Тема "Ягоды. Грибы"
методическая разработка

Попова Надежда Анатольевна

Лексическая тема "Ягоды. Грибы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тема "Ягоды. Грибы"564 КБ

Предварительный просмотр:

Ягоды и грибы. Лес осенью (Сбор грибов и ягод)

1.Рассмотрите  картинки и расскажите, какие грибы растут в   лесу. Когда они появляются в лесу, о влиянии дождя на грибы. Под какими деревьями растут, как их искать. Что можно приготовит. О том, что есть ядовитые грибы. По возможности найдите цветные картинки грибов и покажите детям.

Обведи зеленым цветом съедобные грибы, а красным цветом – ядовитые

Какой гриб лишний? Почему?  Раскрась все грибы, кроме лишнего.

Какие ты еще знаешь съедобные и несъедобные грибы? Какой гриб растет под березой? А под осиной?

Игра «Узнай по описанию». Узнай гриб по описанию. Покажи его на рисунке к предыдущему заданию.

«Съедобный гриб. Растет возле пней на длинной ножке с коричневой шляпкой». (Опенок.)

«Несъедобный гриб. Белая ножка с белой юбочкой, красная шляпка.

А по шляпке рассыпаны белые горошины». (Мухомор.)

Игра «Пересчитай-ка». Пересчитай грибы, деревья:

Один мухомор, два мухомора, ...пять    мухоморов.

Один боровик, два боровика, ...пять    боровиков.

Один опенок, 2 опенка, 5 опят        Один пень, два пня , ...5 пней.

8.Рассмотри внимательно рисунок и назови, какие припасы заготовили себе ежик и белочка на зиму.

 «Что можно делать с грибами?» 

(Искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать и т. д.) Аналогично проводится игра со словом ягоды.

        Упражнение «Скажи ласково»

Гриб – грибочек                                                 Шапка – шапочка

Мухомор – мухоморчик                                  Боровик – боровичок

Корзина – корзиночка                                      Трава – травка

Упражнение «Один - много»

Гриб - грибы - много грибов

Шляпка - шляпки - много шляпок                  Ножка - ножки - много ножек

Корзинка - корзинки - много корзинок

Поганка - поганки - много поганок          Грибник - грибники - много грибников

Загадки:

Коричневой шляпкой приветствую вас. Я скромный грибок безо всяких прикрас. Под белой берёзкой нашёл я приют. Скажите-ка, дети, меня как зовут?

(Подберёзовик)

В лесу осеннем в сентябре В скучный день дождливый Вырос гриб во всей красе, Важный, горделивый. Под осиной его дом, Шляпка красная на нём. Многим этот гриб знаком. Как его мы назовём?

(Подосиновик)

Красная шляпка, на шляпке горошки, Короткая юбка на беленькой ножке. Красивый грибок, но тебя не обманет, Кто знает о нём — его трогать не станет. Всем людям известно уже с давних пор Что ядом наполнен гриб(мухомор).

 Викторина для детей после беседы о грибах:

Как называется гриб, который растет под березой?  (Подберезовик.)

- Как называется гриб, который растет под осиной?  (Подосиновик.)

- Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как называется? (Боровик.)
- Как называются грибы с рыжими шляпками?  (Рыжики, лисички.)
- Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках?  (Опята.)
- Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой?  (Волнушка.)
- Как называются грибы с маслянистыми шляпками?  (Маслята.)
- Какой гриб носит название дикого животного?  (Лисичка.) Почему его так назвали?
- Название гриба очень похоже на название домашнего животного. Какой это гриб? (Свинушка.) Почему его так называют? (Потому, что он в пятнах, «грязный, как свинушка».)
- Какие грибы названы в честь дождя?  (Дождевики.)
- Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)
- Грибы, которые грибники не любят, поганые грибы как называются? (Поганки.)
- Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы можно есть? Как они называются? (Несъедобные.)

- Это съедобный гриб. Он растет в траве под березами. Он желтый, ароматный. У него круглая шляпка и тонкая ножка. Что это за гриб? (Лисичка)

Лексическая тема «Ягоды»

"Ягоды"  Родителям рекомендуется:     рассмотреть с ребенком натуральные ягоды и объяснить, что все это можно назвать одним словом «ягоды». Показать картинки с изображением ягод При этом следует обратить внимание на характерные признаки: цвет, форму, вкус, по возможности показать и рассказать ребенку, как и где растут ягоды (в саду, в лесу, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному); рассказать, показать и дать попробовать ребенку то, что готовят из ягод;

Отгадать загадку и выучить по выбору.

  •  Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода - алая - клубника, черная - черника)
  • Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая — чернеет. (Красная и черная смородина)
  •  На припеке у пеньков много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек держит алый огонек. Разгибаем стебельки — собираем огоньки. (Земляника)

Дидактическая игра «Назови сок, назови варенье» 

Сок из малины - малиновый; сок из вишни - ...; сок из клубники - ....., сок из черники - ..., из брусники - ....

Варенье из малины - малиновое, варенье из вишни - ...., из клубники -

Дидактическая игра «Назови ласково"

Малина - малинка, клубника - клубничка, брусника - брусничка, вишня - вишенка, черника - ....., земляника - ....

 Дидактическая игра «Какая ягода лишняя? Почему?».

  • Клубника, смородина, черника, вишня. (Черника растет в лесу.)
  •  Клюква, малина, клубника, брусника. (Малина — растет на кусте.)

 Дидактическая игра «Четвертый лишний».

 картошка, лук, яблоко, помидор.

 лимон, огурец, банан, персик.

малина, клубника, ананас, черника.

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Свекла растет на яблоне; груша растет на грядке; клубника растет на дереве; клюква растет на кусте: картошка растет на болоте.

Составить описательный рассказ о ягоде по следующему плану:

Что это?       Где растет?

Каков внешний вид (цвет, форма, размер)?

Какова на вкус?                                    Что из нее готовят?

Например:    Это лесная ягода. Она растет на низких кустиках под деревьями.        Она мелкая, круглая, черная, мягкая, сладкая. Что это за ягода? (Черника)

Вспомни, как ты летом ходил за грибами ягодами, и ответь на вопросы:

-Где это было?

-С кем и куда ты ходил за грибами, за ягодами?

-Какая была погода?

-Какие грибы и ягоды ты нашел?

-Что с этими грибами и ягодами потом сделали?

5. В логопедической тетради нарисуй съедобный гриб, любимую ягоду.

БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

— Что ж ты, Саня. Маленькая Варя больше тебя набрала!

— Ещё бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

— Что ж ты, Саня, — говорит бабушка. — Маленькая-то больше набрала.

— Ещё бы! — отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька незаметно от Вари подсыпает ей ягоды в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет.

Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки — меньше. Встречается бабушка. — Что ж ты, — говорит, — Саня. Малина-то высоко растёт! Тебе легче дотянуться, а Варя больше набрала!

— Ещё бы! — отвечает Санька. — Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься.

Вопросы:

Что несли в кузовках Санька и Варя?

Что сказала бабушка?        Что ответил Санька?

Что Саня и Варя собирали в лесу во второй и в третий раз?

Что Санька каждый раз отвечал бабушке?

Как ты думаешь, почему Санька подсыпал Варе ягоды?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"

Тест разработан по материалам пп. 42-43 учебника природоведения Пакуловой В.М. для 5 класса....

Грибы как царство живой природы. Грибы нашего леса. 6 класс

1. Он в осиннике родился. Как в траве ни притаился,Все равно его найдем: шляпка красная на нем.                            ...

«Царство грибы. Отдел настоящие грибы».

раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, живо...

Модульный урок № 6 Тема: «Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты».

Урок разработан с применением  модульной технологии, по авторской программе Пасечника....

Царство Грибы. Общая характеристика грибов. 5 класс

Разработка урока содержит конспект, презентацию и приложение с заданием для групп, которое можно распечатать. Урок соответствует новым ФГОС второго поколения....