Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ТНР
учебно-методический материал
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка ОВЗ с тяжелым нарушением речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 95.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Белоярский детский сад»
Согласовано: Утверждено: Педагогическим советом Заведующий МБДОУ «Белоярский ДС»
_________________ С.Н.Маркова
Приказ от 16.09.2024г № 68– ОД
Адаптированная образовательная программа
дошкольного образования
ребёнка с тяжелыми нарушениями речи
Ф. И.
(Старшая комбинированная группа)
(16.09. 2024 г. – 16.05 2025г.)
Ознакомлен:
Законный представитель ребенка с ОВЗ
___________________________
«______» _____________2024г.
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Целевой раздел
1.1Пояснительная записка…………………………………………………….стр.3
1.1.1 Общие сведения о ребёнке ……………………………………………...стр.3
1.1.2 Психолого – педагогическая характеристика ………………………… стр.3
1.1.3 Сведения о программе…………………………………………………...стр.4
.1.4. Заключение Психолого-медико-педагогической комиссии………….стр.5
2.Цели и задачи программы…………………………………………………стр.5
.3. Предполагаемые результаты освоения программы……………………..стр.6
2. Содержательный раздел.2.1. Коррекционная часть…………………………..стр.17
2. Взаимодействие участников образовательного процесса……………..стр.17
3.Организационный раздел
3.1 Учебный план……………………………………………………………..стр.18
2 Режим дня……………………………………………………………… стр.19 3.3 Специальные условия организации образовательного процесса…….. стр.19
3.4 Расписание занятий со специалистами………………………………….стр.20
3.5. Методическая обеспеченность………………………………………….стр.20
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка:
1.1.1. Общие сведения о ребенке Богдан | |
Дата рождения | 21.05.2019 года рождения;
|
Домашний адрес | |
Возрастная группа | Старшая комбинированная |
Сведения о родителях | |
Ф.И.О. воспитателей | Зависнова Александра Александровна Лукьянчикова Татьяна Валерьевна |
Ф.И.О. учителя-логопеда | Мауль Анна Петровна |
Ф.И.О. педагога-психолога | Высотская Анна Ивановна |
1.1.2. Психолого - педагогическая характеристика.
Информация о семье: Богдан проживает с мамой. Мама интересуются жизнедеятельностью сына в детском саду, посещают родительские собрания, вместе с ребенком участвует в конкурсах. Взаимоотношения мамы с ребенком доброжелательные. Богдан всегда одет аккуратно, выглядит опрятно, чисто. В семье один ребенок, семья неполная, мать-одиночка. Оплата за детский сад производится своевременно.
Простудными заболеваниями мальчик болеет сезонно: ОРВИ, ОРЗ. Семья малообеспеченной не является.
Речевое развитие: Понимает обращенную речь к нему. Речь не соответствует возрасту ребенка, объем словарного запаса не соответствует возрастной норме. Пользуется простыми распространенными предложениями. С интересом слушает сказки, рассказы воспитателя; рассматривает картинки, иллюстрации. Богдан не может разучить небольшой стишок. Знает диких и домашних животных, может их показать по картинке, назвать. Знает значение простых предлогов (на, в, под), но в речи может опускать. Различает существительные и глаголы единственного и множественного числа. Затрудняется образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, не образовывает с увеличительным значением. При выполнении артикуляционной гимнастики затруднен подъем кончика языка вверх. Выполняет упражнения на развитие речевого дыхания.
Познавательное развитие называет части тела человека. Называет с ошибками основные геометрические фигуры, называет основные цвета, не может назвать место нахождения предмета по отношению к другим предметам. Различает понятие много —один, маленький, большой. Умеет считать до 10, не ориентируется в количественном и порядковом счете. Испытывает затруднения в определении какой день недели был вчера, какой будет завтра. Затрудняется определить части суток: день, вечер. Богдан знает свое имя и имя мамы, а также знает свой возраст. Не знает адрес проживания.
Художественно-эстетическое развитие: Мальчик знает, что карандашами, краскам, кистью и фломастерами можно рисовать. Кисточку, карандаши и фломастеры держит правильно. Ведущая рука правая. Закрашивает старается аккуратно, вылезает за контур. Не всегда контролирует силу нажатия на карандаш, ширину линии проводимой кистью. Не соотносит предметы и их части по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Не передает в изображении основные свойства предметов (форма, величина). Лепит различные предметы, может самостоятельно отделять небольшие кусочки от большого куска пластилина, скатывать их в небольшие комочки. Создает изображения предметов из готовых фигур, аккуратно использует материалы. Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций, рисунков. В лепке не вызывает затруднение у Богдана прием раскатывания, промазывания, выщипывание, вытягивания, мелкая моторика рук развита согласно возраста. В аппликации создает сюжет из готовых фигур, самостоятельно наклеивает. Умеет держать ножницы, но не всегда получается вырезать по контуру.
Социально-коммуникативное развитие: Богдану нравятся музыкальные занятия, любит танцевать, петь. Выполняет доступные танцевальные движения по одному и в паре, с предметами.
Мальчик умеет одеваться и раздеваться без посторонней помощи, умеет самостоятельно мыть руки и умываться, пользоваться столовыми приборами, самостоятельно кушать. Знает местоположение своего полотенца, туалета, шкафчика, места за столом. Вместе с детьми убирает на место игрушки и строительный материал. Любит играть с машинками и конструктором. Может играть рядом, не мешая другим детям, подражать действиям сверстников. Богдан подвижный и общительный мальчик. На контакт с малознакомыми людьми идёт с хорошо. Просьбы воспитателя и детей выполняет с удовольствием. Всегда вежливо выражает просьбу, благодарит за оказанную услугу. Умеет самостоятельно находить для себя интересное занятие.
Физическое развитие Основные движения старается выполнять самостоятельно, иногда с небольшой помощью взрослого, не всегда быстро переключается с одного вида движения на другое. Богдан с желанием включается и осваивает новые разнообразные движения. Активно включается в подвижные игры. Общая моторика развита согласно возрасту!
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"». Основная образовательная программа дошкольного образования
Адаптированная образовательная программа разработана с учётом комплексной программы:
- Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи.
1.1.4. Заключение Психолого-медико-педагогической комиссии
Заключение психолого-медико-педагогической комиссии | - имеет особенности в психическом развитии; - имеет особенности в физическом развитии; - не имеет отклонений в поведении; - нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; - является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. |
Образовательная программа | Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи. |
Формы и методы психолого- медико - педагогической помощи | Обогащение и активизация словаря. Развитие фонематических процессов. Коррекция звукопроизношения (постановка и автоматизация звуков). Развитие лексико-грамматических средств языка и навыков связной речи. |
Учитель-логопед | - обогащение и активация словаря; - развитие подражательной функции речи во всех ее направлениях; -развитие слухового внимания и фонематического восприятия; - развитие артикуляционного праксиса и формирование правильного звукопроизношения (постановка и автоматизация звуков). -развитие лексико-грамматических средств языка, простой фразы и навыков связной речи |
Учитель -дефектолог | Рекомендаций нет |
Педагог-психолог | - развитие произвольной регуляции деятельности, сенсорно-перцептивной и мнестической деятельности, компетенций коммуникативной и эмоционально – волевой сферы. |
Врач -невролог | Наблюдение по рекомендациям |
Врач -ортопед | Наблюдение по рекомендациям |
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы:
Создание условий для развития речи ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
I. Образовательная область «Речевое развитие»
- Пополнять словарный запас.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Постановка и автоматизация звуков.
- Развивать фонетико-фонематическую систему языка (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой структурой слов; совершенствование фонематического восприятия).
- Развивать связную речь.
- Формировать коммуникативные навыки.
II. Образовательная область «Познавательное развитие»
- Развивать речемыслительную деятельность;
- Познавательно-исследовательская деятельность (Развивать познавательную активность и познавательный интерес через познавательно-исследовательскую деятельность);
- Развивать словесно-логическое мышление.
- Развития представлений о виртуальной среде, о возможностях и рисках интернета.
III. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Восприятие художественной литературы (запоминать и пересказывать художественную литературу с опорой на иллюстрации);
- Развить художественно-эстетических способностей;
- Развить продуктивную деятельность и детского творчества;
- Развить восприятие музыкальных произведений.
IV. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Развивать эмоционально-волевую сферу, способности к волевому усилию, произвольной регуляции поведения;
- Развивать игровую и театрализованную деятельность (учить согласованию игровых действий с партнерами-сверстниками, расширять диапазон игровых действий).
V. Образовательная область «Физическое развитие»
- Формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
- Приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
Формирования начальных представлений о некоторых видах спорта.
1.3. Предполагаемые результаты освоения программы.
Речевое развитие: Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, понимает смысл предложений, хорошо понимает связную речь; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, согласовывает прилагательные с существительными; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки; составляет описательный рассказ по картине по данному плану с небольшой помощью взрослого.
Познавательное развитие: Ребенок научится: Определять части суток, называть деревья и растения; группировать и называть диких/домашних животных, птиц, насекомых, определять признаки живого/неживого; будет знать о разнообразие народов, населяющие нашу страну, традиции, праздники.
Ребенок различает и называет основные и оттеночные цвета, различает предложенные геометрические формы; показывает по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа); без труда складывает картинку из 4—6 частей со всеми видами разреза; ребенок знает названия плоских и объемных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, куб, шар, цилиндр, кирпичик, конус) , различает их и использует в деятельности.
Социально-коммуникативное развитие: Ребенок научится:
На практике применять нормы поведения; на практике применять правила безопасности в быту, социуме, природе.
Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, изменяет ролевое поведение в игре, проявляет инициативность игровой деятельности, организует игры на бытовые и сказочные сюжеты; принимает участие в других видах совместной деятельности; владеет коммуникативными навыками.
Художественно-эстетическое развитие: Ребенок научится: Передавать в рисунке и лепке основные признаки предметов;
Конструировать из бумаги, различать виды, средства выразительности изобразительного искусства;
Будет иметь представления о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, об элементарных музыкальных формах;
Различать музыку разных жанров и стилей;
Ребенок знаком с произведениями различной тематики, эмоционально реагирует на прочитанное, высказывает свое отношение к нему, может оценить поступки героев, пересказывает произведения по данному плану, участвует в их драматизации, читает стихи; в рисовании может создавать образы знакомых предметов, передавая их характерные признаки; в лепке создает образы знакомых предметов или персонажей; в аппликации создает композиции из вырезанных форм; знаком с произведениями народного прикладного искусства, выразительно танцует, поет, участвует в музыкальных играх, может определить жанр музыкального произведения.
Физическое развитие: Ребёнок получит достаточно знаний для применения на практике по сохранению и укреплению физического здоровья; Получит достаточно знаний о видах спорта.
Общая и ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе; координация движений не нарушена; ребенок ходит прямо, свободно, не опуская голову, может пробежать в медленном темпе 200 метров; умеет бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его двумя руками; может ходить по гимнастической скамейке, может лазать по гимнастической стенке верх и вниз.
Родители: -информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;
- информированы о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком.
- получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ; адекватности установок в отношении перспектив ребенка
2. Содержательный раздел.
2.1. Коррекционная часть
Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателей группы
Речевое развитие
Специалист | Направления работы | Содержание работы | Полученный результат |
Воспитатель | Обогащение активного словаря | Игра «Кто что делает?» Игра «Назови ласково» Игра «Части суток» Игра «Скажи какой?» Игра «Волшебный сундучок» | |
Формирование и развитие фонематических процессов | Игра «Что ты слышишь» Игра «Внимательно послушай, запомни и назови», «Послушай слово». Игра «Волшебная палочка» | ||
Развитие артикуляционного аппарата и правильного звукопроизношения | Артикуляционные упражнения: «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Лошадка» Чистоговорки Игра «Буря в стакане» Игра «Надуй шарик»; Игра «Птицеферма» | ||
Воспитатель | Формировать лексико – грамматический строй языка и навыки связной речи. | Упражнение « А что у вас?»; Упражнение «Один - много». Игра « Чего не стало?».Упражнение «Кто у кого»; Игра «Помоги найти маму» | |
Воспитатель | Обогащение активного словаря | Д/и «Что за предмет?» «Кто это? Что это?» Игра «Петушок» Игра «На что похоже» «Части суток» | |
Формирование и развитие фонематических процессов | «Ушки - слушки»«Дуетветер»"Поставь по порядку" Упражнения на развитие речевого дыхания. Игра «Сдуй пёрышко» Упражнение «Подуем на пушинку» АЭРОБОЛ | ||
Воспитатель | Развитие артикуляционного аппарата и правильного звукопроизношения | Артикуляционная гимнастика Чистоговорки Д/и «Назови слова»Д/и «Звуковая дорожка» | |
Формировать лексико – грамматический строй языка и навыки связной речи. | Игра «Почитаем вместе» Игра Большой и маленький» «Подбери признак» Игра «Кто где живёт?» |
Познавательное развитие
Воспитатель | Развитие математических представлений Формирование целостной картины мира. | Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения. Учить различать и объединять предметы по форме и размеру учить понимать смысл обозначений: вверху-внизу; впереди –сзади; слева-справа «Подбери дорожки к домикам» «Мостики для зайчат» «Длинный - короткий» «Найди предмет такой же формы» «Найди то, что я покажу» «Подбери фигуру» «Закрой в домике окошки»«Большой - маленький» «Разложи по размеру» «Чудесный мешочек» «Найди пару» Н/п игры, разрезные картинки. Называть и узнавать по признакам времена года; расширять, уточнять и систематизировать Тематические картинки; Календарь погоды; картинный материал; гербарий. Наблюдения на прогулке; экскурсия в осенний лес. Д/и «Времена года»; «Лото. Времена года» (настольно-печатная игра)«Осенние приметы» (игра словесная с карточками) «4 времени года» (словесная игра)Игра «Что ты сейчас делаешь?» Игра «Что за чем?» Игра «Когда это бывает» Игра «Назови все части суток» |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя - логопеда
№ | РАЗДЕЛ ПРОГРММЫ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
1. | Развитие просодической стороны речи | Развивать правильное диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. |
Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю через выполнение упражнения «Загнать мяч в ворота» -вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть. | ||
Формировать навык мягкого голосоведения. | ||
Развивать ритмичность речи, модуляции голоса. | ||
2. | Коррекция произносительной стороны речи | Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков – выполнять упражнения точно и в достаточном объеме выполнять статические упражнения: «Бублик», «Чашечка», «Лопаточка», «Желобок», «Трубочка», «Грибок». Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка через упражнение «Фокус». |
Отрабатывать точность и переключаемость движений при выполнении динамических упражнений «Вкусное варенье», «Качели», «Почистим зубки». Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным чрез выполнение упражнения «Накажем язычок». | ||
Уточнение артикуляции звука Ш. | ||
Продолжить работу по автоматизации звука Ш в слогах со стечением, в словах, предложениях, текстах. | ||
Уточнение артикуляции звука Ж, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, текстах. | ||
Постановка звука Ч, автоматизация в слогах, словах, предложениях с этими словами. Постановка звука Щ автоматизация в слогах, словах, предложениях с этими словами. | ||
Готовить артикуляционный аппарат к постановке звуков Р, Рь– учить выполнять статические упражнения: «заборчик», «чашечка», «грибок»; выполнять динамические упражнения: «чьи зубы чище?», «маляр», «вкусное варенье», «лошадка», «гармошка», «индюк», «барабанщики». Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка через упражнение «кто дальше загонит мяч?» | ||
Постановка звука Р, автоматизация в слогах, словах, предложениях с этими словами. Постановка звука РЬ, автоматизация в слогах, словах, предложениях с этими словами. | ||
Готовить артикуляционный аппарат к постановке звука Л – учить выполнять статические упражнения: «улыбка», «заборчик», «лопатка», «парус», «чашечка», «грибок». Отрабатывать точность и переключаемость движений при выполнении динамических упражнений: «вкусное варенье», «почистим верхние зубы», «качели», «лошадка». Вырабатывать подъем спинки языка вверх через выполнение упражнения «пароход гудит» - приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы (как гудит пароход). Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части – приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и проводить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сперва производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). | ||
Постановка звука Л. | ||
Автоматизация звука Л в слогах, словах. | ||
3. | Работа над слоговой структурой слова | Формировать умение на слух различать длинные и короткие слова. |
Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов с одним согласным и разными гласными; со сменой ударения; со стечением согласных. | ||
Совершенствовать умение произносить и использовать в речи двухсложные слова с одним, двумя закрытыми слогами, трехсложные слова с одним закрытым слогом, со стечением согласных. | ||
4. | Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза | Формировать понятие слог, умение оперировать им и выполнять слоговой анализ односложных, двухсложных и трехсложных слов |
Закреплять понятие звук, гласный звук, согласный | ||
Закреплять умение выделять начальные ударные гласные из слов, подбирать картинку, слово на заданный гласный. | ||
Учить различать гласные и согласные звуки. | ||
Учить выделять первый и последний согласные звуки в коротких словах. Учить проводить анализ и синтез слогов закрытых и прямых слогов (ГС, СГ). | ||
Учить выделять слово с заданным звуком в ряду других. | ||
5. | Развитие словаря | Расширять запас представлений и обеспечить активное использование в речи существительных, глаголов и прилагательных по лексическим темам (по тематическому плану). |
Учить понимать и употреблять названия действий, обозначающих похожие ситуации (моет – умывается - стирает). Учить подбирать антонимы, обозначающие величину, выделять и называть части предметов. | ||
6. | Формирование грамматического строя | Совершенствовать умение образовывать и употреблять формы единственного и множественного числа имен существительных, глаголов. |
Совершенствовать навык образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами. | ||
Учить согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже. | ||
Учить образовывать и использовать относительные прилагательные. | ||
Закреплять в речи умение использовать предлоги НА, ПОД, В, ЗА, НАД, ИЗ, С. | ||
7. | Развитие связной речи и речевого общения | Совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи |
Совершенствовать умение отвечать на вопросы полным ответом, задавать вопросы. | ||
Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действия, распространять их однородными членами. | ||
Учить составлять рассказ по серии картин. | ||
Обучать составлению рассказов – описаний о предметах по схемам. | ||
Учить пересказывать тексты, знакомые сказки с помощью взрослого. |
Предполагаемые результаты освоения коррекционного курса
В фонетико – фонематическом развитии:
- умеет осуществлять фиксированный выдох и распределять выдох в процессе речи;
- умеет направлять воздушную струю по середине языка;
- улучшиться подвижность органов артикуляции, сформированы правильные уклады нарушенных звуков;
- различает на слух длинные и короткие слова, проводит слоговой анализ слов, состоящих из 1 – 3 слогов;
- различает на слух гласные звуки, выделяет гласные из начала слова, подбирает картинку на заданный гласный звук.
В плане лексического развития:
- расшириться запас слов по изучаемым лексическим темам;
- группирует предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе понимает обобщающее значение слов, пользуется обобщающими понятиями;
- расшириться глагольный словарь.
В развитии грамматического строя речи:
- образовывает и использует в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, пользуется глаголами настоящего времени, глаголами прошедшего времени;
- образовывает и использует в речи относительные прилагательные, согласовывает прилагательные и числительные с существительными;
- составляет и распространяет предложения.
В плане развития связной речи:
- понимает обращенную речь, слышит ошибки в чужой и своей речи;
- поддерживает диалог, отвечает на вопросы кратко и полно, задает вопросы;
- составляет рассказы – описания с опорой на наглядность;
- составляет рассказы по серии картинок с помощью педагога;
- пересказывает хорошо знакомые сказки и короткие тексты.
Содержание коррекционно-развивающей работы педагога -психолога
Направление деятельности | Задача | Содержание работы | Прогнозируемый результат |
Развитие произвольной регуляции деятельности, компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы | Развивать концентрацию внимания. Обучать доводить начатое до конца. Учить контролировать свои движения. Научить снимать мышечное напряжение. Научить контролировать свои эмоциональные проявления. Расширить поведенческий репертуар во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Формирование адекватной самооценки, уверенности в себе. Преодоление замкнутости, скованности, нерешительности. Осознание своего эмоционального состояния. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. Формирование адекватных форм проявления эмоций | Игры и упражнения на развитие произвольного поведения и самоконтроля. Игры: «Волшебные дорожки», «Никто меня не любит», «Тренируем эмоции», «Превращения», «Классификация чувств», «Настроение и походка», «Оживи картинку», «Я-разведчик», «Азбука настроений», «Возьми себя в руки», «Сбрось усталость», «Глаза в глаза» Телесно-ориентированные упражнения «Лимон, Палуба, Слон», «Похлопаем, потопаем», «Стойкий солдатик» Рисование на тему: «Мое настроение», «Автопортрет», «Чудо-кактус» | Ребенок может концентрировать внимание, доводит начатое до конца. Контролирует свои движения. Научился снимать мышечное напряжение, контролировать свои эмоциональные проявления. Расширен поведенческий репертуар во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. У ребёнка сформированы базовые знания об эмоциях и чувствах радости, грусти, злости, страха, удивления, интереса, гордости. У ребёнка сформировано умение передавать различные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства. Ребёнок умеет находить в своём опыте различные эмоциональные состояния. Ребёнок умеет определять эмоциональное состояние другого человека. Проявляет способность к волевым усилиям. Совершенствуется регуляция и контроль деятельности, произвольная регуляция поведения. |
Развитие сенсорно-перцептивной и мнестической деятельности | Формировать умение называть предметы на ощупь. Развивать зрительное восприятие, соотносить цвета, форму, умение сравнивать и различать контрастные по величине игрушки. Формировать представление о формах. Формировать навыки размещения вкладышей разной величины, формы в соответствующие отверстия. Учить чередовать предметы по величине, форме, цвету. Учить выкладывать мозайку разной величины, по цвету и форме по образцу, в сочетании со словесным заданием. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики). Тактильно-двигательное Развитие слухового восприятия. Развитие зрительного восприятия. Развитие восприятия формы, величины, цвета. Развитие восприятия пространства и времени. | Игры и упражнения, направленные на: - развитие произвольного внимания и памяти; - развитие коммуникативных навыков (навыков общения); - развитие психомоторной сферы (жесты, мимики, общей координации рук); - развитие эмоционально-волевой сферы; - выполнение действий с дидактическими игрушками; - восприятие цвета в процессе предметной деятельности и элементарного конструирования; - развитие знаний эталонов основных геометрических форм и тел; - развитие действий по обследованию пространственных характеристик предметов в процессе выполнения предметных действий и элементарного конструирования; - развитие зрительной памяти; - развитие слухоречевой памяти. | У ребенка сформировано визуальное, обонятельное, аудиальное, вкусовое, осязательное восприятие, а также представление о собственном теле. Развита система координации движений. |
Итоги работы педагога-психолога
«Художественно-эстетическое развитие»
специалист | Направления работы | Содержание работы | Полученный результат |
воспитатель | Рисование Лепка Аппликация | Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина). учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования, Закрашивать и штриховать, не выходя за контур. Д/и «Ягоды»; Д/и «Уложим собачек спать».. Д/и «Посади бабочку на цветок». Д/и «Куклы». Д/и «Разложи мишкам мисочки». Д/и «Найди окошко для фигурки» Д/и «Почини коврики» Д/игра «Найди предмет такой же формы «Обведи и заштрихуй» Пальчиковые игры Раскраски, штриховки. Учить приему раскатывания, примазывания, выщипывания, вытягивания; учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук Упражнение «Зернышки», «Колбаска» Упражнение «Кольцо»Упражнения : «Печенька», «Шар и шарик», «Спрячь пуговку» Конфеты для кукол», «Оживи картинку», "Змейка" Учить создавать сюжеты из готовых фигур, самостоятельно наклеивать. Учить работать с ножницами Игровые упражнения: «Весёлый паровозик» «Весёлые бусины» «Составь из полосок предметы» «Украсим рукавички» «Чашки трёх медведей Игры с прищепками.Игры с пинцетом и пипеткой.Игры – шнуровки.Игры с сыпучими материалами. Игра «Режем по линиям»Игра «Покорми зверя» Пальчиковые игры |
Социально – коммуникативное развитие
специалист | Направления работы | Содержание работы | Полученный результат |
воспитатель | Игровая деятельность | Игры – драматизации, подвижные игры, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры Театрализованные игры. Игры – имитации образов сказочных персонажей, последовательных действий человека, животных и птиц, разыгрывание представлений по сюжетам литературных произведений. Игры – импровизации по сюжетам литературных произведений, с театральными куклами. |
Физическое развитие
специалист | Направления работы | Содержание работы | Полученный результат |
воспитатель | Основные виды движений Общеразвивающие упражнения. | Учить ловитьмяч от груди, из-за головы и ловить его двумя руками Игры и упражнения с мячом («Подбрось и поймай», «Снежинки», «Колобок», «Съедобное – несъедобное») Подвижные игры, игровые упражнения, спортивные игры и упражнения, двигательная активность на прогулке, физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, упражнения на развитие мелкой моторики, гимнастика после сна. игровые проблемные ситуации, викторины, игры-имитации, физкультурные досуги и праздники, эстафеты, соревнования, дни здоровья. |
Ожидаемые результаты:
- ребенок понимает и выделяет из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными темами);
- показывает, называет части тела на себе, на окружающих, куклах, игрушках;
- обозначает/называет наиболее распространенные действия;
- выражает желание с помощью простых просьб, обращений;
- по подражанию меняет модуляцию голоса;
- отвечает на простые вопросы одним словом без использования жеста (допускается употребление звукокомплексов).
- проговаривает фразу/предложение.
2.2 Взаимодействие участников образовательного процесса
Цель: активизация эмоционального, воспитательного, реабилитационного потенциала семьи и включение ее как полноправного партнера в единый, совместный со специалистами и педагогами процесс воспитания и развития ребенка, создание на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства.
Задачи:
- Оказание профессиональной педагогической поддержки родителям.
- Создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка
- Оказание помощи родителям в создании дома необходимой для ребенка коррекционно-развивающей среды.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Развитие родительской компетентности в вопросах развивающего взаимодействия с ребенком, имеющим речевое нарушение.
- Налаживание партнерских отношений и укрепление взаимосвязи между родителями и специалистами образовательного учреждения.
1. | сентябрь | Консультация «Кто такие дети с ТНР» 2.Памятка родителям «Правила проведения занятий с ребенком по рекомендациям учителя-логопеда в домашних условиях». 3.Стенд «Простые советы: вы и ваш ребёнок» |
2. | Октябрь | 1.Консультация «Зачем логопед задает домашние задания?» 2. Оформление стенда «Закаливание дошкольников» 3.Памятка «Что такое фонематический слух и как его развивать?» |
3. | Ноябрь | 1.Консультация в родительскую группу «Советы логопеда родителям» 2.Консультация «Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии» 3.Буклет «Игры для развития дыхания» |
4. | Декабрь | 1. Консультация «Как расширить словарный запас ребенка» 2.Папка-передвижка «Речедвигательные сказки» 3.Оформление стенда «Советы логопеда» |
5. | Январь | 1. Консультация для родителей «Гимнастика для пальчиков»; 2. Буклет «Игры на развитие фонематического слуха» ; 3. Стенд «Простые советы: вы и ваш ребёнок». |
6. | Февраль | 1. Консультация «Развитие связной речи у дошкольников»; 2.Буклеты «Всё о детском питании», «Значение и организация утренней гимнастики в семье». 3. Консультация «Особенности занятий физической культурой с детьми, имеющими нарушения речи» |
7. | Март | 1. Консультация «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».2. Буклет «Роль семьи в развитии речи детей».3. Консультация «Игровые упражнения, развитие мелкой моторики рук».4. Стенд «Эффективные способы развития речи детей младшего дошкольного возраста» |
Апрель | 1.Беседа: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников». 2. Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения. 3. Консультация «Речевые игры по дороге в детский сад» | |
5. | май | 1.Знакомство родителей с результатами мониторинга. 2.Консультация «Чем заниматься с ребенком летом?» |
3.Организационный раздел
3.1 Учебный план
Непрерывная образовательная деятельность | ||
Образовательная область | Приоритетный вид детской деятельности | Количество |
Познавательное развитие | ФЭМП, ФЦКМ ( ознакомление с окружающим миром) | 2 |
Речевое развитие (Обучение грамоте) | Коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора | 2 |
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная (рисование, лепка, аппликация), | 2 |
Музыкальная | 2 | |
Физическое развитие | Двигательная | 3 |
ВСЕГО 11 |
3.2.
Режим дня в группах дошкольного возраста
в холодный период года.
Содержание | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Первый/второй период реализации Программы | ||||
Утренний прием детей, игры, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика (не менее 10 минут) | 7.00-8.30 | 7.00-8.30 | 7.00-8.30 | 7.00-8.30 |
Завтрак | 8.30-9.00 | 8.30-9.00 | 8.30-9.00 | 8.30-9.00 |
Игры, подготовка к занятиям | 9.00-9.20 | 9.00-9.15 | 9.00-9.15 | - |
Занятия (включая гимнастику в процессе занятия -2 минуты, перерывы между занятиями, не менее 10 минут) проведение педагогической диагностики | 9.20-10.00 | 9.15-10.05 | 9.15-10.15 | 9.00-10.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 10.00-12.00 | 10.05-12.00 | 10.15-12.00 | 10.50-12.00 |
Второй завтрак17 | 10.30-11.00 | 10.30-11.00 | 10.30-11.00 | 10.30-11.00 |
Обед | 12.00-13.00 | 12.00-13.00 | 12.00-13.00 | 12.00-13.00 |
Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем детей, закаливающие процедуры | 13.00-15.30 | 13.00-15.30 | 13.00-15.30 | 13.00-15.30 |
Полдник | 15.30-16.00 | 15.30-16.00 | 15.30-16.00 | 15.30-16.00 |
Занятия (при необходимости) | - | - | 16.00-16.25 | - |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 16.00-17.00 | 16.00-17.00 | 16.25-17.00 | 16.00-16.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей, возвращение с прогулки | 17.00-18.30 | 17.00-18.30 | 17.00-18.30 | 16.40-18.30 |
Ужин | 18.30 | 18.30 | 18.30 | 18.30 |
Уход домой | до 19.00 | до 19.00 | до 19.00 | до 19.00 |
3.3 Специальные условия организации образовательного процесса
Временной режим | Соответствует режиму группы | |
Организация предметно-пространственной среды | Оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
| |
Организация рабочего места | Настенное зеркало, индивидуальные зеркала, шпатели, средства для их обработки, пособия для логопедической работы с детьми: игрушки, иллюстративный материал, дидактические материалы для развития дыхания и пр. |
3.4 Расписание занятий со специалистами
Специалист | Дни посещений время | |
Учитель-логопед | Понедельник, среда | 8.00-8.20 |
Педагог - психолог | Вторник, Четверг | 16.00-16.20 |
Воспитатель | Среда, Пятница | 16.00-16.20 |
3.5. Методическая обеспеченность:
1. Программно-методическое обеспечение Программы1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В., Ноткина Н. А.,Овчинникова Т. С., Яковлева Н. Н. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. — СПб., 2009.
2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — СПб., 2006.3
3. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — СПб., 2005.
4.Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. — СПб., 2010.
5. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. — СПб., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Часть адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ
Адаптированная основная образовательная программа (АООП) общего образования обучающихся с ОВЗ ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихс...

8. Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)
Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы
В разработке представлена деятельность учителя коррекционного курса "Развитие зрительного восприятия" в системе сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках деятельности ШПМПк...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, как части адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.
ВКР по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих...

Адаптированная образовательная программа для ребенка с интеллектуальными нарушениями в развитии
Данная программа составлена ведущим специалистом - учителем- дефектологом совместно с другими специалистами и педагогами ДОУ, для ребенка с ЗПР....
Адаптированная образовательная программа для ребенка с задержкой психического развития
Построение системы коррекционно – развивающей работы с ребенком с ЗПР дошкольного возраста с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных особенностей развития и состояния здоров...