игра-драмматизация как средсто развития интонационной выразительности детей5-6лет в системе логопедической работы.
рабочая программа на тему
Система работы, представленная через игру-драмматизацию в условиях логопункта. Художественное творчество и коммуникация-интеграция образовательных областей. Представлен алгоритм формирования интонационной выразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_na_logopunkte.docx | 298.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-драматизация как средство формирования интонационной выразительности речи у детей 5-6 лет в системе логопедической работы
Исполнитель:
Учитель-логопед МКДОУ №146
Теплых Наталья Валерьевна.
Актуальность.
Для успешного обучения ребенка в школе необходима: физическая, психологическая, речевая готовность, коммуникативная компетентность, обеспечивающие полноценное взаимодействие, сотрудничество в приобретении знаний, умений и навыков между педагогами и детьми. Коммуникативная компетенция представляет собой умения, позволяющие осуществлять обмен информацией, проявление рефлексивного поведения. Характерной особенностью сформированности коммуникативной компетенции детей 5-6 лет является:
- установление контакта;
-обмен информацией;
-поддержание обратной связи;
-ориентировка на партнера и учет его личностных особенностей.
Одной из предпосылок формирования коммуникативной компетентности у ребенка является интонационная выразительность речи.
Однако, в результате наблюдений и диагностирования детей 6-7 лет психологи отмечают проблемы недостаточной сформированности комунникативной компетентности.
У детей дошкольного возраста широко распространены нарушения речи. Наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей отмечается недостаток интонационных средств оформления речи:
- слабое владение комплексом структурных компонентов, входящих в интонацию,
- отсутствие потребности использования интонационной выразительности в собственной речи,
- отсутствие самостоятельности в интонационном оформлении экспрессивной речи,
- трудности в подборе необходимой интонации.
Развитие интонационной выразительности речи часто оказывается недостаточно охваченным коррекционной деятельностью учителя – логопеда, а пути преодоления этих расстройств у детей дошкольного возраста заслуживают пристального внимания специалистов.
Однако распространенность нарушений компонентов интонационной выразительности, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость создания условий для развития интонационной выразительности речи по средством игры-драматизации.
Цель: Создать условия способствующие формированию интонационной выразительности речи детей 5-6лет в системе логопедической работы. (Осуществление коррекционного - развивающего процесса, который включает в себя работу с детьми, родителями и педагогическим коллективом)
ребёнок
педагог родители
Задачи:
- Формирование навыка восприятия и применения средств интонационной выразительности
- Развитие умения применять средства интонационной выразительности
- Развитие коммуникативных навыков посредством партнёрских взаимоотношений
Только при комплексном решении всех поставленных задач можно достичь цели – сформированности коммуникативной компетентности дошкольника и развития речевых навыков в соответствии с их возрастными возможностями.
Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:
- темп (ускорение и замедление скорости произносимых фраз);
- ритм (чередование ударных слогов);
- тембр (изменение эмоциональной окраски голоса);
- логическое ударение (выделение наиболее важных по смыслу слов);
- мелодика (повышение или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы).
Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом. Главной задачей педагога является – научить детей интонационной выразительности речи, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Повышение эффективности логопедической работы достигается путем использования приемов:
- с включением зрительных, осязательных, обонятельных, вкусовых и слуховых ощущений,
- соотнесение основного тона высказывания с наглядным изображением ситуации.
Отработка интонационной конструкции имеет следующую последовательность:
1. усиление и ослабление голоса с паузой и без паузы;
2. произнесение предложений с изменением силы голоса;
3. отработка интонации на материале междометий:
- выражающих радостные чувства и положительную оценку фактов действительности (Ай-ай-ай! О! Браво! Вот это да!);
- выражающих удивление (Ой! Ух, ты! Ах!);
- страх (Ой-ой! Ух! Ужас!).
4. сопряженное проговаривание с логопедом предложений, повторение фраз за логопедом;
5. произнесение предложение с нужной интонацией по сигналу педагога, самостоятельно;
6. работа с короткими рассказами, историями, стихами, сказками.
При выполнении всех упражнений использовались средства паралингвистического выражения эмоций: мимика, жесты, пантомимика.
7. элементы игры-драматизации по произведениям.
Технология игры-драматизации.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. А игра – драматизация является средством всестороннего развития личности ребенка. Основными специфическими методами работы по организации игр – драматизаций с целью развития речи детей являются:
• метод моделирования ситуаций, предполагающий создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;
• метод творческой беседы, предполагающий введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;
• метод ассоциаций, дающий возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.
Необходимо отметить, что общими приемами руководства игрой – драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
Игра-драматизация по произведению включает в себя от трех до десяти занятий в зависимости от характера и длины произведения и от возраста детей.
Игра – драматизация имеет поэтапное развитие.
Этапы игры-драматизации:
Подготовительный этап:
- знакомство с произведением;
- распределение по ролям.
Основной этап:
- освоение произведения по эпизодам;
- проигрывание всего произведения целиком.
Заключительный этап:
- показ зрителям;
- сочинение писем в сказку (рефлексия).
Самоценностью игры-драматизации является продукт детской деятельности, обладающий качеством видимости, что само по себе важно для всех людей и тем более значимо для дошкольников, не умеющих читать и писать.
Для расширения игрового опыта детей по освоению игры – драматизации педагогу необходимо использовать различные игровые задания – упражнения с постепенным усложнением.
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
• Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).
• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
Организация игры – драматизации строится с учетом основных принципов.
- Принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
- Принцип комплексности, предполагающий взаимосвязь игры – драматизации с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
- Принцип импровизационности, предполагающий свободную атмосферу взаимодействия взрослого и ребенка, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
- Принцип интегративности, предполагающий целенаправленную, систематическую работу в целостности педагогического процесса.
Таким образом, правильная технология организации игры – драматизации является средством развития интонационной выразительности речи детей, их самовыражения и самореализации в разных видах детского творчества. Применение данной технологии игры – драматизации в коррекционно – развивающем процессе работы учителя - логопеда является наиболее эффективным средством развития речи детей.
Для развития интонационной выразительности речи детей необходимо тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса и создание условий, в которых каждый ребенок мог бы использовать средства интонационной выразительности, передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
В своей работе по развитию у детей интонационной выразительности речи у меня сложилась определенная система взаимодействия с педагогами и родителями детей.
Целью взаимодействия с педагогами является повышение уровня их профессиональной компетентности. Для этого использую различные формы:
- Консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.
- Совместное проведение занятий, досугов.
- Мастер-класс.
Целью взаимодействия с родителями является их педагогическое просвещение. Для этого использую такие формы:
- Тренинги, консультации, беседы, семинары, конференции.
- Участие родителей в совместных организованных мероприятиях.
- Дни открытых дверей, педагогическая гостиная, «телефон доверия».
- Презентации.
- Информационные бюллетени.
В ходе продуктивного взаимодействия с родителями удалось повысить их мотивацию к участию в коррекционно - развивающей и профилактической работе.
Для развития речи детей при тесном взаимодействии участников образовательного процесса созданы условия:
- в группах - уголки для игры-драматизации, как самостоятельной деятельности детей, «театральные уголки», где находятся "сундучки" (со сказочными костюмами и атрибутами, масками, украшениями, ширмы);
- в книжном уголке – ярко иллюстрированные книги с любимыми сказками;
- в музыкальном уголке – детские музыкальные инструменты (металлофоны, барабаны, дудки, и. т. д.).
Мониторинг динамики речевого развития.
В процессе целенаправленной, систематической и комплексной работы педагогов и специалистов удалось достичь достаточно хороших результатов развития речи детей и сформированности коммуникативной компетенции.
- в мотивационной сфере появилось желание выполнить упражнения правильно, без ошибок; повысилась потребность в речевом общении; наблюдалось повышение активности, инициативности, настойчивости;
- в волевой сфере повысилась работоспособность, улучшились функции восприятия, внимания, памяти, сенсорных реакций, мыслительных операций (анализа и синтеза);
- в сфере саморегуляции появилось умение регулировать свое поведение и речевое общение в зависимости от места и функции деятельности; развился самоконтроль и самооценка.
На основе полученных результатов планирую дальнейшую работу с каждым ребенком и подгруппами детей. Для этого на каждого ребенка разработан индивидуальный коррекционный маршрут. В соответствии с изучаемой темой моделирую образовательное пространство логопедического кабинета, для создания мотивации и заинтересованности детей включаю в учебный процесс игровые моменты, проблемные ситуации, использование ТСО – компьютерные презентации, слайды, аудиозаписи, микрофон.
Перспектива опыта
Данная работа указывает на:
- Перспективы совершенствования коррекционно-развивающей системы обучения детей имеющих различные речевые нарушения.
- Внедрение опыта по развитию коммуникативной компетенции в практику работы педагогов.
Список литературы:
- Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду / Т.И. Бабаева. Л.: Союз, 1990.
- Бабина Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учеб. пособие/ Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. -М.: Книголюб, 2005. 96 с.
- Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков,- М.: Педагогика, 1977.
- Брызгунова Е.А. Интонация / Е.А. Брызгунова //Русская грамматика. — Т. 1.-М., 1963.
- Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи/ Е.А. Брызгунова. М., 1972.
- Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией/ Г.А. Волкова. СПб.: Изд - во РГПУ им. А. И. Герцена,1993.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. — М.: Владос, 2002.
- Волкова Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. — М.: Владос, 2002.
- Волкова Л.С. Нарушения детской речи и их устранение в учебно — воспитательном процессе/Л.С. Волкова// Педагогические сочинения / под ред. А. Земитана. Рига, 1969.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. М.: АПН РСФСР, 1961
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации /В.В. Гербова. М.: Мозаика - Синтез, 2005.
- Грибова O.E. Технология организации логопедического обследования/ O.E. Грибова. М.: Айрис - пресс, 2005.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка/М.М. Кольцова// Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. — М.: Педагогика, 1973.
- Левина P.E. Основы теории и практики логопедии/Р.Е. Левина. — М., 1968
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи/Н.В. Нищева. — СПб.: Детство — Пресс, 2004.
- Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. М.: Владос, 2004.
- Ушакова О.С. Развитие речи детей на занятиях/О.С. Ушакова// Дошкольное воспитание. — 1980. № 10.
- Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста/Т.Б. Филиева. М.: РИЦ Альфа, 2001.
- Филичева Т.Б. Основы логопедии/ Т.Б. Филичева, H.A. Чевелева, Г.В. Чиркина. -М.: Просвещение, 1989.
Приложение.
1.Работа с родителями.
2. Работа с педагогами.
3. Игры и упражнения по развитию мимической и интонационной выразительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интонационной выразительности речи дошкольников.
Консультация для воспитателей, родителей. Рассматриваются вопросы развития выразительности речи у детей, этапы работы, основные принципы. приводятся примеры занятий, игр....
Сборник "Чтения у камелька" (развитие интонационной выразительности речи при знакомстве с классической литературой)
Для развития интонационной выразительности речи необходимо создание таких условий, в которых человек мог бы не стесняться слушателей. Это очень важно: нередко люди, даже не имеющие проблем с речью, на...
Семинар-практикум для воспитателей: Развитие интонационной выразительности речи дошкольников.
Предлагается материал для проведения семинара-практикума с педагогами....
Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников.
Цель:- учить детей передавать интонацией различные чувства( радость, безразличие, огорчение)Воспитатель называет предложени : « Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией -...
"Развитие интонационной выразительности речи"
quot;Развитие интонационной выразительности речи"...
Развитие интонационной выразительности речи у обучающихся с ТНР и ЗПР
Вследствие каких либо факторов, внутренних и внешних, в последние годы достаточно большое количество детей страдают различными нарушениями речи. Причины этих нарушений различны, и, к сожалению, за пос...