Социальное направление в работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка
Социальная деятельность школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
социальное направление в работе с детьми с ОВЗ | 43.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Говорецкая Е.Г., учитель-дефектолог
Социальное направление в работе с детьми с ОВЗ
Социальная деятельность школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Социальная деятельность всегда связана с социумом и решает общественные проблемы. При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его. Иными словами речь идет о реализации такого направления деятельности как социальное - социальное творчество.
Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с интеллектуальной недостаточностью социальное направление решается через трудовую деятельность, реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
В урочной деятельности реализация социальной направленности осуществляется, в основном, через уроки трудового обучения. Дети практически осваивают профили трудового обучения, участвуют в конкурсах различного уровня, профессиональных пробах, готовятся к дальнейшей профессиональной деятельности.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, заботе о пожилых людях, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.
Основные направления социальной деятельности, применимые в школе:
- самообслуживание, которое реализовывается через уроки, внеклассную воспитательскую деятельность. Например, в школе есть бытовая комната для проведения практических уроков по самообслуживанию, СБО, обслуживающему труду для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. В бытовой комнате хранятся инструменты, принадлежности для уборки школьных помещений, есть все необходимое для стирки, сушки и глажки вещей. Стирать, сушить и гладить можно в самой бытовой комнате.
- посильное участие в охране природы: это и уход за комнатными растениями, и уборка территории, покраска стволов деревьев, уход за зелеными насаждениями на территории школы и т.п.;
- работа для школы, т.е. общественно-полезный труд - дежурство по классу, в столовой, помощь в уборке школьных помещений, мелкий ремонт мебели, забота о младших школьниках, помощь в библиотеке, помощь воспитателю.
Кстати, Министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева выступила с предложением о возвращении в школу общественно полезного труда: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника. Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — сказала Ольга Васильева на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре 26 сентября 2016 года. Она считает, «что без трудолюбия, без навыков, которым прежде всего мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить».
- помощь другим организациям, например – Дом Ветеранов. Людей пожилого возраста можно навещать, оказывать им посильную помощь в уборке квартир, стирке вещей, мелком ремонте одежды.
При реализации социального направления в школе могут использоваться следующие формы организации внеурочной деятельности:
- кружки и секции;
- соревнования, конкурсы и викторины;
- экскурсии и встречи с людьми различных профессий;
- просмотр и обсуждение видеоматериала;
- тематические праздники;
- выставки детских работ;
- мастерские подарков и аукционы добрых дел;
- коллективные творческие дела;
- творческие проекты, презентации;
- трудовые десанты;
- общественно полезные практики;
- социально-значимые акции и социальные проекты;
- детские движения (волонтеры).
Для улучшения социального климата в школе предлагаем вам, уважаемые коллеги, возобновить в школе рейды, например:
- «Чистый ботинок»,
- «Воспитанный класс»,
- «Dress-код».
Проводить такие акции, как:
- «Школьный участок»,
- «Здоровая книга»,
- «Чистота – залог здоровья»,
- «Моя школа – мой дом»,
- «Школа трудолюбия».
Некоторые акции можно проводить с выходом на муниципальный или краевой уровень.
Спасибо за внимание, уважаемые коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...
приоритетные направления в работе с детьми с ОВЗ
данный материал показывает технику работы с текстом у детей с ОВЗ...
Направления коррекционной работы с детьми С ОВЗ /ЗПР/.
Кратко перечислены основные направления коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Цель работы - усиление практической направленности обучения с учётом психологических особенностей детей....
Социальные истории в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью в условиях стационарного учреждения. Социальные истории и поведение. Рекомендации по работе.
Краткое описание методики "Социальные истории", использование в условиях стационарного учреждения на занятиях, уроках, в режимные моменты....
Тематическое планирование занятий в рамках проведения внеурочной деятельности (социальное направление) при работе с детьми, имеющими особые возможности здоровья.
Предлагаю разработку - тематическое планирование занятий по внеурочной деятильности, направленную на коррекцию коммуникативных умений у школьников с особыми возможностями здоровья и их дальнейшу...