Готовлюсь к аттестации
рабочая программа на тему
САмоанализ и воспитательная программа по нравственному воспитанию младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kashirskaya__i._a.-samoanaliz.docx | 105.54 КБ |
kashirskaya_ia-_programma.docx | 86.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении-
Ордынская санаторная школа-интернат
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя
Каширской Ирины Александровны
«Нравственное воспитание младших школьников»
Ордынское
2011год
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
СААДИ.
Мое педагогическое кредо:
«Любить, понимать, помогать...»
Кредо означает «верю». Во что я верю? Я верю - каждый ребёнок личность! Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. Не должно быть обделённых вниманием детей, каждый хочет быть личностью, самоутвердиться, и моя задача: помочь ребёнку в этом. Поэтому я должна знать детскую и возрастную психологию, заботливо относиться к детям, иметь индивидуальный подход и уважительное отношение к ребёнку. Быть толерантной. У человека не бывает недостатков, а бывают лишь особенности. Воспитатель должен быть порядочным, доброжелательным, терпеливым, добрым. Я стараюсь создать вокруг ребёнка атмосферу любви и взаимопонимания, потому, что такая атмосфера способствует раскрытию ребёнка. Хочется верить, что, вкладывая частицу своей души в каждого ребенка, я делаю мир добрее.
В 1997 году окончила Катайское педагогическое училище Курганской области по специальности «Воспитатель дошкольных учреждений».
В данной школе работаю с 2003года, имею 2 квалификационную категорию.
Перед педагогами нашей школы поставлена цель: - «Укрепление здоровья, воспитание и развитие свободной личности, умеющей самостоятельно действовать, готовой к творческой деятельности и нравственному поведению». Данная цель реализуется в процессе работы по различным направлениям учебно-воспитательной работы. В соответствии с этим, я определила приоритетным направлением своей деятельности:
«Нравственное воспитание младших школьников».
ЦЕЛЬ моей профессиональной деятельности, которая согласуется с целью школы:
Формиро вание нравственных ценностей у младших школьников .
ЗАДАЧИ:
- Формировать потребности и мо тивы нравственного поведения, учить осуществлять нравственный самоконтроль.
- Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства гор дости за свою страну;
- Формировать представления о добре и зле, укреплять у детей позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- Изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива; воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим;
- Формировать у школьников пред ставления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;
В санаторной школе - интернат обучаются и воспитываются дети, нуждающиеся в длительном лечении. Дети, обучающиеся в школе-интернате, как правило, из не полных или социально неблагополучных семей. С малым опытом общения в коллективе или отсутствием токового вообще. На первых стадиях образования классного коллектива (1 класс) столкнулась с трудностями: дети не умели играть в группах, присутствовала жадность, упрямство, грубость. Частыми были слезы и по поводу тоски по дому и родным. По причине обиды, случались драки между ребятами, частыми были сквернословия, давали прозвища. Отсутствовали элементарные навыки гигиены, многие дети не умели ухаживать за собой, своими вещами. И, конечно, все без исключения с ослабленным здоровьем. Дети не умели оценивать поступки. Важно было создать такую обстановку вокруг ребят, в которой бы они чувствовали мою поддержку, не ощущали страха и одиночества, чувствовали доверие к себе и уважение к своей личности.
Ресурсное обеспечение
- Беляева Л. И. Нравственное воспитание ребёнка на уроках театра // Начальная школа плюс до и после. 2003, № 2.
- А.Лопатина, М.Скребцова-М.:Амрита-Русь,2007.-304с. Начала мудрости (Серия «Образование и творчество»)
- Беседы с учителем: Первый класс четырёхлетней начальной школы/Под ред. Н. Ф. Виноградовой, Л. Е. Журовой.- М.: Вентана-Граф, 1998.
- Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4.
- Каирова И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. – М.,1979.
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников // А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков и др.;
- Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Начальная школа века» /Руководитель Н. Ф. Виноградова.- М.: Вентана-Граф, 2003.
- Сериков В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999.
Для реализации поставленных задач в моем распоряжении классная комната, спальни, актовый и спортивный залы, школьная и детская районная библиотека, районный музей, интерактивный класс, спортивная площадка при школе.
Использую средства ИКТ (владею компьютером и пользуюсь всеми возможностями интернета), цифровой фотоаппарат;
Экранно - звуковые средства(CD-диски с фильмами и мультфильмами, слайды (мультимедийные презентации).
В достаточном количестве имею методической литературы, (книги по психологии, педагогике, диагностике, нормативно-правовая документация, методические рекомендации и т.п.). Справочники, словари и хрестоматии, художественную литературу для детей. Создала электронную библиотеку методических материалов для успешной работы: журналы «Начальная школа», «Педсовет», «Справочник классного руководителя», газета «Начальная школа 1 сентября», адреса сайтов интернета.
В классной комнате создала игротеку (настольные игры, раскраски, головоломки, ребусы), изготовлены книжки-раскладушки по различным темам, имеется информационный стенд для учащихся, скакалки, мячи и другой спортивный инвентарь.
Кадровые ресурсы: педагог-психолог, социальный педагог (работаем в тесном контакте), учитель.
Увидев данную проблему нравственного воспитания школьников я разработала программа «Мир, в котором Я живу». (Приложение № ).
Уже с 1 класса мы стали реализовывать данную программу. Для воспитания гражданственности, патриотизма провела игру – путешествие «Первый раз в первый класс», экскурсии по поселку, состоялась игра-состязание «Богатырская наша сила», знакомились с истоками русского народа, столицей нашей Родины. Через классные мероприятия воспитываю трудолюбие и творческое отношение к учебе, провели беседу-диалог: «Содержи в порядке книжки и тетрадки», конкурс «Пословиц и загадок о труде», «Мой уютный дом» -конкурс рисунков, выставка поделок из природного материала.
Воспитываю нравственные качества через диалоги-беседы «Кто я? Какой я?», «Что такое поручение?», классные часы «Ты мой друг!», «Что такое «хорошо» и что такое «плохо?», рассказы детей «Мои бабушка и дедушка», беседы с элементами обсуждения «О невежах и вежливости», «Портрет моей мамы», «Дружная семья».
Развиваю интерес к природе, воспитываю бережное отношение к растениям и животным. Для этого провела игру «Мир природы», этическую беседу «почему плачет лужок», «Не ломайте веточку», дети рисовали рисунки «В гостях у жука», «Осенний лист - краса природы», «Мой цветник», классный час «Синичкин день» и др.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному проходило через игру «Чем мы прекрасны», этические беседы «Где живет красота», «Кто такая аккуратность?», «Какая красота вокруг!» - экскурсия на природу, рисунки детей «Мой любимый уголок»
Проводится кропотливая работа по формированию патриотических чувств. Использую ресурсы интернета, навыки работы с ИКТ создаю презентации для красочной наглядной демонстрации тех или иных тем – знакомились дети со столицей нашей Родины Москвой, ее достопримечательностями. Хорошо знают символику. Побывали в виртуальном круизе по городам России. Знакомились с историей страны, знают знаменитых людей России. Ежегодно организуем встречи с ветеранами войны и тыла, устраиваем им поздравления, ходим на парад Победы. Дети знают и чтут традиции своего народа - знают праздники (Рождество Христово, Пасху) - в эти дни готовим подарки-сувениры своими руками и поздравляем друг друга, педагогов, родителей (для родителей подарки оставляют у себя и когда едут на каникулы домой - вручают их). Делимся знаниями о традициях праздников, ребята рассказывают о том, как тот или иной праздник отмечают в их семье.
В нашей школе мы стараемся создать условия, приближенные к семейным, домашним, способствующие полноценному развитию воспитанников. В моём классе поддерживается атмосфера взаимной заботы, внимания, уважения друг к другу. Налажены хорошие отношения с учителями школы, работающими в классе, существует единство взглядов и требований. Проводится работа педагогом–психологом: проведены дополнительные занятия с группой ребят (3 человека) с целью корректировки поведения.
В каждом ребёнке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребёнок раскрыл свой внутренний мир. Такой стиль общения даёт возможность для изучения личности, а, следовательно, и для выявления её наклонностей и потенциальных возможностей.
Таким образом, в процессе моей воспитательной деятельности я формирую умения и навыки эффективного взаимодействия в социуме, стараюсь воспитывать в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения (в параллельном классе есть дети другой национальности). С этой целью проводились беседы и классные часы «Мы - одна семья», «Семейное древо», «Как не прослыть неприятным человеком?», викторина «Бюро сказочных находок». Посещение библиотеки, музея благотворно сказывается на внутреннем мире ребенка, где они знакомятся с народами, живущими с нами по соседству, узнают традиции других людей, учатся жить в мире и согласии.
На каждого ребенка ведется тетрадь наблюдений. Успех в достижении цели в работе над темой нравственное воспитание детей, во многом зависит от организации воспитательной работы с помощью средств и приемов дифференцированной работы, повышенном внимании к индивидуальным психологическим особенностям детей.
Поэтому, воспитательная система построена на следующих принципах:
· Ребенок уникален. Прими его таким, каков он есть, со всеми его чувствами и эмоциями.
· Создавай ситуацию успеха! Улыбайся! Улыбкой ничего нельзя испортить, а вот исправить можно.
· Ребенок – это человек растущий. А я выросший. Два человека способны понять друг друга.
· Не вынуждай ребенка чувствовать неравенство. Общайся с ним «глаза в глаза».
· Протяни руку помощи! Не бывает плохих детей, бывают дети, нуждающиеся в помощи.
Выработался определенный стиль отношения с детьми:
Не запрещать, а направлять;
Не управлять, а соуправлять;
Не принуждать, а убеждать;
Не командовать, а организовывать;
Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они – дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача – быть им другом, раскрыть их души.
Для оценки уровня психологической атмосферы в классе активно использую следующие
методы: наблюдение, беседы, анкетирование, графические, рисуночные тесты и ранжирования учащихся.
Эта форма работы позволяет мне выяснить не только мнения ребят по интересующим меня вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные суждения.
Диагностическую методику “Если бы ты был волшебником” – использовала для определения интересов и ценностей детей, о чем мечтают, их приоритеты.
Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Диагностика проводилась в сентябре2008г. По результатам ответов детей в 1 классе был следующая картина, из 12 учащихся класса желания преимущественно были «для себя», а для родных и для других были незначительными:
Проводила беседы «Кто я?», «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? , « Дружная семья». Организовала конкурс рисунков «Подарок Родине», игры на сплочение коллектива.
Аналогичная диагностика была проведена в конце учебного года (май 2009г.), результат был совершенно другим:
При помощи диагностической методики “Космическое путешествие” , в классе определился лидер, им с 1 класса у нас является Федотов Женя. Большинство ребят 70% отправились бы в путешествие с Женей.
- Например, метод ранжирования позволил мне узнать качества характера учащихся во втором классе.
Результаты анкетирования «Мои чувства»
1. Чаще всего я радуюсь, когда...
- рядом мама, семья - 40%
- играю с друзьями - 25%
- светит солнце - 10%
- праздники - 25%
2. Чаще всего у меня хорошее настроение, когда...
- рядом мама, брат, семья - 25%
- играю, иду гулять, иду в гости - 30%
- хорошая погода - 20%
- утром - 10%
- дарят подарки - 10%
- я один - 5%
3. Чаще всего я плачу, когда...
- меня огорчают, обижают - 35%
- бьют - 25%
- мне больно - 20%
- мне скучно - 5%
- мне стыдно - 5%
- меня ругают - 5%
- мама едет на работу - 5%
4. Чаще всего я злюсь, когда...
- я дерусь - 25%
- обзывают, пристают - 30%
- что-нибудь ломают, выбрасывают - 10%
- у меня двойка - 15%
- со мной спорят - 5%
- кого-то обижают - 5%
- плохая погода - 5%
- я никогда не злюсь - 5%
6. Мне хорошо, когда...
- обнимает, любит мама - 30%
- жалеют, любят, уважают - 35%
- хвалят - 10%
- никто не обижает - 10%
- ничего не задают - 10%
- смотрю сериалы - 5%
7. Мне плохо, когда...
- меня бьют - 25%
- обижают - 20%
- не любят - 5%
- окружают неприятности - 5%
- выдают - 5%
- делают зло - 5%
- оставляют дома одного - 5%
- никто не дружит - 5%
- ругают - 10%
- плохое настроение - 10%
- мне никогда не бывает плохо - 5%
Тест “Пьедестал”. Проводила в 2 -3 классах, который позволил увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся. Лидером по большинству тестируемых ребят стал вновь Федотов Женя.(72% ребят выбрали на 1 место Федотова Женю)
Далее выявляю направленности интересов своих воспитанников, характера самооценки, изучаю уровень нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классном коллективе. Диагностическая методика “Загадай желания” позволила мне выявить человеческие приоритеты, так при диагностировании ребят во 2 классе на 1 месте оказались уже «нравственные приоритеты»:
Диагностика, проводимая в 3 классе на выявление агрессивных детей (например, рисуночный тест, в различных вариациях). Диагностика показала, а точнее подтвердила мои наблюдения, что в классе имеется несколько агрессивных детей, с которыми необходима различного рода психологическая работа. Это и индивидуальная коррекция, и консультирование родителей, и, в том числе, групповая работа.
Диагностика анкетирования агрессивности
Кроме того, в классе есть дети с повышенной агрессивностью. Можно отметить, что совместными усилиями и систематической работой с ними видны хорошие результаты. Они организованы, восприимчивы, с интересом и активностью выполняют задания.
После проведённой психолого-педагогической диагностики был определён уровень педагогической запущенности таких детей, а также определены положительные качества характера, на которые я опираюсь в своей работе с ними.
Диагностирование провожу два раза в год, анализирую, делаю корректировки, вношу изменения в направлении конкретной деятельности.
Для изучения эффективности воспитательного процесса в классе провожу диагностику уровня воспитанности (по методике Н. П. Капустина). Получились следующие результаты:
Целью диагностических исследований является определение динамики развития коллектива, уровня развития самоуправления, сформированности межличностных отношений, определение степени удовлетворённости своим коллективом.
Методика «Наши взаимоотношения» (составлена по кн.: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988) ,
проведенная в начале 2 класса (« Наши отношения» и «Состояние взаимопомощи») позволила мне скорректировать работу в направлении сплоченности классного коллектива.
»
Для этой цели был сделан акцент на организацию совместных проектов. Одним из ярких и запоминающимся стал проект «Здоровье»(Приложение№ ).В работе принимали участие все ребята. Личностно-ориентированный подход, работа в группе, создание ситуация успеха -изменили «Состояние взаимопомощи». На конец года результат был изменен в лучшую сторону. «Состояние взаимопомощи»
При проведении методики «Ранжирование личностных качеств и человеческих ценностей» в 3 классе было выявлено, что большинство детей считают главными ценностями такие, как
Семья-55%;
Здоровье-20%;
Друзья-15%;
на последнем месте в ряду ценностей оказались деньги-10%.
Среди личностных качеств наиболее важными дети считают:
Общительность-30%;
Ум-25%;
Доброту-25%;
Другое-20%.
В нашей школе хорошо поставлено самоуправление. Все классы – города, наш город - «Личики», где есть самоуправление и органы власти, есть законы, права и обязанности, мэр. По сути - это игра, но только очень серьезная. Так почему бы не поучиться жизни, используя замечательную модель. Вся наша жизнь складывается из событий (СО-БЫТИЕ). Очень важно организовать детям такое воспитательное пространство - БЫТие, в котором будет воспитывать не воспитатель, а ситуация, диалоги или простые реплики. Есть большой смысл организовать жизнь детей таким образом, чтобы они постоянно неискусственно вступали в реальные отношения, учились видеть за каждым предметом и поступком человека с его ценностями, чтобы учились мыслить и рассуждать, самостоятельно принимать решения и быть ответственными за них. Это наша перспектива. А пока ребята с удовольствием участвуют в самоуправлении, каждый ребенок имеет свое поручение (лучик досуга, лучик спорта, лучик добрых дел и т.д.), поручения постоянно чередуются с учетом мнения и желания самих ребят. Сначала работа велась только под руководством воспитателя, а затем ребята стали проявлять некоторую самостоятельность, сами предлагали и планировали отдельные классные дела.
С учетом специфики нашей санаторной школы для детей с ослабленным здоровьем огромная роль отводится формированию у школьников пред ставления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни, для решения этой задачи применяются валеологические , динамические паузы, которые позволяют , не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное воспитание, использую положительные установки на успех в деятельности: «У тебя все получится», «Ты справишься » и т. д., умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнись самому себе», проведение на самоподготовках разнообразных валеологических пауз, дыхательной гимнастики ( Стрельниковой) (Приложение № ), самомассажа, упражнений, направленных на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости. Ребята осваивают и затем самостоятельно используют эти способы снятия напряжения и усталости. Дети научены 2 раза чистить зубки, применяют приемы закаливания (ежедневное обтирание), делать утреннюю гимнастику, моют руки перед каждым приемом пищи. На занятиях следим за осанкой (за каждым ребенком закреплен стол и стул в соответствии с его ростом), проводим физкультминутки, проветриваем помещения и т. д.
Во время прогулок организую подвижные игры, игры-состязания с мячом. Стало доброй традицией на 23 февраля проводить «Богатырские забавы». Устраиваем соревнования по пионерболу и футболу между классами.
Работа в этом направлении проводится совместно с медицинскими работниками школы.
Результат - дети меньше болеют и соответственно не пропускают уроки по причине болезни. Так в первом полугодии в классе выявлено 12(100%) случаев заболеваемости детей, во втором полугодии эта цифра снизилась до 4(26%)случаев заболевания.
Очень важно постоянно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья. Заботясь о нравственном здоровье своих учеников очень важен
личный пример воспитателя (общие игры, катание с горки, строим крепости, где воспитатель активный участник!) стараюсь быть внимательной ко всем детям во время любой деятельности (улыбаться, подбодрить, похвалить), (фото в приложении № )
Для повышения уровня воспитанности в классном коллективе была проведена большая работа. Дети знакомились с такими понятиями как бережливость, благодарность, взаимопомощь, доброта, любовь мамы, любовь к Родине, сострадание, щедрость, милосердие и др. Результативными стали занятия с ребятами по нравственному воспитанию. В своей работе использую книгу А.Лопатиной «Начала мудрости», проводимые занятия состоят из сказок, стихов, игр, бесед и творческих заданий, направленные на глубокое проживание той или иной темы, на развитие творческого потенциала детей. Ребята знакомятся с понятиями доброта, сострадание ,взаимопомощь. Учатся высказывать свои мысли, работать в группах, ставить спектакли, рисовать, высказывать свои суждения, делиться знаниями, применять эти знания в повседневной жизни. Из замкнутых и малообщительных, дети на глазах превращались в активных, уверенных, жизнерадостных ребят. Проявляли себя в различных видах деятельности. Во время проведения общешкольных праздников и мероприятий стараюсь чтобы каждый воспитанник был его участником ( в год каждый классный коллектив показывает 2-3 открытых общешкольных мероприятий). Вместе с детьми готовим выставки поделок к Празднику Осени, в мастерской Деда Мороза, костюмы к Новогоднему карнавалу. Делаем открытки, изготавливаем сувениры к различным праздникам. Кто-то танцует и очень любит это занятие (Курухов В., Стулова А.,), кто- то любит петь и является активным участником праздничных концертов (Мартюшов А., Сапожникова Н.,), кто-то отлично заучивает и читает стихи (Курант В.). (фото в приложении № )
Активно использую в своей воспитательной деятельности игру. В содержание игр включаю вопросы и задания, которые требуют активизации мыслительной деятельности, обеспечивают их последовательное развитие. Дети во время игры стараются пережить эту ситуацию, осмыслить и затем воспринять её и лучше усвоить, чтобы впоследствии в определённый момент воспользоваться полученными знаниями и применить их на практике. И С этой целью использовала такие игры: «Щедрые подарки». «Цветок примирения», «Мудрая княгиня» и др.
При подготовке игр учитываю тот факт, что создаваемая игровая ситуация должна:
- быть простой и понятной;
- иметь способность к адаптации и проигрываться в разных местах (в классе, на улице) – в этом случае не надо каждый раз придумывать новые сюжеты;
- быть хорошо подуманной и спланированной, в ней необходимо предусмотреть возможность неожиданного изменения её условий и направления развития путём включения в сюжет по ходу игры новых обстоятельств, персонажей, реквизита;
- поддаваться оценке.
Через игру мои воспитанники знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им,
приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми,
физически развиваются, стимулируя двигательную активность.
Игра это ведь радость.
Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
- как средство наглядности воспитательного процесса.
- Создаю слайды с использованием программы Power Point;
- для организации коллективной и групповой работы (проекты);
- размещаю материал на педагогических сайтах;
- принимаю участие на дистанционных конкурсах «Одаренные дети»(свидетельство)
- как средство разработки и подготовки различных видов методического материала
Использование ИКТ позволило:
- повысить эффективность воспитания;
- совершенствовать логику подачи материала, что положительно сказывается на уровне воспитанности учащихся;
- вырабатывать навык работы с различными источниками информации.
Генеральная линия моих действий: попробуй сам предложи ученикам поделись с коллегами найди единомышленников, объедини усилия.
Увидев проблему низкой занятости детей, нарушение мелкой моторики, отсутствие творческих интересов разработала подпрограмму «Очумелые ручки» по прикладному творчеству для младших школьников.( Приложение № )
Дети с удовольствием занимаются в кружке. (Приложение - фото )
На занятиях присутствует позитивный психоэмоциональный климат. Интерес у ребят не гаснет, они видят результаты своего труда, испытывают чувство гордости и радости и конечно, приобретают знания и опыт в творчестве и общении. Считаю, что уровень познавательного интереса детей на моих занятиях хороший.
Воспитанники, занимающиеся в кружке выставляли свои работы на школьных конкурсах и выставках. Принимали участие в школьных конкурсах поделок , имеют благодарности за участие в выставке осенних поделок. Новогодние поделки воспитанников выставляли в районном Доме Творчества. Совместную работу Сапожниковой Наташи и Федотова Жени «Плетение вазы из газет» опубликовала в социальной сети работников образования nsportal.ru в проекте для одаренных детей «Алые паруса» (Свидетельство о публикации, приложение № )
Сегодня путь педагога к ребёнку лежит не только через деятельность, но и через развитие себя как личности. «Тот, кто мало знает, малому может и научить» (Я.А.Каменский). Считаю, что в людях знанье – оружие, опыт – клад. Большое место в своей деятельности отвожу самообразованию. Поняла, как велики дополнительные возможности использования ресурсов информационного образовательного пространства. Стараюсь идти в ногу со временем, изучая и осваивая возможности компьютера, мультимедиа и оргтехники. Активно участвую в интернет – форумах, блогах, имею свой мини сайт
Мой Сайт воспитателя санаторной школы на nsportal.ru
личные страницы на педагогических сайтах www.proshkolu.ru ; wwwPedsovet.ru ;numi.ru личный кабинет 1 сентября, дистанционный образовательный портал Продленка, размещаю свой материал и работы воспитанников в интернете (свидетельства, приложении),
Повышаю свой профессиональный уровень через мероприятия по обмену опытом: выступала на педагогическом совете «Воспитательная система, её эффективность. Прогнозируемые результаты », тема : «Личность, обладающая устойчивыми моральными установками, нравственным потенциалом, способная воздействовать на окружающую среду»
Принимаю активное участие в методических объединениях воспитателей школы, выступала с докладом по теме « Возрастная педагогика в работе с « трудными» (младший школьный возраст).
Читаю литературу, газеты, журналы (подписка на журналы «Педсовет» и « Справочник классного руководителя»).
Посещаю выставки, музеи.
Вывод: участие в конференциях, семинарах, педсоветах, методических объединениях, своевременное посещение курсов, самообразование положительно влияют на мой профессиональный уровень.
Оказываю помощь коллегам, делюсь своим багажом разработок классных часов, мероприятий, презентаций. Мой опыт востребован среди коллег не только в качестве примера для подражания, но и в качестве индикатора, который помогает увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы.
Общественная активность: являюсь членом Профсоюзной организации школы и членом президиума райкома Профсоюза работников образования Ордынского района. Имею благодарность за поднятие имиджа профсоюза с записью в трудовой книжке.
Я нормально контактирую с окружающими. Эмпатия помогает мне избежать серьёзных конфликтов. Эмоционально отзывчива. Мне присуща чувствительность к нуждам и проблемам окружающих. К людям отношусь с неподдельным интересом и к себе чувствую уважение. Без предубеждений выслушиваю противоположную точку зрения и приветствую критику высказанных предложений.
Интеллектуально честна с собой, признаю ограниченность своих знаний.
Лестница, ведущая к мастерству, творчеству, совершенству ещё далеко не закончилась. Есть проблемы, требующие изучения, осмысления, разрешения. Актуальны слова В.А. Караковского «Менять педагогические ориентиры – это самое трудное и самое необходимое, что приходится делать сегодня». Я озабочена тем, как сделать, чтобы зёрна большого таланта в детях взошли, расцветали и крепли. Какую диагностику провести, чтобы ответить на вопросы: происходит ли развитие учащихся, если нет, то почему, что нужно сделать, чтобы это происходило? Как уменьшить возможное влияние негативных факторов социальной среды? Как возместить недостаток семейного тепла?
В преодолении указанных трудностей мне помогает целенаправленная работа, использование инновационных технологий и Интернета. В дальнейшем планирую продолжить работу над приоритетным направлением своей деятельности. Для целенаправленной коррекционно-педагогической, психологической помощи учащимся считаю необходимым более тесное взаимодействие со специалистами школы: учителем и, прежде всего, со школьным психологом.
Проводя итоги воспитательной работы ,за последние 3 года, надо отметить, что у детей значительно активизировалась любознательность, инициативность, повысилась заинтересованность в учёбе.
Абсолютная успеваемость% | Качественная успеваемость% | |
2008-2009 уч.год | 100% | |
2009-2010 уч.год | 100% | |
2010-2011 уч.год | 100% |
Так ученики класса Мартюшов Артем и Федотов Женя имеют грамоты за успехи в учебе и участие в жизни класса и школы на протяжении трех лет. Стулова Саша, Сапожникова Наташа и Мартюшов Артем получили грамоты за призовые места в интеллектуальной игре. Ребята принимают участие и побеждают в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру» Федотов Женя занял 1 место среди учащихся 3 классов. Являются участниками международного конкурса «Русский медвежонок» (приложение № )
Дети стали добрее, сплотился ученический коллектив. Друг друга называют по именам. С момента пребывания в школе дети расширили круг общения, обрели новых друзей, знакомых, успешно адаптировались к новому социуму. Конечно, этому способствовала большая работа, проведённая и мною.
Радует, что каждый ребенок нашел себе занятие по интересам.100% воспитанников заняты во внеурочное время в кружках и секциях, которые они с удовольствием посещают: шахматный-8 человек, «Очумелые ручки»-8 человек, рисования-6 человек, выжигания-3человека, спортивный - весь класс! Результат-Федотов Женя является призером школьного легкоатлетического кросса, участником команды- победителя районного кросса «Золотая Осень».(грамота в приложении)
Проводим шашечные турниры, очень детям нравится играть со мной. На личном примере показываю, как надо уметь проигрывать достойно, без обид и ссор. Мои воспитанники являются участниками и даже победителями школьных конкурсов стихов об осени, награждены грамотами и благодарностями (Приложение№ )
В апреле 2011 года дала мастер-класс и стала победителем (сертификат, грамота 3 место) в районном конкурсе «Мастер золотые руки».
Участвовала в интернет - проекте «Источник знаний» и имею грамоту (Приложение № )
В заключение хочется привести слова замечательного и талантливого педагога Ш.А. Амонашвили: “Чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества. Многогранный жизненный опыт детства есть благоприятнейшая почва, и посеянные в ней очищенные семена богатого опыта человечества могут дать редчайший урожай – неповторимую личность”.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении-
Ордынская санаторная школа-интернат
ПРОГРАММА
«Мир, в котором Я живу»
(НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.)
Выполнила: Воспитатель,
Каширская Ирина Александровна.
Ордынское,
2011год.
Содержание:
1.Характеристика класса-----------------------------------------------------стр.3
2.Актуальность-----------------------------------------------------------------стр.4
3.Цель и задачи-----------------------------------------------------------------стр.8
4. Содержание-------------------------------------------------------------------стр.9
5.Модель реализации программы-------------------------------------------стр.21
6.Ресурсное обеспечение------------------------------------------------------стр.23
7.Ожидаемый результат-------------------------------------------------------стр.25
8.Список литературы-----------------------------------------------------------стр.25
1.Характеристика класса.
Класс образовался в 2008 году. Наша школа – оздоровительное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении, поэтому в ней обучаются и воспитываются дети по медицинским показаниям врачей и приезжают к нам со всей Новосибирской области. В связи с этим списочный состав меняется ежегодно (приложение № ). Из детей, поступивших к нам в школу с 1 класса, сейчас обучается 6 человек, остальные прибыли в течение 2 и 3 и 4 года обучения.
В классе 12 человек, в том числе 5 девочки и 7 мальчиков. Из них:
Живут в полной семье- 4 ребенка;
Неполной семье -6 детей;
Малообеспеченной - 9 детей;
Многодетной -5 детей.
Возрастной состав класса: 12лет- 2 человека, 11 лет- 3 человека и 10 лет- 7 человек. Все учащиеся с ослабленным здоровьем. Дети, чей возраст выше уже прибыли к нам на повторное обучение.
В течение данного периода обучения детей в школе происходила смена учителей. По сложившимся обстоятельствам в классе сменилось 3 учителя. Что в свою очередь сказалось и на успеваемости и на комфорте детей в целом.
В классном коллективе стараюсь создать эмоциональное благополучие каждого ребенка, дети знают, что их любят, что в любую минуту будет кто- то рядом.
Заинтересованность ребят в творческой деятельности проявляется в разной степени: кто- то любит петь, читать стихи, кто-то представляет себя артистом, а кому-то по душе творить чудеса руками. Усидчивости хватает ненадолго, требуется постоянная смена деятельности. В классе нет скучных детей, каждый уникален. Многое еще не умеют, не знают. Стараюсь увлечь детей, построить такие взаимоотношения, в которых мы сотрудничаем. Очень мал жизненный опыт и я стараюсь быть образцом и примером для подражания у своих воспитанников. Много занимаемся творческой деятельностью, что умею сама стараюсь научить детей. Нахожу интересные идеи в интернете, и воплощаем с детьми в жизнь. Так по средствам интернета мы научились плести вазы и кашпо из газетных трубочек (Приложение № ).
Занимаясь деятельностью, ребята не только проявляют себя, чему-то учатся, что- то приобретают, но и развивают в себе различные нравственные качества, такие как доброта, вежливость, гордость, ответственность, любовь и др.
2. Актуальность
Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то мы услышим: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.
Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о нравственном воспитании, в котором самой главной ценностью является личность. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.
В связи с этим возникла необходимость систематизировать накопленный опыт работы по данной теме и создать единую программу, посредством которой можно знакомить детей с нормами нравственности и развивать качества личности, которые необходимы для жизни в современном мире.
Наши воспитанники нуждаются в особом внимании со стороны педагогов, воспитателей и медицинских работников. В процессе воспитательной деятельности в классном коллективе выявляются следующие проблемы:
- низкий уровень культуры поведения и общения детей, неумение достойно выйти из проблемной ситуации;
- агрессия, межличностные конфликты решаются с помощью силы;
- некоторые дети потеряли доверие окружающих;
- отсутствие правдивости, нежелание признавать свои ошибки, неумение анализировать их и делать выводы;
- дети остаются равнодушными к сквернословию, к совершению плохих поступков другими детьми;
- слабый интерес к учебной и познавательной деятельности;
- отсутствие уверенности в преодолении своих недостатков и желания работать над собой.
Актуальность моей воспитательной системы обусловлена наличием данных проблем. Чтобы решить эти проблемы, я составила программу, с помощью которой хочу добиться положительных результатов в воспитании нравственных ценностей у детей.
Проблема: особенности нравственного воспитания младших школьников.
Главную сущность работы в формировании духовного облика личности учащихся я вижу в обеспечении единства обучения, воспитания и развития как деятельностного процесса, направленного на достижение цели.
Объектом исследования является младший школьник.
Предметом исследования: особенности нравственного воспитания младших школьников.
Гипотеза.
Гипотеза моего исследования строится на предположении влияния нравственного воспитания на развитие личностных качеств младшего школьника в воспитательном процессе.
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Уверена, нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.
Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, я учитываю их возрастные и психологические особенности:
1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много замечаний, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет - говорил А.С.Макаренко.
2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Из наблюдений видно, что воспитанники не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.
Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.
5) Неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).
Преодолеваю эти особенности, основываясь на опыте великих педагогов в практической работе по нравственному воспитанию вижу , прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, я раскрываю перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учу их азбуке морали через ролевые и дидактические игры, поводим КВНы, этические беседы:
1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой, дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.
Такой программой в данном случае является программа « Мир, в котором Я живу!»
В своей деятельности руководствуюсь Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», законами и иными нормативно – правовыми актами, регламентирующими образовательную деятельность.
Данная программа нравственного воспитания ориентирована на учащихся в возрасте от 7до 10 лет (младший школьный возраст). Срок реализации воспитательной программы 4 года. В ее реализацию могут включаться различные категории взрослых (учителя и педагоги дополнительного образования), специалисты в разных областях человеческой деятельности и дети.
Содержание программы внеурочной деятельности для обучающихся 1-4классов соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе.
Тема воспитательной программы, над которой я работаю
« Нравственное воспитание младших школьников»
3. ЦЕЛЬ Формиро вание нравственных ценностей у младших школьников .
ЗАДАЧИ:
- Формировать потребности и мо тивы нравственного поведения, учить осуществлять нравственный самоконтроль.
- Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства гор дости за свою страну;
- Формировать представления о добре и зле, укреплять у детей позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- Изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива; воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим;
- Формировать у школьников пред ставления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;
Занятия с детьми 1 класса.
Тематический план.
(29 часов)
№ | Тема | Цель | Кол-во часов | Мероприятия | Индикаторы результатов |
Этика - наука о морали | Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика как правило поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики. | 1 | «Кто я? Какой я?»-беседа | Наблюдение | |
Как я выгляжу | Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. Отличие поведения мальчиков и девочек. | 4 | «Встречают по одежке…»-беседа-диалог. «Содержи в порядке книжки и тетрадки» занятие-практикум. «Пословицы о труде» «Первый раз в первый класс»-игра- путешествие. | Выводы из наблюдений | |
Школьный этикет | Понятия «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходи мость этих правил для организации урока | 1 | «Что такое ЭТИКЕТ?» | Сюжетно-ролевая игра «Я - на уроке». | |
Зачем быть вежливым | Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость -самая нужная и необходимая привычка человека. | 1 | «Что такое хорошо и что такое плохо» классный час. | Игра «Богатырская наша сила» | |
Сказка о вежливости | Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». | 4 | Чтение сказок: «Золушка», «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо» | Раскраска: с помощью цвета изобразить «положительного» и «отрицательного героя» | |
Добро и зло в сказках | Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, зве ри, люди. | 2 | Сказка «Гуси-лебеди» чтение с обсуждением | Игра «Мир природы» | |
Твои поступки и твои родители | Объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, поче му людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям | 1 | «Моя семья.» беседа -диалог | Рисунки детей «Портрет моей мамы» | |
Обязанности ученика в школе и дома | Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходи мость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учите лям, к школе, классу. | 2 | «Я член своей семьи,своей страны»-классный час. «Что такое права и обязанности»-беседа | «Мой уютный дом»-выставка рисунков. | |
Чем богат человек | Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство чело века - в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране. | 1 | Этическая беседа- «Чем богат человек» | Тест «Если бы я был волшебником» | |
Ты и твое здоровье | Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укреп ление здоровья человека. Советы доктора Айболита. | 1 | «Знакомство с режимом дня» классный час. | Карта здоровья | |
Праздничный этикет | Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. | 1 | Беседа «Да, здравствует праздник!» | Рыцар ский турнир вежливости. | |
Наш класс | Дать понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого об щения и взаимопомощи в классе. | 2 | «Мы- одна семья» «Золотые правила коллектива»-беседа-диалог | Игра-практикум. | |
Моя мама - самая лучшая | Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы. | 1 | «Забота и бездушие»-этическая беседа | Рисунки детей «Мой цветни для мамы» | |
День рождения | Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Да рение подарка. | 2 | « Если пригласили на день рождения»-диалог «Что подарить»-беседа | Сюжетно-ролевая игра «Мы на дне рождения». | |
Учимся общаться | Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры. | 3 | Знакомство с этикетом общения- -с взрослыми; -со сверстниками; -сюжетно-ролевые игры по этикету | Личные беседы, наблюдение Тест «Космическое путешествие» | |
Сказка в нашей жизни | Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Эти кет в сказках и отношения между людьми. | 2 Всего 29 часов | Сказка «Морозко»-чтение с обсуждением | Тест «Если бы я был волшебником» |
(2-й класс)
№ | Тема | Цель | Часы | Мероприятия | Индикаторы результатов |
Я среди людей | Что такое человек. Формирование человека и окружающая сре да. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих поняти ях. | 2 | «Что такое человек?» Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди». | Анкета – «Мои чувства» | |
Кто я и как выгляжу? | Нравственные понятия «я», «внешний вид» Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга Лицо, одежда, мимика, жес ты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение челове ка к себе Личная гигиена | 2 | Этическая беседа- «Я -среди других», «Личная гигиена»-сообщение медработника | Тест «Наши взаимоотношения» | |
Я - личность | Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость» Внешний и внутренний мир человека Я - мой характер, мои знания Мое поведение зависит от меня самого | 1 | «Личность, индивидуальность»- этическая беседа | Метод ранжирования- «Качества характера» | |
Я и мои роли | Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня - кто я в этом мире Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице | 2 | «Кто я в этом мире?», «Правила этикета»-познавательные беседы | «Загадай желания»-тест приоритеты | |
Добро и зло в сказках | Добрые и злые поступки, их последствия Ложь, выдумка, фан тазия в сказках (преувеличение, преуменьшение) Добро и зло в отно шениях между людьми Главное в сказках - победа добра над злом. | 1 | Сказка «Морозко»-чтение с элементами обсуждения | Беседа | |
Что за прелесть эти сказки! | Отличие сказки от рассказа Духовный смысл сказок Красота героев сказок - их поступки во имя добра и красоты Отношение геро ев сказок к природе, к людям Зачем людям нужны сказки | 1 | «Роль сказки»-классный час. | Беседа | |
Сказка - волшебство, чудо и правда | Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках - мечты людей. Почему в сказ ках всегда есть правда и она побеждает. | 2 | «Чему учит сказка?» «Волшебство и чудо в сказках»-рисуем сказку. | Выставка рисунков | |
Сказка ложь - да в ней намек | Выдумка, фантазия в сказках Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение) Лгать, врать, говорить неправду - тоже зло Побе да правды над кривдой в сказках | 1 | «Победа правды над кривдой»-беседа-рассуждение | Индивидуальные беседы | |
Кто сочиняет сказки? | АС Пушкин, Л Н. Толстой, братья Гримм, ГХ Андерсен, Ш Перро и другие писали сказки для детей Сказки слагает народ. Зачем сочиняют сказки для детей? Надо ли и можно ли учиться у героев сказок? | 1 | «Кто пишет сказки?» | Сказочная викторина | |
Русские народные сказки | Русские сказки - это представления народа о добре и зле, на дежды и мечтания о будущей жизни Волшебные сказки - предания старины глубокой Сказка - это знакомство с бытом русского народа, его мечтами, а также душевной красотой простых людей, их готовно стью и умением постоять за добро против зла | 1 | Чтение русских народных сказок | Беседа | |
Праздники в жизни человека | Понятия «праздник», «праздничный» Правила этикета празд ничного общения Школьные и классные праздники Подарки и их зна чение в жизни человека Церковные праздники и традиции их прове дения Как вести себя в храме | 1 | «Праздник в жизни человека»- информационно-познавательная беседа | Беседа | |
Отношение к старшим | Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, забо ты, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать стар шее поколение. Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. | 2 | «Моя семья-это…», классный час, «Связь поколений» -познавательная беседа-диалог. | Рассказы детей | |
Отношение к учителю | Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться уче ники к учителю и почему? Этикет в общении с учителем Националь ные традиции России в общении учителя и ученика | 1 | «Учитель и я» -классный час | Наблюдение | |
Плохо одному | Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важней шим средством общения. | 1 | «Общение в жизни человека» - игра практикум | Индивидуальное общение | |
Речевой этикет | Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение чело века к людям. Уважительное речевое общение. Шутки Отражение ха рактера в речи. Мимика, жесты, поза и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям | 3 | «Этикет речи» -беседа с элементами тренинга | наблюдение | |
Вежливость и этикет | Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны лю дям правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении. | 3 | «Ежели вы вежливы» - конкурсная программа, Поговорки и пословицы о вежливости, «Правила вежливости» -беседа | Наблюдение | |
Товарищи и друзья | Понятия «товарищ», «друг», «господин». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе. | 1 | Сюжетно-ролевая игра-«Заколдованный мяч» | Наблюдение | |
Что в нашем имени? | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище» Обращение по имени к одноклассникам и друзьям Имя и отношение к человеку | 1 | «Для чего человеку дано имя?»-классный час | Наблюдение | |
Удовольствие - в игре | Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу - время, а потехе час. Иг рай, а дело не забывай В здоровом теле - здоровый дух. | 1 | «Делу - время, а потехе час»-беседа-рассуждение. | Педагогическое наблюдение | |
Уроки обобщения и повторения. | 4 Всего 32 часа | Игры-состязания с мячом, Посещение музея, библиотеки | Тест «Наши взаимоотношения» «Состояние взаимопомощи» |
(3-й класс)
№ | Название темы | Цель | Часы | Мероприятия | Индикаторы результатов |
1 | Азбука этики. Основные понятия этики | Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познако мить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила. | 2 | «Что значит быть добрым» «Правила деловой игры» - беседа | Беседа, наблюдение . |
2 | Как я выгляжу | Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих. | 2 | «Одежда-зеркало души!». «Назначение и виды одежды» - беседа-рассуждение | Наблюдение |
3 | Я - личность. Мои роли | Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение челове ка в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли. | 2 | Уроки толерантности Игра-путешествие в страну Дружбы. | Тест «Наши взаимоотношения»
|
4 | Нравственный мир сказок | Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Пока зать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов России. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие. | 2 | «Как стать волшебником?» этическая беседа. Инсценировка сказки «Колобок» | Наблюдение |
5 | Устав - основной закон школы | Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанно сти». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика. | 1 | «Мои права и обязанности»-классный час | |
6 | Человек и его имя | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок. | 1 | «Что в имени тебе моем?»-беседа | Наблюдение |
7 | Я и мои друзья | Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. | 2 | «Если с другом вышел в путь»-проблемные ситуации. «Мы-едины» | Тест «Состояние взаимопомощи» |
8 | Верность слову | Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным дан ному тобой слову. | 2 | Рассказ «Честное слово». –обсуждение. Проигрывание жизненных ситуаций | Наблюдение |
9 | Речевой этикет | Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить поня тия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза). | 1 | «Ласковое слово и кошке приятно»-беседа | Наблюдение |
10 | Умение общаться | Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мне ниями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях. | 1 | «Правила общение в различных ситуациях»-беседа | Наблюдение |
11 | Этикет в общественных местах | Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. | 2 | Разговор по телефону. Беседа из цикла «Культура общения». Деловая игра «Ты в театре и музее». | Наблюдение |
12 | Библиотека -хранительница знаний | Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». | 2 | Правила пользова ния и поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку. | Беседа |
13 | Отзывчивость и доброта | Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло? | 2 | «Доброта», «Почему существует зло?»-этические беседы | Наблюдение |
14 |
Я познаю себя и других | Понятие «потребности человека». Биологические, социальные и духовные потребности. Способности: наследственные и приобретен ные. Разбор ситуации: «Если я что-то хочу, то поступаю так». | 2 | Беседа: «Как бороться с конфликтами?» Тест: «Каков мой характер». | |
15 | Формы моральной оценки и самооценки | Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «посту пок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скан дал», «конфликт» Ответственность человека за свои поступки. Мо ральная оценка поступков людей. | 2 | Беседа: «Как научиться говорить нет». Беседа: «Кем быть и каким быть». | Тест |
16 | Культура поведения человека | Понятия «культура», «культура поведения», «правила прили чия», «культурное» и «некультурное» поведение. | 1 | Деловая игра «Учимся культуре поведения». | Наблюдение |
17 | Праздничный этикет | Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила эти кета на празднике. | 1 | Подготовка и проведение школьного праздника «Осень краса!» | Анализ |
18 | Уроки обобщения и повторения. | 4 Всего 32 часа | Проект-«Здоровье» Проведение школьного праздника «Знай правила движения, как таблицу умножения» Выставка рисунков, Поделки своими руками, Игры на сплочение коллектива | Наблюдение |
(4-й класс)
№ | Название темы | Цель | Кол-во часов | Мероприятия | Индикаторы результатов |
1. | Азбука этики. Культура поведения и такт. | Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт. Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. | 1 | «Плохое и хорошее поведение» - беседа с размышлением. | Игра «Вежливо или Невежливо». |
2. | Культура общения. | Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома за висят от них самих и выражается в их общении с другими людьми. | 2 | «Чувства, настроение — мы этим можем управлять», «Я и общество»- этические беседы. | Тест |
3. | Человек и его имя. | Дать понятия «имя», «имена мужские и женские», «русские име на и православные», что значит «уважать имя че ловека», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя своими поступками. | 2 | «Значение имен» - творческая работа «Великие имена России», | |
4, | Моя малая Родина. | Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война - провер ка любви к Родине у всего народа, живущего в стране. | 2 | «Что такое патриотизм?»-беседа –рассуждение Встреча с ветеранами. | Праздничный концерт- поздравление ветеранам |
5. | Устав - основной закон школы. | Дать понятия «закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека оп ределенные обязанности. | 2 | «Мы граждане России», «Официальные символы России»-классный час | Беседа |
6. | Речевой этикет. | Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении глав ным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, кото рые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе. | 2 | «Общение. Речь - ее возможности» Этюды из жизни-практика общения. | Наблюдение |
7. | Чувство, настроение и характер. | Дать понятия «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувством. Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других. | 2 | «Посеешь привычку – пожнешь характер» «Умей владеть собой» - беседы | Тест, наблюдение |
8. | Школьный этикет. | Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столо вой», «этикет на перемене», | 1 | Деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в школе». | наблюдение |
9, | Праздники в жизни человека. | Дать понятия «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, «в стране». | 1 | «Праздники в нашей жизни»-разговор по душам. | Беседа |
10. | Цветы в жизни человека. | Роль цветов в жизни человека, легенды о цветах. Правила дарения цветов. | 1 | «Где живет красота?» -этическая беседа Цветы для мамы-рисунки | |
11. | Поступки человека и его характер. | Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков в формировании ха рактера. | 2 | «Хорошие и вредные привычки», «Поступки и характер»-этические беседы | Тест |
12. | Нравственные отношения в коллективе. | Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды от ношений между людьми»(приятельские, товарищеские, дружеские), золотое правило Библии. | 2 | «Уважение»--беседа Игра – «Чем мы прекрасны» | тест |
13. | Мода и школьная одежда. | Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Является ли модная одежда показателем культуры и знаний человека. Мода и этикет. Модная одежда и отношения ребят в классе. | 2 | «Модная одежда », «Мода и этикет»-беседа-диалог | Ранжирование |
14. | Приветствия и знакомства. | Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; общение будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброже лательно. | 2 | «Как правильно приветствовать друг друга», Игра -«Приветствие» | Наблюдение |
15. | Поведение в общественных местах. | Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношение человека к людям на улице, в транспорте, кафе, местах отдыха. Основные правила этикета в кафе. Что и как едят. | 2 | «ПДД на дорогах, улицах» «Основные правила поведения в общественных местах»-классный час. | Наблюдение |
16. | Человек в природе и его здоровье. | Дать понятие «здоровье», «природа», «экология», «охрана природы». Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношение к животным. | 2 | Чтение книг о природе. «Умение видеть прекрасное»- этическая беседа Рисунки-«Этот удивительный мир» | |
17. | Нравственное отношение в семье. | Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «се стры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга. | 2 | «Чем я горжусь» -рассказы о семье. «Уважай старость» - беседы | Тест |
18. | Уроки обобщения и повторения. | 2 Всего 32 часа | «Маленькая хозяюшка», «Рыцарский турнир»-конкурсная программа | Наблюдение |
5. Модель реализации тематической программы нравственного воспитания.
Работу над воспитанием нравственных качеств начинаю уже с первых дней пребывания учащихся в школе. Дети входят в новый коллектив, где свои правила, обязанности, требования, начинаются складываться межличностные отношения. И именно на этом этапе провожу классные часы на темы: « Кто я? Какой я?», «Права и обязанности школьника». Учащиеся должны усвоить в первом классе нормы поведения в школе, общественных местах. Важную роль для дальнейшего развития коллектива и отношений в нем играет воспитание в детях дружелюбного отношения, любви к сверстникам, учителям. Если дети будут сотрудничать друг с другом, уважать мнение своих одноклассников, поддерживать друг друга, только тогда можно считать, что педагогу удалось дать хотя бы минимум знаний по духовно – нравственному воспитанию. А для этого необходимо на протяжении четырех лет вести плодотворную работу, которая не должна останавливаться хотя бы на минуту. Работа должна проводиться не только внутри школы, но и за его пределами: в кружках, в семье.
Для этого отбираю такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем учитываю и особенности учащихся того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива.
Для реализации программы использую следующие методы:
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в картинную галерею, наблюдения;
• целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод
• проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности;
• организация вечеров.
Основными принципами программы являются:
- Системность;
- Доступность;
- Целостность;
- Рефлексивность;
- Сотворчество;
- Принцип возрастного соответствия;
Системность содержания обеспечиваю логикой построения воспитательного процесса.
Целостность содержания – учитываю знания и интересы учащихся, полученные в ходе воспитания.
Доступность осуществляю подбором упражнений и заданий в зависимости от подготовленности детей (т.е. работа ведётся в зоне «ближайшего развития»). Рефлексивность - обязательно разъясняю значения для развития и здоровья детей каждого упражнения и задания.
Принцип сотворчества предусматривает выполнение упражнений и заданий учащимися вместе со мной и друг с другом.
Принцип возрастного соответствия означает, что профилактика должна соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей.
Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с педагогом. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему хорошо готовлюсь , чтобы он запоминался воспитанниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.
Беседы. В моей воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий нравственный и культурный уровень воспитателя, эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на откровенность, заставить проникнуться доверием к воспитателям.
Спектр современных технологий и методик, которые использую в работе. Они наиболее адекватны поставленным целям и дают положительные результаты:
- метод проблемной ситуации;
- личностно- ориентированного воспитания;
- игровые технологии ;
- проектная деятельность;
- здоровьесберегающая технология;
- ИКТ;
- Технология сотрудничества.
Система поощрений:
- сувениры;
- грамоты, дипломы;
- благодарственные письма родителям.
6.Ресурсное обеспечение
Для реализации поставленных задач в моем распоряжении классная комната, спальни, актовый и спортивный залы, школьная и детская районная библиотека, районный музей, интерактивный класс, спортивная площадка при школе.
Средства ИКТ (владею компьютером и пользуюсь всеми возможностями интернета), цифровой фотоаппарат;
Экранно-звуковые средства(CD-диски с фильмами и мультфильмами, слайды (мультимедийные презентации).
В достаточном количестве имею методической литературы, (книги по психологии, педагогике, диагностике, нормативно-правовая документация, методические рекомендации и т.п.), справочники, словари и хрестоматии, художественную литературу для детей), Создала библиотеку методических материалов для успешной работы: журналы «Начальная школа», «Педсовет», «Справочник классного руководителя», газета «Начальная школа 1 сентября», адреса сайтов интернета.
В классной комнате создала игротеку (настольные игры, раскраски, головоломки, ребусы), изготовлены книжки-раскладушки по различным темам, имеется информационный стенд для учащихся, скакалки, мячи и другой спортивный инвентарь.
Кадровые ресурсы: педагог-психолог, социальный педагог (работаем в тесном контакте), второй воспитатель, учитель.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника
Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
7. Ожидаемый результат.
В результате работы будут заложены азы познания добра и зла, милосердия и сострадания, понятия чувства долга и правил поведения в классе, учебном заведении, на улице и в общественных местах, будут воспитаны верность дружбе и товариществу, умение жить среди ровесников, учащиеся научаться ценить дружбу и понимать чувство локтя своих друзей.
8. список литературы:
- Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. Под редакцией Абдуллиной О.А. Второе издание. (Серия: Учебники,
учебных пособий). М.: 2002. – 512 с.
- Белоножкина О.В. Инсценированные классные часы в начальной школе. Как быть здоровым. Внеклассная работа в школе. Волгоград, Изд-во «Учитель», 2007. – 126 с.
- Берулова Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога. М.: Изд-во «Высшая школа», 2003. – 64 с.
- Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. «Педагогика», Краткий курс лекций. Технология правильного ответа. М.: Юрайт, 2004. – 254 с.
- Вакуленко Ю.А. Физкультминутки: упражнения, игры, комплексы движений, импровизации, инсценировки. Выпуск 3. В помощь преподавателю начальной школы. Волгоград, Изд-во «Учитель», 2007. – 106 с.
- Волкова Т.В. Наука быть человеком. Материалы для классных часов 1-4 классы. Волгоград, Изд-во «Учитель», 2008. – 176 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Университет «Книжный дом». Изд-во «Высшая школа», 2002. – 336 с.
- Каркошкина Т.Н. Нравственное воспитание в начальных классах. Волгоград, Изд-во «Учитель», 2008. – 105 с.
- Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – з-е изд. - М.: Айрис пресс, 2008. – 256 с. – (Высшее образование).
- Колас Ирен Весело и просто. О правильном поведении для школьников. М.:Изд-во «Омега-пресс», 2008. – 64 с.
- Левина С.А., Тукачева С.И. Физкультминутки. Выпуск 1. В помощь преподавателю начальной школы. Волгоград, Изд-во «Учитель», 2008. – 67 с.
- Лопатина А., Скребцова М.Начала мудрости. М.:Амрита-Русь,2008.-368с.- ( Серия « Образование и творчество»).
- Маврина Л. Учимся быть вежливыми. Серия: Уроки стрекозы. М.: ООО «Стрекоза», 2008. – 8 с.
- Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2002. – 268 с.
- Надеждина Вера 500 игр и заданий для чудо-воспитания. Этикет для воспитания. Минск, ООО «Харверст», 2007. – 256 с.
- Немов Р.С. Общая психология. Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. М.: Гуманит. Изд-о «ВЛАДОС», 2001. – 400 с.
- Слаква С.П. Психология малой группы. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – 60 с.
- Усачев Андрей. Уроки вежливости. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 80 с.
- Фитерман А.Г. Культура поведения и этикет. Уфа, Изд-во БИРО, 2006. – 161 с.
- Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования М., 1997
- Шалаева Г.П. Школа вежливости для маленьких хозяев. М.: СЛОВО, Эксмо, 2006. – 64 с.: ил.
- Шалаева Г.П. Школа этикета для маленьких рыцарей. М.: СЛОВО, Эксмо, 2006. – 64 с.: ил.
- Шапарь В.Б. В лабиринтах психологии личности. Серия: Х – файлы. Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2004. – 512 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как я готовлю к ЕГЭ
Краткое описание моей работы с учащимися по подготовке к ЕГЭ....
спортивное состязание "Готовлюсь стать защитником Отечества"
Спортивные эстафеты и конкурсы для мальчиков, очень интересно!...
5 класс Когда я готовлю на кухне
Конспект урока в 5 классе ("Spotlight")...
Конспект урока английского языка Когда я готовлю на кухне УМК Spotlight
Разработка урока английского языка для чащихся 5-х классов...
Рабочая программа спортивной секции "Я готовлюсь к ГТО"
Рабочая программа спортивной секции "Я готовлюсь к ГТО"...
рабочая программа учебного курса "Я готовлюсь к ГТО"
Программа расчитана на 35 часов (1 час в неделю) и содержит в себе комплексы упражнений, направленные на развитие физческих качеств учащихся. Итогом прохождения программы является участие детей в весе...
Из опыта работы . Как я готовлю к ГИА.
Я — учитель математики, работаю в среднем и старшем звене, а значит, ЕГЭ и ОГЭ касается меня непосредственно. Я самым лучшим образом отношусь к этой, уже не новой системе сдачи ...