Из опыта работы "Обучение решению текстовых задач"
методическая разработка по математике
Презентация, как я обучаю школьников решению текстовых задач на составление уравнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_s_uravneniem.pptx | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анализ текста – перевод текста задачи с русского языка на язык математики Цель - понять смысл текста. Выделить основные объекты, участвующие в процессе. Если объект один, то описать действия им выполняемые; Указать используемые величины и зависимости между ними. Приёмы достижения цели : Построение модели (рисунок, схема, таблица, чертёж, краткая запись) разбить текст на смысловые части, обыграть , переформулировать, привести контрпример , перефразировать…
Составление плана решения Цель – связать условие с заключением Приёмы достижения цели : определить тип, метод решения. Рассуждения: нисходящий или восходящий анализ (от условия к вопросу или от вопроса к условию). Если задача будет решаться с помощью уравнения, то определить «ключевые слова» для его составления и тип уравнения.
Выполнить план Цель – выполнение плана Приёмы достижения цели : Арифметические действия - решить с пояснением или без них, (тогда желательно с постановкой вопросов); решить составлением выражения. Алгебраически – составить и решить уравнение. Геометрическую задачу – решить на модели или чертеже
Проверка Цель- убедиться в том, что получен ответ на основной вопрос задачи, и что он – истина. Приёмы достижения цели : Подстановка результата в условие; решение другим способом; сравнить решение с образцом; прикидка ответа по здравому смыслу. Перечитать вопрос условия и убедиться, что ответ на него получен, (особенно после решения с помощью уравнения) если еще нет, то получить ответ на основной вопрос задачи. Запись ответа.
Этапы решения задач на составление уравнения Математика : 5класс: базовый уровень: учебник: в 2частях / Н.Я. Виленкин др , - Москва: Просвещение, 2023 № 3.287, стр 111 Реши с помощью уравнения задачу: В доме 72 квартиры. Из них однокомнатных квартир в 2 раза меньше, чем двухкомнатных, и в 3 раза меньше, чем трёхкомнатных. Сколько двухкомнатных квартир в доме? 1) Определить основные объекты (если объект один, то его действия), выписать данные условия; 2) одну из неизвестных величин принимаем за Х (условная буква) – обычно меньшую или искомую (то, что надо найти согласно условия задачи); 3) все остальные неизвестные выражаем через Х; 4) составляем уравнение: ТИПЫ УРАВНЕНИЙ а ) сложение (ключевые слова в тексте задачи «вместе», «всего») и тогда I величина + II величина = всего б) сравнение («на» сколько больше – «на» сколько меньше) и, тогда большая величина – меньшая величина = разность в) уравнивание («во» сколько больше – «во» сколько меньше), тогда меньшая величина * к = большая величина или («стало поровну»; «стало столько – сколько»), тогда I величина = II величина 5) решаем уравнение; 6) записываем пояснение о найденном; 7) отвечаем на основной вопрос задачи; 8) проверить правильность выполнения задачи (проверить реальность полученного ответа), подстановкой в условие…; 7) записать ответ.
Алгебраический - алгоритм решения задач на составление уравнений 1) Определить основные объекты (если объект один, то его действия); 2) одну из неизвестных величин принимаем за Х (условная буква) – обычно меньшую или искомую (то, что надо найти согласно условия задачи); 3) все остальные неизвестные выражаем через Х; 4) составляем уравнение: ТИПЫ УРАВНЕНИЙ сложение сравнение уравнивание «вместе», «всего» «на» сколько больше – «во» сколько больше – I величина + II величина = всего « на» сколько меньше «во» сколько меньше больш . величина – меньш . величина = разность меньш . величина * к = больш величина или « стало поровну»; « стало столько – сколько » I величина = II величина 5) решить уравнение; 6) записать пояснение о найденном; 7) ответить на основной вопрос задачи ; 8) в ыполнить проверку 7) записать ответ.
ВЫВОД Приемы работы над задачей связаны с преобразованием, что способствует развитию логического мышления, смекалки, речи учащихся. По сути, это начало для исследовательской работы. В задачах заложены не только большие возможности для формирования общего умения решения задач, но и для повышения общего математического образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник задач."Использование дробей при решении текстовых задач в 5-8классах"
Сборник предназначен для использования при повторении пройденных тем по дробям, и особенно, по решению задач. В ней даются в виде математических моделей: схем, таблиц, числовых и буквенных выраж...
Из опыта работы по теме "Решение текстовых задач".
Методическая цель: Развивать инициативу и способность самостоятельно мыслить. Составлена памятка по изучению условия задачи....
ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ
Текстовые задачи – традиционно трудный для значительной части школьников материал. Однако, в школьном курсе математики, ему придается большое значение.Умение решать задачи является одним из основных п...
Учебный модуль по теме " Уравнение. Решение уравнений.Решение текстовых задач с помощью уравнений."
Данный учебный модуль разработан в рамках персонализированного обучения .Модуль расчитан на 12 часов. Содержитз адания для прохождения уровней цели 2.0,,3.0 и 4.0.В модуле представле...
Решение текстовых задач: задач на смеси, сплавы и растворы при подготовке к ГИА по математике. ( рекомендации учащимся)
Решение задач на смеси, сплавы, растворы требует определенной теоретической базы.Это различные определения, такие как концентрация, процентное содержание и др., а также и всевозможные допущения, напри...
Урок в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» по ФГ
Содержание урока в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» направлено на формирование у обучающихся понятия расходы, п...
Методическая разработка занятия проведенного в рамках внеурочной деятельности: «ОГЭ по математике: текстовые задачи» по теме «Решение текстовых задач. Задачи на движение»
Тип занятия :обобщения и систематизации знанийЦели:1) Формирование предметных результатов: составления математических моделей на примерах текстовых задач на движение2) Формиров...