Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ТНР
учебно-методический материал

Мауль Анна Петровна

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка ОВЗ с тяжелым нарушением речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_s_tnr.docx95.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Белоярский детский сад»

Согласовано:                                                                                                                                                      Утверждено:                                                                                                          Педагогическим советом                                                                                                                                 Заведующий МБДОУ «Белоярский ДС»

                                                                                                                                                                             _________________ С.Н.Маркова

                                                                                                                                                                                  Приказ от 16.09.2024г № 68– ОД                                                                                                                                                                      

Адаптированная образовательная программа

дошкольного образования

ребёнка с тяжелыми нарушениями речи

Ф. И.

(Старшая комбинированная группа)

(16.09. 2024 г. – 16.05 2025г.)

Ознакомлен:                                                                                      

Законный представитель ребенка с ОВЗ      

___________________________          

«______» _____________2024г.

2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Целевой раздел

1.1Пояснительная записка…………………………………………………….стр.3                                                                                          

  1.1.1 Общие сведения о ребёнке ……………………………………………...стр.3

1.1.2 Психолого – педагогическая характеристика ………………………… стр.3

1.1.3 Сведения о программе…………………………………………………...стр.4

.1.4. Заключение Психолого-медико-педагогической комиссии………….стр.5

2.Цели и задачи программы…………………………………………………стр.5

.3. Предполагаемые результаты освоения программы……………………..стр.6

2. Содержательный раздел.2.1. Коррекционная часть…………………………..стр.17

2. Взаимодействие участников образовательного процесса……………..стр.17

3.Организационный раздел

3.1 Учебный план……………………………………………………………..стр.18

2 Режим дня………………………………………………………………    стр.19                                                                                                                                           3.3 Специальные условия организации образовательного процесса…….. стр.19

3.4 Расписание занятий со специалистами………………………………….стр.20

3.5. Методическая обеспеченность………………………………………….стр.20


                                                                                                           1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка:

1.1.1. Общие сведения о ребенке Богдан

Дата рождения

  21.05.2019 года рождения;

 

Домашний адрес

Возрастная группа

Старшая комбинированная

Сведения о родителях

Ф.И.О. воспитателей

Зависнова Александра Александровна

Лукьянчикова Татьяна Валерьевна

Ф.И.О. учителя-логопеда

Мауль Анна Петровна

Ф.И.О. педагога-психолога

Высотская Анна Ивановна

1.1.2. Психолого - педагогическая характеристика.

Информация о семье: Богдан проживает с мамой. Мама интересуются жизнедеятельностью сына в детском саду, посещают родительские собрания, вместе с ребенком участвует в конкурсах. Взаимоотношения мамы с ребенком доброжелательные. Богдан всегда одет аккуратно, выглядит опрятно, чисто. В семье один ребенок, семья неполная, мать-одиночка.  Оплата за детский сад производится своевременно.

Простудными заболеваниями мальчик болеет сезонно: ОРВИ, ОРЗ.  Семья малообеспеченной не является.

 Речевое развитие: Понимает обращенную речь к нему.  Речь не соответствует возрасту ребенка, объем словарного запаса не соответствует возрастной норме. Пользуется простыми распространенными предложениями. С интересом слушает сказки, рассказы воспитателя; рассматривает картинки, иллюстрации. Богдан не может разучить небольшой стишок. Знает диких и домашних животных, может их показать по картинке, назвать. Знает значение простых предлогов (на, в, под), но в речи может опускать. Различает существительные и глаголы единственного и множественного числа. Затрудняется образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, не образовывает с увеличительным значением.  При выполнении артикуляционной гимнастики затруднен подъем кончика языка вверх. Выполняет упражнения на развитие речевого дыхания.

Познавательное развитие называет части тела человека. Называет с ошибками основные геометрические фигуры, называет основные цвета, не может назвать место нахождения предмета по отношению к другим предметам. Различает понятие много —один, маленький, большой. Умеет считать до 10, не ориентируется в количественном и порядковом счете. Испытывает затруднения  в определении какой день недели был вчера, какой будет завтра. Затрудняется определить части суток: день, вечер. Богдан знает свое имя и имя мамы, а также знает свой возраст. Не знает адрес проживания.

Художественно-эстетическое развитие: Мальчик знает, что карандашами, краскам, кистью и фломастерами можно рисовать. Кисточку, карандаши и фломастеры держит правильно. Ведущая рука правая. Закрашивает старается аккуратно, вылезает за контур. Не всегда контролирует силу нажатия на карандаш, ширину линии проводимой кистью.   Не соотносит предметы и их части по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Не передает в изображении основные свойства предметов (форма, величина).  Лепит различные предметы, может самостоятельно отделять небольшие кусочки от большого куска пластилина, скатывать их в небольшие комочки. Создает изображения предметов из готовых фигур, аккуратно использует материалы. Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций, рисунков. В лепке не вызывает затруднение у Богдана прием раскатывания, промазывания, выщипывание, вытягивания, мелкая моторика рук развита согласно возраста.  В аппликации создает сюжет из готовых фигур, самостоятельно наклеивает. Умеет держать ножницы, но не всегда получается вырезать по контуру.

Социально-коммуникативное развитие: Богдану нравятся музыкальные занятия, любит танцевать, петь. Выполняет доступные танцевальные движения по одному и в паре, с предметами.

Мальчик умеет одеваться и раздеваться без посторонней помощи, умеет самостоятельно мыть руки и умываться, пользоваться столовыми приборами, самостоятельно кушать. Знает местоположение своего полотенца, туалета, шкафчика, места за столом. Вместе с детьми убирает на место игрушки и строительный материал. Любит играть с машинками и конструктором. Может играть рядом, не мешая другим детям, подражать действиям сверстников. Богдан подвижный и общительный мальчик. На контакт с малознакомыми людьми идёт с хорошо. Просьбы воспитателя и детей выполняет с удовольствием. Всегда вежливо выражает просьбу, благодарит за оказанную услугу. Умеет самостоятельно находить для себя интересное занятие.

Физическое развитие Основные движения старается выполнять самостоятельно, иногда с небольшой помощью взрослого, не всегда быстро переключается с одного вида движения на другое. Богдан с желанием включается и осваивает новые разнообразные движения. Активно включается в подвижные игры. Общая моторика развита согласно возрасту!

Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014);

-  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"». Основная образовательная программа дошкольного образования

Адаптированная образовательная программа разработана с учётом комплексной программы:

- Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи.

1.1.4. Заключение Психолого-медико-педагогической комиссии

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии

- имеет особенности в психическом развитии;

- имеет особенности в физическом развитии;

- не имеет отклонений в поведении;

- нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

- является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательная программа

 Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи.

Формы и методы психолого- медико - педагогической помощи

 Обогащение и активизация словаря.

 Развитие фонематических процессов.

Коррекция звукопроизношения (постановка и автоматизация звуков).

Развитие лексико-грамматических средств языка и навыков связной речи.

 Учитель-логопед

- обогащение и активация словаря;

- развитие подражательной функции речи во всех ее направлениях;

-развитие слухового внимания и фонематического восприятия;

- развитие артикуляционного праксиса и формирование правильного звукопроизношения (постановка и автоматизация звуков).

-развитие лексико-грамматических средств языка, простой фразы и навыков связной речи

Учитель -дефектолог

    Рекомендаций нет

Педагог-психолог

- развитие произвольной регуляции деятельности, сенсорно-перцептивной и мнестической деятельности, компетенций коммуникативной и эмоционально – волевой сферы.

Врач -невролог

Наблюдение по рекомендациям

Врач -ортопед

Наблюдение по рекомендациям

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы:

Создание условий для развития речи ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

I. Образовательная область «Речевое развитие»

  • Пополнять словарный запас.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Постановка и автоматизация звуков.
  • Развивать фонетико-фонематическую систему языка (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой структурой слов; совершенствование фонематического восприятия).
  • Развивать связную речь.
  • Формировать коммуникативные навыки.

II. Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Развивать речемыслительную деятельность;
  • Познавательно-исследовательская деятельность (Развивать познавательную активность и познавательный интерес через познавательно-исследовательскую деятельность);
  • Развивать словесно-логическое мышление.
  • Развития представлений о виртуальной среде, о возможностях и рисках интернета.

III. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Восприятие художественной литературы (запоминать и пересказывать художественную литературу с опорой на иллюстрации);
  • Развить художественно-эстетических способностей;
  • Развить продуктивную деятельность и детского творчества;
  • Развить восприятие музыкальных произведений.

IV. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Развивать эмоционально-волевую сферу, способности к волевому усилию, произвольной регуляции поведения;
  • Развивать игровую и театрализованную деятельность (учить согласованию игровых действий с партнерами-сверстниками, расширять диапазон игровых действий).

V. Образовательная область «Физическое развитие»

  • Формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
  • Приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;

Формирования начальных представлений о некоторых видах спорта.

1.3. Предполагаемые результаты освоения программы.

Речевое развитие: Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми;  может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, понимает смысл предложений, хорошо понимает связную речь; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, согласовывает прилагательные с существительными; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки; составляет описательный рассказ по картине по данному плану с небольшой помощью взрослого.

Познавательное развитие: Ребенок научится: Определять части суток, называть деревья и растения; группировать и называть диких/домашних животных, птиц, насекомых, определять признаки живого/неживого; будет знать о разнообразие народов, населяющие нашу страну, традиции, праздники.

Ребенок различает и называет основные и оттеночные цвета, различает предложенные геометрические формы; показывает по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа); без труда складывает картинку из 4—6 частей со всеми видами разреза; ребенок знает названия плоских и объемных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, куб, шар, цилиндр, кирпичик, конус) , различает их и использует в деятельности.

Социально-коммуникативное развитие: Ребенок научится:

На практике применять нормы поведения; на практике применять правила безопасности в быту, социуме, природе.

 Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, изменяет ролевое поведение в игре, проявляет инициативность игровой деятельности, организует игры на бытовые и сказочные сюжеты; принимает участие в других видах совместной деятельности; владеет коммуникативными навыками.

Художественно-эстетическое развитие: Ребенок научится: Передавать в рисунке и лепке основные признаки предметов;

Конструировать из бумаги, различать виды, средства выразительности изобразительного искусства;

Будет иметь представления о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, об элементарных музыкальных формах;

Различать музыку разных жанров и стилей;

Ребенок знаком с произведениями различной тематики, эмоционально реагирует на прочитанное, высказывает свое отношение к нему,              может оценить поступки героев, пересказывает произведения по данному плану, участвует в их драматизации, читает стихи; в рисовании может создавать образы знакомых предметов, передавая их характерные признаки; в лепке создает образы знакомых предметов или персонажей; в аппликации создает композиции из вырезанных форм; знаком с произведениями народного прикладного искусства, выразительно танцует, поет, участвует в музыкальных играх, может определить жанр музыкального произведения.

Физическое развитие: Ребёнок получит достаточно знаний для применения на практике по сохранению и укреплению физического здоровья; Получит достаточно знаний о видах спорта.

Общая и ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе; координация движений не нарушена; ребенок ходит прямо, свободно, не опуская голову, может пробежать в медленном темпе 200 метров; умеет бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его двумя руками; может ходить по гимнастической скамейке, может лазать по гимнастической стенке верх и вниз.

Родители: -информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;  

- информированы о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком.

- получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ; адекватности установок в отношении перспектив ребенка

                                                                                                  2. Содержательный раздел.

2.1. Коррекционная часть

Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателей группы

                                                                                                            Речевое развитие

Специалист

Направления работы

Содержание работы

Полученный результат

Воспитатель

Обогащение активного  словаря

 Игра «Кто что делает?»  Игра «Назови ласково» Игра «Части суток» Игра «Скажи какой?» Игра «Волшебный сундучок»

Формирование   и развитие фонематических процессов                                                                                    

Игра «Что ты слышишь»

Игра «Внимательно послушай, запомни и назови»,  «Послушай слово».

 Игра «Волшебная палочка» 

Развитие  артикуляционного аппарата  и  правильного  звукопроизношения

Артикуляционные упражнения: «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Лошадка»

Чистоговорки

Игра «Буря в стакане» Игра «Надуй шарик»; Игра «Птицеферма»

Воспитатель

Формировать  лексико – грамматический  строй языка  и навыки связной речи.    

Упражнение « А что у вас?»; Упражнение «Один - много». Игра « Чего не стало?».Упражнение «Кто у кого»; Игра «Помоги найти маму»

Воспитатель

Обогащение активного  словаря

Д/и «Что за предмет?»  «Кто это? Что это?»

   Игра «Петушок»   Игра «На что похоже»

«Части суток»

Формирование   и развитие фонематических процессов    

«Ушки - слушки»«Дуетветер»"Поставь по порядку"

Упражнения на развитие речевого дыхания.

Игра «Сдуй пёрышко»

Упражнение «Подуем на пушинку»

АЭРОБОЛ

Воспитатель

Развитие  артикуляционного аппарата  и  правильного  звукопроизношения

Артикуляционная гимнастика                          Чистоговорки                                                                            Д/и  «Назови слова»Д/и «Звуковая дорожка»
 Упражнение «Во дворе».

Формировать  лексико – грамматический  строй языка  и навыки связной речи.    

Игра «Почитаем вместе»

Игра Большой и маленький» «Подбери признак»  

Игра «Кто где живёт?»

                                                                                          Познавательное развитие

Воспитатель

Развитие математических представлений

Формирование целостной картины мира.

Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения.

Учить  различать и объединять предметы по форме и размеру

учить понимать смысл обозначений: вверху-внизу; впереди –сзади; слева-справа

«Подбери дорожки к домикам» «Мостики для зайчат» «Длинный - короткий» «Найди предмет такой же формы» «Найди то, что я покажу» «Подбери фигуру» «Закрой в домике окошки»«Большой - маленький» «Разложи по размеру» «Чудесный мешочек» «Найди пару»

Н/п игры, разрезные картинки.

Называть и узнавать по признакам времена года; расширять, уточнять и систематизировать

Тематические картинки; Календарь погоды; картинный материал; гербарий.

Наблюдения на прогулке; экскурсия в осенний лес.

Д/и «Времена года»; «Лото. Времена года» (настольно-печатная игра)«Осенние приметы»  (игра словесная  с карточками) «4 времени года» (словесная игра)

Игра «Что ты сейчас делаешь?» Игра «Что за чем?» Игра «Когда это бывает» Игра «Назови все части суток»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя - логопеда

РАЗДЕЛ ПРОГРММЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1.

Развитие просодической стороны речи

Развивать правильное диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох.

Вырабатывать  длительную, направленную воздушную струю через выполнение упражнения  «Загнать мяч в ворота» -вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть.

Формировать навык мягкого голосоведения.

Развивать ритмичность речи, модуляции голоса.

2.

Коррекция произносительной стороны речи

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков  – выполнять упражнения точно и в достаточном объеме выполнять статические упражнения:  «Бублик»,  «Чашечка», «Лопаточка», «Желобок», «Трубочка», «Грибок».

Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка через упражнение «Фокус».

Отрабатывать точность и переключаемость движений при выполнении динамических упражнений «Вкусное варенье», «Качели», «Почистим зубки». Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным чрез выполнение упражнения «Накажем язычок».

Уточнение артикуляции звука Ш.

Продолжить работу по автоматизации звука Ш в  слогах со стечением, в словах, предложениях, текстах.

Уточнение артикуляции  звука Ж, автоматизация звука  в слогах, словах, предложениях,  текстах.

Постановка звука Ч, автоматизация в слогах, словах, предложениях с этими словами.

Постановка звука Щ автоматизация в слогах, словах, предложениях с этими словами.

Готовить артикуляционный аппарат к постановке  звуков  Р, Рь–  учить выполнять статические упражнения: «заборчик», «чашечка», «грибок»;                                                                                                                                     выполнять динамические упражнения: «чьи зубы чище?», «маляр», «вкусное варенье», «лошадка», «гармошка», «индюк», «барабанщики».                                                              Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка через упражнение «кто дальше загонит мяч?»

Постановка звука Р, автоматизация в слогах, словах, предложениях с этими словами.

Постановка звука РЬ, автоматизация в слогах, словах, предложениях с этими словами.

Готовить артикуляционный аппарат к постановке звука Л – учить выполнять статические упражнения: «улыбка», «заборчик», «лопатка», «парус», «чашечка», «грибок».

Отрабатывать точность и переключаемость движений при выполнении динамических упражнений: «вкусное варенье», «почистим верхние зубы», «качели», «лошадка».

Вырабатывать подъем спинки языка вверх через выполнение упражнения «пароход гудит» - приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы (как гудит пароход). Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части – приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и проводить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сперва производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Постановка звука Л.

 Автоматизация звука Л в слогах, словах.

3.

Работа над слоговой структурой слова

Формировать умение на слух различать длинные и короткие слова.

Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов с одним согласным и разными гласными; со сменой ударения; со стечением согласных.

Совершенствовать умение произносить и использовать в речи двухсложные слова с одним, двумя закрытыми слогами, трехсложные слова с одним закрытым слогом, со стечением согласных.

4.

Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза

Формировать понятие слог, умение оперировать им и выполнять слоговой анализ односложных, двухсложных и трехсложных слов

Закреплять  понятие звук, гласный звук, согласный

Закреплять умение выделять начальные ударные гласные  из слов, подбирать картинку, слово на заданный гласный.

Учить различать гласные и согласные звуки.

Учить выделять первый и последний согласные звуки в коротких словах.

Учить проводить анализ и синтез слогов закрытых и прямых слогов (ГС, СГ).

Учить выделять слово с заданным звуком в ряду других.

5.

Развитие словаря

Расширять запас представлений и обеспечить активное использование в речи существительных, глаголов и прилагательных по лексическим темам (по тематическому плану).

 Учить понимать и употреблять названия действий, обозначающих похожие ситуации (моет – умывается - стирает). Учить подбирать антонимы, обозначающие величину, выделять и называть части предметов.

6.

Формирование грамматического строя

Совершенствовать умение  образовывать и употреблять формы  единственного и множественного числа имен существительных, глаголов.

Совершенствовать навык образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами.

Учить согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже.

Учить образовывать и использовать относительные прилагательные.

Закреплять в речи умение использовать предлоги НА, ПОД, В, ЗА, НАД, ИЗ, С.

7.

Развитие связной речи и речевого общения

Совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи

Совершенствовать умение отвечать на вопросы полным ответом, задавать вопросы.

Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

Учить составлять рассказ по серии картин.

Обучать составлению   рассказов – описаний о предметах  по схемам.

Учить пересказывать  тексты, знакомые сказки с помощью взрослого.

Предполагаемые результаты освоения коррекционного курса

В фонетико – фонематическом развитии:

  • умеет осуществлять фиксированный выдох и распределять выдох в процессе речи;
  • умеет направлять воздушную струю по середине языка;
  • улучшиться подвижность органов артикуляции, сформированы правильные уклады нарушенных звуков;
  • различает на слух длинные и короткие слова, проводит слоговой анализ слов, состоящих из 1 – 3 слогов;
  • различает на слух гласные звуки, выделяет гласные из начала слова, подбирает картинку на заданный гласный звук.

В плане лексического развития:

  • расшириться запас слов по изучаемым лексическим темам;
  • группирует предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе понимает обобщающее значение слов, пользуется обобщающими понятиями;
  • расшириться глагольный словарь.

В развитии грамматического строя речи:

  • образовывает и использует в речи существительные  с уменьшительно – ласкательными суффиксами, пользуется глаголами настоящего времени, глаголами прошедшего времени;
  • образовывает и использует в речи относительные прилагательные, согласовывает прилагательные и числительные с существительными;
  • составляет и распространяет предложения.

В плане развития связной речи:

  • понимает обращенную речь, слышит ошибки в чужой и своей речи;
  • поддерживает диалог, отвечает на вопросы кратко и полно, задает вопросы;
  • составляет рассказы – описания с опорой на  наглядность;
  • составляет рассказы по серии картинок с помощью педагога;
  • пересказывает хорошо знакомые сказки и короткие тексты.

Содержание коррекционно-развивающей работы педагога -психолога

Направление деятельности

Задача

Содержание работы

Прогнозируемый результат

Развитие произвольной регуляции деятельности, компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы

Развивать концентрацию внимания.

Обучать доводить начатое до конца.

Учить контролировать свои движения.

Научить снимать мышечное напряжение.

Научить контролировать свои эмоциональные проявления.

Расширить поведенческий репертуар во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Формирование адекватной самооценки, уверенности в себе.

Преодоление замкнутости, скованности, нерешительности.

Осознание своего эмоционального состояния.

Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Формирование адекватных форм проявления эмоций        

Игры и упражнения на развитие произвольного поведения и самоконтроля.

Игры: «Волшебные дорожки», «Никто меня не любит», «Тренируем эмоции», «Превращения», «Классификация чувств», «Настроение и походка», «Оживи картинку», «Я-разведчик», «Азбука настроений», «Возьми себя в руки», «Сбрось усталость», «Глаза в глаза»

Телесно-ориентированные упражнения «Лимон, Палуба, Слон», «Похлопаем, потопаем», «Стойкий солдатик»

Рисование на тему: «Мое настроение», «Автопортрет»,  «Чудо-кактус»

Ребенок может концентрировать внимание, доводит начатое до конца.

Контролирует свои движения.

Научился снимать мышечное напряжение, контролировать свои эмоциональные проявления.

Расширен поведенческий репертуар во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

У ребёнка сформированы базовые знания об эмоциях и чувствах радости, грусти, злости, страха, удивления, интереса, гордости.

У ребёнка сформировано умение передавать различные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства.

Ребёнок умеет находить в своём опыте различные эмоциональные состояния.

Ребёнок умеет определять эмоциональное состояние другого человека.

Проявляет способность к волевым усилиям. Совершенствуется регуляция и контроль деятельности, произвольная регуляция поведения.

Развитие сенсорно-перцептивной и мнестической деятельности

Формировать умение называть предметы на ощупь.

Развивать зрительное восприятие, соотносить цвета, форму, умение сравнивать и различать контрастные по величине игрушки.

Формировать представление о формах.

Формировать навыки размещения вкладышей разной величины, формы в соответствующие отверстия.

Учить чередовать предметы по величине, форме, цвету.

Учить выкладывать мозайку разной величины, по цвету и форме по образцу, в сочетании со словесным заданием.

Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики).

Тактильно-двигательное

Развитие слухового восприятия.

Развитие зрительного восприятия. Развитие восприятия формы, величины, цвета.

Развитие восприятия пространства и времени.

Игры и упражнения, направленные  на:

- развитие произвольного внимания и памяти;

- развитие коммуникативных навыков (навыков общения);

- развитие психомоторной сферы (жесты, мимики, общей координации рук);

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- выполнение действий с дидактическими игрушками;

- восприятие цвета в процессе предметной деятельности и элементарного конструирования;

- развитие знаний эталонов основных геометрических форм и тел;

- развитие действий по обследованию пространственных характеристик предметов в процессе выполнения предметных действий и элементарного конструирования;

- развитие зрительной памяти;

- развитие слухоречевой памяти.

У ребенка сформировано визуальное, обонятельное, аудиальное, вкусовое, осязательное восприятие, а также представление о собственном теле. Развита система координации движений.

Итоги работы педагога-психолога

«Художественно-эстетическое развитие»

специалист

Направления работы

Содержание работы

Полученный результат

воспитатель

Рисование

Лепка

Аппликация

Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина). учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования,

Закрашивать  и штриховать, не выходя за контур.     

Д/и «Ягоды»; Д/и «Уложим собачек спать».. Д/и «Посади бабочку на цветок». Д/и «Куклы». Д/и «Разложи мишкам мисочки». Д/и «Найди окошко для фигурки» Д/и «Почини коврики» Д/игра «Найди предмет такой же формы

«Обведи и заштрихуй»

Пальчиковые игры

Раскраски, штриховки.

Учить приему раскатывания, примазывания, выщипывания, вытягивания;                                       учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук

Упражнение «Зернышки», «Колбаска» Упражнение «Кольцо»Упражнения : «Печенька», «Шар и шарик», «Спрячь пуговку»

Конфеты для кукол», «Оживи картинку», "Змейка"

Учить создавать сюжеты из готовых фигур, самостоятельно наклеивать.

Учить работать с ножницами

Игровые упражнения:

«Весёлый паровозик» «Весёлые бусины» «Составь из полосок предметы» «Украсим рукавички» «Чашки трёх медведей

 Игры с прищепками.Игры с пинцетом и пипеткой.Игры – шнуровки.Игры с сыпучими материалами. Игра «Режем по линиям»Игра «Покорми зверя»

Пальчиковые игры

Социально – коммуникативное развитие

специалист

Направления работы

Содержание работы

Полученный результат

воспитатель

Игровая деятельность

Игры – драматизации, подвижные игры, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры

Театрализованные игры. Игры – имитации образов сказочных персонажей, последовательных действий человека, животных и птиц, разыгрывание представлений по сюжетам литературных произведений. Игры – импровизации по сюжетам литературных произведений, с театральными куклами.

                                                                                                    Физическое развитие

специалист

Направления работы

Содержание работы

Полученный результат

воспитатель

Основные виды движений

Общеразвивающие упражнения.

Учить ловитьмяч от груди, из-за головы и ловить его двумя руками

Игры и упражнения с мячом («Подбрось и поймай», «Снежинки», «Колобок», «Съедобное – несъедобное»)

Подвижные игры, игровые упражнения, спортивные игры и упражнения, двигательная активность на прогулке, физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, упражнения на развитие мелкой моторики, гимнастика после сна.

игровые проблемные ситуации, викторины,

игры-имитации, физкультурные досуги и праздники, эстафеты, соревнования, дни здоровья.

Ожидаемые результаты:

-  ребенок понимает и выделяет из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными темами);

- показывает, называет части тела на себе, на окружающих, куклах, игрушках;

- обозначает/называет наиболее распространенные действия;

- выражает желание с помощью простых просьб, обращений;

- по подражанию меняет модуляцию голоса;

- отвечает на простые вопросы одним словом без использования жеста (допускается употребление звукокомплексов).

- проговаривает фразу/предложение.

2.2 Взаимодействие участников образовательного процесса

Цель: активизация эмоционального, воспитательного, реабилитационного потенциала семьи и включение ее как полноправного партнера в единый, совместный со специалистами и педагогами процесс воспитания и развития ребенка, создание на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства.

Задачи:

-     Оказание профессиональной педагогической поддержки родителям.

-    Создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка

-    Оказание помощи родителям в создании дома необходимой для ребенка коррекционно-развивающей среды.

-     Повышение педагогической культуры родителей.

-    Развитие родительской компетентности в вопросах развивающего взаимодействия с ребенком, имеющим речевое нарушение.

-    Налаживание партнерских отношений и укрепление взаимосвязи между родителями и специалистами образовательного учреждения.

1.

сентябрь

Консультация «Кто такие дети с ТНР» 

2.Памятка родителям «Правила проведения занятий с ребенком по рекомендациям учителя-логопеда в домашних условиях».

 3.Стенд «Простые советы: вы и ваш ребёнок»

2.

Октябрь

1.Консультация «Зачем логопед задает домашние задания?»

2. Оформление стенда «Закаливание дошкольников»

3.Памятка «Что такое фонематический слух и как его развивать?»

3.

Ноябрь

1.Консультация в родительскую группу «Советы логопеда родителям»

2.Консультация «Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии»

3.Буклет «Игры для развития дыхания»

4.

Декабрь

1. Консультация «Как расширить словарный запас ребенка»

2.Папка-передвижка «Речедвигательные сказки»

3.Оформление стенда «Советы логопеда»

5.

Январь

1. Консультация для родителей «Гимнастика для пальчиков»;

2. Буклет «Игры на развитие фонематического слуха» ;

3. Стенд «Простые советы: вы и ваш ребёнок».

6.

Февраль

1. Консультация «Развитие связной речи у дошкольников»;

2.Буклеты «Всё о детском питании», «Значение и организация утренней гимнастики в семье».

3. Консультация «Особенности занятий физической культурой с детьми, имеющими нарушения речи»

7.

Март

1. Консультация «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».2. Буклет «Роль семьи в развитии речи детей».3. Консультация «Игровые упражнения, развитие мелкой моторики рук».4. Стенд «Эффективные способы развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Апрель

1.Беседа: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников».

2. Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения.

3. Консультация «Речевые игры по дороге в детский сад»

5.

май

1.Знакомство родителей с результатами мониторинга.

2.Консультация «Чем заниматься с ребенком летом?»

3.Организационный раздел

3.1 Учебный план

Непрерывная образовательная деятельность

Образовательная область

Приоритетный вид детской деятельности

Количество

Познавательное развитие

 ФЭМП, ФЦКМ ( ознакомление с окружающим миром)

2

Речевое развитие (Обучение грамоте)

Коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора

2

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

2

Музыкальная

2

Физическое развитие

Двигательная

3

                         ВСЕГО                                                           11

3.2.

Режим дня в группах дошкольного возраста

 в холодный период года.

Содержание

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Первый/второй период реализации Программы

Утренний прием детей, игры, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика (не менее 10 минут)

7.00-8.30

7.00-8.30

7.00-8.30

7.00-8.30

Завтрак

8.30-9.00

8.30-9.00

8.30-9.00

8.30-9.00

Игры, подготовка к занятиям

9.00-9.20

9.00-9.15

9.00-9.15

-

Занятия (включая гимнастику в процессе занятия -2 минуты, перерывы между занятиями, не менее 10 минут) проведение педагогической диагностики

9.20-10.00

9.15-10.05

9.15-10.15

9.00-10.50

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

10.00-12.00

10.05-12.00

10.15-12.00

10.50-12.00

Второй завтрак17

10.30-11.00

10.30-11.00

10.30-11.00

10.30-11.00

Обед

12.00-13.00

12.00-13.00

12.00-13.00

12.00-13.00

Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем детей, закаливающие процедуры

13.00-15.30

13.00-15.30

13.00-15.30

13.00-15.30

Полдник

15.30-16.00

15.30-16.00

15.30-16.00

15.30-16.00

Занятия (при необходимости)

-

-

16.00-16.25

-

Игры, самостоятельная деятельность детей

16.00-17.00

16.00-17.00

16.25-17.00

16.00-16.40

Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей, возвращение с прогулки

17.00-18.30

17.00-18.30

17.00-18.30

16.40-18.30

Ужин

18.30

18.30

18.30

18.30

Уход домой

до 19.00

до 19.00

до 19.00

до 19.00

                                                 3.3 Специальные условия организации образовательного процесса

Временной режим

Соответствует режиму группы

Организация предметно-пространственной среды

Оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.

- Уголок уединения (палатка, в которой можно на некоторое время уединиться);

- алгоритм одевания (на кабинке);

- игрушки, отражающие различные моменты окружающей взрослой жизни: куклы в разных костюмах, соответствующих разным ситуациям; атрибуты разных профессий и труда взрослых; модели современных технических средств; игрушечные машинки разных типов и др.

- книжный уголок, библиотека

- плакаты и картины, рассказы в картинках, аудиозаписи литературных произведений и песен

- оборудование, инвентарь и материалы для развития общей моторики и содействия двигательной активности,

- материалы и пособия для развития тонкой моторики.

- конструкторы разной величины и наборы фигур для плоскостного и объемного конструирования, конструкторские наборы

- оборудование для творческих занятий: театральные ширмы, наборы кукольных, теневых  и пальчиковых театров, фланелеграфы, мольберты, доски и панели для работы с пластилином и глиной, клеенчатые фартуки и т.п.

- развивающие и обучающие игры, различные виды домино, головоломок; игры, направленные на развитие интеллектуальных, сенсорных, моторных возможностей детей

Организация рабочего места

Настенное зеркало, индивидуальные зеркала, шпатели, средства для их обработки, пособия для логопедической работы с детьми: игрушки, иллюстративный материал, дидактические материалы для развития дыхания и пр.

                                                                                        3.4 Расписание занятий со специалистами

Специалист

Дни посещений                                время

Учитель-логопед

Понедельник, среда

8.00-8.20

Педагог - психолог

Вторник, Четверг

16.00-16.20

Воспитатель

Среда, Пятница

16.00-16.20

                                                                                   3.5. Методическая обеспеченность:

1. Программно-методическое обеспечение Программы1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В., Ноткина Н. А.,Овчинникова Т. С., Яковлева Н. Н. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. — СПб., 2009.

2.  Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — СПб., 2006.3

3. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — СПб., 2005.

4.Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. — СПб., 2010.

5. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. — СПб., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Часть адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ

   Адаптированная основная образовательная программа (АООП) общего образования обучающихся с ОВЗ ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихс...

8. Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)

Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы

В разработке представлена деятельность учителя коррекционного курса "Развитие зрительного восприятия" в системе сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках деятельности ШПМПк...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, как части адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

ВКР по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих...

Адаптированная образовательная программа для ребенка с интеллектуальными нарушениями в развитии

Данная программа составлена ведущим специалистом - учителем- дефектологом совместно с другими специалистами и педагогами ДОУ, для ребенка с ЗПР....

Адаптированная образовательная программа для ребенка с задержкой психического развития

Построение системы коррекционно – развивающей работы с ребенком с ЗПР дошкольного возраста с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных особенностей развития и состояния здоров...