Применение образовательных технологий при формировании предметных представлений у детей с нарушением зрительных функций.
план-конспект урока по теме
Коррекционная работа с такими детьми строится на формировании предметных и зрительных представлений, обогащении знаний об окружающем мире, а начинается она с изучения эталонов формы и цвета. Дети должны твердо усвоить признаки геометрических фигур, уметь их правильно обследовать, определять сходство и отличия объемных и плоских геометрических объектов, знать цвета спектра и их характеристику.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение образовательных технологий при формировании предметных представлений у детей с нарушением зрительных функций.
Современная коррекционная педагогика располагает широким выбором методов и приемов по развитию детей с нарушениями зрения. Коррекционная работа с такими детьми строится на формировании предметных и зрительных представлений, обогащении знаний об окружающем мире, а начинается она с изучения эталонов формы и цвета. Дети должны твердо усвоить признаки геометрических фигур, уметь их правильно обследовать, определять сходство и отличия объемных и плоских геометрических объектов, знать цвета спектра и их характеристику. Коррекционные занятия должны учитывать возрастные психологические особенности детей, проводиться в доступной для детского восприятия форме, поэтому для занятий с детьми 6-7 лет я выбрала игровую деятельность. Приведу в качестве примера фрагменты коррекционных занятий направленных на усвоение детьми эталонов цвета и формы, развитие слухового и зрительного восприятия, развитие мелкой моторики .
Коррекционное занятие « Солнышко и воробушек»
Цель:
- развитие умения опознавания основных информативных
признаков объёмных геометрических тел;
- повторение пространственных понятий: «право”, “лево”, “верх”, “низ”;
Задачи:
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- совершенствование навыка ориентации на плоскости;
-отработка приёмов выделения и опознания контура; - развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие эмоциональной сферы, воображения, творческих возможностей детей;
- воспитание чуткости, дружелюбия;
Оборудование: шары, методическое пособие « Плоские геометрические фигуры», трафареты, карандаши, альбомы. Здравствуйте ребята! Сегодня, на нашем занятии мы будем слушать сказки, играть и рисовать. Вы согласны?
Послушайте, пожалуйста, сказку…
Старая Воробьиха разрешила, наконец, вылететь своему маленькому сынишке из гнезда. Порхает Воробышек да всё у матери спрашивает: “А что это? А это что такое?”
Объяснила ему мать, что такое земля, трава, деревья, куры, гуси, пруд. Но вот воробышек увидал в небе огромный огненный шар и спрашивает:
- А что это такое?
- Это солнце,- отвечает Воробьиха.
- А что такое солнце?- не унимается Воробышек.
- Ну зачем тебе это знать?- ворчливо отвечает мудрая Воробьиха.- Это огонь.
- Мне хочется знать, что такое огонь,- зачирикал Воробышек и полетел всё вверх и вверх, всё к солнцу и к солнцу.
Летел он до тех пор, пока не обжёг тоненькие пёрышки своих крыльев. Испугавшись, он возвратился. Мать ждала его не жива, не мертва.
- Ну теперь я знаю, что такое огонь,- сказал Воробышек.
- Ребята, а вы знаете, что такое огонь? (ответы) Как вы думаете, почему воробышек опалил крылышки? ( Солнце очень горячее)
- Верно, ведь солнце - это огромный горящий шар, чтобы лучше представить форму солнышка, возьмите в руки шар, есть ли у него углы?
-Что ещё в нашей жизни имеет форму шара? ( ответы детей )
- Ребята, а теперь возьмите в руки плоские геометрические фигуры, обследуйте их и найдите круг. Сравните круг и шар.
- Чем они отличаются друг от друга? Что у них общее? (ответы детей)
- Верно, круг - плоский, а шар- объёмный. А чем они похожи? (верно, у них нет углов.)
- Ребята, как мы можем изобразить солнце на бумаге, какую фигуру мы выберем? (круг)
- А если вылепим солнце из пластилина, какое геометрическое тело получится? (шар)
- Мы уже знаем почему любопытный воробушек опалил свои крылышки, а кто ещё мог опалить свои крылышки, например из насекомых? (ответы )
Верно, бабочка. Ребята, а теперь давайте немного поиграем…
А играть мы будем с нашими пальчиками.
Давайте изобразим бабочку при помощи рук.
Упражнение № 1
- Покажите ваши ладошки.
- Поверните их так, чтобы они “смотрели” на меня. ( дети ставят ладони вертикально)
- А теперь, давайте «растопырим” наши пальчики.
- А сейчас, приблизим одну ладонь к другой так, чтобы соприкасались только первые пальчики.
Итак, первые пальчики будут туловищем бабочки и поэтому старайтесь правый и левый пальчики не разъединять, иначе наша бабочка разорвётся. А остальные пальцы будут, как вы, наверное, уже догадались, крылышками. Попробуйте взмахнуть своими крылышками.
А теперь, закройте глаза и представьте солнечную полянку с множеством красивых цветов, над которыми порхают бабочки. Представили? Вы одна из этих бабочек и тоже порхаете вокруг цветов. Попробуйте, взмахните крылышками и полетайте.
Хорошо, мне ваши “бабочки” очень понравились, а теперь давайте поиграем с другой бабочкой.
Упражнение № 2
- Сожмите пальцы в кулачок.
- Выдвиньте указательный и средний пальцы и разведите их в стороны. Получается?
- А сейчас, большой и указательный пальцы соедините в кольцо.
- Остальные пальчики разведите в стороны.
А сейчас, повторим эти движения вместе со стихотворением. Вы готовы?
Бабочка- коробочка
Улетай под облачко
Там твои детки
На берёзовой ветке.
( Дети изображают бабочку, затем поднимают руки “бабочки” вверх, имитируя её полёт.)
Повторим ещё раз. Вам понравилось быть бабочками?
- Ребята, а сейчас, я попрошу вас нарисовать солнышко, воробья и бабочку. А помогут вам в этом - трафареты. Ребята, перед вами лежат трафареты солнышка, бабочки и воробья. Ребята, как вы думаете, какой трафарет нужно выбрать, чтобы нарисовать солнышко? Какой он формы? Каким цветом вы раскрасите солнышко? Почему? (дети обводят трафареты, предварительно обследовав их, определив части тела воробья и бабочки. Затем раскрашивают рисунки )
Ребята, вам понравились ваши рисунки?
Как вы думаете, после этого случая воробышек понял, что такое огонь?
Он будет слушаться свою маму?
Коррекционное занятие
“Жил на свете слонёнок.”
Цель:
развитие умения опознавания основных информативных
признаков объекта, умения различать и сравнивать
геометрические фигуры: круг, прямоугольник, овал.
Задачи:
- отработка приёмов выделения и опознания контура; - совершенствование навыка ориентации на плоскости, повторение пространственных понятий: :“право”, “лево”, “верх”, “низ”;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
-развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие эмоциональной сферы детей;
- воспитание отзывчивости, дружелюбия, доброты;
- повторение правил поведения при пожаре;
Оборудование: наборы плоских геометрических фигур для выкладывания слона, картинки с изображением слона, трафареты, фломастеры, альбомы.
Здравствуйте ребята. Я знаю, что вы очень любите слушать сказки, играть и рисовать. Поэтому сегодня, мы окунёмся в мир сказок, а затем будем играть и рисовать. Вы согласны?
Я вам прочту сказку, которая называется “Жил на свете слонёнок.”
Жил на свете слонёнок.
Это был очень хороший слонёнок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Так всё сидел слонёнок у окошка, сопел и думал, думал…
Однажды на улице пошёл дождь.
- У-у!- сказал промокший лисёнок, увидев в окошке слонёнка.- Ушастый какой! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком!
Слонёнок обрадовался и стал большим зонтиком. И лисята, и зайчата, и ежата- все спрятались под его большими ушами от дождя.
Но вот дождь кончился, и слонёнок снова загрустил, потому что не знал, кем же ему всё-таки быть. И снова он сел у окошка и стал думать.
Мимо пробегал зайчик.
- О-о! Какой прекрасный длинный нос!- сказал он слонёнку.- Вы вполне могли бы быть лейкой!
Добрый слонёнок обрадовался и стал лейкой. Он полил цветы, траву, деревья. А когда поливать больше было нечего, он очень опечалился.
Ушло на закат солнце, зажглись звёзды. Наступила ночь. Все ежата, все лисята, все зайчата улеглись спать. Только слонёнок не спал: он всё думал и думал, кем же ему быть?
И вдруг он увидел огонь! “Пожар!”- подумал слонёнок. Он вспомнил, как совсем недавно был лейкой, побежал к реке, набрал побольше воды и сразу потушил три уголка и горящий пень.
Звери проснулись, увидели слонёнка, поблагодарили его за то, что он потушил огонь, и сделали его лесным пожарником.
Слонёнок был очень горд. Теперь он ходит в золотой каске и следит за тем, чтобы в лесу не было пожара.
Иногда он разрешает зайчику и лисёнку пускать в каске кораблики.
- Ребята, что вам больше всего понравилось в сказке о слонёнке?
-Почему он вначале грустил? Представьте, что вы превратились в слоненка, изобразите, как он грустил.(дети грустят, вздыхают и т.д.) Какие чувства вы испытали сейчас? (ответы)
- Кем и чем он успел побывать ? (ответы)
- Почему слонёнок грустил из-за того, что у него не было профессии? (он хотел быть нужным )
- Какая профессия ему больше всего понравилась? Почему? (ответы)
- Что могло случиться в лесу, если бы слонёнок не потушил пенёк? (ответы)
- Как вы думаете, какими качествами характера обладал слоненок? (ответы)
- Ребята, а вы бы помогли слоненку тушить пожар? (ответы)
- По какому номеру телефона надо звонить при пожаре?(ответы)
- А сейчас, рассмотрите картинки со слоном и скажите, какие части тела есть у слона? ( голова, уши, туловище, ноги, хвост, хобот )
- Давайте сложим нашего слонёнка из геометрических фигур. Перед вами лежат различные фигуры: круги, овалы, прямоугольники. Распределите их.
- Скажите пожалуйста, сколько у вас кругов? ( 3 )
-По каким признакам вы их узнали? ( нет углов )
Они отличаются друг от друга? ( круги разные по величине )
Сколько больших кругов? ( 1 )
Сколько маленьких? (2 )
Как вы это определили, каким способом? ( наложением )
Как вы думаете, какой из этих трёх кругов мы возьмём, чтобы сделать голову слона? (большой)
Какие круги мы возьмём, чтобы сделать уши? ( маленькие )
Где будет находиться голова, т.е. большой круг? (в центре )
Где будут находиться уши? (по бокам)
Пожалуйста, расставьте фигурки.
Мы изобразили голову и уши слона, что нам ещё необходимо сделать? ( туловище )
Какая фигура подойдёт для туловища? (овал )
Приложите к голове туловище, т.е. овал.
Чем овал отличается от круга?
Какие части тела нам осталось найти? (ноги )
Какие фигурки мы можем использовать, чтобы изобразить ноги? ( прямоугольники )
Как вы узнали, что эта фигура- прямоугольник? ( 4 угла, 4 стороны, 2 стороны длиннее )
Сколько ног у слона? ( 4 )
Сколько у вас прямоугольников? ( 4 )
Как нужно расположить прямоугольник, чтобы он стал похож на ногу? Какая сторона будет находиться внизу, короткая или длинная?
Расположите, пожалуйста фигуры так, как будто это ноги слона. Слон стоит.
Молодцы. Вы все старались и у каждого получился слоник. Правда у этого слоника нет хвоста и хобота. А всё потому, что хвост - очень маленький, а хобот, как говорил Чебурашка, похож на шланг от пылесоса.
А сейчас давайте поиграем и изобразим нашего слонёнка при помощи пальчиков.
УПРАЖНЕНИЕ.
- Ребята, покажите пожалуйста правую руку, а теперь левую (дети показывают ).
- Выпрямите левую ладонь – это земля.
- А правая рука будет изображать слоника: указательный и безымянный пальцы – передние ноги.
Покажите их.
- Большой и мизинец- задние ноги.
- Поставьте слоника на “землю”, на левую ладошку.
- А теперь “вытяните” хобот – средний пальчик. Пусть слоник погуляет по вашей ладошке.
А теперь, изобразить слонёнка нам помогут фломастеры и трафареты. Давайте нарисуем нашего доброго, отзывчивого слонёнка. Кто хочет, может нарисовать ему каску, ведь он стал пожарным. Вы помните, как надо пользоваться трафаретом? Надо медленно и аккуратно обводить контур. ( воспитатель предварительно обследует с детьми трафарет, указывает где находятся те или иные части тела слона )
Мне очень понравились ваши рисунки. Я надеюсь, что вы скоро научитесь пользоваться трафаретом.
Коррекционное занятие « Радуга - дуга»
Цель: познакомить детей с основными цветами цветового
спектра;
Задачи:
- формирование навыка ориентации на плоскости;
- развитие слухового, зрительного восприятия;
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие памяти, эмоциональной сферы, образного мышления;
- развитие двигательной активности, быстроты реакции;
- приобщение детей к литературному и народному творчеству;
Оборудование: краски или полоски цветной бумаги по цветам спектра.
Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы поговорим о том, без чего наш мир был бы бесцветным. Мы поговорим о цветах. Какие вы знаете цвета? ( ответы ) Давайте их посчитаем. Сколько их? (7 )
Ребята, а вы знаете, цвета любят собираться вместе, и тогда мы видим в небе радугу.
Радуга возникает на небе во время дождя или после него, когда светит солнышко.
Вот послушайте стихи Самуила Яковлевича Маршака о радуге.
Солнце вешнее с дождём
Строят радугу вдвоём –
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счёта
Поднебесные ворота.
Радужная арка
Засверкала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву!
Блещет радуга – дуга,
Сквозь неё видны луга.
Ребята, вам понравилось стихотворение? Что вы почувствовали, слушая это стихотворение? (ответы)
- Какие эмоции оно вызывает в наших сердцах, какое настроение у этого стихотворения?
-Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он сочинял это стихотворение?
Что вам хочется делать при чтении этих строк? (ответы)
-А кто из вас видел радугу? (ответы)
- Вы наверное заметили, что цвета располагаются в определённом порядке и чтобы не запутаться люди придумали стишок, в котором первая буква каждого слова обозначает цвет. Послушайте, пожалуйста:
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
Каждый – первая буква “К” обозначает красный цвет.
Охотник – первая буква “О” обозначает оранжевый цвет.
Желает – первая буква “Ж” обозначает жёлтый цвет.
Знать – первая буква “З” обозначает зелёный цвет.
Где – первая буква “Г” обозначает голубой цвет.
Сидит – первая буква “С” обозначает синий цвет.
Фазан – первая буква “Ф” обозначает фиолетовый цвет.
Можно воспользоваться помощью детей, в зависимости от уровня их знаний.
Например: Какая первая буква в слове “охотник” ? ( о )
Как вы думаете название какого цвета начинается с этой буквы? ( оранжевый)
Что в нашей жизни бывает оранжевого цвета? ( фурма, апельсин, цветы и т.д.)
- Давайте разучим слова стихотворения. ( Воспитатель и дети разучивают повторяя каждый раз названия цветов).
- Молодцы, теперь вы знаете, в каком порядке цвета располагаются в радуге. А сейчас, давайте нарисуем свою радугу, а помогут нам краски и кисточка.
-Не забудьте, что радуга – это дуга, поэтому все линии у нас будут изогнуты.
- Давайте пальчиком в воздухе « нарисуем» дугу, а теперь попробуйте нарисовать дугу на листе бумаги.
- Хорошо, а сейчас возьмём кисточку и попробуем нарисовать радугу. Какой цвет самый первый? ( красный ) В какой части листа он будет находиться? (вверху)
( дети под руководством воспитателя, рисуют радугу, обозначая каждый раз местонахождение цвета )
( если дети по различным причинам не могут рисовать красками, то можно предложить им сложить радугу из 7 полосок разных цветов).
Молодцы, вы хорошо справились с заданием и у вас получилась замечательная радуга.
Ребята, когда в небе появляется радуга – все радуются и поют песенки:
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей.
По траве босиком,
Прямо в небо пешком.
Ладушки! Ладушки!
По радуге по радужке,
По цветной дуге
На одной ноге.
Вниз по радуге верхом
И на землю кувырком.
- Ребята, давайте поиграем! Я буду петь эту песенку ( кто хочет может подпевать ) , а вы, будете делать следующие движения: когда прозвучат слова “выбегай из дверей” , вы будете “открывать дверь”.
- Все умеют открывать дверь? Покажите.
- Когда прозвучат слова “по траве босиком”- снимайте обувь. Покажите эти движения.
- Когда прозвучат слова “прямо в небо пешком”- маршируйте на месте. Все умеют маршировать? Покажите.
-Когда прозвучат слова “Ладушки, ладушки по радуге по радужке, по цветной дуге”- вы играете в ладоши друг с другом. Покажите, все умеют играть в ладоши?
- Когда вы услышите слова “на одной ноге”, то тут же прыгайте то на правой ноге, то на левой. Покажите, как вы умеете прыгать.
- Когда вы услышите слова “и на землю кувырком”- садитесь на корточки.
- А теперь, давайте очень медленно повторим все движения.
- Повторим все движения под музыку.
Хижняк Надежда Николаевна
Воспитатель школы - интерната 3-4 вида
г. Армавира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения.
Статья "Особенности формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения" была опубликована сборнике "Сопровождение детей с особенностями развития в образовательном процессе ДОУ".-Сборник...
Доклад на тему: «Формирование ключевых компетентностей у детей с нарушениями слуха во внеурочное время с применением игровых технологий».
Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий....
Доклад на тему: «Формирование ключевых компетентностей у детей с нарушениями слуха во внеурочное время с применением игровых технологий».
Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий....
Развитие зрительного восприятия и формирование предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста
Из опыта работы учителя- логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими диагноз амблиопия, косоглазие, в условиях группы компенсирующей направленно...
Открытое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения в старшей группе
Открытое индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с использованием современных педагогических технологий....
Кружок "Макраме" в воспитании детей, имеющих нарушение зрительной функции
В статье содержится краткая информация о возникновении узелкового плетения и влиянии техники "макраме" на развитие личности воспитанников с нарушением зрительной функции...
Урок в 9 классе «Использование современных образовательных технологий при формировании предметных компетенций в условиях осуществления индивидуального и дифференцированного подхода».
Урок по теме "Кино" может предшествовать или завершать знакомство учащихся с фильмом "Intouchables" ("Один плюс один"). Читая аутентичный текст учащиеся получают информац...