Рекомендации учителя-дефектолога для родителей детей с РАС
консультация

Наумова Надежда Анатольевна

Рекомендации учителя-дефектолога для родителей детей с РАС

      Расстройство аутистического спектра (РАС) — это комплексное нарушение развития, которое характеризуется отклонениями в социальных взаимодействиях и коммуникациях, ограниченностью интересов и повторяющимися действиями.

Особенности детей с РАС:

  • дети обладают узким кругом общения со сверстниками и взрослыми;
  • познавательный интерес   и коммуникативные потребности не актуализированы;
  • «модель», строящаяся на целостном восприятии от анализаторов, как правило, искажена в связи с анамнезом;
  • игровая деятельность не соответствует нормативному уровню развития;
  • выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия;
  • сложность организации собственной деятельности и поведения;
  • неравномерность и специфика развития психических функций;
  • трудности в установлении  продуктивного  взаимодействия     с окружающими;
  • необходимость в специально организованном образовательном пространстве.

   Главная проблема детей, которым поставлен диагноз аутизм - общение с окружающими. У многих детей данной категории наблюдается задержка речевого развития.  Коммуникативно-речевое развитие является решающим фактором для развития едва ли не всех других функций у детей, поэтому ранняя диагностика и коррекционное вмешательство очень важны. Если родители не понимают потребность ребёнка в данный момент, это может привести к истерике, разрушению предметов вокруг, причинению боли себе и окружающим. Дети не могут выразить свои мысли, желания словами и выражают их социально неприемлемыми способами.

Как помочь ребёнку?

     В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Но важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают понимание. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам).

 

  1. Коммуникативная система обмена картинками (PECS)

     Карточки PECS представляют собой картинки, изображающие как предметы (вплоть до самых обыденных бытовых предметов: посуда, еда, игрушка др.), так и действия: чистка зубов, поездка в бассейн, время для обучения. Кроме того, карточки могут служить для напоминания о запрете каких-либо действий. Например, запрет на то, чтобы подбирать что-то на улице. Однако, запрещающие картинки находятся в значительном меньшинстве. Актуальными являются также карточки для высказывания желаний. Ребенок начинает пользоваться ими не сразу и, как правило, если уже умеет читать, так как зачастую они сопровождаются надписью «Я хочу» и др.

              

  1. Коммуникативная доска - вид визуальной поддержки - (с прикрепленными к ней картинками или миниатюрными предметами), которая помогает ребенку осуществить выбор, ответить на вопрос, отклонить предложение другого лица, для чего нужно научиться указывать на предмет или картинку, обозначает реальный объект вид деятельности или определенное понятие.

 

 

Условия введения коммуникативной доски:

  • умение вступать в контакт для общения;
  • понимание и узнавание рисунков, фотографий небольшого размера (размер  карточек определяется после специального обследования);
  • понимание ситуаций общения (не обязательно понимание смысла речи, ребенок может понимать только визуальные образы);
  • наличие указательного жеста;
  • желательно умение применять коммуникативные жесты;
  • иметь в своем словаре около 20- 25 слов.

 

Мануальные знаки (жесты).

   Жест движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь. К системе мануальных знаков можно отнести и естественные жесты, используемые при общении людей друг с другом. Для изучения и запоминания жестов можно использовать альбом с крупными картинками или фотографиями, изображающими эти предметы или действия, сопровождая демонстрацию соответствующими жестами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ.

«Твоя ладошка, моя ладошка»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка...»

«Ладушки»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Взрослый садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: «Ладушки, ладушки...»Если ребенок активно сопротивляется, необходимо прекратить игру.

 

«Мы на лодочке плывем»

Цель: формирование        эмоционального     контакта     через                                       присоединение       к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.

Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает: Мы на лодочке плывем, Тихо песенку поем: «Ля-ля-ля, ля-ля-ля» — Покачнулись ты и я...

«Покатаем мячик»

Цель: формирование эмоционального контакта.

 Взрослый катит мяч ребенку на полу или на столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок возвращал мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком.

«На пузырь я посмотрю и потом его словлю»

Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.

Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.

«Бумажный листопад (снегопад)»

Цель: формирование контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.

В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги (отщипывать кусочки ваты), затем подбрасывать их вверх (либо раздувать) со словами: «Листики (снежинки) кружатся и падают».

«Мой кубик, твой кубик...»

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.

Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.

«Кто сильнее подует?»

Цель: развитие     контакта,     формирование     способности                              к                   подражанию,

«заражение» положительными эмоциями, активизация  дыхания.

 Взрослый привлекает (побуждает) ребенка (детей) к построению башни из кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики рассыпались.

«Снежки»

Цель: формирование     положительных      эмоций,                                       активизация           психической

деятельности, развитие ручной координации.

Взрослый побуждает ребенка подбрасывать вверх изготовленные из ваты снежки, или кидать снежки друг в друга. Затем необходимо побуждать ребенка складывать «снежки» в коробку.

«Молоточек»

Цель: формирование положительных эмоций, формирование способности к подражанию, развитие ручной координации.

Взрослый побуждает ребенка отстукивать определенный ритм или стучать рука в руке, проговаривая стихотворение: Тук-тук-тук, Тук-тук-тук, Раздается громкий стук. Молоточки стучат, Строим домик для ребят.

«Занавесочка».

Цель: формировать произвольный выдох.

Ребенок дует на бахрому, выполненную из бумаги. Предлагаемая инструкция «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).

«Колокольчик»

Цель: привлекать внимание ребенка к (колокольчику).

На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).

  Варианты: использование погремушки, коробочки с мелкими предметами; увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка).

    

Подготовила: учитель-дефектолог  Наумова Н.А .

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-дефектолога родителям учащихся на лето.

Рекомендации учителя-дефектолога родителям учащихся на лето....

Рекомендации учителя-дефектолога родителям.

Как сохранять хорошие взаимоотношения с ребенком....

Рекомендации учителя-дефектолога родителям

Рекомендации учителя-дефектолога родителям...

Рекомендации учителя-дефектолога родителям дошкольников "Готовимся к ТПМПК"

Это информационный материал, в котором учитель-дефектолог дает советы родителям дошкольников о подготовке их к прохождению ТПМПК....

Рекомендации учителя-дефектолога родителям младших школьников на летние каникулы

Памятка организации деятельности детей в период летних каникул....

Рекомендации учителя-дефектолога родителям младших школьников с ЗПР

Памятка родителям по воспитанию и обучению ребенка с ЗПР....

Рекомендации учителя-дефектолога родителям! ОСОБЫЕ ДЕТИ - ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ.

Рекомендации учителя-дефектолога родителям! ОСОБЫЕ ДЕТИ - ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ....