Методическая разработка по взаимодействию с родителями "Удивительный мир фольклора"
методическая разработка
Данная разработка нацелена на привлечение родителей к русскому народному фольклору, с последующим использованием его в процессе воспитания детей в условиях семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka.docx | 549.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Удивительный мир Фольклора»
(мастер-класс для родителей)
Цель:
Повышение активности родителей в использовании народного фольклора в воспитании детей
Задачи:
-Знакомить с жанрами и видами русского народного фольклора
- Побуждать у родителей эмоциональную отзывчивость на музыку, творческую активность, артистизм, выдумку, смекалку;
- Вызвать интерес к культурному наследию русского народа.
Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром, сундук, стол с народными инструментами.
Звучит русская народная мелодия «Полянка»
В горницу входят две девицы в русских народных костюмах
Дарьюшка: Здравствуйте, люди добрые! Проходите, милости просим!
Мы – хозяюшки, Марьюшка и Дарьюшка. Рады вас видеть в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет интересно, радостно! По обычаю по старинному посиделками называется.
Марьюшка: Будьте, как дома. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. (Участники заходят, рассаживаются по двум сторонам на лавках)
Дарьюшка: Как у нас на Руси уж давно повелось, чтобы весело всем и счастливо жилось, чтобы не плакал никто и никто не скучал, сам народ для себя песни-шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили, как плясали они, хороводы водили, как смеялись, шутили, песни звонкие пели, своих деток учили петь ещё с колыбели.
Марьюшка:
Дорогие гости,в нашей горнице стоит необычный сундучок. Старинный. В нем хранится много интересного. А написано на нем –« Фольклор» Какое необычное слово… А что же означает это слово?
Гости: Потешки, прибаутки, заклички, песенки, сказки, скороговорки, игры. хороводы…
Дарьюшка: А кто их сочинил?
Гости: Народ.
Марьюшка: Давайте-ка заглянем в сундучок и узнаем, что же там.. (открывает сундучок, достает большой платок ). Посмотрите, какой красивый платок. (Накидывает себе на плечи). Он перенесет нас в прошлое и поведет нас в удивительный мир под названием Фольклор.
Дарьюшка. Предлагаю начать с хороводной песни. Ведь все события в жизни народа отражались в хороводной песне, в показе движений. Будь-то трудовые будни или праздничный день. В этих песнях обращались ласково к берёзке, рябинушке. И даже холодной зимой делились друг с другом воспоминаниями о солнышке красном, о берёзке кудрявой, о тёплых деньках.
(выставляется береза)
Марьюшка: Берёза, моя берёзонька! Берёза раскудрявая!
Стоишь ты, берёзонька, посередь долинушки!
На тебе, березонька, листья зелёные!
Близ тебя, березонька, красны девицы,
Да добры молодцы хоровод ведут!
(Все участники встают в круг)
Исполняется хоровод «Во поле береза стояла»
Дарьюшка: А теперь послушайте-ка наши веселые потешки!
1. Ди - ли-ли, ди -ли-ли,
А вы Дуню видели?
Заглянули в огород,
Лебеду там Дуня рвет!
Марьюшка: 2.Пошла Дуня в огород,
Во зеленый огород,
Сорвала лопушок
Да под самый корешок.
Дарьюшка: 3.Сшила Дуня сарафан
И наряден, и не ткан!
Положила в уголок,
В берестяной коробок.
(Достает из сундука сарафан)
Марьюшка : А в какой песне поется о сарафане? (гости отвечают)
А давайте-ка исполним эту замечательную песню. (достает из сундука народные музыкальные инструменты )
Да не просто споем, а в сопровождении народных инструментов - бубна, деревянных ложек, треугольника. Кто пожелает, тот на инструментах играет, а остальные поют.
(Участники делятся на 2 группы. Одна начинает петь, другая продолжает)
«Во кузнице» (русская народная песня)
Дарьюшка: Гости дорогие, а вы загадки отгадывать любите?
Гости: Да!
Дарьюшка: Ну, тогда слушайте и отгадайте наши загадки.
- Никого не родила, а все матушкой зовут (Земля).
- Красная девушка в окошко глядит. (Солнце)
- Мал малышок, по подземелью шел,
Перед солнцем встал, колпачишко снял (Гриб).
- На поляне девчонки, в белых рубашонках,
В зеленых полушалках. (Березки)
- В одном месте метров двести. (Клубок).
(Далее обращается к Марьюшке)
Наша Маша тоненька
Как ярова соломинка
А в лапотки обуется
Как пузырь надуется!
Марьюшка: (обращается к Дарьюшке)
Дуня-пышка
на улицу вышла
На кочку села –
комарика съела!
Отгадайте, гости, что прозвучало?
Гости: Дразнилки.
Дарьюшка: Правильно. Так,в старину детишки забавлялись, подшучивая друг над другом. А кто еще подразниться хочет?
Гость 1: Васька-кисель
На лавку присел,
Все калачики поел.
В печь поставил,
Нам не оставил.
Гость 2 Коля-моля – коновал
Быку ноги подковал.
Сел он задом-наперед,
И поехал в огород.
Дарьюшка: Эй, дразнилы,
Во рту кусок мыла,
Хватит ругаться
Давайте играться!
Марьюшка: А теперь, гости дорогие, предлагаем вам поиграть.
А перед игрой в старину произносили зазывалки:
Тай, тай, налетай
В интересную игру
А в какую, не скажу.
Кто опоздает –
В небо улетает
Русская народная игра «Золотые ворота»
Дарьюшка. Вижу, весело вам стало, а чтобы вас ещё сильнее развеселить, хочу вам спеть.
Я пойду да разойдуся
По зелёной по траве.
Заиграли гармонисты –
Всё волнуется во мне.
Дорогие гости, что я спела, частушку или песню?
Гости. Частушку.
Марьюшка. Правильно. С песней частушку не спутаешь. Это коротенькие, плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: припевками, вертушками, коротушками, то есть скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так и появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки.
Вот и мы предлагаем вам спеть их.
Объявляем «Частушечный баттл»! У кого веселей получится частушка, тот победил
Гости выходят по двое, исполняют частушки
Победителям вручаются медали с орнаментом в народном стиле
Дарьюшка: Спасибо за частушки потешные! Ваши аплодисменты.
Где песня льется,
Там легче живется!
Марьюшка: Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в нашей горнице работа найдется.
(Достает из сундука 2 клубочка, бросает на пол в разные стороны)
Наш котенька-коток очень любит с клубочками играть, и все размотал. Нужно снова нитки в клубочки смотать, чтобы можно было вязать.
Ну- ка, девицы - рукодельницы, выходите, свое уменье покажите!
Игра «Смотай нитку в клубок»
(под русскую народную мелодию « Светит месяц»)
Дарьюшка: Хорошо потрудились наши девушки. Спасибо вам.
А теперь давайте ещё поговорим о скороговорках. Это коротенькие фразы, с помощью которых речь становится чистой, без запинок.
В старину их тоже произносили
Марьюшка: Всех скороговорок не переговоришь, а мы давайте попробуем:
(Произносят скороговорки, гости повторяют)
- Варвара варила, варила, да не выварила.
- Перепелка перепелят прятала от ребят.
- Съел Валерик вареник
- У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
Молодцы. но мы не будем забывать и о пословицах и поговорках – «Пословица недаром молвится».
Я говорю начало пословицы или поговорки, а вы продолжите:
«Что посеешь…» (то и пожнешь), «Осенний день …» (год кормит), «Делу время -…» (потехе час) , «Семь раз отмерь…», (один раз отрежь),«Красна изба углами, а…» (печь – пирогами).
Дарьюшка. Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дел или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить.
Думаем, что нам это сегодня удалось. А вы как думаете?
.Марьюшка.Вот и закончилось наше путешествие в старинный мир под названием Фольклор. Наш платок возвращается обратно в сундучок.
Дарьюшка. Мы с Марьюшкой познакомили вас, уважаемые родители, с различными видами и жанрами народного
музыкального фольклора, и хотим, чтобы вы их не забывали, и как можно чаще использовали в своей жизни, и деткам своим преподносили. И всегда возвращались к тому, что придумал наш русский народ – к истокам нашей русской культуры.
Ну, а теперь, как в народе говорят «Кончил дело - гуляй смело!».
Звучит песня «Ну-ка, русскую давайте»
Общая пляска в кругу
Марьюшка: Кончилось веселье-
Пришло время угощенья!
Дарьюшка Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь! –
(гости угощаются сладостями-конфетами, сушками, баранками).
Звучит русская народная мелодия «Субботея»
Гости прощаясь, уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка организации взаимодействия
Методическая разработка организации эффективного механизма взаимодействия семьи, школы и микросоциума средствами физической культуры ...
Методическая разработка урока по теме "Малые жанры фольклора"
Урок для учеников 5 класса...
Методическая разработка. "Организация взаимодействия с субъектами профилактики"
Взаимодействие - это обмен документами и информацией, в том числе в электронной форме, между субъектами профилактики для осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несоверш...
Методическая разработка "Особенности взаимодействия концертмейстера, учащегося и пеподавателя в вокальном и хоровом коллективах"
В данной методической разработке представлены общие характеристики профессиональной деятельности концертмейстера и педагога, а также рассматривается аспект взаимодействия концертмейстра, педагог...
методическая разработка урока "Загадки" тема - Малые жанры фольклора
Цель: познакомить с русским народным творчеством – загадками.Планируемые результаты:- познакомить с русским народным творчеством – загадками; отрабатывать навыки чтения; развивать реч...
Методическая разработка «Технология взаимодействия субъектов СПб ГБПОУ «Академии ледовых видов спорта «Динамо Санкт-Петербург» по профилактике отклонений в поведении учащихся
Одно из важных мест в системе профилактики правонарушений, педагогической и социальной запущенности принадлежит физической культуре и спорту. Использование средств и методов физического воспитания в р...
Методическая разработка: «Межполушарное взаимодействие – основа работы мозга и интеллектуального развития для детей младшего школьного возраста с ОВЗ»
В методической разработке представлен комплекс разнообразных игр, приёмов и упражнений, направленный на гармонизацию межполушарного взаимодействия у детей младшего школьного возраста. В работе обоснов...