методическая разработка урока "Загадки" тема - Малые жанры фольклора
учебно-методический материал

Словягина Анна Анатольевна

Цель: познакомить с русским народным творчеством – загадками.

Планируемые результаты:

- познакомить с русским народным творчеством – загадками; отрабатывать навыки чтения; развивать речь, логическое мышление, умение группировать слова и явления.

- анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки. Моделировать загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Загадки.

Цель: познакомить с русским народным творчеством – загадками.

Планируемые результаты:

- познакомить с русским народным творчеством – загадками; отрабатывать навыки чтения; развивать речь, логическое мышление, умение группировать слова и явления.

- анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки. Моделировать загадки.

Универсальные учебные действия:

Личностные: формирование познавательного мотива, самооценки.

Познавательные: знание малых фольклорных жанров, народных загадок. Умение приводить примеры произведений фольклора, составлять свои загадки, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока. Различать и классифицировать малые фольклорные жанры.

Коммуникативные: ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал для работы по теме.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Постановка темы урока (отгадывание кроссворда).

(Рассказ о жанрах русского фольклора. Знакомство с новым произведением фольклора - загадкой).  

Личностные УУД:

- осознанность учения

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

Тема нашего урока - «загадки»

- Как вы думаете, что такое загадка?  (Ответы детей)

- Какова задача жанра «загадка»?  (Чтобы отгадывать задуманный предмет.)

- А зачем надо уметь отгадывать загадки?  (Для игры. Это интересно.)

- Тот, кто хорошо научится отгадывать загадки, какими качествами будет обладать, каким станет?  (Умным, сообразительным.)

Тема урока: «Загадки».

Планирование   деятельности

1.Разработать схему построения загадки

2.Сочинить загадку

Познавательные УУД:

- осознанное построение речевого высказывания

Личностные УУД:

- учебная мотивация

РегулятивныеУУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке(учитель выступает в роли тьютора)

Изучение нового материала.

На наших уроках мы будем говорить об устном народном творчестве (или фольклоре). Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.

Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное. Мы с вами будем знакомиться с малыми жанрами фольклора, их очень много:

Пестушки

Заклички

Загадки

Считалки

Сказки

Потешки

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Дразнилки

Колыбельные песни

Игры

Как вы думаете, почему их называют «малыми жанрами фольклора»? (короткие, маленькие).

Как вы понимаете эти слова?

Рассказ учителя о загадках

Загадка – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки (они появились много столетий назад). Есть авторские (литературные, их сочинили писатели и поэты). Как вы думаете, чем отличаются народные загадки от авторских?

Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Загадка – это «задачка», которую надо решить. В загадке даётся описание предмета, его признаков, особенностей, по которым можно найти отгадку.

Загадки – один из самых древних жанров устной поэзии. Придуманы они были не только забавы ради. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. Потому, например, собираясь на охоту, было крайне неосмотрительно обсуждать свои планы громко и откровенно. Согласитесь, трудно рассчитывать на удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно знает о ваших охотничьих затеях. Вот и была рекомендована зашифрованная, иносказательная речь.

Древние верования способствовали широкому распространению тайной речи. Домашний скот переименовывали, чтобы не навлечь на него беду, а лесных зверей – чтобы не спугнуть или не вызвать их ярости. Известно же: о волке речь – а он навстречь. Так появились названия “Долгохвостый” - для коня, “рыкуша” - для коровы, “тонконогая” - для овцы, “низкоглядая” - для свиньи. В сказках волк – не иначе как “серый”, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый.

Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случалось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи – иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её палкой и придумал загадку: “Зло злом ударил, зло от зла умерло”. Где ж царевне догадаться!... Приходится идти замуж да вести Ивана к престолу.

Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, а потому сильным и удачливым.

Загадка - образное выражение, в котором один предмет изображается через сравнение с другим, имеющим с ним хотя бы отдалённое сходство. В древности — это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас - забава. Загадка - мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.

Чтение народной сказки «Дочь – семилетка»

- Какие загадки загадал царь?

- Кто отгадал загадки?

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других

Познавательные УУД:

- смысловое чтение;

-  анализ объектов;

-  установление причинно-следственных связей

Личностные УУД:

- самооценка

Физминутка

В этом зале все друзья (песня игра)

Работа по теме урока (творческое задание).

Работа с загадками.

Игра «Догадливый фотограф».

Многие известные вам детские писатели сочиняли загадки. Я предлагаю познакомиться с некоторыми из них.

Учитель читает загадки. Ученики рисуют отгадку и показывают, поднимая рисунок вверх. Кто же будет самым догадливым фотографом?

М. Пожарова                                                              А. Шибаев

Есть у меня работники,                                     День за днём идёт кино

Во всём помочь охотники.                                На экране этом.

Живут не за горой –                                           Солнца, зелени полно

День и ночь со мной:                                         На экране летом.

Целый десяток                                                   А зимой – синеет лёд,

Верных ребяток!                                                Снег летит, играя.

(Пальцы)                                                             Фильм идёт, идёт, идёт

                                                                             Без конца и края...

                                                                                         (Окно)

Алый шар с утра над крышей

Погулять по небу вышел.

Он гулял, гулял, гулял.

Встретил вечер — и пропал.

— Где же шар теперь искать?

Подскажи мне, ветер!

— Завтра снова он гулять

Выйдет на рассвете!

(Солнце)

 - Как строится загадка?

Сформулируйте принципы построения загадки

- Прочитайте загадку

Зимой беленький, а летом серенький. Никого не обижает, а всех сам боится (Заяц)                                                                                                                                                             - Как вы догадались, что речь идёт о зайце? (Даётся описание: характерные признаки зайца.)                                                                                                   Вывод : Загадка строится по принципу описания предмета: внешний вид, действие, свойства, часть предмета, материал и т. д.

-Прочитайте загадку                                                                                                        Белый как снег,                                                                                                            Надутый как мех,                                                                                                                            Лопатами ходит,                                                                                                                                                           А рогами ест. (Гусь)                                                                                                          Какой литературный приём используется в загадке? (Сравнение.)  Что с чем сравнивается?  Почему? В данной загадке действительно гуся сравнивают со снегом, мехом

Вывод: Загадка строится по принципу сравнения.

- Посмотрите, как составлена загадка про книгу:                                                                                   Не дерево, а с листочками.                                                                                                         Не рубашка, а сшита.                                                                                                               Не человек, а рассказывает.                                                                                                       - Какова особенность построения данной загадки? (В таких загадках сравниваются два предмета. У этих предметов есть общие качества, но есть и главное различие.) Какую частицу она имеет в своём составе? ( «Не».)  Какое значение она имеет? (Отрицательное.) В загадке содержится отрицание того, что загадываемый предмет похож на …

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)

Вывод : Загадка строится по принципу отрицательного сравнения.

- Прочитайте загадки

Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной? На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Догадайся по картинке,
Кто уселся на кувшинке?
Две зелёные подружки –
Лупоглазые ... (Лягушки)

- Что общего у загадок ? (Загадки составлены в форме вопроса. Чаще в таких загадках раскрывается одна, главная сторона предмета.)

Вывод : Загадка строится в форме вопроса. 

1.Определить принцип построения загадок

Подготовка к творческому заданию

- Как правильно придумать загадку?

Составление алгоритма построения загадки

Алгоритм  построения загадки.

1.         Загадать предмет

2.        Выделить признаки

3.        Выделенный признак надо сравнить со схожим признаком другого предмета

Послушайте литературную загадку

Нахмурилось небо

(Наверно, не в духе!).

Летают, летают

Белые мухи!..

И носятся слухи,

Что белые мухи

Не только летают,

Но даже - не тают!  Б. Заходер

- Почему эта загадка литературная? (У загадки есть писатель)

- С чем сравнил Б. Заходер  первый снег?

 Но какое отличие у мух и снега?

2.Составление загадок

Упражнение в придумывании загадок.

Вывешивается изображение снега

- Попробуем сочинить загадку о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением.

- Перечислите наиболее яркие признаки снега. (Белый, пушистый, мягкий, ровный.)

С чем можно сравнить снег?

Какие еще предметы обладают такими признаками? (белый, как сахар; пушистый, мягкий, как подушка, перина, пух, облако; ровный, как скатерть, покрывало, одеяло и т.д.)

Сочините свою загадку, применяя один из видов сравнения (по выбору).

Бел, да не сахар

Ног нет, да идет

На всех садится

Никого не боится. (народная)

Прослушивание загадок, сочинённых детьми. Анализ загадок. Определяется загадка – победитель. Оценивание творчества детей.

Игра – соревнование

«Кто больше отгадает загадок»

Читает учитель. Кто отгадает больше загадок, получает медаль «Классный мудрец»

Познавательные УУД:

- смысловое чтение;

- поиск и выделение необходимой информации;

- анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные УУД:

- учёт разных мнений и умение обосновать собственное

Познавательные УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- смысловое чтение;

структурирование знаний;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности

Регулятивные УУД:

- проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе;

-выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные УУД:

- адекватное реагирование на трудности;

- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Итог урока. Рефлексия.

_ Что узнали на уроке?

- Что запомнилось?

- С каким видом устного народного творчества мы сегодня познакомились? (Загадки)

- Чему научились? (Определять принципы построения загадки, сочинять загадки.)

- К какому выводу пришли? (Загадка и учит думать, рассуждать)

Оцените свою работу на уроке и нарисуте тот смайлик, который вы, по вашему мнению, заработали.

Познавательные УУД:

- подведение итогов

Регулятивные УУД

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные УУД:

- самооценка;

- осознанность учения

Дочь-семилетка

(Русская народная сказка)

Ехали два брата: один бедный, другой богатый. У обоих по лошади — у бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного:

— Вставай, брат! У меня телега ночью жеребенка родила.

Брат встает и говорит:

— Как можно, чтоб телега жеребенка родила? Это моя кобыла принесла. Богатый говорит:

— Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок бы подле нее был!

Поспорили они и пошли до начальства. Богатый дарил судей деньгами, а бедный словами оправдывался.

Дошло дело до самого царя. Велел он призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки:

— Что всего на свете сильнее и быстрее? Что всего на свете жирнее? Что всего мягче? И что всего милее? И положил им сроку три дня:

— На четвертый приходите, ответ дайте!

Богатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошел к ней совета просить.

Она посадила его за стол, стала угощать, а сама спрашивает:

— Что так печален, куманек?

— Да загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил.

— Что такое, скажи мне.

— А вот что, кума! Первая загадка: что всего в свете сильнее и быстрее?

— Экая загадка! У моего мужа карая кобыла есть; нет ее быстрее! Коли кнутом приударишь, зайца догонит.

— Вторая загадка: что всего на свете жирнее?

— У нас другой год рябой боров кормится; такой жирный стал, что на ноги не поднимается!

— Третья загадка: что всего в свете мягче?

— Известное дело — пуховик, уж мягче не выдумаешь!

— Четвертая загадка: что всего на свете милее?

— Милее всего внучек Иванушка!

— Ну, спасибо тебе, кума! Научила уму-разуму, по век тебя не забуду.

А бедный брат залился горькими слезами и пошел домой. Встречает его дочь-семилетка:

— О чем ты, батюшка, вздыхаешь да слезы ронишь?

— Как же мне не вздыхать, как слез не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которые мне и в жизнь не разгадать.

— Скажи мне, какие загадки.

— А вот какие, дочка: что всего на свете сильнее и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?

— Ступай, батюшка, и скажи царю: сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего земля: что ни растёт, что ни живет, земля питает! Мягче всего рука: на что человек не ляжет, а все руку под голову кладет; а милее сна нет ничего на свете!

Пришли к царю оба брата — и богатый и бедный. Выслушал их царь и спрашивает бедного:

— Сам ли ты дошел или кто тебя научил? Отвечает бедный:

— Ваше царское величество! Есть у меня дочь-семилетка, она меня научила.

— Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шелкова; пусть к утру соткет мне полотенце узорчатое.

Мужик взял шелкову ниточку, приходит домой кручинный, печальный.

— Беда наша! — говорит дочери. — Царь приказал из этой ниточки соткать полотенце.

— Не кручинься, батюшка! — отвечала семилетка; отломила прутик от веника, подает отцу и наказывает: — Поди к царю, скажи, чтоб нашел того мастера, который бы сделал из этого прутика кросна: было бы на чем полотенце ткать!

Мужик доложил про то царю. Царь дает ему полтораста яиц.

— Отдай, говорит, — своей дочери; пусть к завтрему выведет мне полтораста цыплят.

Воротился мужик домой еще кручиннее, еще печальнее:

— Ах, дочка! От одной беды увернешься — другая навяжется!

— Не кручинься, батюшка! — отвечала семилетка. Попекла яйца и припрятала к обеду да к ужину, а отца посылает к царю:

— Скажи ему, что цыплятам на корм нужно одноденное пшено: в один бы день было поле вспахано, да просо засеяно, сжато и обмолочено. Другого пшена наши цыплята и клевать не станут.

Царь выслушал и говорит:

— Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится — ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка.

“Ну, — думает мужик, — такой хитрой задачи и дочь не разрешит; пришло совсем пропадать!”

— Не кручинься, батюшка! — сказала ему дочь-семилетка. — Ступай-ка к охотникам да купи мне живого зайца да живую перепелку.

Отец пошел и купил ей зайца и перепелку.

На другой день поутру сбросила семилетка всю одежду, надела на себя сетку, а в руки взяла перепелку, села верхом на зайца и поехала во дворец.

Царь ее у ворот встречает. Поклонилась она царю.

— Вот тебе, государь, подарочек! — и подает ему перепелку.

Царь протянул было руку, перепелка порх — и улетела!

— Хорошо, — говорит царь, — как приказал, так и сделано. Скажи мне теперь: ведь твой отец беден, чем вы кормитесь?

— Отец мой на сухом берегу рыбу ловит, ловушек в воду не ставит, а я подолом рыбу ношу да уху варю.

— Что ты, глупая, когда рыба на сухом берегу живет? Рыба в воде плавает!

— А ты умен! Когда видано, чтобы телега жеребенка принесла?

Царь присудил отдать жеребенка бедному мужику, а дочь его взял к себе. Когда семилетка выросла, он женился на ней, и стала она царицею.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор. Малые жанры фольклора.

Урок позволяет  познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...

Методическая разработка. Урок в 5 классе. Малые жанры фольклора

План-конспект урока в 5 классе, как мне кажется, может помочь в практической работе учителя...

Русский фольклор. Малые жанры фольклора

Русский фольклор. Малые жанры фольклора. 5 класс...