Из опыта работы по теме "Решение текстовых задач".
статья по алгебре по теме

Смагунова Галина Ивановна

Методическая цель: Развивать инициативу и способность самостоятельно мыслить. Составлена памятка по изучению условия задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя математики высшей  категории

МБОУ «Плесо-Курьинская СОШ» Хабарского района

Смагуновой Галины Ивановны

 «Решение текстовых задач»

                                                 «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду.

                                            а если хотите научиться решать задачи, то решайте их.»

                                                                                                                                        Д.Пойа.

Хочу поделиться опытом работы по решению текстовых задач по математике, а так же высказать мнение по данной теме.

Актуальность выбора данной темы объясняю тем, что в методической литературе постоянно обсуждается  вопрос: как помочь ученику находить путь к решению задачи?  Это важная проблема. Уместно отметить и то, что в КИМах  на  ЕГЭ задания В-13 – это текстовая задача, за решение которой, ученик получит весомый балл. Правильный путь заключается в достаточном знании теории и в наличии достаточной практики.

Работая с детьми в данном направлении нужно:

  1. помочь ученикам быстро находить путь к решению задачи;
  2. предохранить их от ошибок в процессе решения.

Методическая цель решения задачи не в получении ответа. Задачи решаются для того, чтобы лучше усвоить теорию, научить её применять,  чтобы приобрести навыки, а главное – чтобы развивать инициативу и способность самостоятельно мыслить.

Каждая решенная задача - маленькая ступенька длинной лестницы овладения математикой. Отдельно взятая задача имеет свою методическую цель. Поэтому при решении задачи главная забота учителя заключается в том, чтобы выжать из неё всю возможную пользу для математического развития ученика.

Решение задач в классе под руководством учителя имеет другое назначение, чем самостоятельное решение. Учитель должен обратить внимание учеников на поучительные выводы, которые они могли бы не заметить при самостоятельном решении, извлечь уроки на будущее, выяснить что было бы  при некоторых изменениях условия, и т.д.

Ошибки учащихся в процессе решения задач не вредны, а полезны.

Ошибка – симптом непонимания. По ошибкам учитель определяет, чего не понял ученик, подобно тому, как врач по симптомам болезни ставит диагноз.

 Но лечить надо не симптомы, а болезнь. Так и учитель должен не просто исправлять ошибку, а « выкорчевывать» её. Для этого надо понять причину заблуждения  ученика. Не надо загонять ошибки внутрь, пусть ученики их делают. Ошибки редко бывают индивидуальными. Опытный учитель знает, что из года в год в каждом разделе математики ученики делают одни и те же ошибки. Это дает учителю повод делать нужные разъяснения.

Выходит, что не следует ставить целью решение задач быстро и безошибочно. Задачи надо решать, не торопясь и глубоко их разбирая.

             Максимум усилий на это я трачу в 5 классе, когда только дети пришли из начальной школы. Мои цели не ориентированы на «монотонное» продолжение обучения. Мне хочется своих вершин, а значит новых успехов учащихся.

Первое знакомство с задачами, решаемыми с помощью уравнения, начинается при изучении темы «Уравнение» (учебник Н.Я. Виленкина). Решаем здесь простейшие задачи. Идет процесс познания (со стороны учителя) умения решать задачи учащимися. На данном этапе много времени уделяю заданиям типа:

 а) Х р. – цена куртки, а Ур. – цена ботинок. Что означают выражения:

                             х+у;     2х+4у;      5х;  3х-у;  7у;  3(х+у);  х-у;  3у-х?

 б) составьте задачу по выражению.

                             6х-у;     3у+х;   4у;   2х;     5у-2х.

Большая часть работы приходиться на изучение темы «Упрощение выражений», где решаем с детьми задачи типа № 565, № 570.                        На этом этапе я провожу открытое занятие с обязательным приглашением учителя начальных классов. Глубоко убеждена сама и убеждаю детей в том, что нельзя решить задачу, не поняв её содержание.

 Хочу подробнее остановиться на этом.                                                            

 На этапе анализа условия задачи делаем следующее:

- определяем тип задачи;

- разбиваем условие задачи на части;

- выясняем  какие величины характеризуют описываемый в условии процесс;

-выясняем какие величины известны, а какие требуется найти;

-устанавливаем связи между величинами.

Готовлю с детьми памятку.

ПАМЯТКА

по изучению условия задачи

1.если в задаче имеются сравнения

 с предлогом «на» и «в», то начинаем работу со сравнением с предлогом «в».

2. за Х принимаем меньшую величину.

3.при составлении уравнения, если:

         а)  речь идет о суммарной величине, то  соответствующие выражения складывают;

           б) дается сравнение с предлогом «на», то  из большей величины вычитают меньшую.

В кабинете оформила стенд «РЕШАЕМ ЗАДАЧИ» и на нем слова «Если вы не умеете плавать...» (детям  постоянно об этом напоминаю).

Вы делены типы задач на:

      -движение

      -стоимость

      -работу

      -дроби,

где указаны: компоненты, формулы, чертежи.

Обучая детей решать текстовые задачи мы приучаем их ориентироваться в ситуациях, делаем их более компетентными.

За 10 лет существования ЕГЭ с учетом того, что 2 года ЕГЭ не был обязательным и в нашей школе дети сдавали в традиционной форме, значит из 8 выпусков – 6 были мои и из четырех ГИА – 3 мои.

Поэтому опыт работы по подготовке к аттестации учащихся наводит на определенные размышления, и в частности хотелось бы высказать свою точку зрения по поводу определения места текстовой задачи на ЕГЭ в части  « В» .

Чтобы В13  считалось  выполненным в бланке ответов должно стоять число, которое считается верным ответом.

Из практики знаю, что даже хорошо успевающие учащиеся, порой просто допускают вычислительную ошибку или не концентрируют должного внимания на вопросе (если он не является ответом на введенную переменную). И довольно часто виной этому волнения ученика. Получается: верно рассуждал, выбрал верный ход решения, решал и на последнем этапе – допустил ошибку.

Таким образом – где видение логической мысли ученика? Будь это задание в части. С, многое можно было бы узнать о знаниях и умениях ученика.

 Так думаю я. Соглашаться со мной или нет – личное дело каждого.

 Решать с детьми задачи, видеть их « пробуждение» для меня -  большая радость, и добиваться того, чтобы работа учеников была не только эффективной, но и доставляла ребятам удовольствие, способствовала их активности и самостоятельности в процессе поиска решения.

Я  вижу результат своего педагогического труда в том, чтобы выпускники школы могли построить траекторию своего развития, а для этого им необходима помощь педагога в самопознании.

 

 «  Дети – это чудо, которое нужно уметь почувствовать.

                                           Это же великое искусство стоять перед аудиторией,

                                      говорить с ней на одном языке, чувствовать себя

                                        с ней одним целым и добиваться того, чтобы дети

      уходили с урока довольными.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема опыта «Роль текстовых задач на уроках в формировании математического мышления обучающихся»

В своей педагогической практике часто приходилось сталкиваться с проблемой, что  развитие речи, умения формировать вопросы, искать на них ответы, знание специальных приемов решения задач после на...

Зачётная работа по теме: "Текстовые задачи" Подготовка к ЕГЭ.

Материал предназначен для контроля знаний по теме " Текстовые задачи" при подготовке к еГЭ. 2 варианта....

ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

Текстовые задачи – традиционно трудный для значительной части школьников материал. Однако, в школьном курсе математики, ему придается большое значение.Умение решать задачи является одним из основных п...

"Развитие умений текстовой деятельности в рамках реализации задач ФГОС ООО" (из опыта работы)

quot;Развитие умений текстовой деятельности в рамках реализации задач ФГОС ООО" (из опыта работы)...

Реализация базовой методики обучения учащихся работе с текстовой задачей на примере задач на однокруговые турниры

Данная статья раскрывает методику обучения решению текстовых задач на примере заданий олимпиадного характера. Соблюдаются все этапы методики обучения решению текстовых задач от анализа условия до подв...

Разработка открытого занятия кружка по теме: "Методика работы с текстовой задачей. Поиск решения нестандартных задач".6-7 классы.

Методика  раскрывается на примере задач на однокруговые турниры.В задачах этого занятия турниры исследуются алгебраическими методами. Обучение алгебре состоит не только и не столько в обучении ме...

Методическая разработка занятия проведенного в рамках внеурочной деятельности: «ОГЭ по математике: текстовые задачи» по теме «Решение текстовых задач. Задачи на движение»

Тип занятия :обобщения и систематизации знанийЦели:1)   Формирование предметных результатов: составления математических моделей на примерах текстовых задач на движение2)   Формиров...