Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ЗПР
рабочая программа

Мауль Анна Петровна

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_s_zpr.docx71.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Белоярский детский сад»

Согласовано:                                                                                                                                             Утверждено:                                                                                                          Педагогическим советом                                                                                                          Заведующий МБДОУ «Белоярский ДС»  С.Н.Маркова

МБДОУ «Белоярский ДС»                                                                                                                     Приказ от 30.08.2023г № 66– ОД                                                                                                                                                                      

Адаптированная образовательная программа

дошкольного образования

ребёнка с задержкой психического развития

Ф. И.

 (Подготовительная  комбинированная группа)

(15.09. 2023 г. – 15.05 2024г.)

Ознакомлен:                                                                                      

Законный представитель ребенка    с ОВЗ

___________________________          

«______» _____________2023г

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Целевой раздел                                                                                                                                                                                                              1.1Пояснительная записка…………………………………………………….стр.3                                                                                                                                           1.1.1 Общие сведения о ребёнке ……………………………………………...стр.3                                                                                                                                          1.1.2 Психолого – педагогическая характеристика ………………………… стр.3                                                                                                                                       1.1.3 Сведения о программе…………………………………………………...стр.5                                                                                                                                    1.1.4. Заключение Психолого-медико-педагогической комиссии………….стр.5                                                                                                                                    1.2.Цели и задачи программы…………………………………………………стр.6                                                                                                                            1.3. Предполагаемые результаты освоения программы……………………..стр.7                                                        

2. Содержательный раздел.                                                                                                                                                                                                                                 2.1. Коррекционная часть……………………………………………………..стр. 8                                                                                                                                                                      2.2. Взаимодействие участников образовательного процесса…………….. стр.17                        

3.Организационный раздел                                                                                                                                                                                                                             3.1 Учебный план……………………………………………………………..стр.19                                                                                                                                         3.2 Режим дня………………………………………………………………    стр. 19                                                                                                                                           3.3 Специальные условия организации образовательного процесса…….. стр. 20                                                                                                                                             3.4 Расписание занятий со специалистами………………………………….стр. 20                                                                                                                                       3.5. Методическая обеспеченность…………………………………………. стр. 21                                                                      

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка:

1.1.1. Общие сведения о ребенке Ф. И.

Дата рождения

Домашний адрес

Возрастная группа

 Подготовительная

Сведения о родителях

 

Ф.И.О. воспитателей

 Горковенко Татьяна Николаевна.

 Новикова Анастасия Сергеевна

Ф.И.О. учителя-логопеда

Мауль Анна Петровна

Ф.И.О. педагога-психолога

Севрюгина Наталья Владимировна

1.1.2. Психолого - педагогическая характеристика.

Информация о семье: Семья находится в браке. Ребенок проживает с мамой Козловой Снежаной Сергеевной и папой Козловым Сергеем Александровичем, сестрой Козловой Анной. Мама и папа достаточно времени уделяют ребенку, интересуются жизнедеятельностью ребёнка в детском саду, посещают родительские собрания. мероприятия ДОУ. Взаимоотношения с ребенком доброжелательные. Ребенок всегда одет аккуратно, выглядит опрятно, чисто. Простудными заболеваниями болеет сезонно: ОРВИ, ОРЗ.

Речевое развитие: Речь не соответствует возрасту ребенка, словарный запас беден, рассказывает о происходящих событиях с помощью простых фраз. Испытывает затруднения в высказывании полными предложениями. На занятиях ребенок не может составить рассказ по сюжетной картинке, по набору картинок, пересказать небольшие произведения, стихотворения, потешки. Требует постоянного контроля педагога, зрительного контакта со взрослым. 

Познавательное развитие: Мария знает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), затрудняется находить их в окружающей обстановке. Знает основные цвета. Частично может показать место нахождения предмета по отношению к другим предметам. Частично различает понятие много - один, маленький, большой, показывает по картинкам. Умеет считать до 10,  иногда путается, переставляя цифры местами, не ориентируется в количественном и порядковом счёте. Испытывает затруднения в названии времен года, части суток, месяцы.  Ребенок знает дни недели, но иногда путается. Пространственные представления не сформированы, не выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, не определяет положение в пространстве по отношению к себе: слева, справа, не использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве. Может с легкостью собрать картинки, состоящие из 8 и более частей. Знает некоторых диких и домашних животных, овощи и фрукты, транспорт, деревья, насекомых, птиц. Называет своё имя, фамилию, не может назвать свой возраст и домашний адрес.                                                                                                                                       Художественно-эстетическое развитие: Мария знает, что карандашами, красками и кистью нужно рисовать. Умеет правильно держать кисточку, карандаш, нажим слабый. Мелкая и крупная моторика развиты недостаточно. Не может использовать разнообразные приёмы вырезывания, делая не аккуратно. Не доводит замысел до конца. Пользуется пластилином, лепит бесформенные предметы, не передает пропорции, позы фигур. Применение комбинированного приема при лепке вызывает большие трудности, при этом у Маши быстро пропадает интерес к действию. Не может использовать такие приемы работы с пластилином, как сплющивание, скатывание, размазывание, вдавливание. Не передает в изображении основные свойства предметов (форма, величина).  С интересом слушает сказки, рассказы воспитателя, не всегда удается доводить начатое до конца. Марии нравятся музыкальные занятия, любит танцевать, раскрашивать . Выполняет доступные танцевальные движения по одному и в паре, с предметами.                                                                                                                                                                Социально-коммуникативное развитие: Маша может одеваться и раздеваться без посторонней помощи, умеет самостоятельно мыть руки и умываться, пользоваться столовыми приборами, самостоятельно кушать. Знает местоположение своего полотенца, туалета, шкафчика, места за столом. Вместе с детьми убирает на место игрушки и строительный материал. Любит играть с куклами, шнуровками, собирать пазлы, раскрашивать, рассматривать картинки. Может играть рядом, не мешая другим детям, подражать действиям сверстника.               Физическое развитие: Девочка энергичная и подвижная. Основные движения старается выполнять самостоятельно, иногда с небольшой помощью взрослого, не всегда быстро переключается с одного вида движения на другое. Ребенок испытывает затруднения в работе с мячом, прыжках, метании. Не умеет прыгать на скакалке. Не умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу. С желанием участвует в играх соревновательного характера.

1.1.3.Сведения о программе

Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014);

-  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"».

Адаптированная образовательная программа разработана с учётом комплексной программы:                                                                                         - Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития.

1.1.4. Заключение Психолого-медико-педагогической комиссии

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии

 Имеет особенности в психическом развитии; имеет особенности в физическом развитии; не имеет отклонений в поведении; нуждается в создании условий для получения образования коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; является обучающимся

 с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательная программа

 Адаптированна образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития.

Формы и методы психолого-медико- педагогической помощи

  Включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающегося; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков (пошаговость в предъявлении материала, наглядно-действенный характер обучения, индивидуальный темп работы); чередование видов деятельности; использование специфических методов и средств обучения в дифференцированном обучении; дозированная помощь взрослого и постоянное стимулирование познавательной активности.

Учитель -дефектолог

 Расширение, обогащение и систематизация представлений об окружающем мире, включения освоенных  представлений и навыков в практическую и игровую деятельность.

 Учитель-логопед

 -обогащение и активизация словаря;

-развитие фонематических процессов;

-развитие артикуляционного праксиса и формирование правильного звукопроизношения (постановка и автоматизация звуков);

-коррекция звукопроизношения (постановка и автоматизация звуков);

-развитие лексико-грамматических средств языка, простой фразы и навыков связной речи.

Педагог-психолог

- развитие произвольной регуляции деятельности, компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы.

Врач-невролог

 Наблюдение по рекомендациям

Врач –оториноларинголог

 Наблюдение по рекомендации

1.2.Цели и задачи программы

Цель программы:                                                                                                                                                                                                                   Организация целенаправленного комплексного психолого-педагогического сопровождения ребёнка,  квалифицированной коррекции недостатков в развитии.

Задачи программы:                                                                                                                                                                                                                   Социально-коммуникативное развитие:

Развивать творческую активность.

Развивать коммуникативные навыки ребёнка

Познавательное развитие:                                                                                                                                                                                                              Развивать навыки ориентировки в пространстве;                                                                                                                                                                                 Учить определять свойства  предметов (толщина, длина, высота);                                                                                                                                            Обогащать знания о предметах и объектах окружающего мира, развитие способов восприятия.                                                                                           Развивать прямой и обратный счёт в пределах 10.                                                                                                                                                       Систематизировать знания о временах года, частях суток, месяцах, домашний адрес, возраст, диких и домашних животных и тд                                 Речевое развитие:                                                                                                                                                                                                                                      -обогащать активный словарь;                                                                                                                                                                                                      -развивать фонематические процессы;                                                                                                                                                                                                         - развивать артикуляционный аппарат и формировать правильное звукопроизношение;                                                                                                             -развивать лексико-грамматические средства языка                                                                                                                                                              - развивать связную речь;                                                                                                                                                                                            Художественно-эстетическое развитие:                                                                                                                                                                                          Учить при закрашивании выполнять движения в одной плоскости;                                                                                                                                          Учить работать с ножницами;                                                                                                                                                                                                           Учить ребёнка рисовать, лепить, создавать аппликации.                                                                                                                                                       Научить приемам раскатывания, примазывания, выщипывания, вытягивания.                                                                                                                                            Физическое развитие:                                                                                                                                                                                                                            Учить выполнять основные движения                                                                                                                                                                                                   Учить ловить и передавать мяч.                                                                                                                                                                                                      Учить строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.

1.3. Предполагаемые результаты освоения программы.

Социально-коммуникативное развитие: проявляет готовность и способность к общению с другими детьми, способен к адекватным межличностным отношениям, проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, демонстрирует достаточный уровень игровой деятельности: способен к созданию замысла и развитию сюжета, к действиям в рамках роли, к ролевому взаимодействию, к коллективной игре, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается конструктивно разрешать конфликты, оценивает поступки других людей, литературных и персонажей мультфильмов, способен подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях с педагогическим работником и другими детьми, совершенствуется регуляция и контроль деятельности, произвольная регуляция поведения, обладает начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором он живет, овладевает основными культурными способами деятельности, обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника, проявляет интерес к обучению в школе, готовится стать учеником.                                                                                                                    Познавательное развитие: повышается уровень познавательной активности и мотивационных компонентов деятельности, задает вопросы, проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира, улучшаются показатели развития внимания (объема, устойчивости, переключения и другое), произвольной регуляции поведения и деятельности, возрастает продуктивность слухоречевой и зрительной памяти, объем и прочность запоминания словесной и наглядной информации, осваивает элементарные логические операции не только на уровне наглядного мышления, но и в словесно-логическом плане (на уровне конкретно-понятийного мышления), может выделять существенные признаки, с помощью педагогического работника строит простейшие умозаключения и обобщения, осваивает приемы замещения и наглядного моделирования в игре, продуктивной деятельности, у ребенка сформированы элементарные пространственные представления и ориентировка во времени, ребенок осваивает количественный и порядковый счет в пределах десятка, обратный счет, состав числа из единиц, соотносит цифру и число, решает простые задачи с опорой на наглядность.                                                                                                                         Речевое развитие: стремится к речевому общению, участвует в диалоге, обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звуко-произносительными возможностями, осваивает основные лексико-грамматические средства языка, употребляет все части речи, усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира, обобщающие понятия в соответствии с возрастными возможностями, проявляет словотворчество, умеет строить простые распространенные предложения разных моделей, может строить монологические высказывания, которые приобретают большую цельность и связность: составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, на основе примеров из личного опыта, умеет анализировать и моделировать звуко-слоговой состав слова и состав предложения, владеет языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой, знаком с произведениями детской литературы, проявляет к ним интерес, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи.                                                              Художественно-эстетическое развитие: способен эмоционально реагировать на музыкальные произведения, знаком с основными культурными способами и видами музыкальной деятельности; способен выбирать себе род музыкальных занятий, адекватно проявляет свои чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества; ребенок осваивает основные культурные способы художественной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных ее видах; у ребенка развит интерес и основные умения в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), в конструировании из разного материала (включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал); использует в продуктивной деятельности знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством.                                                                             Физическое развитие: у ребенка развита крупная и мелкая моторика, движения рук достаточно координированы, рука подготовлена к письму, подвижен, владеет основными движениями, их техникой, может контролировать свои движения и управлять ими, достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений, обладает физическими качествами (сила, выносливость, гибкость и другое), развита способность к пространственной организации движений, слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма, проявляет способность к выразительным движениям, импровизациям.

2. Содержательный раздел.

2.1. Коррекционная часть

         Содержание коррекционно-развивающей работы

Речевое развитие

Специалист

Направления работы

Содержание работы

Полученный результат

Воспитатель

Обогащение активного  словаря

Д/и «Овощи», Д/и «Угадай игрушку» Д/и «Кто, что делает?», «Один — много» Кто где живёт?, «Горячий – холодный», «Кто кем был?»

развитие фонематических процессов                                                                                    

Игра «Угадай, что звучит». Игра «Поймай звук». Игра «В каком слове (слоге) спрятался звук?». «Повтори». «Назови последний звук в слове». «Поймай и сосчитай».

развитие артикуляционного праксиса и формирования правильного звукопроизношения (постановка и автоматизация звуков);

Артикуляционная гимнастика    

Чистоговорки на «Л», «Р»

Игра «Знаешь ли ты эти слова?», «Помнишь ли ты эти стихи?», «Пароход», «Ответь на вопросы»

коррекция звукопроизношения (постановка и автоматизация звуков);

«Веселый язычок»,

«Волшебные кубики», «Мяч в воздухе», «Слушай и хлопай»,  «Самолет», «Один – много»,  «Вещи, которые нас окружают», «Угадай, чего не стало», «Четвертый лишний»

развитие лексико-грамматических средств языка, простой фразы и навыков связной речи

Игра «Что бывает осенью?», «Один - много», «Чудесный мешочек», «Назови ласково», «Поваренок», «Соберем фрукты в саду», «Профессии», «Закончи предложение»

Обогащение активного  словаря

Декабрь, январь, февраль

Игра «Дай действия словам»; «Ласковые слова»

«Что из чего сделано?» «На чем дети катаются»

«Скажи по-другому», «Какой? Какая? Какое?»,

развитие фонематических процессов                                                                                    

Д/и «Найди ошибку». «Доскажи слово». «Так бывает или нет?». «Какое время года?». «Какая, какой, какое?». «Закончи предложение».

развитие артикуляционного праксиса и формирования правильного звукопроизношения (постановка и автоматизация звуков);

Артикуляционные упражнения

Игры на дыхание

Игра «Подуем в трубочку» Игра «Отгадай, что за овощ»

Чистоговорки

коррекция звукопроизношения (постановка и автоматизация звуков);

«Веселый язычок»,Игра  «Слово заблудилось», «Лошадка», «Будильник», «Договори словечко», «Замени звук», «Ру-ру-ру»,  «Закончи слово», «Садовники»,  «Где звук

развитие лексико-грамматических средств языка, простой фразы и навыков связной речи

Д/и «Один - много»,  «Составь предложение по картинке», «Посчитай», «Скажи наоборот»

«Расскажи про зиму», «Какой предмет?», Игровое упражнение «Если бы...»,

Обогащение активного  словаря

Март, апрель, май

Игра «Кто пришел - кто ушел» Игра «Кто что умеет делать?» «Высокий — низкий», «Скажи ласково»

развитие фонематических процессов                                                                                    

Игра «Отгадайте, что за растение»;                                           «Кто (что) летает?»; «Прятки» «Бывает –не бывает» (с мячом). «Третий лишний».  «Игра в загадки». «Подскажи словечко». «Что это за птица?». «Знаешь ли ты…».

развитие артикуляционного праксиса и формирования правильного звукопроизношения (постановка и автоматизация звуков);

Артикуляционная гимнастика    «Горка» «Трубочка»   «Змейка»  «Лошадка»                       Игры на дыхание, Игра «Отгадай, что за фрукт» Игра «Задуй ватку в ворота» Игра «Буря в стакане»                                                              Чистоговорки                                                                            

коррекция звукопроизношения (постановка и автоматизация звуков);

Чистоговорки  на «Л», «Р» «Договори словечко», «Замени звук»,  «Цветные автомобили», « Воробушки и автомобиль», « Знаешь ли ты эти слова?»,  «Помнишь ли ты эти стихи?», « Ответь на вопросы», «Пила»

развитие лексико-грамматических средств языка, простой фразы и навыков связной речи

Д,и «Сосчитай до пяти»;

«Скажи какой»

Д/и с мячом «Закончи мое предложение»;                    Д/и «Составь словесный портрет»

Д/и  «Назови ласково», «Назови профессию»

Учитель - логопед

Развитие просодической стороны речи

СЕНТЯБРЬ-МАЙ  2023 - 2024

Развивать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Учить изменять силу голоса: говорить тише, громче, тихо, шепотом.

Учить говорить в спокойном темпе.

Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи,

 модуляцию голоса.

Сформировано речевое дыхание.

Умеет говорить в спокойном темпе, изменять силу голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

Активизировать и вырабатывать дифференцированные движения органов артикуляционного аппарата.

Подготовить артикуляционный аппарат для постановки нарушенных звуков (Л, ЛЬ, Р, РЬ).  

 Постановка отсутствующих звуков, их различение на слух и автоматизация на уровне слогов, слов, фраз, связной речи.

Правильно артикулирует поставленные звуки.

Работа над слоговой структурой слова

 Совершенствовать умение  различать на слух длинные и короткие слова.

Работать над слоговой структурой односложных, двухсложных, трехсложных слов со стечением согласных и введение их в предложения.

Работать над словами со сложной звукослоговой структурой (градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения. Закреплять навыки слогового анализа и синтеза слов.

Пользуется словами разной слоговой структуры.

Определяет количество слогов в слове.

Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

Развивать речевой слух.

Дать знания о гласных и согласных звуках.

Упражнять в проговаривании ряда слогов и слов в заданном порядке.

Формировать элементарные навыки анализа и синтеза.

Учить определять последовательность звуков в словах, состоящих из 3 – 4 звуков. Упражнять в различии на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

Имеет представления о гласных и согласных звуках.

Определяет последовательность звуков в звуковом ряду.

Выделяет заданный звук в ряду других, определяет наличие звука в слове.

Выделяет первый гласный звук в слове.

Развитие грамматического строя речи

 Развивать навык образования и практического использования в речи форм единственного и множественного числа имен существительных, глаголов настоящего времени, глаголов прошедшего времени.

Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные и прилагательные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Формировать умение образовывать и использовать в речи относительные и притяжательные прилагательные.

Совершенствовать навык согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными.

Продолжить работу по уточнению понимания и расширение значения предлогов, их употребление в речи.

Образовывает и пользуется существительными единственного и множественного числа, существительными и прилагательными с ласкательными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.

Развитие связной речи и коммуникативных навыков

Совершенствовать умение вести диалог, отвечать на вопросы кратко и полно, вести диалог.

Учить составлять рассказы описания с опорой на схемы и с помощью педагога. Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и текстов с опорой на наглядность.

Владеет навыками диалогической речи.

Навыками элементарного пересказа текста.

Познавательное развитие

Специалист

Направления работы

Содержание работы

Полученный результат

Воспитатель

Развитие математических представлений

Д/ и «Сделай лесенку», «Что длиннее»,  «Выше -ниже», Д/и «Где правая, где левая?», «Что,где?», «Угадайка» «Весёлая гусеница», «Живые числа», Пальчиковое упражнение «Побежали пальчики».

Пальчиковое упражнение «Побежали пальчики». Пальчиковое упражнение «Побежали пальчики».

Формирование целостной картины окружающего мира.

Тематические картинки; календарь погоды; картинный материал.

Наблюдения на прогулке; экскурсии.

Закреплять знания о домашнем адресе, возрасте.

Специалист

Причина

Направление коррекционной работы

Основное содержание работы

Прогнозируемый результат

Реальный результат

Педагог-психолог

Недостаточный уровень развития наглядно действенного мышления.

Сниженный УАР

Развитие речемыслительной деятельности:

- развития логического мышления;

- развитие зрительной и слухоречевой  памяти;

Развитие познавательной активности.

Развитие всех видов восприятия /зрительного, слухового, тактильно-двигательного

1 Период

Развитие речемыслительной деятельности:

  1. Развитие логического мышления
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в процессе решения логических задач;
  • Работа с серией познавательных картинок (5-6 картинок);
  • Поиск нелепостей;
  • Хитрые вопросы.

2.  Развитие зрительной и слухоречевой памяти

  • Запоминание 6-8 изображений, слов;
  • Игры и упражнения на развитие слухоречевой памяти («Слушаем внимательно»,  «Громко – тихо» и т.д.);
  • Игры и упражнения на развитие   зрительной памяти («Разложи картинки», «Да-нет» и .т.д)

3.Развитие познавательной активности

  • Логические задачи;

Настольные игры  («Придумай и опиши», «Рассказы – загадки», «Вопрос – ответ»).

II Период

Развитие вербального компонента мыслительной деятельности

  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в процессе решения логических задач
  • Обучение решению проблемных ситуаций
  • Развитие умения выделять существенный признак
  • Работа с серией последовательных картинок (5-6  картинок)
  • Исключение лишнего
  • Классификация предметных картинок по 2 признакам
  • Сравнение предметов
  • Поиск нелепостей
  • Хитрые вопросы
  • Логические задачи
  • Игры «Почему», «Приметы», «Как можно использовать»,  «Нелепицы» и т.п.

Формирование зрительно-моторной координации.

Формирование потребности в двигательной активности, формирование целенаправленных движений через выполнение заданий и упражнений, которые сопровождаются речью педагога.

Умеет устанавливать причинно-следственные связи, между ними находить решение проблемных ситуаций, выстраивать аргументацию к своей позиции;

Исключает неподходящую картинку по существенному признаку;

Умеет самостоятельно выделять сходства и отличия.

«Художественно-эстетическое развитие»

Специалист

Направления работы

Содержание работы

Полученный результат

Воспитатель

Рисование

Лепка

Аппликация

Музыкальное развитие

Игры и игровые упражнения  «Какой формы?», «На что похоже?», «Составь натюрморт», «Закончи картину», «Так или не так»

Пальчиковые игры: «Капитан», «Слон», «Кто приехал?»                           Раскраски, штриховки.

 Пальчиковые игры: «Космонавты», «Пекарь», «Птицы прилетели», «Деревья», «Дом», «Осьминожки»                                                                            Игры и упражнения на развитие умения сравнивать предметы по форме и умения узнавать их по словесному описанию

Игровые упражнения:

«Самолеты за облаками», «Трудные виражи», «Вниз по реке», «Какой узор», Игр. упр-е : «Режем прямо», Д/и «Геометрическое лото»,

Д/и «Сделай узор», «Сложи узор», «Орнамент»

Слушание музыки, импровизация, исполнение, музыкально-дидактические, подвижные игры, досуги, праздники и развлечения.

Социально – коммуникативное развитие

Специалист

Направления работы

Содержание работы

Полученный результат

Воспитатель

Игровая деятельность

Формирование гендерных и гражданских чувств

Игры – драматизации, подвижные игры, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, самостоятельные игры детей сюжетно – ролевые игры, разворачивающиеся на нескольких планах.

Театрализованные игры. Игры – имитации образов сказочных персонажей, последовательных действий человека, животных и птиц, разыгрывание представлений по сюжетам литературных произведений. Игры – импровизации по сюжетам литературных произведений, с театральными куклами, изготовление атрибутов для театрализованных игр.

Формировать чувство любви к родному городу, к России, привязанности к родной земле, преданность Отечеству, своему народу.                                                            

Закрепить знание домашнего адреса, имен, отчеств, фамилии родителей.                                                

Педагог-психолог

Недостаточный уровень произвольной регуляции поведения

Развитие регуляторного компонента на этапе программирования и контроля:

- развитие способности удерживать инструкцию и программу деятельности- развитие саморегуляции эмоционального состояния

1 Период

Развитие способности удерживать инструкцию и программу деятельности

  • Развитие способности удерживать инструкцию (игры с правилами, графические диктанты и т.д.)
  • Развитие способности удерживать программу деятельности с помощью взрослого (игры с правилами, психогимнастические  упражнения, ролевые игры).

Саморегуляция эмоционального состояния

  • Развитие эмоциональной сферы: идентификация  и осознание эмоций,
  • Развитие саморегуляции эмоционального состояния (психогимнастические  упражнения, релаксационные упражнения, рисуночный метод, ролевые игры).

2 Период

Развитие способности удерживать инструкцию и программу деятельности

  • Развитие способности удерживать самостоятельно программу деятельности (игры с правилами, психогимнастические упражнения, ролевые игры и т.д.),
  • Развитие способности к волевому усилии. (закрепление  простым способам самоконтроля, игры с правилами, психогимнастические упражнения, когнитивные техники),
  • Развитие навыков планирования (ролевые игры, обсуждение сказок, когнитивные навыки).

Саморегуляция эмоционального состояния

Закрепление простым способам регуляции эмоций (психогимнастические упражнения,  релаксационные упражнения, рисуночный метод, анализ и разыгрывание ситуаций и сказок).

  • Способна удерживать инструкцию,
  • Способна удерживать программу деятельности,

Демонстрирует признаки позитивного психоэмоционального  состояния, соответствующее возрасту поведение в социальных контактах и деятельности.

Физическое развитие

Специалист

Направления работы

Содержание работы

Полученный результат

Воспитатель

Основные виды движений

Общеразвивающие упражнения.

Игры и упражнения с мячом («Подбрось и поймай», «Научись владеть мячом»)

Игры и упражнения на перестроения, координацию движений «Палочка-выручалочка», «Чье звено быстрее соберется?»

игры-имитации, физкультурные досуги и праздники, эстафеты, соревнования. развития и здоровья ребенка в разных формах

 - подвижные игры

- малоподвижные игры

физкультурные - развлечения

спортивные - имитационные и игровые

упражнения

- дыхательная гимнастика

-самомассаж

Ожидаемые результаты:

- ребенок  определяет количество слогов в слове, место звука в слове, различает слова со сходным звуковым составом, повторяет звуковые ряды;

- правильно произносит в речи поставленные звуки;

- речь ребенка грамматически правильно оформляется в соответствии с нормами языка;

- имеет представления о гласных и согласных звуках

- составляет предложения по вопросам, по картинкам, из данных слов.

- пересказывает короткий текст с опорой (на картинку), составляет рассказ по картинке, серии картинок.

2.2 Взаимодействие участников образовательного процесса

Цель: активизация эмоционального, воспитательного, реабилитационного потенциала семьи и включение ее как полноправного партнера в единый, совместный со специалистами и педагогами процесс воспитания и развития ребенка, создание на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства.

Задачи:                                                                                                                                                                

- Оказание профессиональной педагогической поддержки родителям.                                                                                                                                        - Создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка                                                                                                             - Оказание помощи родителям в создании дома необходимой для ребенка коррекционно-развивающей среды.                                                                 - Повышение педагогической культуры родителей.                                                                                                                                                                 - Развитие родительской компетентности в вопросах развивающего взаимодействия с ребенком, имеющим речевое нарушение.                             - Налаживание партнерских отношений и укрепление взаимосвязи между родителями и специалистами образовательного учреждения.

Месяц

Мероприятие

1

сентябрь

1. Консультация для родителей «Развитие лексико – грамматической стороны речи у детей с ЗПР»

2. .  Папка передвижка: «Организация специальной помощи детям с ЗПР в условиях детского сада»; «Артикуляционная гимнастика»

2

октябрь

1. Практикум для родителей: «Домашняя игротека».

2. Беседа - «Организация щадящего режима в домашних условиях»; «О развитии речи 6- 7- летнего ребенка». 

3.Консультация - «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».

3

ноябрь

1.Консультация «Гимнастика для пальчиков»

2. Папки передвижки: «Медлительные дети»; «Развиваем фонематический слух»

 3. Стенд «Рассказываем стихи своими руками».

4

декабрь

1. Консультация «Формирование пространственных представлений и пространственной ориентации у дошкольников с ЗПР»                                                                                                                                                                                   2.Буклет «Речевые игры дома»                                                                                                                                                          3.Памятка в родительскую группу «Сенсорное развитие детей с ЗПР»

5.

январь

1. Консультация на сайт детского сада «Мыслительная деятельность и пути ее коррекции»                                                                                         2. Папка передвижка:«Память и пути ее развития у детей с ЗПР»                                                                                            3.Стенд «Простые советы: вы и ваш ребёнок»

6.

февраль

1 Консультация «Логопедические игры на кухне»                                                                                                                                 

2. Семинар с элементами игры «Ум на кончиках пальцев: развитие мелкой моторики»                                                               

 3. Памятка в родительскую группу: «Заповеди семейного воспитания», «Правила для родителей»

7.

март

1.Консультация «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»                          

 2.Буклет «Рука развивает мозг»

3.Папка – передвижка «Речевые игры»

8.

апрель

1. Консультация в родительскую группу «Советы логопеда родителям»                                                                                                    2.Папка - передвижка: «Капризы и упрямство»                                                                                                                                       

 3. Консультация «Психологическая готовность к школе».

9.

май

1.Знакомство родителей с результатами мониторинга.

2.Консультация   «Занимайтесь и играйте с ребенком в летний период дома ».                                                                                 

3. Тест: «Хочет ли ваш малыш идти в школу?»

3.Организационный раздел

3.1 Учебный план

Непрерывная образовательная деятельность

Образовательная область

Приоритетный вид детской деятельности

Количество

Познавательное развитие

 ФЭМП, ФЦКМ ( ознакомление с окружающим миром),  исследовательская деятельность

4

Речевое развитие

Чтение художественной литературы, обучение грамоте

2

Художественно-эстетическое развитие

Рисование, лепка, аппликация

3

Музыкальная

2

Физическое развитие

Двигательная

3

                                                       Всего                                                                                                                                            14                                                                

3.2. Примерный режим дня в подготовительной  группе  (от 6 до 7 лет)

Режимные моменты

Время

Утренний прием, игры, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика (не менее 10 мин.)

7.00 – 8.30

Завтрак

8.30 – 9.00

Игры, подготовка к занятиям

9.00 – 9.15

Занятия (включая гимнастику в процессе занятия -2 минуты, перерывы между занятиями, не менее 10 минут)

9.00-10.50

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

10.50-12.00

Второй завтрак

10.30-11.00

Обед

12.00-13.00

Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем детей, закаливающие процедуры

13.00-15.30

Полдник

15.30-16.00

Занятия (при необходимости)

16.00-16.25

Игры, самостоятельная деятельность детей

16.00-17.00

Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей, возвращение с прогулки

17.00-18.30

Ужин

18.30

3.3 Специальные условия организации образовательного процесса

Временной режим

Соответствует режиму группы

Организация предметно-пространственной среды

Оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.

- игрушки, отражающие различные моменты окружающей взрослой жизни: куклы в разных костюмах, соответствующих разным ситуациям; атрибуты разных профессий и труда взрослых; модели современных технических средств; игрушечные машинки разных типов и др.

- книжный уголок, библиотека

- лото, шашки,

- плакаты и картины, рассказы в картинках, аудиозаписи литературных произведений и песен

- оборудование, инвентарь и материалы для развития общей моторики и содействия двигательной активности,

- материалы и пособия для развития тонкой моторики.

- конструкторы разной величины и наборы фигур для плоскостного и объемного конструирования, конструкторские наборы

- оборудование для творческих занятий: театральные ширмы, наборы кукольных, теневых  и пальчиковых театров, фланелеграфы, мольберты, доски и панели для работы с пластилином и глиной, формочки для работы с гипсом, клеенчатые фартуки и т.п.

- развивающие и обучающие игры,  различные виды домино, головоломок; игры, направленные на развитие интеллектуальных, сенсорных, моторных возможностей детей

Организация рабочего места

Настенное зеркало, индивидуальные зеркала, шпатели, средства для их обработки, пособия для логопедической работы с детьми: игрушки, иллюстративный материал, дидактические материалы для развития дыхания и пр.

3.4 Расписание занятий

Специалист

Дни посещений

Время

        Учитель-логопед

               Понедельник, среда

11.20 – 11.45

Педагог - психолог

               Среда

 10.00 – 10.25

        Воспитатель

               Вторник, четверг

16.20 – 16.45

                                                                                   

3.5. Методическая обеспеченность:

1. Е.М. Косинова  «Уроки логопеда. Игры для развития речи»                                                                                                                                                                  2. Картотека игр по коррекционно – развивающей работе с детьми с ТНР.

3. «Логопедические игры» Ирина Скворцова  - ОЛМА Медиа групп, 2014 г.

4. Логопедический букварь / М.А. Жукова – М. СИМБАТ, 2017

4. Н.Э. Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5 - 7 лет с ОНР. Альбом

5. Наглядно-дидактическое пособие. Н. В. Нищева. Веселая артикуляционная гимнастика.

6. Картотека чистоговорок для постановки нарушенных звуков.

7. Обучаемся грамоте - Издательство ОЛМА Медиа групп - Книга с увлекательными заданиями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Часть адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ

   Адаптированная основная образовательная программа (АООП) общего образования обучающихся с ОВЗ ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихс...

8. Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)

Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, как части адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

ВКР по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих...

Адаптированная образовательная программа для ребенка с интеллектуальными нарушениями в развитии

Данная программа составлена ведущим специалистом - учителем- дефектологом совместно с другими специалистами и педагогами ДОУ, для ребенка с ЗПР....

Адаптированная образовательная программа для ребенка с задержкой психического развития

Построение системы коррекционно – развивающей работы с ребенком с ЗПР дошкольного возраста с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных особенностей развития и состояния здоров...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ТНР

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка ОВЗ с тяжелым нарушением речи...