Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г.о. Саранск Дружевецкой Елены Николаевны
опыты и эксперименты

Мой опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством работы с бросовым материалом для развития творческих способностей, обуславливающих в дальнейшем у участников урочной и внеурочной деятельности конкурентоспособность в современном постоянно меняющемся мире.

Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые:

-готовы к осуществлению творческого подхода в обучении и воспитании,

-готовы выйти за рамки программного материала,

-способны к саморазвитию, изучая инновационные технологии,

-не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_dekor_iskusstva_otkrurok.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта  учителя изобразительного искусства МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г.о. Саранск

Дружевецкой Елены Николаевны

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.

Э. Фромм

 Тема инновационного опыта

Развитие творческих способностей школьников в процессе обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в рамках ФГОС.

1.   Актуальность и перспективность опыта

    Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.        

      Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

      Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

       Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе нужно учить творчеству.

      Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

      И с первых дней обучения учащихся в школе я стараюсь сделать их творцами учебно-воспитательного процесса.

2. Концептуальность опыта

      Чтобы создать условия, способствующие формированию творческих способностей, развитию духовно богатой личности, необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

      Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:

- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

- находить нестандартные решения любых возникающих проблем;

- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

    Новизна моего опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес к учебе.

3 . Наличие теоретической базы опыта.

             В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из самых   актуальных. Однако до сих пор проблема остаётся наименее изученной в теории и недостаточно представленной в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытностью механизмов творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.

Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.

        Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что «развить способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости».

Творчество воспитывает и развивает. Не случайно все выдающиеся мыслители планеты способность творить считают стержневым качеством. Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что «развить способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости».    

        Изучив литературу по проблеме «Развитие творческих способностей школьников», я убедились, что проблема привлекает к себе внимание учителей, ученых, таких как: Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Л.В., И.П. Волков, Т.В., Б.М. Неменский, Р.С. Немов. Они придают большое значение развитию творческой личности. При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.  А также я активно изучаю и использую в своей работе Интернет-ресурсы такие как Электронный научный журнал "Педагогика искусства"/http://www.art-education.ru/AE-magazine/for-authors.htm/, Портал "Сеть творческих учителей"/http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com/, Сайт Института художественного образования /http://www.art-education.ru// и др.

      18 лет я работаю по развивающей программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского, с 2012 года я начала работать по образовательной системе ФГОС, а также активно использую возможности внеурочной деятельности.        

      В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

        Модель педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

        Занятия по направлениям внеурочной деятельности обучающихся первой ступени должны в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального и общего образования (ФГОС НОО).  

      Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных традиций.

 Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

  • усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
  • организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;
  • выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширить рамки общения с социумом;
  • воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.      

Данные теоретические положения стали основой моего опыта.

4. Ведущая педагогическая идея.

    Ведущая педагогическая идея – развитие целостной гармоничной личности школь-ника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.  Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика.

Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Основными постулатами является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости.

5. Оптимальность и эффективность средств.

      В.А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

         И с первых дней обучения мои дети путешествуют в мир искусства, по культурам разных стран, открывают особенности художественного языка различных видов искусства выполняют различные творческие задания.  Большую помощь в этом оказывают, используемые мной УМК по каждому классу. (учебники: Л.А.Неменская. изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс; Е.И.Коротеева. изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс; изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс; Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Каждый нарож – художник. 4 класс,  Изобразительное искусство. 5 класс. Н.А. Горяева, О.В. Островская, Изобразительное искусство. 6 класс. Л.А. Неменская, Изобразительное искусство. 7 класс. А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. Пособия для учащихся:

Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс; Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс; Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс.)

В процессе художественного воспитания я реализую принцип преемственности прежде всего в следующем:

- календарно-тематическом планирование по программе Б.М. Неменског);

- использование педагогических технологий:

1) культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения

2) по интересам детей (И.Н. Закатова);

3) технология гуманно-личностная (Ш.А. Амонашвили);

4) технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков);

5) коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).

          Необходимость решать   проблему развития творческих личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Проектный метод я ввожу в 3 классе по теме «Мой музей искусств», в 5 классе по теме «История декоративного искусства», проект «Создай свою матрешку», коллективный проект «На балу у Золушки» и др. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

           Урок изобразительного искусства это всегда интегрированный урок. Я активно включаю в урок изображения произведений искусства, музыкальные произведения, сообщения детей, приготовленные самостоятельно на основе материалов научной, художественной литературы.      Путей развития творческих способностей ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика бесспорно - один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Ученики с интересом исследуют историю возникновения того или иного вида и жанра искусства, того или иного художественного образа, влияние искусства на жизнь человека.

     Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления.  Ребусы, кроссворды на различные темы, викторины. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.  

     В процессе обучения и воспитания школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. Эффективным методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток, музыкотерапии, цветотерапии, пальчиковых игр, релаксационных пауз на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

            Особое место в учебном процессе отвожу детским творческим работам (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), особенно выставочным рисункам и поделкам из различных материалов, так как считаю, что это бесценный материал для формирования личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сферы). Творческие работы позволяют просматривать динамику роста в развитии творческих способностей учащихся, узнавать не только внутренний мир ребенка, но и его интересы, степень его наблюдательности, являются показателем общего развития ребёнка.    

     Такое направление работы развивает у школьников творческий поиск, умение отбирать нужный материал, самостоятельно добывать знания.

          Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

        Дифференцированное обучение - главное направление работы, так как оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих, и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие которых заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными возможностями и способностями.

Поскольку в классе я работаю одновременно с учащимися различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться, мною разработана система заданий разного уровня трудности Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа по парте или в группе. А то, что представляет сложность для конкретной группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране искусства.

Незаменимым помощником учителя является программа Power Point, позволяющая готовить мультимедийные презентации к урокам по любому предмету. Используя слайд–фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, владеющими разной степенью освоения учебного материала. Я использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации.

     Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку.  Традиционными стали: конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок, конкурсы знатоков искусства.  

Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более высоких результатов.

       Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности. Учебная и внеучебная деятельность школьников помогает развитию творческих способностей последних.

6. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)

    Мои ученики активно осваивают образовательное пространство школы, города, республики, страны. Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются на результатах обучения, участия в конкурсах различного уровня (это видно из таблицы)

Мониторинг результативности учебного процесса

по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

год

2009-2010

уч.г.

2010-2011

уч.г.

2011-2012

уч.г.

2012-2013

уч.г.

2013-2014

уч.г.

Итого

средний показатель

за 5 лет, в %

классы

5

6

7

5

6

7

5

6

7

5

6

7

5

6

7

Качество знаний,

в %

78

81

69

77

85

83

88

75

84

78

87

85

74

89

91

81.6

Уровень обуч-ти,

 в %

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Средний балл

4.3

4.6

4.2

4.4

4.5

4.4

4.6

4.1

4.3

4.5

4.7

4.6

4.4

4.6

4.8

4.4

Мониторинг результативности учебного процесса по ИСКУССТВУ

год

2009-2010

 уч.г.

2010-2011

уч.г.

2011-2012

уч.г.

2012-2013

уч.г.

2013-2014

уч.г.

Итого

средний показатель

за 5 лет, в %

класс

8

А

8

Б

9

А

8

А

9

А

9

Б

8

А

9

А

8

Г

8

Д

9

В

9

Г

8

Г

8

Д

9

Г

9

Д

Качество знаний,

в %

96

92

80

82

86

72

93

82

80

92

65

82

79

76

78

84

76.5

Уровень

 обуч-ти,

в %

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Средний

 балл

4.5

4

4.6

3.9

4.2

4

4.3

4.6

8.5

4.6

3.8

4.6

4.4

4.4

4.5

4.7

4.5

Мониторинг результативности учебного процесса по МХК

год

2009-2010

уч.г.

2010-2011

уч.г.

2011-2012

уч.г.

2012-2013

уч.г.

2013-2014

уч.г.

Итого

средний показатель

за 5 лет, в %

класс

10

А

10

Б

11

А

10

А

10

Б

11

А

11

Б

10

А

11

А

11

   Б

10А

10

Б

11

Б

 10

Б

11

А

11

Б

Качество знаний,

в %

68

77

86

69

70

79

88

68

70

76

69

76

85

72

71

84

75

Уровень

 обуч-ти,

в %

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Средний

 балл

3.9

4

4.3

3.9

4.4

4.5

4.6

3.7

4.1

4.3

3.8

4.4

4.6

4.4

4.3

4.6

4.2

Результаты внеурочной деятельности учащихся

 2009– 2010 учебный год

Название конкурса

уровень

результат

Ф.И.уч-ся

Республиканский конкурс рисунков и плакатов «Скажи наркотикам – нет!»

Республика

I место

II место

Обручникова Анастастя

Кондратьева Кристина

Городской конкурс юных мастеров художественного творчества «Легенды древней Мордвы» номинация «Изобразительное искусство»

город

II  место

Тюрин Алексей

VI  Всероссийский конкурс детского творчества на противопожарную тематику

Россия

I место

Кондратьева Кристина

Городской конкурс-выставка «Новогодняя фантазия»

город

II  место

III место

Мурадян Лиана

Маврина Мария

VI I Республиканский конкурс детского творчества на противопожарную тематику

Республика

III место

Макаров Дмитрий

X Республиканский конкурс молодёжных проектов и творческих работ «Калейдоскоп профессий»

Республика

II место

Баляйкина Вера

                                        2010-2011 учебный год

Название конкурса

уровень

результат

Ф.И учащегося

VI Всероссийский конкурс

детского творчества на противопожарную тематику

Россия

I место

Кондратьева Кристина

VII Всероссийский конкурс

детского творчества на противопожарную тематику

Россия

II место

Кондратьева Кристина

Республиканский фестиваль

детского творчества по безопасности дорожного движения «Дорожный калейдоскоп»

Республика

II место

Маврина Мария

VII Республиканский конкурс детского творчества на противопожарную тематику

Республика

II место

Кондратьева Кристина

XI Республиканский конкурс

 «КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ»

Республика

III место

Жигунов Максим

Городской конкурс

 «НОВОГОДНЯЯ ФАНТАЗИЯ»

Город

I место

Суркова Алиса

Городской конкурс рисунков и плакатов «Сохраним мордовские леса»

Город

I место

I место

Кондратьева Кристина

Ошкина Алена

Ковалева Юлия

Баляйкина Вера

Городской конкурс

 «Дары земли мордовской»

Город

I место

Баляйкина Вера

Мурадян Лиана

Городской конкурс

детского рисунка «Космос глазами детей»

Город

II место

Суркова Алиса

2011-2012 учебный год

Название конкурса

уровень

результат

Ф.И учащегося

XII республиканский конкурс молодёжных проектов и творческих работ «Калейдоскоп профессий»

Республика

II место

Баляйкина Вера

IX Республиканский конкурс

детско-юношеского творчества по пожарной безопасности

Республика

III место

III место

III место

Мурадян Лиана

Баляйкина Вера

Ковалёва Юлия

Ошкина Алёна

Городской творческий конкурс

 «Новогодняя фантазия»

Город

III место

Баляйкина Вера

2012 – 2013 учебный год

Название конкурса

уровень

результат

Ф.И учащегося

Всероссийский детский конкурс «Святые заступники Руси»

Россия

Мавеева Наталья

Республиканский конкурс «КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ»

Республика

II место

Тишкина Анна

Городской конкурс композиций

из природного материала «ДАРЫ ЗЕМЛИ МОРДОВСКОЙ»

Город

III место

III место

Михайлик Анастасия

Подзубанова Елизавета

Городской конкурс

«НОВОГОДНЯЯ ФАНТАЗИЯ»

Город

III место

Подзубанова Елизавета

Городской конкурс «ДОНОРСТВО КРОВИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

Город

II место

II место

III место

Подзубанова Екатерина

Касимова Дарья

2013 – 2014 учебный год

Название конкурса

уровень

результат

Ф.И учащегося

Региональный конкурс «Живая вода»

Регион

I место

Беляйкина Виктория

Региональный конкурс «Мы – вмести»

Регион

Победитель

Победитель

Призер

Призер

Призер

Тишкина Анна

Маланчева Екатерина

Ошкина Алена

Нудина София

Дмитроченко Руслан

Республиканский конкурс «КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ»

Республика

II место

Маскинскова Ульяна

Городской конкурс «Дедушка и бабушка»

Город

II место

II место

Ежова Татьяна

Дёмина Анастасия

Городской конкурс «Шлем – всему голова»

Город

I место

I место

II место

III место

Суркова Алиса

Тишкина Анна

Маскинскова Ульяна

Нефёдова Эвелина

Городской конкурс «Лица войны»

Город

I место

III место

Казакова Юлия

Маскинскова Ульяна

Городской конкурс «Новогодняя фантазия»

Город

II место

Михайлик Анастасия

Городской конкурс «Сохраним мордовские леса»

Город

II место

Дмитроченко Руслан

7. Возможность тиражирования

     Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, города, республики, участвую в работе семинаров    провожу открытые уроки, посещаю уроки молодых специалистов с целью оказания методической помощи. Материалы опыта выставлены на сайте образовательного учреждения http://.schoolrm.ru\schools\sc35sar , на личном сайте  http://nsportal.ru/druzhevetskaya-e-n , на сайте http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/87951.html 

В заключение

«В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть красоту земли призван, прежде всего, учитель».     (Антуан де Сент-Экзюпери)

Мой опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством работы с бросовым материалом для развития творческих способностей, обуславливающих в дальнейшем у участников урочной и внеурочной деятельности конкурентоспособность в современном постоянно меняющемся мире.

Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые:

-готовы к осуществлению творческого подхода в обучении и воспитании,

-готовы выйти за рамки программного материала,

-способны к саморазвитию, изучая инновационные технологии,

-не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат.

8. Список использованной литературы.

•        Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

•        Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.// Начальная школа. - 1994. - №11. - С.22-24.

•        Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999г.

•        Афонина Р. М. Развитие творческого мышления учащихся в процессе

выполнении экспериментов/Журнал «Начальная школа». 2007 № 6, с. 56-60.

•        Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. − М: Педагогика, 1991.  

•        Комаров Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. - М.,1998;

•        Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М. 1987;

•        Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. – М.: Высшая школа, 2000.

•        Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе: Книга для учителя– М.: Просвещение,2006.-176с.;

•        Новое время - новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика. Сб. статей, посвященных 100-летию со дня рождения Л. В. Занкова.//Самара, 2001.

•        Степановская В. М. Воспитание творчеством.//Журнал «Начальная школа». 2007 № 6, с. 60-62.

•        Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. - 563 с

•        Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в

системе образования. – М.: Академия, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя искусства, МХК МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г.Саранска Долгачевой Елены Николаевны

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАучителя искусства, МХКМОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г.СаранскаДолгачевой Елены НиколаевныИспользование системно- д...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя математики ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Кувшиновой Елены Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта«Использование элементов национально-регионального компонента на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида»....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя основ права МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск» Саввиновой Елены Дмитриевны По теме: «Использование информационных технологий для повышения уровня п

Процесс формирования правовой культуры обучающихся осуществляется в условиях модернизации российского образования, реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования,...


 

Комментарии