Организация повседневного реабилитационного процесса.
презентация к уроку
В данной материале рассмотрены некоторые аспекты организации повседневного реабилитационного процесса в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_povsednevnogo_reabilitatsionnogo_protsessa.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация повседневного реабилитационного процесса.
Я работаю воспитателем в социальную гостиницу для несовершеннолетних Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района». Наше учреждение создавалось для социальной поддержки и социального обслуживания семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Но главной задачей в деятельности социальной гостиницы, любого типа, является снятие у детей остроты стрессового состояния, как следствия социально-психологической депривации в семье, школьной дезадаптации, пребывания в неблагополучной, асоциальной среде, и помочь им адаптироваться и реабилитироваться к жизни в новом социуме. Основным способом социальной адаптации является принятие ребёнком норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся здесь форм социального взаимодействия и предметной деятельности. Надо признать, что процесс адаптации и реабилитации ребёнка к жизни в новых социальных условиях не является одномоментным, он сложен и требует комплексного подхода и постепенности.
Каждый воспитатель старается создать атмосферу, приближённую к домашней обстановке, с тем, чтоб каждый ребёнок успешно адаптировался и процесс реабилитации происходил успешно. Это во многом зависит от личностных качеств воспитателя: умения организовывать деятельность воспитанников, способности слушать и слышать каждого ребёнка, разрешать сложные или конфликтные ситуации в коллективе и т.д. Но вместе с тем, для эффективной социально-психологической реабилитации и адаптации несовершеннолетних в социальной гостинице должна быть создана некая терапевтическая среда, которая включает в себя поддержку воспитанника в сочетании с логической, понятной и неукоснительно соблюдаемой системой правил.
В работе с каждым ребёнком мы стараемся достичь единообразия и согласованности действий всех воспитателей и специалистов. Поэтому при передаче смены, особое внимание уделяю передаче информации о каждом воспитаннике, делюсь своими наблюдениями и сама задаю вопросы, выясняя для себя особенности характера, интересы, настроения каждого ребёнка. Считаю, очень важно в воспитании поддерживать преемственность и последовательность действий со стороны всех воспитателей в отношении каждого воспитанника. Также я решаю и общие задачи, стоящие перед дежурным воспитателем в организации повседневного реабилитационного процесса:
- Контроль за соблюдением правил проживания в гостинице.
В частности, считаю важным, приучать воспитанников к соблюдению режимных моментов, выполнение ими санитарно-гигиенических требований, формированию у них внутренней мотивации к самоорганизации и планированию своего дня. Чёткая система правил снижает влияние субъективных факторов в отношении воспитателей и воспитанников, и ведёт к созданию равных условий проживания для всех воспитанников. И как показывает практика, дети быстрее адаптируются к регламенту, чем к ситуации неопределённости и непредсказуемости. Правила проживания требуют от ребёнка определённых ограничений, но в то же время дают ему чувство уверенности и защищённости. Безусловно, я всегда стараюсь разъяснить, с какой целью эти правила созданы, и какую пользу ребёнок сможет получить, выполняя эти правила.
- Формирование и поддержание благоприятного психологического климата среди воспитанников.
Безусловно, считаю, что любая совместная деятельность является основным методом снижения конфликтности среди детей и повышения сплочённости коллектива. Правильно организованная групповая работа, будь то генеральная уборка или подготовка к концерту, всегда способствует созданию благоприятных условий для взаимодействия воспитанников между собой, стимулированию их активности и самовыражения каждого в рамках общей деятельности, а также созданию атмосферы поддержки и принятия.
В своей работе, я нередко сталкиваюсь с тем, что вербальный способ разрешения конфликтов среди воспитанников в большинстве случаев не является нормой. Дети зачастую сразу же переходят к силовым методам решения споров, что является стандартом поведения в их семье. Моя задача, в таком случае – продемонстрировать ребёнку, что прямая и открытая коммуникация с окружающими работает гораздо эффективнее, чем силовое воздействие, манипуляция или ложь. А умение договориться позволяет добиться лучших результатов в сравнении со скандалом. Доброжелательность позволяет достичь того, на что не способны давление и угроза.
- Развитие самостоятельности и самоконтроля у воспитанников.
Длительный и тотальный контроль так же вреден, как и полное его отсутствие, поскольку он препятствует развитию чувства ответственности и самостоятельности у воспитанника, что в дальнейшем значительно затрудняет его социализацию, так как ребёнок постоянно нуждается в руководстве. В свою очередь, полное отсутствие контроля создаёт у ребёнка ощущение равнодушия со стороны взрослых, он чувствует себя ненужным и покинутым. Для коррекции последствий неэффективного стиля воспитания, я создаю условия, в которых воспитаннику будет принадлежать определённая доля ответственности и возможность выбора, но в то же время он не почувствует себя предоставленным самому себе. Считаю очень важным, донести до ребёнка, зачем нужен контроль и самоконтроль, в чём его преимущества. Вместе с тем, для развития внутреннего контроля необходимо постепенное ослабление внешнего контроля в мелочах с одновременным сохранением контроля в более крупных задачах.
- Система правил, поощрений и наказаний.
Никогда не забываю о том, что критика всегда приводит к блокированию активности, поэтому для развития инициативы и самостоятельности, детей необходимо поощрять. Самое сложное в использовании поощрений и наказаний – это определение их меры, которая должна точно соответствовать поступку, ведь дети очень чувствительны к несправедливости. В ряде случаев, могу предложить ребёнку на выбор несколько равнозначных вариантов поощрения (или наказания), из которых он может выбрать то, что ему больше подходит.
- Развитие самостоятельности и навыков самообслуживания.
Опыт показывает, что только один из пяти детей, попадающий в социальную гостиницу, соблюдает нормы личной гигиены, владеет навыком ручной стирки белья и уходом за телом, используя необходимые косметические средства. С первого дня пребывания, ребёнка необходимо обучить навыкам самообслуживания, объяснить важность соблюдения санитарно-гигиенических процедур и выработать в дальнейшем потребность к аккуратности и чистоте своего тела. Также, своей задачей считаю научить ребёнка соблюдать чистоту в своей комнате, наводить порядок в шкафах и комодах. Очень важно, научить ребёнка следить за своим внешним видом, стремиться к аккуратности, одеваться в соответствии с погодой.
- Организация досуговой деятельности, проведение различных мероприятий и занятий.
Поскольку большинство детей социальной гостиницы - это дети из неблагополучных и малообеспеченных семей, в процессе их социальной и психологической реабилитации мне необходимо уделять внимание расширению их кругозора, развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, а также формированию морально-этических норм. С этой целью в отделении ежедневно организуется полезный досуг воспитанников. Через беседы и индивидуальную работу с ребёнком, выявляю интересы, ценности и жизненные цели воспитанника, выясняю его отношение к себе и к окружающим. Групповая работа с детьми позволяет проводить развивающую и корректирующую работу путём взаимодействия детей друг с другом, что значительно повышает эффективность.
Мои занятия рассчитаны на разновозрастные группы: младшая группа – дети от 7 до 10 лет; старшая группа – дети от 11 до 15 лет. Занятия организованы таким образом, что занимаясь с одной группой детей, другая группа занята выполнением домашних заданий или другой деятельностью с различными специалистами отделения.
Деление детей на группы по возрасту, полу или интересам продиктовано необходимостью, как можно больше времени на занятиях уделить каждому ребёнку, выявить его способности, подобрать ему задание в соответствии с его возможностями.
В своей работе очень важным считаю установление с каждым ребёнком доверительных отношений, поэтому всегда нахожу время для разговоров со своими воспитанниками, стараюсь отвечать на их вопросы и давать советы, если ребёнок в них нуждается. Но необходимо отметить, что воспитательный процесс – это не только и не столько беседы и наставления, сколько повседневное и постоянное формирование здоровой и терапевтической атмосферы, создание условий для полноценного социального и психического развития воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое объединение воспитателей "Современные подходы к проблемам трудового и профессионального воспитания в рамках реабилитационного процесса"
Выбор профессии – ответственный момент в жизни каждого молодого человека, поскольку от правильности этого выбора зависит его будущее – как далёкое, так...
Творческие технологии в реабилитационном процессе
Опыт данной работы знакомит педагогов, социальных работников, специалистов с использованием элементов творческих технологий в реабилитационном процессе. Опыт педагога поможет коллегам целесообразно ис...
Методические разработки по ПМ 02. Участие в лечебнодиагностическом и реабилитационном процессах. МДК 02.01. Раздел 1 "Сестринский уход в терапии" для специальости 34.02.01. Сестринское дело Тема: Сестринская помощь при сахарном диабете 1 и 2 типа"
Методические разработки для проведения практического занятия...
Презентация по ПМ 02. Участие в лечебнодиагностическом и реабилитационном процессах. МДК 02.01. Раздел 1 "Сестринский уход в терапии".
Презентация, пртменяемая в ходе практического занятия...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По ПМ 02. Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационных процессах. МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел 1. «Сестринский уход в терапии
Традиционно сложилось, что медицинская сестра первой начинает контактировать с пациентом, получает дополнительную медицинскую информацию и провидит доврачебные экстренные медицинские манипуляции...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА – КОНФЕРЕНЦИИ ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА – КОНФЕРЕНЦИИПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Инфекционные болезни с кур...
Организация повседневного реабилитационного процесса.
В данной материале рассмотрены некоторые аспекты организации повседневного реабилитационного прцесса в условиях Центра содействия семейному воспитанию....