Здоровьеразвивающие технологии
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Важным аспектом деятельности учителя и образовательного учреждения явлюется сохранение и развитие здоровья ученика во время его обучения. Одой из серьёзнейших проблем, связанных с здоровьем ученика, является ухудшение зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_zreniya.docx | 21.75 КБ |
prilozhenie_1.docx | 42.29 КБ |
Родителям о выполнении творческого проекта по технологии | 15.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние новых образовательных технологий на зрение ребёнка»
Введение
Важной отличительной чертой современной цивилизации является возрастающая скорость и объём информации, используемой в промышленном производстве, в управлении, в быту и обучении. Применение персональных компьютеров, разработка современных систем коммуникации стало неотъемлемой частью нашей жизни.
Наблюдается некоторое падение интереса обучающихся к изучению учебных предметов, если преподавателем используются на уроке довольно старые наглядные материалы, однообразная работа с учебником, таблицами, схемами. Одним из способов повышения интереса к уроку, углубления знаний обучающихся по этому предмету является использование современных информационных технологий, в частности мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих программ, многомерных образовательных ресурсов, фото и видеоматериалов на различных стадиях учебного процесса.
Основная задача внедрения информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения – это овладение учащимися данных средств в качестве инструмента повышающего эффективность познания и использования в практической деятельности. Трудное восприятие учащимися теоретических основ техологии связано с изучением процессов, которые сложны для понимания в этом возрасте, содержат много трудных для запоминания терминов и т.д. Использование ИКТ позволяет эти процессы значительно упростить, сделать более наглядными и понятными.
ИКТ используются на всех этапах современного урока: при объяснении нового материала, при контроле знаний умений и навыков, при выполнении лабораторных и практических работ, творческих и проектных работ. Использование на уроке мультимедийных технологий способствует не только лучшему усвоению и систематизации базовых знаний по предмету, но и активизирует интерес к предмету, а также формирует мотивацию к учению в целом.
Вместе с тем, наравне с несомненно важными положительными аспектами внедрения современных образовательных технологий наблюдаются и ряд проблем, связанных с их применением. Прежде всего это проблемы сохранения здоровья учащихся, в частности зрения.
Свою работу мне хотелось посвятить проблеме сохранения зрения детей в процессе их обучения.
Влияние работы на компьютере на зрение детей
Нагрузка на зрение при работе за компьютером имеет некоторые особенности. Когда мы читаем книгу, то свет отражается от страницы. Компьютер же сам является источником света. Это усложняет восприятие, и глаза быстрее устают.
Часто дополнительное напряжение возникает за счет неудачно подобранного размера шрифта или плохо настроенной яркости монитора. Если, пользуясь компьютером, вы не следите за своим зрением, то оно может резко ухудшиться.
Факторами, наиболее сильно влияющими на зрение, являются:
1. Несовершенство способов создания изображения на экране монитора. Эта группа факторов включает в себя:
· неоптимальные параметры схем развертки ЭЛТ;
· несовместимость параметров монитора и графического адаптера;
· недостаточно высокое разрешение монитора, расфокусировка, несведение лучей и низкий уровень других его технических характеристик;
· избыточная или недостаточная яркость изображения.
2. Непродуманная организация рабочего места, которая является причиной:
· наличия бликов на лицевой панели экрана;
· отсутствия необходимого уровня освещенности рабочих мест;
· несоблюдения расстояния от глаз оператора до экрана.
Блики относятся к факторам, которые очень сильно мешают воспринимать информацию с экрана монитора. Они заставляют неосознанно менять положение головы и корпуса, напрягать зрение, чтобы прочесть нужную информацию на экране. При этом глаза испытывают дополнительное напряжение, происходит увеличение нагрузки на шею, спину, плечи и руки, что приводит к быстрой утомляемости всего организма.
Блики создает любой пучок света, отраженный экраном дисплея и попавший на оболочку глаза. Их источниками могут быть расположенные напротив монитора яркие поверхности, светлое оборудование, осветительные приборы, незашторенные окна, часто — светлая одежда оператора. Блики тем заметнее и тем сильнее снижают контрастность изображения, чем выше коэффициент зеркального отражения экрана. В ряде случаев текст может стать фактически нечитаемым.
В процессе работы с персональным компьютером приходится иметь дело с изображениями на экране монитора. Считывание текста, таблиц, графиков с экрана отличается от чтения той же информации с листа бумага по нескольким причинам:
во-первых, при работе с дисплеем пользователь целиком зависит от положения дисплея, тогда как при чтении печатной продукции легко можно найти положения листа для наиболее комфортного восприятия информации;
во-вторых, экран, являясь источником света, считается прибором активного контраста, в то время как при чтении с листа бумаги мы имеем дело с отраженным текстом, т. е. с пассивным контрастом, который в малой степени зависит от интенсивности освещения и угла падения светового потока на бумагу;
в-третьих, текст на бумаге является неизменным, а текст на экране периодически обновляется в процессе сканирования электронного луча по поверхности экрана. Достаточно низкая частота обновления вызывает мерцание изображений;
в-четвертых, монитор надолго приковывает к себе внимание оператора, что является причиной длительной неподвижности глазных и внутриглазных мышц, в то время как они нуждаются в динамическом режиме работы. Это приводит к их ослаблению;
в-пятых, длительная работа с персональным компьютером требует повышенной сосредоточенности, что приводит к большим нагрузкам на зрительную систему пользователя. Развивается зрительное утомление (астенопия), которое способствует возникновению близорукости, головной боли, раздражительности, нервного напряжения и стресса.
Приведенные выше особенности изображений на экране дисплея, а также характера работы оператора в значительной мере влияют на степень утомляемости зрительного аппарата. Поэтому ведущие производители мониторов постоянно ведут работу по совершенствованию характеристик своих изделий не только с цепью достижения новых технических возможностей отображения информации, но и для создания максимально комфортных и безопасных условий труда пользователей ПК.
Современные жидкокристаллические мониторы гораздо безопасней своих предшественников с лучевой трубкой, но это не исключает того что и они могут наносить вред зрению. Нередко при длительной работе за компьютером появляются болезненные ощущения в глазах, становится больно моргать, ими шевелить, появляется жжение, либо ухудшается четкость зрения и двоится в глазах. С подобным явлением знакомы практически все люди, проводящие у компьютера без перерыва по нескольку часов в день, это называется "компьютерный, зрительный синдром".
Нередко люди так увлечены компьютером, что "забывают" моргать, при этом роговица глаза становиться сухой и обветривается, из- за этого при моргании появляются болезненные ощущения. Вообще на глаза негативно действует любое занятие, требующее усиленной концентрации зрения на каком- либо предмете, поэтому зрению нужен регулярный отдых, а компьютерные игры нередко имеют свойство затягивать, особенно это касается детей.
Как уберечь зрение детей
Как один из вариантов решения этой проблемы хочу рассказать об опыте работы нашего учебного заведения МАОУ "Земская гимназия" города Балашиха, где вопросы сбережения здоровье являются одним из приоритетов работы.
Проблема сохранения зрения у детей может решаться работой по двум направлениям. Первое: контроль и руководство взрослых. Второе: самоконтроль ребёнка. Для решения вопроса о сохранении зрения детей со стороны взрослых в нашем учебном заведении используются:
- работа во время урока за партами-конторками;
- офтальмо тренажёр и паузы на зарядку;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм (проветривания, освещённость и т.д);
- проведение тематических бесед, классных часов, презентаций направленных на формирование ЗОЖ;
- медицинский контроль за состоянием здоровья и остроты зрения.
Самоконтроль ребёнка заключается в его умении, на основе полученных знаний и выработанной в гимназии привычке профилактики заболеваний глаз, осознанному поведению вне учебного учреждения. Это выражается в понимании необходимости ограничения времени работы за компьютером, проведения зарядки для глаз, организации рабочего места с учётом требований безопасности и комфорта для органов зрения.
В заключение хочу сказать, что изложенный мною материал возможно кого- либо заинтересует, более подробно ознакомиться с методикой здоровьеразвивающих технологий можно на сайте "Земской гимназии" или непосредственно приехав к нам в гости.
Предварительный просмотр:
Рекомендации доктора Базарного
Для чего нужна конторка?
Веками известна фундаментальная роль осанки (телесная вертикаль: прямохождение и прямостояние) в формировании здорового человека, особенно ребенка. Но, к сожалению, мы игнорируем законы психобиологического развития нашего организма.
Все сетуют на малоподвижный образ жизни современного человека. Но этот «образ жизни» сами и создаем. Так, например, ребенок по своей природе весь в движении. Сидеть для него противоестественно. Еще с древних времен люди знали, что движение — это жизнь. А как организовано рабочее место у большинства современных людей и у всех детей? Только в положении сидя за столом. И так из года в год… всю жизнь. Нет выбора! Вот и болезни копятся и нас одолевают.
Между тем, практически во всех серьезных исследованиях, посвященных анализу причин возникновения болезней цивилизации (зрения, сердца, психики, опорно-двигательной и иммунной систем, урологических заболеваний у мужчин, в т.ч. все растущей и молодеющей импотенции, и гинекологических заболеваний у женщин, в т.ч. связанных с родоразрешением, и т.д.), фактор сидения отнесен к базовым факторам риска в возникновении самой тяжелой соматической патологии в XX столетии.
Вот почему как первое средство профилактики и оздоровления мы рекомендуем укоренение в детстве телесной вертикали, т.е. формирования привычного и устойчивого телесно-вертикального моторно-активного динамического стереотипа (проще говоря — привычки) с раннего детства за счет использования в учебном процессе специальной мебели — конторок.
Подборка рабочей высоты конторки
Отправным уровнем высоты верхнего края конторки является точка у края грудины в районе «солнечного сплетения» (рис. 1). Повторяем, этот уровень является исходным, ориентировочным, по которому в последующем может проводиться дальнейшая корректировка и «подгонка» уже рабочей высоты конторки. О чем идет речь? Если при исходной высоте конторки ребенок во время письма продолжает склоняться, то вся поверхность конторки постепенно поднимается до тех пор, пока ребенок не примет строго вертикальную стойку. При укоренении телесной вертикали уровень конторки можно постепенно опустить до своего первичного исходного уровня.
Рис.1
Общие рекомендации
Главное внимание родителей и учителей должно быть направлено на то, чтобы не дать оформиться у ребенка устойчивого «засиженного» динамического стереотипа (привычки), т.е. той «усидчивости», которая так приятна и учителям, и родителям, и которой многие годы они добиваются, не подозревая о печальных последствиях. Конструкция конторки предполагает читать-рисовать-писать на наклонной поверхности столешницы и заниматься другим рукотворчеством (лепка, конструирование) — на горизонтальной.
Еще раз напоминаем, что с того момента как детские сады были превращены в чисто образовательные (а не воспитательно-развивающие) учреждения, в которых занятия стали проходить на стульчиках, в школу стали идти, как правило, уже «засиженные» дети, т.е. дети с угасшей телесной стойкой, в том числе с нарушенными координаторными способностями тела, а так же с нарушенной осанкой. В этих условиях приходится в течение примерно одного года буквально «реанимировать» некогда такого подвижного («живого») ребенка. Безусловно, одной конторки для такой «реанимации» здесь мало. В этих условиях мы настоятельно рекомендуем расширить подвижные физкультурно-оздоровительные игры детей на открытом пространстве, развивающие телесную координацию (игра в лапту, футбол, лыжи, коньки, волейбол, плавание и т.д.). Особое внимание следует уделять занятием, развивающим глазомер и моторику кистей (работа по дереву и конструирование — для мальчиков, вышивание — для девочек и т.д.).
Перед внедрением режима динамических поз рекомендуем ребенка показать ортопеду, а если такового нет — педиатру. Речь идет об обязательном замере (в метрических исчислениях) состояния стопы, позвоночника (желательно функциональное состояние других органов). Наличие у детей плоскостопия не является противопоказанием для занятий в режиме динамических поз. Просто такие дети должны чаще менять позы стоя-сидя-лежа, а так же дополнительно выполнять специальные лечебно-коррекционные упражнения для стопы.
При этом самым важным здесь является воспитать у ребенка способность слышать потребности своего тела. Он и только он должен и может решать сам, сколько минут ему следует постоять за конторкой, а сколько посидеть за столом. Задача родителя и учителя — изначально предоставить ребенку свободу такого выбора. Это принципиально! При этом главным моментом в режиме «динамических поз» является сам факт периодических смен поз! И чем чаще на этапе адаптации к данному режиму ребенок меняет позы — тем полезнее. Как показывает практика, потребность стоять за конторкой нарастает у ребенка постепенно и уже через год быть на ножках становится для него потребной доминирующей позой. С этого времени подавляющее большинство детей просто отказываются от стульчиков.
И еще важно помнить, что глаз объединяет пространство Вселенной с сознанием человека. Наше зрение обладает совершенной сигнально-отражательной способностью «воспринимать» характеристики пространства, с помощью которых происходит формирование психических функций человека. Кроме того, через глаз идет «настройка» организма на экологическую среду.
В ходе эволюции зрительная система формировалась как система, работающая в основном в режиме дальнего зрения, позволявшего воспринимать как можно более полную картину окружающего мира. Неслучайно, у человека, глядящего на раскинувшееся вокруг раздолье, «душа радуется». Так происходит «сонастройка» всех биоритмов на оптимальный для организма режим.
И еще. Наш глаз — это сканер. Все образы, которые он «снимает», должны находится в движении. Обездвиженный образ глаз не воспринимает. Или воспринимает в режиме… отторжения. Через семь секунд, если перед глазом находится неподвижный объект, начинается отторжение этого образа.
При продолжающемся изо дня в день, из года в год использовании преимущественно ближнего зрения (а так работают наши дети, да и мы сами) наблюдается отмирание клеток отростков нейроэпителия коры головного мозга, настроенных на восприятие пространства.
Вот почему ребенку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире. Лучше всего для этого подходят естественные природные ландшафты. Ну, а дома, в помещении, в детском саду, школе нужно обязательно освободить окна от штор, занавесок, тюля, капрона и прочего, что мешает глазу ребенка, да и взрослого, работать в наилучшем режиме дальнего зрения (шторы должны окаймлять окно, а не занавешивать его). Пусть в наших «коробках»-жилищах дети будут иметь хотя бы небольшую возможность для удовлетворения своих потребностей в зрительных горизонтах!
Особенности работы за конторкой дома
Нужно стремиться, чтобы в процессе выполнения домашних заданий лицо школьника было обращено к окну. Периодические непроизвольные взгляды в пространство крайне важны и полезны не только для глаз, но и для работы мозга. Конторка устанавливается рядом со столом, за которым обычно школьник выполняет домашние задания.
Методические особенности адаптации детей к режиму динамических поз в условиях школы
При адаптации и в последующем при работе за конторкой всегда за основу берется не надуманная и заранее формализированная схема смен поз, а индивидуальный подход к формированию режимы смен стоя-сидя (лежа) у каждого ребенка. К сожалению, с учетом размеров существующих классов, а также наполненности их учащимися реализовать такой подход в полной мере чаще не удается. В этом случае мы рекомендуем следующие этапы адаптации.
Тот ряд столов, который отстоит дальше от окна, убирается из класса. Вместо них становится ряд конторок с меняющейся высотой рабочей поверхности. Первый же ряд столов остается для занятий в режиме сидя. Периодически по команде учителя (примерно через каждые 10-15 минут, т.е. дважды-трижды за урок) те дети, которые работали стоя, садятся за столы, а те, кто работал сидя — становятся за конторки.
Опыт показал, что дети (да и взрослые тоже) с восторгом работают за конторкой. При этом не только укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, но повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности и иммунитет, исчезает утомляемость.
Предварительный просмотр:
Выполнение творческого проекта на уроках технологии
Очень часто со стороны родителей учеников звучит вопрос о том, что такое творческий проект, его содержание в курсе предмета технология. Отвечать на этот вопрос индивидуально оказывается не эффективно, поэтому решил дать ответ в письменном и доступном для всех виде.
Итак, творческий проект в курсе предмета «Технология» заключается в самостоятельной разработке технической документации и изготовлении практически значимого изделия. С моей точки зрения, работа очень важная, интересная и сочетающая в себе творческое начало, умение на практике применить теоретические знания, расширить кругозор, совершенствовать практически навыки.
На первом этапе, при выборе темы проекта, учащийся сталкивается с достаточно сложной задачей. На каком предмете остановить свой выбор? На первый план выступает желание ученика сделать полезную вещь своими руками, то есть происходит его социализация! Считаю очень важным формирование у мальчиков сознания своей значимости, желания приносить пользу. Кроме этого, выбирая объект своего труда, ученик рассматривает множество различных вариантов, использует различные источники информации, тем самым расширяет свои знания, аналитические способности, умение выбрать оптимальное решение. В это время ценной является помощь не только учителя, но и родителей, которые могут обсудить с ребёнком потребности семьи, её традиции и приоритеты. Таким образом направить поиск и принятие решения по выбору темы будущего проекта.
Не менее интересен второй этап работы над проектом, который содержит разработку конструкторской и технологической документации. В школьном курсе это графическое изображение изделия и технология его изготовления. Есть два способа решения этой задачи, первый – изготовление изделия по аналогии с уже существующим, второй – поиск собственного пути в достижении результата. Важно в этот момент внимательно отнестись к мнению ученика, постараться понять и если нужно обсудить и помочь в принятии решения, но не навязывать своего мнения или пути решения, а аргументированно рассмотреть все из возможных!
Заключительный этап работы над проектом, включает в себя самооценку выполненной работы и её презентацию. Выполнив работу, каждый ученик должен ответить, прежде всего себе, на несколько вопросов:
- достиг ли я цели?
- какие положительные и отрицательные стороны у моего проекта?
- как избежать недостатков?
- какую практическую ценность имеет мой проект?
Думаю, вы согласитесь, что ответы на эти вопросы имеют не только высокую личностную значимость…
Презентация проекта учит публично представлять плоды своего труда, отвечать на вопросы по окончании выступления, отстаивать свою точку зрения по определённому вопросу во время его обсуждения, а это важный навык и не только на уроках технологии и во время работы над любым проектом и не только!
В заключение, хочется пожелать родителям учащихся, проявляющим интерес к данной теме, прежде всего познакомиться с требованиями к выполнению проекта, посмотреть образцы проектов, представленные в учебниках, в интернете и т.д. Постарайтесь проявлять интерес к данной работе, стать для ребят добрым наставником, соавтором, мудрым и конструктивным критиком и помощником! Вместе любая задача решается быстрее и интереснее, а результат труда значимее! Если возникают вопросы, всегда готов на них ответить, помочь с их решением!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьеразвивающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф. «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде» на практике
Биография Базарный Владимир Филиппович (р. 4.05.1942), по специальности врач-офтальмолог, русский учёный, доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, Почётный работни...
Здоровьеразвивающие технологии в учебном процессе
Данная работа получила диплом 2 степени в разделе "Здоровьеразвивающие технологии в учебном процессе"....
Педагогический совет "Здоровьеразвивающие и здоровьесберегающие технологии. Психологическая безопасность образовательного процесса"
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должна не только давать учащимся определенный объем знан...
Создание образовательной здоровьеразвивающей интерактивной среды на уроках математики
Статья "Создание образовательной здоровьеразвивающей интерактивной среды на уроках математики"...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Профессия- Родину защищать!» (с использованием элементов диалоговой технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии рефлекс
Министерство обороны Российской ФедерацииФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставр...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «ШАГ В БЕССМЕРТИЕ» (с использованием элементов коммуникативно-диалоговых, технологий проблемного изложения, технологии критического мышления, интерактивной технологии и технологии рефлексивного мышления)
Технологическая карта воспитательного мероприятияДата: 18 февраля 2018 года Воспитатель: Найденко А.А.Тема «Шаг в бе...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...