Методическое объединение воспитателей "Современные подходы к проблемам трудового и профессионального воспитания в рамках реабилитационного процесса"
материал по теме
Выбор профессии – ответственный момент в жизни каждого молодого человека, поскольку от правильности этого выбора зависит его будущее – как далёкое, так и ближайшее. Какую профессию выбрать? Как не ошибиться в этом ответственном выборе? Кто может помочь в выборе профессии? Вот вопросы, которые неизбежно встают перед молодым человеком.
Но что делать, если у подростка сформировалось устойчивое нежелание совершать профессиональный выбор? О том, как может быть организована работа по профессиональной ориентации с этой группой ребят, мы поговорим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическое объединение воспитателей реабилитационного центра | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «НАДЕЖДА»
Методическое объединение воспитателей
Современные подходы к проблемам трудового и профессионального воспитания в рамках реабилитационного процесса
Руководитель Хинкус Е.В.
Энгельс.
План
1. Сообщение «Роль трудовой реабилитации и профессиональной ориентации в процессе социализации личности», обмен мнениями.
2. Творческая лаборатория.
Обмен опытом воспитателей
- «Игровые технологии профессиональной ориентации воспитанников».
- «Формирование устойчивой мотивации к труду, творчеству, профессии».
- «Профессиональная ориентация как система взаимодействия личности и общества».
3. Домашнее задание.
а) Разработка буклетов со справочной информацией.
б) «Мастер класс» - подобрать и представить материал по профориентации.
4. Метод интерактивного обучения – презентация авторской программы.
5. Открытое мероприятие.
Воспитатель Хинкус Е.В.
I.Роль трудовой реабилитации и профессиональной ориентации в процессе социализации личности
Выбор профессии – ответственный момент в жизни каждого молодого человека, поскольку от правильности этого выбора зависит его будущее – как далёкое, так и ближайшее. Какую профессию выбрать? Как не ошибиться в этом ответственном выборе? Кто может помочь в выборе профессии? Вот вопросы, которые неизбежно встают перед молодым человеком.
Но что делать, если у подростка сформировалось устойчивое нежелание совершать профессиональный выбор? О том, как может быть организована работа по профессиональной ориентации с этой группой ребят, мы поговорим.
Выбор профессии у несовершеннолетних, реабилитирующихся в центре, чаще всего ограничен низким уровнем их знаний и социальной дезадаптацией. В свою очередь, отсутствие возможности выбора приводит к нежеланию совершать профессиональный выбор как к защитной реакции. Далее процесс развивается в режиме положительной обратной связи: у подростка формируется устойчивое нежелание совершать такой выбор, которое воспринимается и самим подростком, и окружающими как проявление асоциальности, порождающее агрессию со всех сторон.
Часто подростки считают, что работать можно и нужно только кем-то «главным», получая деньги исключительно за присутствие на рабочем месте. Конечно, такие представления – следствие ошибок, допущенных в их воспитании. Поэтому воспитателю следует донести до сведения воспитанников, что работа должна соответствовать возможностям человека и что чем выше его должность и зарплата, тем больше у него ответственности. Кроме того, важно объяснить, что речь о престижности работы может идти только тогда, когда у человека есть выбор на основе реальных физических и интеллектуальных возможностей. Если же в силу плохой успеваемости и других причин выбор профессии ограничен, то руководствоваться следует соображением моральной и эмоциональной приемлемости работы в рамках существующих возможностей.
Для подростка, испытывающего отвращение к любой работе, все предлагаемые ему варианты кажутся неприемлемыми. Но надо признать, что это достаточно редкий случай. Даже простое совпадение работ (например, делать табуреты или сажать деревья) позволяет выявить предпочтения подростка.
Первый шаг в работе по профессиональной ориентации – предоставление ему возможности прикоснуться к практической деятельности, не вызывающей у него резкого отторжения.
Если же подростка удаётся привлечь к работе, то необходим ненавязчивый, но постоянный контроль со стороны психолога, воспитателя. Взрослым следует быть внимательными, прежде всего к безопасности и защищённости интересов воспитанников. Надо психологически поддержать ребёнка, находя всё новые положительные стороны его работы, обсуждая с ним её детали, направленность и т.д. Таким образом, подростка могут заинтересовать какие-либо её стороны – оплата, взаимоотношения между сотрудниками, способ деятельности. И здесь надо оказать содействие в развитии этого интереса, потому что он может стать стимулом для профессионального самоопределения.
Воспитанника необходимо информировать о возможностях профессионального роста, о том, каким требованиям должны отвечать работники этой области, какими качествами обладать, наконец, о перспективах повышения труда. Источником такой информации могут быть консультации, инициированные воспитателем, знакомство ребёнка с представителями профессии, которые могут его заинтересовать, популярная литература, видеофильмы (в том числе художественные) – спектр возможностей воспитателя в этом отношении достаточно широк.
Если у подростка пробудился пусть поверхностный, но интерес к профессиональной стороне деятельности, желательно провести с ним профессионально – диагностическую работу для первичного выявления возможных профессиональных интересов.
Побудить «трудных» подростков к тому, чтобы они в письменном виде изложили свои профессиональные намерения, интересы, практически невозможно. Потому так важно проводить с ними систематические беседы, предоставляя им возможность высказывать свои мысли по этому поводу. Главная цель воспитателя – формирование осознанности, взвешенности и реальности профессионального выбора, который может сделать подросток. Соответственно ориентировать надо ребят скорее на репродуктивное узкоспециальное образование, что не исключает достижения ими в будущем профессиональных высот и, следовательно, личностного успеха. Поэтому вероятно надо найти в системе воспитания специальность достаточно узкого профиля, близкую к предлагаемому профессиональному выбору, и знакомиться с этой специальностью.
II Возрастные этапы профориентационной работы
Помочь воспитанникам решить проблему жизненного самоопределения, призвана профориентация – сложный комплекс мероприятий социально – экономического, психолого-педагогического и медико-физиологического характера, цель которых, обеспечение профессионального самоопределения человека в соответствии с его индивидуальными особенностями и запросами общества в высококвалифицированной рабочей силе.
Профессиональное самоопределение (по Е.А.Климову) – самоориентирование воспитанника, выступающего в роли субъекта самоопределения. Сущность самоопределения – в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения.
Успешность профориентационной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
-личностно ориентированного подхода к ребёнку;
-создания благоприятной атмосферы в детском коллективе, формирования здорового коллектива, психолого-педагогической поддержки ребёнка;
-обеспечения процесса самореализации и развития личности;
-использования педагогической диагностики;
-профессионализма воспитателей;
-программно-методического обеспечения проекта.
Целью системы профессиональной ориентации является формирование у воспитанников способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда.
Ради повышения эффективности управления профессиональным развитием воспитанников выделены четыре возрастных этапа, на каждом из которых решаются свои профориентационные задачи с учётом трёх критериев:
- Когнитивного критерия, преследующего цель информирования воспитанников о мире профессий, о состоянии рынка труда;
- Мотивационно-ценностного критерия, предусматривающего формирование всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей;
- Деятельностно-практического критерия, активизирующего планирующую и прогнозирующую функции сознания для составления и реализации профессиональных планов.
Рассмотрим каждый возрастной этап жизнедеятельности с учётом особенностей и направлений профориентационной работы.
1.Работа с воспитанниками 7-10 лет.
Детям этого возраста ещё рано задумываться о серьёзном профессиональном выборе, у них не возникают вопросы о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении и т.д. Но именно сейчас могут возникнуть интересы, имеющие выход на будущую профессиональную деятельность. Учитывая это, проводится работа по ознакомлению воспитанников с миром профессий.
С помощью активных средств профориентационной деятельности (ролевые и дидактические игры, группы по интересам, общественно-полезный труд, экскурсии, досуговые мероприятия и т.д.) у детей формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, даётся установка на выбор профессии, развивается интерес к тому или иному виду будущей деятельности. Профессиональное самоопределение у детей является продолжением их ознакомления с миром профессий, с трудовой деятельностью окружающих людей. Овладение некоторыми доступными элементами труда по разным профессиям формирует интерес к ним.
- Когнитивный критерий: дать общие представления о трудовой деятельности людей, о содержании труда самых распространённых профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности.
- Мотивационно-ценностный критерий: сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду.
- Деятельностно-практический критерий: воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
2. Работа с воспитанниками 11-13 лет.
Дети включаются в различные виды деятельности (познавательную, коммуникативную, общественно полезную) с целью развития интересов и склонностей к определённым профессиям, умений и навыков, пробуют свои силы в мастерских, кружках, клубах по интересам. Формируется осознание воспитанниками своих склонностей, способностей, общественных ценностей, связанных с будущей профессией и своим местом в обществе. При этом профессиональная деятельность должна быть представлена как способ создания определённого образа жизни, путь реализации своих возможностей.
- Когнитивный критерий: расширить объём знаний о мире профессий; обобщить знания о применении основ изучаемых в школе наук в профессиональной деятельности, о необходимых способностях и трудовых навыках.
- Мотивационно-ценностный критерий: формировать интересы и склонности к разным видам учебной и трудовой деятельности, прививать ценности здорового образа жизни.
- Деятельностно-практический критерий: прививать навыки к организации своей трудовой и учебной деятельности, своего досуга; развивать коммуникативные умения и навыки совместной работы.
3. Работа с воспитанниками 14-15 лет.
В данный возрастной период наиболее интенсивно формируются ценностные установки и личностные ориентации. Внимание воспитанников акцентируется на самовоспитании, общественно значимых мотивах выбора профессии, на реальной самооценке ими своих возможностей в овладении рядом специальностей в соответствии с потребностями конкретного района, на путях продолжения образования и получения профессии.
Формируются представления о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, условиях выбора профессии, умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Основное внимание уделяется консультационной помощи в профессиональном выборе, определяется план действий по освоению запасного варианта.
- Когнитивный критерий: дать знания о рынке профессий и образовательных услугах города, области, страны; о путях получения выбранной профессии; систематизировать знания о имеющихся и необходимых для определённой профессии способностях, интересах, навыках.
- Мотивационно-ценностный критерий: формировать мотивы и интерес к определённой сфере человеческой деятельности, прививать общечеловеческие ценности, добиваться осознания детьми необходимости труда для жизни человека и развития общества, бережного отношения к своему здоровью.
- Деятельностно-практический критерий: воспитывать социально активную позицию, инициативность, самостоятельность, развивать навыки трудового взаимодействия, умение ставить цели, планировать, поэтапно выполнять и критически оценивать результаты своей деятельности.
4. Работа с детьми 16-17 лет.
На основе предшествующих этапов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе изучения тех предметов, к которым проявляются устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности; на контроле и коррекции профессиональных планов, на ознакомлении со способами оценки результатов, достижений в профессиональной деятельности.
Ведущими знаниями и умениями для воспитанников 7-10 лет являются знания о различных компонентах трудовой деятельности и первоначальные умения и навыки. Для 11-15 лет – знания о классификации профессий, профессиональном интересе, склонностях, самооценке, профессионально важных качествах и т.д.; умение объективно оценивать свои возможности, составлять свой профессиональный план, выполнять отдельные операции, действия, характерные для конкретной профессии. Для 16-17 лет – знания о современном производстве, умение адекватно оценивать профессионально важные качества, обосновывать свой выбор.
Формы работы зависят от возрастных особенностей воспитанников, наличия необходимого материала. Это могут быть групповые и индивидуальные беседы, конференции, экскурсии, встречи с представителями какой-либо профессии, защита проекта, профориентационные игры и упражнения, настольные профориентационные карточные игры, бланковые игры, опросники и многое другое.
Выбор профессии – активный процесс самостоятельного, сознательного принятия решения. Для каждого человека, а особенно юного, вступающего в жизнь, чрезвычайно важно умение анализировать свои способности и возможности в овладении желаемой профессией. Многие профессии требуют скорости работы, умения переключаться с одного её вида на другой, работоспособности, психологической устойчивости.
Чем раньше человек начнёт задумываться о том, кем и каким ему быть, тем быстрее примет верное решение, тем меньше сделает он ошибок на путик профессиональному успеху. Задача воспитателей – помочь в решении вопросов жизненного и профессионального самоопределения.
Выступления воспитателей из опыта работы.
Отчёт по домашнему заданию.
III Условия и конкретные ситуации выбора профессии
Упражнения для групповой и индивидуальной профессиональной работы
Упражнение «Интервью профессионала»
Цель: получить полное представление о профессии, включая её основные требования и типичные трудности.
Одному из участников предлагается выбрать по желанию любую профессию и выйти за дверь. В это время ведущий сообщает группе вводную: «Сейчас мы с вами побудем в роли журналистов, берущих интервью у нашего профессионала. Мы будем задавать вопросы таким образом, чтобы расспросить его обо всех трудностях выбранной профессии. В то же время мы не имеем права навязывать своё мнение, мы всего лишь журналисты. Сейчас подумайте о том, какие вопросы вы зададите». Ведущий может помочь группе выявить основные сложности заявленной профессии.
После возвращения «профессионала» ведущий сообщает ему: «Здесь собрались представители прессы, которые хотели бы задать вам несколько вопросов о вашей работе. Прошу вас, господа, журналисты!» Желательно, чтобы прозвучали следующие вопросы:
-Как проходит Ваш рабочий день?
-От чего в Вашей работе Вы получаете удовольствие?
-Сколько времени вы уделяете своей семье?
-Что Вас огорчает или раздражает в Вашей работе?
-Какие взаимоотношения с людьми у вас складываются на Вашей работе?
-Как сильно Вы устаёте за день?
-Вы чувствуете удовлетворения от своей работы?
-Другие по желанию группы.
Затем «профессионал» делится своими ощущениями, а группа может дать ему обратную связь.
Упражнение «Поговорим о профессиях»
Разделите детей на пары. Один человек из пары составляет список так называемых женских профессий, а другой – мужских. После этого дети все вместе составляют список общих профессий для женщин и для мужчин. Затем попросите каждую пару придумать две небольшие истории: одну о мужчине, другую о женщине – представителях какой-либо одной профессии.
Упражнение «Гимн профессиям»
Разделите детей на несколько групп и распределите между ними разные профессии. Например, одна группа – врачи, другая – учителя, третья – строители, четвёртая – художники. Каждая группа должна перечислить главные, которыми обладают люди той или иной профессии, а затем написать гимн этой профессии.
Упражнение «Маленькое дело»
Придумайте какое-либо маленькое дело, которое может принести пользу многим людям, и нарисуйте, как вы его делаете. Например, если человек заметит на детской площадке стёкла от разбитой бутылки и не поленится их поднять, многие малыши не порежутся об эти стёкла и т.д.
Упражнение «Уважаемый человек»
Раздайте детям карточки с названиями разных профессий и попросите их рассказать об учителе, которого уважают ученики; враче, которого уважают больные; шофёре, которого уважают пассажиры; продавце, которого уважают покупатели ит.д.
Упражнение «Чуткие руки»
Попросите детей перечислить, в каких профессиях людям необходимы чуткие руки. (Врач, массажист, воспитатель, часовщик, садовник, пекарь, ветеринар и т.д.). Всё перечисленное детьми записывается на доске. Затем дети пишут сказку о том, как чуткие руки помогли представителям той или иной профессии.
Решение МО:
1. Выстроить систему профессиональной ориентации воспитанников как взаимодействие личности ребёнка и общества. Всем воспитателям, постоянно.
2. Использовать игровые технологии как эффективное средство профессиональной ориентации воспитанников. Всем воспитателям, постоянно.
3. Использовать опыт работы воспитателя Калинчевой С.В. с целью формирования мотивации к труду, творчеству, профориентации. Всем воспитателям, постоянно.
Литература
- Книга Н.Ю. Проф-мастер. Методическое пособие для профконсультантов. Саратов.
- Лопатина А., Скребцова М.600 творческих игр для больших и маленьких. М. -2009.
- Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога.- М.-2007.
- Овчинников А. Профессиональное самоопределение – эффективное средство социализации детей-сирот.//Социальная педагогика.-№4.-2008.-с.59-64.
- Овчинников А. Профильная подготовка как средство профессионального самоопределения детей-сирот.// Социальная педагогика.-№4.-2008.-с.65-70.
- Тоистеева О. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением.// Социальная педагогика.-№1.-2010.-с.50-53.
- Худенко Е.Д., Кальянов И.В.и др. Социально-трудовая реабилитация детей и подростков как условие их социального включения в жизнь. Метод. пособие.-М.-2008.
- Юдина Л.Г. Профориентационная деятельность как подсистема целостного образовательного процесса.// Воспитание школьников.-№2.-2010.-с.27-33.
Возрастные этапы профориентационной работы
Помочь воспитанникам решить проблему жизненного самоопределения, призвана профориентация – сложный комплекс мероприятий социально – экономического, психолого-педагогического и медико-физиологического характера, цель которых, обеспечение профессионального самоопределения человека в соответствии с его индивидуальными особенностями и запросами общества в высококвалифицированной рабочей силе.
Профессиональное самоопределение (по Е.А.Климову) – самоориентирование воспитанника, выступающего в роли субъекта самоопределения. Сущность самоопределения – в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения.
Успешность профориентационной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
-личностно ориентированного подхода к ребёнку;
-создания благоприятной атмосферы в детском коллективе, формирования здорового коллектива, психолого-педагогической поддержки ребёнка;
-обеспечения процесса самореализации и развития личности;
-использования педагогической диагностики;
-профессионализма воспитателей;
-программно-методического обеспечения проекта.
Целью системы профессиональной ориентации является формирование у воспитанников способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда.
Ради повышения эффективности управления профессиональным развитием воспитанников выделены четыре возрастных этапа, на каждом из которых решаются свои профориентационные задачи с учётом трёх критериев:
- Когнитивного критерия, преследующего цель информирования воспитанников о мире профессий, о состоянии рынка труда;
- Мотивационно-ценностного критерия, предусматривающего формирование всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей;
- Деятельностно-практического критерия, активизирующего планирующую и прогнозирующую функции сознания для составления и реализации профессиональных планов.
Рассмотрим каждый возрастной этап жизнедеятельности с учётом особенностей и направлений профориентационной работы.
1.Работа с воспитанниками 7-10 лет.
Детям этого возраста ещё рано задумываться о серьёзном профессиональном выборе, у них не возникают вопросы о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении и т.д. Но именно сейчас могут возникнуть интересы, имеющие выход на будущую профессиональную деятельность. Учитывая это, проводится работа по ознакомлению воспитанников с миром профессий.
С помощью активных средств профориентационной деятельности (ролевые и дидактические игры, группы по интересам, общественно-полезный труд, экскурсии, досуговые мероприятия и т.д.) у детей формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, даётся установка на выбор профессии, развивается интерес к тому или иному виду будущей деятельности. Профессиональное самоопределение у детей является продолжением их ознакомления с миром профессий, с трудовой деятельностью окружающих людей. Овладение некоторыми доступными элементами труда по разным профессиям формирует интерес к ним.
- Когнитивный критерий: дать общие представления о трудовой деятельности людей, о содержании труда самых распространённых профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности.
- Мотивационно-ценностный критерий: сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду.
- Деятельностно-практический критерий: воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
2. Работа с воспитанниками 11-13 лет.
Дети включаются в различные виды деятельности (познавательную, коммуникативную, общественно полезную) с целью развития интересов и склонностей к определённым профессиям, умений и навыков, пробуют свои силы в мастерских, кружках, клубах по интересам. Формируется осознание воспитанниками своих склонностей, способностей, общественных ценностей, связанных с будущей профессией и своим местом в обществе. При этом профессиональная деятельность должна быть представлена как способ создания определённого образа жизни, путь реализации своих возможностей.
- Когнитивный критерий: расширить объём знаний о мире профессий; обобщить знания о применении основ изучаемых в школе наук в профессиональной деятельности, о необходимых способностях и трудовых навыках.
- Мотивационно-ценностный критерий: формировать интересы и склонности к разным видам учебной и трудовой деятельности, прививать ценности здорового образа жизни.
- Деятельностно-практический критерий: прививать навыки к организации своей трудовой и учебной деятельности, своего досуга; развивать коммуникативные умения и навыки совместной работы.
3. Работа с воспитанниками 14-15 лет.
В данный возрастной период наиболее интенсивно формируются ценностные установки и личностные ориентации. Внимание воспитанников акцентируется на самовоспитании, общественно значимых мотивах выбора профессии, на реальной самооценке ими своих возможностей в овладении рядом специальностей в соответствии с потребностями конкретного района, на путях продолжения образования и получения профессии.
Формируются представления о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, условиях выбора профессии, умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Основное внимание уделяется консультационной помощи в профессиональном выборе, определяется план действий по освоению запасного варианта.
- Когнитивный критерий: дать знания о рынке профессий и образовательных услугах города, области, страны; о путях получения выбранной профессии; систематизировать знания о имеющихся и необходимых для определённой профессии способностях, интересах, навыках.
- Мотивационно-ценностный критерий: формировать мотивы и интерес к определённой сфере человеческой деятельности, прививать общечеловеческие ценности, добиваться осознания детьми необходимости труда для жизни человека и развития общества, бережного отношения к своему здоровью.
- Деятельностно-практический критерий: воспитывать социально активную позицию, инициативность, самостоятельность, развивать навыки трудового взаимодействия, умение ставить цели, планировать, поэтапно выполнять и критически оценивать результаты своей деятельности.
4. Работа с детьми 16-17 лет.
На основе предшествующих этапов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе изучения тех предметов, к которым проявляются устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности; на контроле и коррекции профессиональных планов, на ознакомлении со способами оценки результатов, достижений в профессиональной деятельности.
Ведущими знаниями и умениями для воспитанников 7-10 лет являются знания о различных компонентах трудовой деятельности и первоначальные умения и навыки. Для 11-15 лет – знания о классификации профессий, профессиональном интересе, склонностях, самооценке, профессионально важных качествах и т.д.; умение объективно оценивать свои возможности, составлять свой профессиональный план, выполнять отдельные операции, действия, характерные для конкретной профессии. Для 16-17 лет – знания о современном производстве, умение адекватно оценивать профессионально важные качества, обосновывать свой выбор.
Формы работы зависят от возрастных особенностей воспитанников, наличия необходимого материала. Это могут быть групповые и индивидуальные беседы, конференции, экскурсии, встречи с представителями какой-либо профессии, защита проекта, профориентационные игры и упражнения, настольные профориентационные карточные игры, бланковые игры, опросники и многое другое.
Выбор профессии – активный процесс самостоятельного, сознательного принятия решения. Для каждого человека, а особенно юного, вступающего в жизнь, чрезвычайно важно умение анализировать свои способности и возможности в овладении желаемой профессией. Многие профессии требуют скорости работы, умения переключаться с одного её вида на другой, работоспособности, психологической устойчивости.
Чем раньше человек начнёт задумываться о том, кем и каким ему быть, тем быстрее примет верное решение, тем меньше сделает он ошибок на путик профессиональному успеху. Задача воспитателей – помочь в решении вопросов жизненного и профессионального самоопределения.
III Условия и конкретные ситуации выбора профессии
Упражнения для групповой и индивидуальной профессиональной работы
Упражнение «Интервью профессионала»
Цель: получить полное представление о профессии, включая её основные требования и типичные трудности.
Одному из участников предлагается выбрать по желанию любую профессию и выйти за дверь. В это время ведущий сообщает группе вводную: «Сейчас мы с вами побудем в роли журналистов, берущих интервью у нашего профессионала. Мы будем задавать вопросы таким образом, чтобы расспросить его обо всех трудностях выбранной профессии. В то же время мы не имеем права навязывать своё мнение, мы всего лишь журналисты. Сейчас подумайте о том, какие вопросы вы зададите». Ведущий может помочь группе выявить основные сложности заявленной профессии.
После возвращения «профессионала» ведущий сообщает ему: «Здесь собрались представители прессы, которые хотели бы задать вам несколько вопросов о вашей работе. Прошу вас, господа, журналисты!» Желательно, чтобы прозвучали следующие вопросы:
-Как проходит Ваш рабочий день?
-От чего в Вашей работе Вы получаете удовольствие?
-Сколько времени вы уделяете своей семье?
-Что Вас огорчает или раздражает в Вашей работе?
-Какие взаимоотношения с людьми у вас складываются на Вашей работе?
-Как сильно Вы устаёте за день?
-Вы чувствуете удовлетворения от своей работы?
-Другие по желанию группы.
Затем «профессионал» делится своими ощущениями, а группа может дать ему обратную связь.
Упражнение «Поговорим о профессиях»
Разделите детей на пары. Один человек из пары составляет список так называемых женских профессий, а другой – мужских. После этого дети все вместе составляют список общих профессий для женщин и для мужчин. Затем попросите каждую пару придумать две небольшие истории: одну о мужчине, другую о женщине – представителях какой-либо одной профессии.
Упражнение «Гимн профессиям»
Разделите детей на несколько групп и распределите между ними разные профессии. Например, одна группа – врачи, другая – учителя, третья – строители, четвёртая – художники. Каждая группа должна перечислить главные, которыми обладают люди той или иной профессии, а затем написать гимн этой профессии.
Упражнение «Маленькое дело»
Придумайте какое-либо маленькое дело, которое может принести пользу многим людям, и нарисуйте, как вы его делаете. Например, если человек заметит на детской площадке стёкла от разбитой бутылки и не поленится их поднять, многие малыши не порежутся об эти стёкла и т.д.
Упражнение «Уважаемый человек»
Раздайте детям карточки с названиями разных профессий и попросите их рассказать об учителе, которого уважают ученики; враче, которого уважают больные; шофёре, которого уважают пассажиры; продавце, которого уважают покупатели ит.д.
Упражнение «Чуткие руки»
Попросите детей перечислить, в каких профессиях людям необходимы чуткие руки. (Врач, массажист, воспитатель, часовщик, садовник, пекарь, ветеринар и т.д.). Всё перечисленное детьми записывается на доске. Затем дети пишут сказку о том, как чуткие руки помогли представителям той или иной профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме "Воспитание толерантности в общении с учащимися на уроке литературы".
о воспитании толерантности учащихся...
Презентация к заседанию методического объединения "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни"
Презентация призвана помочь открыть заседание методического объединения "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни"...
"СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ "ГРУППЫ РИСКА" В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ПСИХОЛОГА, УЧИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ".
выступление на педагогическом совете...
Инновационные технологии организации деятельности методических объединений, творческих групп как ресурс повышения качества профессионально-педагогической деятельности учителя
Инновационные процессы, происходящие в образовательных учреждениях, формируют потребность в специально организованной методической работе, направленной на повышение профессионального саморазвития педа...
Доклад на школьном методическом объединении воспитателей по теме: «Методы и приёмы профессиональной ориентации младших школьников в воспитательном процессе»
Профориентационная работа в школе, непосредственное участие школьников в общественно полезной деятельности, производительном труде помогают им изучить свои интересы, склонности и выбрать самостоятельн...
Выступление на методическом объединении учителей Берчука Юрия Георгиевича по теме «Использование краеведческого исследования в образовательном процессе»
Школьное краеведение находится в тесной связи с научным. Поэтому при организации образовательного процесса лучше непосредственное наблюдение, сравнительно-исторический анализ, описание событий, самост...
Методическое пособие "Практикоориентированные подходы к организации личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в системе дополнительного образования (из опыта работы МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым)"
В настоящем пособии представлен опыт работы педагогического коллектива МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым по организации личностного и профессионального самоопределения детей и под...