программа по экономике 10-11 класс
рабочая программа по экономике (10 класс) по теме
Данная программа является частью программы развития МБОУ «Кожевниковская СОШ № 1».Программа конкретизирует содержание предметных тем курса «Экономика», представляет распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор работ, выполняемых учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogramma_po_ekonomike_10-11_klass.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Томская область
Кожевниковский район
МБОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1»
РАССМОТРЕНО Протокол НМС №___ от _______________ 20___ года Адаменко О.А.______________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «КСОШ №1» Костырева Л.А._____________ Приказ №___________ от _____________20____года |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Основы экономики
возраст обучающихся 16-17 лет,
срок реализации — 2 года
Автор-составитель:
Титкова Наталия Витальевна,
учитель технологии, экономики и обществознания, первой категории.
Кожевниково - 2012
Пояснительная записка.
Данная программа является частью программы развития МБОУ «Кожевниковская СОШ № 1» и разработана в соответствии с требованиями проекта ФГОС средней школы, где подчеркивается, что стандарты направлены на обеспечение формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
Программа конкретизирует содержание предметных тем курса «Экономика», представляет распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор работ, выполняемых учащимися. Программа является модифицированной.
Актуальность программы продиктована в соответствии с приоритетами образовательной политики, зафиксированными в разделе «Образование» Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020года, Распоряжении Правительства РФ «Об основных направлениях деятельности», Приоритетном национальном проекте «Образование» на 2009 – 2012годы. Она соответствует требованиям модели образования по подготовке молодежи к жизни в высокотехнологичном мире.
В старшей школе экономика, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин на сегодняшний день. Это составляет новизну данной программы. Востребованность реализации данной программы в условиях перехода на ФГОС направлена на создание условий для развития гражданско-правовой активности, обучающихся, дальнейшее освоение основ экономической грамотности и экономической культуры, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Экономика как учебный предмет создает основу для развития ряда ключевых компетентностей обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения знаний по предмету в разного вида ситуациях. Содержание экономического образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса экономики в основной школе. Данный учебный курс поможет обучающимся сориентироваться в выборе профиля социально-экономической направленности, познакомит с наиболее типичными для современных условий видами трудовой деятельности, даст возможность школьникам проявить себя и добиться успеха в будущем профессиональном самоопределении. Школьники приобретут умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в стремительно изменяющейся экономической среде. В рамках курса также сделана ставка на развитие аналитического мышления, то есть формирование развёрнутых представлений об экономической действительности.
Курс призван пробудить у обучающихся интерес к изучению экономики как предмета, показать реализацию экономической теории в практической деятельности, сориентировать обучающихся в выборе будущей профессии.
Цель курса:
Развитие личности, направленное на формирование экономического сознания и экономической культуры, социальной активности, на осознание себя полноправным членом общества.
Задачи курса:
- помочь овладению знаниями о закономерностях и тенденциях изменений на рынке кадровых ресурсов своего региона;
- развивать профессионально важные качества личности, способствующие успешному карьерному росту в условиях конкуренции на рынке труда;
- познакомить обучающихся с основными понятиями и принципами современной рыночной экономики;
- формировать у обучающихся представления об основах организации деятельности в области бизнеса;
- ознакомить с кругом профессий, существующих в сфере бизнеса (на примере организации деятельности производств Кожевниковского района), и примерным содержанием функций, с которыми сопряжена деятельность специалистов различных профессий в этих сферах.
Виды учебной деятельности
Программой предусмотрено сочетание различных традиционных и инновационных форм и методов обучения. Кроме лекционного изложения материала, занятия проводятся в форме деловых игр, практикумов, предусмотрены защита индивидуальных и групповых тематических проектов, рефератов, различные виды самостоятельной работы, экскурсии на предприятия Кожевниковского района и встреча с успешными предпринимателями. Занятия строятся на сочетании индивидуальной и групповой работы.
Место предмета в базисном учебном плане
Экономика на этапе среднего (полного) общего образования ведется в Х и ХI классах, из расчета 1 час в неделю. Программа в 10-11 классе рассчитана на 70 учебных часов.
Ожидаемые результаты:
Формирование:
- ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ряда ключевых компетенций;
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- понимания ценности образования как средства развития культуры личности;
- объективного оценивания своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учета мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;
- владения навыками организации и участия в коллективной деятельности;
- целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития и общественной практики, учитывая социальное, культурное, экономическое разнообразие современного мира.
- коммуникативной компетентности в отношении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности, умение отстаивать свою гражданскую позицию. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Требования к образовательному результату | Характеристика результата | Способы оценки результата |
Личностные | Сформированность навыков образовательной, общественно-полезной деятельности, овладение обучающимися умениями анализа рынка и коррекции пути построения своей учебной и профессиональной карьеры с учётом проведенного анализа. | Мониторинг и наблюдение |
Метапредметные | Владение навыками проектной деятельности, умение самостоятельно определять цели и составлять планы, формирование способности к принятию активной позиции на рынке труда, в процессе профессионального становления и адаптации на рабочем месте. | Творческая работа, реферат, ролевая игра, самопрезентация, защита проекта |
Предметная | Получение новых знаний в рамках курса, преобразование знаний и их применение в учебно-проектных ситуациях, использование полученных знаний при изучении курса знаний и опыта для успешной социализации в условиях рыночной экономики. | Тест, опрос, проверочная работа, групповая работа, практикум |
- владения экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияние на качество жизни человека и качество окружающей среды.
После завершения курса обучающиеся могут использовать полученные знания при изучении предметов школьного курса экономики, права, обществознания на профильном уровне; подготовке творческих работ, рефератов, проектов, а так же при построении личного профессионального плана.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 часов)
В данном разделе установлена последовательность изучения разделов и тем курса экономики на базовом уровне старшей школы.
10 класс
1. Понятие об экономике (2ч.)
Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы.
2. Типы экономических систем (3ч)
Экономические системы. Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем. Собственность.
Урок-игра.
3. Фирмы и домашние хозяйства (5ч.)
Фирма. Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Эссе.
4. Теория производства (7)
Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие Основные рыночные структуры. Встреча с предпринимателями села.
5. Экономическая конкуренция (6ч.)
Типы рыночных структур. Конкуренция. Встреча с представителями бизнеса. Экономическая свобода. Ценовая дискриминация. Беседа. Лидерство в ценах.
6. Экономическое устройство России (4ч.)
Классификация стран мира по уровню развития. Причины формирования гипертрофированной роли государства в экономической жизни России.
7. Состояние промышленности и с/х (5ч.)
Причины технической отсталости. Основные проблемы аграрного сектора. Дальнейшее развитие промышленности и с/х. Состояние Российской промышленности и с/х на примере предприятий Кожевниковского района. Экскурсия.
11 класс
1. Банковская система (6ч)
Деньги и их функции. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.
2. Проблемы экономического роста (6ч.)
Закономерности экономического роста. ВВП. Реальный ВВП. Номинальный ВВП. Цикличность развития. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Семинар.
3. Государство в экономике (6)
Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные доходы и расходы. Встреча с представителями районной Думы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы фискальной политики государства.
4. Рынки факторов производства (5ч.)
Рынки факторов производства. Основные черты рынка труда. Заработная плата. Государственное регулирование трудовых отношений. Рынок труда и безработица. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Эссе.
5. Международная экономика (6ч.)
Экономические причины международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.
6. Валютный рынок (4ч.)
Регулирование валютного рынка. Экспорт капитала. Платежный баланс.
7. Итоговый контроль по разделу «Экономика» в форме ЕГЭ.
Календарно-тематический план 10 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Количество часов | Вид занятия | Внеаудиторная самостоятельная работа | ||
Всего | В том числе практических
| Вид контроля | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 8 | |
1. | Понятие об экономике | 2 | ||||
Экономика как наука и хозяйство. | 1 | Изучение нового материала | ||||
Ограниченность экономических ресурсов. Выбор. | 1 | Комбинированный, урок-игра | ||||
2. | Типы экономических систем | 3 | 1 | |||
Традиционная и командная экономические системы. Рыночная и смешанная экономические системы. | 1 | Изучение нового материала | Конспект. План развернутого ответа. | |||
Основы хозяйственной жизни и экономического выбора. | 1 | Комбинированный урок | Конспект, повторить изуч. материал | |||
Семинар по теме: «Экономика как наука» | 1 | 1 | Обобщающий урок по изученному материалу | |||
3. | Фирмы и домашние хозяйства. | 5 | 1 | |||
Субъекты рыночной экономики: фирмы и домашние хозяйства. Производство товаров и услуг. | 1 | Изучение нового материала | Конспект | |||
Понятие о спросе и предложении. | 1 | Комбинированный урок | Конспект | |||
Как работает рынок. Законы спроса и предложения. | 1 | Изучение нового материала | Решение задач.Эссе. | |||
Равновесная цена и равновесное количество. Решение задач и упражнений | 1 | Комбинированный, работа в парах и обсуждение результатов | Заполнить таблицу, повторить изученный материал | |||
Публичное выступление по теме: «Фирмы и домашние хозяйства» | 1 | 1 |
| |||
4. | Теория производства | 7 | 1 | |||
Бухгалтерские экономические издержки. | 2 | Изучение нового материала | Конспект, повторить изуч. материал | |||
Теория производства. | 1 | Изучение нового материала | Конспект, повторить изученный материал | |||
Виды и исчисление издержек. | 1 | Изучение нового материала | Конспект, повторить изученный материал | |||
Максимизация производства. | 1 | Комбинированный урок | ||||
Крупное производство и малый бизнес. | 1 | Урок-беседа. Встреча с пред. Села. | Повторить изученный материал. | |||
Теория производства.
| 1 | 1 | Обобщающий урок по изученному материалу | |||
5. | Экономическая конкуренция. | 6 | 1 | |||
Что такое конкуренция. | 1 | Изучение нового материала | Конспект | |||
Условия возникновения и виды конкуренции. | 2 | Изучение нового материала | Заполнить таблицу. Индивидуальные сообщения по выбранной теме. | |||
Виды барьеров, затрудняющих проникновение на рынок. | 1 | Комбинированный урок | ||||
Деятельность фирм в условиях конкуренции. | Комбинированный урок. Встреча. | |||||
| Методы антимонопольного регулирования. | 1 | Урок-беседа | Конспект, повторить изуч. материал | ||
Эссе по теме «Конкуренция» | 1 | 1 | Обобщающий урок по изученному материалу | |||
6. | Экономическое устройство России. | 4 | ||||
Классификация стран мира по уровню развития. | 1 | Семинарское занятие. | Конспект, повторить изученный материал | |||
Причины формирования гипертрофированной роли государства в экономической жизни России. | 2 | Изучение нового материала | ||||
Причины проведения в России приватизации государственной собственности. | 1 | Лекция | Сообщение по теме. | |||
7. | Состояние Российской промышленности и с/х на примере предприятий Кожевниковского района | 5 | 1 | Комбинированный урок | Конспект, повторить изученный материал | |
Причины технической отсталости. | 2 | Изучение нового материала | ||||
Основные проблемы аграрного сектора. | 1 | Урок-экскурсия. | ||||
Дальней шее развитие промышленности и с/х | 1 | Комбинированный урок | Конспект, повторить изученный материал | |||
Состояние Российской промышленности и с/х. | 1 | 1 | Обобщающий урок-семинар по изученному материалу | |||
8. | Итоговый урок | 1 | ||||
9. | Резерв | 2 | ||||
ИТОГО | 35 | |||||
Календарно-тематический план 11 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Количество часов | Вид занятия | Внеаудиторная самостоятельная работа | ||
Всего | В том числе практических
| Вид контроля | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 8 |
1. | Банковская система. | 6 | 1 | 1 | ||
Причины возникновения банков, основные виды услуг. | 1 | Конспект | ||||
Принципы кредитования. | 1 | Конспект | ||||
Понятие о векселях и чеках. | 1 | 1 | Конспект | |||
Функции Центрального банка РФ. | 1 | Конспект | ||||
Банковская система и проблемы её функционирования. | 1 | Конспект | ||||
Банковская система. (Тест) | 1 | 1 | ||||
2. | Проблемы экономического роста | 6 | 1 | 1 | ||
Необходимость экономического роста. | 1 | Конспект | ||||
Валовый внутренний продукт. | 1 | |||||
Факторы ускорения экономического роста. | 1 | Конспект | ||||
Цикличность экономического роста. | 1 | Конспект | ||||
Занятость и безработица. Инфляция. | 1 | 1 | Сообщение по теме «Безработица»Повторение материала.. | |||
Проблемы экономического роста. | 1 | 1 | Урок-семинар | |||
3. | Государство в экономике. | 6 | 1 | |||
Методы государственного регулирования. | 1 | План развернутого ответа | ||||
Денежная политика государства. | 1 | |||||
Фискальная политика государства | 1 | |||||
Государственный бюджет. | 1 | Конспект | ||||
Расходы и доходы государственного бюджета. Государственный долг. Бюджетный дефицит. | 1 | Урок. Встреча с пред-ми район. Думы. | Конспект. Повторение изученного материала. | |||
Государство в экономике. Эссе. | 1 | 1 | Конспект | |||
4. | Рынки факторов производства. | 5 | Конспект | |||
Рынки факторов производства. | 1 | Конспект | ||||
Основные черты рынка труда. | 1 | Конспект. Сообщение по теме. | ||||
Заработная плата. | 1 | Конспект План развернутого ответа | ||||
Государственное регулирование трудовых отношений. | 1 | Конспект.. Повторение. | ||||
Рынки факторов производства. (Тест) | 1 | 1 | ||||
5. | Международная экономика. | 6 | ||||
Международная торговля. | 2 | Конспект | ||||
Международные финансы. | 2 | Конспект | ||||
Глобальные экономические проблемы. | 1 | Урок-беседа | Реферат по теме. | |||
Международная экономика. (Тест) | 1 | 1 | ||||
6. | Валютный рынок. | 4 | ||||
Валютный рынок. | 1 | Конспект. Сообщение по теме. | ||||
Регулирование валютного рынка | 1 | Конспект | ||||
Экспорт капитала. | 1 | Конспект | ||||
Платежный баланс. | 1 | Конспект | ||||
7. | Итоговый урок. | 1 | ||||
Резерв | 1 | |||||
ИТОГО | 35 |
Источники и литература.
- М.Ф. Гуськова Экономика. 100 вопросов и ответов. М., Владос, 1996г.
- Л.Л. Любимов Основы экономической теории. М., Вита Пресс, 2004г.
- В.С. Автономов, Введение в экономику. М., Вита Пресс, 2004г.
- под. Ред. А.Я. Линькова Экономика. М., Вита Пресс, 2003г.
- С. Равичев. Сборник задач и тестов по экономике. М., Вита Пресс, 2001г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономике для 10 класса
Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...
Рабочая программа по экономике для 5 класса
Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...
Рабочая программа по экономике для 6 класса
Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...
Рабочая программа по экономике для 7 класса
Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...
Рабочая программа по экономике для 8 класса
Рабочая программа разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова .Моя роль в обществе...
Программа по экономике (7-8 класс)
Рабочая программа по предмету....
Программа по экономике (10-11 класс)
Рабочая программа по предмету....