"Влияние изобразительного искусства на успешность подготовки старших дошкольников к процессу обучения в школе"
методическая разработка по теме

Полёгких Галина Николаевна

Оглавление

 
Введение
Глава 1 Теоретические обоснования вопроса подготовки детей к обучению в школе
       1.1 Современные подходы к вопросу подготовки детей к школе
       1.2 Влияние комплексного использования методов и приемов изобразительной деятельности на уровень подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе
Глава 2 Анализ влияния занятий изобразительной деятельностью на уровень подготовки детей к школе
Заключение
Список литературы
Приложения.
Приложение 1
Приложение 2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaja_razrabotka.rar70.54 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Сахалинской области

Сахалинский областной институт переподготовки

и повышения квалификации кадров

Кафедра гуманитарных дисциплин

Методическая разработка.

Влияние изобразительного искусства на успешность подготовки старших дошкольников к процессу обучения в школе

Выполнил:

Давыдова Галина Николаевна

педагог ДДТ г. Углегорска

Южно-Сахалинск, 2010


Оглавление

Введение        

Глава 1 Теоретические обоснования вопроса подготовки детей к обучению в школе        

1.1 Современные подходы к вопросу подготовки детей к школе        

1.2 Влияние комплексного использования методов и приемов изобразительной деятельности на уровень подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе        

Глава 2 Анализ влияния занятий изобразительной деятельностью на уровень подготовки детей к школе        

Заключение        

Список литературы        

Приложения.        

Приложение 1        

Приложение 2.        


Введение

Заказ общества на гармоничную и всесторонне-развитую личность закладывается ещё в дошкольном возрасте. От того, как развивается ребёнок впервые годы жизни, во многом предопределяется успех его дальнейшего полноценного развития. Итогом дошкольного детства является психологическая готовность ребёнка к школе. От того, как ребенок подготовлен к школе будут зависеть: успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Психолого-педагогические исследования и практика показывают, что ребёнок рождается с предпосылками к умениям разного рода. Задача взрослых во время разглядеть, развить их ещё в первые годы жизни ребёнка. Поэтому особое внимание в развитии дошкольников уделяется организации разнообразных видов деятельности: игр, наблюдений в природе, занятий, элементарного труда, конструирования, музыке, физкультуре, рисования и т.д. Немаловажная роль в данном процессе отводится изобразительной деятельности.

Е.И. Рогов отмечает, что рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывая у него положительные эмоции [14].

Занятия изобразительной деятельностью вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение результатом труда. При этом формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности; способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время, умения планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы.

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - писал В.А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью.

Исследования Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной и других педагогов указывают на возможность такой системы обучения дошкольников, которая будет способствовать подготовке детей к школе. В свою очередь, в исследованиях изобразительной деятельности школьников начальных классов, проведенных Е.И. Игнатьевым и Г.А. Лабунской, подчёркивается необходимость построения уроков изобразительного искусства в школе с учётом имеющихся у детей знаний, умений и навыков, приобретённых в дошкольном учреждении [24].

Перестройка школьных программ в соответствии с современным уровнем развития науки и техники, обогащением научного содержания начального обучения предъявляет новые, более высокие требования к дошкольному воспитанию и подготовке детей к школе. Поэтому в настоящее время возникает настоятельная необходимость и обнаруживаются реальные возможности дальнейшего совершенствования программ и методов дошкольного воспитания, направленного на повышение уровня общего развития детей и улучшение процесса их подготовки к школе.

Актуальность работы заключается в том, что в современных условиях необходимо использовать любой вид деятельности дошкольника с целью всестороннего развития личности и формирования его готовности к школе. Изобразительная деятельность, являясь одним из любимых занятий детей, может быть использована в качестве одного из средств повышения уровня подготовки ребёнка к школе, поэтому необходимо изучить возможности её применения с этой целью.

Цель методической разработки: описать влияние изобразительного искусства на успешность подготовки старших дошкольников к процессу обучения в школе.

А именно на:

  • развитие мелкой моторики рук,
  • умение работать по образцу,
  • способность концентрировать свое внимание на главном (важном),
  • умение подчинять свою деятельность требованиям взрослых.

Задачи:

  • Рассмотреть и проанализировать в свете современных научных психолого-педагогических представлений сущность понятия готовность к обучению в школе и определить его составляющие.
  • Определить влияние комплексного использования методов и приемов изобразительной деятельности на уровень подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
  • Провести сравнительную диагностику.

Глава 1 Теоретические обоснования вопроса подготовки детей к обучению в школе

1.1 Современные подходы к вопросу подготовки детей к школе

В президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» проблема подготовки детей к школьному обучению обозначена, как одна из наиболее актуальных в дошкольном образовании. Эта проблема существовала всегда, но в последние годы, в связи с изменениями в социально-экономической сфере, а также с ухудшением экологии, алкоголизацией не только мужского, но и женского населения, увеличении числа детей рожденных с отклонениями в психофизическом развитии, стоит еще острее. Н.И. Гуткина приводит данные о том, что среди школьников, поступающих в первый класс только 17% полностью готовы к школе [13].

Что же такое готовность к школьному обучению, из чего она складывается, чем определяется? Предлагалось и предлагается сейчас немало способов определения готовности ребенка к школьному обучению. Существовало и существует немало точек зрения компоненты и критерии, составляющие и характеризующие школьную готовность

Одни ученые и специалисты считали достаточным критерием достижения определенной степени морфологического развития (например, смена молочных зубов), другие связывали готовность непременно с умственным развитием, третьи считали необходимым условием определенный уровень психического и, прежде всего, личностного развития.

А.Анастази трактует понятие готовности к школьному обучению как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». И.Шванцара более ёмко определяет готовность к школьному обучению как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.  А.В.Запорожец отмечал, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.».

Нам близка точка зрения о том, что, готовность ребенка к школьному обучению определяется его физическим и психическим развитием: состоянием здоровья, умственным и личностным развитием. Принято считать, что «готовность ребенка к обучению в школе – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушениям здоровья» [26].

Исходя из вышесказанного, мы рассматриваем три компонента готовности к школьному обучению:

Готовность детей к школе является комплексным образованием, охватывающим все стороны жизни ребенка, и обычно рассматривается на трех уровнях:

1. морфофункционалъном,

2. умственном,

3. личностном [9].

Рассмотрение готовности к школе на уровне индивида отражает степень зрелости психики ребенка, что проявляется в соответствии психического развития (процессов памяти, восприятия, мышления) требованиям нормативности для старшего дошкольного возраста и обеспечивает возможность выполнения учебной деятельности и сотрудничества на этапе начала школьного обучения. Начиная с данного уровня, можно говорить о «психологической готовности к обучению» (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер).

Готовность к школе на уровне личности связана с социальным созревание ребенка, его эмоционально-мотивационной сферой, деятельностной направленностью на решение новых задач, принятием новой социальной позиции и особенностями Я-концепции. Это высший уровень готовности к школе. (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, В.М. Мухина, Е.Е. Кравцова, В.Н. Маркова).

Готовность к школе, отражая черты инвариантности личностного развития старшего дошкольника, применительно к конкретной личности всегда несет на себе отпечаток ее индивидуальных особенностей. [13].

Таким образом, в широком плане под готовностью к систематическому обучению понимается такой уровень развития ребенка, который дает ему возможность достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладеть новыми знаниями, умениями, нормами поведения, проявляя при этом необходимый уровень активности. В более узком плане говорят о функциональной, умственной, нравственно - волевой, социально - психологической готовности к школе.

Центральным понятием нашей работы является «психологическая готовность к обучению, представленная комплексом психических качеств, необходимых для успешного начала обучения и включающая в себя мотивационный, волевой, интеллектуальный, коммуникативный, нравственный, эмоциональный компоненты [25].

Одна из проблем, связанная с исследованием психологической готовности к обучению в школе, заключается в том, что в современной науке нет единого подхода к пониманию структуры и компонентного содержания данного феномена. Существует большое количество разнообразных подходов к проблеме структурных компонентов психологической готовности, что иногда оборачивается несовпадающими и даже взаимоисключающими выводами. Отсутствие единой концепции в оценке психологической готовности к обучению ярко отражают опубликованные в последнее время многочисленные методики и тесты выявления уровней готовности к школе, большинству из которых свойственен сугубо суммарный подход к подбору заданий по принципу «чем больше, тем лучше».

В данной ситуации, на наш взгляд, наиболее целесообразен выбор того направления, которое наиболее перспективно с точки зрения решения насущных психолого-педагогических проблем, касающихся формирования психологической готовности ребенка к обучению на современном этапе.

Как было отмечено выше, в современной психолого-педагогической литературе психологическая готовность к обучению рассматривается в двух аспектах, как:

1. интеллектуальная готовность детей к школе,

2. личностная готовность детей к обучению, которая включает в себя

а) нравственно-волевую,

б) эмоциональную,

в) коммуникативную,

г) мотивационную стороны [31].

Интеллектуальная готовность ребенка к школе имеет своим центральным компонентом разнообразные интеллектуальные умения, способы познавательной деятельности, которые в единстве с формирующимися у дошкольников познавательными интересами и мотивами обеспечивают познавательную направленность ребенка на освоение новых знаний и стремление к школьному обучению.

В рамках данного подхода можно выделить работы Н.Н. Поддъякова, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. Исследователями была выявлена возможность повышения уровня умственной готовности к школе в условиях целенаправленного формирования интеллектуальных и перцептивных действий детей, обучения рациональным способам обследования внешних свойств предметов, использованию систем общественно выработанных эталонов и моделей.

В рамках данного интеллектуального подхода в связи с вопросом о возможности обучения в школе с более раннего возраста мощное развитие в психологии и педагогике получило направление, заключающееся в формировании у детей определенных знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе (Т.В. Тарунтаева, Л.Е. Журова); усваиваемое школьниками содержание в этом случае должно быть согласовано с их возрастными возможностями, то есть даваться в адекватной для этого возраста форме [11].

Наряду с исследованиями сферы интеллектуального развития, проблема психологической готовности детей к школе связана с личностной сферой дошкольников. Эта область включает в себя ряд направлений, а именно: развитие нравственно волевых предпосылок учения, мотивационно-потребностной сферы, интереса к школе и к учению, умения ориентировать поведение на моральную норму или правило, самосознания, самооценки, самоконтроля, самостоятельности, эмоциональное воспитание [36].

Нравственно-волевая готовность к обучению обеспечивает принятие ребенком новых, более сложных требований к поведению и деятельности в школе, развитие его настойчивости, ответственности, самоорганизации. Данный тип готовности проявляется в определенном уровне развития личностного поведения старшего дошкольника. Показательной в этом отношении является развивающаяся на протяжении дошкольного возраста способность ребенка к управлению своим поведением: умение сознательно выполнять правила, требования взрослого, тормозить аффективные побуждения, проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, умение выполнить до конца нужную работу, вопреки привлекательной, но отвлекающей от нее цели [9].

Основу для развития произвольности поведения ребенка составляет формирующаяся к концу дошкольного возраста иерархия мотивов, их соподчинение. Последнее связано с волевым усилием, с сознательным преодоление сиюминутных желаний ради нравственно значимой цели. В старшем дошкольном возрасте поведение ребенка все еще не отличается постоянно высокой степенью произвольности, но важно, что в этот период складывается механизм произвольного поведения, который обеспечивает переход к новому типу поведения в школе.

Данному направлению были посвящены исследования Д.Б. Эльконина, Е.М. Бохорского, которые выделили в качестве единого психологического образования, лежащего у истоков учебной деятельности, способность к подчинению правилам и требованиям взрослого [22].

В работах Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской показателем психологической готовности к обучению является умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Данное умение связывается авторами со способностью овладения общим способом действования в ситуации учебной задачи [8].

Психологическая готовность к школе как формирование учебных мотивов раскрывается в работах Л.И. Божович. Ею было выделено несколько аспектов психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: в первую очередь, определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательный и социальный мотивы учения, а также достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Данные новообразования психики дошкольника находятся в соответствии с предъявляемыми школой требованиями и тем самым должны обеспечить оптимальную адаптацию ребенка к новой учебной действительности [13].

Психологическая готовность к школе связывается также с формированием ряда элементов учебной деятельности, способности действовать по образцу, умения слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою и чужую работу.

В рамках коммуникативного подхода формирование психологической готовности к обучению связано с общением ребенка. В процессе разнообразного общения со сверстниками и взрослыми, согласно данному направлению, ребенок приобретает ценную способность ориентироваться на общие правила, учитывать установки другого человека и адекватно на них реагировать. Тем самым формируются предпосылки учебной деятельности. Положение о решающей роли общения было выдвинуто и последовательно разработано Л.С. Выготским, который неоднократно подчеркивал, что «психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставшими функциями личности и формами ее структуры.

Как отмечает А.В. Запорожец, «общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний и умений, оно также детерминирует структуру сознания, определяет опосредованное строение высших, специфически человеческих процессов» [16].

К данному направлению относится также подход Е.Е.Кравцовой, основанный на ведущей роли общения в развитии ребенка и деятельностной концепции: проблема психологической готовности к обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих видов деятельности в возрастном периоде 6-7 лет, то есть перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности. Смена ведущих типов деятельности интерпретируется как смена форм общения ребенка с окружающими людьми.

Все вышеперечисленные подходы представляют собой основные направления в исследовании психологической готовности детей к обучению в школе. Однако, рассматривая данную проблему, необходимо учитывать ряд особенностей, имеющих место на современном этапе.

Так, например, многофакторная обусловленность процесса формирования готовности к школе, многоплановость школьной реальности, в которой происходит дальнейшее развитие личности, обнаруживает несостоятельность ограничения становления психологической готовности какой-либо одной сферой развития дошкольника. Задача современной науки состоит в том, чтобы перейти от изучения отдельных аспектов данного образования, которое было необходимо на этапе первичного изучения этого феномена, накопления теоретических данных и эмпирического материала, к созданию целостной концепции психологической готовности ребенка к школе.

В настоящее время имеет место недостаточная психологизированность в дошкольном воспитании. То есть при построении системы последнего мало учитываются психологические особенности детей, психологическая специфика данного периода развития. Если проанализировать принципы, на которых строится современное дошкольное образование, то легко увидеть, что обучение на занятиях по определенным предметам, способы общения и взаимодействия детей со взрослыми, друг с другом, организация режима дня скорее прямо перенесены из других, более старших периодов детства, нежели строятся в соответствии с возрастными закономерностями развития дошкольников.

Таким образом, приходим к выводу о том, что психологическая готовность к школьному обучению представляет собой целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности личности ребенка дошкольного возраста. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Поэтому для построения наиболее эффективной учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в преддверии перехода к следующему жизненному этапу – обучению в школе, необходимо задействовать все активные формы педагогического воздействия на различные сферы личности ребенка дошкольника.

1.2 Влияние комплексного использования методов и приемов изобразительной деятельности на уровень подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

Изучение методической литературы, многолетний опыт работы в «Школе дошкольника», ДДТ г.Углегорска показал неоценимое значение разнообразных видов художественно-творческой деятельности в проведении занятий по подготовке дошкольников к обучению в школе. Эти занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Наша задача не просто увидеть и развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, и использовать их для главной цели – подготовке к школе. С другой стороны, педагогу мало самому разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности, ему необходимо твёрдо знать, каким образом различные задания, виды деятельности повлияют на формирование знаний, умений, навыков, на развитие тех или иных процессов, качеств личности и т.д.

Рассмотрим главные тезисы о влиянии изобразительной деятельности на уровень подготовки к школе и действий педагога.

Изобразительная деятельность дошкольников, как вид художественной деятельности, носит эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюёт зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с различными материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы, анализируют, сравнивают, обобщают.

Обучение изобразительной деятельности без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение, невозможно.

На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы (ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка и т.д.), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями.

Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов  деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным восприятием и развитием наглядно-образного мышления. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни.

Значение занятий изобразительной деятельностью для личностного развития заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность  и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определённое изображение.

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эмоционального развития. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в чувства, содействующие формированию эмоционального отношения к действительности.

Эмоции возникают при восприятии красивого предмета, задействуются различные рецепторы: обоняние, осязание, слуховые и зрительные. Для развития эмоций детей, как и для развития их изобразительных способностей, большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эмоциональные переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Процесс простого каляканья важен как для развития образного мышления, так и для эмоционального развития ребенка.

В возрасте 5-6 лет, когда ребёнок начинает рисовать уже не чувства, а мысли, когда у рисунка появляется замысел и сюжет, мы предлагаем ему несколько простых заданий на развитие воображения.

  • Кляксы. Капнуть каплю краски на лист. Дать высохнуть, а затем постараться увидеть в кляксе незаконченное изображение. Дорисовать его (удобнее фломастерами и карандашами).
  • Губкой, намоченной в краске, размазать по листу. Дать высохнуть и дорисовать.
  • Лист произвольно покрывается разноцветными мазками. Задача: увидеть в рисунке сюжет и дорисовать его.
  • Намазать ладонь краской и поставить отпечаток на лист. Сделать еще несколько разноцветных отпечатков, а когда рисунок высохнет, дорисовать.
  • Можно рисовать пальцами. Если каждый палец намочить краской определённого цвета, а затем поставить отпечатки на лист, то получится картина (салюта, огоньков на новогодней елке и т.п.). Главное дорисовать.
  • Рисуем всеми пальцами сразу или двумя руками одновременно.
  • Окунуть соломинку для сока в краску, подуть. Разбрызгать краску, а потом дорисовать по высохшему.
  • Взять карандаш или фломастер, и, закрыв глаза, не отрывая руку от бумаги, сделать несколько хаотичных движений. Попытаться увидеть в этих «каляках» сюжет. Дорисовать его.

Подобные упражнения – не только развитие фантазии, но и способ детского самовыражения. Слишком «зажатому» дошкольнику они помогут расслабиться, почувствовать себя свободнее. Но следует помнить, если же ребёнок слишком активен и склонен к разрушительной деятельности, не стоит часто предлагать ему такого рода занятия. Для тренировки внимания, дисциплины и аккуратности предложите ему фломастеры и карандаши.

Изобразительная деятельность, особенно влияет на развитие мелкой моторики рук. Развивая моторику, создаём предпосылки для становления многих психологических процессов. Психологи доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа, должна быть направлена от движения к мышлению.

Систематические упражнения на занятиях изобразительной деятельностью, по тренировке движений пальцев рук, наряду с её стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование речи у ребёнка начинается, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, т.е. умение ребёнка работать по образцу, способность концентрировать свое внимание на важном, умение подчинять свою деятельность требованиям взрослых.

При организации занятий стремимся к тому, чтобы дети в объединении «Школа дошкольника» имели возможность удовлетворить свои склонности к любимой работе - лепке, художественному конструированию, рисованию и. д. В объединении обычно занимаются не более пятнадцати дошкольников, что создает необходимые условия для индивидуальной работы.

Содержание занятий изобразительного искусства в «Школе дошкольника» определяется многообразной творческой деятельностью детей и педагога. Ведь мы имеем возможность обогатить многие сложные комплексные темы, связанные с уроками труда и природоведения (например, изготовление разнообразных игрушек, составление гербариев, бумагопластика). Эти занятия организовываем как творческую работу детей, а не только как освоение технических умений. Вырезание готовых картинок и наклеивание их по указанию учителя вряд ли будет способствовать развитию художественного мышления и вкуса детей.

Знакомство с новой техникой выполнения заданий расширяет кругозор детей, обогащает их чувства, а разнообразные умения в области изобразительной грамоты позволяют им решать более сложные задачи в рисунке, живописи, композиции.

Успех занятий изобразительным искусством во многом зависит от условий выполнения работы: оборудования рабочего места учащегося, организации натуры (подбора объектов наблюдения для работы над рисунком по памяти и с натуры), наличия наглядных пособий. Постоянное внимание педагога к рациональной организации рабочего места детей и правильному положению их тела во время работы, постепенно подводит их к овладению навыком выполнять эти условия на практике, и к концу обучения у детей вырабатывается навык правильного поведения в процессе творческой работы, формируются навыки, необходимые для будущего школьника

Творческий подход к построению занятий требует использования современных методов обучения:

  • информативно-рецептивный;
  • репродуктивный;
  • исследовательский;
  • эвристический;
  • метод проблемного изложения материала.

В информационно–рецептивный метод включаются следующие приемы:

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • экскурсия;
  • образец педагога;
  • показ педагога.

Словесный метод включает в себя:

  • беседу;
  • рассказ, искусствоведческий рассказ;
  • использование образцов педагога;
  • художественное слово.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

  • прием повтора;
  • работа на черновиках;
  • выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу. Необходимо отметить, что вся программа обучения дошкольников изобразительной деятельности проходит несколько этапов (см. Приложение 1).

Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический прием. Ещё один прием – сотворчество педагога с детьми. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с различными предметами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем. Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, данная форма встречается впервые.

Коллективной деятельности дошкольников уделяется на занятиях изобразительного искусства особое значение. Готовясь к школе, ребёнок знакомится с элементарными навыками групповой и коллективной работы.

В начале учебного года в кабинете изобразительного искусства скапливается много осенних веток и листьев разных деревьев, собранных детьми во время экскурсий и прогулок. Все эти богатства с большой пользой применяем в творческой групповой и коллективной работе с детьми «Школы дошкольника». Например, из расправленных веток и листьев можно изготовить панно для украшения комнаты. Ритмическое расположение и наклейка листьев и веток на листе цветной бумаги является простейшим упражнением в художественном заполнении листа, творческой работой в нахождении детьми равновесия и ритма композиции, гармонического сочетания листьев и веток разной формы и размера, с одной стороны. С другой, три или четыре человека, а иногда и вся группа, выбирают листья и ветки для композиции, красиво располагают их на листе. При этом дети учатся распределять обязанности, уступать друг другу, слушать друг друга, выбирать лучший из вариантов.

Существуют такие виды работы, которые одному вообще не под силу. Например, Осенние листья хрупки, и, приклеенные на бумагу, они со временем теряют свою красоту. Есть возможность использовать осенние листья и ветки для декоративных панно другим способом - путем отпечатывания их на листе. Такой вид работы в объединении можно отнести к простейшему виду гравюры. В данном случае само растение служит клише, с которого делается несколько оттисков. Сочинение печатного панно связано с более активной и разнообразной творческой работой детей. После отпечатывания листьев и веток дополнительное изображение деталей ведется различными штампами и кистью. Одному ребенку выполнить такое панно из большого числа оттисков для украшения комнаты трудно. При коллективном исполнении это вполне осуществимо.

Виды коллективной работы разнообразны, но их результатом всегда должно быть достижение одной общей для всех цели, а как следствие – развитие навыков коллективной работы. Еще одним не маловажным результатом коллективного творчества является оформление и открытие выставки изобразительного искусства к праздникам, знаменательным датам и большим событиям в жизни «Школы дошкольника».

Таким образом, разнообразные виды деятельности на занятиях по изобразительному искусству и умелые действия педагога приводят к тому, что при поступлении в первый класс, ребята показывают высокие и средние уровни готовности к школе. И в тоже время педагогу необходимо помнить, что рисование по точкам, обведение контурной фигурки, штрихование – отличные упражнения, тренирующие не только мелкие движения кисти, но и аккуратность. Что касается многочисленных раскрасок, то они полезны только для тренировки руки, для воображения же раскрашивание чужого рисунка бесполезно. «Образец – смерть для всякого пластического труда», – писал когда-то Гейднер. Поменьше образцов, больше смелости и свободы в рисовании, аппликации, лепке. Время образцов еще впереди – в школе.


Глава 2 Анализ влияния занятий изобразительной деятельностью на уровень подготовки детей к школе

В 2009-2010 году в «Школе дошкольника» обучалось двадцать дошкольников, готовящихся к поступлению в школу. В начале и в конце обучения мы проводим ряд диагностик, для того, чтобы убедиться в эффективности нашей работы, и для подтверждения нашего убеждения в том, что целенаправленная организация изобразительной деятельности старших дошкольников способна оказывать влияние на уровень подготовленности детей к процессу обучения в школе. В процессе изобразительной деятельности у ребёнка более форсированными темпами развивается интеллектуальная сфера, тонкая моторика рук и координация движений, т.е. формируются основные умения и навыки, необходимые в школе; дошкольник наиболее точно способен воспроизводить образец, сосредоточенно работать над поставленной задачей, не отвлекаясь, и следовать указаниям взрослого – наличие именно этих компонентов учебной деятельности у дошкольника позволяют говорить о высоком уровне его подготовки к школе.

По результатам проведения констатирующего и контрольного этапа были составлены сводные таблицы полученных данных, где отражены не только количество детей по каждому уровню подготовленности, но и определено их процентное соотношение.

Результаты теста Керна-Йерасека

Цель методики: определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки, умения ребёнка подражать образцу.

Констатирующий этап (сентябрь 2009 года)

Таблица 1.

Уровни

Набранные

баллы

Количество детей

Соотношение

(в %)

Высокий

3-6

2

10

Средний

7-11

6

30

Низкий

12-15

12

60

Всего

20

100

Контрольный этап (май 2010 года)

Таблица 2.

Уровни

Набранные

баллы

Количество детей

Соотношение

(в %)

Высокий

3-6

9

45

Средний

7-11

10

50

Низкий

12-15

1

5

Всего

20

100

Анализ таблиц показал, что 45% детей на контрольном этапе показали высокий результат, в то время, как на констатирующем этапе – 10%, процент детей с низкими показателями уменьшился с 12 (60%)человек до 1 (5%)

Результаты теста «Уровень развития предпосылок учебной деятельности». «Методики графический диктант», «Образец и правила»

Цель: Выявить умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов.

Констатирующий этап (сентябрь 2009 года)

Таблица 3.

Уровни

Набранные

баллы

Количество детей

Соотношение

(в %)

Высокий

71-72

-

0

Средний

43-70

9

45

Низкий

42-0

11

55

Всего

20

100

Контрольный этап (май 2010 года)

Таблица 4.

Уровни

Набранные

баллы

Количество детей

Соотношение

(в %)

Высокий

71-72

5

25

Средний

43-70

13

65

Низкий

42-0

2

10

Всего

20

100

Анализируя данные таблицы можно сделать вывод о том, что навыки учебной деятельности на констатирующем этапе не сформированы у большей половины 11 детей (55%), на контрольном же этапе % сформированности учебной деятельности вырос до 90%, низкие показатели лишь у 2 человек (10%).

Таким образом, уже по результатам данных тестов можно утверждать, что 90% детей 18 из 20 готовы подчинять свои действия требованиям учебной деятельности, необходимые в школе. Так же следует отметить, что анализируя индивидуально деятельность детей с низким уровнем подготовки к школе, бесспорно мы отметили динамику. Рисунки детей стали более конкретны, содержат в себе большее количество деталей, наиболее полно соответствуют предложенному образцу.

Подводя итог работы можно отметить, что реализация предложенной программы в рамках «Школы дошкольника» по организации изодеятельности детей дошкольного возраста прошла успешно.

В дальнейшем, с детьми, показавшим низкие результаты требуется дальнейшая углубленная, целенаправленная развивающая работа, хотя именно на их примере виден колоссальный отрыв от прежних показателей: при анализе динамики развития прослеживается существенный рывок вперед.

Таким образом, сравнивая результаты констатирующего этапа с результатами контрольного, можно сделать вывод о грамотной разработке и компетентной реализации развивающей программы по изобразительной деятельности в рамках работы «Школы дошкольника», что доказало её эффективность в повышении уровня подготовленности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Резюмируя сказанное, отметим, что цель выбранного изобразительно-творческого обучения – формирование основных учебных умений и навыков, а также повышение у детей уровня подготовленности к обучению в школе – была в ходе занятий достигнута, поставленные задачи выполнены. Наше убеждение в том, что целенаправленная организация изобразительной деятельности старших дошкольников способна оказывать влияние на уровень подготовленности детей к процессу обучения в школе.

Следует отметить, что все дети, обучающиеся в «Школе дошкольника», в данный момент обучаются в первом классе Начальной общеобразовательной школы эстетического развития, расположенной в одном здании с Домом детского творчества. Уроки изодеятельности в школе ведёт тот же педагог, что снимает проблему преемственности.


Заключение

В результате изучения и анализа научно-методической литературы и опыта работы дошкольных учреждений и собственного опыта по данной проблеме можно сделать следующие выводы.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Большое влияние на подготовку ребенка к школе оказывает художественно-творческий процесс, в который необходимо планомерно включать маленького дошкольника. Такой подход можно реализовать с помощью организации занятий в «Школе дошкольника». В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей стать художниками, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в работе с детьми на занятиях изобразительной деятельность делается на мотивационное развитие ребенка, на развитие познавательного интереса, мелкой моторики рук, способности подчинять свою деятельность требованиям взрослых, сосредоточенно работать по образцу. Задача педагога сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

Анализ результатов диагностик и продуктов деятельности показал, что дети без ошибок научились проводить вертикальные и горизонтальные линии, значительно точнее стали соединять разноудалённые друг от друга точки. Научились различать и изображать основные геометрические фигуры, у многих детей значительно улучшилось рисование замкнутых кривых, волнистой и ломаной линий. Дети стали свободнее и адекватнее использовать плоскость листа бумаги при рисовании и аппликации. Заметно лучше дети стали рисовать фигуру человека. Намного точнее стали дорисовывать симметричные фигуры те дети, для которых в начале обучения это задание было трудным. При изображении ритмичных, повторяющихся элементов в рисовании также стала наблюдаться положительная динамика.

Результаты нашей деятельности подтвердили выдвинутые предположения и позволили сделать следующие выводы: изобразительная деятельность играет важную роль в развитии детей, особенно в дошкольном возрасте, так как способствует эстетическому, нравственному воспитанию, расширению кругозора ребенка, создает базу для овладения школьными навыками.

Проводимые занятия показали эффективность взаимосвязанного процесса работы с детьми по всем видам изобразительной деятельности на основе учёта особенностей старшего дошкольного возраста в целях более эффективной подготовки их к процессу обучения в школе. Отсюда следует, целенаправленная организация занятий по изобразительной деятельности способна оказывать существенное влияние на успешность подготовки старших дошкольников к процессу обучения в школе.


Список литературы

  1. Белова Е. Потенциальные возможности наших детей. // Дошкольное воспитание. 2004. № 6. С.16-19.
  2. Белова М. Одаренные люди в детстве. // Дошкольное воспитание. 2006. № 9. С.19-22.
  3. Берсенева Л., Третьякова Н. Научите детей рисовать. // Дошкольное воспитание. 2004. № 2. С. 70-72.
  4. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001. 186с.
  5. Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагенство, 2004. 262с.
  6. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание. 2002. № 2. С. 12-13.
  7. Варкки Н., Калинина Р. Ребенок в мире творчества. // Дошкольное воспитание. 2003. № 6. С. 57-59.
  8. Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты» – М., 2004. 326с.
  9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика: Учебное пособие/ Под науч. ред. Б.С. Волкова – М., 2004. 312с.
  10. Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами. // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 77-84.
  11. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. – М., 2003. 512с.
  12. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников.– М.: «Академия»,2008.
  13. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М., 2002. 134с.
  14. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. –  Минск, 1997. 269с.
  15. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. 316с.
  16. Запорожец А.В., Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. // А.В. Запорожец / Принцип развития психологии.- М., 1998 г.
  17. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. 2004. № 2. С. 48-52.
  18. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,2000. 422с.
  19. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. –  М., 2001. 234с.
  20. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. –  М., 2008. 213с.
  21. Парамонова Л.А., Тарасова К.В., Алиева Т.И. Ребёнок 5-6 лет в системе дошкольного образования. // Психологическая наука и образование. 2005. №2. С.12-17.
  22. Пищикова Н. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства. // Дошкольное воспитание. 2004. № 2. С. 67-72.
  23. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 1998. 623с.
  24. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1991. 524с.
  25. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. – Самара, 2005. 672с.
  26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2008, 384с.
  27. Рогаткина Т. Шишкой, маком, колосочком мы рисуем на листочке. // Дошкольное воспитание. 2000. № 10. С. 17-24.
  28. Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание.  1997. № 4. С. 23-25.
  29. Теплов Б М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. – М., 1985. 572с.
  30. Урунтаева Г А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. – М., 1999. 583с.
  31. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие, –  СПб.,1999. 318с.
  32. Череднинова Г.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школе. – М., 1996. 376с.
  33. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопросы психологии. – 1991. №6. С. 103-111.
  34. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2002. 581с.
  35. Эльконин Д.Б., Психология игры, - перераб. и доп. М., 2008 г.
  36. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе / Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. – СПб, 1999. 277с.

Приложения.

Приложение 1

Поэтапная организация занятий изобразительной деятельностью в «Школе дошкольника»

Направления

Задачи

Содержание работы

Подготовительный этап

Развитие творческой активности, воображения

Определение уровня творческой активности, продуктивности воображения, нестандартности мышления.

Занятия, игры преимущественно в совместной деятельности для определения особенностей детей. Закрепление ранее изученного, акцентирование внимания на необычных сторонах привычных вещей через наблюдения природы, рисование на основе шаблонных заготовок. Развитие наблюдательности, образной памяти, умения передавать образы через рисование.

Развитие

изобразительных

способностей

Определение уровня технических умений и навыков в художественной деятельности. Знакомство с новыми материалами, технологиями.

Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия)

Определение уровня развития восприятия, различных видов памяти (зрительной, механической), мышления (наглядного, образного, логического).

Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива

Определение сплоченности группы, взаимоотношений  детей друг с другом, со взрослыми, развитие эмоциональной сферы каждого ребенка и коллектива в целом.

Обучающий этап

Развитие творческой активности, воображения

Знакомство с новыми способами проявления воображения. Активное развитие фантазии.

Занятия, игры преимущественно в регламентированной деятельности. Знакомство детей с нетрадиционными техниками (граттаж, манкография, монотипия, обрыва, размыва, набрызгом, рисование по сырому, др.). развитие ассоциативного мышления, обогащение впечатлениями через образы природы. Формирование сплоченного коллектива и развитие эмпатии в подвижных и сюжетных играх.

Развитие изобразительных способностей

Обучение новым умениям, совершенствование ранее изученных

Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия)

Обогащение новыми знаниями, совместное целенаправленное наблюдение в повседневной жизни, развитие познавательных процессов в различных видах деятельности.

Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива

Совместные игры, выполнение коллективных заданий, проведение соревнований. Развитие эмоциональной сферы, создание благоприятного микроклимата в группе

Творческий этап

Развитие творческой активности, воображения

Самостоятельное применение полученных знаний детьми, придумывание ими новых форм получения нестандартных решений.

Занятия, игры преимущественно в самостоятельной деятельности. Задания на творческое применение полученных умений и знаний через предложение темы или шаблона, самостоятельный выбор детьми средств и способов рисования, игр, умение договариваться между собой. Развитие продуктивности и скорости мышления через прием соревнований, умения отстаивать свою позицию.

Развитие изобразительных способностей

Закрепление полученных умений и навыков. Направленность на самостоятельный подбор и реализацию замысла из различных материалов.

Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия)

Направленность на самостоятельное добывание знаний, анализ полученной информации.

Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива

Самостоятельные игры


Приложение 2.

Примеры тематики некоторых занятий

«Осенние краски»

Цель: определить уровень сформированности изобразительных умений, интересов и предпочтений ребенка, воображения.

Ход занятия: педагог просит детей вспомнить, какое сейчас время года и чем оно характерно. Предлагает нарисовать осеннюю картинку – сказку.

«Зимовье зверей»

Цель: развитие мышления, фантазии, умение работать в коллективе.

Ход: отгадывание загадок:

молоко пьет, песенки поет, чисто умывается, с водой не знается (кошка)

с хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком ( собака)

спереди – пятачок, сзади – крючок, посредине – спинка, а на спинке – щетинка (свинья)

с бородой, а не мужик, с рогами, а не бык (козел)

зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)

кто зимой холодной ходит злой, голодный (волк)

комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (заяц)

не портной, а всю жизнь с иголками ходит (еж)

Задание: давайте придумаем такое жилье всем этим животным, что бы им там было тепло и уютно, и чтобы они друг другу не мешали. Предположительно педагог подводит детей к тому, что каждый должен нарисовать уголок для одного из животных, дети вместе договариваются, что, кто и как рисует. После этого все рисунки объединяются в один коллаж «домик для зверей».

«Зоопарк»

Цель: закрепление умения конструирования из бумаги, развитие воображения, художественных способностей (конструирование), мелкой моторики.

Материалы: бумага, клей, ножницы, карандаши.

Ход: создание бумажного зоопарка, конструирование из бумаги стилизованных изображений животных.

Педагог загадывает  загадки, читает стихи о животных. Беседует с детьми о них, вместе выделяют существенные признаки, места обитания, образ жизни. Вспоминают, что домик для домашних животных они уже нарисовали. Педагог предлагает диких животных не нарисовать, а сконструировать из бумаги и поселить их в бумажном зоопарке

После конструирования дети могут обыграть ситуацию, расселить животных в зоопарк, играть с ними.

Экскурсия в лес.

Цель: наблюдение за зимним лесом; развитие наблюдательности, ассоциативного мышления.

Содержание:

Наблюдение за заснеженной землей, деревьями, следами на снегу.

Сенсорное обследование снега.

Подвижная игра «Зарница».

«Говорящие рисунки»

Цель: развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные отличительные черты.

Предварительное чтение рассказа «Говорящие рисунки». Предложить выполнить задание: детям поочередно показывают картинку с неким схематическим изображением и просят назвать, на какие предметы это похоже. После, можно раздать каждому ребенку по одной схеме и попросить дорисовать картинку.

Ход занятия: педагог рассказывает историю: «Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией и им пользовались в древних странах – в Египте и Ассирии, Японии и Китае. Хотите и мы с вами поиграем в нарисованные истории». Объясните, что рисунки должны быть совсем простые и в тоже время понятные, только тогда они станут «говорящими». Для начала педагог показывает нарисованное начало истории (например, сказку о Красной Шапочке), а дети устно предлагают, что можно нарисовать дальше. Затем воспитатель просит нарисовать любую историю так, чтобы другие дети рассказали о чем она.

Потом педагог может предложить детям поиграть в игру «Разведчики», суть которой заключается в том, чтобы нарисовать планы и расположение противника и передать  зашифрованный рисунок в свой штаб, но так, чтобы рисунок поняли «свои» и не разгадали противники.

«Юные мультипликаторы»

Цель: развивать словесное творчество, учить передавать его в изображении; развивать воображение; учить детей договариваться между собой, согласовывать свои действия.

Предварительный просмотр диафильма. Обсуждение того, как он сделан (последовательная цепочка картинок).

Ход занятия: педагог показывает сюжетную картинку, предлагает детям рассмотреть ее и придумать рассказ, что было до и после того, что изображено. Дети предлагают свои варианты рассказа, затем обобщают в общей истории. Педагог наводит детей на мысль о создании своего диафильма и спрашивает, что для этого необходимо (нарисовать много рисунков с действиями, дети должны определиться, что именно они будут изображать и договориться, кто какую картинку рисует). После окончания работы педагог вместе с детьми составляют общий ряд, дают название – получился диафильм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние изобразительного искусства на формирование личности ребенка

Фрагменты методических разработок. "Путь от живой природы к художественному образу....

Открытый урок по изобразительному искусству и художественному труду для дошкольников Тема: « Календарь первоклассника Дракоша идет в школу № 635»

Открытый урок по изобразительному искусству и художественному труду  для дошкольников  Тема: « Календарь первоклассника  Дракоша идет в школу № 635»...

Влияние изобразительного искусства на культуру современного подростка

Эстетическая культура может активно влиять на духовную жизнь, выступать составной частью общественной жизни, условием развития творческих сил, средством развития личности, способной осваивать и ...

Влияние изобразительного искусства на творческие способности детей младшего школьного возраста

Влияние изобразительного искусства на творческие способности детей младшего школьного возраста...

Диагностика развития эмпатии у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности

   Диагностика развития эмпатии у старших дошкольников в процессе театрализованной    деятельности +Характеристика уровне...

Влияние восприятия музыки на эмоциональную отзывчивость старших дошкольников

Проблема эмоционального развития ребенка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании. Процесс глобализации, экономические, политические, социальные преобразо...

«Влияние изобразительного искусства на развитие абстрактного мышления учащихся в других сферах обучения».

Наше время – это время перемен, в котором особенно ценятся люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Дополнительное образование – это особая сфера, где вн...