Основные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации
статья по физкультуре на тему

Мартынова Лилия Равилевна

Основные направления совершенствования
процесса физического воспитания
в образовательных учреждениях
Российской Федерации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления совершенствования
процесса физического воспитания
в образовательных учреждениях
Российской Федерации

Система физического воспитания, объединяемая Министерством образования, включает в себя: 65,7 тысяч образовательных учреждений общего образования, в которых занимаются физической культурой более 18 млн. школьников (95.8%); 3872 образовательных учреждений начального профессионального образования - около 1.5 млн. учащихся (93.5%); 2713 образовательных учреждений в среднем профессиональном образовании - около 1.4 млн. студентов (81,9 %); 622 учреждений высшего профессионального образования - около 1.5 млн. студентов (59.4 %.). В настоящее время в стране функционирует 158 врачебно-физкультурных диспансеров и 200 центров медицинской профилактики. Кроме этого, кабинеты (центры) спортивной медицины имеются и при отдельных спортивных объединениях и организациях. Физическая культура в образовательных учреждениях представлена как образовательная область, как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования целостного развития личности учащихся. Она направлена на обеспечение необходимого уровня развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств и создает предпосылки для многообразных проявлений творческой активности. Являясь обязательным элементом образования, физическая культура способствует гармонизации телесного и духовного единства учащихся, формированию у них таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие.
Одним из важнейших признаков является непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп учащейся молодежи на всех ступенях образования.

Непрерывность и преемственность физического воспитания учащейся молодежи в системе образования обеспечиваются:

  • единой законодательной нормативно-правовой базой в области физической культуры, спорта и образования;
  • совокупностью преемственных примерных учебных программ различных уровней образования по физической культуре;
  • систематическим использованием средств физической культуры в режиме учебного и внеучебного времени;
  • сочетанием различных форм занятий физическими упражнениями, спортом и туризмом в течение учебной недели;
  • системой гигиенического обучения и воспитания учащейся молодежи, формирования навыков здорового образа жизни;
  • обязательностью требований по контролю динамики физической подготовленности учащейся молодежи в образовательных учреждениях.

Учебный процесс по физическому воспитанию в образовательных учреждениях дополняется внеучебными формами занятий физической культурой в спортивных клубах и коллективах физической культуры. В настоящее время во внеучебных занятиях участвуют более 5 млн. учащихся, что составляет 18,6% от контингента обучающихся в системе образования.

С 1993 года Министерством образования Российской Федерации совместно с Госкомспортом России, Минздравом России и РАО проделана определенная работа по формированию нормативно-правового, кадрового и учебно-методического обеспечения процесса физического воспитания в системе образования:

  • в Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27.04.1993 г. и в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.1999 г. включены положения по развитию физической культуры и спорта в образовательных учреждениях;
  • в Национальную доктрину образования в Российской Федерации от 04.10.2000 г. включены вопросы формирования здорового образа жизни, физического развития и воспитания учащейся молодежи;
  • в региональные законы в области физической культуры в большинстве субъектов Российской Федерации включены положения о физическом воспитании учащейся молодежи;
  • в типовые положения об образовательных учреждениях включены вопросы организации процесса физического воспитания учащихся и студентов;
  • в государственные образовательные стандарты включены требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по физической культуре;
  • издан приказ Минобразования России от 01.12.99 №1025 "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования";
  • издан приказ Минздрава России от 20.08.2001 №337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физической культуры";
  • разработано и издается новое поколение учебной и учебно-методической литературы по физической культуре для учащихся, студентов и преподавателей;
  • утверждены перечни учебного спортивного оборудования по физической культуре для общеобразовательных учреждений России;
  • формируется система текущего и итогового тестирования физической подготовленности учащихся и выпускников образовательных учреждений.

В системе физического воспитания учащейся молодежи работают 124,2 тыс. специалистов физической культуры. Средняя обеспеченность кадрами в расчете на одного специалиста в дошкольном образовании составляет 336 детей; в общеобразовательных учреждениях – 229 учащихся; в начальном профессиональном образовании – 312 учащихся, в среднем профессиональном образовании – 226 студентов; высшем профессиональном образовании – 197 студентов.
Подготовка кадров по физической культуре для системы физического воспитания учащейся молодежи осуществляется по одному направлению и семи специальностям в 216 образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, подведомственных Минобразованию России и Госкомспорту России.
В последние годы открыты четыре новые специальности: 2307 "Туризм", 0317 "Педагогика дополнительного образования" с квалификацией "Педагог дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности" - в среднем профессиональном образовании, 022500 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)" - в высшем профессиональном образовании, 0323 "Адаптивная физическая культура" – в среднем профессиональном образовании, 022400 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" – в высшем профессиональном образовании.
Для специальности "Адаптивная физическая культура" открыты новые должности для преподавания физического воспитания в образовательных учреждениях. Кроме этого, открыта подготовка кадров в вузах физической культуры по специальностям: 031100 "Педагогика и методика дошкольного образования", 031200 "Педагогика и методика начального образования".
Вместе с тем, в последние годы в системе образования наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащейся молодежи России. По данным научных исследований, лишь около 10% молодежи можно считать здоровыми, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием.
Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. За последние двенадцать лет количество граждан, годных к военной службе, сократилось почти на треть (с 92,7% до 67%). В то же время количество граждан, ограниченно годных и временно не годных к военной службе, возросло почти в 5 раз (с 4,5% до 22,3% и с 2,1% до 10,3% соответственно). Более 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовке.
За последние два года в 2,4 раза увеличилось количество граждан, освобожденных от призыва на военную службу, в связи с диагностированием у них алкоголизма и наркомании.
Исследования убедительно показали, что здоровье ребенка закладывается задолго до его рождения и во многом определяется физической активностью и образом жизни будущих матерей. Вместе с тем, уровень соответствующих знаний у девушек и молодых женщин остается крайне низким.
Стратегия обеспечения здоровья детей, подростков и молодежи путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний является пассивной, не в полной мере отвечающей современным представлениям о повышении и сохранении высокого уровня здоровья.
Несмотря на количественный рост кадров в области физической культуры, спорта и туризма, органы управления образованием субъектов Российской Федерации отмечают недостаток специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, организаторов в сфере оздоровительной работы и туризма. Не хватает также учителей физической культуры для общеобразовательных школах и, особенно, сельских и малокомплектных школ.
Прогнозируемые изменения потребности в специалистах физической культуры, связанные с демографическими процессами, выдвигают острую проблему долгосрочного планирования подготовки кадров по физической культуре в высших и средних специальных учебных заведениях.
Сокращение бюджетного финансирования, происходящее в образовательных учреждениях в последние годы, привело к ухудшению состояния учебно-спортивной базы, слабому обеспечению учебно-тренировочных занятий спортивным инвентарем и оборудованием, что, безусловно, отражается на организации и качестве учебного процесса. На протяжении последних десяти лет обеспеченность процесса физического воспитания учащейся молодежи спортивными залами остается крайне низкой и почти неизменной. Так, в общеобразовательных учреждениях средний показатель обеспеченности спортивными залами равняется 0.6; в учреждениях начального профессионального образования - 0.7-0.8; в средних специальных учебных заведениях – 0.9-1.1; в высших учебных заведениях - 2.5-2.6.
Проблема физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья до настоящего времени стоит остро и, к сожалению, во многих школах не решена. Таких детей просто освобождают от занятий физкультурой, в то время как ослабленные дети в еще в большей степени нуждаются в благотворном влиянии на организм различных средств физической культуры. В результате чего необоснованно большое число учащихся оказывается в числе освобожденных от физкультуры.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе являются: повышение физической и умственной работоспособности, освоение и развитие основных двигательных умений и навыков, воспитание правильной осанки и ее коррекция.
Вместе с тем, теоретическая и практическая подготовка учителей физкультуры и школьных медработников по вопросам врачебного контроля за физическим воспитанием ослабленных детей в настоящее время требует их переподготовки и сертификации.
При организации и проведении занятий, в процессе физического воспитания школьников, оздоровительной и адаптивной физкультуры, лечебной физкультуры важное значение имеют возможно достижимая индивидуализация величины и характера физических нагрузок, воспитание соответствующей мотивации к занятиям физическими упражнениями и предельно возможная объективизация оценки физического состояния школьников и эффективности занятий.
Внедрение в практику компьютерной системы экспресс-оценки физического здоровья и, на этой основе, индивидуализированных физкультурно-оздоровительных программ, значительно повышает эффективность реабилитационно-оздоровительных мероприятий у школьников. Данная программа повышает мотивацию детей к занятиям физкультурой в школе и домашних условиях.
Таким образом, в связи с появлением в образовательных учреждениях большого количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья и хроническими заболеваниями. Необходима разработка новых физкультурно-оздоровительных технологий, в которых средства физической культуры способствовали бы восстановлению нарушенного здоровья.

Факторами, осложняющими процесс физического воспитания школьников и учащейся молодежи, выступают также:

  • отсутствие государственной системы мониторинга и коррекции физического развития и подготовленности детей, подростков и молодежи;
  • необоснованное уменьшение руководителями образовательных учреждений объемов учебных часов, отводимых на физическую культуру в учебных планах и в рабочих программах по физической культуре;
  • резкое сокращение выделения бюджетных средств на аренду недостающей учебно-спортивной базы;
  • недостаточное учебно-методическое сопровождение занятий физической культурой.

Приоритетными направлениями совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях должны стать:

  • создание условий в образовательных учреждениях, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников и учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта;
  • обеспечение тесного взаимодействия учебного и внеучебного процесса физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей учащейся молодежи в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;
  • формирование физической культуры личности учащегося с учетом его индивидуальных способностей и мотивации;
  • совершенствование врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях;
  • объективизацию оценки уровня физического развития и подготовленности учащейся молодежи к будущей профессиональной деятельности;
  • профилактику асоциального поведения учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта;
  • оснащение учебно-спортивным оборудованием и инвентарем общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования.

Последнее изменение: Пятница 24 Сентябрь 2010, 12:52


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место и роль физического воспитания в образовательном учреждении

Физическое воспитание в образовательных учреждениях решает две взаимосвязанные задачи: сохранение, укрепление здоровья обучающихся и формирование потребности в здоровом образе жизни и физическом совер...

Организация физического воспитания в образовательном учреждении в контексте ФГОС

В помощь молодым специалистам для составление рабочих программ....

Физкультурно-оздоровительная программа ДРОЗД в системе физического воспитания дошкольных образовательных учреждений

Анализ и обобщение специальной и научно-методической литера-туры, показал, что также важным условием в системе физического воспитания является соблюдение правильного режима дня для детей 6 – 7 лет. З...

Организация физического воспитания в образовательном учреждении в контексте ФГОС

Тезисы на тему организации физического воспитания в образовательном учреждении в контексте ФГОС в 5-9 классах....

КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

Цели и задачи Концепции. Целью Концепции преподавания Физической культуры в образовательных организациях является: создание условий для обеспечения высокого качества преподавания предмета и повыш...