Формирование нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка
Большое значение имеет формирование патриотической позиции. Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Как воспитать человека — гражданина своего Отечества, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей Родине, ее культуре, традициям, достижениям? Прежде всего, необходим поиск ответа на вопрос «Кто я такой?» с точки зрения осознания своей принадлежности к нации, ее культуре и традициям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_nravstvenno-patrioticheskih_chuvstv_detey_starshego.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование нравственно-патриотических чувств детей старшего
дошкольного возраста на логопедических занятиях
Автор:
Карфидова Марина
Александровна
Учитель-логопед
Актуальность
Актуальность проблемы заключается в том, что в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры. Сегодня существует стремление государства к их возврату и обновлению с учетом современных реалий.
Большое значение имеет формирование патриотической позиции. Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Как воспитать человека — гражданина своего Отечества, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей Родине, ее культуре, традициям, достижениям? Прежде всего, необходим поиск ответа на вопрос «Кто я такой?» с точки зрения осознания своей принадлежности к нации, ее культуре и традициям. В основе лежит процесс идентификации (отождествления), связанный с объединением себя с другим человеком или группой людей путем установления эмоциональной связи и принятия ценностей, норм, образцов поведения как собственных. Идентификация — сложный процесс, который невозможно в полной мере реализовать по отношению к дошкольникам. При выстраивании системы формирования основ патриотизма необходимо учитывать возможности воспитанников. Только к старшему дошкольному возрасту начинают складываться представления о своей национальной идентичности, система формирования основ патриотизма построена на эмоционально-познавательных основаниях. Она органично пронизывает воспитательно-образовательный процесс, а используемые технологии обеспечивают ее успешную реализацию.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, — это источник любви к Родине. Понимание величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту» — эти слова В.А. Сухомлинского точно отражают специфику и суть педагогической работы по патриотическому воспитанию детей.
Патриотическое воспитание — понятие емкое. Патриотизм проявляется через поступки, совершаемые воспитанником в жизни. Большое внимание воспитателей и родителей уделяется содержанию детской деятельности. Занимаясь с детьми любым видом деятельности, взрослые влияют на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, формируют у него начальное чувство любви к Родине (отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям).
Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для патриотического воспитания: на занятиях решаются задачи для познавательного развития ребенка, в игре прививаются навыки коллективизма, в трудовой деятельности — уважение к людям труда, трудолюбие, бережливость, организованность, чувство ответственности и долга.
Наша задача как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувства гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
На подгрупповых логопедических занятиях дети подготовительной группы (6-7 лет) осваивают и закрепляют с логопедом те же лексические темы, с которыми в данный месяц они знакомятся на занятиях с воспитателем. Тематический план занятий состоит из нескольких блоков, которые в свою очередь состоят из занятий по гражданско-патриотическому воспитанию.
Тематический план занятий
БЛОК «Моя семья» |
СЕНТЯБРЬ |
Занятие «7 – Я» Цель: формировать представления о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни. ۩ Для детей подготовительного возраста логопедом специально подбираются задания и упражнения. На занятиях решаются речевые задачи – автоматизация звукопроизношения, расширение словарного запаса, развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи, развитие логического мышления и долговременной памяти, закрепление образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением |
ОКТЯБРЬ |
Занятие «Это –я! Цель: закрепление представлений о себе, формирование временной (возрастной) и пространственной (телесной) ориентации и координации движений, развитие диалогической речи, что поможет ребенку в дальнейшем принимать себя таким, какой он есть, быть более коммуникабельным и легко вступать в контакт со сверстниками. ۩ Для усвоения этой темы ребенку помогут такие игры, как «Что для чего нужно?», «Голова нужна человеку для того, чтобы думать…», ноги, уши, рот, глаза и т.д., «Подбери признак», «Глаза – большие, маленькие, голубые, карие, внимательные и т.д., двигательные упражнения на формирование пространственно-телесной ориентации и координации движений. «Доставание правой рукой левого уха» и т.п., игры «Подбери действие», «Ноги – идут, бегут…, игра «Назови ласково»… |
БЛОК «Мой детский сад» |
НОЯБРЬ |
Занятие «Детский сад – второй дом ребенка» Цель: формировать знания детей о профессиях работников детского сада, воспитывать уважение к труду взрослых. ۩ На занятиях решаются не только поставленные логопедом речевые задачи (деление названий профессий на слоги, составление предложений о людях, работающих в детском саду, составление рассказов по сериям картинок «День в детском саду»), но и нравственно-патриотические задачи – воспитание уважения к людям разных профессий, посвятивших себя нелегкому труду – заботе о детях, и любви к своему второму дому. |
БЛОК «Мой город» |
ДЕКАБРЬ |
Занятие «Наш Екатеринбург» Цель: продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города; воспитывать любовь к своему родному городу. ۩ В ноябре дети, занимающиеся на логопункте, осваивают тему «Кем быть?», где они закрепляют представления о наиболее распространенных профессиях, обогащают свой словарный запас названиями профессий, учатся составлять небольшие сообщения о профессиях своих родителей, идет знакомство с художественными произведениями Михалкова С.М., Барто А, Маяковского В.В. На занятиях проводятся речевые игры-соревнования на лучшие знания о профессиях людей, викторины «Кем быть?», составление рассказов на тему «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». |
БЛОК «Страна, ее столица, символика» |
ЯНВАРЬ |
Занятие «Москва – столица нашей Родины. Символика России» Цель: закрепить знания детей о Москве (символика, местоположение на карте, достопримечательности). Дать детям понятие о том, что такое столица. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне. Формировать уважительное отношение к государственным символам. ۩ На занятиях решаются следующие задачи: воспитание любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней, обогащение речи образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине). Также на занятиях дети знакомятся с достопримечательностями города Москва. Познакомить с произведениями В.А.Степанова «Герб России», «Флаг», «Москва». |
БЛОК «Культура и традиции» |
ФЕВРАЛЬ |
Занятие «Богатыри земли русской» Цель: обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем как они защищали Родину. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России. ۩ В феврале дети знакомятся с темой «Защитники Отечества». На занятиях воспитываются чувства уважения, благодарности и любви к людям, защищающим Родину от врагов; словарь детей пополняется новыми словами-синонимами – Отечество – Отчизна-Родина, защитник Отечества – боец, воин, солдат; защищать Родину – охранять, беречь. Также дети учатся образовывать существительные, обозначающие воинов-защитников различных военных профессий. На занятиях дети заучивают стихи о защитниках Отечества, читают былины, рассказы и баллады. Используются игры «Подбери синоним» /смелый - храбрый, отважный, геройский/, «Подбери родственное слово» /герой – геройский, героический/; расширяется словарный запас ребенка новыми словами и словосочетаниями. |
МАРТ |
Занятие «Русские народные промыслы» Цель: расширить и закрепить представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. Обогащать словарь детей хохлома, урало-сибирская роспись, филимоновская, богородская игрушка, жестовские подносы и т.п. ۩ Нравственные задачи этих занятий включают формирование представлений о народных промыслах, мастерах, воспитании желания самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества. Логопедическими задачами являются – автоматизация поставленных звуков, развитие диалогической и связной речи, умение составить полный рассказ по картинками. Используются следующие дидактические игры: «Подбери признак», «Матрешка и мышки». А также разучивание песен и хороводов по теме. |
БЛОК «Маленькие дети – большие права» |
АПРЕЛЬ |
Занятие: «Я имею право» Цель: формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, представление о значимости образования в жизни каждого и дать понятие «право на безопасные условия жизни», «право на гражданство» и т.п. Объяснить детям понятие «гражданство», воспитывать гражданско-патриотические чувства. ۩ Дать определение понятия «право», объяснить какими правовыми документами оно закреплено. Довести до сознания детей то, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет. Расширять опыт познания, интеллектуальные способности. Активизировать словарь: паспорт, гражданин России, свидетельство о рождении. Познакомить с произведением В.А.Степанова «Российская семья», чтение детской энциклопедии Р.Ротенберга «Расти здоровым» (глава «Чтобы не случилось беды») |
БЛОК «Мы - патриоты» |
МАЙ |
Занятие: «Наша Родина – Россия» Цель: обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, народов, населяющих РФ, названия народных промыслов, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства. ۩ Воспитание любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней, обогащение речи образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине). |
Таким образом, решая одну из главных годовых задач детского сада, я, как специалист – учитель-логопед, тоже вношу свой вклад в формирование у детей нравственно-патриотических качеств личности и на выпуске в школу по результатам диагностик виден положительный результат – у детей расширен кругозор, развита любознательность, сформированы конкретные понятия о доме, семье, городе, малой и большой Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.
В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...
Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития
1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...
Нравственно-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста посредством туристско-краеведческой деятельности. Из опыта работы.
Из опыта работы педагога доплнительного образования МБУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" по социаализации и воспитанию нравственно-патриотических чувств детей начальных класс...
Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей на основе знакомства с народным фольклором
Фольклор (англ. - народная мудрость, народное знание). Фольклор с давних времен оценивается как средство духовно-нравственного развития ребенка. Только произведения устного народного творчества удивит...
Формирование нравственно-патриотических ценностей средствами музейной педагогики
Представлен опыт работы руководителя школьного комплексно-краеведческого музея по формированию нравствено-патриотических ценностей...
Доклад: «Организация работы по формированию нравственно-патриотических чувств семейных группах»
laquo;Организация работы по формированию нравственно-патриотических чувств семейных группах»Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит ра...
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей с ОВЗ
Вопросы формирования мировоззрения, самосознания, самостоятельности и нравственности имеют большое значение в воспитании личности. Под развитой человеческой личностью подразумевают обычно личнос...