Самообразование
статья по теме
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью», - сказал Л.Н.Толстой. И с ним можно только согласиться, так как учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие.
Но как научить своих учеников учиться, мыслить самостоятельно и вслушиваться в слово, понимать смысл? Выход один: нужно дать ребятам возможность самим искать ответ. Значит нужно научить их думать.
Научившись думать самостоятельно, ученики сами смогут овладеть знаниями и анализировать проблемы.
Размышляя, таким образом, я пришла к выбору темы по самообразованию: «Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация самообразования | 1.37 МБ |
статья к презентации | 31.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема самообразования на 2008-2012 учебные года: «Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики»
Цели самообразования: Создать условия для успешного обучения учащихся на уроках математики. Отработать с учащимися технологию самостоятельной работы с учебником при подготовке домашнего задания. Стимулирование интереса к самостоятельной деятельности. Систематическое проведение самостоятельных работ на этапах повторения и закрепления изучаемого материала.
Задачи: Разнообразить методы обучения с внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке; Совершенствовать формы, методы контроля и оценку знаний, умений и навыков учащихся; Осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
Содержание деятельности: Изучение литературы по теме. Изучение состояния избранной темы в практике работы. Проектирование собственной деятельности по самообразованию. Опытно- экспериментальная апробация собственных проектов самообразования.
Раздел№1 Изучение литературы по теме
Уровень развития класс кол-во уч-ся высокий уровень средний уровень низкий уровень 5а 20 1 16 3 5б 20 1 13 5 7б 22 2 11 8
Раздел№2 Изучение состояния избранной темы в практике работы
Обеспечение каждому ученику условий для максимального развития способностей. 2. Составление самостоятельных и контрольных работ.
Методы работы: устный; словесно-графический; наглядный; практический.
Приёмы: Устные контрольные работы; Математические и геометрические диктанты; Тесты; Практические работы; Задачи по готовым чертежам.
Средства обучения: Таблицы, учебник, схемы, модели фигур; Чертёжные инструменты; Карточки для устной и письменной работы; Дополнительную и справочную литературу.
Виды самостоятельных работ: обучающие; тренировочные; закрепляющие; повторительные; развивающие; творческие
Виды проверки: предварительная; текущая; периодическая; итоговая.
Результаты входных срезов 2009-2010 учебного года Входной срез знаний Итоговый срезы знаний 5 4 3 2 5 5 4 3 2 % 6А - 10 5 2 59 2 10 4 1 67 6Б 5 5 4 4 56 1 9 4 3 59 8Б 3 6 6 4 47 2 7 9 2 45
Качество знаний 2-4 четверти 2008-2010 учебных годов четверть 5а 5б 6а 6б 2 63% 65% 48% 62% 4 63% 68% 47% 57%
Сравнительный анализ качества знаний Тест Контрольная работа Тема: Свойства степени с натуральным показателем «5» «4» «3» «2» % «5» «4» «3» «2» % 7а 3 11 3 - 82% - 11 5 - 69% Решение уравнений второй степени 9б 4 6 10 2 45% 3 7 10 3 43%
Качество знаний за 2008-2010 учебные года Качество знаний 55% 2008-2009 Качество знаний 50% 2009-2010 5а 55% 6а 47% 5б 68% 6б 62% 7б 41% 8б 41%
Раздел№3 Проектирование собственной деятельности по самообразованию
Посетить открытые уроки и внеклассные мероприятия у коллег школы. Пройти переподготовку при АКИПКРО. Выступить с обменом опыта на МО учителей математики.
Раздел №4 Опытно-экспериментальная апробация собственных проектов самообразования
Дать открытый урок, применяя организацию самостоятельной работы. Сделать обобщение своего опыта по данной теме самообразования и выставить на сайт «Творческий учитель» в 2011-2012 учебном году.
Самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Оно присуще в той или иной степени каждому из нас.
Предварительный просмотр:
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью», - сказал Л.Н.Толстой. И с ним можно только согласиться, так как учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие.
Но как научить своих учеников учиться, мыслить самостоятельно и вслушиваться в слово, понимать смысл? Выход один: нужно дать ребятам возможность самим искать ответ. Значит нужно научить их думать.
Научившись думать самостоятельно, ученики сами смогут овладеть знаниями и анализировать проблемы.
Размышляя, таким образом, я пришла к выбору темы по самообразованию: «Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики».
Для работы по данной теме поставила перед собой цели:
- Создать условия для успешного обучения учащихся на уроках математики.
- Отработать с учащимися технологию самостоятельной работы с учебником при подготовке домашнего задания.
- Стимулирование интереса к самостоятельной деятельности.
- Систематическое проведение самостоятельных работ на этапах повторения и закрепления изучаемого материала.
Анализируя свои уроки, пришла к выводу, что самостоятельная работа должна занимать от 12 до 88% времени урока. Поэтому для управления процессом познания были выделены конкретные задачи:
- разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;
- совершенствовать формы, методы контроля и оценку знаний, умений и навыков учащихся;
- осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
Уверена, что правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развитие самостоятельности учащихся.
Содержание своей деятельности по самообразованию я поделила на разделы:
- Изучение литературы по теме.
- Изучение состояния избранной темы в практике работы.
- Проектирование собственной деятельности по самообразованию
- Опытно- экспериментальная апробация собственных проектов самообразования.
Раздел №1
Изучение литературы по теме
Начала свою работу по теме с изучения литературы и с подбора форм, методов и способов обучения самостоятельной работе. Было проведено анкетирование с целью выявления отношения учащихся к математике: обучая в 2008-2009 учебном году 62 учащихся, 22 из них проявляют интерес к изучению математики. Проанализировав состояние развития мыслительных способностей, выявила уровень творческого потенциала каждого ученика.
класс | количество учащихся | высокий уровень развития | средний уровень развития | низкий уровень развития |
5а | 20 | 1 | 16 | 3 |
5б | 20 | 1 | 13 | 5 |
7б | 22 | 2 | 11 | 8 |
Раздел№2
Изучение состояния избранной темы в практике работы.
- Обеспечение каждому ученику условий для максимального развития способностей.
Для этого использую различные приемы работы с учеником. На занятиях ориентируюсь на всех учащихся в целом и на каждого в отдельности, имея в виду общие знания. Считаю, что такой подход побуждает к работе слабого ученика и стимулирует сильного.
Для этого выбираю разные методы работы:
- устный;
- словесно-графический;
- наглядный;
- практический.
Каждый из них реализуется в системе приемов, таких как: устные контрольные работы, математические и геометрические диктанты, практические работы, тесты,задачи по готовым чертежам. Для этого использую дифференцированные средства обучения: таблицы, учебник, схемы, модели фигур, чертежные инструменты, карточки для устной и письменной работы, дополнительную и справочную литературу.
Провожу самостоятельные работы, которые различаются:
- по дидактическим целям:
- обучающие;
- тренировочные;
- закрепляющие;
- повторительные;
- развивающие;
- творческие.
- по степени индивидуальности:
- общеклассные (по вариантам, дифференцируемые);
- групповые (в группах, парах);
- индивидуальные.
- по источнику и методу приобретения знаний:
- работа с книгой (в классе, дома);
- решение и составление задач;
- практические работы;
- подготовка докладов, рефератов.
- по месту выполнения:
- классные;
- домашние.
- по форме выполнения:
- устные;
- письменные;
- тесты.
- по виду проверки:
- предварительная;
- текущая;
- периодическая;
- итоговая.
Все эти виды работы помогают устанавливать связь между новым материалом и ранее изученным. Навыки, полученные учеником в процессе самостоятельной работы, используются им в решении задач, в работе с учебником в классе и дома.
В начале учебного года провожу входные контрольные срезы, а в конце итоговые. Анализируя результаты срезов, можно проследить общую картину об изменении в знаниях, умениях и навыках.
Результаты входных и итоговых срезов за 2009-2010 учебный год
класс | Входной срез знаний | Итоговый срез знаний | ||||||||
«5» | «4» | «3» | «2» | качество | «5» | «4» | «3» | «2» | качество | |
6а | - | 10 | 5 | 2 | 59% | 2 | 10 | 4 | 2 | 67% |
6б | 5 | 5 | 4 | 4 | 56% | 1 | 9 | 4 | 3 | 59% |
8б | 3 | 6 | 6 | 4 | 47% | 2 | 7 | 9 | 2 | 45% |
По результатам исследований, проведённых мною по 2 и 4 четвертям в период с 2008 по 2010 год( 5-6 класс), качество знаний остаётся стабильным:
класс | 5а | 5б | 6а | 6б | 7а | 7б |
2чет | 63% | 65% | 58% | 62% | ||
4чет | 63% | 68% | 47% | 57% |
Мои ученики постоянно выступают с исследовательскими работами: в 2009 году Широкова Аня (5а кл) с исследовательской работой «Пластиковый бум» выступала на районном конкурсе исследовательских работ «Будущее Алтая» заняла 2 место, в 2010 году с исследовательской работой «С математикой за столом» стала лауреатом школьного конкурса, а Белоус Таня (8 бкл) с работой « Золотое сечение в изделиях Колыванского камнерезного завода» стала лауреатом районного конкурса исследовательских работ «Будущее Алтая».
Учащиеся принимают активное участие в Межрегиональной заочной физико-математической олимпиаде. В 2008 году работа Михайленко Кати (7б кл) вошла в 15% лучших работ математического тура олимпиады; в 2008 году 11 учащихся принимали участие во Всероссийском конкурсе «КИТ». Волкова Лиза заняла 1 место в школе, Радченко Настя – 2 место в школе. В 2009 году 15 учащихся приняли участие во Всероссийском конкурсе «Кенгуру». Михайленко Катя заняла 1 место в школе и 4 место в районе; Филатова Вика – 2 место в школе и 5 место в районе.
15 учащихся 6а и 6б классов в 2009-2010 учебном году занимались в заочной математической школе «Школа плюс». Все получили сертификаты. Обучение продолжают и в этом учебном году.
- Составление самостоятельных и контрольных работ, тематических тестов, зачётных работ и математических диктантов.
Мною составлены и систематизированы по темам самостоятельные, контрольные работы и тестовые задания с разными уровнями сложности. Провожу их с диагностикой результатов деятельности учащихся. Не всегда при диагностике результаты удовлетворяют меня. Не все учащиеся справляютсяся с заданиями в полной мере. Причина в том, что у многих учащихся имеются пробелы в знаниях, в развитии мышления, внимания и памяти, которые постоянно приходиться восстанавливать, организуя индивидуальный подход к учащимся на уроках математики.
Сравнительный анализ качества знаний теста и контрольной работы
Тест | Контрольная работа | |||||||||
Тема: | Свойства степени с натуральным показателем | |||||||||
7а | «5» | «4» | «3» | «2» | качество | «5» | «4» | «3» | «2» | качество |
20 | 3 | 11 | 3 | - | 82% | - | 11 | 5 | - | 69% |
Самостоятельная работа | Контрольная работа | |||||||||
Тема: | Решение уравнений второй степени | |||||||||
9б | «5» | «4» | «3» | «2» | качество | «5» | «4» | «3» | «2» | качество |
26 | 4 | 6 | 10 | 2 | 45% | 3 | 7 | 10 | 3 | 43% |
Причину вижу в том что, тест даётся с выбором ответа и проводится сразу при изучении данной темы на этапах повторения или закрепления, а контрольная работа проводится после изучения всей темы. Учащиеся не могут воспроизвести в памяти весь изученный материал, так как имеют низкий уровень развития:
7а кл – 3 уч-ся, 9б кл – 10уч-ся
Всё это позволяет мне развивать личность ребёнка в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определённых успехов в учёбе.
Качество знаний за 2008-2010 учебный год
55% | 2008-2009 | 50% | 2009-2010 |
5а | 55% | 6а | 47% |
5б | 68% | 6б | 62% |
7б | 41% | 8б | 41% |
Раздел №3
Проектирование собственной деятельности по самообразованию
- Посетить открытые уроки и внеклассные мероприятия у коллег школы.
За 2008 – 2010 учебные года мною были посещены открытые уроки у Янес С.Ю., Лихненко И.Н., Мамаевой Г.А., Юшковой К.В.
- Пройти переподготовку при АКИПКРО.
Курсовой материал ( 2008 год «Реализация личностно ориентированного компетентного подхода в профессиональной деятельности учителя предметника преподающего дисциплины естественно научного цикла ОУ»), не только повысил мой теоретический уровень, но и дал возможность систематизировать накопленный опыт и глубже понять знания компетентного подхода в обучении школьников.
- Выступить с обменом опыта на МО учителей математики.
Раздел №4
Опытно – экспериментальная апробация собственных проектов самообразования
- Дать открытый урок, применяя организацию самостоятельной работы.
Открытый урок «Путешествие по Завьяловскому району по теме: Решение уравнений» 7б класс.
- Сделать обобщение своего опыта по данной теме самообразования и выставить на сайт «Творческий учитель» в 2011-2012 учебном году.
Процесс обучения – всегда процесс творческий. Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:
- Одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является организованная система работ;
- Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников;
- Связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность учащимся самим ликвидировать пробелы, расширять знания, творчески применять их в решении различных задач;
- Контроль за выполнением таких работ содействует организации тематического учета знаний, помогает мобилизовать деятельность, способствует развитию мышления школьников.
Итак, самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Оно присуще в той или иной степени каждому из нас.
Как будет вести себя человек, столкнувшись с незнакомым, неизведанным и непонятным? Один обойдет стороной, другой понаблюдает издалека, а кто-то попробует проникнуть в глубину и разобраться. Вот тут-то ему и пригодятся воля, навыки, мужество и самостоятельность. Чтобы дойти до конца. И если мои ученики дойдут до конца, значит, в этом есть и моя заслуга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...
План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...
Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...
План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)
Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...
Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"
Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...
Программа самообразования / План самообразования
Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...
Программа самообразования / План самообразования
Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные технологии обучения в работе учите...