Самообразование
статья по теме

Юдакова Ольга Витальевна

   «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью», - сказал Л.Н.Толстой. И с ним можно только согласиться, так как учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие.

   Но как научить своих учеников учиться, мыслить самостоятельно и вслушиваться в слово, понимать смысл? Выход один: нужно дать ребятам возможность самим искать ответ. Значит нужно научить их думать.

Научившись думать самостоятельно, ученики сами смогут овладеть знаниями и анализировать проблемы.

Размышляя, таким образом, я пришла к выбору темы по самообразованию: «Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л.Н.Толстой

Слайд 2

Тема самообразования на 2008-2012 учебные года: «Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики»

Слайд 3

Цели самообразования: Создать условия для успешного обучения учащихся на уроках математики. Отработать с учащимися технологию самостоятельной работы с учебником при подготовке домашнего задания. Стимулирование интереса к самостоятельной деятельности. Систематическое проведение самостоятельных работ на этапах повторения и закрепления изучаемого материала.

Слайд 4

Задачи: Разнообразить методы обучения с внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке; Совершенствовать формы, методы контроля и оценку знаний, умений и навыков учащихся; Осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Слайд 5

Содержание деятельности: Изучение литературы по теме. Изучение состояния избранной темы в практике работы. Проектирование собственной деятельности по самообразованию. Опытно- экспериментальная апробация собственных проектов самообразования.

Слайд 6

Раздел№1 Изучение литературы по теме

Слайд 7

Уровень развития класс кол-во уч-ся высокий уровень средний уровень низкий уровень 5а 20 1 16 3 5б 20 1 13 5 7б 22 2 11 8

Слайд 8

Раздел№2 Изучение состояния избранной темы в практике работы

Слайд 9

Обеспечение каждому ученику условий для максимального развития способностей. 2. Составление самостоятельных и контрольных работ.

Слайд 10

Методы работы: устный; словесно-графический; наглядный; практический.

Слайд 11

Приёмы: Устные контрольные работы; Математические и геометрические диктанты; Тесты; Практические работы; Задачи по готовым чертежам.

Слайд 12

Средства обучения: Таблицы, учебник, схемы, модели фигур; Чертёжные инструменты; Карточки для устной и письменной работы; Дополнительную и справочную литературу.

Слайд 13

Виды самостоятельных работ: обучающие; тренировочные; закрепляющие; повторительные; развивающие; творческие

Слайд 14

Виды проверки: предварительная; текущая; периодическая; итоговая.

Слайд 15

Результаты входных срезов 2009-2010 учебного года Входной срез знаний Итоговый срезы знаний 5 4 3 2 5 5 4 3 2 % 6А - 10 5 2 59 2 10 4 1 67 6Б 5 5 4 4 56 1 9 4 3 59 8Б 3 6 6 4 47 2 7 9 2 45

Слайд 16

Качество знаний 2-4 четверти 2008-2010 учебных годов четверть 5а 5б 6а 6б 2 63% 65% 48% 62% 4 63% 68% 47% 57%

Слайд 17

Сравнительный анализ качества знаний Тест Контрольная работа Тема: Свойства степени с натуральным показателем «5» «4» «3» «2» % «5» «4» «3» «2» % 7а 3 11 3 - 82% - 11 5 - 69% Решение уравнений второй степени 9б 4 6 10 2 45% 3 7 10 3 43%

Слайд 18

Качество знаний за 2008-2010 учебные года Качество знаний 55% 2008-2009 Качество знаний 50% 2009-2010 5а 55% 6а 47% 5б 68% 6б 62% 7б 41% 8б 41%

Слайд 19

Раздел№3 Проектирование собственной деятельности по самообразованию

Слайд 20

Посетить открытые уроки и внеклассные мероприятия у коллег школы. Пройти переподготовку при АКИПКРО. Выступить с обменом опыта на МО учителей математики.

Слайд 21

Раздел №4 Опытно-экспериментальная апробация собственных проектов самообразования

Слайд 22

Дать открытый урок, применяя организацию самостоятельной работы. Сделать обобщение своего опыта по данной теме самообразования и выставить на сайт «Творческий учитель» в 2011-2012 учебном году.

Слайд 23

Самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Оно присуще в той или иной степени каждому из нас.



Предварительный просмотр:

   «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью», - сказал Л.Н.Толстой. И с ним можно только согласиться, так как учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие.

   Но как научить своих учеников учиться, мыслить самостоятельно и вслушиваться в слово, понимать смысл? Выход один: нужно дать ребятам возможность самим искать ответ. Значит нужно научить их думать.

Научившись думать самостоятельно, ученики сами смогут овладеть знаниями и анализировать проблемы.

Размышляя, таким образом, я пришла к выбору темы по самообразованию: «Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики».

Для работы по данной теме поставила перед собой цели:

  1. Создать условия для успешного обучения учащихся на уроках математики.
  2. Отработать с учащимися технологию самостоятельной работы с учебником при подготовке домашнего задания.
  3. Стимулирование интереса к самостоятельной деятельности.
  4. Систематическое проведение самостоятельных работ на этапах повторения и  закрепления изучаемого материала.

   Анализируя свои уроки, пришла к выводу, что самостоятельная работа должна занимать  от 12 до 88% времени урока. Поэтому для управления процессом познания были выделены конкретные задачи: 

  1. разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;
  2. совершенствовать формы, методы контроля и оценку знаний, умений и навыков учащихся;
  3. осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

   Уверена, что правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развитие самостоятельности учащихся.

   Содержание своей  деятельности по самообразованию я поделила на разделы:

  1. Изучение литературы по теме.
  2. Изучение состояния избранной темы в практике работы.
  3. Проектирование собственной деятельности по самообразованию
  4. Опытно- экспериментальная апробация собственных проектов самообразования.

Раздел №1

Изучение литературы по теме

   Начала свою работу по теме с изучения литературы  и с подбора форм, методов и способов обучения самостоятельной работе. Было проведено анкетирование с целью выявления отношения учащихся к математике: обучая в 2008-2009 учебном году 62 учащихся, 22 из них проявляют интерес к изучению математики. Проанализировав состояние развития мыслительных способностей, выявила уровень творческого потенциала каждого ученика.

класс

количество учащихся

высокий уровень развития

средний уровень развития

низкий уровень развития

20

1

16

3

20

1

13

5

22

2

11

8

Раздел№2

Изучение состояния избранной темы в практике работы.

  1. Обеспечение каждому ученику условий для максимального развития способностей.

Для этого использую различные приемы работы с учеником. На занятиях ориентируюсь на всех учащихся в целом и на каждого в отдельности, имея в виду общие знания. Считаю, что такой подход побуждает к работе слабого ученика и стимулирует сильного.

   Для этого выбираю разные методы работы:

  1. устный;
  2. словесно-графический;
  3. наглядный;  
  4. практический.

Каждый из них реализуется в системе приемов, таких как: устные контрольные работы, математические и геометрические диктанты, практические работы, тесты,задачи по готовым чертежам. Для этого использую дифференцированные средства обучения: таблицы, учебник, схемы, модели фигур, чертежные инструменты, карточки для устной и письменной работы, дополнительную и справочную литературу.

Провожу самостоятельные работы, которые различаются:

  1. по дидактическим целям:
  1. обучающие;
  2. тренировочные;
  3. закрепляющие;
  4. повторительные;
  5. развивающие;
  6. творческие.
  1. по степени индивидуальности:
  1. общеклассные (по вариантам, дифференцируемые);
  2. групповые (в группах, парах);
  3. индивидуальные.
  1. по источнику и методу приобретения знаний:
  1.  работа с книгой (в классе, дома);
  2.  решение и составление задач;
  3.  практические работы;
  4.  подготовка докладов, рефератов.
  1. по месту выполнения:
  1. классные;
  2. домашние.
  1. по форме выполнения:
  1. устные;
  2. письменные;
  3. тесты.
  1. по виду проверки:
  1. предварительная;
  2. текущая;
  3. периодическая;
  4. итоговая.

Все эти виды работы помогают устанавливать связь между новым материалом и ранее изученным. Навыки, полученные учеником в процессе самостоятельной работы, используются им в решении задач, в работе с учебником в классе и дома.

   В начале учебного года провожу входные контрольные срезы, а в конце итоговые. Анализируя результаты срезов, можно проследить общую картину об изменении в знаниях, умениях и навыках.

Результаты входных и итоговых срезов за 2009-2010 учебный год

класс

Входной срез знаний

Итоговый срез знаний

«5»

«4»

«3»

«2»

качество

«5»

«4»

«3»

«2»

качество

-

10

5

2

59%

2

10

4

2

67%

5

5

4

4

56%

1

9

4

3

59%

3

6

6

4

47%

2

7

9

2

45%

    По результатам исследований, проведённых мною по 2 и 4 четвертям  в период с 2008 по 2010 год( 5-6 класс), качество знаний остаётся стабильным:

класс

2чет

63%

65%

58%

62%

4чет

63%

68%

47%

57%

   Мои ученики постоянно выступают с исследовательскими работами: в 2009 году Широкова Аня (5а кл) с исследовательской работой  «Пластиковый бум» выступала на районном конкурсе исследовательских работ «Будущее Алтая» заняла 2 место, в 2010 году  с исследовательской работой «С математикой за столом» стала лауреатом школьного конкурса, а Белоус Таня (8 бкл) с работой   « Золотое сечение в изделиях  Колыванского камнерезного завода»  стала лауреатом районного конкурса исследовательских работ «Будущее Алтая».

   Учащиеся принимают активное участие в Межрегиональной заочной физико-математической олимпиаде. В 2008 году работа Михайленко Кати (7б кл) вошла в 15% лучших работ математического тура олимпиады; в 2008 году 11 учащихся принимали участие во Всероссийском конкурсе «КИТ». Волкова Лиза заняла 1 место в школе, Радченко Настя – 2 место в школе. В 2009 году 15 учащихся приняли участие во Всероссийском конкурсе «Кенгуру». Михайленко Катя заняла 1 место в школе и 4 место в районе; Филатова Вика – 2 место в школе и 5 место в районе.

15 учащихся 6а и 6б классов в 2009-2010 учебном году  занимались в заочной математической школе «Школа плюс». Все получили сертификаты. Обучение продолжают и  в этом учебном году.

  1. Составление самостоятельных и контрольных работ, тематических тестов, зачётных работ и математических диктантов.

   Мною составлены и систематизированы по темам самостоятельные, контрольные работы и  тестовые задания с разными уровнями сложности. Провожу их  с диагностикой результатов деятельности учащихся. Не всегда при диагностике результаты удовлетворяют меня. Не все учащиеся справляютсяся с заданиями в полной мере. Причина в том, что у многих учащихся имеются пробелы в знаниях, в развитии мышления, внимания и памяти, которые постоянно приходиться восстанавливать, организуя индивидуальный подход к учащимся на уроках математики.

Сравнительный анализ качества знаний  теста и контрольной работы

 Тест

Контрольная работа

Тема:

Свойства степени с натуральным показателем

«5»

«4»

«3»

«2»

качество

«5»

«4»

«3»

«2»

качество

20

3

11

3

-

82%

-

11

5

-

69%

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Тема:

Решение уравнений второй степени

«5»

«4»

«3»

«2»

качество

«5»

«4»

«3»

«2»

качество

26

4

6

10

2

45%

3

7

10

3

43%

   Причину вижу в том что, тест даётся с выбором ответа и проводится сразу при изучении данной темы на этапах повторения или закрепления, а контрольная работа проводится после изучения всей темы. Учащиеся не могут воспроизвести в памяти весь изученный материал, так как имеют низкий уровень развития:  

7а кл – 3 уч-ся, 9б кл – 10уч-ся

    Всё это позволяет мне развивать личность ребёнка в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определённых успехов в учёбе.

Качество знаний за 2008-2010 учебный год

55%

2008-2009

50%

2009-2010

55%

47%

68%

62%

41%

41%

Раздел №3

Проектирование собственной деятельности по самообразованию

  1. Посетить открытые уроки и внеклассные мероприятия у коллег школы.

За 2008 – 2010 учебные года мною были посещены открытые уроки у Янес С.Ю., Лихненко И.Н., Мамаевой Г.А., Юшковой К.В.

  1. Пройти переподготовку при АКИПКРО.

Курсовой материал ( 2008 год «Реализация личностно ориентированного компетентного подхода в профессиональной деятельности учителя предметника преподающего дисциплины естественно научного цикла ОУ»), не только повысил мой теоретический уровень, но и дал возможность систематизировать накопленный опыт и глубже понять знания компетентного подхода в обучении школьников.

  1. Выступить с обменом опыта на МО учителей математики.

Раздел №4

Опытно – экспериментальная апробация собственных проектов самообразования

  1. Дать открытый урок, применяя организацию самостоятельной работы.

Открытый урок  «Путешествие по Завьяловскому району по теме: Решение уравнений» 7б класс.

  1. Сделать обобщение своего опыта по данной теме самообразования и  выставить на сайт «Творческий учитель» в 2011-2012 учебном году.

Процесс обучения – всегда процесс творческий. Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:

  1. Одним  из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является организованная система работ;
  2. Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников;
  3. Связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность учащимся самим ликвидировать пробелы, расширять знания, творчески применять их в решении различных задач;
  4. Контроль за выполнением таких работ содействует организации тематического учета знаний, помогает мобилизовать деятельность, способствует развитию мышления школьников.

Итак, самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Оно присуще в той или иной степени каждому из нас.

   Как будет вести себя человек, столкнувшись с незнакомым, неизведанным и непонятным? Один обойдет стороной, другой понаблюдает издалека, а кто-то попробует проникнуть в глубину и разобраться. Вот тут-то ему и пригодятся воля, навыки, мужество и самостоятельность. Чтобы дойти до конца. И если мои ученики дойдут до конца, значит, в этом есть и моя заслуга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...