Методическая разработка: «Межполушарное взаимодействие – основа работы мозга и интеллектуального развития для детей младшего школьного возраста с ОВЗ»
методическая разработка
В методической разработке представлен комплекс разнообразных игр, приёмов и упражнений, направленный на гармонизацию межполушарного взаимодействия у детей младшего школьного возраста. В работе обоснован выбор темы данной методической разработки, изложен опыт работы, приведены методические рекомендации для педагогов и родителей по применению материала в работе с детьми. В приложении подобраны и описаны варианты игр и упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_11.docx | 999.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка:
«Межполушарное взаимодействие – основа
работы мозга и интеллектуального развития для
детей младшего школьного возраста с ОВЗ»
Автор: Семидоцкая Анастасия Владимировна
2021 г.
Аннотация к методической разработке
«Межполушарное взаимодействие – основа
работы мозга и интеллектуального развития
детей младшего школьного возраста»
В методической разработке представлен комплекс разнообразных игр, приёмов и упражнений, направленный на гармонизацию межполушарного взаимодействия у детей младшего школьного возраста. В работе обоснован выбор темы данной методической разработки, изложен опыт работы, приведены методические рекомендации для педагогов и родителей по применению материала в работе с детьми. В приложении подобраны и описаны варианты игр и упражнений.
Содержание
Введение …………………………………………………………………4
Основная часть
- Тестируем себя………………………………………………………… 5
- Признаки несформированности межполушарного взаимодействия...7
- Методические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на гармонизацию межполушарного взаимодействия…………………………………………………………8
- Методические рекомендации по обучению детей зеркальному рисованию………………………………………………………………9
- . Методические рекомендации по использованию кинезиологических упражнений с детьми младшего школьного возраста………………………………………………………………...12
- Заключение……………………………………………………………13
- Список литературы……………………………………………………14
- Приложение……………………………………………………………15
Введение
Для детей с ОВЗ характерно выраженное нарушение межполушарного взаимодействия: происходит неправильная обработка информации и у ребенка, возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной информации).
Кинезиологические упражнения для активизации межполушарного взаимодействия, в результате которых происходят положительные структурные изменения в организме.
В нынешней системе дошкольного и школьного образования основной упор идет на развитие левого полушария, сами того не понимая педагоги чаще нагружают, тренируют одну основную руку (это рисование, подготовка руки к письму, вырезания и т.д.) и при этом практически не затрагивается вторая рука, тем самым полушарие, отвечающее за нее, отдыхает и практически не взаимодействует со своим соседом.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
Межполушарное взаимодействие: упражнения для развития скоординированных движений правой и левой рук, языка, глаз.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга.
Эти методы не требуют материальных затрат, удобны в применении, органично вписываются в структуру занятий, а главное - обучающиеся выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении.
Эффект кинезиологических упражнений усиливается, если выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, под музыку, с хлопками, с движениями рук (попеременно каждой рукой и двумя руками вместе), с движением глаз. (Приложние 1)
Целью работы является: помочь детям повысить их уровень их обучаемости. Это можно сделать через специальные двигательные упражнения для мозга. Эти упражнения для мозга поддерживают его активность за счет улучшения координации полушарий.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по развитию межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
2.Определить эффективные методы и приемы в работе с детьми младшего возраста, улучшающих межполушарное взаимодействие.
3. Подобрать и разработать игры и упражнения для детей на развитие межполушарных связей.
Основная часть
- Тестируем себя.
И прежде, чем приступить к основной части, предлагаю пройти \короткий тест.
- Сядьте ровно и скрестите пальцы рук. Если большой палец правой руки сверху пишем- ставим букву «Л», если левой руки букву «П».
- Следующий тест «Поза Наполеона» (стоя скрещиваем руки на груди), «Нога на ногу»
- Аплодисменты (какая рука сверху).
- Моргни глазом.
- Чертим черточки в ряд (при слове стоп) останавливаемся. Считаем …
Результаты теста подсчитываем.
Если у вас преобладает левое полушарие, такие люди очень разговорчивы, понимают любой смысл слов, но не воспринимает музыку, запоминает любые графики и т.д. Если преобладает буква «П» это правополушарные люди мечтательны и любят фантазировать, сочинять и т.д.
Одним из факторов успешности обучения ребенка в школе является интегрированная работа правого и левого полушарий головного мозга, каждое из которых постигает внешний мир по – своему. Левое полушарие головного мозга отвечает за математическое, звуковое, речевое, абстрактно-логическое, слуховое восприятие информации, постановку целей и построение программ. Правое полушарие головного мозга является ответственным за тело, координацию движений, пространственное, кинетическое восприятие, творческое и пространственно – образное мышление.
Единство в работе двух полушарий обеспечивает система нервных волокон- мозолистое тело. Мозолистое тело, или межполушарные связи, находится между полушариями головного мозга в теменно- затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы головного мозга и передачи информации из одного полушария в другое. При недостаточном уровне зрелости или нарушение в работе мозолистого тела искажается познавательная деятельность детей, нарушается пространственная ориентация, пространственная ориентация, вербально- логическое мышление, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного восприятия с работой пишущей руки и т. д. Отсутствие слаженной работы правого и левого полушарий приводит к нарушению процессов письма и чтения.
- Признаки несформированности межполушарного взаимодействия
Данные связи генерируются у детей до 12-15 лет. Их развитие происходит поэтапно. Нейропсихологи считают наиболее важным возрастом для формирования взаимодействия период с 3 до 8 лет, так как в это время закладывается слуховое, зрительное, кинетическое восприятие, а также звуковое смыслоразличение и многое другое.
Родителям следует задуматься, если у малыша имеются такие симптомы: плохая память; агрессия; нарушения речи (говорит сбивчиво, нечетко); трудности в коммуникации с ровесниками;письмо в зеркальном отражении; затруднения в описании ситуации по рисунку;затруднения при переписывании текста или написании под диктовку. Нарушениями у младенцев считается «торможение» перед любым действием и пропуск этапа ползания.
Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у детей?
Для развития межполушарных связей прибегают к играм и упражнениям, которые задействуют как правое, так и левое полушарие. Так называемую «мозговую гимнастику» необходимо выполнять хотя бы несколько минут в день. Она будет полезна как детям, так и взрослым. На взаимодействие положительно влияют: кинезиологические упражнения; самомассаж; дидактические задания; дыхательные упражнения; прослушивание классической музыки; творческие задания; пальчиковая гимнастика; логоритмика. Чем более развито взаимодействие двух полушарий у детей, тем проще ему обучаться новому, строить отношения с людьми, достигать спортивных высот.
Методы и приемы организации деятельности детей:
- Игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, пространственной ориентации.
- Игры и упражнения на развитие различных видов восприятия, внимания, памяти.
- Игры и упражнения, формирующие мыслительные операции.
- Кинезиологические упражнения.
- Зеркальное рисование.
Формы работы:
Основная форма работы – включение приемов в программное содержание образовательной деятельности.
Для повышения эффективности мыслительной деятельности детей игры и приемы для развития межполушарного взаимодействия включают в образовательную деятельность по познавательному развитию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. Кинезиологические упражнения применяются ежедневно во время физкультминуток, во время дефектологических занятий.
- Методические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на гармонизацию межполушарного взаимодействия
Игры и упражнения с тактильными карточками
Еще один эффективный способ развить правое полушарие – это использовать тактильные ощущения.
Тактильное восприятие (осязание) – это способность человека распознавать свойства и характеристики предметов посредством контакта с его кожей. Развитие тактильного восприятия помогает ребенку узнавать окружающий мир, оценивать свойства предметов. Ведь на ощупь мы можем определить размеры, материал, структуру поверхности, оценить примерный вес предмета. Информация, получаемая ребенком при помощи осязания, дополняет информацию, полученную при помощи органов зрения. Чувство осязания не менее важно для человека, как и все остальные.
Когда ребенок дотрагивается до какого-то предмета, держит в руках, ощупывает его, мозг фиксирует и запоминает ощущения, полученные при помощи пальцев. Мозг запоминает информацию, полученную по тактильным каналам. И в следующий раз, увидев тот же предмет, ребенок уже будет представлять, каковы его тактильные свойства. Тактильные ощущения играют большую роль в развитии и формировании памяти, творческого мышления, воображения. Поэтому ребенку нужно предлагать занятия и игры, направленные на развитие чувства осязания. А так как в этих играх в основном задействованы руки, пальцы малыша, то эти упражнения положительно влияют и на развитие навыков речи у ребенка.
Игры с сенсорной коробкой.
1.Пересыпание
Самое простое занятие. Вам понадобится, контейнер с любым сыпучим материалом, а также ложка, половник, дырявая ложка, и несколько пустых емкостей разной формы и размера. Покажите детям, как можно пересыпать крупу из одной емкости в другую «через край», с помощью приспособлений или просто руками.
2. Золушка. (Сортировка)
Упражнения с флэш-картами.
Правое полушарие мозга, как библиотека, которую можно использовать для хранения информации, чтобы использовать ее в будущем. Раннее детство является периодом, когда легко вводить информацию в эту библиотеку.
Японский профессор Макото Шичида — создатель популярнейшей в Японии авторской методики раннего развития детей. Его можно смело назвать пионером ускоренного обучения детей, а его методики обучения популярны не только в Японии, но и за рубежом.
Флеш-карточки показывают ребенку многократно и с разной скоростью, чтобы у него не пропадал интерес к занятиям. Подобная подача материала помогает развить у ребенка фотографическую память, от которой во многом будет зависеть развитие речи.
Когда ребенку показывают картинку, активизируется правое полушарие. Когда взрослый проговаривает название изображения — левое.
Флеш-карточки позволяют расширить словарный запас, общие знания ребенка, а также развить предрасположенность к различным языкам.
Для работы с флеш-карточкой ее необходимо расположить чуть выше глаз ребенка, на расстоянии вытянутой руки. Менять карточку надо сначала медленно, постепенно ускоряя темп. На занятиях в карточки меняются примерно с интервалом в 1 секунду. Быстрая демонстрация карточек очень важна, так как только при условии большой скорости происходит активизация деятельности правого полушария головного мозга.
Стараться повторять занятие 2—3 раза в день, используя одновременно несколько тем для показа слов.
Варианты игр с флеш - картами
- Методические рекомендации по обучению детей зеркальному рисованию
Одним из приемов, который может помочь детям развивать право и левополушарные функции более гармонично, является зеркальное рисование.
Помимо развития моторики обеих рук, оно отлаживает естественные функции мозга, позволяя каждому полушарию реализовывать собственный способ восприятия и переработки информации.
Принципы обучения:
- От простого к сложному,
- 1 картинка за 1 раз,
- Длительность занятия не более 5 минут,
- Ребенку не должно быть слишком просто.
- Обведение по контуру
- Одновременное выполнение разных рисунков. Дети могут начинать с рисования геометрических фигур, например, круг и квадрат.
Общие рекомендации:
- Для удобства выполнения лист бумаги должен быть приклеен к столу скотчем.
- Переход от простого этапа к более сложному зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
- Каждый этап не ограничен по времени.
5.Методические рекомендации по использованию кинезиологических упражнений с детьми младшего школьного возраста
Образовательная кинезиология (кинестетика) – это система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём использования возможностей, заключённых в теле.
Цель образовательной кинезиологии – повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительного эмоционального фона, повышение жизненных сил организма.
Задачи образовательной кинезиологии:
Оптимизация деятельности мозга.
Гармоничное развитие двух полушарного мышления.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
Восстановление работоспособности и продуктивности.
Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
Профилактика дислексии и дисграфии.
Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений
1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.
4. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 минут в день.
6. Заниматься необходимо ежедневно. Также можно заниматься и дома с родителями в виде игр и развлечений.
Заключение
Предлагаемые игры и упражнения подтвердили свою эффективность на практике. Движения детей уже носят произвольный и направляющий характер. Они самостоятельно различают виды движений, умеют выделять их отдельные элементы. У многих проявляется интерес к результатам выполнения задания. Активизируется познавательная активность, стремление действовать. Дети проявляют инициативу в выборе упражнений, игр, пособий, а также повышенную эмоциональность в процессе занятий.
В результате работы выработалась система отслеживания динамики развития интеллекта детей, что позволяет родителям и педагогическому коллективу нашего детсада обеспечить условия для полноценного развития личности ребенка и сохранения его интеллектуального здоровья.
Применение приемов улучшения межполушарного взаимодействия в системе занятий оказало положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. Дети, применяющие эти упражнения, стали смышленее и любознательнее. По мнению родителей, развитие межполушарного взаимодействия — это не просто реальный способ помочь ребенку лучше учиться в будущем, но и путь развития его личности, раскрытия ее возможностей в различных сферах человеческой деятельности.
Для более эффективного результата благоприятным может стать продуктивное взаимодействие специалистов: учителей, логопедов, психологов, дефектологов и родителей, в течении дня во время занятий и в свободной деятельности могут использовать предложенные методы и приемы.
Список литературы
1. Агафонова А. И. Учимся думать. - С-П: «МиМ – Эспресс», 1996
2. ВиноградоваА. Л., Константинова И.С., Цыганок А.А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. – М.: Издательство: Теревинф, 2006.
3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1973.
4. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. - М, 2002.
5. Рузина М. С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб. : Речь, 2003.
6. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.
7. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у младших школьников – Школа Развития Ростов-На- Дону 2021г.
8. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. 2021г.
Приложение1
Кинезиологические упражнения.
Упражнение "Ухо - нос"
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
Упражнение "Змейка"
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.
Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Кулак-ребро-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)
Кинезиологические физкультминутки.
Колючий ёжик
Под кустом построил домик (ладони перед собой, касаются кончиками пальцев- крыша)
Маленький колючий ёжик, (прямые пальцы правой руки перекрещены с пальцами левой - ёжик)
И закрылся на замок, (пальцы закрыты в замок)
Чтоб никто попасть не смог (грозят указательным пальцем правой руки).
Фонари.
Посмотри, посмотри, (руки перед собой, пальцы растопырены)
Заблестели фонари. (поочерёдно сжимать и разжимать пальцы)
Желтые и красные -
Все такие разные!
Грустные пальчики
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит. трясем кистями
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачке.
Новый год
Наступает Новый год! ( хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)
Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики.( фонарики)
Вот сверкают льдинки, ( сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)
Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями)
В гости дед Мороз идет,( пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать:( хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)
1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 10.( по очереди массажируем каждый палец)
Букет цветов.
Посадили зернышко, (ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко»)
Выглянуло солнышко.
Солнышко, свети — свети!( кисти сжимаем и разжимаем по очереди)
Зернышко, расти — расти!( ладони вместе, руки двигаются вверх)
Появляются листочки, ( ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно)
Распускаются цветочки. ( кисти сжимаем и разжимаем по очереди.
Путешествие
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Наши ушки слышат стук.( возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза)
Вот ладошечки шуршат, (потирание ладоней друг о друга)
Наши пальчики трещат.( потирание кулачков друг о друга)
Теперь в ладоши громко бей, (хлопки)
А теперь ты их согрей. (ладони на щеки)
К путешествию готовы? (кулаки на коленях)
Да! руки вверх,( ладони раскрыть)
В путь отправимся мы снова: (вращательные движения кистями)
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет. (руки вытянуты в стороны, ладони напряжены)
Мы теперь на корабле,
Нас качает на волне.( ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз)
Едет поезд,( ребром ладони двигаем по коленям или по столу)
Колеса стучат. (кулачки стучат по коленям или по столу)
С поезда много веселых ребят (зверят). (подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол)
Перечислить имена детей (зверей).( дети повторяют и хлопают ладонями по коленям или по столу)
В гости к кошке.
Позвала нас в гости кошка,( ладони на щеках, качаем головой)
И пошли мы по дорожке. (пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Видим дерево высокое, (наставляем кулачки друг над другом)
Видим озеро глубокое. (волнообразные движения кистями)
Топ-топ,( ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Птицы песенки поют( ладони перекрестно — «птица»)
Зернышки везде клюют:
Тут клюют и там клюют,( пальцы одной руки «клюют» ладонь другой, и наоборот)
Никому их не дают. (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики,( ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Это дом,( «крыша»)
А в нем окошко. («окно»)
Нас встречают кот и кошка.( хлопаем в ладоши)
Топ-топ,( ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики,( ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Мы немножко погостим( руки «здороваются»)
И обратно побежим.( пальцы «бегут» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики,( ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик. (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Магазин одежды
Открываем магазин,( соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны)
Протираем пыль с витрин.( ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот)
В магазин заходят люди,( подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой)
Продавать одежду будем.( костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки,дети называют различную одежду)
Магазин теперь закроем, (фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони)
Каждый пальчик мы помоем.( массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки)
Потрудились мы на «пять» — (потираем ладони)
Пальцы могут отдыхать. (поглаживаем каждый палец)
Найди животных
Мы тихонько в лес зайдем. (пальцы шагают по столу (коленям))
Что же мы увидим в нем?( одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем))
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют. (одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот))
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)
Животных мы хотим найти.( одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот), дети по очереди называют диких животных)
По деревне мы шагаем, (пальцы шагают по столу (коленям))
Видим будки и сараи.( одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем))
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)
Животных мы хотим найти.( одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот), дети по очереди называют домашних животных
В жарких странах оказались, (пальцы шагают по столу (коленям))
Очень долго удивлялись.( одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем))
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)
Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот), дети по очереди называют животных жарких стран)
Урожай
Овощи растут на грядке.( скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы)
Посчитай их по порядку: (соединить по очереди пальцы на двух руках)
Капуста, перец, огурец,( кулак, ребро, ладонь)
Я сегодня молодец. (гладим себя по груди)
На грядке овощи растут, (скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы)
Что же мы увидим тут? (соединить по очереди пальцы на двух руках)
Картофель, помидор, морковь,( кулак, ребро, ладонь)
Мы себя похвалим вновь.( гладим себя по груди)
Осень
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи!( зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям)
Солнце нас уже не греет,( сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)
Ветер дует все сильнее,( синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)
Шапки, куртки надеваем (имитируем)
И ботинки обуваем (топаем ногами)
Знаем месяцы:( ладони стучат по коленям)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)
Зима.
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос.( ладошкой массажируем кончик носа)
Снег,( плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед.( ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед!( одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам)
Шапку, шубу, валенки.( ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)
Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)
И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)
Зимний месяц называй!(ладони стучат по коленям)
Декабрь, Январь, Февраль.( кулак, ребро, ладонь)
Грибы да ягоды.
Я в лесу нашел грибок.
Я сорвать его не смог.( ладонь одной руки лежит на кулаке другой (меняем)
Дождь грибочек поливал, (пальцы ласково глядят по щекам)
И грибочек подрастал. (руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая круг)
Ягодка росла в лесу.
Я домой ее несу.( кулак одной руки лежит на ладони другой (меняем)
Солнце ягодку согрело, (пальцы ласково гладят по щекам)
Наша ягодка поспела.( делаем круги, соединяя по очереди все пальцы с большим, одновременно на двух руках.
Наши пальчики.
Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут,( пальцы одной руки легко стучат по ладони другой)
Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут.( то же другой рукой)
Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.( нажимать на центр ладони пальцем другой руки ,поменять руки)
Помассировать по кругу,( круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой , поменять руки)
А теперь расслабить руку.( легко пошевелить пальцами)
Давим, (крепко сжать кулаки)
Тянем,( напряженно вытянуть пальцы)
Отдыхаем.( расслабить кисть)
Мы внимательными станем! (скрестить руки на груди)
Внимательный мишка.
По полянке мишка шел (пальцы одной руки шагают по ладони другой)
И в бочонке мед нашел.( царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой)
Лапкой мед он доставал,( надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки)
Язычком его лизал.(круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки)
Нету меда! (крепко зажать кулаки)
Где же мед?(выпрямить напряженные пальцы)
Ищет мишка — не найдет. (ладони на щеках, качаем головой)
Hyжнo обязательно
Мишке быть внимательным.( указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы)
Это звери.
У зверей четыре лапы. (поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках)
Когти могут поцарапать.( пальцы двигаются как коготки)
Не лицо у них, а морда. (соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальцы, опуская их вниз)
Хвост, усы, а носик мокрый. (волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа)
И, конечно, ушки ( растираем ладонями уши)
Только на макушке. ( массажируем две точки на темени )
Тесто
Тесто ручками помнем сжимаем и рапальчики
Сладкий тортик испечем как будто мнем тесто
Серединку смажем джемом круговые движения ладошками по плоскости стола
А верхушку сладким кремом
И кокосовую крошкой
Мы присыплем торт немножко сыплем «крошку» пальчиками обеих рук
А потом заварим чай
В гости друга приглашай.
Дождик, дождик, поливай Указательным пальцем постукивать по ладони другой
Будет хлеба каравай, образовать перед собой круг руками
Будут булки, будут сушки, похлопывать поочередно одной ладонью другую
Будут вкусные ватрушки. соединить большой и увказательный пальцы рук
вместе,образовывая
У зверей четыре лапы. поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках
Когти могут поцарапать. пальцы двигаются как коготки
Не лицо у них, а морда. соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по очереди
разъединять пальцы, опуская их вниз
Хвост, усы, а носик мокрый. волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые
движения пальцем по кончику носа
И, конечно, ушки растираем ладонями уши
Только на макушке. массажируем две точки
Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки
Маша кашей всех кормила. дети мешают в левой ладошке.
Положила Маша кашу загибают по одному пальчику
Кошке – в чашку, на левой руке.
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску – курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.
Все до крошки раздала. Сдувают «крошку» с ладошки
Пять пальцев.
На моей руке пять пальцев, (Ритмично сжимать и разжимать кулачки, на
счет загибать пальцы!)
Пять хвательцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Координация речи с движением.
Дятел.
Я по дереву стучу, (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой – клюв дятла).
Червячка добыть хочу.
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Дружные пальчики.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики. Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один. Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.
Веселая семейка
Ребенок сжимает ручку в кулачок, постепенно перебирает пальчики и разжимает кулачок.
Веселая семейка сидела на скамейке,
старый толстый дедушка (разжимаем большой палец),
старенькая бабушка (разжимаем указательный палец),
самый длинный папа (разжимаем средний палец),
рядом с папой – мама (разжимаем безымянный),
а самый удаленький – их сыночек маленький (разжимаем мизинчик)».
Кого встретили в лесу?
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети в лес пошли гулять. «Шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.
Там живет лиса. Рукой показать хвост за спиной.
Там живет олень. Пальцы рук разведены в стороны.
Там живет барсук. Кулачки прижать к подбородку.
Там живет медведь. Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.
Такие разные дела
Раз, два, три, четыре! (Дети сжимают пальчики по одному в кулачки)
Много дел на белом свете. (Разжимают пальчики по одному из кулачков)
Вот военные идут — они границу берегут. (Пальчики «шагают»)
А швея иглу берет и одежду людям шьет. (Имитируют движения руки с иглой при шитье)
Дворник улицу метет, звонко песенку поет (Подражают движения дворника)
Птичница во двор пришла, курам зерна принесла. (Выполняют упражнение «Кормление птиц»).
Строим дом
Целый день тук да тук –
Раздается звонкий стук. (руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам).
Молоточки стучат, (Стучать кулаком о кулак).
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).(пальцы соединить, показать «крышу».)
Вот какой хороший дом, (Сжимать-разжимать пальцы).
Как мы славно заживем. (Вращать кисти рук).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО НЕДОСТАТОЧНЫХ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: реализация принципов коррекционной направленности развития, индивидуального и дифференцированного подхода через привлечение внимания, развития мышления и речи....
Диагностика умственного развития детей младшего школьного возраста.
Представлена диагностика уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.Диагностические тетради для 1-2классов (Амтхауэра, Антипенко). Есть ещё диагностические тетради для 3-5 кла...
Программа по развитию личности младшего школьного возраста "Я личность"
С.А. Сазыкина Я личность...
Программа по развитию личности младшего школьного возраста "Я личность"
С.А. Сазыкина Я личность...
Влияние уровня речевого развития детей младшего школьного возраста на обучение
краткая характеристика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста, их причины возникновения. Роль педагога и родителей в подготовке детей к школе Диагностика готовности детей к школьном...
Значение использования пластилина на уроках художественного труда для эстетического и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста ( 1 – 3 классы )
Одной из важнейших задач сегодняшнего времени является улучшение подготовки детей к жизни, к труду, воспитание личности творческой, интеллектуально развитой. Для решения этих задач прекрасно по...
ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье раскрывается необходимость применения игровых технологий во внеурочной деятельности младших школьников с целью уменьшить психологические, умственные и физические перегрузк...