ПРОГРАММА МАСТЕР – КЛАССА «Формирование у обучающихся основной школы научной картины мира средствами системно-деятельностного подхода»
методическая разработка по теме
Тема мастер-класса. «Формирование у обучающихся основной школы целостной научной картины мира средствами системно-деятельностного подхода»
Цель мастер-класса - создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
Задачи мастер-класса:
- обобщение опыта работы учителя-мастера по определенной проблеме;
- передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- демонстрация эффективности системно-деятельностного подхода на конкретных примерах;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_master.docx | 52.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПРОГРАММА
МАСТЕР – КЛАССА
«Формирование у обучающихся основной школы
научной картины мира средствами
системно-деятельностного подхода»
Автор программы:
Кудрявцева Светлана Юрьевна
учитель истории и обществознания
МОУ «Средняя школа №2»
Саранск - 2016
Программа Мастер-класса
- Тема мастер-класса.
«Формирование у обучающихся основной школы целостной научной картины мира средствами системно-деятельностного подхода»
- Обоснование актуальности темы, ведущей идеи предлагаемого для рассмотрения опыта.
В основе любой системы образования лежит определенное, более или менее осознанное мировоззрение. Это вытекает из социальных функций образования и воспитания. Одной из важных задач развития современного общества является формирование нового человека, главным жизненным ориентиром которого должно быть подлинно научное мировоззрение. Глубокое внимание к проблеме формирования научного мировоззрения у молодежи характерно для всей деятельности государства в целом. Мировоззренческие вопросы диалектики связаны с утверждением гуманистически ориентированной активной жизненной позиции личности. Актуальность формирования научного мировоззрения у школьников определяется сегодня, прежде всего, масштабом изменения нашего общества на всех уровнях, требующим перестройки сознания.
- Цели и задачи мастер-класса.
3.1. Цель мастер-класса - создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
3.2. Задачи мастер-класса:
- обобщение опыта работы учителя-мастера по определенной проблеме;
- передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- демонстрация эффективности системно-деятельностного подхода на конкретных примерах;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
- Содержание занятия мастер-класса по этапам.
Мастер- класс № 1-2
Тема занятия: Системно-деятельностный подход как средство формирования целостной научной картины мира у учащихся.
Задачи занятия:
- Показать значение формирования целостной научной картины мира у учащихся.
- Познакомить участников с системно-деятельностным подходом как основой реализации ФГОС.
- Определить технологии системно-деятельностного подхода.
- Охарактеризовать типологию уроков при использовании системно-деятельностного подхода.
- Выделить отличие системно-деятельностного урока от традиционного урока.
План занятия
- Вводная беседа. Знакомство с программой Мастер-класса. Презентация собственного опыта.
- Лекция по теме занятия по плану:
-Формирование целостной научной картины мира.
-СДП – основа реализации ФГОС.
-Технологии и методы СДП.
-Типы урока с позиции СДП.
3. Практическая работа: сравнение системно-деятельностного урока с традиционными уроками.
Мастер-класс № 3
Тема занятия: Использование СДП на этапе определения мотивации, темы урока, актуализации знаний.
Задачи занятия:
- Показать побуждающую силу мотива в учебной деятельности.
- Познакомить с методами и приемами организации начала урока.
План занятия
- Беседа: мотив – основа деятельности учителя и ученика на уроке.
- Составление таблицы «Конструктор урока с позиции системно-деятельностного подхода».
Мастер-класс № 4
Тема занятия: Использование СДП на этапе открытия новых знаний.
Задачи занятия:
- Охарактеризовать формы предоставления нового материала учащимся на уроке.
- Познакомить с методами и приемами организации самостоятельной работы с учебником.
План занятия
- Мозговой штурм: организация изучения нового материала через учебную деятельность школьников.
- Составление кластера: формы самостоятельной работы с учебником.
- Заполнение таблицы «Конструктор урока с позиции системно-деятельностного подхода».
Мастер-класс № 5
Тема занятия: Использование СДП при закреплении и контроле ЗУНов и УУД.
Задачи занятия:
- Показать сходство и отличие ЗУНов от УУД.
- Выделить отличие закрепления от контроля знаний учащихся.
- Познакомить с методами и приемами организации закрепления и контроля на уроке.
План занятия
- Ярмарка идей. Сходство и отличие ЗУНов и УУД.
- Работа в группах: чем закрепление материала отличается от контроля усвоения его учащимися.
- Составление таблицы «Конструктор урока с позиции системно-деятельностного подхода».
Мастер-класс № 6
Тема занятия: Организация рефлексии на уроке.
Задачи занятия:
- Дать определение рефлексии.
- Выделить типы рефлексии.
- Познакомить с методами и приемами организации рефлексии на уроке.
План занятия
- Лекция: рефлексия и ее типы.
- Составление интеллект-карты «Рефлексия».
- Составление таблицы «Конструктор урока с позиции системно-деятельностного подхода».
Мастер-класс №7-8
Тема занятия: Конструирование урока с позиции системно-деятельностного подхода.
Задачи занятия:
- Систематизировать знания о методах и приемах использования СДП на разных этапах урока.
- Оформить буклет «Урок с позиций системно-деятельностного подхода».
- Составить системно-деятельностный урок методом фишбоун.
План занятия:
- Аукцион знаний «Формирование целостной научной картины мира средствами системно-деятельностного подхода».
- Групповая работа: оформление буклета «Урок с позиций системно-деятельностного подхода».
- Практикум: Составление системно-деятельностного урока методом фишбоун.
- Подведение итогов мастер-класса. Обмен мнениями.
- Количество часов на всю программу мастер-класса и на каждое его занятие.
Мастер-класс предполагает 8 занятий. Срок обучения – 1 год.
Учебный план занятий Мастер-класса
№п/п | Тема мастер-класса | Количество часов | ||
теория | практика | итого | ||
1. | Системно-деятельностный подход как средство формирования целостной научной картины мира у учащихся. | 1 | 1 | 2 |
2. | Использование системно-деятельностного подхода на этапе определения мотивации, темы урока, актуализации знаний. | 1 | 1 | |
3. | Использование системно-деятельностного на этапе открытия новых знаний. | 1 | 1 | |
4. | Использование системно-деятельностного подхода при закреплении и контроле ЗУНов и УУД. | 1 | 1 | |
5. | Организация рефлексии на уроке | 1 | 1 | |
6. | Конструирование урока с позиции системно-деятельностного подхода. | 1 | 1 | 2 |
6. Прогноз результатов работы участников мастер - класса.
1. Знакомство с возможностями использования системно-деятельностного подхода при формировании целостной научной картины мира обучающихся.
2. Повышение уровня технологической компетентности как основы профессионального мастерства и личностного развития педагога.
3. Взаимообогащение, рефлексия собственного опыта, а также осознание возможностей профессионального развития с использованием системно-деятельностного подхода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар «Формирование у обучающихся единой научной картины мира, целостного представления о нём через интегративность образовательного процесса».
В данной публикации представлен материал для проведения семинара по теме «Формирование у обучающихся единой научной картины мира, целостного представления о нём через интегративность образовательного ...
Интеграция как средство формирования у обучающихся целостного представления о мире
В данной работе представлен личный опыт по теме "Интеграция"...
Описание педагогического опыта «Формирование у обучающихся основной школы научной картины мира средствами предметов истории и обществознания»
Актуальность проблемы формирования целостной научной картины мира у обучающихся основной школы вытекает из необходимости развить в сознании ученика единую, взаимосвязанную ...
Мастер-класс. Формирование коммуникативных навыков и БУД на групповых коррекционных занятиях с обучающимися с ТМНР
Текст к Презентации Мастер-класса, представленного педагогом в соавторстве с учителем-дефектологом Дудкиной А.В. 24.10.2018 на V Международной научно-практической конференции "Научное обеспечение...
Мастер – класс «Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с ТНР».
Зональный семинар «День открытых дверей». Мастер – класс «Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с ТНР». Статьия, опубликованная в сборни...
Мастер – класс «Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с ЗПР 5 – 7 классов при работе с текстом на уроках русского языка»
Познакомить коллег с опытом работы по формированию коммуникативных компетенций у обучающихся с ЗПР....
Мастер класс «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка, с использованием технологии «Пирамида Блума»
Подготовила: учитель английского языка Чимитдоржиева Жаргалма Пирангалаевна,«Гимназия №33 г.Улан-Удэ» Республика Бурятия 1.Цель работы: Расширить познания в области создания обуч...