Рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"
рабочая программа по физкультуре на тему
Вашему вниманию предлагается рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_spets_gruppy.doc | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
Четыркин Константин Васильевич учитель физической культуры
МОУ «Ялгинской СОШ» г.Саранска
Пояснительная записка.
Основополагающими программами являются:
1. «Программы по физической культуре для учащихся,
отнесенных к специальным медицинским группам» (М. 1986г.)
(письмо Департамента общего образования Министерства образования РФ от 14 июля 1999г. №717/11-12).
2. Физическая культура: 1-11 классы: Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. Матвеев А.П., Петрова Т.В., Каверкина Л.В.
Работа в специальных медицинских группах должна проводиться в соответствии с методическим письмом Министерства образования от 15. 06.1987г. № 105/33-24 «Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ)
Цель программы:
Способствовать восстановлению физического здоровья школьников через двигательную реабилитацию.
Основными задачами программы являются:
- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
- повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- формирование правильной осанки и её коррекция;
- обучение рациональному дыханию;
- освоение основных двигательных умений и навыков;
- воспитание морально-волевых качеств.
Организация и проведение занятий с учащимися спец. мед. группы намного сложнее, чем занятия со здоровыми детьми, так как здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой.
Контингент занимающихся постоянно изменяется, по мере изменения уровня физического здоровья.
В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся рекомендуют разделить на подгруппы А и Б, с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательного режима.
Подгруппа А – школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями.
Подгруппа Б – школьники, имеющие тяжёлые, необратимые изменения в деятельности органов и систем: органические поражения сердечно-сосудистой системы, мочевыделительной системы, высокая степень нарушения зрения.
Урок в специальной медицинской группе строится по стандартной схеме (подготовительная, основная и заключительная части). Однако, в отличие от обычных уроков, имеет свои принципиальные особенности.
В подготовительной части урока выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно.
В основной части урока учащиеся овладевают основными двигательными навыками, получают определённую для них максимальную физическую нагрузку, выполняют специальные упражнения для профилактики и коррекции разных болезней.
В заключительной части урока используются упражнения, восстанавливающие организм после физической нагрузки, выполняются упражнения на дыхание, упражнения на расслабление мышц. И обязательно отдых сидя.
Программный материал подбирается не по биологическому возрасту, а исключительно на основании уровня физического здоровья.
Планирование
учебного материала на I четверть для учащихся СМГ (1 группа).
Учебный материал | дата |
| |||||||||||||||||
№ урока | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | |
Основы знаний 1. Правила техники безопасности | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
| |
2. Определение ЧСС. Обучение навыкам самоконтроля | + | + |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
| + |
|
| |
3. Обучение точечному массажу |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
| |
Строевые упражнения 1. Повторение элементов строя |
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
| |
2. Повороты на месте |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + | |
ОРУ 1. Упражнения утренней гимнастики | + |
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
| |
2. Дыхательные упражнения | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
3. Упражнения на расслабление | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
4. Суставная гимнастика |
|
| + |
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
| |
5. Упражнения на скамейке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
| + | |
Лёгкая атлетика 1. Высокий старт |
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
| |
2. Полоса препятствий |
|
|
|
|
|
|
| + | + |
|
|
|
|
| + |
|
|
| |
3. Метание мяча в цель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
4. Метание мяча на дальность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Школа мяча 1. Передача мяча в парах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2. Ведение мяча на месте |
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| |
3. Эстафеты с мячами |
|
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
|
|
|
| + |
| |
Специальные упражнения для профилактики и коррекции 1. Зрения |
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
|
|
| |
2. Плоскостопия |
|
|
|
| + |
|
| + |
|
|
| + |
|
| + |
|
|
| |
3. Осанки |
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
| |
Подвижные игры 1. |
|
| + |
|
| + |
|
| + |
| + |
| + |
|
| + |
| + | |
2. Пчёлы и медведи | + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
| |
Тесты 1. Прыжки в длину с места | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + | |
2. Наклоны вперёд сидя | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + | |
3. Броски и ловля мяча | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
Планирование
учебного материала на II четверть для учащихся СМГ (1 группа)
Учебный материал | дата |
| |||||||||||||
№ Ур. | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | |
Основы знаний 1. Правила безопасности на уроках гимнастики | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2. Влияние физических упражнений на осанку |
| + |
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| |
Строевые упражнения 1. Передвижение противоходом, змейкой | + | + |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
| |
2. Построение в две шеренги |
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
| |
ОРУ 1. Комплекс УРГ | + |
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
| + | |
2. Комплексы упражнений а) с гимнастической скакалкой |
| + |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
| |
б) с мячами |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
| |
в) на гимнастической стенке |
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
| |
г) на скамейке |
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| |
3. Упражнения на расслабление | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
4. Упражнения на дыхание | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Лазания и перелезания 1. По наклонной скамейке на коленях |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2. Перелезание через козла |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
| |
3. Перелезание через скамейки |
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
|
|
|
| |
Равновесие 1. Ходьба по скамейке | + |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
| + |
| |
2. Поворот на носках |
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
3. Приседание, переход в упор на скамейке |
|
|
|
|
|
| + |
|
| + |
|
|
|
| |
Специальные упражнения для профилактики и коррекции 1. Зрения |
| + |
| + |
|
| + |
|
| + |
| + |
| + | |
2. Сколиоза |
| + |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
| + |
| |
3. Плоскостопия | + |
| + |
| + |
|
| + |
| + |
| + |
| + | |
4. Ожирения |
|
|
| + |
| + |
|
| + |
|
|
|
|
| |
Подвижные игры 1. Эстафета с мячами | + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
| |
2. Воробьи и вороны |
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
| |
3. Меткий глаз |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
| + | |
4. Пионербол |
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
| + |
|
|
Планирование
учебного материала на Ш четверть для учащихся СМГ (1 группа)
Учебный материал | дата |
| |||||||||||||||||||
№ уроков | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | |
Основы знаний 1. Правила безопасности на уроках физкультуры | + |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2. Простейшие приёмы массажа |
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Строевые упражнения 1. Поворот кругом | + |
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
| + |
|
|
| + | + |
|
| |
2. Ходьба по залу | + |
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| |
3. Лёгкий бег |
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
|
| |
ОРУ 1. Суставная гимнастика | + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
| + |
| + |
|
| + | + | |
2. Упражнения в парах |
| + |
|
|
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| |
3. Упражнения с мячом |
|
|
| + |
| + |
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
|
|
| |
4. Упражнения в равновесии |
| + |
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| |
5. Упражнения в висах |
|
| + |
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
| + | |
Упражнения для профилактики и коррекции 1. Зрения | + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
| + |
|
|
| + |
|
| |
2. Плоскостопия | + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| + | |
3. Скалиоза |
| + |
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| |
4. Бронхо-лёгочных болезней |
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
| |
5. Ожирение |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
| |
Школа Мяча 1. Ведение мяча | + |
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
| + |
| + |
| |
2. Бросок Мяча в кольцо |
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
| |
3. передача мяча в парах |
|
| + |
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
| + | |
Игра с мячом на стенку |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
| + |
|
|
|
|
| |
Игры 1. День-ночь |
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
| |
2. Воробьи и вороны |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
| |
3. Не давай мяча водящему |
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
| |
4. Пионербол | + |
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + | |
5. Эстафета с мячами |
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
| |
6. Мяч капитану |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
7. Передал садись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| |
8. Игры по желанию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
| + | + | + |
|
Планирование
учебного материала на IV четверть для учащихся СМГ (1 группа)
Учебный материал | дата |
| |||||||||||||||
№ уроков | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | |
Основы знаний 1. правила безопасности на уроках физкультуры | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2. Дыхание при ходьбе и беге |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| |
Строевые упражнения | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
| |
ОРУ 1. Комплекс упражнений типа зарядки | + |
| + | + | + | + | + |
| + | + | + | + | + | + |
| + | |
2. Упражнения с малыми мячами |
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
| + |
| |
3. Дыхательные упражнения | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
4. Упражнения на расслабление | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Упражнения для профилактики и коррекции 1. Зрения | + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| |
2. Плоскостопия |
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| |
3. Скалиоза |
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
| |
4. Астмы |
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
| |
5. Осанки |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
| |
Метание в лёгкой атлетике
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| |
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| |
Школа мяча 1. Передача мяча в парах |
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
| |
2. Ведение – передача – бросок |
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
| |
3. Бросок мяча в кольцо |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
| |
4. Игра с мячом на стенку | + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| |
5. Игра над головой |
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| |
Тесты 1. Наклон вперёд сидя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + | |
2. Прыжки в длину с места |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + | |
3. Метание теннисного мяча |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + | |
Игры 1. Охотники и утки |
| + |
|
| + |
| + |
|
|
| + |
| + |
|
| + | |
2. Эстафета с мячами |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
| |
3. Лапта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
Литература:
1. Казин Э.М, Петухов С.И, Проблемы валеологизации образовательной среды. Межрегиональный опыт. Кемерово-Кузбассиздат. 1999- 51с
2. Казин Э.М,, Блинов Н.Г. Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека- М.: Владос, 2000- 122с
3. М.Д. Рипа, В.К. Велитченко, С.С. Волкова "Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе". М.Просвещения 1988
4. Спорт в школе N35-36, 1998 год
5. Э.И, Ахудеев, С.С. Галеев "Уроки физической культуры в специальной медицинской группе". М.: Высшая школа, 1986
6. Попов С.В. "Валеология в школе и дома " - СПб, Союз, 1998
7. Лебедева А.,В "Школа и здоровье учащихся" М. 1997
8. Продвижение игры в школе с продленным днем. М: ФИС, 1986
9. Лях В.И. Развитие двигательных качеств школьников. Минск. Полымя, 1990
10. Дембо А.Г. Врачебный контроль.- М.991 г.
11. Хрипкова А.Г., Антропова М,В. Возрастная физиология и школьная гигиена
12. "Физическая культура в школе". Научно-методический журнал Министерства образования РФ.
13. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов. Часть П. Физкультурно-оздоровительное мероприятие в режиме учебного и продленного дня. - М.Просвещение. 1996 с .132
14. Зубова В.А., Лопуга Е.В. Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Методическое пособие. - Барнаул, 2003 - 101 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оздоровительное плавание в практике физического воспитания кадет, отнесенных к специальной медицинской группе
Программа занятий в бассейне с детьми, отнесеными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....
Программа по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе
Программа по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе...
Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе.
В специальных медицинских группах, как правило, занимаются школьники с различными заболеваниями. При их относительно одинаковом функциональном состоянии следует учитывать противопоказания к занятиям о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 Организации адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 Организации адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам 1.1. Область применения рабоче...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ, ОТНЕСЕННЫХ К ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
Движение по своему воздействию может заменить любое лекарство, но ни одно лекарственное средство не заменит движения.Т. Тассо (итальянский поэт XVI в.)Состояние здоровья насе...
Консультация для педагогов_Организация занятий по физической культуре с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
Методические рекомендации для молодых педагогов...
«Методические проблемы индивидуального подхода по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе»
Цель: раскрыть необходимость индивидуализации при проведении занятий по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Показать основные методические пр...