Обобщение опыта учителя математики "Применение образовательных технологий"
статья по теме
Я считаю, что сегодня быть педагогически грамотным учителем нельзя без изучения всего обширного арсенала общеобразовательных технологий и поэтому выбрала темой самообразования «Применение общеобразовательных технологий в преподавании математики».
Широко применяю групповую форму работы, считая, что школьники приобретают при этом навыки сотрудничества, что такая форма работы воспитывает чувства взаимопомощи, ответственности перед коллективом. Уже несколько лет использую в своей работе зачетную системуконтроля знаний учащихся (образовательная технология Р. Г. Хазанкина). Переход к зачетной системе невозможенбез активного участия самих учащихся. Необходимо, прежде всего, выделить консультантов-детей, интересующихся математикой и имеющих достаточный уровень развития организаторских способностей и речи.
Основной результат этой работы - формирование у учащихся умения мыслить самостоятельно, а это качество лежит в основе любого творческого процесса.
С 2002 года я работаю над проблемой эффективной подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по математике. В работе показаны некоторые фрагменты моей работы с применением образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Я, Семенова Зухра Гиджиевна, закончила в 1982 году Кабардино-Балкарский государственный университет, работаю учителем математики в МКОУ КГО «СОШ № 1 г. Теберды им. И.П. Крымшамхалова».
Основная цель педагогической деятельности - создание развивающей среды в учебно-воспитательном процессе с целью достижения оптимальных результатов в общем развитии школьников. Тема самообразования - «Применение общеобразовательных технологий в преподавании математики».
Моей характерной чертой как учителя являются любовь к детям и требовательная доброта, постоянная работа над собой и глубокие знания своего предмета.
Придаю огромное значение организации урока. Войдя в класс с улыбкой, создаю на уроке благоприятную психологическую атмосферу. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставил меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим веду поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Я забочусь о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно. Немаловажную роль отвожу дидактическим играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения, воспитания, обладающей образовательной, развивающей функциям, которые действуют в органическом единстве. Использую такие формы работы на уроке, как «Урок-зачет», «Урок-викторина», «Урок лекция», «Урок – тестовый контроль»...
Например, при прохождении темы «Десятичные дроби» проводится дидактическая игра «Индивидуальное лото». В чем суть этой игры? В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт.
На большой карте нарисовано шесть прямоугольников, а у ученика семь - восемь карточек таких же размеров с записанными на них
примерами. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и
накрывает ею соответствующий ответ на большой карте. Карточки
накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву…
Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы. Приведу пример индивидуальных карточек и большой карты:
0,5 * 3,4:2 0,8 * 5,6. 5 28,53.0,8+1,47 * 0,8
4 * 1,75 (34,47+5,53) * 0,9 7,8бх+2,14х, если х=0,02
7,87х-2.86х, если х = 0,4 13.56 + 6.44х, если х = 0,6
БОЛЬШАЯ КАРТА:
7 | 24 | 36 |
2 | 22,4 | 12 |
Широко применяю групповую форму работы, считая, что школьники приобретают при этом навыки сотрудничества, что такая форма работы воспитывает чувства взаимопомощи, ответственности перед коллективом. Уже несколько лет использую в своей работе зачетную систему контроля знаний учащихся (образовательная технология Р. Г. Хазанкина). Переход к зачетной системе невозможен без активного участия самих учащихся. Необходимо, прежде всего, выделить консультантов-детей, интересующихся математикой и имеющих достаточный уровень развития организаторских способностей и речи.
Учащиеся разбиваются на бригады следующим образом:
1консультант (ученик, имеющий по математике «5»),
2 ученика, занимающихся на «4» и «5»,
1-2 ученика, имеющие средние знания («слабые»).
В один зачет включается один параграф или половину его, в зависимости от количества, пунктов в нем.
Процесс изучения каждого параграфа состоит из нескольких взаимосвязанных шагов, нацеливающих ученика на зачетную систему обучения:
1 шаг - блоковое изучение теоретического материала;
2 шаг- закрепление изученного, на основе групповой работы на уроках;
3 шаг- подготовка к зачетному уроку.
Например, при изучении главы Геометрические построения (часть 1) я выделяю следующие теоретические вопросы:
Что такое окружность, центр окружности, радиус?
Что такое хорда окружности, какая хорда называется диаметром?
Какая окружность называется описанной около треугольника?
Доказательство теоремы 5.1.
Что называется серединным перпендикуляром?
Касание в точке внутреннее и внешнее касание окружности.
Какая окружность называется вписанной в треугольник?
Доказательство теоремы 5.2.
К зачету учащиеся переписывают вопросы в свои карточки, которые имеют вид:
№ Теория | Оценка | № Практика | Оценка |
1 2 … Итог | 1 2 … Итог | ||
Самостоятельная работа Контрольная работа | Домашняя работа Ведение тетради |
:
Переч Перечень вопросов для практической работы:
1 .Взаимное расположение прямой и окружности.
2.Взаимное расположение двух окружностей.
3.Построение равнобедренного треугольника по его стороне.
4.Построение треугольника с данными сторонами.
5.Нахождение углов треугольника
6.Как отложить от данной полупрямой в данную полуплоскость угол, равный данному?
Для практической работы учащихся заранее подбираю задачи, являющиеся аналогичными тем, которые решали при изучении данной главы. Практические вопросы также записываются в зачетные листы. Зачет проводится на специально выделенном уроке, до которого учащиеся занимаются по бригадам, решают совместно задачи, ведут перекрестные вопросы по теории.
Первым сдает зачет ученик-консультант, а затем помогает учителю принимать зачет у членов своей бригады. В зачетный лист я с помощью консультантов выставляю среднюю оценку за качество выполнения домашних заданий, оценку за самостоятельную работу, а также ведение тетради.
Чем же хороша зачетная система контроля знаний учащихся, которой пользуюсь уже несколько лет? Зачет является эффективным средством, способствующим повышению качества обучения. Перед слабым учеником зачет ставит посильную для него цель: показать умение решать конкретные задачи, разбираться в геометрических определениях. Сильным ученикам зачет тоже полезен, так как подстраховывает их, защищая от пренебрежения элементарными навыками.
Коллективное решение задач, в ходе которого учащиеся комментируют свои действия, я организовываю заранее. Этот урок сменяется самостоятельной работой по карточкам с заданиями различной трудности. Все этапы моих уроков взаимосвязаны по времени и содержанию.
Занимательную долю урочного времени отвожу на самостоятельные работы. Их цели самые разные: это и контроль знаний, и диагностика умений, и прогнозирование перехода к новой теме, и обучение.
Самостоятельные задания богатые учебным содержанием, увлекают детей необыкновенностью вопросов и в то же время такие, что могут быть выполнены детьми довольно быстро, а мной легко проверены.
Например, при прохождении темы «Сложение десятичных дробей », проводится самостоятельная работа в виде дидактической игры - «КОДИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»
ВЫЧИСЛИТЬ ЗНАЧЕНИЯ:
I* П.
1) 27,3 (-2,6) = А 1) -5,6 - 3,7 = А
2) -3,3 -А + (-3,4) = В 2) 31,2 - А + (-2,5) = В
3) -21 - В - (-11,2) = С 3) -12 - (6,1) - В = С
4) (А+В) - С = Д 4) (В+С) - А = Д
Кодированные ответы: 1) - 41,5; 2) -36,6; 3) - 43,9;
4)3,4; 5)-9,3; 6)29,9; 7)38; 8)31,8.
В чем суть самостоятельной работы-игры? Выполнив первое задание, ученик ищет полученное число среди ответов. Если его там нет - допущена ошибка. Выполнив все задания своего варианта, ученик подает учительнице работу с кодированным ответом. Например, 6281. Таких заданий я готовлю столько, чтобы обеспечить работой каждого ученика и предотвратить списывание. Когда работа закончилась, легко и быстро проверяю, и ребята тут же узнают свои оценки. Такая простая и вместе с тем интересная работа очень развивает учеников и внушает им надежду в собственные силы. Работа со слабоуспевающими учащимися пронизывает все этапы уроков. Например, проводится самостоятельная работа. Учащиеся выполняют задания в двух экземплярах. Под тетрадный лист кладется копирка, а под неё вспомогательный лист.
По окончании работы дети сдают учителю копии, а по оригиналу сверяют свои решения с теми, которые заранее приготовлены на вспомогательной доске. Такой прием позволяет вторично обратить внимание школьников на решаемые задачи, формирует у них навыки самоконтроля. А что же делают ученики, чьи умения ещё только создаются? Пока основная часть класса работает за партами, эти ученики выполняют на доске (два-три человека одновременно) задания, аналогичные заданиям самостоятельной работы. Учительница направляет их действия либо сама, либо с помощью особой карточки, на которой указан план работы или дан образец решения. Иногда карточка содержит решения задания, но с некоторыми пропусками. Тип карточки зависит от уровня знаний учащихся. Я считаю, что задача учителя состоит в том, чтобы во время заметить и всячески поддержать склонности ученика к творческому восприятию учебного материала и его желание самостоятельно преодолеть возникшие трудности. Этому в значительной степени способствуют проводимые мною самостоятельные работы и дополнительные домашние задания, которые ученик получает на уроке. При этом чувство радости, испытываемое учащимися при самостоятельном преодолении трудностей, повышает их активность, веру в себя, свои силы, интерес к математике.
Постоянное внимание на своих уроках обучения уделяю: решению задач по геометрии. Обычно выбираю определенный минимум задач и заранее формирую требования к учащимся по овладению этим минимумом. Четкое представление о том, сколько и какие задачи я должна «отработать» со всеми учащимися, приводит к устранению перегрузок. По каждой теме выбираются 7-8 таких ключевых задач, в ходе решения которых учащиеся могут овладеть основными учебными умениями.
Методика работы с этими задачами складывается из следующих этапов. Прежде всего, добиваюсь, понимания теории, на основе которой решается задача. Затем разбираю на уроке-лекции решения всех ключевых задач, а потом предлагается система заданий для самостоятельной работы (в школе и дома) Особого внимания заслуживает организация контроля за усвоением способов решения ключевых задач. Придерживаюсь того мнения, что контролировать надо несколько раз, причем не только при изучении текущей темы, но и при последующем обучении.
Примером таких уроков является «Урок-консультация». Накануне такого урока, ученики получают домашнее задание - подготовить по данной теме карточки с условиями задач, которые они не могут решить. Задание не является неожиданным - ученикам заранее известен срок проведения консультации. Из числа этих задач собирается 6 - 7 наиболее полезных в дидактическом отношении, затем группирует их по темам и решается совместно с учениками-консультантами, разъясняя каждый шаг решения. Такие уроки-консультации помогают мне обеспечить в полной мере одну из основных целей курса геометрии развитие логического мышления учащихся. Главная цель её - научить учащихся делать анализ условия задачи и решать до полного получения исчерпывающего ответа.
Основной результат этой работы - формирование у учащихся умения мыслить самостоятельно, а это качество лежит в основе любого творческого процесса.
С 2002 года я работаю над проблемой эффективной подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по математике. Ведущей идеей опыта является формирование нестандартного математического мышления школьника средствами предмета через развитие его творческого потенциала, включение в активную исследовательскую и преобразовательскую деятельность по овладению математическими знаниями, принципами и приемами математического сознания. В процессе реализации ведущей идеи решается следующий комплекс задач:
1. Конструирование содержания математического образования с учетом принципов преемственности, научности.
2. Отбор и разработка системы проблемных вопросов, творческих и практических исследовательских заданий, дидактических материалов и рабочих тетрадей для учащихся, их органичное включение в учебную деятельность.
3. Создание условий для самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской практической деятельности учеников.
Эти задачи необходимо решать, используя такие виды и формы работы, как:
— эвристическая беседа;
—математические задачи творческого и исследовательского характера;
— выдвижение гипотез, поиск решений на основе анализа гипотез;
— игры-ситуации, игры-имитации;
— коммуникативные игры;
— поисково-творческие и исследовательские задания.
Эффективными являются такие формы проведения уроков: урок-игра; урок-семинар; урок-практикум; урок-лекция; урок-исследование, применение мультимедийных и компьютерных программ и презентаций.
Важно использовать современные методы активизации познавательной деятельности (проблемный, блоковый, игровой, поисковый), которые позволяют активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивать мыслительные способности, использовать виды контроля, повышающие эффективность усвоения учебного материала: тесты, рефераты, исследовательские работы, творческие работы. Неоценима роль компьютера и Интернета.
Эффективность опыта работы подтверждается результатами ЕГЭ: все выпускники подтвердили годовые оценки.
2008 - 2009 учебный год
Учебный предмет | Баллы/ количество выпускников, набравших соответствующий тестовый бал | Всего уч-ся | Средний бал | ||||||||
математика | 38 | 47 | 52 | 55 | 62 | 64 | 66 | 70 | 82 | 20 | 60 |
2 | 3 | 1 | 4 | 2 | 5 | 2 | 1 | 0 |
2009 – 2010 учебный год
Учебный предмет | Баллы/ количество выпускников, набравших соответствующий тестовый бал | Всего уч-ся | Средний бал | |||
математика | 21 | 48-60 | 63-71 | 73-79 | 15 | 61 |
1 | 5 | 5 | 4 |
2010 – 2011 учебный год
Учебный предмет | Баллы/ количество выпускников, набравших соответствующий тестовый бал | Всего уч-ся | Средний бал | ||||||||
математика | 41 | 52 | 56 | 60 | 63 | 66 | 68 | 70 | 82 | 20 | 62 |
1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Основной упор при подготовке учащихся к ЕГЭ я делаю на новые информационные технологии. В своей работе широко использую на уроках и на внеклассных мероприятиях возможности Интернет, компьютер, проектор которые имеются у меня в кабинете. Использую диски с учебным материалом, в частности, электронный учебник – справочник АЛГЕБРА 7–11 класс. Это издание представляет собой полный курс алгебры и адресован учащимся 7–11 классов, компьютерная программа «Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ» по математике, много различных тестовых заданий было взято в Интернете.
Пример использования ИНТЕРНЕТ при подготовке учащихся к ЕГЭ
Используется тренажер. Выбирается любая тема и к выбранной теме предлагается тест. В качестве примера выбрана тема «Решение тригонометрических уравнений». Приведен тест. Ученик выполняет тест и компьютер выдает ответ. Сложность теста возрастает с каждым последующим вопросом. По каждой теме предлагается 10 тестов.
Я считаю, что сегодня быть педагогически грамотным учителем нельзя без изучения всего обширного арсенала общеобразовательных технологий и поэтому выбрала темой самообразования «Применение общеобразовательных технологий в преподавании математики». Опытом своей работы по данной теме я делюсь со своими коллегами на заседаниях методического совета, выступала с лекциями в РИПКРО г. Черкесска и на заседании МО учителей математики г. Карачаевска. Опыт работы обобщен на уровне школьного и городского методических объединений учителей математики.
Чтобы разнообразить свои уроки, увлечь детей в мир математики, доказать, что математика - интересная, нужная и увлекательная наука, мне пришлось пролистать не мало страниц, найти и изучить современные нетрадиционные образовательные технологии. В своей работе использую опыт учителей - новаторов: Хазанкина Р. Г., Окунева А. А., а также передовые опыты учителей школ Карачаевского УО АКГО.
Важное место в моей педагогической деятельности занимает внеклассная работа по математике. Составление кроссвордов, проведение недели математики, изготовление наглядных пособий совместно с учащимися, помогает поддерживать интерес учеников к предмету.
На конкурсе методических объединений школ УО АКГО школьное МО учителей математики и физики, которым руководила Семенова З.Г. на протяжении 14 лет, занимала дважды 2-е места.
За 29 лет педагогической работы - пять лет проработала организатором внеклассной и внешкольной работы. Этот опыт мне позволяет легко общаться со всеми возрастными группами детского коллектива.
Сейчас работаю учителем математики в 5,6, 7, 8 и 11 классах, а также являюсь классным руководителем в 11 классе, где провожу большую воспитательную работу. Совместное посещение музея, походы, интересные классные часы сплотили меня с учениками. Они считают меня своим другом, делятся со мной своими радостями и огорчениями.
В процессе формирования личности особое внимание уделяю воспитанию этической культуры, так как в ней закреплены отобранные человеческие опытом нормы взаимодействия между людьми, выражены нравственные правила человеческого общежития. Чтобы ввести своих учеников в мир этических категорий, использую в воспитательной работе «Этическую грамматику для подростков». Провожу цикл бесед по темам: «Доброта и доброжелательность», «Родительский дом», «Моя будущая профессия», «Этикет на каждый день».
Педагог воздействует на эмоциональную сферу подростков путём включения в урок психологических экспериментов, тестов, элементов игры, деятельности, творчества. Окончив школу, многие ученики связали жизнь с педагогической деятельностью.
Родители учеников активно посещают родительские собрания. Провожу беседы с родителями, затрагивая важные моменты в воспитании и обучении детей.
Среди коллег пользуюсь уважением. «Требовательная доброта, живость ума, большой творческий потенциал, педагог по призванию» - так характеризуют меня коллеги.
Мои достижения:
Межрегиональная заочная олимпиада г. Москва (Диплом победителя, Аргуянов Руслан, 2006 г.)
Межрегиональная заочная олимпиада г. Москва (Диплом призера, Бостанова Земфира, 2006 г.)
2006/07 уч.г.
Математика I место г. Карачаевск Гаппоев Р. 9 класс
I место г. Черкесск
2007/08 уч.г.
Математика II место г. Карачаевск Гаппоев Р. 10 класс
2008/09 уч.г.
Математика II место г. Карачаевск Дотдаев А. 10 класс
2009/10 уч.г.
«Молодёжный математический чемпионат» (Центр развития одарённости г. Перьм)
Дотдаева Эльвира (ученица 9 класса) была награждена Дипломом регионального победителя 1 степени.
Получили сертификаты участника 23 ученика, из них заняли в районе:
1 место Долаева А. (5 кл.)
Дотдаева Э. (9 кл.)
Текеев А. (10 кл.)
Эбзеев А. (11 кл.)
2 место Савенко Н. (5 кл.)
Байчорова М. (10 кл.)
Дотдаев А. (11 кл.)
3 место Хромова В. ( 5 кл.)
Тамбиев Т. (9 кл.)
Байчоров Т. (10 кл.)
Чотчаев И. (11 кл.)
За многолетний добросовестный труд в системе образования, большой вклад в подготовку и воспитание подрастающего поколения в 2006 году награждена Почетной грамотой Президиума Народного Собрания (Парламента) КЧР. За подготовку призёра Всероссийского «Молодёжного математического чемпионата» в 2010 году награждена Дипломом, а также имеются грамоты УО АКГО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...
обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»
С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...
презентация - обобщение опыта учителя краеведения "Технология музейной педагогики как основа социализации личности"
Обобщение опыта "Технология музейной педагогики как основа социализации личности". Основные цели и задачи музейной педагогики, направления и формы работы, результативность....
Обобщение опыта учителя технологии по теме: «Развитие познавательной активности учащихся через проектный метод обучения».
В последние годы в связи с реформами в образовании, и изменениями в школьном трудовом образовании в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие позн...
Обобщение опыта учителя истории Лякутиной Татьяны Евгеньевны и обществознания по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе на тему "Путешествие по Московскому Кремлю"
Интегрированный урок по предметам математика и история....
Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»
Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...
Выступление учителя английского языка на педагогических чтениях школьного уровня с материалом из собственного педагогического опыта с применением образовательных технологий на своих уроках.
Жизнь в современном обществе требует от школьников развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя я...
Комментарии
Согласна с Вами, коллега, что
Согласна с Вами, коллега, что формирование у учащихся умения мыслить самостоятельно очень важно.