Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби. Конспект урока. Самоанализ урока.
план-конспект урока по математике (5 класс)

Анастасия Александровна Шарамко

Конспект урока . Самоанализ урока. Тема урока "Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби"

Класс: 5 (Виленкин)

Тип урока: урок – путешествие. Закрепление пройденного.

Цель урока:

  • продолжить работу по формированию у учащихся умений решать текстовые задачи на дроби, основные задачи на дроби;
  • применять правила нахождения части от целого и целого по его части;
  • развивать умение анализировать условие задачи и относить её к тому или иному типу задач;
  • развивать интерес и уважение к предмету: расширять кругозор учащихся;
  • развитие математической речи обучающихся;
  • развитие логической цепочки размышлений для определения типа задач, которая приводит их к решению задач. 

 

 

Планируемые результаты:

Предметные:

Закреплять умение пользоваться  алгоритмом при  решения текстовых задач, содержащих обыкновенные дроби и умение применить его на практике, умение  определять тип задач по опорным словам.

 

Метапредметные:

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цель  урока, умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации и планировать собственную деятельность, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности самостоятельно.

Познавательные УУД: построение самостоятельного процесса поиска решения задач,  систематизировать, обобщать и использовать полученную информацию.

Коммуникативные УУД: самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме, умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; уважительное отношение к чужому мнению,  умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: формирование внимания при выполнении задания, требовательное отношение к себе и своей работе, позитивная самооценка результата учебной деятельности, познавательный интерес к изучению предмета.

 

Методы обучения: репродуктивный, проблемный эвристический, деятельностный .


  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби

Класс: 5

Тип урока: урок – путешествие. Закрепление пройденного.

Цель урока:

  • продолжить работу по формированию у учащихся умений решать текстовые задачи на дроби, основные задачи на дроби;
  • применять правила нахождения части от целого и целого по его части;
  • развивать умение анализировать условие задачи и относить её к тому или иному типу задач;
  • развивать интерес и уважение к предмету: расширять кругозор учащихся;
  • развитие математической речи обучающихся;
  • развитие логической цепочки размышлений для определения типа задач, которая приводит их к решению задач. 

Планируемые результаты:

Предметные:

Закреплять умение пользоваться  алгоритмом при  решения текстовых задач, содержащих обыкновенные дроби и умение применить его на практике, умение  определять тип задач по опорным словам.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цель  урока, умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации и планировать собственную деятельность, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности самостоятельно.

Познавательные УУД: построение самостоятельного процесса поиска решения задач,  систематизировать, обобщать и использовать полученную информацию.

Коммуникативные УУД: самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме, умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; уважительное отношение к чужому мнению,  умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: формирование внимания при выполнении задания, требовательное отношение к себе и своей работе, позитивная самооценка результата учебной деятельности, познавательный интерес к изучению предмета.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный эвристический, деятельностный .

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока:

  1. Организационный  момент. Мотивация  учебной деятельности: Здравствуйте. Тихо сели. Записали число, классная работа. У нас сегодня необычный урок, мы  отправимся в путешествие вот на этом корабле, который находится в Слайд Баренцевом море – это окраинное море Северного Ледовитого океана.

СЛАЙД Его название вы назовёте, разгадав ребус          (дроби)

Прикрепляю ДРОБИ на корабль.

  1. Проверка домашнего задания.

Чтобы отправиться в плавание надо проверить исправность корабля. Дома вам нужно было составить обратные задачи, т.е условие и решение к той, которую  решали вчера на уроке.

Слайд с задачей.

Задача с прошлого урока:

Бригада получила задание отремонтировать 24 км. дорожного покрытия за неделю было выполнено  этой работы. Сколько километров дороги отремонтировала бригада за неделю?

Решение: 24 * = 9 (км).

Обратные задачи:

1.За неделю бригада отремонтировала 9 км дорожного покрытия, что составляет  всего объёма работы. Сколько километров дороги должна отремонтировать бригада?

Решение:  9 : = * = 24 (км)

Ответ: 24 км.

2.Бригада получила задание отремонтировать 24 километра дорожного покрытия. За неделю отремонтировали 9 км. Какая часть работы была выполнена?

Решение: части

Ответ: ч.

- Кто составил такие же обратные задачи как на слайде поднимите зелёный жетон, а кто не смог – придите сегодня на дополнительное занятие. Корабль исправен,. Отправляемся в путь.

  1. Слайд Мы подплываем к острову Новая Земля.

Задание от белого медведя. Устный счёт. Разминка для ума. Слайдпустой

приём ИНСЕРТ Простым карандашом на полях делаете  пометки

1) Записать дроби в порядке убывания:  1\17,    1\2,    1\3,    1\5,    1\41,    1\20,    1\10

(чем больше знаменатель, тем меньше значение дроби  

1\2,   1\3,   1\5,   1\10,   1\17,    1\20,    1\41)

2)Назвать 1\2 часа. (Находим долю от числа  произведением 60 и 1\2=30 мин)

3)3\4 дорожки составляют 12 метров. Узнать длину всей дорожки (находим число по его доле частного чисел 12 и 3\4= 16 метров)

4) Слайд Установите закономерность и заполните пустые ячейки

                                                                       (25:5*3 =15;            24:3*8 =64)

                                                                   доля от числа        число по его доле

УСТНО: Вы это задание выполнили за 2 минуты. Какую часть урока вы потратили, если урок 40 минут (отношение чисел 2 к 40, значит 2/ 40, сокращаем на2 получаем 1\20 часть )

-Какие знания вам потребовались для решения закономерности? (нахождение доли от числа, числа по его доле и отношение чисел одного к другому) и плюс  разгадайте ребус

5)  Слайд ребус :(задачи)

- Сформулируйте    тему урока решение задач нахождение доли от числа, числа по его доле и отношение чисел одного к другому.

(Решение задач, содержащих дроби)

Слайд пустой.         Постановка цели  урока

Какую ставим цель на урок: закрепление  решения задач, содержащих  дроби.

- Сколько типов задач мы  узнали на предыдущих уроках? (3 типа)

Какие? (1.нахождение доли от числа; 2. Нахождение числа по его доле;  3.  Задачи на отношение чисел)

Слайд ПРОДОЛЖАЕМ путь перед нами Карское море.

  1. Изучение нового материала. (Закрепление пройденного)

Слайд пустой

У вас на партах оценочные листы, в которых вы будете оценивать свою работу. Кто забыл АЛГОРИТМ перед глазами.

Слайд -Самостоятельная работа (разноуровневая) задание выбираете самостоятельно по уровням. Кто чувствует, что  может перейти в более высокий уровень, переходите

Уровень А: Какую часть поезда, состоящего из восьми вагонов, составляют 3 вагона?

Проверка: отношение чисел 3 и 8  поэтому 3\8  (3:8=3\8)

Уровень В: В книге 200 страниц Ваня  прочитал пятую часть книги. Сколько страниц ему осталось прочитать?

(1) 200 * 1\5 = 40 страниц;    2) 200 – 40 = 160 страниц    Ответ: 160 страниц)

Проверка:1. 1\5 от 200 - есть предлог ОТ .,значит задача 1 типа нахожу произведением 200 и 1\5 = 40 страниц;  2) 200 – 40 = 160 стр

Уровень С: Сыну 8 лет ; его возраст составляет 2\9 возраста отца. А возраст отца составляет 3\5 возраста  дедушки. Сколько лет дедушке? Придумать свой вопрос к задаче и решить.

Проверка Уровень С:

  1. задачу разделили на 2 части, в 1части есть слово составляет,значит эта часть задачи 2 типа: нахожу частное чисел 8 и 2\9 = 36 лет отцу;  1) 8: 2\9= 36 лет – отцу;  
  2. во 2 части  тоже 2 типа, нахожу делением делимое 36, делитель3\5, частное 60 лет дедушке. 

2) 36: 3\5 = 60 лет- дедушке

  1.  Проверяем ответ на свой вопрос:- На сколько лет дедушка старше своего сына?(60уменьшаем на 36) 60-36 = на 24 года старше.

Сколько всего лет отцу, деду и внуку вместе? СУММА: 8 +36+60= 104 год - всего  ОЦЕНИЛИ СЕБЯ 

Мы приплыли к острову Северная Земля  «Согласен – не согласен» Слайд 

        Берёт свиток читает задачу:

Незнайка решил начать новую жизнь. Он составил расписание на сутки:

   часть – чтение книг;    

 части суток – совершение добрых дел;

 части суток – приём пищи (завтрак, обед, ужин);

 части суток – занятие спортом;

8 часов – на сон.

Узнайте, выполнимо ли желание Незнайки?

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет, нужно проанализировать условие и определить тип задачи)

-Какие знания вам могут помочь? (выделение целого числа, дробной части и значение числа, а также опорные слова)

Решаем задачу. (не можем решить),Почему? В чём проблема? 

Прочитал. Подумал, отвечает: Задачу решить не можем, потому что не хватает данных в задаче. 1\6 часть – чтение книг. Прочитай далее условие,.. может быть по аналогии догадаемся..    Читают далее условие . 3\8 части суток, 1\12 части суток..

-ни у кого мысли не появились? (вставляем СУТОК) Слайд

В сутках 24 часа, значит  находим 1\6 от 24

Читают 1\6 часть суток – чтение книг;     (можно вставить предлог ОТ, 1\6 от части суток) это задача 1 типа. Значит пишет 1 действие

Устно проговаривают остальные .

Вывод: это элементы задачи 1 типа, значит находим умножением целого числа на дробь.

Решение цепочкой у доски:

  1. 24*1\6 = 4 часа – чтение книг  (Произведение 24 и 1\6)
  2. 24*3\8 = 9 часов – добрые дела   (1 множитель 24 2 множитель3\8 произведение 9)
  3. 24*1\12 = 2 часа – прием пищи
  4. 24*2\8 = 6 часов – спорт   3 ученика поднимают руку, что решили другим способом    последнее действие на месте
  5. 9+4+2+6+8=29 часов

Кто-то говорит Я решил задачу другим способом. (все произведения числа 24 и всех дробей  сложил и плюс 8 часов на сон у меня получилась 29 ч. Значит, желание Незнайки не выполнимо)

2 способ: 24*1\8+ 24 *3\8 + 24*1\12+ 24 * 2\8+ 8 = 29 часов

Ответ: нет, т.к в сутках 24 часа ОЦЕНИЛИ СЕБЯ 

Слайд Мы приплыли в море Лаптевых 

Слайд Возвращаемся назад перед нами полуостров Таймыр – Олени резвятся и мы давайте отдохнём

  1. Физминутка Слайд

О дробях мы всё сказали.

Воздух в легкие набрали.

Руки вверх подняли мы,

Потянулись: раз, два, три.

Три наклона вправо – влево,

Три поклона к полу где-то.

Приседаний тоже три.

И улыбку подари !!!

Проплываем Карское море перед нами полуостров Ямал Слайд

  1.   Работа в группе.  

Два ученика с обратной стороны доски решают примеры:

А)                 Б)     самопроверка

Ряд 2: начертить  схему и решить задачу

1) Во время всероссийской акции «Тепло для героя» от нашей школы было передано 48 тёплых вещей. Четвертая часть от всех вещей были свитера, а остальные - шапки Сколько шапок было передано  героям?

(1.) 48*1\4 = 12 свитеров;    2) 48-12 = 36 шапок)

Анализ задачи по частям и определение типа задачи и решение:

  1. 1\4 от , т.е. есть предлог ОТ ,значит задача 1 типа, т.е  нахождение доли от числа- нахожу произведением 48 и 1\4 получилось 12. А остальные, т.е. остаток нахожу разностью 48 и 12 получилось 36. Героям  передали 36 шапок.
  2. Проверяем схему на доске

Ряд 1 : придумать свой вопрос, что бы задача решалась в 3 действия

2) В рамках акции «Вахта памяти» обучающиеся совершили трудовой десант по наведению порядка у памятников воинам-освободителям. В акции приняли участие 126 обучающихся, что составило 3\10 всех учащихся школы и 1\12 часть от всех обучающихся были учителя. Сколько всего учителей приняли участие в акции?

(1) 126: 3\10 =  420 всего обучающихся;   2) 420*1\12= 35 - учителя)

(сколько всего учителей и обучающихся приняли участие в акции? (126+35 = 161 человек))

Анализ задачи по частям и определение типа задачи и решение:

  1. Задачу разделили на две части: - в первой части есть слово СОСТАВИЛО, значит задача 2 типа, т.е. нахождение числа по его доле ,нахожу делением: делимое 126, делитель 3\10, частное равно 420.
  2. 1\12 ОТ всех учащихся, т.е 1 тип: нахождение доли от числа- нахожу произведением 420  и 1\12 получилось 35 учителей приняли участи в акции
  3. СВОЙ вопрос (сколько всего учителей и обучающихся приняли участие в акции? (126+35 = 161 человек))

Ряд 3: решить

3)В классе 24 ученика, из них 11 мальчиков, а остальные девочки. Какую  часть учащихся составляют мальчики, а какую часть составляют девочки?  

(1) 24-11=13 девочки;    2) 11: 24 = 11\24 – мальчики;   3) 13:24 = 13\24 – девочки.)

  ОЦЕНИЛИ СЕБЯ

Приплыли в  Баренцево море Смотрите, кто нас встречает.

и они приготовили для вас  тест

  1.  Тест – задача

Задание: в квадратики проставить тип задачи.

Вариант 1

1) В лесу 600 сосен, что составляет  всех деревьев. Сколько всего деревьев в лесу?

(2 тип: слова: что составляет, значит 600 :3\4 =800 деревьев)

2) В лесу 800 деревьев.  всех деревьев сосны. Сколько сосен в лесу?

(1 тип: 3\4 от 800.  Т.е 800* 3\4 =600 сосен)

3) В лесу 800 деревьев. Из них 200 деревьев сосны. Какую часть деревьев составляют сосны?

(3 тип:  отношение одного числа к другому 200:800=200\800  =  1\4 часть)

Задание: в квадратики проставить тип задачи.

Вариант 2

1) В лесу 800 берёз, что составляет  всех деревьев. Сколько всего деревьев в лесу?

(2 тип: слова: что составляет, значит 800 :2\3 =1200 деревьев)

2) В лесу 1200 деревьев. Из них 200 деревьев берёзы. Какую часть деревьев составляют берёзы?

(3 тип:  отношение одного числа к другому 200:1200=200\1200  =  1\6 часть)

3) В лесу 600 деревьев.  всех деревьев берёзы. Сколько берёз в лесу?

(1 тип: 2\3 от 600.  Т.е 600* 2\3 =400 берёз)

ВЗАИМОПРОВЕРКА со слайда ОЦЕНИЛИ СЕБЯ

На слайде Задание от медведя

Решите задачу:

Масса взрослого медведя 750 кг., а масса новорожденного медвежонка  1\1500  часть от массы взрослого медведя. Чему равна масса новорожденного  медвежонка?

Решение: Можно вставить предлог ОТ . значит , это задача 1 типа –умножением.   750*1\1500=1/2  кг   Сокращаем на 750 и получаем 1\2

ОЦЕНИЛИ СЕБЯ     слайд пустой

  1. Рефлексия.

- Какая была тема урока? (Решение задач, содержащих дроби)

-Какую ставили цель? (закрепление  решения задач, на нахождение доли от числа и нахождение числа по его доли и задачи на отношение чисел)

- Цели достигли? (да)

- Сколько типов задач повторили? (3)

- Какие типы задач знаете? (1.нахождение доли от числа- умножением ; 2. Нахождение числа по его доле- делением ;  3.  Задачи на отношение чисел- делением )

Давайте подведем итог в листах оценивания.

Ф.И. ________________________________________________ Дата _____

№ п/п

Задание

 Самооценка

1

«Согласен – не согласен»

2

Самостоятельная работа  

3

Работа в группе

4

Тест – задача

5

Дополнительное задание

6

Задача от медведя

Общая оценка:

Критерии оценивания:

Если 6-5  +, то оценка «5»

Если 4-3  +, то оценка «4»

Если 2 +, то оценка «3»

 Покажите зеленую карточку , кто оценил работу на уроке на 5

Покажите синюю карточку , кто оценил работу на уроке на 4

Покажите красную карточку , кто оценил работу на уроке на 3

Д/З: всем 1. учебник стр     

        по желанию  2. Составить условие задачи любого типа и решить её.

Выставляю отметки

И сладкий подарок от медведя.



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Тема урока:  Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби

Класс: 5

Тип урока: урок – путешествие. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения).

Цель урока:

  • продолжить работу по формированию у обучающихся умений решать текстовые задачи на дроби, основные задачи на дроби;
  • применять правила нахождения части от целого и целого по его части, нахождение отношений между числами;
  • развивать умение анализировать условие задачи и соотносить его с типом задачи;
  • развивать интерес и уважение к предмету: расширять кругозор обучающихся;
  • развитие логической цепочки размышлений для определения типа задач. 

Планируемые результаты:

Предметные:

Закрепление умения пользоваться  алгоритмом при  решения текстовых задач, содержащих обыкновенные дроби и умение применить его на практике, умение  определять тип задач по опорным словам.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цель  урока, умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации и планировать собственную деятельность, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности самостоятельно.

Познавательные УУД: построение самостоятельного процесса поиска решения задачи,  систематизировать и  обобщать полученные знания на практике.

Коммуникативные УУД: самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме, умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; уважительное отношение к чужому мнению,  умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: формировать внимание при выполнении задания, требовательное отношение к себе и своей работе, позитивная самооценка результата учебной деятельности, познавательный интерес к изучению предмета.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический, деятельностный .

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Урок составлен в соответствие с требованиями ФГОС и соответствовал всем современным требованиям. Ставились учебно-познавательные задачи, направленные на развитие мышления, речи, памяти и внимания. Для организации учебной деятельности были использованы такие формы как фронтальная, групповая, индивидуальная. Состоялись дидактические отношения учитель-ученик, ученик-ученик, ученик - учебный материал. При планировании было учтено то, что ученики могут продуктивно и слаженно работать как самостоятельно, так и в группах, приходя к единому решению, где обязанности были распределены (один работает у доски, остальные работают в группе)

Методы обучения, применяемые на уроке, соответствовали целям и задачам урока и по источнику передачи знаний были:

- по виду источника информации:

  словесный (рассуждение, беседа при выработке логической цепочки рассуждений для определения типа задач, при анализе условия задачи, на этапе рефлексии, когда делали выводы каких целей достигли за урок);

 наглядный (карточки при работе в группах, алгоритмы трёх типов задач, опорные схемы);

 практический (выполнение теста на соотнесение условия задачи и типа задачи);

  репродуктивный (воспроизведение - это когда обучающиеся по имеющимся знаниям планируют самостоятельную учебную деятельность на уроке);

Проблемный (это метод, направленный на активизацию познавательной деятельности обучающихся, который основан на создании проблемной ситуации, требующей решения: задача с недостающими данными)

Проблемный  метод развивает  самостоятельность, углубленное понимание материала, развитие критическое мышление: аргументированное обоснование выбора типа задач, мотивирует интерес к обучению: желание помочь Незнайке.

Эвристический (я "навожу" учащихся на самостоятельное обнаружение какого-то факта в задаче: определяют с помощью наводящих вопросов недостающее данное в условии задачи: сутки)

 деятельностный (самостоятельно и активно обучающиеся участвуют в процессе обучения на протяжении всего урока, выполняют задания, решают задачи).

- по виду учебной деятельности:

  самостоятельная  разноуровневая работа А, В, С;

  групповая (в сотрудничестве с одноклассниками);

  индивидуальная (работа с тестами, у доски);

 использовался метод контроля (самопроверка решение прямых и обратных задач и взаимопроверка тест-задачи).

В соответствии с задачами и содержанием деятельности урок строился по следующим этапам:

Этапы урока математики:

Организационный

Проверка домашнего задания

Актуализация знаний

Повторение и закрепление знаний

Рефлексия

Домашнее задание

 Все этапы урока взаимосвязаны между собой и работали на развитие УУД(универсальных учебных действий).

  1. Мотивация (Коммуникативные – умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем).
  2. Проверка домашнего задания с целью проверки умения решать прямые и обратные задачи.

2. Актуализация знаний (Коммуникативные - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, аргументирование выводов;

Познавательные – выдвижение предположений и их обоснование, умение сравнивать объекты, записывать числа в порядке уменьшения(увеличения), объединять части по определённому признаку (натуральное число и дробь, правильная  и неправильная дробь, находить закономерности)

Регулятивные – умение определять тему, цель урока и свою деятельность на уроке, выстраивать последовательность выбранных действий (логическая цепочка рассуждений по определению типа задач), развитие самоконтроля устанавливает причины успеха(неудач) учебной деятельности(самооценивание), ориентироваться в своей  системе знаний (определять границы знания(незнания)).

3. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. (Личностные – умение сотрудничать в совместном решении проблемы, учиться высказывать свою точку зрения и понимать другого, умение слушать и понимать других;

Коммуникативные – умение слушать и понимать других, высказывать своѐ мнение и аргументировать свой ответ;

Познавательные – умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, справочный материал).

4. Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала. (Личностные: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества.

Регулятивные: контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция.

Предметные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение.)

5. Физминутка (Коммуникативные – осуществление совместной двигательной деятельности в группе).

6. Первичное закрепление (Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Предметные: способность к использованию выведенного алгоритма)

7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

Личностные: принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества.

Регулятивные: принимать и осуществлять учебную задачу.

Предметные: сравнивать и анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение.

Коммуникативные: слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, строить понятные для собеседника высказывания.

8. Рефлексия (Регулятивные – умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности).

Рассмотрим основные этапы данного урока.

1. Мотивация . Этот этап включал в себя предварительную организацию класса, мобилизующее начало урока, мотивацию деятельности учащихся, создание психологической комфортности и подготовку учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Подготовка классов и каждого ученика была проверена мною визуально. Для снятия стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы доброжелательности, сотрудничества я использовала рефлексивный момент.

2. Актуализация знаний проходила в подготовке мышления учащихся и организации осознания ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.

3. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. Учащиеся отвечали на вопросы и выполняли задания по пройденному материалу, постепенно подходя к новому и к созданию проблемной ситуации.

4.Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала. Этот этап начался с создания проблемной ситуации, которая подвела детей к теме урока, цели и задачам урока. В ходе вопросно – ответной беседы дети включились в коллективную деятельность. Учащиеся имели возможность высказывать свои мнения, выслушать своих товарищей, проявлять познавательную активность, делать выводы. Данный этап проходил в форме диалога между учителем и учащимися. Наводящие вопросы позволяли ученикам двигаться в правильном направлении и подойти к открытию новых знаний. В открытии новых знаний от создания проблемной ситуации началась основная работа для достижения задач урока. В ходе коллективной деятельности дети учились анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

5. Первичное закрепление. На этапе «Первичное закрепление» дети работали по маршрутному листу, проверяли свои выполненные задания, используя шаблоны. Заполняли листы самооценки.

6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону. Выполнение теста с взаимопроверкой. Заполнение листа самооценки. В ходе выполнения самостоятельной работы ребята получили достоверную информацию о достижении собственных планируемых результатов. На этом этапе удалось определить уровень усвоения материала.

7. Рефлексия. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Работа с листом самооценки. Рассказывают о своих результатах учебной деятельности. Выстраивают индивидуальный маршрут по коррекции выявленных проблем.

8. Домашнее задание. Организация обсуждения и запись домашнего задания. Значение данного урока прежде всего обучающе-познавательное, так как ученики получили новые знания, увидели практическую значимость этих понятий. Также урок несет в себе важное развивающее значение: развитие самоконтроля и взаимоконтроля, самостоятельности, организованности, грамотной математической речи. Воспитывающее значение урока также немаловажно, так как учащимся прививалось чувство взаимопомощи и доброжелательное отношение друг другу через организацию работы в парах, коллективе. Психологический климат урока был благоприятный. Стиль взаимоотношений учителя и учащихся можно охарактеризовать как умеренно - демократический: каждому ученику представлялось право высказаться, обосновать и доказать свою позицию. В связи с этим активность на уроке была высокой, учащиеся были сосредоточены и внимательны. За счет разнообразия форм работы я обеспечивала высокую работоспособность учащихся, этому способствовала физкультминутка. Учащиеся правильно и осознанно выполняли задания. Удалось избежать переутомления учащихся, развить мотивацию учения, навыки контроля и самоконтроля. Я считаю, что цель и задачи урока достигнуты.

Решение задач самый сложный блок в математике. Задачи  на дроби выносятся на ОГЭ и ЕГЭ, с которыми  зачастую обучающиеся не  могут справиться только потому ,что неправильно определяют тип задачи. Поэтому передо мной стоит целенаправленная задача: учить обучающихся понимать смысл условия задачи, определять тип задачи и соотнесение условия и типа задачи.

1.  установление  степени результативности умения обучающимися решать задачи на нахождение доли от числа, нахождение числа по его доле, задачи на отношение чисел, а также определение факторов (опорные слова и алгоритм решения задач), которые оказывают  влияние на результативность решения задач, оценивание необходимости корректировки планов на следующие уроки (если не смогли дома составить  обратные задачи, то на следующий урок планирую отработку решения задач данного вида, определять опорные слова из условия задачи, тип задачи по условию).

2. Оценка степени достижения предметных, личностных и метапредметных результатов на уроке.

Я считаю, что степень результативности решения задач на дроби находится на должном уровне, так как этому  способствовало: умение определить тип задачи по опорным словам, знание правила нахождения дроби от числа, числа по его дроби и установления отношения одного числа к другому, знание алгоритмов решения задач, применение различных форм работы с задачей: прямые и обратные задачи, умение составить обратные задачи, определение типа задачи по опорным словам, умение выделить опорные слова из условия задачи, соотнесение условия и типа задачи, решение задач по алгоритму.

 

Считаю, что все этапы урока были последовательны, логически взаимосвязаны.

Могу сказать, что структура урока соответствовала требованиям ФГОС, подобранный учебный материал соответствовал целям урока и по сложности соотнесён с возможностями учащихся.

Следует отметить, что учащиеся сознательно и ответственно работали на протяжении всего урока. Задачи для  учащихся подбирала с учетом возрастных особенностей, многие задачи отличались практической направленностью, прослеживалась связь с современностью и межпредметная связь (география, физкультура, биология). Объём учебного материала соответствует возможностям и способностям обучающихся.

На уроке правильно сочетались индивидуальная, (индивидуально-парная), фронтальная и групповая формы работы в сочетании с разными видами решения задач. Для развития логического мышления, умения верно определять вид задачи и применять нужный алгоритм решения, я использовала специально подобранные из разных источников задачи, в основном интересного, либо практического содержания.

Методы обучения:

-словесные;

-наглядные;

-практические;

-проблемно-поисковые;

-репродуктивные.

Структура урока направлена на выполнение поставленных задач.

Учебная дискуссия по разбору решения задач способствовала осознанному усвоению, закреплению, обобщению учащимися понятия нахождения части от числа и числа по его части и  отношение чисел.   В совокупности вышеперечисленные методы помогли не только активизировать мыслительную деятельность, но и способствовали развитию творческой инициативы, вовлечению учащихся в познавательную деятельность, развитию кругозора.

Дисциплина на протяжении всего урока сохранялась нормальная. Наблюдалась рабочая атмосфера, на мой взгляд, мне удалось поддержать активную включенность в работу большинства обучающихся. Стиль общения на уроке использовала демократический (Демократический стиль предполагает, что учитель опирается на ученический коллектив, поощряет и воспитывает самостоятельность у ребят. Проблемы учащихся он обсуждает совместно с ними и при этом не навязывает свою точку зрения, а стремится убедить в ее правильности.).

Обучающиеся на протяжении всего урока работали активно, и было видно, что они заинтересованы и увлечены учебной деятельностью. Учебная дискуссия, как метод работы, положительно повлияла на качество усвоения темы. Понимание практической направленности полученных знаний, необходимость и осознанность выполняемой работы у учащихся оказались на достаточном  уровне.

По уроку было видно, что учащиеся реально оценивали свои умения по данной теме и умения одноклассников при взаимопроверке.

При планировании следующих уроков по данной теме считаю целесообразным:

-провести блиц-опрос по выявлению у учащихся  трудностей в решении задач данного вида, определить «наставников» из числа более подготовленных учеников, чтобы во взаимодействии и общении друг с другом продвинуться в понимании темы.

Содержание урока в  полной  мере  помогло  учащимся самим  отслеживать  свои  результаты,  видеть  свои  «слабые  места», корректировать  знания  по  теме,  что  положительно  влияет  на повышение  качества  знаний  учащихся.

Считаю, что урок достиг поставленных целей.

Домашнее задание повыбору: либо решение задач, либо мини – проект « Мои новогодние каникулы».

Этап рефлексии показал, что урок удался, цель урока была достигнута, (полностью ил частично) обучающиеся чувствовали себя комфортно. С целью здоровье сбережения использована смена видов деятельности.

Урок построен с опорой на предыдущие уроки, а также на сотрудничество ребят друг с другом и учителем. Выводы обучающиеся делали сами. Проблемная ситуация послужила вовлечению обучающихся в образовательную деятельность, определению темы и задач урока. Этапы урока логически связаны между собой, идет плавный переход от одного к другому. На всех этапах урока учащиеся были включены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для обучающихся. Использованы различные формы обучения: фронтальные, групповые.

Прослеживается целостность и завершенность урока. Считаю, что выбранная структура урока рациональна и эффективна т. к. позволяет реализовать в комплексе все цели и задачи урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Решение текстовых задач базового типа с помощью умножения и деления.». ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Цели и задачи урока: создать условия для обобщения материала по теме : «Решение текстовых задач базового типа с помощью умножения и деления.».Планируемые результаты:Предметные Умеют решать...

Решение текстовых задач: задач на смеси, сплавы и растворы при подготовке к ГИА по математике. ( рекомендации учащимся)

Решение задач на смеси, сплавы, растворы требует определенной теоретической базы.Это различные определения, такие как концентрация, процентное содержание и др., а также и всевозможные допущения, напри...

Практическая задача по математике для 5 класса. Тема: Решение текстовых задач.

Цели: формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных...

Урок: Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты

Урок: Решение текстовых задач, содержащих дроби и процентыКласс: 6Урок: Решение текстовых задач, содержащих дроби и процентыРаздел 1. ДробиТип урока:Урок открытия новых знанийЦель:Научить решать ...

Урок в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» по ФГ

Содержание урока в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» направлено на  формирование у обучающихся  понятия расходы, п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Решение текстовых задач» для 9 класса основного общего образования на 2024-2025 учебный год

Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся на основной ступени общего образования, рассчитана на 1 год...

Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты. Урок обобщения и систематизации знаний

Презентация и конспект  к уроку математики 6 класса на тему "Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты". Главная дидактическая цель урока: формировать навыки работы с др...