Презентация на тему "Урок – основная форма занятий по физическому воспитанию"
презентация к уроку (11 класс)
Последовательность частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физической нагрузки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innokentev_a.v.pptx | 157.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок – основная форма организации занятий физическими упражнениями В уроке ФК: заложены возможности для решения стратегических задач ФК; самая массовая форма организации, систематических занятий школьников ФУ; проводится на основе научно обоснованной программы ФВ ; осуществляется под руководством педагогов по физической культуре с учетом возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников; способствует направленному развитию и физической подготовке учащихся, оптимизации их физического состояния.
Структура урока и характеристика его частей: подготовительная , основная , заключительная . Последовательность частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физической нагрузки. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем (фаза- врабатывания). Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения (фаза устойчивой работоспособности). По мере расходования функциональных резервов органов и систем организма ( сердечно-сосудистой , дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается (фаза истощения или утомления).
Классификация уроков Уроки с преимущественно образовательной направленностью. Уроки преимущественно оздоровительной направленностью . Проводятся в двух вариантах: первый – развивающие (формирующие) уроки, служащие развитию различных систем организма, второй – восстанавливающие ( реабилитационные) уроки, направленные на восстановление сил и работоспособности . Уроки с преимущественно воспитательной направленностью дифференцируются в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания. Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания .
Уроки с преимущественно образовательной направленностью: Уроки изучения нового. Их основные задачи – ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение. Уроки совершенствования. Для углубленного изучения и закрепления учебного материала. Смешанные (комплексные ). У роки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков. В таких уроках могут совместно решаться задачи обучения, развития физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широко используется в практике физического воспитания . Контрольные уроки. Направлены на выявления успеваемости или определения уровня подготовленности учащихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы.
Постановка задач. Перед каждым уроком обязательно должны ставиться конкретные задачи. В методике физического воспитания все задачи принято делить на три группы, исходя из их направленности: образовательные, оздоровительные и воспитательные. Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнять физические упражнения. Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возможного в определенном возрасте ф.р. и ф.п., формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм уч-ся. Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося.
Постановка образовательных задач. При обучении двигательным действиям задачи урока формулируются следующим образом: при ознакомлении с двигательным действием: «Ознакомление с техникой…» (и далее указывается то упражнение или отдельный его элемент, которое осваивается); при разучивании двигательного действия: «Разучивание техники …»; при совершенствовании двигательного действия: «Совершенствование техники …». Первой на уроке решается задача ознакомления с техникой того или иного двигательного действия, второй – разучивания, третьей – совершенствования.
Постановка оздоровительных задач. Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возможного в определенном возрасте физического развития и физической подготовки, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм учащихся. Формулирование оздоровительных задач осуществляется следующим образом: « развитие общей выносливости», «формирование правильной осанки», «развитие быстроты», т.д. Первое слово формулировки задачи – это « развитие или воспитание », далее указывается конкретное физическое качество. При постановке оздоровительных задач необходимо учитывать критические периоды развития физических качеств, для обеспечения наибольшего эффекта от занятия.
Постановка воспитательных задач. Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося. При решении задач воспитания личности формулировки конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и спецификой содержания учебного материала, например:, «Воспитание чувства выдержки в лыжных гонках на дистанции 5 км» и т.д.
ПЛАН – КОНСПЕКТ № 22 урока по баскетболу в 6 классе Задачи: 1. Разучивание техники ведения мяча, совершенствование перемещения и стойки защитника. 2. Развитие координации, ловкости. 3. Воспитание ответственности, целеустремленности. Место проведения: спортивный зал. части урока содержание дозир методические указания Подготовительная 1.Построение, приветствие, сообщение задач. 1мин игра на внимание 2. Ходьба с заданием: - на носках - на пятках - в полуприседе 1мин руки вверх руки за голову, локти развести руки в стороны, на уровне плеч 3. Подвижная игра «Невод» 5мин 4. Игра «Зеркало» 1мин учащиеся повторяют движения в стойке защитника за учителем 5. «Задень противника» 2мин учащиеся в парах друг против друга в защитной стойке, задача каждого задеть колено соперника, заслоняя свое 5. Упражнения с мячами (жонглирование): - вращение вокруг шеи; - вращение вокруг талии; - восьмерка; - перекидывание с руки в руку; - перекидывания из-за спины; - выпады со сменой ног с проносом мяча. 5мин 10р 10р 10р 10р 10р 10р упражнения выполняются каждым учеником в своём ритме. перевод мяча за голову (стараться не касаться мячом головы); перевод мяча за спину (стараться не касаться мячом туловища); стойка - ноги врозь, мяч в правой (левой) руке, передача мяча «восьмеркой» вокруг ног; упражнение выполняется за счет движения кистью, руки расположены в стороны, прямые. мяч держим за спиной двумя руками, подбрасываем мяч вверх так, чтобы мяч перелетел через голову, и его легко было поймать спереди. ноги ставим, как можно шире и во время прыжка выполняем перенос мяча. основная 6. Ведение мяча: - переводы мяча перед собой; - «Назови цифру» 7мин все упражнения выполняются учащимися без зрительного контроля стойка баскетболиста, переводы выполняются с одной руки в другую с ударом в пол по свистку; учащиеся должны назвать сколько пальцев показывает учитель и по свистку смена ног прыжком и перевод мяча. Обратить внимание на то, что бы получался «треугольник». 7. Совершенствование техники элементов баскетбола: 1 станция – ведение мяча; 2 станция – бросок набивного мяча; 3 станция – передачи мяча; 4 станция – прыжки через скамейку; 5 станция – бросок мяча в кольцо; 6 станция – челночный бег; 7 станция – прыжки со скакалкой 10мин методом круговой тренировки на каждой станции – 1мин 15сек без зрительного контроля; из положения сидя, из-за головы; в стену, двумя от груди; выпрыгивание вверх, смена ног; с 2,5 – 3 м с отражением от щита; 8. Учебная игра: - в баскетбол (мальчики); - «Мяч капитану» (девочки) 10мин персональная защита на своей половине заключительная 9 . Построение, подведение итогов урока 1мин Указать на ошибки 10. Домашнее задание. 1 мин а) упор, лежа на ладонях; б) упор, лежа на кулаках; в) упор, лежа на пальцах. (каждое выполнять по 15 сек.) 11. Организованный уход из зала.
Требования к уроку: Четкость постановки целей и задач. Формулировки задач урока предельно конкретны , лаконичны. Оптимальное количество задач, решаемых на уроке - не более 2-3 . Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач. Внепрограммный материал может использоваться лишь с целью индивидуализации обучения. Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока.
Тесная связь уроков с предыдущими и последующими . Каждый урок имеет преемственную связь по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала , объемам и интенсивности нагрузок с последующими и предыдущими уроками . Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы . Учебный процесс становиться эффективным только при условии учета индивидуальных особенностей занимающихся и учебного материала. Обеспечение травмобезопастности урока. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся.
Вводно-подготовительная часть урока. составляет 10-20% (8-12 мин) от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др. Цель – подготовить занимающихся к выполнению задания в основной части урока. Задачи: 1. Обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие. 2. Активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся. 3. Обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений). 4. Обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока ( подводящие и подготовительные упражнения).
п родолжительность основной части зависит от продолжительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся и др. В рамках урока ФК она обычно длиться 25-30 мин.) Основная часть урока Цель – решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного занятия. В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движений, выполняются в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью - в конце. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние на организм.
Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке преподавателю следует завершать основную часть подвижными играми и игровыми заданиями и упражнениями с включением движений, разученных на уроке.
Заключительная часть урока Длительность заключительной части урока 3-5 мин. Цель - постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. Задачи: Снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения на различные виды дыхания, расслабление, самомассаж ). Регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание). Подведение итогов урока с оценкой преподавателем и рефлексией результатов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмотреть дальнейшее стимулирование сознательной активности занимающихся на последующих уроках); Сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями для подтягивания «слабых мест».
Литература: Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. Просвещение, 1990.— 287 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы и методы физического воспитания при подготовке к будущей профессиональной деятельности
Данный материал содержит в себе описание современных форм и методов способствующих укреплению физического здоровья будущего конкурентноспособного рабочего, готового к овладению любой профессии, ...
План-конспект занятия по физическому воспитанию
Урок проводился в рамках методического дня в плане аттестации. Первые занятие по освоению техники передач.Материал подготовлен мной лично, отснят и смонтирован, кое- какие интересные моменты взяты с и...
Основные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации
Основные направления совершенствованияпроцесса физического воспитанияв образовательных учрежденияхРоссийской Федерации...
Рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"
Вашему вниманию предлагается рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"...
презентация "Виды деятельности и формы занятий с обучающимися при реализации программы воспитания и социализации по ФГОС".
ФГОС предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности ш...
ОСОБЕННОСТИ УРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В данной статье кратко описаны основные формы уроков физической культуры, их структура. Рассмотрен вопрос постановки задач на урок....
Презентация на тему "Основные формы и виды физических упражнений"
Физические упражнения рассматриваются, с одной стороны, как конкретные двигательные действия, с другой – как процессы многократного повторения.Внутреннее содержание – это совокупность физи...