программа по песочной терапии для детей3-4 лет
рабочая программа по психологии на тему
Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом.
В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по песочной терапии для детей 3-4 лет | 33.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Цели и задачи:
В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». А.В.Запорожец.
Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.
Разработаны программы коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной терапии.
Основная цель:
способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.
В соответствии с этой целью формируются
задачи:
- стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
- вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
- формировать позитивное отношение к своему «Я»;
- формировать позитивное отношение к сверстникам;
- развивать навыки социального поведения;
- совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
- cпособствовать проявлению эмпатии;
- развивать фантазию и образное мышление;
- побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
- использовать метод песочной терапии в диагностических целях.
Концепция, заложенная в содержание учебно-развивающего материала
В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невростические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни.
Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости, а также для нахождения контакта с детьми с аутической симптоматикой организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.
В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.
Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.
В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.
Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д, Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.
Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений. Поэтому песочницу рекомендуется иметь в кабинете психолога.
Основные направления программы
Игровая деятельность
Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;
Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.
В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.
Эмоционально – волевое
Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:
- снизить уровень нервно – психического напряжения;
- способствовать возникновению положительных эмоций.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;
Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;
Развивать умение слушать и слышать друг друга.
Сенсомоторное
Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.
ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)
Посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;
Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;
Помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.
Развитие речи
Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:
- развивать точность понимания речи;
- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;
- используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
Основная идея программы
Основная идея программы – используя игры с песком и водой, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.
Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:
- понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
- формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
- гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
- песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.
Сроки реализации программы
Программа реализовывается в течение 8 месяцев. Программа используется для работы с детьми второй младшей и средней групп.
Формы и методы воспитательно-образовательного процесса
Формы:
Индивидуальные игры
Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игры
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы
Уже на первом можно узнать очень многое о ребёнке:
• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
• уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);
• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
• сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);
• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).
В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:
• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;
• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
• стиль семейных отношений (диалоги между героями);
• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
• устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
В конце занятия специалист выясняет следующие качества ребёнка:
• уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
• уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
• умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;
• на групповых (2—4 человека) занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
Планируемые результаты
Работа по теме «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста» позволяет достичь следующих результатов:
- игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
- песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого
( формирование эмпатии );
- игры с песком и водой позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;
- в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
- в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций /особенно тактильной чувствительности/;
Список использованной литературы
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб.: Речь, 2006 – 208 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
6. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
- Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
Тематическое планирование
Проводится как занятие 2 раза в неделю.
Занятия | Кол-во часов | дата |
1.Тема: «Чувствительные ладошки» | 1 | 03.09.13 |
2.Тема: «Знакомство с Песочным Человечком» | 1 | 05.09.13 |
3.Тема: «В гостях у Песочной феи» | 1 | 10.09.13 |
4.Тема: «Расти, репка, на песке!» | 1 | 12.09.13 |
5. Тема: «Забьем колышек» | 1 | 17.09.13 |
6.Тема: «Кто где живет?» | 1 | 19.09.13 |
7.Тема: «В поисках клада» | 1 | 24.09.13 |
8.Тема: «Спасение Принцессы» | 1 | 26.09.13 |
9.Тема: «Путешествие золотой рыбки» | 1 | 01.10.13 |
10.Тема: «Солнечный мальчик» | 1 | 03.10.13 |
11.Тема: «Колобок» | 1 | 08.10.13 |
12.Тема: «Осень в Песочной стране» | 1 | 10.10.13 |
13.Тема: «Волшебный цветок» | 1 | 15.10.13 |
14.Тема: «Сказочная страна» | 1 | 17.10.13 |
15.Тема: «Городок игрушек» | 1 | 22.10.13 |
16.Тема: «Пироги пекла лиса» | 1 | 24.10.13 |
17.Тема: «У солнышка в гостях» | 1 | 29.10.13 |
18.Тема: «Город веселых .музыкантов» | 1 | 31.10.13 |
19.Тема: «Путешествие к гномам в горы» | 1 | 05.11.13 |
20.Тема: «Приключения Квака» | 1 | 07.11.13 |
21.Тема: «Сказка об умном мышонке» | 1 | 12.11.13 |
22.Тема: «Путешествие на волшебную поляну» | 1 | 14.11.13 |
23.Тема: «Весна на волшебной поляне» | 1 | 19.11.13 |
24.Тема: «Путешествие в сказочный город» | 1 | 21.11.13 |
25.Тема: «Морское чудище» | 1 | 26.11.13 |
26.Тема: «Приключения зайчонка» | 1 | 28.11.13 |
27. Тема: «В гостях у волшебника» | 1 | 03.12.13 |
28. Тема: «На ферме» | 1 | 05.12.13 |
29. Тема: «Где живут игрушки?» | 1 | 10.12.13 |
30. Тема: «Строим дом» | 1 | 12.12.13 |
31.Тема: «Сказка о гномах» | 1 | 17.12.13 |
32. Тема: «Морская сказка» | 1 | 19.12.13 |
33. Тема: «Кто такие насекомые» | 1 | 09.01.14 |
34. Тема: «В гостях у муравья» | 1 | 14.01.14 |
35. Тема: «Где живут пчелы?» | 1 | 16.01.14 |
36. Тема: «Три поросенка» | 1 | 21.01.14 |
37. Тема: «Колобок» | 1 | 23.01.14 |
38. Тема: «Репка» | 1 | 28.01.14 |
39. Тема: «Маша и медведь» | 1 | 30.01.14 |
40. Тема: «Страна динозавров» | 1 | 04.02.14 |
41. Тема: «Радужное настроение» | 1 | 06.02.14 |
42. Тема: «Красный и желтый» | 1 | 11.02.14 |
43. Тема: «Синий и зеленый» | 1 | 13.02.14 |
44. Тема: «Черный и белый» | 1 | 18.02.14 |
45. Тема: «Найди цвет» | 1 | 20.02.14 |
46. Тема: «Времена года» | 1 | 25.02.14 |
47. Тема: «Грамматика в Песочной стране» | 1 | 27.02.14 |
48. Тема: «Путешествие в страну цифры 1» | 1 | 04.03.14 |
49. Тема: «Путешествие в страну цифры 2» | 1 | 06.03.14 |
50. Тема: «Путешествие в страну цифры 3» | 1 | 11.03.14 |
51. Тема: «Путешествие в страну цифры 4» | 1 | 13.03.14 |
52. Тема: «Путешествие в страну цифры 5» | 1 | 18.03.14 |
53. Тема: «Треугольник, круг, квадрат» | 1 | 20.03.14 |
54. Тема: «Овал, прямоугольник» | 1 | 25.03.14 |
55. Тема: «Путешествие в страну букв» | 1 | 27.03.14 |
56. Тема: «Путешествие в страну А» | 1 | 01.04.14 |
57. Тема: «Путешествие в страну О» | 1 | 03.04.14 |
58. Тема: «Путешествие в страну И» | 1 | 08.04.14 |
59. Тема: «Путешествие в страну У» | 1 | 10.04.14 |
60. Тема: «Путешествие в страну Е» | 1 | 15.04.14 |
61. Тема: «Буквы С и Ш» | 1 | 17.04.14 |
62. Тема: «Буква Л» | 1 | 22.04.14 |
63. Тема: «Буква Р» | 1 | 24.04.14 |
64. Тема: «Путешествие на паровозике» | 1 | 29.04.14 |
Итого | 64 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арт-терапевтический процесс: песочная терапия и песочная анимация
В данной работе кратко рассмотрены исторические предпосылки становления арт-терапии и юнгианской песочной терапии, показаны направления развития песочной терапии, отличительные особенности юнгианской ...
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Песочная терапия»
Программа разработана для развивающих занятий с детьми 3 - 4 лет...
Сценарий развлечения с элементами песочной терапии в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) старший дошкольный возраст: «Путешествие в песочную страну»
Сценарий разработан в соответствии с проектом "Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста"...
Целевая программа индивидуального профессионального консультирования на профессии железнодорожного транспорта «Управляй мечтой» с использованием метода песочной терапии
laquo;У меня нет права на ошибку!» «Провала я не переживу!» «Как выдать лучший результат из возможных?» — с такой установкой многие дети подходят к главному госуда...
Программа по песочной терапии «Песочный мир – волшебный мир»
Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восп...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии для учащихся 1 дополнительного класс.
Данная программа разработана для учащихся 1 дополнительног класса с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения, а так же может быть использована в работе с младшими школьниками имеющими ТМНР и осва...
Коррекционная программа психологического сопровождения "Песочная терапия"
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии...