Чем полезны скороговорки для детей?
материал
Чем полезны скороговорки для детей?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chem_polezny_skorogovorki_dlya_detey.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Чем полезны скороговорки для детей?
Помогают улучшить дикцию и артикуляцию.
Речь становится более чёткой, выразительной, разборчивой и понятной. Даже если ребёнок торопится, слова необходимо произносить правильно, не проглатывая окончания.
Совершенствуют понимание речи.
Каждое слово нужно осмыслить, понять связь между словами и их значением. Для усвоения большого количества информации в будущем это очень полезный навык.
Тренируют память, внимание, мышление и фонематическое восприятие.
Перед тем, как произнести скороговорку, её необходимо послушать, запомнить, осмыслить слова и словосочетания.
В конце концов, скороговорки — это очень весело!
Скороговорки воспринимаются детьми как игра, а не как скучное повторение.
Как учить скороговорки?
1. Сначала вы произносите вслух ребёнку скороговорку, а только потом приступаете к её разучиванию.
2. Произносим скороговорку с чувством, с толком, медленно и чётко, разбивая на слоги. Во время этого этапа очень важно произносить все звуки правильно. Если у ребёнка пока нет в речи какого-то звука, лучше отложить эту скороговорку на потом, иначе переучить будет очень сложно. Обращаем внимание на каждое слово, его окончание. Проглатывать ничего нельзя.
3. После того, как ребёнок безошибочно может повторить скороговорку, приступаем к следующему этапу. Учим его произносить её без голоса. Важно, чтобы в это время работали только губы, язык и зубы. Активная артикуляция. Никакого шёпота.
4. Учимся произносить всё то же самое, но шёпотом. Снова подключаем активную артикуляцию.
5. Теперь пробуем произнести скороговорку вслух, не торопясь.
6. Тренируемся произносить скороговорку разными интонациями: утвердительно, вопросительно, восклицательно, радостно, грустно, с удивлением, различными голосами и т. д. Можно попробовать спеть скороговорку, подключите движения, мяч, скакалку.
7. Ну и последний этап: произносим скороговорку вслух, постепенно наращивая темп.
Если ребёнок (или взрослый) сможет трижды без ошибок произнести скороговорку, то он всё сделал верно.
Жороо үгэнүүд
(Сээжэлдээд, түргэнөөр хэлэжэ һураха)
Жороо үгэеэ жороолуулая,
Уран үгэеэ урилдуулая.
Хурдан гэгшын
Хурса хэлэтэй болоё.
Хоёр хонхохон
Хоёр лонхохон.
Дон – донхохон
Долоон домбохон.
Олзо олоод петух –
Олон тахяагаа ооглоо.
Олоһон олзонь –
Ори ганса орооһон.
Хорло хорхойтоо,
Хэшэгтэ эшхэрээ,
Эрхэтэ эрхэлээ.
Хорло хотолзоо,
Хонгор хонгиргоо,
Холхой хорхойтоо.
Алгана һалганана,
Ялаагана ялаганана.
Зоодой, зоодой,
Зохид загаһан.
- Маа, маа, маа, - гээд,
- Маарана хурьган.
- - Маа, маа, маа, - гээд,
- Маамаагаа эринэ.
Малаан маадай
Маа, маа, маа –
Маараһаар мал
Болохол, болохол!
Эрхэлээ, эрхэлээ
Эшэгэн тэхэ.
Эшэгэй, эшэгэй,
Эшэгэй наадан.
Эбэр ургаа
Эшэгэн тэхэ.
Эшэгэй, эшэгэй,
Эшэгэй наадан.
Таа, бү таа,
Тарган таршаа.
Заа, бү заа,
Заан газаа.
Эрбээхэй эрьелдээд,
Эгсэ дээшээ ниидэшоо.
Эржүүхэй эрьелдээд,
Эгсэ доошоо унашоо.
Хорло хотолзоо,
Хонгор хонгиргоо,
Холхой хорхойтоо.
Жороо үгэеэ жороолуулжа,
Ульгам үгэеэ урилдуулжа,
Хурдан гэгшын хурса үгэтэй
Болохомнай, болохомнай!
Шон шогтоо,
Шоошмой уһандаа,
Шог шогтоо,
Шоро мяхандаа.
Толгой уруугаа
Тон гүүлэхэ,
Яһа уруугаа
Ян гүүлэхэ.
Тээ тэндэ
Арбан табан
Тарган тарбаган.
Яагаа олон
Арбан табан
Тарган тарбаган бэ.
Дэгэл дэрыгээ,
Гутал горойгоо,
Сабхи сахиигаа.
Шарана, игаана
Шанга наран
Шанха дээрэм.
Эндэ тэндэ түс мүргэлдэбэл,
Эрье дээрэ мүргэлдэхэ гү?
Элһэн дээрэ мүргэлдэхэ гү?
Шаазгай
Шангаар
Шаханаба.
Эрбээхэй эрбэлзээ
Элһэн дээрэ хэбтээ.
Эрхэтэ эрхэлээ,
Эжыдээ эльбүүлээ.
Эреэн һайхан эрбээхэй
Энээгүүр тэрээгүүр
Эрбэлзээ,
Дэрбэлзээ.
Торхонь тос гээд,
Тоһониинь ялас гээ.
Тоһониинь ялас гээд,
Түйсэ руу бүмбэс гээ.
Саашаа – наашаа,
Дүүжэн, даажан.
Хойшоо – урагшаа,
Дүүжэн, даажан.
Дээшээ – доошоо,
Дүүжэн-даажан.
Иишээ –тиишээ,
Дүүжэн-даажан.
Зүүлжээ – баруулжаа,
Дүүжэн-даажан,
Һуугаа – бодоо,
Дүүжэн-даажан.
Тэмээн, тэмээн
Тэбэрюухэй.
Тэмээнэй хүбүүн
Табарюухай.
Иимэ һайхан
Хүхэгэр хүхэ,
Мухигар мундуу
Хүхигэр хүхэ тэхэ.
Арбаад гаран
Арбагар хасуури
Арадаа үргэлжэ,
Асарааб шамдаа.
Номоо татаад,
Ногоо будаад,
Долоон үнгын
Торго үгыт.
Бообо гэдэг эдеэ
Вова амтархан эдеэ.
Таабари таалсажа,
Табаралдая.
Хүхэгэр хүхэ,
Мухагар мундуу
Хүхэгэр хүхэ тэхэ.
Хүхэ буха,
Хүхэ буха
Хүйтэндэ хүлдөө.
Тээ тэндэ
Тарган табан
Тарбаган.
Оройн бороондо нороһон
Орёо боро морин,
Жолоо дарахада,
Жороо халтар.
Хэн хүүхэн бэ?
Хэрмэн, Булган,
Ногоолой, Нашан,
Хүхылэй, Гүхылэй.
Бишыхан дүүмни,
Дүүжэн-даажан,
Сэнгеэ, хүхеэ,
Дүүжэн-даажан.
Талын тарбаган
Тарган тарбаган.
Тарбаган табараа
Табанһаа таһараа.
Галуун, галуун –
Гаа, гаа, гаа,
Галуун шангаар
Ганганаа.
Туу, бү туу,
Тулам дутуу.
Шуу, бү шуу,
Шуран бушуу.
Мүнгэн шанагын дуун,
Мүхэреэхэн аягын дуун.
Таб –таахан
Туяанамнай заахан.
Би бэеэ бэелнэб,
Бидэнэр бэеэ бэелнэбди.
Зүүн уулын айл олон гү?
Баруун уулын айл олон гү?
Тэрэ хойно, гэрэй хойно,
Хори гаран
Хара галуун.
Арын тэрэ нуур,
Аргагүй томо нуур.
Хадын тэрэ нуур,
Аргагүй сэбэр нуур.
Холуур ниидээ хори гаран
Хун сагаан галуунууд.
Хойгуур гарахань гү?
Урдуур гарахань гү?
Абын толгой дээрэ
Ахын хара малгай.
Эжын хүл дээрэ
Эгэшын хара даха.
Хурдан хула морин
Хойгуур, урдуур жороолоо.
Нэгэ хүхэ мухар буха буруу,
Хоёр хүхэ мухар буха буруу.
Холуур ябаа хори гаран
Хонгор халтар галуунууд.
Арзагар халаахай,
Арбагар абаахай.
Нэгэ хүхэ мухар буха,
Хоёр хүхэ мухар буха.
Хүхэ мухар тэхэ
Эндэ тэндэ тэс мүргэлдэбэ.
Арбан табан
Тарган тарбаганай
Арбан гурбанайнь
Арһые абаарай.
Шара шубуу барибаб,
Шаран, шаран эдибэб.
Шард-шард гэтэрнь
Шарабаб, шанабаб.
Боро шубуу барибаб,
Борлуулан эдибэб.
Тээ хойно
Хори холо
Гаран шахуу
Талын тарган
Табан тарган
Тарбаган байрлаа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игра-драмматизация как средсто развития интонационной выразительности детей5-6лет в системе логопедической работы.
Система работы, представленная через игру-драмматизацию в условиях логопункта. Художественное творчество и коммуникация-интеграция образовательных областей. Представлен алгоритм формирования интонацио...
Курс "Полезные навыки. Полезные привычки. Полезный выбор" Тема "Отношения с родителями"
Презентация была использована на открытом занятии с 10 классом. Городской семинар для социальных педагогов...
программа по песочной терапии для детей3-4 лет
Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. В своей работе я использую пе...
Сценарий игры для детей1-4 класс.Тема:"В мире животных"
Интеллектуальная игра на 2 комаманды о диких животных. животных...
Конспект открытого комбинированного занятия психолога и логопеда для детей7-8 лет «Сказочное путешествие» с использованием здоровьесберегающих технологий
Конспект открытого комбинированного занятияпсихолога и логопеда для детей7-8 лет«Сказочное путешествие»с использованием здоровьесберегающих технологий...
Картотека по формированию лексико-грамматических категорий речи для детей4-5 лет.
Интерессные и занимательные игры и задания....
Рабочая программа дополнительного образования «Школа мяча» для детей4-7 лет (включительно) на 2022-2025 учебный год
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа мяча» является программой физкультурно-оздоровительной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актам...