Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с 5-9 класс
статья по математике (5 класс)
Самостоятельная работа обучающихся оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний, на развитие познавательных способностей, а также темп усвоения нового материала.
Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником, методическими указаниями по решению задач, выполнение наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota_obuchayushchihsya.docx | 56.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
с 5-9 класс
Самостоятельная работа обучающихся оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний, на развитие познавательных способностей, а также темп усвоения нового материала.
Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником, методическими указаниями по решению задач, выполнение наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ, учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.
Способностью самостоятельно приобретать новые знания, использованием их в учебной и практической деятельности измеряется и оценивается степень развитости ученика. Обучение не может считаться правильно ориентированным и не может протекать успешно, если не ставится задача вооружения учащихся системой умений и навыков учебного труда.
- почти на каждом уроке математики, как правило, проводятся самостоятельные работы тренировочного характера, требуемые для закрепления изученного, для его применения, для овладения необходимыми умениями и навыками. Они состоят обычно из типовых умений и задач, аналогичных тем, которые выполнялись с помощью учителя. Это могут быть также самостоятельное воспроизведение учащимися алгоритмов, составление таблиц и т.п., составление задач и упражнений самими учащимися, организация работы над ошибками. Посредством самостоятельной учебной деятельности, в данном примере, учащиеся должны овладеть общими подходами к решению математических задач.
Одним из важных видов самостоятельной работы является выполнение домашних заданий, используемых, главным образом, для закрепления изученного на уроке материала. Для организации этой работы необходим четкий инструктаж о том, как и что делать дома, желательно информировать родителей о том, как учащиеся должны готовить домашние задания, как они должны работать с книгой, вести тетрадь и т.д.
Чтобы самостоятельная работа обучающегося стала эффективной и целенаправленной, преподаватель должен придерживаться следующих основных рекомендаций:
- Не перегружать обучающихся творческими заданиями;
- Давать учащимся четкий и полный инструктаж: цель задания, условия выполнения, объем, сроки, образец оформления;
- Осуществлять текущий контроль и учет;
- Оценивать работу, дать на неё рецензию, обобщить уровень усвоения навыков самостоятельной, творческой работы.
Чтоб активизировать самостоятельность и вызвать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, необходимо психологически настроить учеников, объяснить им важность выполняемой работы, как инструмент всестороннего развития личности.
Благодаря стимулирующему воздействию на протекание мыслительных процессов учеников, повышается их интеллектуальная активность, мобилизуются творческие силы на поиск и решение познавательных задач, что в свою очередь положительно влияет на качество знаний, их глубину и действенность, широту и систематизацию.
Отдельное внимание требуется уделять совершенствованию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Чтобы преподаватель мог активно вмешиваться в процесс учебного познания и управлять им, необходимо:
- разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;
- совершенствовать формы и методы контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся;
- осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
Исходя из того, что однообразие любой работы снижает у учеников к ней интерес, то приходится применять особые уловки. Например, в курсе математики довольно часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого числа однотипных задач, без чего невозможно выработать устойчивые знания и умения. В таких ситуациях удержать внимание учащихся помогают тесты с выбором ответов. Хитрость заключается в том, что на первый взгляд, кажется, что выбрать из предложенных ответов правильный значительно проще, чем выполнять решения по стандартной схеме, но в реальности оказывается, что, отвечая на вопросы теста, ученик проделывает более объёмную и кропотливую работу, нежели при обычном решении.
Интерес к непривычному для ученика виду деятельности помогает ему заниматься продуктивнее. Для учителя такой вид работы достаточно удобен. Тесты предпочтительнее применять разно уровневого характера. Во-первых, предлагая ученикам задания разного уровня, тестирование обеспечивает достаточно интересной и, главное, выполнимой работой как слабого, так и сильного ученика. Во-вторых, у учеников вырабатываются устойчивые умения и знания. В-третьих, можно легко увидеть общую картину: какова подготовленность отдельных учащихся, как усвоена тема в группе, на чём стоит заострить внимание на пути к итоговому уроку по этой теме.
Тест по теме: «Величины движения»
Ф.И.
1.В чем измеряется скорость?
А) км
Б) час
В) км/ч
2. Какое слово пропущено?
Чтобы найти скорость, надо расстояние ……………. на время.
А) умножить
Б) разделить
В) увеличить
3.Какое слово пропущено?
Чтобы найти время, надо расстояние … ………………на скорость.
А) умножить
Б) разделить
В) увеличить
4.Пешеход за 4 часа прошел 16 км. С какой скоростью двигался пешеход?
А) 4км
Б) 4км/ч
В) 12 км
5.Какое слово пропущено?
Чтобы найти расстояние, надо скорость…………………. на время
А) умножить
Б) разделить
В) увеличить
6.Скорость поезда 60км/ч. Какое расстояние поезд прошел за 4 часа?
А) 240ч
Б) 64км/ч
В) 240 км
Как уже было отмечено, важным звеном процесса обучения является контроль знаний и умений учащихся. От того, как он организован и на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Именно поэтому в учебной практике уделяется серьёзное внимание способам организации контроля и его содержанию. Для проведения текущего контроля целесообразно применять различные карточки-задания, так же с разно уровневой дифференциацией.
Самостоятельная работа по карточкам.
Скорость | Время | Расстояние |
4 км/ч | 6 ч | ?.......................................... |
?...................................... | 3 ч | 18 км |
5 км/ч | ?.................................... | 25 км |
Карточка
Ученика (цы) 8г класса ________________________________________
-Чтобы умножить дробь на целое число, надо _______________________ дроби умножить на целое число, а знаменатель __________________________________________
-Чтобы разделить дробь на целое число, надо _________________________ оставить тот же, а знаменатель _________________________ на целое число.
3.Самостоятельная работа на карточках:
| Задание | Ответ |
1 | 20 х 4 = | 8 40 80 |
2 | 30 х 2 = | 6 60 600 |
3 | 20 х 5 = | 10 50 100 |
4 | 20 х 0 = | 0 20 200 |
5 | 60 : 2 = | 3 30 60 |
6 | 200 х 4 = | 80 400 800 |
7 | 800 : 2 = | 20 200 400 |
8 | 160 : 2 = | 60 80 100 |
9 | 120 : 3 = | 40 50 60 |
Качество самостоятельной деятельности обучающихся повышается посредством Использования разнообразных активных методов обучения при продуманной организации учебного процесса. Правильно организованная самостоятельная работа развивает не только такие качества, как умение работать со специальной литературой, справочниками, периодическими изданиями, но и воспитывает у учеников дисциплинированность, организованность, умение проявлять инициативу, активность в решении поставленных задач.
Психологи считают, что потребность в самостоятельности присуща детям с раннего возраста. По их мнению, фраза "я сам" означает начало становления личности. Следовательно, если вовремя развивать самостоятельность в ребенке, то это послужит залогом его успеха в творческом отношении к жизни.
Любой ученик хочет стать самостоятельным, но недостаточно развитая воля, импульсивность, склонность действовать под влиянием различных эмоций не позволяют выполнить задуманное и желаемое. Не меньшее значение имеют и индивидуальные особенности ребенка, которые, в свою очередь, активизируют или тормозят, затрудняют проявление его самостоятельности. Например, неуверенность в своих силах сдерживает самостоятельность, а смелость, решительность помогают безбоязненно высказывать свое мнение, браться за новое дело.
Значение самостоятельной работы в учебном процессе трудно переоценить. Она способствует формированию самостоятельности как качества личности, реализации принципа индивидуального подхода, позволяет дифференцировать учебные задания и тем самым содействовать достижению действительно сознательного и прочного овладения знаниями.
Можно сказать, что только в ходе самостоятельной работы учащиеся развивают те познавательные способности, приобретают и совершенствуют те умения и навыки, без которых невозможно овладение знаниями как в школе, так и в жизни вообще.
Структура самостоятельной работы:
Как показали исследования, самостоятельная работа имеет определенную структуру. Она включает три этапа:
I - подготовительный (ориентировочный);
II- исполнительный
III - проверочный.
I (подготовительный) этап - это знакомство с заданием, ориентировка в нем. Ребенок, выслушав задание, рассматривает предмет или чертеж, читает или перечитывает условие задачи, содержание текста и т.д. В ходе этого он осуществляет анализ задания и связанный с ним синтез, то есть осмысливает его, выделяя, что дано в задании, что нужно узнать или сделать, какие потребуются для этого знания и действия, составляет план выполнения задания.
II (исполнительный) этап заключается в том, что ученик, разобравшись в задании и составив план действий, выполняет и проверяет его.
III (проверочный) этап заключается в том, что ученик, выполнив задание, сам, по собственной инициативе, проверяет работу и оценивает ее, то есть осуществляет самоконтроль и самооценку.
Таким образом, в структуру самостоятельной работы входят: анализ работы (задания), поиск способов ее осуществления, планирование работы, выполнение, проверка и оценка сделанной работы.
Отдельные виды самостоятельной работы могут включать либо все, либо некоторые из этих элементов. Чем больше указанных выше элементов входит в самостоятельную работу учащихся, тем выше ее уровень, а значит, и уровень самостоятельности школьников.
Основные виды самостоятельной работы учащихся
Самостоятельные работы можно классифицировать по нескольким дидактическим признакам, характеризующим разные стороны одной и той же работы. Самостоятельные работы различаются:
- По дидактической цели. Они могут быть направлены:
- на подготовку к восприятию нового материала;
- на усвоение новых знаний;
- на закрепление, расширение и совершенствование усвоенных знаний;
- на выработку, закрепление и совершенствование умений и навыков.
К самостоятельной работе, требующей выполнения новой задачи, учащихся необходимо готовить: учить самостоятельно, читать задание в учебнике, на доске или карточке; разбираться в последовательности предстоящей работы; выполнять ее и делать нужный вывод. По мере того как ученики овладевают этими умениями, им следует предоставлять больше самостоятельности в нахождении способов выполнения задания, планировании работы.
В 5-9 классах широко применяется самостоятельная работа с дидактическим материалом, который очень разнообразен. Это набор карточек с рисунками, цифрами, примерами, ребусами, кроссвордом, текстом задач; карточки по развитию речи, дифференцированные задания на карточках, перфокартах; счетный материал; средства наглядности (таблицы, образцы, схемы, картинный раздаточный материал).
- По характеру деятельности, которая требуется от учащихся в процессе выполнения работ:
- по заданному образцу (письмо цифр, графический диктант, чертеж фигур т.д.);
- по правилу или целой системе правил;
- по конструктивным особенностям (творческий подход).
Таким образом, самостоятельная работа учащихся находит свое выражение в целой системе отдельных заданий, направленных на разрешение тех или иных задач. В этой системе дети постепенно продвигаются вперед, становясь, все более самостоятельными.
По способу организации различают следующие виды самостоятельной работы:
- общеклассная (фронтальная), когда все ученики выполняют одну и ту же работу;
- групповая, когда различные группы учащихся работают над разными заданиями;
- индивидуальная, индивидуализированная, когда каждый ребенок работает по особому заданию.
Работая в парах или группах дети все время говорят- в классе стоит рабочий шум. Учитель при этом должен руководить процессом в целом, корректировать работу отдельных детей, слушать и слышать товарища. Как помочь ребенку научиться всему этому?
Сначала можно предложить детям почитать какой-либо текст задачи вслух по очереди: первый читает – второй слушает, потом наоборот. После того как текст прочитан, дети отвечают на вопросы, выделяя опорные слова.
Очень важно учить детей задавать вопросы друг другу по прочитанному, в том числе и по правилам. Задавая вопрос, ученик должен не просто выслушать ответ товарища, но и проконсультировать его правильность. Для работы в паре можно использовать практически любые задания учебника: один ученик читает задание- второй объясняет, затем оба выполняют упражнение в тетрадях, меняются ими и проверяют работу друг друга. Как организовать работу в парах сменного состава? Это поможет сделать карточка- «посредница», которая состоит из теоретической и практической частей.
12-4=8 Числа при вычитании называются…. Если к значению разности прибавить вычитаемое, то… Если из уменьшаемого вычесть значение разности, то… |
45-…=20
67-…=5
11-…=9
…-30=27
…-8=3
…-5=13
Алгоритм работы с карточкой может быть отпечатан для каждого ученика, а может быть общим для всех детей.
Один из вариантов алгоритма работы:
Почитай задание.
Объясни партнеру задание первой части своей карточки, ответь на его вопросы.
Выслушай объяснение товарища по первой части задания, задай ему вопросы.
Поменяйтесь карточками и выполните каждый второе задание новой карточки.
Проверьте друг у друга правильность выполнения вторых заданий, найдите и исправьте ошибки. Поблагодарите друг друга.
Приведем пример работы в группах на этапе систематизации и обобщения знаний.
Тема «Решение задач на движение"
1 группа __________________________
2 группа _________________________________
3 группа ____________________
4 группа ______________________________
1 этап . Дети работают со схемами, выполняя следующие задания:
а) запишите в общем виде скорость сближения, удаления.
б) расскажите уменьшиться или увеличиться расстояние между движущимися предметами.
2 этап. По два представителя от каждой группы отчитывается о работе. Первый рассказывает теорию, второй задает вопросы классу.
3 этап. Каждая группа получает практическое задание- задачу. Дети обсуждают решение задачи всей группой. Затем один ученик читает задание вслух, объясняет и чертит схему на доске. Следующий уч-ся решает задачу вслух с объяснением. Последний представитель с помощью группы отвечает на вопросы класса.
4 этап. Проверочная работа.
Организовать самостоятельную работу учащихся помогает дидактический материал в виде карточек. Карточки позволяют обеспечить индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Прежде всего здесь необходимы карточки с учётом индивидуальных способностей и уровня имеющихся знаний учащихся. Так, например, для сильных учащихся можно предложить задание: решить задачу, составить и решить обратную задачу, для других учащихся такое задание непосильно и им необходима помощь. С этой целью полезно предложить одним карточку с краткой записью или иллюстрацией задачи, другим – карточку с планом решения задачи или с готовым решением, но с заданием – объяснить каждое действие задачи, например,:
Карточка №1
“В одной вазе лежало 9 яблок. В другой вазе на 3 яблока меньше. Сколько яблок лежало в двух вазах?”
Реши задачу. Измени вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие.
Карточка №2
“В одной вазе лежало 9 яблок, в другой вазе на 3 яблока меньше. Сколько яблок в двух вазах?”
Запиши краткую запись и реши задачу.
I - … ябл.
II -? на сколько яблок меньше
Карточка №3
“В одной вазе лежало 9 яблок, в другой вазе на 3 яблока меньше. Сколько всего яблок в двух вазах?”
1. Найди, сколько яблок в другой вазе.
2. Ответь на вопрос задачи.
Карточка №4
“В одной вазе лежало 9 яблок, в другой вазе на 3 яблока меньше. Сколько яблок в двух вазах?”
Запиши краткую запись и решение задачи. Сделай пояснение к каждому действию.
I- 9ябл.
II-? на … меньше
1) 9-3=6
2) 9+6= …
При составлении карточек необходимо учитывать подготовленность и индивидуальные способности каждого ученика. В некоторых случаях необходимо увеличить объём работы, в других случаях предложить задания творческого характера. Например, при решении задачи: “В одном куске 9 м ткани, а в другом куске на 2 м больше. Сколько метров ткани в двух кусках?” – можно предложить ученикам карточки с учётом уровня их способностей:
1. Закончи краткую запись:
I- … м
II-? на 2 м больше
Запиши выражение для ответа на вопрос “Сколько метров ткани во втором куске?”
9+…=
Используя схему, закончи решение задачи и запиши ответ:
( 9+…)+…=…
2. Закончи краткую запись:
I-…
II-? на … м больше
Использую схему, составь по задаче выражение и вычисли его значение:
( …+… )+…=…
3. Используя опорные слова, сделай краткую запись:
I- …
II- …
Составь выражение, реши задачу, запиши ответ.
Замени в условии слово “больше” на “меньше”. Запиши решение этой задачи. Измени вопрос так, чтобы задача решалась одним действием.
Учащимся с низким уровнем обучаемости полезнее предлагать задачи помощники (более простая задача или задача, которая является частью другой задачи). Например, перед решением задачи: “Совхоз отправил 12 850 ц ржи и пшеницы, причём пшеницы отправил на 7 156 ц больше. Какого зерна совхоз отправил больше и на сколько?” - предлагается задача: “В магазин привезли 12 ящиков помидоров и огурцов, причем огурцов – на 7 ящиков больше. Каких овощей привезли больше и на сколько ящиков?” Решение более лёгкой задачи поможет установить общее и различное в задачах, снять боязнь ученика приступить к решению из-за включения в текст задачи больших чисел.
Активизации мышления учеников помогает форма работы в паре. Так, при подготовке к решению простых задач даются чёткие указания к выполнению задания, записанные на карточке
Сидящему слева:
Cпиши числа. Прибавь к каждому числу 2. Запиши полученные числа: 3,7,4,9,6,5.
Сравни свои результаты с результатами ученика, сидящего рядом. Найди и исправь ошибки.
Сидящему справа:
Спиши числа. Вычти из каждого числа 2. Запиши полученные результаты: 5,9,6,11,8,7.
Сравни свои результаты с результатами ученика, сидящего рядом. Найди и исправь ошибки.
С большим интересом учащиеся работают в паре при решении задач “цепочек”, основной целью которых является отработка умения решать простые задачи и подготовиться к решению составных задач.
Карточка, сидящему слева:
Было 25 вёдер воды. Стало
Взяли 14 вёдер. …
Добавили 8 вёдер …
Взяли 9 вёдер …
Найди, сколько вёдер стало в двух бочках. Хватит ли этой воды, если для поливки требуется 19 вёдер.
Карточка, сидящему справа:
Было 25 вёдер воды. Стало
Взяли 12 вёдер …
Добавили 10 вёдер …
Взяли 13 вёдер …
Найди, сколько вёдер воды стало в двух бочках. Хватит ли этой воды, если для поливки требуется 19 вёдер.
Для закрепления вычислительных навыков полезна карточка самоконтроля.
Карточка №5.
Спиши числа. Найди сумму всех двузначных чисел и запиши её в первом квадрате. Найди разность трёхзначных чисел и запиши во втором квадрате. Заполни третий квадрат.
24, 51, 136, 2, 8, 19, 221
Карточка №6.
Спиши числа. Найди сумму чисел, в записи которых используются одни и те же цифры. Проверь себя: в записи числа, полученного в результате сложения, используются цифры 0, 1, 8.
520, 71, 135, 84, 97, 315, 106, 351.
Карточка №7.
Продолжи запись:
Карточка №8.
Даны примеры:
35-17 | 36+12 |
30-16 | 19+12 |
72-37 | 47-28 |
65-50 | 38-18 |
Сидящему справа – выпиши все примеры, в ответе которых чётные числа. Сидящему слева – выпиши все примеры, в ответе которых нечётные числа. Сложи полученные ответы. Если в результате получится числи 100, то примеры выписаны и решены верно.
Карточка №9.
Спиши числа: 25, 22, 6, 9,31, 13, 3, 7
Сидящему справа – увеличь каждое число на четыре. Сравни полученные результаты. Если получили одни и те же числа, то действия выполнены верно.
Эти упражнения формируют умения работать самостоятельно и совместно над выполнением задания. Работа парами положительно влияет на активизацию мыслительной деятельности, на совершенствование умения последовательно излагать свои мысли. Дети чувствуют себя свободней, так как поиск решения не контролируется учителем. Учащиеся в процессе общения обсуждают полученные результаты, подводят итоги, оказывают помощь друг другу в поиске ошибок. Всё это превращает учение не только в усвоение готовых знаний, но и в процесс познания.
При организации самостоятельной работы необходимо продумать проведение контроля и оказания помощи учащимся. С этой целью полезно заготовить карточки с образцами решения заданий, предполагаемых ученику. После выполнения задания ученик может самостоятельно его проверить по образцу. Если ответ не совпадает с ответом образца, ученик не может самостоятельно найти ошибку и правильное решение, на помощь приходит учитель. Доступность выполнения заданий, предлагаемых на карточках, во многом зависит от профессиональной подготовки учителя, его знаний, индивидуальных способностей каждого ученика
Приведу примеры дифференцированных заданий, используемых на уроках математики.
1)Задания с наличием образца выполнения.
При усвоении вычислительного приема учащимся могут быть предложены задания с наличием развернутого образца способа вычисления. Соотнося свои действия с образцом, учащиеся пооперационно усваивают вычислительный прием.
Например, задание с развернутым образцом. Выполни действия по образцу:
43x2=(40+3) x2=40x2+3x2=80+6=86
24x2=
12x3=
2)Задания с выполнением некоторой их части.
Учащимся предлагается задание, решение которого нужно закончить.
Например:
Задача: В магазине продали за день 26 кг сахарного песка. После этого в магазине осталось на 18 кг песку больше, чем продали. Сколько кг сахарного песку было в магазине в начале дня?
Закончи решение задачи:
1)26+18=…(кг)
2)26+…=…(кг)
Подобного рода задания помогают учащемуся перейти от частично самостоятельной работы к вполне самостоятельной работе.
3)Задания с дополнительной конкретизацией.
Характер конкретизации в каждом случае зависит от уровня обобщения, которого достиг учащийся в данный момент. Одним в смысловой обработке и понимании содержания предъявляемого задания больше помогает рисунок, другим- схема или чертеж. Например: дается задание.
Положи на тарелку в 2 раза яблок больше, чем в вазе.
В изображении вазы и тарелки по верхней линии есть прорезь, а с обратной стороны подклеен лист бумаги, который вместе с лицевым листом образует карман для дидактических предметных картинок. Учащийся имеет возможность выполнять практические действия с дидактическим материалом, это помогает ему в нахождении способа решения предложенной задачи.
4)Задания с вспомогательными вопросами.
Дидактическая цель применения вопросов в заданиях состоит в том, чтобы помочь учащемуся воспроизвести знания, необходимые для нахождения способа решения данного задания или побудить внимание ученика, повести мышление в нужном направлении.
Задание.
Как можно разделить сумму на число?
Вычисли результат:
(18+12):6=
(28+49):7=
5)Задания с вспомогательными упражнениями.
Вспомогательное упражнение может быть аналогично основному, но более легким по числовым данным.
Задание.
1.Вычти сумму из числа:
25-(10+3)=
48-(20+6)=
2.Реши примеры:
56-24=
60-32=
5) Самостоятельная работа.
-Прочитайте, как будет называться следующий вид работы?
ЯАНЬЛЕТЯОТСОМАС
I уровень: стр.140 №585 (2,3 столбик)
II уровень: стр. 211 №127
6)Задания с выбором решения.
Задания с выбором решения-это такие задания, в которых предлагается задача или пример и варианты решений. Учащемуся для правильного ответа на вопрос задачи достаточно выбрать нужное решение из предложенного набора решений.
Для выбора следует предлагать не более 3-4 решений, так как большой объем материала трудно воспринимается учащимися, особенно слабоуспевающими.
Задание. Задача: Сережа поймал 6 окуней, а Ваня в 2 раза больше. Сколько окуней поймали мальчики всего?
Выбери из данных решений рещение этой задачи:
1)6+2=8(ок.) 1).6x2=12(ок.)
2)6+8=14(ок.) 2) 6+12=18(ок.)
Для большей эффективности самостоятельной работы учащихся в процессе обучения я применяю развивающие самостоятельные работы. Они даются либо индивидуально каждому ученику, либо всему классу сразу с целью привлечения внимания к нестандартным заданиям, которые способствуют развитию логического мышления. Такие задания полезно давать ученикам в качестве домашней работы. На уроках развивающим задачам обычно отводят немного времени и предлагают ученикам в конце урока, если остается время после изучения запланированного материала, либо в начале, в качестве разминки. Если систематически уделять 5-10 минут урока таким задачам результаты не заставят себя ждать.
Например:
1. Найти сходство (общие признаки, свойства, характеристики) у разных геометрических объектов (у ромба и прямоугольника; треугольника и трапеции; окружности и сферы; смежных углов и вертикальных углов и т. д.).
2. а) Перечислить как можно больше геометрических объектов с данным свойством (имеет прямой угол; содержит 4 отрезка; диагонали точкой пересечения делятся пополам; можно вписать окружность). б) Перечислить как можно больше предметов, обладающих несколькими заданными свойствами (имеет прямой угол и острый; имеет два равных угла).
Развивающими являются самостоятельные работы с переадресацией цели. Например, задания с кодами. На урок задаются примеры, решая которые ученик получает ответ. Все ответы и посторонние значения заносятся в таблицу, где напротив значения указана буква или слог. Из полученных ответов-букв (слогов) складываются слова или предложения.
А)Расположите эти числа в порядке возрастания и переверните карточки.
Что получилось? (смекалка)
27 73 5 97 12 43 56 75 92
М А И А С Е К Л К
Б) Каждому выдается персональная карточка.
180 | 200 | 800 | 50 | 400 | 100 | 70 | 40 |
Б | Р | У | С | Н | И | К | А |
100 х 4 = 400 Н 10 х 7 = 70 К 400 х 2 = 800 У
100 х 2 = 200 Р 90 х 2 = 180 Б 20 х 2 = 40 А
20 х 5 = 100 И 10 х 5 = 50 С
Математический диктант – давно оправдавшая себя форма самостоятельной работы. Он может носить как контролирующий, так и обучающий характер. Математический диктант предусматривает несколько заданий. Текст вопросов, легко воспринимаемый на слух, требует краткого ответа и несложных вычислений. Для проведения диктанта можно использовать звукозаписи, что позволяет проводить двух вариантные диктанты (например, мужской голос читает I в., женский II в) это дает время на выполнения задания учащимся одного варианта, пока другой вариант слушает свое задание.
Экспресс-диктант проводится как обычный диктант, но ответы записываются учащимися в двух экземплярах (под копирку). Контрольный экземпляр сдается преподавателю, по оставшемуся экземпляру идет фронтальная проверка. Достоинством такой работы является быстрая обратная связь.
Опрос-эстафета. Проводится как соревнование трех команд. По указанию учителя учащиеся выходят по одному из команды, выполняют часть примера своего варианта и передают “эстафету” следующему по команде.
При оценке учитывается не только скорость выполнения задания, но и качество решения. Такие работы вызывают интерес и активизируют работу учащихся. Для активизации работы учащихся с успехом применяю работы – пяти минутки, проводимые в начале урока, для установления рабочего настроя учащихся или в конце урока для подведения итогов занятия. Такие самостоятельные работы значительно повышают внимание учащихся на уроке.
В своей практике для развития самостоятельности мышления, я использую самостоятельные и контрольные работы не менее чем в двух вариантах.
Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:
- Одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является умело организованная система самостоятельных работ.
- Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников.
- Органически связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении различных практических задач.
- Контроль за выполнением самостоятельных работ содействует организации тематического учёта знаний школьников, помогает мобилизовать деятельность учащихся, способствует развитию мышления учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики
Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики Цветкова Раиса Васильевна, учитель математикиКОУ ВО «Новоусманская шк...
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» Предметная область «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Математические представления» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся...
Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и ...
Работа по профессиональной ориентации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики в коррекционном учреждения.
Приоритетным направлением работы педагогов коррекционного учреждения для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является работа по социализации их и интеграции их в общество...
Доклад "Формирование жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела
Обобщение опыта работы по формированию жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела....
Формирование навыков социального поведения у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами современных педагогических технологий
Многие дети с умственной отсталостью плохо приспосабливаются к самостоятельной жизни, нуждаются в опеке со стороны взрослого. Однако при создании специальных условий они становятся трудоспособны...
Особенности обучения письму и развитию речи учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Целью уроков письма и развития речи у обучающихся с умственной отсталостью является формирование интеллектуальной сферы устной и письменной речи как средства общения. Это одно из условий нравст...