американским исследователем Дж. Рензули в адаптации Л.В.Поповой, который считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности (беглость, гибкость, оригинальность) и творческой мотивации (ориентирование на задачу). Многие исследователи считают, что только деятельность по потребности, а не в результате долга содействует развитию творческих способностей.
Школьное общество разработало свой гимн.
Гимн знаниям
Всем стремиться к знаниям
Надо непременно
Без образования жить несовременно
Чтоб науки постигать, надо многое узнать
Будем мы учиться, к знаниям стремиться.
Ждут нас конференции и олимпиады
Чтоб достичь победы нам, заниматься надо
Ждут науки нас друзья, расслабляться нам нельзя!
Будем мы учиться, к знаниям стремиться.
Из опыта работы по формированию исследовательских умений школьников и развития их интеллектуальных способностей
Работа с одаренными детьми носит системный характер, так как объединяются усилия школы, семьи, общественных организаций
Приобретение опыта -это работа многих лет напряженного труда. За плечами 32 года педагогической работы, из которых 17 лет в школе №3 г. Полярного Мурманской области и 13 лет в школе № 74 г. Н.Новгорода. Мне повезло: педагоги , с которыми я работала и работаю теперь, исключительно творческие люди, мне было у кого учиться, у кого перенимать опыт, за что я бесконечно благодарна. В течение многих лет занималась с детьми в НО. Часто сталкивалась с педагогическими и психологическими трудностями- кого и как привлечь к исследовательской работе, как раскрыть способности ребенка и «огранить их в бриллиант».Многолетняя педагогическая деятельность и разнообразие творческого проявления учащихся помогли мне понять, что для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к ученикам и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственн-го труда , который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний. А для этого необходима система работы с одаренными детьми.
- «Одаренный ребенок»- это ребенок с более высокой, чем у его сверстников, при прочих равных условиях восприимчивостью к учению и более выраженными творческими проявлениями, обладающий очевидными достижениями (или имеющий внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди одногодок.
Согласно формулировке Всемирного совета по одаренности и талантливым детям, который координироует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, «одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей». Одаренность конкретного ребенка в значительной степени является характеристикой условной и может быть проявлением возрастной особенности, это значит, что она может проявиться на новых этапах развития ребенка. В этом большая заслуга отводится учителю. Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное- это создание условий для развития таких детей. Надо подчеркнуть, что работа должна проводиться не только в дополнительное время, как это принято считать многими педагогами, но и максимально использовать для этих целей обычный урок , используя личностно-ориентированный подход, подбирая для учеников индивидуальные задания, не позволяя одаренному ученику работать вхолостую. Предлагаемая система работы имеет строгую структуру, включает три основных аспекта: выявление; создание условий для развития способностей одаренных детей; результативность. Первая ступень опыта- учащиеся 5 класса, которые с большим интересом относятся к новому предмету- истории. И тут необходимо поддержать интерес у учащихся и выявить одаренных детей. Для этого я использую творческие задания, в ходе которых проявляются способности детей: подготовить доклад, рассказ от первого лица, составить кроссворд, нарисовать рисунок и др. Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. При необходимости напоминаю им слова Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью…». В последующие годы постоянно пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать, высказывать свое мнение; развивать интеллектуальные способности учащихся, выполняя задания разной степени сложности. На уроках стараюсь создать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями, включающей в себя:
- Организацию и разработку учебного материала разного содержания, вида и формы;
- Использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий;
- Создание условий для творчества в самостоятельной и творческой деятельности;
- Организацию занятий в малых группах на основе диалога, ролевых игр.
Таким образом уроки, предусматривающие активизацию творческой деятельности учеников, позволяют выявить детей , способных к творческой работе и привлечь их к работе в ШНО, в 8-11 классах. Организация исследовательской работы с учащимися является делом трудным и включает ряд этапов:
- Чтобы ученики могли работать над индивидуальной темой, вести самостоятельный поиск, необходимо овладение рядом технических навыков самостоятельной работы. К ним относятся такие виды работы учащихся: составление простых и развернутых планов, тезисов, аннотаций, конспектирование, рецензирование, работа с библиотечными каталогами, с документами. Для этого я, как правило. даю консультацию, учу приемам рациональной умственной работы. Вместе с учеником определяем тему исследования, намечаем путь решения, уточняем задачи. Каждый ученик получает памятку «Рекомендации по написанию и оформлению реферата».
- Изучение проблемы, работа с документами, литературой. Самый сложный момент- написание самого реферата.
- Участие в научно- практических конференциях.
Итак, написание работы предполагает следующие шаги:
- Выбор и формулировка темы в самом общем виде.
- Подбор источников и литературы.
- Чтение, конспектирование, анализ источников и литературы.
- Написание плана.
- Уточнение темы.
- Написание работы.
- Публичное выступление.
Прохождение всех этапов требует терпения, дисциплины и усидчивости от ученика и ставит его в новую интеллектуальную ситуацию. Работа не приобретет законченного вида, если ученик не имел возможности выступить с ней перед заинтересованной и компетентной аудиторией. Представить свой труд ученики могут на научно-практических конференциях разного уровня. Подготовка к публичному выступлению и само выступление на научной конференции - важный этап исследовательской деятельности. В нашей практике используется два элемента. Первое: ученики, пишущие работу у одного руководителя, после написания текста отдают его на прочтение другому учителю, который «свежим взглядом» может заметить какие-то недостатки. Второе: перед самим выступлением на конференции обязательно проходят предварительные слушания докладов перед «домашней» аудиторией: руководителем, консультантом. другими докладчиками. где идет тщательный разбор не только содержания работы, но и устный вариант ее восприятия, интонация и дикция докладчика и др. Такой тренинг очень полезен. Конечно, в практике было все: и удачи, и неудачи. Но даже неудачное выступление ученика многому его учит. В «копилке» -работы учащихся разных возрастов, разной тематики. Отмечаю особый интерес учащихся к вопросам права, отечественной (особенно военной) истории, краеведению, истории своей семьи. В моей практике была ученица, которая очень рано проявила себя как одаренный ребенок. В 1996году, в год 300-летия флота, ученица 5 класса Семенова Аня, написавшая работу о своей семье, флотской династии, получила первую премию на областной конференции в г. Мурманске и была награждена путевкой в Данию.
Результативность:
Продукт решения. Участники научно-практических конференций:
2005-2006 уч. год
- «Проблемы детской преступности в Н. Новгороде и методы борьбы с ней». Яремчук Мария, ученица11»Б» класса. Победитель районной НПК, диплом 2 степени в городском НПК.
- «Танки и САУ в Великой Отечественной войне». Верахин Антон, ученик 11 «б» класса. Победитель районной НПК, диплом 2 степени в городском НПК.
- «Проблемы формирования среднего класса в России». Белкина Юлия, ученица 10 «б» класса. Победитель районной НПК, диплом 3 степени в городской НПК.
- «Казачество в прошлом и настоящем: проблемы происхождения и возрождения». Бухалов Андрей, ученик 11 «б» класса. Победитель районной НПК.
- «Девиантное поведение среди подростков и молодежи». Хамидуллин Ренат, ученик 10 «б» класса. 3 место в районной НПК.
- « Выборы: декларация и действительность. Некоторые проблемы избирательного права в современной России». Цукарева Юлия, ученица 11 «б» класса. 3 место в районной НПК.
- 2006-2007 уч. год:
- «Девиантное поведение среди подростков и молодежи». Хамидуллин Ренат, ученик 11 «б» класса. 2 место в районной НПК.
- « Международные отношения между Россией и Францией на рубеже 19-20 вв.». Пика Зоя, ученица 11 «а» класса, 3 место в районной НПК.
2007-2008 уч. год:
- «Древнерусское оружие 9-14 вв.» Скворцова Евгения, ученица 11 «а» класса, 1 место в районной НПК, 1 место и диплом 1 степени в городской НПК.
- «Тоталитарные секты». Ивашкина Евгения, ученица 11 «а» класса, 2 место в районной НПК.
- «Влияние Отечественной войны 1812 года на социально- экономическое развитие России». Симакова Екатерина, ученица 11 «б» класса, 3 место в районной НПК.
- « Северный военно- морской флот». Слабушевский Владимир, ученик 9 «а» класса, 3 место в районной НПК
- «Развитие банковского предпринимательства в Нижегородском крае во второй половине 19- начале 20 века». Зайцев Роман, ученик 11 «а» класса, 3 место в районной НПК.
2008-2009 уч. год:
- «Моя родословная». Чурбанова Анастасия, ученица 10 «б» класса. 1 место в районной НПК, диплом 3 степени в городской НПК, 3 место в городском и областном конкурсах «Моя семья в истории страны»
2009-2010 уч. год:
- «Моя родословная». Чурбанова Анастасия, ученица 11 «б» класса, победитель четвертых городских Детских Рождественских чтений «Время семьи».
- « Подводные лодки в отечественном военно- морском флоте». Слабушевский Владимир, ученик 11 «а» класса, 1 место в районной НПК , диплом 3 степени в городской НПК.
2012-2013 уч. год:
- «Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года». Шальнов Юрий, ученик 9 «б» класса, 1 место в районной НПК.
- « Карибский кризис в контексте международных отношений».
Бушуев Даниил, ученик 9 «б» класса, 3 место в районной НПК.
Среди моих учеников уже немало специалистов в разных отраслях хозяйства: военные, инженеры, учителя, ученые, аспиранты, экономисты, юристы. Школьный опыт работы в НО помог многим успешно реализовать свой потенциал и добиться жизненного успеха. Большой наградой для меня было признание моего ученика, кандидата физико-математических Бандуркина Ильи в том, что я определила его стратегию успеха в жизни. Таким образом, функционирование НОУ представляет собой эффективную систему своевременного выявления и адекватного развития интеллектуально одаренных детей.
Заключение
В заключение своей работы хотелось бы добавить, что для достижения высоких результатов должны быть созданы условия не только со стороны учителя –предметника, но и школы в целом. В школе №74 создана среда, которая позволяет реализовывать высокомотивированным и интеллектуально одаренным учащимся реализовывать свои возможности.
За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися мной были сделаны следующие выводы:
- Работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,
- Работа с одаренными детьми должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время, в научном обществе учащихся,
- Целесообразно проводить занятия как с группой, так и индивидуально,
- Ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей,
- Самостоятельная исследовательская работа формирует понятийный аппарат ученика, развивает его интеллектуальные способности, формирует целостное представление о мире.
- Работа в НОУ- первый шаг в траектории дальнейших жизненных успехов.
Литература:
- Бартенева Н.В. Научно - исследовательская работа Преподавание истории в школе.- 2005.- №3.
- Кулемина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей// Педагогика.-2003,-№6
- Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М, Владос, 2001.
- Стрелова О.Ю. Историческое образование в условиях новых стандартов: от программы – конспекта содержания - к программе- плану деятельности.// Преподавание истории в школе. - 2010. - №6
- Шарова Н. Формирование научно- исследовательских умений и навыков у учащихся.// Преподавание истории в школе. - 2000. - №9
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 74 с углубленным изучением
отдельных предметов
ул.Березовская, д.2, г.Н.Новгород, 603079, тел.279-42-24, факс 279-41-34,
e-mail: kan@74nn.ru
РОЛЬ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА
УЧАЩИХСЯ В РАЗВИТИИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ.
БУХАЛОВА НАДЕЖДА
НИФАНТЬЕВНА.
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ,
ТЕЛ. 89108948281
г. Н. Новгород, 2013.
Содержание
- Введение. Социальный заказ общества – выявление одаренных детей.
- Школьное научное общество «Эврика»: концепция, принципы организации, задачи, формы и содержание работы.
- Из опыта работы по формированию исследовательских умений школьников и развития их интеллектуальных способностей:
- понятие одаренности;
- система работы с одаренными детьми;
- организация исследовательской работы с учащимися;
- результативность.
- Заключение.
- Литература.
- Приложение.
Введение
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
А.Н. Колмогоров
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать оригинальные задания. Проблема детской одаренности имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленным на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы сегодня очевидна. Наша школа стоит на пороге новой реформы. Не за горами переход на федеральные государственные стандарты второго поколения. Наряду с традиционной для российской школы ориентацией на фундаментальный характер образования предполагается перестановка акцента на деятельностный и компетентност-ный подходы, которые реализуются через основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий). Учебные действия и операции, соотносящиеся с целью обучения, при появлении интереса к учению способствуют формированию мотива и тогда отдельные действия складываются в деятельность. Одним из способов формирования интереса к учению в рамках деятельностного подхода должно стать развитие исследовательских умений школьников. Справедливости ради надо отметить, что за последние 15 лет в системе среднего образования все больше внимания уделяется организации научно-исследовательской деятельности старшеклассников. На всех уровнях российского образования, от школьного до всероссийского проходят конференции, на которых главные действующие лица - ученики. Юные авторы наиболее перспективных и серьезных работ награждаются дипломами, премиями, получают льготы для поступления в вузы. Это правильно. Написание исследовательской работы дает и ученику, и учителю возможность построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения. Исследовательская работа формирует умения и навыки, необходимые выпускникам для успешной учебы в вузе и научной карьеры. Опыт такой работы также пригодится тем, чья деятельность будет связана с написанием текстов аналитического характера, что сегодня востребовано на любом интеллектуальном поприще. Кроме того, это как раз та сфера деятельности, где ученик занимается не только получением и освоением новой информации, но и имеет возможность применить свои знания и способности так, что это выходит за рамки учебного процесса, то есть, еще будучи учениками, ребята получают возможность убедиться в том, что знания , полученные в школе, имеют реальную ценность.
Данный опыт представлен учителем истории МБОУ СОШ № 74 города Нижнего Новгорода Бухаловой Надеждой Нифантьевной. В работе «Роль научного общества учащихся в развитии интеллектуальных способностей учащихся» автор описывает систему работы НОУ в школе №74, свою систему работы с одаренными детьми, начиная с выявления и до момента достижения ими высоких результатов в различных интеллектуальных конкурсах , научно-практических конференциях.
Целью представленного опыта является показать систему работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности, роль НОУ в развитии интеллектульных способностей учащихся.
Школьное научное общество «Эврика»
Педагогический коллектив нашей школы (МБОУ СОШ № 74 г. Н. Новгорода понял необходимость такой работы давно и наметил создание необходимых условий для развития интеллектуальных способностей учащихся. Более 15 лет в школе действует научное общество учащихся «Эврика». У истоков его становления стоял к.п.н., зам. директора школы, Волков Альберт Константинович. Сейчас продолжает руководить и направлять эту работу зам. директора по увр, президент ШНО, Еличева Галина Александровна. Накопленный опыт расширяется и постоянно пополняется. Деятельность НО базируется на Уставе школьного научного общества учащихся и Программе «Одаренные дети»
Школьное научное общество (далее- общество)- добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытнической деятельности под руководством педагогов.
Концепция НО «Эврика»:
- Сохранение нравственных и культурных приоритетов.
- Поддержание авторитета образования, науки.
- Реализация возможности комплексного охвата каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями, позволяющая адекватно отслеживать и корректировать личностный рост ученика, направленность
интересов и будущий профессиональный выбор.
Актуальность концепции: В условиях реально действующего рынка труда возросла социальная значимость знания. Предпосылки профессиональной ориентации и социальной адаптации создаются сегодня не в вузе, а в школе.
Элементы научно-методической новизны:
- Трактовка НО как особой образовательной политики, где объективные задачи образования соединены с личностными;
- Определение НО как особого культурного пространства самостоятельного диалога культур и наук.
Принципы организации работы:
- Интегральность- объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в НО, используются на уроках, содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы.
- Непрерывность-процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей.
- Межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Задачи общества:
- Формирование единого школьного научного сообщества .
- Создание условий для удовлетворения интересов обучающихся к научно-исследовательской деятельности.
- Создание условий для ранней профессиональной ориентации учащихся.
- Углубленная подготовка членов общества к самостоятельной исследовательской деятельности.
- Создание условий для творческой деятельности обучающихся под руководством специалистов высокой квалификации в различных отраслях науки и техники.
- Проведение исследований , имеющих практическое значение.
- Пропаганда и реализация исследовательских проектов.
- Популяризация достижений науки, техники, литературы и искусства.
Содержание и формы работы:
- Изучение интереса обучающихся в творческой работе в различних отраслях науки и техники.
- Организация разработки проектов исследований, концепций, получение заказов на проведение экспериментальных работ.
- Разработка и реализация межсекционных, межшкольных научно-исследовательских проектов.
- Организация консультаций, лекториев, семинаров по темам проектов, по организации научно-исследовательского и опытнического труда в сфере науки, техники , искусства.
- Совместные заседания членов ШНО.
- Участие в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях.
- Проведение регулярных обзоров научно-популярной литературы.
- Издание летописи общества, популяризация общества в СМИ
Членство в обществе:
- Участвовать в работе общества имеют право ученики 8-11 классов и учителя.
- Членами общества являются лица, занимающиеся научно-исследова-
тельской деятельностью, проводящие самостоятельные исследования , активно участвующие в реализации коллективных проектов, а также руководители кружков, секций, факультативов.
Верховным органом общества является общее собрание членов общества, которое проводится не реже одного раза в год. Собрание заслушивает и обсуждает отчет президента общества или одного из его заместителей, избирает президента, вице- президентов (на правах заместителей). Президент утверждает проекты работ членов общества, разрешает производственные вопросы, является председателем ученого совета общества.
Ученый совет общества заслушивает отчеты о работе руководителей проектов, оценивает их деятельность, вносит коррективы в работу участников проекта, рекомендует опубликование отдельных отчетов в научно-исследовательских изданиях, дает рекомендации по диагностике одаренности учащихся. Совместно со школьным психологом, члены совета проводят первичную диагностику учащихся, используя концепцию, разработанную американским исследователем Дж. Рензули в адаптации Л.В.Поповой, который считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности (беглость, гибкость, оригинальность) и творческой мотивации (ориентирование на задачу). Многие исследователи считают, что только деятельность по потребности, а не в результате долга содействует развитию творческих способностей.
Школьное общество разработало свой гимн.
Гимн знаниям
Всем стремиться к знаниям
Надо непременно
Без образования жить несовременно
Чтоб науки постигать, надо многое узнать
Будем мы учиться, к знаниям стремиться.
Ждут нас конференции и олимпиады
Чтоб достичь победы нам, заниматься надо
Ждут науки нас друзья, расслабляться нам нельзя!
Будем мы учиться, к знаниям стремиться.
Из опыта работы по формированию исследовательских умений школьников и развития их интеллектуальных способностей
Работа с одаренными детьми носит системный характер, так как объединяются усилия школы, семьи, общественных организаций
Приобретение опыта -это работа многих лет напряженного труда. За плечами 32 года педагогической работы, из которых 17 лет в школе №3 г. Полярного Мурманской области и 13 лет в школе № 74 г. Н.Новгорода. Мне повезло: педагоги , с которыми я работала и работаю теперь, исключительно творческие люди, мне было у кого учиться, у кого перенимать опыт, за что я бесконечно благодарна. В течение многих лет занималась с детьми в НО. Часто сталкивалась с педагогическими и психологическими трудностями- кого и как привлечь к исследовательской работе, как раскрыть способности ребенка и «огранить их в бриллиант».Многолетняя педагогическая деятельность и разнообразие творческого проявления учащихся помогли мне понять, что для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к ученикам и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственн-го труда , который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний. А для этого необходима система работы с одаренными детьми.
- «Одаренный ребенок»- это ребенок с более высокой, чем у его сверстников, при прочих равных условиях восприимчивостью к учению и более выраженными творческими проявлениями, обладающий очевидными достижениями (или имеющий внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди одногодок.
Согласно формулировке Всемирного совета по одаренности и талантливым детям, который координироует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, «одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей». Одаренность конкретного ребенка в значительной степени является характеристикой условной и может быть проявлением возрастной особенности, это значит, что она может проявиться на новых этапах развития ребенка. В этом большая заслуга отводится учителю. Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное- это создание условий для развития таких детей. Надо подчеркнуть, что работа должна проводиться не только в дополнительное время, как это принято считать многими педагогами, но и максимально использовать для этих целей обычный урок , используя личностно-ориентированный подход, подбирая для учеников индивидуальные задания, не позволяя одаренному ученику работать вхолостую. Предлагаемая система работы имеет строгую структуру, включает три основных аспекта: выявление; создание условий для развития способностей одаренных детей; результативность. Первая ступень опыта- учащиеся 5 класса, которые с большим интересом относятся к новому предмету- истории. И тут необходимо поддержать интерес у учащихся и выявить одаренных детей. Для этого я использую творческие задания, в ходе которых проявляются способности детей: подготовить доклад, рассказ от первого лица, составить кроссворд, нарисовать рисунок и др. Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. При необходимости напоминаю им слова Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью…». В последующие годы постоянно пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать, высказывать свое мнение; развивать интеллектуальные способности учащихся, выполняя задания разной степени сложности. На уроках стараюсь создать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями, включающей в себя:
- Организацию и разработку учебного материала разного содержания, вида и формы;
- Использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий;
- Создание условий для творчества в самостоятельной и творческой деятельности;
- Организацию занятий в малых группах на основе диалога, ролевых игр.
Таким образом уроки, предусматривающие активизацию творческой деятельности учеников, позволяют выявить детей , способных к творческой работе и привлечь их к работе в ШНО, в 8-11 классах. Организация исследовательской работы с учащимися является делом трудным и включает ряд этапов:
- Чтобы ученики могли работать над индивидуальной темой, вести самостоятельный поиск, необходимо овладение рядом технических навыков самостоятельной работы. К ним относятся такие виды работы учащихся: составление простых и развернутых планов, тезисов, аннотаций, конспектирование, рецензирование, работа с библиотечными каталогами, с документами. Для этого я, как правило. даю консультацию, учу приемам рациональной умственной работы. Вместе с учеником определяем тему исследования, намечаем путь решения, уточняем задачи. Каждый ученик получает памятку «Рекомендации по написанию и оформлению реферата».
- Изучение проблемы, работа с документами, литературой. Самый сложный момент- написание самого реферата.
- Участие в научно- практических конференциях.
Итак, написание работы предполагает следующие шаги:
- Выбор и формулировка темы в самом общем виде.
- Подбор источников и литературы.
- Чтение, конспектирование, анализ источников и литературы.
- Написание плана.
- Уточнение темы.
- Написание работы.
- Публичное выступление.
Прохождение всех этапов требует терпения, дисциплины и усидчивости от ученика и ставит его в новую интеллектуальную ситуацию. Работа не приобретет законченного вида, если ученик не имел возможности выступить с ней перед заинтересованной и компетентной аудиторией. Представить свой труд ученики могут на научно-практических конференциях разного уровня. Подготовка к публичному выступлению и само выступление на научной конференции - важный этап исследовательской деятельности. В нашей практике используется два элемента. Первое: ученики, пишущие работу у одного руководителя, после написания текста отдают его на прочтение другому учителю, который «свежим взглядом» может заметить какие-то недостатки. Второе: перед самим выступлением на конференции обязательно проходят предварительные слушания докладов перед «домашней» аудиторией: руководителем, консультантом. другими докладчиками. где идет тщательный разбор не только содержания работы, но и устный вариант ее восприятия, интонация и дикция докладчика и др. Такой тренинг очень полезен. Конечно, в практике было все: и удачи, и неудачи. Но даже неудачное выступление ученика многому его учит. В «копилке» -работы учащихся разных возрастов, разной тематики. Отмечаю особый интерес учащихся к вопросам права, отечественной (особенно военной) истории, краеведению, истории своей семьи. В моей практике была ученица, которая очень рано проявила себя как одаренный ребенок. В 1996году, в год 300-летия флота, ученица 5 класса Семенова Аня, написавшая работу о своей семье, флотской династии, получила первую премию на областной конференции в г. Мурманске и была награждена путевкой в Данию.
Результативность:
Продукт решения. Участники научно-практических конференций:
2005-2006 уч. год
- «Проблемы детской преступности в Н. Новгороде и методы борьбы с ней». Яремчук Мария, ученица11»Б» класса. Победитель районной НПК, диплом 2 степени в городском НПК.
- «Танки и САУ в Великой Отечественной войне». Верахин Антон, ученик 11 «б» класса. Победитель районной НПК, диплом 2 степени в городском НПК.
- «Проблемы формирования среднего класса в России». Белкина Юлия, ученица 10 «б» класса. Победитель районной НПК, диплом 3 степени в городской НПК.
- «Казачество в прошлом и настоящем: проблемы происхождения и возрождения». Бухалов Андрей, ученик 11 «б» класса. Победитель районной НПК.
- «Девиантное поведение среди подростков и молодежи». Хамидуллин Ренат, ученик 10 «б» класса. 3 место в районной НПК.
- « Выборы: декларация и действительность. Некоторые проблемы избирательного права в современной России». Цукарева Юлия, ученица 11 «б» класса. 3 место в районной НПК.
- 2006-2007 уч. год:
- «Девиантное поведение среди подростков и молодежи». Хамидуллин Ренат, ученик 11 «б» класса. 2 место в районной НПК.
- « Международные отношения между Россией и Францией на рубеже 19-20 вв.». Пика Зоя, ученица 11 «а» класса, 3 место в районной НПК.
2007-2008 уч. год:
- «Древнерусское оружие 9-14 вв.» Скворцова Евгения, ученица 11 «а» класса, 1 место в районной НПК, 1 место и диплом 1 степени в городской НПК.
- «Тоталитарные секты». Ивашкина Евгения, ученица 11 «а» класса, 2 место в районной НПК.
- «Влияние Отечественной войны 1812 года на социально- экономическое развитие России». Симакова Екатерина, ученица 11 «б» класса, 3 место в районной НПК.
- « Северный военно- морской флот». Слабушевский Владимир, ученик 9 «а» класса, 3 место в районной НПК
- «Развитие банковского предпринимательства в Нижегородском крае во второй половине 19- начале 20 века». Зайцев Роман, ученик 11 «а» класса, 3 место в районной НПК.
2008-2009 уч. год:
- «Моя родословная». Чурбанова Анастасия, ученица 10 «б» класса. 1 место в районной НПК, диплом 3 степени в городской НПК, 3 место в городском и областном конкурсах «Моя семья в истории страны»
2009-2010 уч. год:
- «Моя родословная». Чурбанова Анастасия, ученица 11 «б» класса, победитель четвертых городских Детских Рождественских чтений «Время семьи».
- « Подводные лодки в отечественном военно- морском флоте». Слабушевский Владимир, ученик 11 «а» класса, 1 место в районной НПК , диплом 3 степени в городской НПК.
2012-2013 уч. год:
- «Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года». Шальнов Юрий, ученик 9 «б» класса, 1 место в районной НПК.
- « Карибский кризис в контексте международных отношений».
Бушуев Даниил, ученик 9 «б» класса, 3 место в районной НПК.
Среди моих учеников уже немало специалистов в разных отраслях хозяйства: военные, инженеры, учителя, ученые, аспиранты, экономисты, юристы. Школьный опыт работы в НО помог многим успешно реализовать свой потенциал и добиться жизненного успеха. Большой наградой для меня было признание моего ученика, кандидата физико-математических Бандуркина Ильи в том, что я определила его стратегию успеха в жизни. Таким образом, функционирование НОУ представляет собой эффективную систему своевременного выявления и адекватного развития интеллектуально одаренных детей.
Заключение
В заключение своей работы хотелось бы добавить, что для достижения высоких результатов должны быть созданы условия не только со стороны учителя –предметника, но и школы в целом. В школе №74 создана среда, которая позволяет реализовывать высокомотивированным и интеллектуально одаренным учащимся реализовывать свои возможности.
За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися мной были сделаны следующие выводы:
- Работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,
- Работа с одаренными детьми должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время, в научном обществе учащихся,
- Целесообразно проводить занятия как с группой, так и индивидуально,
- Ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей,
- Самостоятельная исследовательская работа формирует понятийный аппарат ученика, развивает его интеллектуальные способности, формирует целостное представление о мире.
- Работа в НОУ- первый шаг в траектории дальнейших жизненных успехов.
Литература:
- Бартенева Н.В. Научно - исследовательская работа Преподавание истории в школе.- 2005.- №3.
- Кулемина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей// Педагогика.-2003,-№6
- Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М, Владос, 2001.
- Стрелова О.Ю. Историческое образование в условиях новых стандартов: от программы – конспекта содержания - к программе- плану деятельности.// Преподавание истории в школе. - 2010. - №6
- Шарова Н. Формирование научно- исследовательских умений и навыков у учащихся.// Преподавание истории в школе. - 2000. - №9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления
Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...
Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления
Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...
Развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе учебной деятельности
В условиях новых государственных стандартов в образовании перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее об...
Научное общество учащихся как способ развития одаренности учащихся.
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии измен...
Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка
В сообщении представлены задания, направленные на развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка....
«Использование элементов технологии критического мышления для развития интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин»
Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.Главная задача курса истории...
Роль научного общества учащихся в формировании интеллектуальных и творческих способностей учащихся
Эта работа обобщает мой опыт по работе с увлекающимися химией школьниками....