приоритетные направления в работе с детьми с ОВЗ
статья по теме

данный материал показывает технику работы с текстом у детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx28.02 КБ
Office presentation icon deti_s_ovz.ppt1.45 МБ

Предварительный просмотр:

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СМЫСЛОВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Среди учащихся в любом классе всегда найдутся дети, которые с самого начала школьного обучения плохо усваивают программный материал по основным предметам и нередко оказываются в числе стойко неуспевающих учеников. Это происходит из-за сочетания целого ряда факторов различного характера. Успешное продвижение в обучении школьника может затрудняться соматическими заболеваниями, приводящими к длительным пропускам занятий и образованию пробелов в знаниях. Неуспеваемость может быть вызвана нарушениями слуха, зрения, речи. Проблема школьной неуспеваемости очень сложна и может анализироваться с разных точек зрения: социальной, педагогической, медицинской, психологической. В ряде случаев отмечается, что значительную часть стойко неуспевающих учащихся составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ - группа детей с сенсорными, эмоционально-волевыми, физическими и др. отклонениями в психофизическом развитии. Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяются специфическими закономерностями в развитии - замедление темпа возрастного развития, замедление скорости приема и переработки поступающей информации, общим снижением психической активности, недоразвитием моторики, более высокой психофизиологической "ценой" достижения того или иного результата, нарушениями речи, недостатками словесной сферы, затруднениями в сфере общения, несогласованностью в образной и вербальной сферах психики, деформацией социальной ситуации и системы отношений ребенка с ближайшим окружением. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья протекает в специальных образовательных условиях, которые включают в себя: наличие современных специальных образовательных программ; учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции; проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами; предоставление медицинского, психологического и социального сопровождения.

Основными требованиями к уроку для детей с ОВЗ являются:

- реализация на уроке дидактических и коррекционных задач;-создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся; -использование достижений современной педагогической (коррекционной) теории и практики;- умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся;-учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся;-научность и достоверность сообщаемых знаний, их практическая направленность;-рациональное использование на уроках наглядности;-формирование необходимых знаний, умений и навыков, формирование умения учиться.

Отбор методов для коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ определяется рядом перечисленныхфакторов. У обучающихся значительно снижены возможности полноценного восприятия информации,предлагаемой учебной ситуацией. Поэтому предпочтение отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма, то есть в соответствии с природой особых образовательных потребностей данного обучающегося. На первом месте находятся наглядные и практические методы, формирующие сенсомоторную основу обучающихся. Дополнением к этим методам являются методы словесной передачи учебной информации. У таких детей низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения; недостаточный объем и точность запоминания. Дети с ОВЗ не умеют организовывать свою работу, у них низкий уровень опосредованного запоминания; преобладание механического запоминания над словесно – логическим.

Однако каждый новый класс ОВЗ не похож на другие подобные классы. И если в одном классе, что-то уже четко отработано из форм, методов, приемов работы, в других – бывает, что это совсем не срабатывает. Поэтому хочется сразу сказать, что нет идеального “рецепта”. Мой предмет биология – это каждый урок кропотливая работа по развитию речи с использованием узкопредметной общебиологической терминологии. Возникает вопрос: «Что делать?»

Для детей со слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии логической (смысловой) памяти. Основой для развития логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор и составление плана и др. Эффективная обучающая методика по созданию мнемических опор разработана К.П. Мальцевой (1958). Эта методика, получившая название «Смысловые единицы», может быть использована для школьников всех возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности, начиная с 2 класса. Методика заключается в том, что перед учеником ставят задачу выделить главное в тексте (создать мнемические опоры) и указывают путь анализа текста. Чтобы вычленить главное, ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этой части?» и «Что говорится (сообщается) об этом?» Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопрос подтверждает правильность этого выделения. Обучающая методика имеет две части. Первая часть – выделение смысловых опор, вторая часть методики – составление и использование плана как смысловой опоры мнемической деятельности школьника.

В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи, т.е. крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры. Смысловая память основана на понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка.

Поэтому, для себя я решила, что такая работа с текстом - это один из наиболее подходящих видов деятельности, для детей с ОВЗ по развитию и мышления и памяти и речи одновременно. Использую прием – составление смысловых опорных схем по тексту совместно с учителем: 1) - чтение “цепочкой” и одновременно нахождение в тексте ответов на конкретные вопросы, которые дети или самостоятельно вывели вначале урока, или заготовленные заранее учителем и зафиксированные в инструкции; 2) – фиксируем опорные слова (словосочетания) в тетради, далее находим связи между ними, соединяя стрелочками, второстепенные выписываем отдельно, и ищем место для них в общей схеме; 3) – закрепляем все, повторными ответами на вопросы, без помощи текста учебника, но с опорой на составленную схему. Разбираем составленную схему коллективно с помощью наводящих вопросов со стороны учителя: – “Рассмотрите все ступени схемы. Что показано стрелочками? Что от чего зависит? О чем это говорит? И т.д.

Прилагаемая инструкция:

  • Прочитать абзац текста;
  • Выделить главную мысль прочитанного фрагмента текста; (для этого нужно задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится в тексте, и что об этом говорится). После того как ответишь на эти вопросы, по отработанному абзацу, их снова надо задать, и так работать до конца текста.
  • Все ли тебе понятно?

По ходу работы с текстом устно, ведутся записи в тетради, составляется письменный план изученного текста. Заполняется таблица постоянной формы. Часто встречающиеся обобщенные понятия (такие как жизнь, процессы жизнедеятельности, дыхание, пищеварение, обмен веществ, и т.д.) приучать обозначать специальными знаками или буквами.

Рефлексия. А можно ли изобразить полученную схему по-другому? А как бы вы показали? Попробуйте изобразить в тетрадях схему по-своему, это задание можно оставить как домашнее, с подключением в работу родителей.

Известно, что дети с задержкой психического развития быстрее утомляются. В связи с этим их целесообразно переключать с одного вида деятельности на другой. На любом уроке в каждом классе с ОВЗ стараюсь менять виды деятельности от 3 до 5 раз. Например: работа с отрывком учебного текста (найти и выписать выделенные термины или понятия), практическое задание – рассматривание гербарных, натуральных объектов, наглядных пособий с целью выявления их видимых особенностей, сравнение между собой, работа с таблицей на доске и в тетрадях (примерно по 6–7 минут). Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов для снятия напряженности. Работа с натуральными объектами формирует практические навыки и умения, очень активизирует деятельность ребят на уроке, т. к. она предполагает сопоставление теоретических представлении с настоящими примерами.

Подытоживая, хочется сказать, что основным ценностно-целевым ориентиром в своей работе, как учителя, считаю создание условий для успешной социальной адаптации и интеграции в общество своих «особых» учеников.

Литература:

  1. Власова Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития. – М., 1985.
  2. Мальцевой К.К. Осиповой А.А «Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. 
  3. Основы коррекционной педагогоки и специальной психологии: Учебно-методическое пособие для пед. И гуманит. Вузов. /В.П. Глухов, – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007.
  4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной - М.: Издательский центр "Академия", 1998.
  5. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992.

Интернет ресурсы:

http://www.bibliofond.ru/

http://www.psychologos.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://festival.1september.ru/

5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в классах коррекции ( VII вида)

Слайд 2

« Возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека» Ян Амос Каменский

Слайд 4

В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозовых характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:

Слайд 5

Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Слайд 6

Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения Причины задержки психического развития:

Слайд 7

Характерные особенности детей ЗПР: Снижение работоспособности; Повышенная истощаемость нервных процессов; Неустойчивое внимание; Своеобразное поведение; Недостаточность произвольной памяти; Отставание в развитии мышления; Дефекты звукопроизношения; Бедный словарный запас слов; Низкий навык самоконтроля; Незрелость эмоционально-волевой сферы; Ограниченный запас общих сведений и представлений; Слабая техника чтения; Трудности в счёте и решении математических задач.

Слайд 8

ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ соответствующий учебный план, увеличение количества часов на трудный раздел программы; общая коррекционная направленность процесса обучения; малая наполняемость класса, щадящий режим; создание положительной атмосферы на уроке, постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров; создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения; опора на имеющийся опыт ребенка;

Слайд 9

Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР Индивидуальный подход Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий (алгоритмизация учебного процесса) Использование многократных указаний, упражнений Проявление большого такта со стороны учителя Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР

Слайд 10

РАБОТА С ЗРИТЕЛЬНЫМИ ОПОРНЫМИ СХЕМАМИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Цель: формирование биологических понятий, с учетом уровня наглядно-образного мышления детей.

Слайд 11

Преимущества опорных схем Данный методический прием позволяет сконцентрировать внимание учащихся, на главном, выделить опорные пункты в изучаемом материале, установить связь с ранее изученным. Возможно повторное обращение к опорной схеме, что позволяет перейти от просто репродуктивного восприятия материала, к активной мыслительной деятельности учащихся.

Слайд 16

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов, (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения .

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание как приоритетное направление библиотечной работы

Задача библиотекаря сегодня – осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Всколыхнуть ребенка книгой, побудить его к сопереживанию, к творчеству, к осознанию своего предназначения ...

Выступление на районном семинаре библиотекарей "Приоритетные направления в работе школьной библиотеки"

Выступление на районном семинаре библиотекарей "Приоритетные направления в работе школьной библиотеки"....

Приоритетные направления методической работы МКОУ СОШ № 7

Методическое объединение учителей создается при наличии в образовательном учреждении более двух учителей, работающих по одной и той же специальности, или более трех учителей, работающих по одном...

«Здоровье сберегающие технологии, как приоритетное направление воспитательной работы лицея и общежития»

«Пора, наконец признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульны...

Мастер-класс по теме: "Сохранение кровной семьи – приоритетное направление в работе школы с семьями СОП"

В данной работе дан анализ работы социального педагога по сохранению семей СОП, показаны наиболее эффективные методы работы с такими семьями....

Статья " Социализация воспитанников - приоритетное направление в работе воспитателей с детьми всех возрастов".

«Истинный показатель цивилизации -Не уровень богатства и не облик городов,Не величины урожая, а облик человека Воспитываемого страной»     У.Эмерсон....