Программа по экономике (7-8 класс)
методическая разработка (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию
Государственное бюджетное Общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №123
Выборгского района Санкт-Петербурга.
Рассмотрена и согласована Утверждаю:
на методическом совете школы ____________
протокол № ____ .директор ГБОУ
от «___»__________ 2012г. /Ильичева И.Г./
приказ № ___
от «__» _______ 2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экономике
класс: __7-8 _
ФИО учителя – Петрова О. Н.
Год разработки программы ___2012___
Срок действия программы ___5 лет___
2012-2013 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана школы на 2010-2011 уч.год, на основе программы И. В. Липсица и учебника И. В. Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности». Рабочая программа составлена с опорой на примерную программу по экономике. Данная программа предназначена для учащихся основной школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики, что актуально для детей МОУ «Адамовская ООШ». В данной школе экономику изучают, начиная с 6 класса, и продолжают в 7,8 и 9-х классах. Исходя из этого, материал предмета излагается по нарастанию – в каждом классе даются более глубокие знания по различным явлениям экономики. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Актуальность. Преподавание экономики в школе – это в определенной мере дань требованиям, выдвигаемым жизнью, которая зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Современному человеку, бесспорно, для успешной социализации, необходимо иметь представление об экономической теории и практике, о применении экономических закономерностей в конкретных ситуациях, а также и об истории возникновения экономических явлений.
Данная программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 7-8 классов, поскольку в нашей школе мы стремимся вполне правомерно создать систему непрерывного экономического образования, охватывающую несколько классов, начиная с 6 класса по 9 класс.
Цель программы состоит в формировании у школьников систематического представления об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики.
Исходя из цели программы, можно выстроить систему задач:
Образовательные:
- формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, товарообменных процессах;
- формирование знаний прикладного характера, т.е. знания простейших основ хозяйственной жизни; знакомство с принципами ведения семейного бюджета;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.
Развивающие:
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- развитие экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации.
Воспитательные:
- формирование коммуникативных навыков.
- воспитание ответственности за экономические решения;
- потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
- воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Валеологические:
- обеспечение комфорта учащихся;
- сохранение здоровья школьников.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с вхождением во взрослую жизнь. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет, возникающее у подростка, чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.
Интеллектуальные особенности:
В подростковом возрасте происходят изменения в мышлении. Ребенок требует фактов и доказательств, он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике, начинает мыслить абстрактно. Возрастает способность к логическому мышлению. Подросток способен к сложному восприятию времени и пространства.
Данные возрастные и психологические особенности детей данного возраста эффективно используются на уроках экономики, так как для данного возраста очень важна социализация, вхождение во взрослую жизнь. Уроки экономики решают именно эту задачу.
Организация образовательного процесса.
Организация образовательного процесса базируется на сочетании различных методик и педагогических технологий: технология критического мышления; технология проектного обучения; технология интерактивного обучения; ИКТ – технологии.
Используемые педагогические технологии:
Технология | Ожидаемый результат | Практическое применение |
Технология критического мышления | Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы. -Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; | - «Устный конспект», - построение кластеров – схем, - составление планов ответа, изучение логики эссе: тема –контекст – проблема – аргументы – вывод. - инсерт; - мозговая атака; - чтение с вопросами; - синквейны, - «продвинутая лекция», - эссе. - ключевые термины, - перепутанные логические цепочки, - взаимоопрос. |
Технология проектного обучения | Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности. | Через создание проектов разного вида: Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые. |
ИКТ – технологии | Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке. | Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы. |
Технология интерактивного обучения | - Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся. | Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель». |
Используемые формы и методы:
Цель | Формы и методы |
Формирование понятийного аппарата учащихся | Изучение логики составления определения, тестовые и логические задания на систему запоминания, понимания и воспроизведения основных понятий и терминов; игровые моменты. |
Психологическая и технологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ. | Контроль знаний в форме тестов с различными типами заданий. |
Восполнение пробелов в усвоении курса отдельных учащихся (отсутствие базовых знаний, пропуски уроков и т.п.) | Индивидуальные карточки - задания (работа с текстом учебника) |
Развитие умений работать с печатной информацией. | Различные варианты работы с текстом: устный конспект, перевод текста в схему или таблицу, ответы на поставленные учителем вопросы; постановка вопросов по тексту; составление тестов и т.д. |
Характеристика предмета.
Содержание основного общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
• человек и фирма;
• человек и государство;
• экономика домашнего хозяйства.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процесcах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Система уроков в 7-8 классах призвана дать учащимся основы экономических знаний, сформировать у них представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Для решения этих задач курс построен таким образом, что органично сочетает объемный материал по экономической истории с описанием современных способов осуществления хозяйственной деятельности.
Сроки и этапы реализации программы.
Программа реализуется в течение двух лет. Программа рассчитана на 68 часов в 7-8 классах, по 34 часа в год (1 час в неделю) в каждом классе. При этом каждой теме отводится соответствующее время.
Связь со смежными дисциплинами.
В рамках курса «Экономика» активизируются межпредметные связи с дисциплинами: «Обществознание», «Математика», «История», «География» и др. Обществознание: формирование первичных представлений о понятиях «общество», «государство», «культура» и др. Математика: умение решать задачи. История: умение определять место события в прошлом, общий образ истории человечества как смены нескольких эпох, влияние исторических событий на развитие экономики. География: расположение государств, наличие и использование природных ресурсов, изменение названий государств с течением истории, природоиспользование и др.
Формы текущего и итогового контроля.
В программу заложены различные формы контроля: кроссворды, тесты, экономические игры, задачи и т. п. Задачи и тесты берутся из специальных сборников, перечисленных в разделе «Условия реализации программы», также из интернет-ресурсов. Примеры тестов, уроков игр и другие формы контроля представлены в Приложении.
Содержание тем учебного курса
7 класс
Зачем нужна экономика. (1ч)
Экономика. Зачем люди создали экономику. Когда появилась экономика. Нужды и потребности. Технология. Богатство. Цивилизация.
Как устроена хозяйственная жизнь человечества. (2ч)
Натуральное хозяйство. Разделение труда. Рынок. Организация хозяйственной деятельности. Продолжительность жизни. Уровень жизни.
Как возникла экономика. (2ч)
Как и когда возникла экономика. Производственные ресурсы. Производительность труда. Отрасль. Сырье.
Как организуется производство благ. Менеджмент. (3ч)
Экономические ресурсы: природные ресурсы, капитал, труд. Технология. Предприниматель. Менеджер. Производство.
Торговля - союзник производства. (2ч)
Обмен. Торговля. Факторы развития торговли. Роль торговли в хозяйственной жизни человечества.
Какая бывает торговля. (1ч)
Розничная торговля. Факторы успешности продаж. Задачи владельца магазина. Выручка от продаж. Расходы на содержание магазина.
Многоликая розничная торговля. (2ч)
Торговая сеть. Универмаг. Специализированные магазины. Фирменный магазин. Безмагазинные формы торговли.
Зачем нужна оптовая торговля. (2ч)
Оптовая торговля. Причины возникновения оптовой торговли. Скидка. Выгода.
Как оптовая торговля помогает производству. (2ч)
Конвейер. Функции оптовых торговцев. Развитие оптовой торговли в России.
Зачем нужна биржа. (3ч)
Биржевая торговля. Биржевые товары. Рынок. Спекуляция. Дилер: «быки» и «медведи». Российская биржевая торговля.
Деньги – помощник торговли. (1ч)
Товарные деньги. Бартер. Причины изобретения денег. Возникновение монет. Цена. Деньги. Монеты.
Краткая история звонкой монеты. (3ч)
Российская монетная система. Чеканка монет. Национальные монетные системы.
Зачем люди придумали банки. (2ч)
Банк. Возникновение первого банка. Противники банков. Кредит. Услуги банков. Банковская система России.
Банковские деньги. (1ч)
Частные деньги. Банковские деньги. Номинал. Чек. Банкнота.
Как бумажные деньги стали главными. (1ч)
История бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема.
Как банки сделали деньги невидимыми. (6ч)
Безналичные денежные расчеты. Факторы возникновения безналичных расчетов. Ассигнация. Банкнота. Золотомонетный (металлический) стандарт.
Итого: 34 часа + 1 час на итоговую контрольную работу = 35 часов
Содержание тем учебного курса
8 класс
Как работают безналичные деньги. (3ч)
Чек. Механизм платежей с помощью чеков. Чековый счет. Роль банков в жизни государства.
Деньги и банки в век электроники. (3ч)
Платежные карточки. Механизм использования банковских карточек. Кредитная и дебетная карточки.
Как создается и работает банк. (2ч)
Сбережения. Склонность к сбережению. Процент. Депозит. Банковские обязательства.
Что такое кредитование. (2ч)
Принципы кредитования. Проценты по кредиту. Доход банка. Роль банков в экономике.
Как люди зарабатывают деньги. (2ч)
Доход. Заработная плата. Возникновение заработной платы. Премия. Сдельная и повременная зарплаты. Комиссионные. Льготы.
Почему существует повременная зарплата. (2ч)
Профессии, которые оплачиваются повременно. Механизм регулирования повременной оплаты. Профсоюзы.
В мире профессий. (8ч)
Факторы, формирующие размер заработной платы. Интеллектуальный капитал. Вакантные рабочие места. Резюме. Общение, как фактор успеха в карьере и личной жизни.
Как люди добиваются увеличения своих заработков. (2ч)
Зависимость заработков от образования. История профессионального образования. Университеты и бизнес-школы.
Что такое карьера и как она влияет на доходы. (1ч)
Профессиональная карьера. Основные этапы профессиональной карьеры. Подходы к формированию своей карьеры.
Как платят за творчество. (1ч)
Гонорар. Аванс. Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий.
Как производство помогает творцу. (2ч)
Копия. Роялти. Интеллектуальная собственность. Плагиат. Законодательная защита продуктов творческого труда.
Что такое собственность и зачем она нужна людям. (2ч)
Собственность. Движимая и недвижимая собственность. Частная и общественная собственность. Виды частной и общественной собственности.
Как люди становятся собственниками. (1ч)
Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав собственников.
За что можно лишиться собственности. (1ч)
Законодательные основания изъятия собственности. Банкротство. Значение банкротства для обеспечения нормального функционирования экономики. Долг.
Экономика: как все это работает вместе. (2ч)
Потребности как отправная точка хозяйственной деятельности. Маркетинг. Прибыль. Стартовый денежный капитал. Превращение производственных ресурсов в товары. Организация продажи готовых товаров. Прибыль.
Итого: 34 часа + 1 час на итоговую контрольную работу = 35 часов
Календарно-тематический план
7 класс
№ п/п | Название тем | Кол-во часов | Виды и формы деятельности | Формы и методы контроля | Дата | |||
всего | теоретических | практических | ||||||
план | факт | |||||||
1 | Зачем нужна экономика | 1 | 1 | Комбинированный, беседа |
| |||
2 | Как устроена хозяйственная жизнь человечества Как устроена хозяйственная жизнь человечества Что такое уровень жизни | 2 1 1 | 1 1 | Комбинированный: беседа, практика Комбинированный: беседа, практика | опрос эссе | |||
3 | Как возникла экономика Возникновение экономики Развитие производства в России | 2 1 1 | 1 1 | Комбинированный: лекция Комбинированный: беседа, практика | мини-сочинение | |||
4 | Как организуется производство благ. Менеджмент. Как организуется производство благ. Менеджмент Увлекательный мир экономики (игра) | 3 1 1 1 | 1 1 | 1 | Комбинированный: беседа, практика Комбинированный: беседа, практика Урок-игра | задачи контрольный тест | ||
5 | Торговля-союзник производства Торговля-союзник производства Рынок-величайшее достижение человечества | 2 1 1 | 1 1 | Комбинированный: беседа Комбинированный: беседа, практика | эссе | |||
6 | Какая бывает торговля | 1 | 1 | Комбинированный: лекция, беседа | ||||
7 | Многоликая розничная торговля Многоликая розничная торговля Экскурсия в магазин | 2 1 1 | 1 | 1 | Комбинированный: беседа, практика Экскурсия | таблица сочинение | ||
8 | Зачем нужна оптовая торговля Зачем нужна оптовая торговля Как работают российские оптовики | 2 1 1 | 1 1 | Комбинированный: лекция, практика Комбинированный: практика | таблица | |||
9 | Как оптовая торговля помогает производству Как оптовая торговля помогает производству Что мы узнали о торговле (Игра) | 2 1 1 | 1 | 1 | Комбинированный: беседа, практика Урок-игра | Контрольный тест | ||
10 | Зачем нужна биржа Зачем нужна биржа. История возникновения бирж. Зачем нужна биржа. Виды бирж. Что мы узнали о бирже и ее работе (проверочный урок) | 3 1 1 1 | 1 1 | 1 | Комбинированный: беседа, практика Комбинированный: беседа, практика Урок проверки знаний | тест | ||
11 | Деньги – помощник торговли | 1 | 1 | Комбинированный: беседа, практика | опрос | |||
12 | Краткая история звонкой монеты Краткая история звонкой монеты Краткая история звонкой монеты Что мы узнали о деньгах (игра) | 3 1 1 1 | 1 1 | 1 | Комбинированный: беседа, практика Комбинированный: беседа, практика Урок-игра | эссе тест | ||
13 | Зачем люди придумали банки Зачем люди придумали банки Когда в России появились банки | 2 1 1 | 1 1 | Комбинированный лекция, практика Комбинированный: беседа, практика | таблица | |||
14 | Банковские деньги | 1 | 1 | Комбинированный: беседа, практика | опрос | |||
15 | Как бумажные деньги стали главными | 1 | 1 | Комбинированный: беседа, практика | эссе | |||
16 | Как банки сделали деньги невидимыми Как банки сделали деньги невидимыми Банки и их значение (проверочный урок) Увлекательный мир экономики (урок-игра) Обобщение и систематизация знаний по курсу | 6 2 1 1 2 | 1 1 | 1 1 1 | Комбинированный: беседа, практика Урок проверки знаний Урок-игра Деловая игра | сообщения тест | ||
17 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | Тест | ||||
Итого | 35 | 25 | 10 |
Календарно-тематический план
8 класс
№ п/п | Название тем | Кол-во часов | Виды и формы деятельности | Формы и методы контроля | Дата | |||
всего | теоретических | практических | ||||||
план | факт | |||||||
1 | Как работают безналичные деньги Понятие об экономике и ее роли Как работают безналичные деньги Много ли в России банков | 3 1 1 1 | 1 1 1 | Комбинированный: беседа, практика Комбинированный: беседа, практика Комбинированный: лекция | эссе | |||
2 | Деньги и банки в век электроники Деньги и банки в век электроники Деньги и банки в век электроники Как работает электронная карта | 3 1 1 1 | 1 1 | 1 | Комбинированный беседа, практика, деловая игра Комбинированный: беседа, практика Комбинированный: беседа, практика | схема тест | ||
3 | Как создается и работает банк Как создается и работает банк Как создается и работает банк | 2 1 1 | 1 1 | Комбинированный: лекция, практика Комбинированный: беседа, практика | задачи задачи | |||
4 | Что такое кредитование Что такое кредитование Кредитование (игра) | 2 1 1 | 1 | 1 | Комбинированный: беседа, практика Урок-игра | эссе задачи, тест | ||
5 | Как люди зарабатывают Как люди зарабатывают Как люди зарабатывают | 2 1 1 | 1 | Комбинированный: беседа, практика Комбинированный: беседа, практика | сообщения | |||
6 | Почему существует повременная зарплата Почему существует повременная зарплата Почему существует повременная зарплата | 2 1 1 | 1 1 | Комбинированный: лекция, практика Комбинированный: беседа, практика | задачи тест | |||
7 | В мире профессий В мире профессий В мире профессий В мире профессий Как найти работу Как найти работу Как найти работу Секреты успеха Увлекательный мир экономики (урок-игра) | 8 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | Комбинированный: беседа, практика Комбинированный: беседа, практика Комбинированный: практика Комбинированный: лекция, практика Комбинированный: беседа, практика Комбинированный: беседа, практика Комбинированный: практика Урок-игра | задачи деловая игра задачи деловая игра резюме тест контрольный тест | ||
8 | Как люди добиваются увеличения своих заработков Как люди добиваются увеличения своих заработков Как люди добиваются увеличения своих заработков | 2 1 1 | 1 | 1 | Комбинированный: лекция, практика Комбинированный: беседа, практика | задачи эссе | ||
9 | Что такое карьера и как она влияет на доходы | 1 | 1 | Комбинированный: беседа, практика | задачи | |||
10 | Как платят за творчество | 1 | 1 | Комбинированный: лекция, практика | ||||
11 | Как производство помогает творцам Как производство помогает творцам Как производство помогает творцам | 2 1 1 | 1 1 | Комбинированный: беседа, практика Комбинированный: беседа, практика | опрос | |||
12 | Что такое собственность и зачем она нужна людям Что такое собственность и зачем она нужна людям Что такое собственность и зачем она нужна людям | 2 1 1 | 1 | 1 | Комбинированный: лекция, практика Комбинированный: беседа, практика | схема эссе | ||
13 | Как люди становятся собственниками | 1 | 1 | Комбинированный: лекция, практика | ||||
14 | За что можно лишиться собственности | 1 | 1 | Комбинированный: беседа, практика | Контрольная работа | |||
15 | Экономика: как все это работает вместе Экономика: как все это работает вместе Обобщение и систематизация знаний по курсу | 2 1 1 | 1 | 1 | Комбинированный: беседа, практика Комбинированный: практика | |||
16 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | Урок контроля знаний | контрольный тест | |||
Итого | 35 | 24 | 11 |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Ожидаемые результаты.
В результате изучения экономики ученик должен
Знать/Понимать:
- смысл основных теоретических положений экономической науки;
- основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
Уметь
приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; международной торговли;
описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда;
объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; инфляция;
сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; смету (бюджет) доходов и расходов, уровень безработицы;
применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исполнения типичных экономических ролей;
- решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Учебник по экономике: И В Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов».-М. : Вита-Пресс, 2005 г
- Элективный мультимедиа-курс «Экономика и право»
- Интернет-ресурсы
- Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2006
- Журнал «Экономика в школе»
- А.А.Мицкевич. Сборник задач по экономике.- М.: Вита-Пресс, 2006
- С.А.Равичев, С.Э.Григорьев, Т.А.Протасевич, А.С.Свахин. Сборник тестовых заданий по экономике. (8-11 классы).- М.: МЦЭБО- Вита-Пресс,2004.
- Карта по Древней истории.
- Тесты для проведения контрольных работ и текущего контроля.
- Кроссворды.
- Настольная экономическая игра «Бизнесмен».
- Возможность использования информационных технологий на уроках экономики.
Литература для учителя.
- Ермаков И.В., Протасевич Т. А. Начала экономики: учебное пособие. Новосибирск, 1997
- И В Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов».-М. : Вита-Пресс, 2005 г
- Липсиц И.В. Экономика без тайн. -М.: Дело, 1993
- Романова Н. И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика., 1993
- Шведова И. А. Азбука для детей и взрослых. Вып. 1 .Экономика. – М.: 1992
- Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998
- С Ю Витте. «Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве» - М: Фонд. «Начала», 1997 г
- Н А Зайченко. Опорный конспект для школьника, рабочая тетрадь 7-8 классов - М. : Вита-Пресс, 2003 г
- Т Н Сенгеева «Особенности и личности» - Методическое пособие для учителей. Улан-Удэ 2004 г
- Н Б Ошорова, Г С Ошорова,. «Образовательные технологии в развитии познавательной самостоятельности учащихся». Улан-Удэ 1999 г.
- О Макарова, В Раев. «Тесты по экономике» - М. : Вита-Пресс, 1997 г.
- Е Н Травин. «Уроки экономики в школе» Пособие для учителей экономике и обществознания. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003 г – 160 стр.
- Тесты для проведения контрольных работ и текущего контроля.
- Кроссворды.
- А К Маркова. Формирование мотивации ученика: книга для учителя – М: -1980 – 126 стр.
- Карта по Древней истории.
- А А Мицкевич «Сборник заданий по экономике». Пособие для преподавателя экономики – М.; «Вита - Пресс», 2001 г – 592 стр
Литература для учащихся
- Липсиц И. В. «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов».-М. : Вита-Пресс, 2005 г
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998
- Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999
- Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998
- Мицкевич А. А. Экономика в задачах и тестах: Пособие для учителя / А. А. Мицкевич, - М.: Вита-Пресс, 1995
- Н А Зайченко. Опорный конспект для школьника, рабочая тетрадь 7-8 классов - М.: Вита-Пресс, 2003 г
Список литературы, использованной при написании программы
- Закон «Об образовании»
- Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 года «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Программа: И. В. Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности», ГУ – ВШЭ, 2000
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
- Е В Савицкая, С Ф Серегина. «Уроки экономики в школе 1 и 2 части» - М.: «Вита - Пресс» 1999 г, М.: «Вита - Пресс» 1997 г.
- И В Липсиц «Экономика 1 и 2 часть» М.: «Вита - Пресс», 2003 г-352 стр
- О Ю Макарова, В А Раев. Тесты по экономике. Методическое пособие – М. ; «Вита - Пресс», 1997 г – 80 стр.
- Н А Зайченко. Опорный конспект школьника по экономике: рабочая тетрадь для 7 – 8 классов общеобразовательных учреждений – 2 издание М: - Вита – Пресс, 2002 –96 стр.
- В А Ситаров. Дидактика для учителя. Учебное пособие. М: Издательский центр Академия , 2004 – 368 стр.
- О Ю Мамедов. Экономическая теория в школе: книга для учителя – Ростов на Дону: «Феникс»- 1996 – 544 стр.
- Т Н Сенгеева. Особенности личности (познавательная сфера) составитель– Улан –Удэ 2004 –58 стр.
- Г К. Селевко. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М; - 1998
- Н.Б. Ошорова, Г.С. Ошорова. Образовательные технологии в развитии познавательной самостоятельности учащихся.
- Б А Голуб. «Основы общей дидактики». Учебное пособие – М. Владос 1999
- В А Ситаров. «Дидактика». Учебное пособие – М. Академия 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономике для 10 класса
Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...
Рабочая программа по экономике для 5 класса
Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...
Рабочая программа по экономике для 6 класса
Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...
Рабочая программа по экономике для 7 класса
Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...
Рабочая программа по экономике для 8 класса
Рабочая программа разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова .Моя роль в обществе...
Программа по экономике (10-11 класс)
Рабочая программа по предмету....
программа по экономике 10-11 класс
Данная программа является частью программы развития МБОУ «Кожевниковская СОШ № 1».Программа конкретизирует содержание предметных тем курса «Экономика», представляет распределение учебных часов по разд...