Консультативный материал. «Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»
консультация
«Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_dezadaptivnogo_povedeniya_u_detey_s_ras.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема доклада: «Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»
Докладчик: Лукашова Л.Ю.
У ребенка с расстройствами аутистического спектра отсутствует или очень слабо развит уровень общения с окружающими, а иногда и с близкими людьми.
Одной из основных и первых трудностей, с которой сталкиваются педагоги при обучении таких детей – это ярко выраженное их дезадаптивное поведение.
Дезадаптивное поведение – это социально неприемлемые формы поведения, которые препятствуют интеграции человека в общество.
Наличие такого поведения у детей данной нозологической категории в значительной степени мешает процессу их адаптации к школе, делает невозможным освоение ими образовательной программы, «срывает» образовательный процесс в классе, препятствует формированию адекватных связей с окружающими людьми. Поэтому, если у ребенка с расстройствами аутистического спектра проявляется такое поведение, то его коррекция становится приоритетной задачей специалистов психолого-педагогического сопровождения.
Коррекция дезадаптивного поведения выделяется как отдельное направление коррекционной работы. У детей данной категории отмечаются следующие виды дезадаптивного поведения:
Агрессия. Ребенок причиняет боль другим людям. Он может кусаться, щипаться, царапаться и т. д. Например, в ответ на просьбу учителя сесть за парту или выполнить задание, которое не нравится ребенку, он начинает пинать ногой своего соседа по парте.
Самоагрессия (членовредительство). Ребенок причиняет боль себе. Бьется головой о поверхности окружающих предметов, кусает себя, бьет. Примером такого поведения может быть следующая ситуация: ребенок начинает бить себя руками по голове, если ему не разрешают встать из-за стола во время урока.
Повторяющиеся действия (стереотипии). Ребенок хлопает в ладоши, трясет руками перед лицом, выстраивает предметы в ряд, крутит предметы, издает протяжные повторяющиеся звуки, пишет или повторяет цитаты из фильмов.
Ритуалы. Ребенок носит только определенную одежду, ест продукты определенного цвета, требует, чтобы вещи в комнате находились на определенных местах.
Деструктивное поведение. Поведение направлено на порчу предметов. Ребенок может разбрасывать и ломать предметы, рвать книги. Например, на уроке ребенок начинает рвать тетрадь, если допускает при письме ошибку в слове.
Вспышки гнева. Ребенок может начать плакать, кричать, падать на пол. Например, ребенок начинает кричать и стучать по столу, когда учитель исправляет его ошибку.
Импульсивное поведение. Ребенок вскакивает с места, хватает предметы, убегает. Например, мальчик во время урока может вставать с места и подбегать то к окну, то к шкафу с игрушками каждые три минуты
Общественно неприемлемое поведение. Ребенок может произносить слова, которые являются неприемлемыми в обществе, или невежливые слова, которые могут обидеть других людей. Ребенок не соблюдает дистанцию при взаимодействии с другими, раздевается в присутствии посторонних. Также, если ребенок видит пакетик с конфетами в чужой сумке, то залезает в эту сумку и хватает конфеты.
Каждый вид дезадаптивного поведения может быть разной интенсивности. Ученик может изредка вставать, а может практически не сидеть, постоянно бегая по кабинету. Он может шлепать другого человека так, что тот будет чувствовать легкое прикосновение, или шлепнуть так, что останется большой синяк.
Вне зависимости от интенсивности поведения, его наличие будет являться фактором, препятствующим эффективному обучению и общению ребенка, имеющего РАС, с другими людьми.
Вы когда - нибудь задумывались над тем почему дети с РАС чаще всего страдают расстройством поведения? (диалог с участниками семинара)
Наши ученые - медики доказали влияние здоровье на дезадаптивное поведение, так одной из распространенных, но в то же время, несвоевременно диагностируемых причин нежелательного поведения детей с аутизмом являются заболевания желудочно-кишечного тракта. Расстройства ЖКТ встречаются у 9–70% детей с аутизмом и могут вызывать физический дискомфорт, болевые ощущения и, как следствие, отклоняющееся поведение. Например, боль и спазмы в животе, могут сопровождаться вокальными проявлениями (покашливание или сглатывание, вокализмы или крики, плач, постанывания без очевидной причины).
Моторными проявлениями: гримасничанье, скрежет зубами, жевание одежды и других предметов, это общие проявления нарушения сна, аппетита, раздражительность.
Перед началом работы по коррекции дезадаптивного поведения следует убедиться, что такое поведение не является ответной реакцией на боль, плохое самочувствие или сенсорную перегрузку, необходимо научить ребенка сообщать об этом адекватным способом и сконцентрироваться не на уменьшении дезадаптивного поведения, а на устранении его причины.
Устраняются такие события и обстоятельства, которые с наибольшей вероятностью «запустят» дезадаптивное поведение. Например, если в ходе наблюдения установлено, что нарушения поведения проявляются у ребенка при скоплении большого числа людей, то педагоги будут стараться на первых порах не включать ребенка в масштабные внеурочные мероприятия. В такой ситуации целесообразно использовать стратегию поэтапного и фрагментарного включения ученика в массовые мероприятия.
Такая методика минимизирует риск возникновения дезадаптивного поведения и обеспечивает постепенное привыкание ребенка к этим событиям. Адаптация окружающей среды может включать:
- Выбор и особую организацию рабочего места для ребенка с РАС − в классе.
- Создание комфортной сенсорной среды: организацию особого освещения для детей с сенсорной гиперчувствительностью.
- Использование специальных материалов и оборудования (например, утяжеляющего жилета для создания давления, в котором ребенок испытывает особую потребность).
- Проведение части урока не на стуле, а на большом надувном мяче (фитболе) для гиперактивных детей с повышенной истощаемостью (это может снизить утомляемость и не допустить вспышки дезадаптивного поведения).
Особый режим пребывания в школе, препятствующий переутомлению ребенка, включает:
1) увеличение количества перемен и возможность организации коротких перерывов в течение урока.
2) удаление из зоны видимости предметов, вызывающих дезадаптивное поведение.
3) создание особого речевого режима на занятиях: замедление педагогом темпа речи для упрощения переработки информации.
4)использование визуальной поддержки, например, подсказок, иллюстрирующих правила поведения в классе.
Один из эффективных вариантов визуальной поддержки – использование визуальных расписаний, которые делают предстоящие события понятными и предсказуемыми для ребенка. Наглядные расписания используются для демонстрации: распорядка целого учебного дня; − порядка выполняемых заданий на уроке; − порядка действий при выполнении заданий и режимных моментов, − состоящих из нескольких этапов (рисование, решение задачи, переодевание на физкультуру). Другие варианты визуальной поддержки: иллюстрация правил поведения в классе в виде пиктограмм
Дезадаптивное поведение у детей с РАС часто несет коммуникативную функцию. Это способ сообщить о своих желаниях и потребностях, нежелании что-то делать, способ привлечь к себе внимание. Такое поведение часто связано с несформированностью коммуникативных навыков, с помощью которых можно передавать информацию адекватным способом. Например, если у ребенка отсутствует экспрессивная речь, но при этом он не владеет никакими средствами альтернативной коммуникации, то для сообщения взрослым о своих потребностях у него остается только крик и агрессия. Поэтому при работе с нарушениями поведения важно научить ребенка новым адаптивным способам коммуникации, альтернативному поведению. Соответственно альтернативное поведение включает формирование умения выражать просьбу, привлекать внимание, выражать отказ и стимулировать себя адекватным способом. Детей, у которых формируется экспрессивная речь, обучают умению коммуницировать при помощи речи. Для детей, не владеющих речью, используются альтернативные средства коммуникации: карточки, жесты, письменная речь
Наша с вами задача при проявлении дезадаптивного поведения научить ребенка с РАС снимать психоэмоциональное напряжение с помощью специальных средств и оборудования. То есть научить аутиста - качаться в кресле-качалке, напольных качелях в виде лошади вместо дезадаптивных раскачиваний стоя или сидя. − использовать батут или большой мяч (фитбол) вместо подпрыгиваний на цыпочках или на стуле. − использовать калейдоскоп или игрушки с вращающимися светодиодными лампами для зрительной стимуляции вместо размахиваний руками перед лицом; − использовать барабан вместо постукиваний по столу; − использовать ручной эспандер вместо стереотипного напряжения рук перед лицом.
Кроме этого, в работе педагога психолога, используются также различные виды сортеров, методика Монтессори, различные бизиборды, Для эмоционального равновесия детей с РАС я использую песочную терапию и фиброоптические нити.
Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра должна осуществляться последовательно, систематически с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Использованная литература:
- Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию.
- Департамент образования и науки Краснодарского края «Система помощи детям с аутизмом.
- В.Каган Аутята. Все об аутизме.
- Лаврентьева Г.П. , Титаренко Т.М. Аутичный ребенок.
- В. С.Колганова ,Е.В. Пивоварова Нейропсихологические занятия с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста
Аутизм – это первазивное нарушение, которое затрагивает все стороны жизни и развития ребенка. Поэтому и подход к работе с таким ребенком должен быть единым и комплексным со стороны разных специа...
Практическое пособие для родителей и специалистов по организации среды и обучения детей с расстройством аутистического спектра в домашних условиях "Извлекая смысл из сенсорного поведения"
Понимание сенсорных проблем.Чтение "знаков"...
Практическое пособие для родителей и специалистов по организации среды и обучения детей с расстройством аутистического спектра в домашних условиях "Извлекая смысл из сенсорного поведения" (ЧАСТЬ 2)
Консультации/стратегии для родителей и специалистов. УСПОКАИВАЮЩИЕ СТРАТЕГИИ....
Практическое пособие для родителей и специалистов по организации среды и обучения детей с расстройством аутистического спектра в домашних условиях "Извлекая смысл из сенсорного поведения"(ЧАСТЬ 3)
Пробуждающие стратегии.Сенсорные стратегии для личного ухода за собой....
«Прикладной анализ поведения (АВА) для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития».
Материал рекомендутся для учителей-дефектологов, логопедов, психологов, педагогов коррекционных групп ДОУ...
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир&raq...
Доклад на краевом семинаре. Тема доклада: «Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»
У ребенка с расстройствами аутистического спектра отсутствует или очень слабо развит уровень общения с окружающими, а иногда и с близкими людьми.Одной из основных и первых трудностей, с которой сталки...