программа по песочной терапии для детей3-4 лет
рабочая программа по психологии на тему

Проценко Наталия Викторовна

Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом.

   В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей  устойчивого интереса к практической  и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цели и задачи программы

Цели и задачи:

   В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм  эмоциональной коррекции поведения».  А.В.Запорожец.

   Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.

   Разработаны программы коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной терапии.

   Основная цель:

способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.

   В соответствии с этой целью формируются

  задачи:

  • стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;

  • вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;

  • формировать позитивное отношение к своему «Я»;

  • формировать позитивное отношение к сверстникам;

  • развивать навыки социального поведения;

  • совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

  • cпособствовать проявлению эмпатии;

  • развивать фантазию и образное мышление;

  • побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;

  • использовать метод песочной терапии в диагностических целях.

Концепция, заложенная в содержание учебно-развивающего материала

   В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невростические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и  эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности  могут существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни.

   Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости, а также для нахождения контакта с детьми с аутической симптоматикой организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.

   В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

   Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком  как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.

   В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей  устойчивого интереса к практической  и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.

   Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д, Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

   Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.  Поэтому песочницу рекомендуется иметь в кабинете психолога.

     

Основные направления программы

Игровая деятельность

   Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

   Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;

   Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.

   В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.

Эмоционально – волевое

   Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:

- снизить уровень нервно – психического напряжения;

- способствовать возникновению положительных эмоций.

    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;

   Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;

   Развивать умение слушать и слышать друг друга.

Сенсомоторное

   Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

   Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

   Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

   Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

   Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)

   Посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;

   Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;

   Помочь детям  овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.

Развитие речи

   Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:

-  развивать точность понимания речи;

- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;

- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;

- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;

- используя  игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;

- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

      Основная идея программы

Основная идея программы – используя игры с песком и водой, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.

     Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:

  • понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в  качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;

  • формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;

  • гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.

  • песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.

    Сроки реализации программы

Программа реализовывается в течение 8 месяцев. Программа используется для работы с детьми второй младшей и средней групп.

       Формы и методы воспитательно-образовательного процесса

Формы:

            Индивидуальные игры

   Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.  

Групповые игры

   Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

 Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы

Уже на первом  можно узнать очень многое о ребёнке:

•  состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);

•  уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);

•  уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);

•  сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);

•  личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).

В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:

•  уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;

•  уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

•  эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);

•  стиль семейных отношений (диалоги между героями);

•  уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;

•  устойчивость и распределение внимания, работоспособность;

•   воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).

В конце занятия специалист выясняет следующие качества ребёнка:

•  уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);

•  уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;

•  умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;

• на групповых (2—4 человека) занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.

Планируемые результаты

Работа по теме «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста» позволяет достичь  следующих результатов:

  • игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;

  • песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого

      ( формирование эмпатии );

  • игры с песком и водой  позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;

  • в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;

  • в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций /особенно тактильной чувствительности/;

Список использованной литературы


1.        Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

2.        Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.

3.        Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005

4.        Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб.: Речь, 2006 – 208 с.

5.        Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.


6.       Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

  1.     Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.

  1. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.

Тематическое планирование

Проводится как занятие 2 раза в неделю.

Занятия

Кол-во часов

дата

1.Тема: «Чувствительные ладошки»

1

03.09.13

2.Тема: «Знакомство с Песочным Человечком»

1

05.09.13

3.Тема: «В гостях у Песочной феи»

1

10.09.13

4.Тема: «Расти, репка, на песке!»

1

12.09.13

5. Тема: «Забьем колышек»

1

17.09.13

6.Тема: «Кто где живет?»

1

19.09.13

7.Тема: «В поисках клада»

1

24.09.13

8.Тема: «Спасение Принцессы»

1

26.09.13

9.Тема: «Путешествие золотой рыбки»

1

01.10.13

10.Тема: «Солнечный мальчик»

1

03.10.13

11.Тема: «Колобок»

1

08.10.13

12.Тема: «Осень в Песочной стране»

1

10.10.13

13.Тема: «Волшебный цветок»

1

15.10.13

14.Тема: «Сказочная страна»

1

17.10.13

15.Тема: «Городок игрушек»

1

22.10.13

16.Тема: «Пироги пекла лиса»

1

24.10.13

17.Тема: «У солнышка в гостях»

1

29.10.13

18.Тема: «Город веселых .музыкантов»

1

31.10.13

19.Тема: «Путешествие к гномам в горы»

1

05.11.13

20.Тема: «Приключения Квака»

1

07.11.13

21.Тема: «Сказка об умном мышонке»

1

12.11.13

22.Тема: «Путешествие на волшебную поляну»

1

14.11.13

23.Тема: «Весна на волшебной поляне»

1

19.11.13

24.Тема: «Путешествие в сказочный город»

1

21.11.13

25.Тема: «Морское чудище»

1

26.11.13

26.Тема: «Приключения зайчонка»

1

28.11.13

27. Тема: «В гостях у волшебника»

1

03.12.13

28. Тема: «На ферме»

1

05.12.13

29. Тема: «Где живут игрушки?»

1

10.12.13

30. Тема: «Строим дом»

1

12.12.13

31.Тема:  «Сказка о гномах»

1

17.12.13

32. Тема: «Морская сказка»

1

19.12.13

33. Тема: «Кто такие насекомые»

1

09.01.14

34. Тема: «В гостях у муравья»

1

14.01.14

35. Тема: «Где живут пчелы?»

1

16.01.14

36. Тема: «Три поросенка»

1

21.01.14

37. Тема: «Колобок»

1

23.01.14

38. Тема: «Репка»

1

28.01.14

39. Тема: «Маша и медведь»

1

30.01.14

40. Тема: «Страна динозавров»

1

04.02.14

41. Тема: «Радужное настроение»

1

06.02.14

42. Тема: «Красный и желтый»

1

11.02.14

43. Тема: «Синий и зеленый»

1

13.02.14

44. Тема: «Черный и белый»

1

18.02.14

45. Тема: «Найди цвет»

1

20.02.14

46. Тема: «Времена года»

1

25.02.14

47. Тема: «Грамматика в Песочной стране»

1

27.02.14

48. Тема: «Путешествие в страну цифры 1»

1

04.03.14

49. Тема: «Путешествие в страну цифры 2»

1

06.03.14

50. Тема: «Путешествие в страну цифры 3»

1

11.03.14

51. Тема: «Путешествие в страну цифры 4»

1

13.03.14

52. Тема: «Путешествие в страну цифры 5»

1

18.03.14

53. Тема: «Треугольник, круг, квадрат»

1

20.03.14

54. Тема: «Овал, прямоугольник»

1

25.03.14

55. Тема: «Путешествие в страну букв»

1

27.03.14

56. Тема: «Путешествие в страну А»

1

01.04.14

57. Тема: «Путешествие в страну О»

1

03.04.14

58. Тема: «Путешествие в страну И»

1

08.04.14

59. Тема: «Путешествие в страну У»

1

10.04.14

60. Тема: «Путешествие в страну Е»

1

15.04.14

61. Тема: «Буквы С и Ш»

1

17.04.14

62. Тема: «Буква Л»

1

22.04.14

63. Тема: «Буква Р»

1

24.04.14

64. Тема: «Путешествие на паровозике»

1

29.04.14

Итого

64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапевтический процесс: песочная терапия и песочная анимация

В данной работе кратко рассмотрены исторические предпосылки становления арт-терапии и юнгианской песочной терапии, показаны направления развития песочной терапии, отличительные особенности юнгианской ...

Сценарий развлечения с элементами песочной терапии в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) старший дошкольный возраст: «Путешествие в песочную страну»

Сценарий разработан в соответствии с проектом "Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста"...

Целевая программа индивидуального профессионального консультирования на профессии железнодорожного транспорта «Управляй мечтой» с использованием метода песочной терапии

laquo;У меня нет права на ошибку!» «Провала я не переживу!» «Как выдать лучший результат из возможных?» — с такой установкой многие дети подходят к главному госуда...

Программа по песочной терапии «Песочный мир – волшебный мир»

Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восп...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии для учащихся 1 дополнительного класс.

Данная программа разработана для учащихся 1 дополнительног класса с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения, а так же  может быть использована в работе с младшими школьниками имеющими ТМНР и осва...

Коррекционная программа психологического сопровождения "Песочная терапия"

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии...