Анализ работ педагога-психолога
материал на тему

Щербакова Татьяна Вячеславовна

Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально - психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Анализ работы педагога-психолога МБОУ «СОШ № 10» Щербаковой Т.В.

 за 2017-2018 учебный год.

Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально - психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

На 2017-2018 учебный год была поставлена цель – психолого-педагогическое сопровождение школьников, в том числе в условиях внедрения ФГОС нового поколения, содействие  в создании благоприятных условий для успешного обучения, полноценного психического (интеллектуального,эмоционально-волевого, личностного) развития детей, а также позитивного развития отношений детей и взрослых  в образовательном пространстве

Для решения цели  были поставлены  следующие задачи:

  - выявление  детей – обучающихся 1- ых классов с проблемами поведения и познавательной  деятельности  и определение наиболее  адекватных  путей  и  средств  коррекционно-развивающей  работы с ними;

-укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка

- создание  оптимальных условий для развития личности школьников в  образовательной среде.

-исследование динамики интеллектуального, личностного, профориентационного развития школьников, используя современные психологические диагностики.

- оказание  психологической  помощи  учащимся, родителям, педагогам, работникам МБОУ СОШ № 10.

Деятельность педагога –психолога в рамках сопровождения осуществлялась по следующим направлениям:

- психологическое обследование- психодиагностика;

- психолого-педагогическое изучение личности ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия возрастным нормам;

- коррекционно-развивающая работа с обучающимися, у которых выявлены психологические проблемы в личностном развитии, обучении и поведении;

-психологическое просвещение и консультирование всех субъектов образовательного процесса:        учителей- предметников, классных руководителей, учащихся, администрации и родителей;

- организационно- методическая работа.

Психодиагностическая работа проводилась с целью составления социально-психологического портрета обучающихся, определения путей и форм оказания помощи, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии, выбор средств и форм психологического сопровождения обучающихся в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Диагностическая работа состояла из первичной и вторичной диагностики и  включала в себя комплекс мероприятий: 

- скрининговая оценка уровня школьной мотивации  учащихся 1-х классов по методике  Н.Г. Лускановой.

-диагностика психологической готовности  к  школе  учащихся    1 класса и   уровня  их  интеллектуального  развития- групповое обследование для оценки сформированности УУД  

-диагностика и наблюдение за  процессом  адаптации  в  1  классе.

Для этого использовались следующие методы:

- наблюдение( посещение уроков, внеклассных мероприятий);

- анализ результатов деятельности ( изучение рабочих тетрадей, поделок, рисунков);

- тестирование.

По результатам обследования были даны рекомендации в виде памяток родителям для повышения учебной мотивации их детей. Результаты диагностики  доведены до сведения педагогов школы и  родителей на классных родительских собраниях. Запланирована коррекционная ( индивидуальная и групповая ) с конкретными детьми.

В 2017- 2018 уч. году адаптация прошла у первоклассников удовлетворительно. У двух детей Рудник Р. и Пуртова К. период адаптации затянулся. Для этих детей, с целью успешной адаптации на протяжении первой четверти, учителя- предметники в рамках внеурочной деятельности, по программе коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников «Я- первоклассник», проводили  индивидуальные игровые занятия.

По запросу руководителя МО начальных классов Суравец И.А..  был проведен мониторинг сформированности регулятивных действий обучающихся  первых классов, составлена сравнительная таблица.

Сравнительная таблица развития регулятивных действий  (умение передавать форму- вычерчивать равную или подобную фигуру, умение рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их; выявление умения ориентироваться на плоскости) учащихся 1 классов на начало 2017-2018 уч. г:

класс

Умение передавать форму

Умение рисовать прямолинейные отрезки

Умение рисовать углы, не округляя их

Умение ориентироваться на плоскости

Умение пересчитовать клеточки

62 %

76 %

55 %

95%

72%

65%

87%

73%

100%

96%

63%

72%

52%

92%

85%

Вывод: в результате систематической коррекционной работы по развитию регулятивнх действий, проводимых на уроках учителями начальных классов в начале учебного года, замечена положительная динамика во всех классах. Высокий уровень по всем показателям у учащихся 1 Б класса. Необходимо усилить работу по коррекции произвольного внимания и зрительной памяти во всех первых классах.

2. С 13.11.по 05.12.2017г. проводилась диагностика и наблюдение за  процессом  адаптации в 5-ых классах.

Формы:наблюдение, фронтальный, письменный опрос.

Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.

Методы:

1. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

 ( модификация А.Д. Андреева);

2.Упражнение «Вселенная моего «Я»»;

3.Наблюдение и беседа.

Школьная адаптация высокая -35 % детей ; средний уровень адаптации– 57% детей, ниже среднего 8% детей. По результатам диагностики дезодаптивных детей не выявлено. Проведен тест тревожности -88% детей - низкая тревожность.  Приведённые результаты свидетельствуют об успешном прохождении адаптационного периода.

 У учащихся преобладают положительные эмоции, оптимистичный настрой. Чуть завышенная самооценка – 54% детей, адекватная -46% детей. Школьная мотивация: высокая -53% детей, хорошая -40% детей, средняя -7% детей, с низкой (дезодаптация) -0%

Наблюдение и анализ результатов диагностики свидетельствуют об успешном прохождении адаптационного периода.  Результаты диагностического обследования пятиклассников были предоставлены классным руководителям, учителям- предметникам на производственном совещании, родители ознакомлены на родительском собрании. Даны рекомендации педагогам и родителям.

4. В  мае 2018 года проводилась  диагностика личностных результатов  обучающихся 6 Б класса по методике С.М. Петровой.

Итого из 25 опрошенных:

92% - духовное отношение к жизни, 4% - бездуховное отношение к жизни, 24% - значимость материально благополучной жизни,  11% - незначительность материального благополучия,22% - оптимистическое отношение к жизни, 3%  –пессимистическое отношение к жизни,14% - отсутствие самоопределения,22%- хорошее отношение к людям,3% - негативное отношение к людям,21% -значимость дружбы,4% - незначимость дружбы,18% - значимость учения,7 % - незначимость учения.

 Даны рекомендации педагога-психолога:

-.активно вовлекать детей во внеурочную деятельность;

-в 7-ом классе провести групповую диагностику  с родителями по методике анализа семейного воспитания ( авторы: Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкис)

-классному руководителю Мулько Н.Г. в работе с классным коллективом активно использовать индивидуальне форм работы со следующими обучающимися:Казаченок Д,Фонтанелли А,Шеиной М.

Результаты были представлены на школьном производственном совещании.

5. С целью  изучения степени и особенностей приспособления учащихся к третьей ступени обучения проводилась психологическая диагностика десятиклассников ( справка от 12.01. 218г) На этом этапе обследовалась сплоченность коллектива, уровень адаптированности учащихся, самооценки, самовосприятия, принятия других, эмоционального комфорта, интернальности, структура мотивации ( опросник ДПА)

Результаты: первичная диагностика ( высокая сплоченность – 42%; средняя- 50%; низкая – 8%); вторичная диагностика ( высокая сплоченность- 52 %, средняя – 48%, низкая – 0%).

6.В течении года проводилась диагностика эмоционально-волевой  сферы, мотивационной, семейных  отношений  ,  личностных  качеств учащихся , состоящих на внутришкольном  учете ( Саранчук А, 5 Б кл.) , в ОДН – склонность к суицидальному риску (Слепцова А., 10 А кл ), детей из семей в СОП ( Пархоменко К., 6 В кл.)  С учащимися: Слепцовой А. и Саранчук А. велась работа по программе профилактики аутоагрессивного поведения; с применением диагностики суицидального риска  со  Слепцовой А. ( модификация Т.Н. Разуваевой, личностный опросник ИСН, шкала депрессии Бека). Проводимая работа с детьми «группы риска» дает положительную динамику, но есть учащиеся, которые требуют  наиболее углубленной работы и продолжительного времени для коррекции поведения. С результатами проведенных диагностик и рекомендациями были ознакомлены педагоги и родители.

6.С ноября по январь проводилась диагностика уровня  развития  познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы обучающихся  со 2 по 9 класс. С результатами и рекомендациями  были ознакомлены педагоги и родители.

7.  С целью профессионального самоопределения проводилась профориентационная   диагностика с обучающимися  9-х классов по ДДО Е. А. Климова. Результаты диагностики для выявления склонности к определенным типам профессий были представлены учащимся, классным руководителям и родителям на родительском собрании.

По результатам диагностического обследования можно сказать следующее: учащиеся со своими будущими профессиями определились, кроме Калиничева Н., Кузнецовой И., Романова С ( 9 В кл.), с ними  велась индивидуальная работа в течение учебного года.

 Так же, в апреле 2018 года была проведена диагностика отношения к будущей профессии в 11-х классах.

На сегодняшний момент по результатам проведенной диагностики выявлено, что большинство учащихся  определились с выбором ВУЗов и ССУЗов и  со своей будущей профессией.

По итогам диагностики  были даны рекомендации классному руководителю, по запросу самих учащихся были проведены индивидуальные консультации. В течение всего учебного года велась профориентационная работа с учащимися, как работниками МБОУ СОШ № 10, так и специалистами ВУЗов и ССУЗов  г. Кемерово. В марте 2018г  УО г. Кемерово в школе  была проведена тематическая контрольная проверка « Об организации работы по профессиональной ориентации учащихся».

 8.   В течении учебного года с учащимися 5-6 классов в рамках внеурочной деятельности  проводились коррекционно –развивающие занятия индивидуальные и групповые по программе  «Искусство общения». Применяемы методики: Опросник САН, «РНЖ», тест «Самооценка силы воли», «Исследование самооценки», «Рисунок семьи», методика «Столин», опросник «F-sozu-22».

Коррекционно-развивающая работа в МБОУ «СОШ № 10» ориентирована на познавательную, эмоционально-волевую, личностную, социальную сферу жизни и самосознание детей.

Основная цель коррекционной- развивающей работы создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Коррекционно-развивающее направление в течение уч. года было представлено  в двух формах -индивидуальное и групповое. Групповые:  коррекционно –развивающие  занятия  проводились со всеми учащимися   во второй половине дня, решая следующие задачи:

- обеспечение успешности адаптации учащихся, формирование психологического здоровья, снижение уровня тревожности, формирование коммуникативной культуры, развития коммуникативных, социальных навыков, развитие учебной мотивации; -----------  - профилактика аддиктивного, девиантного, суицидального поведения, профориентация (профессиональное самоопределение).Индивидуальные: беседы и консультации.

 Для реализации целей и задач коррекционно-развивающей работы применялись программы направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе: «Я- первоклассник»» ( 1 кл), «Искусство общения» (5-6 кл), «Путь в будущую профессию» ( 7 кл).  В течении всего года было проведено коррекционно-развивающих занятий -203; дано 14 индивидуальных консультаций; 3 учащихся по результатам ШПМПК направлены на городскую комиссию ПМПК. Педагог- психолог принимала участие в 8 Советах профилактики ( по плану работы ОО).

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводились с учащимися, которые  испытывающими трудности в обучении,  с учащимися испытывающие трудности в адаптации. В течение всего уч. года занятия педагога- психолога были  направлены на развитие познавательной сферы, коррекцию эмоционального состояния, работу со стрессовыми состояниями, работу с агрессией, на развитие коммуникативных навыков.

В течение этого учебного года по особому плану педагога-психолога осуществлялась работа с детьми, состоящими на  внутришкольном учете ,  в ОДН, с детьми из семей в ТЖС.

 

Просветительская деятельность

Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.

1) Проведение тематических классных часов для учащихся 5-9 классов. Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.

2) Выступления на общешкольном родительском собрании.

3) Групповые просветительские консультации для учащихся,  (по вопросам профессионального самоопределения, профилактики суицидального поведения, подготовки учащихся к выпускным экзаменам и т.д.).

4) Посещала районные и  городские групповые психолого-педагогические семинары: «Развитие жизнестойкости школьников в процессе обучения;

«Дети групп психологического риска»;

« Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»;

«Активизация ресурсов личности человека в трудной жизненной ситуации »;

« Службы примирения в ОО»

Профориентационная  работа проводится педагогом-психологом с целью формирования  у детей с отклонениями в интеллектуальном и психофизическом  развитии,  способности  выбора   сферы  профессиональной  деятельности ,оптимально  соответствующей  личностным особенностям. Работа включает в себя четыре направления: информационное

диагностическое, консультационное,  развивающие занятия.

Совместно с директором, классными руководителями и социальным педагогом был составлен план профориентационной  работы на 2017 -2018 учебный год. В течении года работа проводилась согласно этого  плана.

Организационно-методическая работа

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

-подготовка  к  семинарам, практическим занятиям, консультациям;

-корректировка  и составление индивидуальных коррекционных программ для учащихся;

-разработка  коррекционно-развивающих, информационно-просветительских занятий, выступлений на родительских собраниях,  районных семинарах;

-дополнение  базы диагностических методик;

-обработка, обобщение результатов диагностик, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов, родителей;

-оформление  документации педагога-психолога;

-посещение районнх и городских семинаров- практикумов в целях самообразования.

В процессе анализа работы педагога-психолога за 2017-2018 год выявлены ряд проблем, которые требуют решения в 2018-2019 г.:

- вести целенаправленную работу по формированию навыков жизнестойкости учащихся.

- организовать активное  взаимодействие с педагогами, классными руководителями по работе с учащимися «группы риска», и их родителями;

- активизировать профориентационную работу среднего звена.(проведение консультаций с привлечением специалистов)

-систематизировать и  пополнять методическую копилку. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы педагога-психолога

Примерный отчет о работе педагога- психолога за год...

Анализ работы педагога-психолога за год.

Подробный анализ работы педагога-психолога за 2011-2012 учебный год по всем основным разделам....

Анализ работы педагога-психолога

В помощь педагогу-психологу...

Анализ работы педагога-психолога (пример презентации)

Представлена презентация, которая отражает результативность работы педагога-психолога за учебный год по всем направлениям деятельности психолога образования. Шаблон данной презентации может быть испол...

Анализ работы педагога - психолога Средней общеобразовательной школы

В отчете отражены все направления раоты школьного - педагога - психолога, а также работа по психологического сопровожению учащихся в соответствии с ФГОС...

Анализ работы педагога-психолога МБОУ СОШ №3 г.о.Пущино

ОСНОВНАЯ  ЦЕЛЬ  РАБОТЫ  ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МБОУ СОШ №3  Г.О.ПУЩИНО       Основная цель работы педагога-психолога МБОУ СОШ №3 г.о.Пущино  - содейс...