применение образовательных технологий.
статья по теме
применение образовательных технологий на уроках математики в средней и старшей школах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_otchyot.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт учителя математики Тыщенко Т.Н. об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе.
Чтобы развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к изучению математики (алгебры и геометрии), я планирую уроки таким образом, чтобы они способствовали приобретению знаний об окружающем мире, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы, навыков самостоятельной работы.
Осуществляя комплексный подход к обучению математики, использую различные технологии: технологию проблемно-диалогового обучения, лекционно-зачётную систему, технологию использования в обучении «диагностических работ», здоровьесберегающие технологии. Эти технологии отработаны мною, приведены в систему и активно внедряются в практику.
Использование инновационных технологий позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы.
Одним из компонентов современных образовательных технологий является лекционно-зачетная система обучения, которую я применяю в старших классах при изучении отдельных тем по алгебре и геометрии, в 7 классе - по геометрии. Считаю, что это достаточно перспективная форма урока.
Одной из главных задач сегодняшней школы- ориентация на применение всего усвоенного школьником в практической деятельности.
По-прежнему актуальным остается вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Лекционно-зачетная система наиболее полно решает проблемы, поставленные перед современным математическим образованием, учитывая индивидуальные способности, уровень знаний, умений и навыков каждого ученика.
Особенно продуктивным элементом в лекционно-зачетной системе, по - моему мнению, являются дифференцированные зачеты.
Раскрою особенности зачетной системы работы по геометрии.
С началом изучения данного предмета в 7 классе появляется необходимость систематически контролировать степень усвоения теоретического материала, степень сформированности умения оперировать им. Поэтому огромное значение приобретает зачетная форма работы.
Этапы организации обучения геометрии в ходе лекционно-зачетной системы:
1.Излагается вся теория: читается лекция с использованием поисково-исследовательских методов.
Готовя лекцию, я стараюсь подобрать интересный материал, продумать оборудование, подобрать и порекомендовать ученикам дополнительную литературу.
2.Рассматривается ряд типичных задач, изучаются алгоритмы их решения.
3.Записываются основные задачи, из которых складывается решение сложных задач.
4.Несколько уроков посвящается решению задач, которые предлагаются в определенной последовательности – «от простого к сложному».
5.После проведения серии самостоятельных работ проводится зачет. Учащимся предлагается три группы заданий по одной и той же теме, но разной степени сложности «на 3», «на 4», «на 5».
Зачет проводится на уроке. Роль учителя при зачете – роль консультанта. Готовятся к зачету все. Желание думать, рассуждать не всегда является врожденным качеством, оно воспитывается и формируется в процессе труда, в процессе деятельности на уроке.
Технология проблемно-диалогового обучения. Применение этой технологии позволяет достичь высокого уровня напряженности мышления учащихся, когда знания добываются собственным трудом. В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Я организую работу таким образом, что ребята самостоятельно отыскивают нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им известно, а что еще надо найти. При таком методе работы внимание учащихся обращается не только на содержание усваиваемых знаний, но и на способы организации учебной деятельности. В результате учащиеся под моим руководством самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации.
Структура проблемно - диалогового урока очень четкая:
актуализация знаний;
создание проблемной ситуации (решение новой задачи);
эмоциональный отклик (удивление или затруднение);
осознание противоречия;
формулировка вопроса или темы;
поиск решения (выдвижение и проверка гипотез).
Для создания проблемной ситуации предлагаю ученикам решить задачу:
1)сравнить дроби с одинаковыми знаменателями;
2)сравнить дроби с разными знаменателями.
Проверка привела детей в недоумение: оказывается, абсолютно все допустили ошибки при выполнении второго задания. Все удивлены, озадачены, сразу возникают вопросы, которые приводят к формулировке темы, постановке цели. Дальше – выдвижение и проверка гипотез. С урока дети уходят довольные тем, что в итоге сами сумели разрешить проблемную ситуацию, ответить на все вопросы.
Технология диагностики предметной обученности учащихся.
Диагностика обученности – это оценка знаний и умений уч-ся на момент диагностирования, включающая в себя:
-контроль;
-проверку;
-оценивание;
-накопление статистических данных и их анализ;
-выявление их динамики;
-прогнозирование результатов.
Технология системного диагностирования предметной обученности даёт возможность:
объективно судить о качественных и динамических изменениях в продвижении к заданной цели не только отдельного уч-ся, но и диагностируемого ученического коллектива;
определять трудности в формировании предметных умений, целенаправленно и дифференцированно планировать коррекционно - развивающую работу с уч-ся (как коллективную, так и индивидуальную)
обоснованно отбирать (по результатам анализа статистических данных, полученных в ходе диагностирования) оптимальные учебные технологии по всему курсу обучения предмету, что приводит учителя к пониманию системной методики преподавания своего предмета
Этапы применения технологии системного диагностирования предметной обученности
1. Дифференцирование и системное структурирование навыков и умений по предмету и постановка учебных целей.
Выделяются и классифицируются умения и навыки по следующей схеме:
Итоговые умения и навыки по окончанию темы;
По окончании каждого раздела учебного материала;
Промежуточные по учебным четвертям.
В соответствии с выделенными умениями перед началом изучения темы учителем формируются учебные цели, которые должны достичь уч-ся к определённому сроку. Под целью понимается осознанное представление результатов деятельности необходимых для отработки учебных действий. Сформировав учебные цели изучения всей темы, следует определить задачи на каждый урок.
2. Подбор заданий для диагностических работ и составление диагностической таблицы.
Составляемые диагностические задания следует рассчитывать по степени сложности и времени их выполнения. Выполняться они могут как полностью на одном уроке. Так и по частям на нескольких. Диагностическая работа не превращается в контрольную, она выполняется в рабочей тетради.. В зависимости от объёма на выполнение диагностической работы отводится либо 10-15мин, либо урок, либо даже несколько уроков (по10-15мин), когда она выполняется частями. О дате данной работы не объявляется, т.е. она проводится без спецподготовки, но цель её известна всем. Нет обид за «двойку», нет страха перед родителями, внимание на уроке стабильное, работа целенаправленная и мотивированная
3. Проверка работ уч-ся и заполнение диагностической карты.
Для контроля над процессом формирования выделенных умений по результатам работы составляется диагностическая карта.
Диагностическая карта 6 класса
Ф.И. уч-ся | умения | Оценка деятельности уч-ся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Беззуб Павел | + | + | + | + | + | + | + | 7 баллов |
Крамарь Александра | - | + | + | - | + | - | - | 3 балла |
Ситникова Арина | + | - | - | - | + | + | + | 4 балла |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кол-во выполнявших задание | 10 | 10 | 10 | 10 |
|
|
|
|
Справившихся успешно | 5 | 4 | 6 | 7 |
|
|
|
|
Допустивших ошибки | 5 | 6 | 4 | 3 |
|
|
|
|
Обученность класса | 50% | 40% | 60% | 70% |
|
|
|
|
Кол-во уч-ся, у которых умение сформировано |
|
|
|
| 40% | 25% |
|
|
В стадии формирования |
|
|
|
| 40% | 50% |
|
|
Не сформировано |
|
|
|
| 20% | 25% |
|
|
Учащихся необходимо ознакомить с результатами диагностики, показав каждому, какие умения у него на данный момент сформированы, а над формированием каких умений надо ещё работать. Отражение динамики формирования умений – это новый подход к оценке деятельности школьника. После заполнения диагностической карты перед глазами предстаёт полная и, что важно очень, фиксированная картина реальных достижений всех участников образовательного процесса.
Системная диагностика предметной обученности даёт возможность учителю сравнивать умения уч-ся на начальном этапе и в процессе обучения, позволяет определить трудности в формировании предметных умений, зону ближайшего развития каждого ребёнка, организовать целенаправленную развивающее - коррекционную работу с уч-ся и проследить продвижение каждого к поставленной учебной цели.
4. Анализ результатов диагностики.
Анализ результатов работы определит содержание работы с уч-ся во время, отведённое на повторение, которое будет целенаправленно использовано для коррекции необходимых при дальнейшем обучении умений.
5. Планирование и организация коррекционно-развивающей работы.
Формы такой работы: индивидуальная (повышенной сложности у кого сформировано) и групповая в соответствии с допущенными ошибками. Проводить коррекционную работу можно в начале каждого урока в течение 5-10мин.
6. Подбор и системное комплектование тренировочных упражнений и заданий
Содержание различных дидактических материалов, практических заданий, занимательных упражнений, работа со справочной литературой позволяет подобрать (составить) задания для организации коррекционно - развивающей работы.
Я считаю, что применение современных инновационных технологий способствует сохранению и укреплению такого многофакторного понятия, как здоровье, снижает школьную тревожность, повышает учебную мотивацию. Применяя здоровьесберегающие технологии, я учитываю:
-обстановку и гигиенические условия в классе, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных раздражителей;
-виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, рассказ, рассматривание учебных пособий, ответы на вопросы, среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности;
-число видов преподавания;
-использование на уроке методов, способствующих активизации, инициативе и творческому самовыражению учащихся.
Применение на уроках образовательных технологий позволяет обучать детей с разными типами мышления, памяти, мотивации, с особенностями нервной системы и пр., создавать оптимальные условия для успешного обучения, комфортного пребывания ущащихся в школе.
В соответствии с особенностями каждого ученика, я составляю задания, разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности: обучающимся с высоким интеллектуальным уровнем, хорошей работоспособностью и сильным типом нервной системы предлагаются сложные и большие по объему задания. В данном случае, чем труднее задание, тем лучше концентрация внимания ученика, продуктивнее его работа. Ребятам со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы даю задания средней сложности, но большие по объему. Эти дети хорошо переносят нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях. Учащимся со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы подбираю задания средней или низкой сложности, небольшие по объему, так как эти ребята быстро устают и им нужно часто менять виды деятельности.
Для достижения более глубокого понимания учебного материала, я эффективно использую межпредметные связи, то есть привлекаю материалы смежных дисциплин (физика,черчение,информатики).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта учителя математики "Применение образовательных технологий"
Я считаю, что сегодня быть педагогически грамотным учителем нельзя без изучения всего обширного арсенала общеобразовательных технологий и поэтому выбрала темой самообразования ...
Применение образовательных технологий на уроках математики
использование информационно-коммуникационных технологий...
применение образовательных технологий
Образовательные технологии. Применение на практике...
Применение образовательных технологий при формировании предметных представлений у детей с нарушением зрительных функций.
Коррекционная работа с такими детьми строится на формировании предметных и зрительных представлений, обогащении знаний об окружающем мире, а начинается она с изучения эталонов формы и цвета. Дет...
Применение образовательных технологий на уроках математики
Необходимость использования современных образовательных технологий;Игровые технологии;Информационно-коммуникативные технологии;Проблемное обучение......
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ" (с применением образовательной технологии РКМЧП)
Образовательная технология РКМ (развитие критического мышления) позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосфер...
Применение образовательных технологий при организации процесса обучения
методические рекомендации...