Работа по профессиональной ориентации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики в коррекционном учреждения.
статья

Приоритетным направлением работы педагогов коррекционного учреждения для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является работа по социализации их и интеграции их в общество. Учащимся школы нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности, в умении ориентироваться в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_8.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Карамнова Татьяна Дмитриевна

Учитель математики

МКОУ «Школа №10»

Городского округа Ступино

Московской области

Работа по профессиональной ориентации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 на уроках математики в  коррекционном учреждения.

           Приоритетным направлением работы педагогов коррекционного учреждения для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является работа по социализации их и интеграции их в общество. Учащимся школы нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности, в умении ориентироваться в жизни. Педагоги школы, понимая проблематичность дальнейшей судьбы выпускников, ищут ответы на вопросы: «Как найти наиболее эффективные способы и методы формирования у учащихся способности к трудовой деятельности», «Как обеспечить доступность и комфортность пребывания учащихся в школе». Дети хорошо знают, что, став взрослыми, они должны работать. В нашем учреждении много учебного времени отводится трудовой подготовки «особых» детей. Однако разнообразия профилей трудового обучения для выбора желаемой профессии нет. Здесь, безусловно, нужно учитывать особенности и возможности развития таких детей и необходимо прививать интерес к тем профессиям, которыми они в будущем будут в силах овладеть. Обучение осуществляется по трудовым профилям: слесарное дело, швейное дело, штукатурно-малярное дело, введено цветоводство. Используя связь «школа – профессиональный колледж», выпускники продолжают дальнейшее овладение только профессией «маляр» в нашем городе.         Математика в коррекционной школе носит ярко выраженный прикладной характер, необходимо максимально возможное для социальной адаптации выпускников такое содержание обучения, которое имеет для них практическую значимость и жизненную необходимость. Для учителей математики важно, чтобы профориентационная работа в школе была направлена на подготовку к профессиональной деятельности, развитие у школьников творческих способностей, навыков и умений. Поэтому на своих уроках математики, уделяю внимание данной проблеме. Решая текстовые задачи по данной тематике, касаемся разных профессий. Предмет математика влияет на выбор будущей профессии. Очень важно показать ученикам связь между учебным предметом и выбором профессии. В школе учатся умению работать: организованности, культуре труда, ответственности за свой труд и т.д.

Использование мета предметных связей, обеспечивает усвоение умений и навыков, которые необходимы для будущей трудовой деятельности, знакомит с различными направлениями деятельности, с которыми они будут сталкиваться в повседневной жизни, в быту, социуме.    На уроках математики учащиеся коррекционной школы овладевают измерительными навыками – измеряют полоску бумаги и чертят отрезок такой же длины, расчетно-графическими навыками - чертят геометрические фигуры, определяют периметр, площадь, объемы. Полученные на уроках математики умения применяют на всех уроках трудового обучения, социально-бытовой ориентировке.  В программу включаю задачи, связанные со следующими темами: личная гигиена, служба быта, транспорт, бюджет семьи, трудоустройство, жилище, питание и другие. Разные уровни программных требований предназначены для усиления адаптационных возможностей школы.

            С целью трудовой ориентации учащихся на уроках математики решаются текстовые задачи с использованием конкретных изделий с названиями профессий, которые их применяют. Сосчитать количество изделий собранных слесарем; количество собранного урожая работниками сельского хозяйства, посаженных саженцев; узнать,  каков расход ткани на то или иное изделие, сколько изделий  можно сшить из определённого количества материала, о работе швеи  на швейном производстве и др. А при изучении мер длины, массы, времени и т.д. решаем задачи на нахождение количества материала в см, м, кг, с целью расширения представлений учащихся о производстве и реальных затратах материала при пошиве одежды, приготовлении еды, сбора урожая, изготовлении изделий, строительства каких-либо сооружений или объектов.

       Учащиеся на уроках математики, а также и во внеурочное время обязательно получают информацию об основных направлениях применения математических знаний по специальностям, предлагаемым в школе. Все задачи на профессиональную ориентацию учащихся способствуют ознакомлению ребят с трудовыми операциями, необходимыми различного рода профессиях, закрепляют специальные математические умения, навыки устного счета, процентных вычислений, геометрических построений.

К сожалению, в системе коррекционного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья четко выявились противоречия между:

- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;

 - возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями;

- ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с ограниченными возможностями здоровья, и еще меньшим их количеством, по которым можно проводить профессионально-трудовую подготовку учащихся коррекционных школ, особенно детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Все обозначенные противоречия затрудняют детям с ограниченными возможностями здоровья быть конкурентоспособными на рынке труда, к ним предъявляются те же требования, что и к их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам общеобразовательных школ. Поэтому таким детям нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

       Известно, что ведущая роль профориентации отводится урокам трудового обучения. Но когда речь идет о учащихся с интеллектуальной недостаточностью, стоит отметить, что каждое умение и каждый навык, полученный ребенком на любом уроке, каждое изделие выполненное его руками – все это может приравниваться к первому шагу в будущую профессию. Опыт преподавания предмета математики, проведения внеклассной работы позволяет сделать вывод, что рассмотренные формы учебной деятельности, также служат целям профессиональной ориентации, позволяя компенсировать ограничения подростка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

Список использованной литературы:

  1. Творческий научно-методический журнал «Воспитание школьников» №9 – 2009, №10-2010.
  2. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.

Математика и профориентация в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики

Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики Цветкова Раиса Васильевна, учитель математикиКОУ ВО «Новоусманская шк...

Доклад "Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально-трудового обучения".

В докладе рассмотрены основные направления и приемы развития самостоятельности на уроках профессионально-трудового обучения....

Экологическое воспитание учащихся с умственной отсталостью / интеллектуальными нарушениями/ в свете внедрения ФГОС обучающихся с УО

В данной статье обобщён опыт школы по формированию устойчивых экологических воззрений учащихся с умственной отсталостью в различных учебно - воспитательных формах и мероприятиях (семинары, акции, обще...

Доклад "Формирование жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела

Обобщение опыта работы по формированию жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья на тему "Развитие творческих способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально - трудового обучения"...

Выступление на МО. Доклад "Необходимость уроков швейного дела в коррекционной школе для трудовой адаптации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Доклад "Необходимость уроков швейного дела в коррекционной школе для трудовой адаптации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...