Социальные истории в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью в условиях стационарного учреждения. Социальные истории и поведение. Рекомендации по работе.
методическая разработка на тему
Краткое описание методики "Социальные истории", использование в условиях стационарного учреждения на занятиях, уроках, в режимные моменты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_sotsialnye_istorii.doc | 791.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей–инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1» Комитета по социальной политике
Методические рекомендации
Использование методики «Социальные историий» в работе с воспитанниками с ОВЗ и ТМНР
Утверждены на заседании
экспертного совета ДДИ №1
Протокол № 2 от 14.09.2017
Автор-составитель: Соловьева Л.М.,
педагог-психолог ДДИ № 1
Петродворец
2017
Воспитание и образование детей и подростков с умеренной умственной отсталостью и тяжeлыми множественными нарушениями развития в условиях стационарного учреждения определяется их особыми образовательными потребностями, осуществляется в адекватной здоровью среде и направлено на формирование доступной жизненной компетентности в целях социальной адаптации и интеграции в социум.
Целью этого процесса является максимальная самореализация каждого воспитанника в различных сферах жизнедеятельности с учетом его индивидуальных психических и физических особенностей. Коммуникативная компетентность и развитие способности к коммуникации это не просто одно из ведущих средств повышения активности, самостоятельности и социальной адаптации воспитанника, это сквозной процесс, наряду с вниманием и памятью, который требует создания в учреждении адекватной возможностям ребенка коммуникативной среды и естественного обучения путем использования коммуникативного потенциала ситуаций повседневной жизнедеятельности, социального поведения.
В детском доме интернате (ДДИ №1) в течение 2008-2010 годов проводилась экспериментально-опытная работа по внедрению средств альтернативной дополнительной коммуникации в работу педагогов и специалистов учреждения с воспитанниками.
Был разработан инновационный проект «Дополнительная альтернативная и аугментативная коммуникация в условиях стационарного учреждения» (2011-2015).
С 2016 года работа по этому направлению продолжается, разработан следующий этап на 2016-2020 годы.
Сегодня мы относимся к дополнительной коммуникации не только как к возможности удовлетворить потребность человека с особыми потребностями в общении, а и как к инструменту, запускающему и стимулирующему весь процесс его развития, его социализацию и интеграцию в общество, а также процессы его сопровождения, абилитации и реабилитации.
Что такое социальная история
Дети с ОВЗ не приобретают социальные навыки так, как обычные дети. Они могут быть неуклюжи и неестественны в социальных взаимоотношениях.
Несмотря на то, что дети испытывают сложности общения с другими людьми, многие из них хотят общаться, но к сожалению, не знают как это сделать.
У них просто недостает тех навыков, которые нужны для поддержания полноценных взаимоотношений даже в близком окружении.
Дефицит в развитии социальных навыков наблюдается у всех воспитанников ДДИ №1. Из-за имеющихся у них нарушений развития, вторичной аутизации вызванной выраженной умственной отсталостью, ребенок может не знать как здороваться, как делиться игрушкой, как начать разговор, как близко стоять к человеку, с которым разговариваешь.
Социальная история является одним из доступных методов развития коммуникативных навыков детей с ОВЗ. Выбирается тематика истории, которая будет рассказываться любым доступным для ребенка способом. В зависимости от возможностей ребенка это могут быть жесты, картинки, пиктограммы и т.д. выбирается доступная тема беседы и целенаправленно подбирается ряд визуальных эпизодов, иллюстрирующих сообщение. история может быть короткой или длинной, повествовательной, рассказывающей о прошедших, происходящих или предстоящих событиях, о себе, о конкретном человеке или персонаже и т.д.
Социальные истории является одним из методов развития социальных навыков.
Адекватное социальное поведение объясняется ребенку в форме истории. Этот метод был разработан Кэрол Грей, и его цель – предоставить ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом (например, ответы на вопросы «кто», «что », «когда», «где» и «почему» социальных ситуаций).
Кэрол Грей (carolgray) — директор Центра Грей по социальному научению и пониманию в городе Зиланд, США. Первоначально Грей работала учительницей с учениками РАС, сейчас она работает консультантом по инклюзивному образованию.
Метод социальных историй Кэрол Грей разработала в 1991 году, теперь этот метод используется во всем мире.
Кэрол заострила внимание на том, что социальная история:
Во-первых, должна применяться только с детьми, которые смогут понять, что им читается;
Во-вторых, должна быть написана под уровень развития ребенка, тем языком, который ребенок сможет понять;
В-третьих, должна включать несколько определенных структур предложений.
Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка и могут включать вещи, которые ребенок ценит, или которыми он интересуется. Например, если ребенку нравятся динозавры, то вы можете сделать динозавров персонажами истории про учебу в школе и так далее. Дети часто лучше воспринимают визуальную информацию, так что желательно, что бы история включала рисунки, фотографии или даже реальные предметы.
Для развития социальных навыков история выстраивается как серия из нескольких коротких эпизодов, в которых педагог описывает поведение, которое ожидается от ребенка в той или иной ситуации. Социальная история также описывает, когда ребенок должен продемонстрировать определенное поведение, почему он должен так поступить, и как его реакции повлияют на поведение других людей.
В социальной истории мы можем объяснить ребенку социальное правило, например о том, как делиться игрушками, что делать, когда мама просит убраться в комнате, как играть в настольную игру и ждать своего хода, как стоять в очереди, как вести себя в ресторане, как приветствовать друга и т. Д.
Родитель или учитель читают ребенку социальную историю. Если ребенок умеет читать, он может прочитать историю сам.
Социальная история является одним из способов обучения элементарным социальным навыкам. Социальная история просто и понятно объясняет ребенку, как действовать в той или иной ситуации. Формат и структура предложений социальных историй делает их настолько привлекательными для ребенка, что он хочет читать или слушать эти истории опять и опять.
Строение социальной истории уникально. Только определенные типы предложений употребляются в социальной истории. Именно поэтому социальные истории так нравятся детям.
Социальные истории могут быть использованы не только для обучения тому, как вести себя в социальных ситуациях. Их можно использовать для освоения нового распорядка дня, новых занятий и того, как реагировать на различные чувства, такие как злость и фрустрацию. Хотя на данный момент продолжаются исследования по оценке эффективности социальных историй, они кажутся многообещающим методом для улучшения социального поведения детей с ОВЗ.
Темы социальных историй
Выбор темы социальной истории должен опираться на текущий уровень функционирования ребенка. В первую очередь в социальной истории должна быть адресована самая актуальная социальная проблема. Помимо этого, тема социальной истории должна быть очень конкретна. Например, не стоит писать историю «Как общаться с друзьями». Эта тема очень обширна. Она может включать следующие под–темы: «как пригласить друга поиграть», «как присоединиться к разговору», «как поприветствовать друга, когда видишь его в первый раз». Стоит проанализировать, что конкретно ребенок делает неправильно в общении с друзьями, и затем написать социальную историю именно на эту тему. Соответственно, такая обобщенная тема, как общение с друзьями, превратится в набор из нескольких очень конкретных социальных историй.
Помимо этого, не следует забывать, что любой, даже самый простейший (в нашем понимании) навык, например, как присоединиться к разговору, является комплексным поведением, состоящим из многочисленных поведенческих реакций. Что нам следует сделать, чтобы присоединиться к разговору? Нам надо подойти к группе говорящих людей, понять, о чем они говорят, дождаться паузы в их разговоре, и только затем что-то сказать. И это только один из вариантов. Мы включаемся в беседу, не задумываясь над тем, как это сделать. А для ребенка с ОВЗ этот навык является очень сложным поведением.
Как составить социальную историю
Кэрол Грей рекомендует специфическую схему социальной истории.
Эта схема включает несколько описательных и несколько перспективных предложений.
Описательные предложения
Описательные предложения рассказывают о том, что люди делают в конкретных социальных ситуациях, и определяют, где эти ситуации происходят, кто в них участвует, что эти люди делают и почему. Пример описательных предложений: «Иногда в школе включается пожарная тревога. Пожарная тревога – это очень громкий звонок, который включают, когда в школе настоящий пожар, или когда все тренируются в выходе из здания в случае пожара. Учителя, уборщики и директор помогают нам всем построиться и быстрее выйти из здания. Пожарная тревога очень громкая, что бы все ее услышали. Иногда я думаю, что она слишком громкая».
Перспективные предложения
Этот тип предложений описывает реакции других людей, что бы человек узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию. Эти предложения описывают внутренние состояния людей, их мысли, чувства и настроение. Перспективные предложения представляют реакцию людей на ситуацию, так что человек может выучить, как другие люди воспринимают различные события. Пример перспективного предложения: «Пожарная тревога не беспокоит всех людей. Учителя, уборщики и директор могут не пони мать, почему меня беспокоит пожарная тревога. Иногда они могут разозлиться, потому что я не выхожу достаточно быстро или не пони маю, что делать. Их работа состоит в том, что бы вывести меня из здания как можно скорее, что бы я был в безопасности в случае настоящего пожара».
Директивные предложения
Директивные предложения описывают желательный или подходящий образ действий в данной ситуации. Такие предложения строятся в утвердительной форме, объясняя в позитивных терминах, какое поведение является желательным. Природа директивных предложений такова, что их нужно использовать с большой осторожностью и не ограничивать выбор человека. Чем больше в истории описательных предложений, тем больше у человека возможностей для собственных реакций на социальную ситуацию. Чем больше директивных утверждений, тем более конкретными должны быть подсказки человеку о том, как следует реагировать.
Директивные предложения формулируются только позитивно и только от первого лица. Директивные предложения обычно следуют за описательными предложениями, и они рассказывают о том, что является ожидаемым ответом на подсказку или ситуацию. Директивные предложения обычно начинаются с «Я могу попытаться…», «Я попытаюсь…» или «Я буду работать над…». Пример директивного предложения: «Я попытаюсь оставаться спокойным, когда звони т пожарная тревога».
Нужно следить за тем, что бы не использовать слишком много директивных или контролирующих предложений в социальной истории, а то вы превратите ее в «антисоциальную историю» – набор требований и команд.
Контролирующие предложения
Эти предложения определяют стратегии, которые человек может использовать, что бы вспомнить или понять социальную историю. Они обычно добавляются после того, как вы изучили социальную историю вместе. Контролирующее предложение пишется ребенком, либо составляется по его подсказке. Пример контролирующего предложения: «Когда звучит пожарная тревога, думай о динозаврах и о том, как они идут друг за другом из леса, что бы спастись от огненных метеоритов».
Когда история написана, вы можете дополнить ее картинками, которые значимы для ребенка, и которые помогут ему запомнить историю. Историю можно использовать в качестве «сказки на ночь», читать вместе с ребенком вместо книги и так далее. Можно читать историю ребенку ежедневно, либо читать историю ребенку в разное время в течение недели. Кэрол Грей сообщает фантастические результаты от применения ее метода.
Не используйте слишком много контролирующих и директивных предложений
Два типа предложений используются лишь изредка: директивные и контролирующие предложения. Их можно вообще не использовать, но если они включаются в историю, то Кэрол Грей рекомендует использовать их в следующем соотношении: 0-1 директивное или контролирующее предложение на каждые 2-5 описательных или перспективных предложений.
Кэрол Грей разработала именно это соотношение директивных или контролирующих предложений к описательным и/или перспективным предложениям для метода социальных историй. Она считает, что на каждое директивное или контролирующее предложение должно приходиться от двух до пяти описательных или перспективных предложений. В зависимости от конкретного человека и ее или его потребностей можно полностью отказаться от директивных или контролирующих предложений.
Как использовать социальные истории
Если человек умеет читать, то родитель может представить историю, прочитав ее дважды. Затем человек может читать историю один раз в день самостоятельно. Если человек не умеет читать, то родитель может записать свое чтение истории на видео или аудио, одновременно подсказывая человеку, что пора перевернуть страницу. Можно подсказывать с помощь звонка или вербального предложения о том, что пора перевернуть страницу.
Человек слушает и «читает» историю один раз в день. Когда у человека развивается навык, описанный в социальной истории, можно постепенно уменьшать ее применение. Это можно сделать, уменьшив количество раз в неделю, когда история читается, а затем напоминать об истории только раз в месяц или по необходимости. Другой способ уменьшения применения – переписывать историю, постепенно убирая из нее директивные предложения.
Социальные истории можно использовать для самых разных целей
Существующие на данный момент исследования говорят о том, что социальные истории могут быть эффективны для улучшения адаптивного поведения и уменьшения проблемного поведения, особенно если их применяют в сочетании с прикладным поведенческим анализом (ABA). Тем не менее, дети в спектре аутизма получат пользу от этого метода только в том случае, если они способны общаться предложениями, которые соединяют вместе различные идеи.
Несколько исследований, проведенных в малых группах детей школьного возраста, показали эффективность социальных историй (Mirenda 2001). Социальные истории считаются эффективными, но только в том случае, если они соответствуют коммуникативным навыкам ребенка (Richards 2000). Как и в случае со многими другими вмешательствами для расстройств аутистического спектра, необходимо больше эмпирических исследований среди большего числа детей, что бы квалифицировать социальные истории как доказательное вмешательство.
Примеры социальных историй
Когда я не слушаю других людей
Очень важно смотреть на людей и прекратить делать то, что я делаю, если они хотят мне что -то сказать.
Иногда взрослые говорят мне очень важные вещи, которые я должен знать.
Если я не смотрю и не слушаю, то я могу пропустить что -то важное, и взрослые рассердятся.
Я знаю, что это плохо – продолжать делать то, что я делаю, если взрослые хотят, что бы я слушал.
Я буду слушать взрослых, когда они говорят со мной.
Как настроиться на других людей
Я думаю только о том, что говорят или делают другие люди.
Когда я это делаю, у меня могут появиться новые друзья, и я пони маю, что происходит вокруг.
Если я думаю о других вещах, то я могу отвлечься и даже запутаться.
Люди подумают, что я странный и со мной не будут играть.
Я всегда буду думать о том, что говорят и делают другие люди.
Перебивание
Нельзя перебивать людей, которые разговаривают или чем-то заняты. Это невежливо.
Если это очень важно, то я могу похлопать человека по плечу и сказать «прошу прощения». В остальных случаях я должен быть терпеливым и ждать, когда они закончат.
Перебивание злит людей, потому что они перестают говорить, и они могут забыть, о чем они говорили.
Каждый заслуживает того, что бы говорить без перебивания.
Взрослым нравятся вежливые дети. Они особенно гордятся детьми, которые не перебивают.
Иногда я думаю, что что-то очень важно, а взрослый говорит мне, что это не так.
Если это происходит, то мне нужно терпеливо ждать.
Личное пространство
Когда я говорю с людьми, мне нужно предоставлять им личное пространство и не приближаться к их лицам.
Когда люди стоят слишком близко, то другие люди чувствуют себя дискомфортно.
Каждому нужно личное пространство.
Когда я вызываю дискомфорт у других людей, они стараются меня избегать.
Может быть, они даже не захотят снова со мной разговаривать.
Когда я предоставляю достаточно личного пространства людям, то я могу играть и говорить с ними, я могу повеселиться, и у меня могут появиться новые друзья.
Никакого ответа от других людей
Иногда люди не отвечают, когда я говорю с ними.
Может быть, они меня не слышали.
Может быть, они были невнимательны.
Может быть, они были заняты.
Может быть, они просто не хотят со мной говорить.
Не мое дело заставлять людей отвечать мне.
Я могу просто забыть об этом. Может быть, они поговорят со мной позже.
Вопросы, на которые ты знаешь ответ
Это нехорошо – задавать вопрос, на который я знаю ответ.
От этого другие люди будут скучать.
Люди могут подумать, что я не могу запомнить их ответы.
Люди могут подумать, что я глупый.
Люди могут подумать, что я их проверяю, и от этого они рассердятся.
Если я хочу поговорить с кем-то, то я могу задать вопрос, на который я не знаю ответа.
Время в кругу
Время в кругу означает, что я слушаю учителя.
Если я говорю с другими детьми, учитель может расстроиться, потому что я не слушаю его.
Другие дети могут подумать, что я плохой мальчик, который не соблюдает правила.
Когда я слушаю учителя, то я учусь.
Учиться весело, и я могу помнить о том, что нужно слушать учителя.
Игра вместе
Я говорю с детьми, с которыми я играю.
Очень важно не говорить с детьми, которые играют с другими детьми.
Если я буду говорить с детьми, которые играют в другие игры, то мои друзья расстроятся, они подумают, что я их игнорирую.
Возможно, в следующий раз они уже не захотят играть со мною.
Если я говорю только с моими друзьями, то мы веселимся вместе.
В следующий раз они снова будут со мной играть.
Окликнуть кого-то по имени
Когда я хочу поговорить с кем-то, то я могу подойти к этому человеку и обратиться к нему.
Это вежливый поступок.
Когда людей окликают по имени, то это мешает всем остальным людям в комнате, все отвлекаются.
Если я кого-то окликаю по имени, то люди могут подумать, что я не знаю, как себя вести.
Я смогу подходить к людям, если я хочу с ними поговорить.
Когда меня зовет взрослый
Когда взрослый зовет меня, то мне нужно прекратить то, что я делаю, и подойти к нему.
Возможно, что взрослый хочет сказать мне то, что мне нужно срочно узнать.
Если я не подойду, то я не узнаю то, что мне нужно знать.
Взрослым не нравятся дети, которые их не слушают.
Я буду слушать взрослых.
Когда мне очень хочется что -то сказать
Иногда мне так сильно хочется что -то сказать, что мне кажется, что нужно сказать это прямо сейчас.
Очень важно подождать, пока другой человек не перестанет говорить.
Даже если это кажется важным, это может подождать.
Меня будут лучше слушать, если я терпеливо подожду.
Когда я перебиваю, это только злит людей.
Люди начинают гадать: «Что с ним не так?», «Почему он не может подождать?»
Если я могу подождать, я могу рассказать им потом.
Список литературы
- Социальные истории в картинках http://obuchalka-dlya-detey.ru/sotsialnyie-istorii-v-kartinkah/
- Социальные истории для детей с РАС — создание и использование http://www.corhelp.ru/metody-korrektsii/sotsialnye-istorii-dlya-detej-s-ras-sozdanie-i-ispolzovanie/
- Всем нам нужны социальные истории http://outfund.ru/kira-solomatova-vsem-nam-nuzhny-socialnye-istorii/
- Как обучать детей с аутизмом с помощью социальных историй? http://outfund.ru/socialnye-istorii-dlya-detej-s-autizmom/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных навыков у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в условиях стационарного учреждения.
Статья о формировании учебных навыков у детей с умственной отсталостью....
«Дифференцированный подход к обучению учащихся с умеренной умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы».
Статья напечатана в сборнике изданном по материалам всероссийской научно-практической конференции: «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоро...
Конспект занятия с детьми с умеренной умственной отсталостью по программе "Правильное питание" Тема "Приготовление винегрета"
Ц ели и задачи: 1.Учить детей готовить салат из овощей - винегрет. 2. Формировать представление...
Использование кинезиологических упражнений в учебной деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью
Описание одного из видов здоровьесберегающих технологий...
Доклад «Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с умеренной умственной отсталостью»
В докладе раскрыты теоретические аспекты: определение умственной отсталости (олигофрения), причины и степени умственной отсталости у детей, показана общая цель и основные направления коррекционно-разв...
Применение здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий при работе с детьми с умеренной умственной отсталостью
Для сохранения и укрепления здоровья детей с умеренной умственной отсталостью необходимо учителю в своей работе применять здоровьесберегающие технологии....
Статья "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ."
В статье описаны особенности адаптаци в школе детей с УИН. А также приемы работы, которые я успешно использовала в своей практике....