Анализ адаптации учащихся 5-го класса
материал по теме
С целью выявления школьной мотивации учащихся был проведен тест «Мотивация учения и адаптация пятиклассников». Учащимся предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты, которая определяет пять уровней школьной адаптации: высокий уровень (25-30 баллов), средний (20-24 баллов), внешняя мотивация (15-19 баллов), низкая школьная мотивация (10-14 баллов), дезадаптация (ниже 9 баллов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_uch-sya_5_klassa.docx | 15.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ адаптации учащихся 5-го класса
Классный руководитель Н.В.Гуримская
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность, и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.
Для отслеживания адаптации учащихся были проведены следующие мероприятия: контрольные работы по русскому языку, математике, посещение уроков, проверка дневников, анкетирование детей и родителей, проведение классного родительского собрания «Поведение уч-ся на уроках».
С целью выявления школьной мотивации учащихся был проведен тест «Мотивация учения и адаптация пятиклассников». Учащимся предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты, которая определяет пять уровней школьной адаптации: высокий уровень (25-30 баллов), средний (20-24 баллов), внешняя мотивация (15-19 баллов), низкая школьная мотивация (10-14 баллов), дезадаптация (ниже 9 баллов).
По результатам исследования определено:
Уровень | 5 |
Высокий уровень | 3 – 42,8 % |
Средний уровень | 4 - 57,2 % |
Внешняя мотивация | - |
Низкий уровень | - |
Дезадаптация | - |
Высокий уровень развития, 3 человека (42,8% от числа всех опрошенных). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.
Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 4 учащихся (57,2 %). При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
При анкетировании родителей:
Проверяя дневник: оформление соответствует установленным требованиям, отметки учителями предметниками выставлены, д/з записываются.
Уровень сформированность зун по основным предметам продемонстрировали контрольные срезы:
Предмет | Кол-во уч-ся | Дата проведения | % качества | % успеваемости |
Русский язык | ||||
Математика | ||||
Природовед. | ||||
История | ||||
Качество знаний по всем предметам неплохое.
Важно помнить, что период адаптации длится не один месяц. И, как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д. В связи с этим важно организовывать учебную деятельность с учетом психофизиологических особенностей учащихся.
Также мною были посещены уроки русского языка, математики и музыки. Посещение уроков позволило сделать следующие выводы. Все учителя владеют методикой работы с данной возрастной категорией детей. Преобладают традиционные уроки, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы работы, а также метод самостоятельной работы. Основные формы работы на уроке – фронтальный опрос, беседа. Учителя на уроках используют наглядность, в том числе ТСО. Учителями комментируются оценки, полученные детьми на уроках, домашнее задание дается с пояснением. В обучении используют дифференцированный подход, уроки строят с учетом индивидуальных способностей учащихся класса. На уроках соблюдается принцип здоровье сбережения: учителя следят за осанкой детей, делают физ. паузы.
На переменах некоторые учащиеся ведут себя не адекватно, но думаю, что скоро всё будет в норме. В течении месяца провожу разъяснительные беседы о поведении на уроках и переменах. 04 октября проведение классного родительского собрания «Поведение уч-ся на уроках».Считаю, что адаптация учащихся проходит успешно.
Классный руководитель: Гуримская Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Адаптация учащихся в 5 классе"
Разработка содержит план собрания и презентацию, созданную по итогам анкетирования учащихся....
Анализ адаптации учащихся 1 класса школы - интерната VIII вида 2012 уч. год.
По результатом проведенного исследования психоэмоционального состояния учащихся, данные отражают в целом .Рекомендации психолога классному руководителю по осуществлению благоприятной адапт...
Адаптация учащихся 5-х классов
Адаптация учащихся 5-х классов - http://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/361-.html...
Адаптация учащихся в пятом классе
Адаптация учащихся в пятом классе...
Разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"
Рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники...
Анализ адаптации учащихся 5х классов.
В материале дается краткая характеристика 5 го класса. Проводится анализ адаптации детей за краткий период времени. Работу можно использовать на родительском собрании пятикласников....
Доклад по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году
Докладпо итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году...