Методическая разработка мастер-класса "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО"
методическая разработка на тему
Мастер-класс по теме "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО" был проведен с учителями математики в рамках районного семинара. Цель мастер-класса - повышение уровня профессиональной компетентности учителей математики в вопросах организации образовательного процесса на основе использования системы заданий, формирующих универсальные учебные действия. В разработке предпринята попытка классифицировать предложенные задания, способствующих формированию познавательных,регулятивных, коммуникативных и личностных УУД.Материал "Памятки для учителя по формированию УУД" призван помочь учителям в правильном отборе учебных заданий.Разработка мастер-класса была представлена на региональный конкурс учебно-методических материалов "Педагогическое АКМе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_master-klassa_polyakova_g.m.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Полякова Галина Михайловна, учитель математики МОУ СОШ № г. Алексеевки
Материалы на региональный конкурс
«Педагогическое АКМЕ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МАСТЕР-КЛАССА
«Формирование универсальных учебных действий
при обучении математике
как средство реализации ФГОС ООО»
Заявитель:
Полякова Галина Михайловна, учитель математики МОУ СОШ №2
г. Алексеевки Белгородской области
Заявляемая номинация: «Проектировщик»
Алексеевка, 2013
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА
«Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО»
1. Пояснительная записка | |
Аннотация разработки | В условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты остро стоит вопрос профессиональной подготовки педагогов к осуществлению педагогической деятельности с учетом современных требований. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Каждому учителю необходимо осознать важность и необходимость достижения обучающимися универсальных учебных действий (УУД). На этапе введения ФГОС для учителя актуально отбирать содержание учебного материала, формы организации образовательного процесса, чтобы в рамках урока осуществлять формирование результатов обучения. Необходимость осознанного отбора учителями математики заданий, нацеленных на формирование УУД, определила тему и структуру предлагаемой разработки мастер-класса. |
Тема разработки | «Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС основного общего образования» |
Форма проведения | Мастер-класс с использованием индивидуальных и групповых форм работы участников мероприятия, модераций. |
Цель мастер-класса | Повышение уровня профессиональной компетентности учителей математики в вопросах организации образовательного процесса на основе использования системы заданий, формирующих универсальные учебные действия |
Задачи мастер-класса | -совершенствование знаний о видах УУД; -представление заданий для диагностики и формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД; - проведение анализа практической части раздела учебников, учебных пособий на предмет наличия заданий для формирования УУД; - формирование умений составлять систему заданий с определенным шагом трудности |
Категория участников | Учителя математики |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор |
Дидактический и раздаточный материал | 1)презентация; 2)учебники математики 5,6 классы (Н.Я. Виленкин, 2008 и 2012 годы издания), 5 класс (Муравин Г.К., Муравина О.В. ,2012 год издания), рабочие тетради к учебникам, электронные приложения к учебникам, сборники заданий для подготовки к ГИА и ЕГЭ, дидактический материал; 3) памятка для учителя по формированию УУД «Чему учить? Как учить? Что ожидать?» (приложение № 3); 4) лист «Оценка деятельности на занятии» (приложение№1); 5) текст «Универсальные учебные действия)» с комментариями по работе (приложение №2); 6) карточка «Почтовая корзина» (приложение № 5); 7) лист по итогам работы на этапе «моделирование» (приложение №4) |
Литература |
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА
Этапы мастер-класса | Деятельность учителя-мастера | Деятельность участников мастер-класса |
1.Презентация педагогического опыта |
|
|
2.Представление системы заданий |
|
|
3.Проведение имитационной игры |
|
|
4.Моделирование |
|
|
|
Рефлексия |
|
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
«Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО»
I. Презентация педагогического опыта
«Великая цель образования, - как сказал английский философ и социолог Герберт Спенсер, - это не знания, а действия!». Это высказывание четко определяет важнейшую цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую компетенцию образования как «научить учиться». В связи с переходом на ФГОС встает вопрос о необходимости формирования у школьников универсальных учебных действий.
Основная цель мастер – класса: повышение уровня профессиональной компетентности учителей математики в вопросах организации образовательного процесса на основе использования системы заданий, формирующих универсальные учебные действия
С целью оценки владения понятием «универсальные учебные действия» я предлагаю вам заполнить первую колонку (Универсальные учебные действия- это…на начало семинара) в листе «Оценки деятельности на занятии» (Приложение №1.) Индивидуальная работа. 2-3-м участникам семинара предлагается озвучить свое определение УУД.
По итогам работы отдельные учителя испытывали затруднения в записи определения, записаны разные определения. На стадии осмысления содержания, для того, чтобы разрешить противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу, участникам мастер-класса предлагается проработать текст по теме «Универсальные учебные действия». Используя технологический прием «ИНСЕРТ», участники делают соответствующие пометки на полях (Приложение №2.). Парная работа.
II.Представление системы учебных занятий
Обзор литературы и обобщение опыта преподавания математики показали, что в формировании регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль
- взаимный диктант (метод М.Г. Булановской)
- диспут
- заучивание материала наизусть в классе
- «ищу ошибки»
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)
2. Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями;
- мнемотурнир
- «пластилин»
3. Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ»;
- «опиши устно»;
- «объясни» и т.д.
- Для формирования личностных универсальных учебных действий учащимся можно предлагать следующие задания:
- участвовать в проектах;
- подводить итоги урока ;
- выполнять творческие задания;
- развивать зрительное, моторное, вербальное восприятие;
- давать самооценку событию, происшествию;
- оформлять дневник достижений.
III. Проведение имитационной игры
Рассмотрим примеры заданий на формирование универсальных учебных действий. Используя «Памятку для учителя «Чему учить? Как учить? Что ожидать?» (Приложение №3) предлагаю определить:
1) какие УУД (коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные), формируются в ходе выполнения следующих заданий;
2)определить содержание учебной деятельности. Фронтальная работа.
IV.Моделирование
Уважаемые коллеги! А теперь предлагаю вашему вниманию практическое задание.
Групповая работа.
1)Используя различные источники (дидактический и раздаточный материал), вам нужно подобрать задания:
1 группа – для формирования познавательных УУД;
2группа-для формирования регулятивных УУД;
3группа-для формирования коммуникативных УУД. По результатам работы групп заполнить таблицу (приложение №4).
2) Оценить практическую значимость материалов, использованных в ходе выполнения задания, и рассортировать «почтовую корзину» (карточка «почтовая корзина», приложение №5).
Участники мастер-класса работают в группах. Выдвигают свои предположения. Обсуждают. Учитель-мастер координирует работу групп, оказывает консультативную помощь. Учитель-мастер организовывает презентация работы групп. По итогам листов обратной связи формируется «Наша общая почтовая корзина».
V.Рефлексия
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам заполнить лист «Оценки деятельности на занятии» (Приложение №1.). В завершение участникам мастер-класса предлагается прокомментировать свои ответы.
Приложение №1
Лист «Оценка деятельности на занятии»
Универсальные учебные действия –это….. | Как была организована работа на занятии/как я работал (оценить по 5 системе) | Что возьму себе на заметку? Какие вопросы имели практическую направленность? | Белые пятна | |
На начало семинара | На конец семинара | |||
Приложение №2
Комментарий. Одним из приемов активного чтения в рамках использования технологии развития критического мышления является «маркировка с использованием значков». На стадии осмысления содержания, для того, чтобы разрешить противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу, участникам мастер-класса предлагается текст по теме «Универсальные учебные действия». Используя технологический прием «ИНСЕРТ», участники делают соответствующие пометки на полях.
«v» | «+» | «-» | «?» |
(то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете) | (то, что вы читаете является для вас новым) | (то, что вы читаете противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете) | (то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу) |
Текст «Универсальные учебные действия»
Веденные ФГОС приоритетным направлением образования выделяют развитие личности, которое обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В соответствии с требованиями ФГОС результаты обучения могут быть:
1)предметными, ориентированными на формирование у учащихся конкретных знаний, умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области;
2)метапредметными, направленными на расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету, формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД;
3) личностными, предполагающими ценностно-смысловую ориентацию учащихся в содержании учебного материала, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, формирование личностныхУУД.
Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективов).
Личностные универсальные учебные действия:
— на личностное самоопределение;
— на развитие Я-концепции;
— на смыслообразование;
— на мотивацию;
— на нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
- общеучебные,
- логические,
- действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
—самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Универсальные логические действия включают в себя:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем это:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Развитию регулятивных УУД способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.
Приложение №3
Памятка для учителя по формированию УУД «Чему учить? Как учить ? Что ожидать»
Чему учить? | Как учить? | Что ожидать? |
Коммуникативные УУД ✓ сотрудничеству с учителем и сверстниками ✓ умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ✓ разрешению конфликтов ✓ управлению поведением партнера | ✓составить задание партнеру ✓отозваться о работе партнера ✓организовать групповую работу по составлению кроссворда ✓выполнить задания «отгадай, о ком говорим» ✓сформулировать вопросы для обратной связи в диалоговое слушание ✓«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д. | ✓Умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее ✓ умения подтверждать аргументы фактами ✓критичного отношения к своему мнению ✓ понимать точку зрения другого (в том числе автора) ✓организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) ✓ предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений |
Познавательные УУД ✓ формулирование цели ✓ поиск и выделение необходимой информации ✓ выбор наиболее эффективных способов решения задач ✓ постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем ✓ анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); ✓ выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов ✓ подведение под понятие, выведение следствий ✓ установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений ✓ выдвижение гипотез и их обоснование ✓ самостоятельное создание способов решения проблем различного характера | Выполнить задания: ✓ «Найди отличия» (можно задать их количество) ✓ «Поиск лишнего» ✓ «Лабиринты» ✓ упорядочивание ✓ «цепочки» ✓ «хитроумные решения» ✓ Составить схем-опор ✓ Работать с разного вида таблицами ✓ Составить и распознать диаграммы | ✓ Умение находить литературу ✓ умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления ✓ умение выявлять причины и следствия явлений ✓ умение делать выводы ✓ умение использовать полученную информацию в проектной деятельности ✓ умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ ✓ составлять план текста ✓ уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде |
Регулятивные УУД ✓ целеполагание ✓ планирование ✓ прогнозирование ✓ контроль ✓ коррекция ✓ оценка ✓ саморегуляция
| ✓ Найти информацию в предложенных источниках ✓ взаимоконтроль ✓ взаимный диктант ✓ диспут ✓ заучивать материал наизусть в классе ✓ выполнить задание «Ищу ошибки» ✓ КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему) | ✓Составлять план выполнения проекта ✓ совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки ✓ в ходе представления проекта уметь давать оценку его результатам |
Личностные УУД ✓ личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; ✓ смыслообразование ✓ нравственно-этическая ориентация | ✓Участвовать в проектах ✓ подводить итоги урока ✓ выполнять творческие зададния ✓ развивать зрительное, моторное, вербальное восприятие ✓ давать самооценку событию, происшествию ✓ оформлять дневник достижений | ✓Оценивать поступки ✓ прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей ✓ учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями ✓ объяснять оценки поступков ✓ объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми ✓ объяснять самому себе: – свои некоторые черты характера; – свои отдельные ближайшие цели саморазвития; – свои наиболее заметные достижения ✓ искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений ✓стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур ✓ осуществлять добрые дела ✓ вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта |
Приложение №4
1 группа. Практическое задание (групповая работа.)
Используя различные источники, разработать (найти) задания, нацеленные на формирование регулятивных УУД. Записать результаты работы в таблицу.
Задание | Содержание учебной деятельности | Источник | Примечание |
2 группа. Практическое задание (групповая работа.)
Используя различные источники, разработать (найти) задания, нацеленные на формирование познавательных УУД. Записать результаты работы в таблицу.
Задание | Содержание учебной деятельности | Источник | Примечание |
3 группа. Практическое задание (групповая работа.)
Используя различные источники, разработать (найти) задания, нацеленные на формирование коммуникативных УУД. Записать результаты работы в таблицу.
Задание | Содержание учебной деятельности | Источник | Примечание |
Приложение №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС
Доклад о формировании УУД на уроках истории в рамках реализации Федеральных Государственных образовательных стандартов.Дается токование, объяснение, что такое УУД, их функций и формировани...
Развитие познавательных универсальных учебных действий при обучении математике и информатике с учетом требований ФГОС ООО
Выступление на тему «Развитие познавательных универсальных учебных действий при обучении математике и информатике с учетом требований ФГОС ООО»...
Выступление на РМО учителей математики "Формирование универсальной учебной деятельности (УУД) при обучении математики как средство реализации ФГОС ООО"
Универсальные учебные действия-это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющимиоснову умения учиться....
Диагностические методы мониторинга универсальных учебных действий учащихс 1 – 7 классов при реализации ФГОС
Диагностические методы мониторинга универсальных учебных действий учащихс1 – 7 классовпри реализации ФГОС...
Приказ о проведении районного практико-ориентированного семинара по немецкому языку «Новые подходы к формированию универсальных учебных действий на уроках немецкого языка при реализации ФГОС»
Организатор семинара...
Приказ о проведении районного методического практико-ориентированного семинара по немецкому языку «Новые подходы к формированию универсальных учебных действий на уроках немецкого языка при реализации ФГОС»
Практико-ориентированный семинар...
Методическая разработка по теме: "Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики в рамках реализации ФГОС"
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...