Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе реализации проекта «Защитники земли русской»
проект
Любовь к Отечеству испокон веков была яркой чертой русского национального духа. Привязанность к родной земле, своему народу, пережитой им истории, достижениям культуры, всегда оказывалась неотъемлемой от традиций национального образа жизни.
Это и вдохновляло наш народ к непрерывному трудовому напряжению в нелегких климатических условиях России, поднимало его на великие битвы во имя сохранения свободы и независимости, придавало духовные силы в творческом созидании, в развитии науки.
Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему немало примеров в истории нашей страны. Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в программах: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе реализации проекта
«Защитники земли русской»
Любовь к Отечеству испокон веков была яркой чертой русского национального духа. Привязанность к родной земле, своему народу, пережитой им истории, достижениям культуры, всегда оказывалась неотъемлемой от традиций национального образа жизни.
Это и вдохновляло наш народ к непрерывному трудовому напряжению в нелегких климатических условиях России, поднимало его на великие битвы во имя сохранения свободы и независимости, придавало духовные силы в творческом созидании, в развитии науки.
Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему немало примеров в истории нашей страны. Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в программах: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» .
В них сказано: «Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину; узнав ее, стать подлинным патриотом.» (С.Михалков)
К сожалению, настоящих патриотов остается все меньше. И чтобы наши потомки не забыли значения слов «Родина», «патриот», «патриотизм», мы должны научиться ощущать себя частицей народа, но главное, должны научить этому наших детей. Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.
Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. За период дошкольного детства дети должны получить основы представлений о возникновении Государства Российского, первых князьях; о богатырской славе и верности народа Отечеству своему; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков, осознать себя их частью, любить и уважать семью, товарищей, окружающих.
Военная история нашей страны полна героизма, романтики, истинного патриотизма, насыщена интересными, драматическими событиями, представлена удивительными, уникальными личностями.
Все это дает богатейший материал для подготовки и реализации проекта «Защитники земли Русской».
Цель проекта – воспитание уважения к Защитникам Отечества на основе ярких впечатлений и исторических фактов, желание, став взрослым, встать на защиту своей страны, своего народа.
Задачи:
- вызвать у детей чувство гордости за свою страну;
- воспитывать интерес к ее героическому прошлому, русской военной истории;
- формировать патриотические чувства и представление о героизме;
- воспитывать желание узнавать историю жизни русских людей, умение отличать достойные поступки от недостойных, выделять и понимать лучшие человеческие качества.
Темы проекта:
- «История возникновения Руси»,
- «Былинные богатыри – первые защитники земли Русской»,
- «Великие князья Руси»,
- «Полководцы и герои»,
- «Навстречу Дню Победы» (герои ВОВ),
- «Защитники и герои современной России».
Начиная работу по данному проекту, мы наполняли душу детей начальными знаниями о Родине, давали базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Всю деятельность выстраивали на основе активной жизненной позиции самих детей, включая знания детей и родителей в общий контекст развития истории России.
Работу над проектом мы начали с составления годового тематического планирования, подобрали темы для изучения и исследования, определили задачи, над которыми нам предстояло работать, содержание деятельности и формы работы. На начальном этапе разработки проекта подключили родителей наших воспитанников, подготовили и провели для них консультацию на тему «Мне сладок воздух Родины, настой медовых трав». Через консультацию расширили и обогатили представления родителей об истории, культуре и обычаях русичей, наметили планы дальнейших совместных действий по проекту, определили степень их участия в большом деле.
Первой темой нашего проекта является тема, раскрывающая историю возникновения Руси. На начальном этапе проектной деятельности мы формировали у детей первые представления об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории. В этот период беседовали с детьми на темы «Кто такие славяне?», «Откуда пошла земля русская?», читали отрывки из истории России из рассказов для детей А.О. Ишимовой. Накопив определенный уровень знаний и сведений об истории Руси, провели тематическое занятие «Здравствуй, Русь!». Введя традицию ежедневного душеполезного чтения, через былины, сказы, истории, сказки, рассказы продолжали обогащать представления детей об истории России, о былинных богатырях – первых ее защитниках. В игровую деятельность детей ввели дидактические игры «Древние славяне» и «Славянская семья», благодаря чему знания детей об истории славян значительно расширились и углубились.
«Былинные богатыри – первые защитники земли русской» - это вторая тема нашего проекта. В процессе работы над этой темой мы продолжили знакомство детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Через чтение былинных и сказочных произведений дети соприкасались с подвигами бесстрашных и могучих воинов, верных защитников земли русской, постигали истину: «Кто наступит на землю русскую, оступится». Мы видели, как на глазах наши дети становились старше, их разговоры о былинных богатырях – более осмысленными. В высказываниях мальчиков чувствовалась гордость и желание самим походить на древних воинов – богатырей. Особый интерес у детей вызвал образ Ильи Муромца, самого любимого, родного и близкого сердцу русского человека богатыря.
Рассматривая картину «Богатырская застава» В.Васнецова, провели тематическую беседу о славных подвигах русских богатырей. Через чтение книги В.Лебедева «На заставе богатырской» и разрешение проблемных вопросов дети подходили к более полному восприятию и пониманию роли былинных богатырей в защите русских земель от врагов. Дети узнавали, что богатыри наделены и многими талантами, природным умом и русским великодушием даже к врагам.
Для более полного, эмоционального восприятия характера былинного богатыря, подключили слушание песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова «Богатырская сила». С огромным интересом просмотрели видеофильм об Илье Муромце. Полученные знания дети отразили в продуктивной деятельности: рисовали на тему «На заставе богатырской», создавали альманах «Богатыри Древней Руси», выполняли коллективную аппликационную работу «Древняя крепость», из деталей цветного конструктора мастерили поселение древних славян. С помощью родителей изготовили макет «Богатырская застава», где дети постоянно развертывали режиссерскую игру по мотивам жизни русских богатырей. Через дидактические игры «Воины Руси» и «Сторожевые башни» дети закрепляли знания о снаряжении русского богатыря, доспехах, оружии.
Итоговым занятием по этой теме была игра в интеллектуальном клубе знатоков истории «Что? Где? Когда?» по теме «Богатыри Руси», где дети показали высокий уровень знаний по истории Древней Руси.
Со временем дети с помощью родителей сами добывали интересные сведения о защитниках России и приносили их в коллектив сверстников. Совместными усилиями собрали библиотеку «Защитники Отечества», подобрали иллюстрации древнерусских воинов, собрали образы защитников России в репродукциях художников. Всякий раз предоставляли детям возможность высказаться, совместно разрешить проблемные ситуации.
Познавая русскую историю от былинных богатырей до героев современной России, мы видели, как меняются наши дети, меняется их осмысленность в оценке добра и зла.
Через тему «Великие князья Руси» мы познакомили детей с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России – Александром Невским и Дмитрием Донским, тем самым способствовали появлению симпатии к этим историческим личностям. Поставленные задачи продолжали реализовать в различных видах детской деятельности. На познавательных занятиях рассказывали «О князе и его дружине», беседовали о Дмитрии Донском и битве на Куликовом поле. В беседах и разговорах с детьми по истории государства Российского давали понять, что весь материал, который мы преподносили нашим детям, ассоциируется с идеями благородства, рыцарства, мужественности нашего народа.
Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, но «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриотов. Из разговоров с детьми выяснилось, что у детей формируются первые базисные понятия о чести и совести, мужестве и отваге.
Мы прочитали много книг о князьях и их подвигах, такие, как «Александр Невский», «Дмитрий Донской», книгу «На поле Куликовом», дети слушали с большим интересом, обсуждали, рассматривали иллюстрации. При рассматривании иллюстраций обращали внимание на то, какими были в те времена доспехи воинов, рисовали и раскрашивали их. Родители наших детей интересовались и помогали нам в нашей работе. Дети и родители продолжали и дома рисовать на эту тему рисунки, составлять рассказы и истории о жизни защитников России. Через консультацию «Куликовская битва» обогатили знания родителей о роли личности в истории. В информационный экран поместили дополнительно материал об Александре Невском.
Продолжая знакомить детей с защитниками нашего Отечества, мы давали понять им, что готовность к защите своей Родины, гордость за неё – самое лучшее, что есть в человеке. Человек, который любит свое Отечество, полюбит и родителей, и родной город, и свою улицу, и детский сад, и своих друзей.
На примерах подвигов полководцев А.В. Суворова и М.И. Кутузова мы воспитывали в детях уважение к русскому воину, храбрость, доброту, дисциплинированность. Помогали детям осознать, что для того, чтобы стать мастером своего дела, каким был великий русский полководец Суворов, надо много над собой работать. Образ великого Суворова показывает детям, как можно изменить себя, на его примере воспитано не одно поколение полководцев. Ведь русский народ до сих пор поёт песни о его чудесных подвигах и доброте, до сих пор люди вспоминают и любят его. Об этом рассказывали и мы своим детям……
Всё дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Но память о тех, кто героически сражался за Родину, живет в сердцах людей. Они глубоко осознают, что в бессмертном подвиге народном слились воедино доблесть и героизм наших воинов, партизан и подпольщиков, самоотверженный труд рабочих и крестьян, нашей интеллигенции, сынов и дочерей всех наций и народностей.
Обо всем этом мы рассказывали нашим детям в дни празднования Великой Победы над немецко-фашистскими оккупантами в теме «Этих дней не смолкнет слава». Через беседу дети узнавали о том, как огромная фашистская армия без объявления войны вторглась на территорию России, знакомились с некоторыми важными событиями, произошедшими во время Великой Отечественной войны: битвами под Москвой и Сталинградом, блокадой Ленинграда. При проведении этих занятий широко использовали наглядный материал, репродукции картин и плакатов, посвященных войне, читали письма солдат, участников сражений. Дети с интересом рассматривали картины сражений 1941-1945г.г., что позволило глубже закрепить в представлении детей образы героев – защитников нашего Отечества, воспитать желание сопереживать им, быть похожими на них, помогло развить и обогатить словарный запас детей, научило их правильно излагать свои мысли и впечатления.
Кроме занятий, составленных на основе бесед, мы проводили и дополнительную работу: организовали встречу с участником ВОВ, бывшим столяром сада, читали художественную литературу, заучивали стихи и песни военных лет, совершали коллективные экскурсии в музеи боевой славы, к памятникам и обелискам, к Вечному Огню, дома дети просмотрели фильмы о войне, беседовали о героях, прославивших родной край, Дети с родителями проводили элементарную исследовательскую работу в семьях: узнавали о родственниках, прошедших Великую Отечественную войну, рассматривали из семейных архивов военные фотографии, дети приносили боевые награды, а затем – рассказывали об этом своим друзьям. Сколько удивления, восхищения, гордости и восторга пережили дети, осознавая генетическую сопричастность и связующую нить поколений с защитниками и героями той страшной войны!
Заключительная тема нашего проекта называется «Защитники современной России». Наша задача - вызвать в душах наших детей уважительное отношение к Российской армии, гордость за неё, желание самим в будущем стать защитниками своего Отечества. Перед празднованием Дня Защитника Отечества много беседовали о разных видах войск, разучивали песни и стихи об армии, вместе с мамами готовили подарки и поздравления папам, собрали их фотографии в дни службы в армии России.
В эти дни мы рассказали детям о всех родах войск нашей Армии, о том как и чем она вооружена. В процессе бесед-разговоров расширяли их познания о современном сложном вооружении, давали понять детям, что современному солдату нужно немало знать, чтобы уметь управлять военной техникой, а для этого надо много и долго учиться. В нашей стране есть много военных училищ и одно из них названо в честь великого полководца А.В.Суворова, с именем которого уже знакомы наши дети. Наша военная техника постоянно совершенствуется и обновляется. Самая современная подводная лодка была названа в честь князя Дмитрия Донского. Об этом также узнали наши дети в дни празднования Дня Защитника Отечества.
Наши дети очень изменились за последний учебный год: получив знания по истории России и её защитниках, пережив много волнующих минут, окунувшись в поисковую деятельность, при активном участии родителей, дети очень повзрослели, их рассуждения и выводы стали очень вдумчивыми и серьезными, у большинства из них сформировались основные положительные качества личности, дети стали более самостоятельны в поиске новых знаний по истории России, у них пробудился определенный интерес к историческому прошлому своего народа. Пережитые положительные эмоции – удивление, гордость, радость успеха, сопричастность с историей своего народа – создали у детей уверенность в своих силах и сформировали первые гражданские и патриотические чувства.
С целью отслежывания результатов развития детей по социально-нравственному воспитанию нами был проведен самоанализ деятельности по четырем разделам: «Человек среди людей», «Человек в культуре», «Человек в истории» и «Человек в своем крае». Данный анализ деятельности показал, что по всем разделам дети показали хорошую общую познавательную осведомленность, у них выявлен значительный интерес к культурно-историческому наследию русского народа: дети имеют обобщенные представления о традиционной культуре, о своем крае как части России, об истории возникновения родного города и края, проявляют интерес к истории своей семьи, детского сада, города, страны. В разделе «Человек в истории» дети показали себя настоящими знатоками, они владеют обобщенными представлениями о себе как носителе исторических ценностей, об основных исторических событиях страны, осознают нравственную ценность поступков людей, общественную историческую значимость событий.
Защиту творческого проекта мы планируем провести в форме представления исторической ленты России «О подвигах, о воинах, о славе». В презентации проекта наши дети и их родители смогут продемонстрировать накопленные знания по теме «Защитники земли Русской» ещё и ещё раз прожить лучшие нравственные чувства, выразить своё отношение к незабываемому прошлому своего народа. Надеемся провести это мероприятие ярко, торжественно, эмоционально – прочувствованно, пригласив на него родителей и всех детей старшего дошкольного возраста родного детского сада.
В тесном союзе с родителями мы помогали нашим детям приобрести духовную силу и стойкость наших предков.
Литература:
- Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси» В.Н.Вишневская, М., 2004 г.
- Мое Отечество – Россия. Комплексная система патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. И.В.Богачева, В.П.Пененский, С.И.Губанова, А.П.Казаков, Г.А.Кузьменко. М., 2005 г.
- Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М.Д.Маханева АРКТИ – 2004 г.
- Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед – рассказов для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста С-Пб, 2005 г.
- Д/в № 1,5,8,10 – 2005 г.
- А.Н.Гумилев «от Руси до России»
- А.Ишимова «Большая энциклопедия истории России»
- В.О.Ключевский «Русская история»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В последние годы музыкальная педагогика рассматривает старший дошкольный возраст, когда дети особенно чувствительны к музыке, как наиболее благоприятный, сенситивный период в развити...
Формирование нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста
Большое значение имеет формирование патриотической позиции. Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Как воспитать человека — гражданина своего Отечества, испытывающего глубок...
"Влияние изобразительного искусства на успешность подготовки старших дошкольников к процессу обучения в школе"
Оглавление Введение Глава 1 Теоретические обоснования вопроса подготовки детей к обучению в школе 1.1 Современные подходы к вопросу подготовки детей к школе ...
Диагностика развития эмпатии у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Диагностика развития эмпатии у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности +Характеристика уровне...
Социально – правовое воспитание старших дошкольников
консультационный материал по социально-правовому воспитанию с элементами игры...
Проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников "Русские колокола"
Чтобы воспитать патриотические качества у ребёнка, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на его эмоциональные и нравственные сферы. Колокол для России – это один из национальных ...