Консультация "ЭТА долгая автоматизация звуков в речи. «Кабинетная речь»."
консультация
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Процесс этот достаточно длительный и поэтапный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_rod_avtomat_zvukov.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭТА долгая автоматизация звуков в речи. «Кабинетная речь».
Ура, наконец – то «зашипел», «засвистел», «зарычал»…! Как многим родителям знакома такая радость, когда ребенок научился произносить долгожданный звук! Но тут же паника:
- «Он теперь везде звук вставляет, там где надо и не надо»
- «Теперь везде (ш), на (с) заменяет. А куда (ш) пропало?»
- «Шипеть научился, но в речи также ошибается!»
- «Стихи в садик учили, звуки не использует!»
Это и в самом деле трудная работа – не только научиться произносить звук правильно (а это значит овладеть верным положением губ, языка, заучить артикуляционную позу), но и вставлять его в слова (а это значит верно находить место звука, переключать артикуляцию) и пользоваться нужным звуком в речи (возможно только при полной автоматизации звука, выработке нового условного рефлекса, согласованной работы дыхания, голоса, артикуляции, развитой речеслуховой памяти, зрелым уровнем самоконтроля и хорошо развитым фонематическим слухом). Какая трудная работа для дошкольника!! А если ребенок правильно произносит звуки только в кабинете логопеда? или при выполнении домашнего задания (дома, под контролем родителей)?
Этапы автоматизации звуков:
1.Автоматизация изолированного звука.
2.Автоматизация звука в слогах.
3.Автоматизация звука в словах.
4.Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах.
5.Автоматизация звука в стихах, скороговорках.
6.Автоматизация звука в текстах, рассказах, пересказах.
7.Автоматизация звука в самостоятельной речи.
На каждом из этих этапов дети задерживаются по-разному в силу своих индивидуальных и речевых (а также сопутствующих) особенностей. Один ребенок может автоматизировать звук согласно этим этапам за месяц, другой задержаться на этапе автоматизации слов, но последующие этапе пройти четко и без особых усилий. Третий ребенок (например, в силу ярко выраженных нарушений слоговой структуры) может очень долго автоматизировать звук во фразе и предложениях, иметь трудности при использовании звука при пересказе. Есть дети, которые плохо учат стихи в силу слабой речеслуховой памяти. Очевидно, что у них будут трудности при
использовании звуков в стихах.
Отдельно хочется остановиться на детях с дизартрией, МДР (минимальные дизартрические расстройства). Нарушение иннервации мышц речевого аппарата является большим препятствием на пути к правильной речи! Нередко можно встретить детей подросткового возраста (которые весь дошкольный и младший школьный период были воспитанниками логопеда, с отсутствием нарушений звукопроизношения!) с нарушением дикции, смазанной, нечеткой речью (родители и педагоги отмечают «кашу во рту»). Связано это неврологическими проблемами, легкими или средней тяжестью поражением центральной нервной системы!!! Такие дети могут обладать хорошими познавательными способностями, но при этом быть моторно неловкими, астеничными, быстро истощаемыми, рассеянными, гипервозбудимыми. Все эти особенности ЦНС препятствуют самоконтролю и успешному овладению речью, даже при условии поставленных звуков и долгой логопедической коррекции!
Автоматизация звуков у всех детей проходит разнообразно!
Есть состояния (дизартрия, выход из алалии (например, разговорился после 4-х, в 6 лет приступили к звуковой стороне речи),
нарушения слоговой структуры, ЗПР, отклонения в нервно-психической сфере, поведенческие проблемы, недостаточность фонематического слуха) когда не обойтись без контроля речи дома! Иначе может возникнуть «эффект кабинетной речи»!
Ответственная позиция родителя, создание благоприятной среды для занятий дома и вне логокабинета, вовлечение родственников и педагогов (по возможности) - является важным моментом в этапах
овладения речью!
Что такое «кабинетная речь»?
Кабинетная речь – это когда ребенок правильно самостоятельно произносит звуки только в определенных условиях кабинета, под
контролем логопеда.
Кабинетная речь возникает, когда:
- не развит самоконтроль за собственной речью (причины описаны выше);
- отсутствует контроль со стороны взрослого (педагог, родитель). Это когда ребенок неправильно произносит слова с уже поставленным звуком, а взрослый не обращает никакого внимание на это произношение или напоминает о них только во время домашних заданий (в других ситуациях нет контроля);
- недостаточнаясформированность фонематического и слухового восприятия, как важнейших психических процессов в формировании
навыка правильного звукопроизношения.
На этапе автоматизации звука (особенно в предложениях, самостоятельной речи) вы должны окружить ребенка «звуковым подкреплением». Это значит, что вся семья (папа/бабушка/братья/сестры) ознакомлена над какими звуками
ведется работа!
Родитель параллельно вторит ребенку (на улице, в гостях, в кино) утрируя артикуляцию нужного звука:
например, ребенок: «Купи массинку!»
Родитель - «маШШШШинку».
Не надо третировать ребенка, давить, угрожать! «Скажи правильно! Ну-ка быстро. Повтори, а то не дам». Это вызывает негодование, протест и негативизм. Учитывая, что вам работать не над одним звуком, Вы просто повторяете за ребенком с выделением нужного звука! Обычно спустя недели две ребенок начинает сам отслеживать, где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой.
Обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, на улице, в гостях, в процессе домашней работы. Если же ребенок пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи».
И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся в коре головного мозга человека писал «Любое автоматизированное движение мышц (рук, ног, языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (контроля со стороны, из вне, самоконтроля) и поэтому многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический
стереотип», «автоматизм».
Другими словами, мы должны выработать условные рефлексы при произношении нужных звуков! Это очень долгая и кропотливая работа. С учетом ярко выраженных, стойких речевых нарушений и сложных симптомокомплексов - этап автоматизации самый трудный, энергозатратный как для ребенка, так и для логопеда, родителей. Родителям необходимо ответственно и с полной отдачей относиться к режиму домашних занятий и речевого окружения
ребенка «вне кабинета».
Помощь со стороны родителей (всего домашнего окружения), на этом этапе просто незаменима. Необходим полный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных ситуациях. Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звуков!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [рь] в связной речи". Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе "Формула будущего 2011"
В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ "Кто быстрее?", здоровьесберегающие техноло...
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [л] в связной речи на основе сюжета сказки "Золушка"
Подгрупповое логопедическое занятие проводилось в 5 классе с учащимися с легкой умственной отсталостью на этапе автоматизации звука. Разработка содержит план-конспект занятия и презентацию...
Автоматизация звуков П-Б в речи.
Индивидуальные занятия с глухими учащимися проходят в двух направлениях. 1. Коррекция произношения и развитие речи. 2. Развитие слухового восприятия. Перед педагогом стоит задача не только...
Автоматизация звука Ш в связной речи.
Упражнения по развитию моторики артикуляционного аппарата, автоматизация звука в чистоговорках и в связной речи....
1. Логопедическое занятие в специальной коррекционной группе V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) I года обучения (5-6 лет). Тема: «Про воробья, который не умел чирикать». Автоматизация звука [Ч] во фразовой речи.
Логопедическое занятие по формированию звука [Ч] во фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим нарушением речи: «Про воробья, который не умел чирикать», было проведено 28.03.2012 для городског...
Конспект логопедического индивидуального занятия с ребенком с ФФНР с дислалией по теме «Зимующие птицы». Автоматизация звука [р] во фразовой речи. Образовательная область «Речевое развитие».
Уточнение и закрепление произношения звука [р]....
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "Р" В СВЯЗНОЙ РЕЧИ
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ...