Мастер-класс «Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений»
материал
Актуальность:
Проблема формирования лексико-грамматического представлений является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с общим недоразвитием речи. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Таким детям трудно усвоить в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Поэтому формирование лексико – грамматических представлений у детей с ОНР является наиболее актуальной на сегодняшний день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений»
Уважаемые, родители!
Сегодня я предлагаю вам свой опыт в форме мастер-класса по теме: «Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений»
Актуальность:
Проблема формирования лексико-грамматического представлений является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с общим недоразвитием речи. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Таким детям трудно усвоить в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Поэтому формирование лексико – грамматических представлений у детей с ОНР является наиболее актуальной на сегодняшний день.
Цель проведения мастер-класса: в увлекательной форме познакомить с технологией проведения логопедических игр и упражнений с целью формирования у дошкольников лексико-грамматических представлений на основе наглядного материала в рамках обобщения и распространения педагогического опыта.
Задачи
1.Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР по средствам дидактических игр
2.Обобщение, распространение и реализация практических приёмов и рекомендаций в проведении игровой деятельности с использованием логопедических игр и упражнений
3.Реализовать игровые приёмы развития грамматически правильной речи с практическим показом и совместным выполнением игровых упражнений со слушателями мастер-класса.
Ход мастер-класса:
- Уважаемые родители, а теперь, я предлагаю вам стать участниками логопедических игр, способствующих формированию лексико-грамматических представлений.
Организационный момент
Я приглашаю вас в увлекательное путешествие
Л закрывайте глазки и внимательно прислушайтесь к окружающим вас звукам.
Слайд 1. Презентация
Проигрывается аудиофайл из “Музыка звуки леса”.
Л.: Что вы услышали? Как вы думаете, куда мы попали? – в лес
Наш лес волшебный, в нем живут Смешарики. Сегодня мы будем гулять с ними по лесу. Вы согласны? (Слайд 2).
II. Основная часть
Л.: Первым нас встретил Лосяш (Слайд 3). Он очень умный, прочел много разных книг. Лосяш просит нас помочь ему. В лесу живут разные животные.
Кстати, каких лесных (диких) животных вы знаете? - медведь, лиса, заяц, волк, белка.(Слайд 4).
Лосяш любит гулять по лесным тропинкам и рассматривать следы зверей. Но на этой тропинке все следы перепутались, и он не может понять, где чей след. Поможем ему?
След медведя - чей след?- медвежий.
На компьютере изображение медведя и его следов. (Cлайд 5)
След волка - чей след?- волчий.
На компьютере изображение волка и его следов. (Cлайд 6)
След зайца - чей след?- заячий.
На компьютере изображение зайца и его следов. (Cлайд 7)
Л.: Чьи следы мы не нашли на лесной тропинке? (Лисы – лисий след, белка – беличий след)
Игра Прятки
Молодцы, Лосяш остался доволен нашей помощью. А мы с вами пойдем дальше.
Загадка про дятла:
В лесу под щебет звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд-приятель”, -
И ставит подпись: …
игра «Телеграфист»
// / // / // /
// /// // /// // ///
/// /// ///
Л.: Очень хорошо! А каких птиц вы знаете? – синица, лебедь, воробей, утка и т.д.
На компьютере изображение птиц. (Слайд 9)
Молодцы! Шли мы с вами, шли и вышли на полянку. А тут как раз Ёжик поливает из лейки свои любимые цветы. (Слайд 10). Цветы Ёжик любит разные. Но мы выберем только те цветы, которые растут в поле, на лугу.
На компьютере изображение садовых и полевых цветов. (Слайд 11).
Л.: Давайте поможем Ежику
Цветы, которые растут на лугу, называются луговые, цветы, растущие в поле, называются полевые. А как одним словом назвать цветы, растущие в саду около дома? - садовые.
Красивая полянка получилась! Как много цветов! А вокруг них летают, в траве сидят, по веточкам ползают… кто? - Бабочки, стрекозы, жуки, кузнечики.
Как можно одним словом назвать бабочек, кузнечиков, жуков? - насекомые.
Л.: Давайте заселим нашу полянку насекомыми! Закрепляем на стене фотографии насекомых.
Посмотрите, Нюша бегает с сачком. Кого она ловит? – бабочек
Давайте их посчитаем! Вот и Бараш задумался, как ему сосчитать всех бабочек. (Слайд 13)
1 бабочка, 2 бабочки, 3, 4, 5 бабочек, 6, 7… (Хоровое проговаривание)
Мы немного устали. Совунья и Крош зовут нас на разминку. (Слайд 14)
Гимнастика “ Игра “Хлопни-топни-прыгни!”
Если вы увидите на фотографии насекомого – хлопните в ладоши, если увидите животное – топните ногой, если увидите птицу – подпрыгните.
Л.: Хорошо размялись. Идем дальше?
Мы шли, шли, шли, прямо к озеру пришли. А здесь уже Копатыч, собирается рыбу ловить. (Слайд 15). Поможем ему? Что сначала, перед рыбалкой, необходимо сделать? – накопать червей
Рвем бумагу на полоски, “червей” складываем в баночку.
Л.: Рыба плавает - где? - в реке, в озере, в море.
Каких рыб вы знаете? - окунь карась, щука, налим и др.
На компьютере изображение рыб.. (Слайд 16)
Игра “Ловля рыбы” (магнитными удочками “ловим” рыбу и считаем 1 рыбка, 2 рыбки, 3, 4, 5 рыбок…).
Л.: Помогли Копатычу наловить рыбу. Он вам говорит: “Спасибо!”. А теперь пойдем дальше, и что же мы видим? Дерево растет, на нем яблочки… Как называется дерево, на котором растут яблоки? – яблоня. (Слайд 17)
Ворон Кар Карыч задает вам вопрос: А может такое быть, чтобы в лесу росла яблоня? – нет, это садовое дерево, то есть растет в саду около дома.
Вариант ответа: “Может”. Проговариваем, что на дикой яблоне яблочки маленькие, а на этом дереве – крупные, значит, это дерево садовое.
III. Подведение итогов.
Итак, мы сегодня совершили увлекательное путешествие вместе со Смешариками. Где мы побывали? – в лесу, на полянке, у (около) озера
Чьи следы мы видели? – медвежьи, заячьи, волчьи.
О каких птицах, рыбах, животных, насекомых мы говорили?
Вам понравилось путешествовать со Смешариками? А что вам больше всего понравилось делать? Вы узнали что-то новое для себя сегодня?
Посмотрите на доску: Смешарики прощаются с вами и желают вам весело провести лето!
Уважаемые родители, я продемонстрировала вам вариативность использования разнообразных упражнений и заданий, направленных на формирование лексико – грамматических представлений у детей с ОНР на материале лексических тем.
Таким образом, используя в своей работе по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР дидактических игр и упражнений я получила реальные результаты:
- повышается работа способность, речевая активность и коммуникативная направленность речи детей с ОНР.
- повышается устойчивое внимания и интереса на протяжении всего занятия, снижется вероятность пере утомляемости на логопедических занятиях.
- улучшается качество образовательного процесса.
Предлагаю вам подвести итог нашей встречи с помощью короткого
Блиц – опроса:
Закончите предложение:
- На мастер – классе я ………
- Самым интересным для меня сегодня было………
- В своей дальнейшей работе я………
- Я пожелала бы ведущему мастер – класс учителю – логопеду……..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Формирование информационной компетентности учащихся на уроке рефлексии по английскому языку через использование средств ИКТ (Microsoft Power Point)
Мастер-класс "Формирование информационной компетентности учащихся на уроке рефлексии по английскому языку через использование средств ИКТ (Microsoft Power Point)"Цели:Формирование у участник...
Методическая разработка мастер-класса "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО"
Мастер-класс по теме "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО" был проведен с учителями математики в рамках районного семинара. Ц...
Мастер – класс «Формирование духовно-нравственных ценностей средствами технологии РКМЧП»
Разработка мастер-класса...
ПРОГРАММА МАСТЕР – КЛАССА «Формирование у обучающихся основной школы научной картины мира средствами системно-деятельностного подхода»
Тема мастер-класса. «Формирование у обучающихся основной школы целостной научной картины мира средствами системно-деятельностного подхода»Цель мастер-класса - создание условий д...
Мастер — класс. Формирование УУД на уроках русского языка средствами современных образовательных технологий
Современный урок в свете требований ФГОС-одна из главных задач учителя В педагогике 21 века в центре-личность ребенка, развитие которой и является целью образования....
Презентация «Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников с ТНР по средствам дидактических игр и упражнений»
Актуальность: Проблема формирования лексико-грамматического представлений является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с общим недоразвитием речи.Под ...
Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по средствам дидактических игр и упражнений
В презентации представлены игры и пособия для развития логического мышления у детей с ОВЗ, которые особенно наравятся детям и приносят полодительные результаты в их развитии....