«Царство грибы. Отдел настоящие грибы».
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
учить распознавать съедобные и ядовитые грибы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_griby.docx | 36.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Царство грибы. Отдел настоящие грибы».
Цели урока:
Образовательные:
раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;
Развивающие:
развивать понятия о многообразии живых организмов;
продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе;
развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.
Тип урока: изучение нового материала
Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке:
Ход урока:
НАСТРОЙ НА РАБОТУ: СМАЙЛИКИ ( слайд 1).
Правила на доске: 1 мин. ( СЛАЙД 2).
Сначала выслушай, затем задай вопрос.
Максимальная активность каждого.
Никакой критики.
Ребята, мы с Вами сегодня совершим путешествие в лес. 1 мин
А в пути нам будет помогать Старичок-Лесовичок. (на доске фотография). ( СЛАЙД 3).
Мы поможем ему узнать многие тайны природы, а он в свою очередь будет охранять нас в дороге.
Звучит музыка. Вот мы и очутились в лесу.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Какое значение в природе имеет лес? (ответы детей). ( СЛАЙД 4).
Отгадайте загадку: ( СЛАЙД 5).
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть -
Нет головы.
У малютки-кавалера
Чрезвычайно важный вид,
Он в огромнейшем сомбреро.На одной ноге стоит.
( Гриб).
- Ребята, о чём говорится в загадке? О грибах.
- Сегодня мы вспомним всё, что вам известно о грибах, и узнаем о них много нового.
- На какие вопросы о грибах вы хотели бы получить ответы? (ответы детей).
- Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны.
Запишите тему урока: «В царстве грибов». ( СЛАЙД 6).
Лесовичок уже долгое время живет в лесу и ничего не знает о грибах. Ребята, он просит, чтобы Вы ему рассказали о них. Поможем Лесовичку? ( да).
- Существует целая наука, посвященная изучению грибов. А как она называется, посмотрите в тексты и найдите ее название. ( ответы детей).
Она называется «микология»
Микология – наука о грибах. (СЛАЙД № 7) – в тетрадь.
В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. ( СЛАЙД 7). – в тетрадь.
- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?
(Опята, белый гриб, мухомор и т.д.)
- Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте возьмем воображаемые лукошки и отправимся на «тихую охоту».
- Ребята, а кто знает, что означает «тихая охота»? (ответы детей).
Послушайте, что об этой охоте сказал писатель Сергей Аксаков .
-В числе разнообразных охот человеческих имеет своё место и смиренная охота ходить по грибы. Хотя она не может равняться с другими охотами, более оживлёнными, но может соперничать со многими. Я даже готов отдать преимущество грибам, потому что их надобно отыскивать, следовательно, можно и не находить, тут примешивается некоторое умение, знание месторождения грибов, знание местности и счастье. Недаром говорит пословица: «Со счастьем хорошо и по грибы ходить».
И все таки что же такое грибы? Я предлагаю Вам опять обратиться к тексту и найти определение. Работа с текстом. Ответы детей.
Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. ( СЛАЙД 8)
- А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? ( найти в тексте ). Они питают
деревья , служат кормом для животных. Некоторые грибы являются лекарством для животных. Например, лоси могут лечиться мухоморами. А еще в грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов. ( СЛАЙД 9).
- Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет).
- Почему? (Среди них бывают ядовитые грибы, которыми человек может отравиться).
- Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.
- А какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка). ( СЛАЙД 10)
- Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.
Ребята, а что нужно делать, если случилась беда. Вы отравились грибами. Помощь окажет только врач.
Звонит мобильный телефон. ( СЛАЙД 11)
- Ой, ребята, извините, пожалуйста.
- Алло, доктор Пилюлькин?
- Как вы вовремя позвонили. А мы с ребятами на лесной поляне говорим об отравлениях грибами. Не смогли бы вы подъехать к нам, ведь лучше врача никто об этом не расскажет.
- Спасибо большое, доктор Пилюлькин! До встречи!
Входит доктор Пилюлькин.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, доктор Пилюлькин!
- Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!
- Тогда слушайте внимательно и запоминайте:
1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно
вызвать «скорую помощь» по телефону …. «03».
2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:
Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.
Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.
В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.
3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для
исследования в лаборатории.
- И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы не рекомендуется! Запомнили?!
- Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!
- Ну, мне пора! Рад был вам помочь!
- Спасибо, доктор Пилюлькин! До свидания!
Доктор Пилюлькин уходит.
Ребята, давайте еще раз напомним Лесовичку о съедобных и ядовитых грибах.
(СЛАЙДЫ 12, 13).
Показ слайдов.
Итак, ребята, Лисовичок понял, что грибы это особое царство живой природы.
Устали? Физкультминутка. (СЛАЙД 14)
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
(Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
(Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
(Ходьба на месте.)
Учитель: ребята, Лесовичок благодарит Вас за такое познавательное путешествие. ВЫ ему многое рассказали о грибах. Он, к сожалению, не смог продолжить путешествие, но оставил письмо, в котором предлагает выполнить задания.
СЛАЙД 15. ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ.
РАБОТА В ГРУППАХ:
1 группа: 5 мин.
1 конверт.
- Каково строение гриба?
1. Внимательно изучите предложенный Вам текст.
2. Возьмите схему строения гриба и наклейте ее на большой лист бумаги.
3. Подпишите все его части.
2 конверт.
1.Внимательно изучите ребус.
2. рассмотрите цветные картинки с изображением грибов.
3. подберите картинку, которая будет являться ответом на ребус и наклейте ее рядом с ребусом на большой лист бумаги.
3 конверт.
Нарисуйте на большом листе бумаге гриб, который Вам больше всего нравится.
2 группа:
1 конверт.
Как питаются грибы?
1. Внимательно изучите предложенный Вам текст.
2. Возьмите схему и дополните ее, затем наклейте ее на большой лист бумаги.
2 конверт.
1.Внимательно изучите ребус.
2. рассмотрите цветные картинки с изображением грибов.
3. подберите картинку, которая будет являться ответом на ребус и наклейте ее рядом с ребусом на большой лист бумаги.
3 конверт.
Нарисуйте на большом листе бумаге гриб, который Вам больше всего нравится.
3 группа:
1 конверт.
Как размножаются грибы?
1. Внимательно изучите предложенный Вам текст.
2. Возьмите схему и дополните ее, затем наклейте ее на большой лист бумаги.
2 конверт.
1.Внимательно изучите ребус.
2. рассмотрите цветные картинки с изображением грибов.
3. подберите картинку, которая будет являться ответом на ребус и наклейте ее рядом с ребусом на большой лист бумаги.
3 конверт.
Нарисуйте на большом листе бумаге гриб, который Вам больше всего нравится.
4 группа:
1 конверт.
Грибы – паразиты.
1. Внимательно изучите предложенный Вам текст.
2. Сравните предложенные Вам картинки с картинками в тексте.
3. Выберите только грибы – паразиты, наклейте их на большой лист бумаги, подпишите название и охарактеризуйте одним предложением.
2 конверт.
1.Внимательно изучите ребус.
2. рассмотрите цветные картинки с изображением грибов.
3. подберите картинку, которая будет являться ответом на ребус и наклейте ее рядом с ребусом на большой лист бумаги.
3 конверт.
Нарисуйте на большом листе бумаге гриб, который Вам больше всего нравится.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
- Давайте подведем итоги.
Вопросы: 1 группе: Грибы – это растения или животные? (Особое царство
природы). Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка).
2 группе: Какая часть грибов является самой важной? (Грибница).
3 группе: Какие бывают грибы? (Шляпочные и плесневые. Съедобные и
ядовитые). Что нужно делать при отравлении грибами?
- Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!
- Сегодня мы так много узнали на уроке.
- Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.
А теперь всем отдыхать!
- Все спасибо за хорошую работу.
Ребята, Лесовичок, благодарит Вас за ответы. А нам пора возвращаться домой. Но на прощанье Лесовичок дал нам несколько советов: 5 мин.
Не пробуй сырой гриб на вкус и не доверяй запаху, можешь ошибиться.
Не уверен, что знаешь гриб - выбрось его, каким бы аппетитным он тебе не показался.
Никогда не собирай грибы на промышленных пустырях и бывших помойках, а также вдоль автомагистралей.
Если у тебя вызывает сомнение срезанная сыроежка, посмотри на ножку, у бледной поганки на ней есть характерный мешочек
Яд из грибов не всегда можно удалить кипячением.
Домашнее задание: Напишите рассказ от имени одного из грибов. Представьте себя, например, боровиком. Что мог бы боровик рассказать о себе, что он мог бы сказать или посоветовать людям. (Другая точка зрения)
РЕФЛЕКСИЯ:
Закончи предложение на выбор (раздать детям). 3 мин.
Самым интересным сегодня на уроке было …
Самым сложным для меня сегодня было …
Сегодня на уроке я почувствовал (а) …
Сегодня я понял (а) …
Сегодня я научился (ась) …
Сегодня я задумался (ась) …
На будущее мне надо иметь в виду …
Определение цвета настроения.
Урок окончен, спасибо за работу.
Дерево настроений!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку биологии "Отдел Настоящие грибы"
Данная разработка составлена для 6 класса к уроку по теме: "Многообразие грибов".Структура урока содержит вопросы к самостоятельной работе, рассматривается классификация отдела Настоящие грибы, в през...
Царство Грибы. Общая характеристика грибов. 5 класс
Разработка урока содержит конспект, презентацию и приложение с заданием для групп, которое можно распечатать. Урок соответствует новым ФГОС второго поколения....
Урок – путешествие. Тема: Царство Грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека.
Урок биологии в 7 классе по теме «Царство Грибы». ( УМК Сонина Н.И.) Цель урока – дать основные понятия о Царстве Грибы, показать практическую значимость данного царства для человека. Испо...
Царство Грибов. Общая характеристика грибов
Урок с использованием ЭОР....
Презентация «Царство грибы» к уроку по теме «Живые царства. Грибы» по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию» 5 класс
Презентации по биологии помогают учащимся получить наглядную информацию о том, что они изучали на уроке, а так же при повторении пройденного материала....
Урок по биологии в 5 классе. Тема "Царство Грибы. Общая характеристика грибов"
Урок соответствует ФГОС ООО....
Тема урока : «Царство Грибы. Строение шляпочных грибов».
Презентация к уроку по теме «Царство Грибы. Строение шляпочных грибов»....