Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики
статья на тему
Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики
Цветкова Раиса Васильевна, учитель математики
КОУ ВО «Новоусманская школа-интернат»
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.
В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания умственно отсталых учащихся приобретает все более важную значимость. Изменения социально-экономических условий жизни людей, реформирование общества в целом требуют глубокой и серьезной экономической подготовки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Экономическое воспитание - это многогранный процесс воздействия на человека повседневной экономической жизни, под влиянием которой формируются определенные отношения к труду, собственному производству, распределению материальных и культурных благ. Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них жизненно важным. Сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы обучающийся с умственной отсталостью знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; что такое цена товара и от чего она зависит; как создаются блага, представлял назначение денег и т. д. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их интеграции в общество.
Актуальность экономической тематики в современных условиях очевидна. Опыт показывает, насколько плохо ориентируются школьники с ограниченными возможностями здоровья в жизненно важных вопросах – как пользоваться средствами связи, как устроиться на работу, как получить необходимое медицинское обследование, как распределить бюджет и многое другое. Им приходится сталкиваться с более жесткими экономическими условиями, чем выпускникам средней школы из-за слабой конкурентоспособности на рынке труда, низких заработков и прочих обстоятельств. Дети на каждом шагу встречаются с такой терминологией, как кредит, товар, бартер и т.д. Применительно к домашнему хозяйству экономика - это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей семьи. Вот в этом смысле и можно говорить об элементах экономического образования в коррекционной школе. Это и бюджет семьи, планирование расходов на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные коммунальные услуги, умение пользоваться услугами банков. Задачей обучения детей в школе-интернате для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются максимальное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к участию в производительном труде и общественной жизни. В силу особенностей психофизического развития умственно отсталые дети не все имеют возможности продолжить обучение в каком-либо ином учебном заведении (есть дети, которые учатся в специальных группах ПТУ, техникумах но у многих на этом образование заканчивается), поэтому знания, которые ученики получают в школе, должны иметь законченный характер, знания должны быть осознанными.
С элементами экономики учащиеся с умственной отсталостью 5-9 классов наиболее часто встречаются на уроках математики.
Предмет математика является необходимой частью подготовки учащихся с умственной отсталостью к самостоятельности, их адаптации к современным экономическим условиям, независимой жизни экономически самостоятельного человека. Школа должна дать «такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь». Формирование элементов экономических знаний у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является для них жизненно важным. «Наиболее общее понимание экономики – способ ведения хозяйства. В переводе с греческого языка экономика – «хозяйствование по правилам в соответствии с законом». Применительно к домашнему хозяйству экономика – это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей жизни». Каждому выпускнику придётся столкнуться со многими экономическими задачами. Это формирование своего бюджета, оплата коммунальных услуг, расчёт возможности покупок, приобретение билетов на транспорт и т.д. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся, их интеграции в общество. Уроки математики с элементами экономики способствуют коррекции процесса формирования личности и недостатков познавательной деятельности, готовят учащихся и воспитанников к самостоятельной жизни, более адекватной оценке своего и чужого труда и социальных действий государства.
Опыт работы показывает, что дети лучше усваивают учебный материал, если сами видят жизненную необходимость данной темы. Следовательно, задача учителя как можно чаще осуществлять практическую направленность уроков математики. С этой целью предлагать ученикам такие задания (примеры и задачи), в которых чётко видна жизненная необходимость изучения данного учебного материала. Согласно принципу коррекционной направленности в учебном процессе, урок должен быть организован таким образом, что ребёнок не только осваивает учебный материал по предмету, но и получает дополнительные знания и навыки. Экономические знания и умения, включенные в урок математики, делают урок более практичным. При этом выделяются дополнительные задачи уроков:
· раскрывается экономическая суть вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений;
· формируются экономические понятия;
· обогащается и активизируется словарный запас;
· происходит имитация включения в самостоятельную жизнь;
· моделируется трудовая деятельность;
· происходит начальный этап социализации.
Умение невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Здесь мы подходим к очень важному моменту личностно-значимого обучения – развитию мотивации учебной деятельности. В ходе занятий по математике замечено, что ученики, слабо решавшие задачи из учебника и не проявлявшие интереса к математике, с удовольствием решают задачи с практическим содержанием. Для составления таких задач необходимо иметь сюжетный и числовой материал, добытый учителем или самими детьми. Задачи должны быть связаны с конкретной жизненной ситуацией, понятны и интересны всем детям. Так, при изучении десятичных дробей можно использовать квитанции по оплате за коммунальные услуги. Эти данные даны в десятичных дробях. Есть возможность работать на конкретном материале. Квитанции можно адаптировать для учащихся данной категории. Кроме вычислений письменных по ним можно работать устно, в том числе читать десятичные дроби, упражняться в преобразованиях. Особого объяснения требуют услуги. Например, за отопление оплата – с 1 кв.м, а вода (холодная, горячая) – в куб.м с человека в месяц или по счётчикам. Таким образом, учащиеся учатся ориентироваться в тарифах, видах услуг и единицах измерения на каждый вид услуги. Необходимо говорить учащимся об экономии. При установке счётчиков и бережливом отношении к природным ресурсам мы экономим денежные средства. Учащиеся убеждаются в этом при решении практических задач.
Знания нам нужны не сами по себе, не как «мертвый» груз памяти, а как живой инструмент для решения любых (прежде всего, нестандартных) учебных и практических задач. При изучении темы «Нахождение процентов от числа», практическая направленность значительно усиливается. Решение однообразных примеров на нахождение процентов не вызывает интереса у детей. Если примеры предлагаются со смысловым (практическим) содержанием, то ситуация резко меняется. Дети проявляют живой интерес, лучше усваивают учебный материал. Например:
· вычислите профсоюзный налог, если ваша зарплата составляет 15 000 руб., 28 000 руб.;
· предлагается вычислить налог с доходов (13%) от разной зарплаты, делается вывод: какая сумма больше;
· вычислите аванс (40%);
· вычислите сумму алиментов (25%) от разной зарплаты.
Каждая задача, которая решается по теме «Проценты» обязательно имеет связь с жизнью. Например:
· какую зарплату получит рабочий на руки, после удержания всех налогов;
· высчитывается сумма кредита;
· сколько рублей выплачивать каждый месяц;
· вычисляется в рублях процентная ставка в банке.
Выпускники школы-интерната для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны уметь пользоваться услугами банков. Познакомить с процентными ставками различных банков для того, чтобы выбрать банк для хранения денег, оформление кредита и т.д. Дети с огромным удовольствием принимают участие в решении подобных задач. При решении арифметических задач создаются условия, которые моделируют жизненные ситуации.
Актуально на сегодняшний день научить учащихся сравнивать и выбирать, как сэкономить, выбирая оплату коммунальных услуг по тарифу или по индивидуальным счётчикам, установленным в квартире. Покупать продукты: на рынке, супермаркетах или магазинах типа «Эконом».
В активный словарь учащихся вводятся понятия: «доходы», «расходы», «услуга», «налог», «абонент», «счётчик», «коммунальные услуги», «абонентская плата», «техобслуживание», «тарифы», «льготы», «субсидии», «наем жилья», «себестоимость», «договор», «электроэнергия», «кабельное телевидение», «штрафы», «пени». Вводимые термины могут меняться в зависимости от места жительства и семейных условий учащихся. С каждым из этих понятий составляется задача, например, производится расчет стоимости потреблённой воды или сумма субсидий.
Примерное содержание практических задач:
1. Сбербанк дает ссуду под 22% годовых. Сколько это составляет в рублях, если взять кредит в размере 25 000 рублей на год?
2. Сколько денег будет на счету у вкладчика через год, если он положил деньги в банк, годовые 8%, а денег было : 10 500., 13 800., 30 250 рублей?
3. Рассчитать подоходный налог.
Начисление, руб. | Подоходный налог, % | Количество находящихся на иждивении | Подоходный налог |
15 458 | 13 | 0 | ? |
43 700 | 13 | 1 | ? |
26 330 | 13 | 2 | ? |
17 670 | 13 | 3 | ? |
4. В магазине предпраздничные скидки 15%. Сколько будет стоить мужской костюм, если его цена до скидки 5 300 рублей?
5. В магазине «Дружба» скидки на электротовары на 10%. Сколько будет стоить холодильник, если его цена 13 650 рублей?
6. Рабочему выплачивается премия в размере 25% от месячного тарифа. Какую премию получит рабочий, если среднемесячный тариф 14 000?
7. Предыдущее показание счетчика 7088, последнее показание – 7205. Сколько нужно заплатить за электроэнергию?
8. Абонентская плата за телефон – 260 рублей. Рассчитайте, сколько денег уходит на абонентскую плату за телефон за 2 месяца, полгода, год?
9. Семья из 3 человек живет в квартире общей площадью 48 кв.м. Сколько стоит оплата за отопление? Изменится ли оплата за отопление, если в семье станет на 1 человека больше? Почему?
10. Рассчитать оплату за холодную и горячую воду по показаниям счетчиков.
Показания ХВС | Показания ГВС | ||
предыдущее | последующее | предыдущее | последующее |
5, 538 | 8,307 | 9,724 | 12,396 |
11. Сколько платит семья за капитальный ремонт жилых зданий ежемесячно, если площадь квартиры 32 кв. м? Сколько платит за полгода, год?
12. Рассчитать оплату за коммунальные услуги в месяц, если в семье 2 человека и площадь квартиры 42 кв. м. Квартира неприватизированная, счетчики воды не установлены.
В заключение хотелось бы сказать, что проведение уроков математики с экономическим содержанием, экономического практикума - требование времени и меняющихся условий жизни. Элементарные экономические знания позволяют детям понять роль и права человека в обществе, воздействуют на нравственное развитие детей, готовят ученика к адекватному восприятию общества и производства, которые будут существовать через несколько лет, помогают ему определить для себя сферу деятельности в будущем.
Литература:
1. Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа. \\ Дефектология.-2000.-№5.
2. Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. – (Коррекционная школа).
3. Коррекционная педагогика.-3(15),2006. Автор статьи Колосова Е.Е. "Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12классов (I -III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида".
4. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе, М.: Вако, 2007
5. Учебник «Математика» 7класса / Т.В. Алышева, / Москва «Просвещение» 2012г.
6. Учебник «Математика» 8 класса / В.В. Эк, / Москва «Просвещение» 2012г.
7. Учебник «Математика» 9 класса / М.Н. Перовой, / Москва «Просвещение» 2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetkova_r.v.docx | 33.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики
Цветкова Раиса Васильевна, учитель математики
КОУ ВО «Новоусманская школа-интернат»
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.
В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания умственно отсталых учащихся приобретает все более важную значимость. Изменения социально-экономических условий жизни людей, реформирование общества в целом требуют глубокой и серьезной экономической подготовки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Экономическое воспитание - это многогранный процесс воздействия на человека повседневной экономической жизни, под влиянием которой формируются определенные отношения к труду, собственному производству, распределению материальных и культурных благ. Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них жизненно важным. Сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы обучающийся с умственной отсталостью знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; что такое цена товара и от чего она зависит; как создаются блага, представлял назначение денег и т. д. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их интеграции в общество.
Актуальность экономической тематики в современных условиях очевидна. Опыт показывает, насколько плохо ориентируются школьники с ограниченными возможностями здоровья в жизненно важных вопросах – как пользоваться средствами связи, как устроиться на работу, как получить необходимое медицинское обследование, как распределить бюджет и многое другое. Им приходится сталкиваться с более жесткими экономическими условиями, чем выпускникам средней школы из-за слабой конкурентоспособности на рынке труда, низких заработков и прочих обстоятельств. Дети на каждом шагу встречаются с такой терминологией, как кредит, товар, бартер и т.д. Применительно к домашнему хозяйству экономика - это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей семьи. Вот в этом смысле и можно говорить об элементах экономического образования в коррекционной школе. Это и бюджет семьи, планирование расходов на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные коммунальные услуги, умение пользоваться услугами банков. Задачей обучения детей в школе-интернате для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются максимальное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к участию в производительном труде и общественной жизни. В силу особенностей психофизического развития умственно отсталые дети не все имеют возможности продолжить обучение в каком-либо ином учебном заведении (есть дети, которые учатся в специальных группах ПТУ, техникумах но у многих на этом образование заканчивается), поэтому знания, которые ученики получают в школе, должны иметь законченный характер, знания должны быть осознанными.
С элементами экономики учащиеся с умственной отсталостью 5-9 классов наиболее часто встречаются на уроках математики.
Предмет математика является необходимой частью подготовки учащихся с умственной отсталостью к самостоятельности, их адаптации к современным экономическим условиям, независимой жизни экономически самостоятельного человека. Школа должна дать «такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь». Формирование элементов экономических знаний у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является для них жизненно важным. «Наиболее общее понимание экономики – способ ведения хозяйства. В переводе с греческого языка экономика – «хозяйствование по правилам в соответствии с законом». Применительно к домашнему хозяйству экономика – это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей жизни». Каждому выпускнику придётся столкнуться со многими экономическими задачами. Это формирование своего бюджета, оплата коммунальных услуг, расчёт возможности покупок, приобретение билетов на транспорт и т.д. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся, их интеграции в общество. Уроки математики с элементами экономики способствуют коррекции процесса формирования личности и недостатков познавательной деятельности, готовят учащихся и воспитанников к самостоятельной жизни, более адекватной оценке своего и чужого труда и социальных действий государства.
Опыт работы показывает, что дети лучше усваивают учебный материал, если сами видят жизненную необходимость данной темы. Следовательно, задача учителя как можно чаще осуществлять практическую направленность уроков математики. С этой целью предлагать ученикам такие задания (примеры и задачи), в которых чётко видна жизненная необходимость изучения данного учебного материала. Согласно принципу коррекционной направленности в учебном процессе, урок должен быть организован таким образом, что ребёнок не только осваивает учебный материал по предмету, но и получает дополнительные знания и навыки. Экономические знания и умения, включенные в урок математики, делают урок более практичным. При этом выделяются дополнительные задачи уроков:
- раскрывается экономическая суть вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений;
- формируются экономические понятия;
- обогащается и активизируется словарный запас;
- происходит имитация включения в самостоятельную жизнь;
- моделируется трудовая деятельность;
- происходит начальный этап социализации.
Умение невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Здесь мы подходим к очень важному моменту личностно-значимого обучения – развитию мотивации учебной деятельности. В ходе занятий по математике замечено, что ученики, слабо решавшие задачи из учебника и не проявлявшие интереса к математике, с удовольствием решают задачи с практическим содержанием. Для составления таких задач необходимо иметь сюжетный и числовой материал, добытый учителем или самими детьми. Задачи должны быть связаны с конкретной жизненной ситуацией, понятны и интересны всем детям. Так, при изучении десятичных дробей можно использовать квитанции по оплате за коммунальные услуги. Эти данные даны в десятичных дробях. Есть возможность работать на конкретном материале. Квитанции можно адаптировать для учащихся данной категории. Кроме вычислений письменных по ним можно работать устно, в том числе читать десятичные дроби, упражняться в преобразованиях. Особого объяснения требуют услуги. Например, за отопление оплата – с 1 кв.м, а вода (холодная, горячая) – в куб.м с человека в месяц или по счётчикам. Таким образом, учащиеся учатся ориентироваться в тарифах, видах услуг и единицах измерения на каждый вид услуги. Необходимо говорить учащимся об экономии. При установке счётчиков и бережливом отношении к природным ресурсам мы экономим денежные средства. Учащиеся убеждаются в этом при решении практических задач.
Знания нам нужны не сами по себе, не как «мертвый» груз памяти, а как живой инструмент для решения любых (прежде всего, нестандартных) учебных и практических задач. При изучении темы «Нахождение процентов от числа», практическая направленность значительно усиливается. Решение однообразных примеров на нахождение процентов не вызывает интереса у детей. Если примеры предлагаются со смысловым (практическим) содержанием, то ситуация резко меняется. Дети проявляют живой интерес, лучше усваивают учебный материал. Например:
- вычислите профсоюзный налог, если ваша зарплата составляет 15 000 руб., 28 000 руб.;
- предлагается вычислить налог с доходов (13%) от разной зарплаты, делается вывод: какая сумма больше;
- вычислите аванс (40%);
- вычислите сумму алиментов (25%) от разной зарплаты.
Каждая задача, которая решается по теме «Проценты» обязательно имеет связь с жизнью. Например:
- какую зарплату получит рабочий на руки, после удержания всех налогов;
- высчитывается сумма кредита;
- сколько рублей выплачивать каждый месяц;
- вычисляется в рублях процентная ставка в банке.
Выпускники школы-интерната для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны уметь пользоваться услугами банков. Познакомить с процентными ставками различных банков для того, чтобы выбрать банк для хранения денег, оформление кредита и т.д. Дети с огромным удовольствием принимают участие в решении подобных задач. При решении арифметических задач создаются условия, которые моделируют жизненные ситуации.
Актуально на сегодняшний день научить учащихся сравнивать и выбирать, как сэкономить, выбирая оплату коммунальных услуг по тарифу или по индивидуальным счётчикам, установленным в квартире. Покупать продукты: на рынке, супермаркетах или магазинах типа «Эконом».
В активный словарь учащихся вводятся понятия: «доходы», «расходы», «услуга», «налог», «абонент», «счётчик», «коммунальные услуги», «абонентская плата», «техобслуживание», «тарифы», «льготы», «субсидии», «наем жилья», «себестоимость», «договор», «электроэнергия», «кабельное телевидение», «штрафы», «пени». Вводимые термины могут меняться в зависимости от места жительства и семейных условий учащихся. С каждым из этих понятий составляется задача, например, производится расчет стоимости потреблённой воды или сумма субсидий.
Примерное содержание практических задач:
- Сбербанк дает ссуду под 22% годовых. Сколько это составляет в рублях, если взять кредит в размере 25 000 рублей на год?
- Сколько денег будет на счету у вкладчика через год, если он положил деньги в банк, годовые 8%, а денег было : 10 500., 13 800., 30 250 рублей?
- Рассчитать подоходный налог.
Начисление, руб. | Подоходный налог, % | Количество находящихся на иждивении | Подоходный налог |
15 458 | 13 | 0 | ? |
43 700 | 13 | 1 | ? |
26 330 | 13 | 2 | ? |
17 670 | 13 | 3 | ? |
- В магазине предпраздничные скидки 15%. Сколько будет стоить мужской костюм, если его цена до скидки 5 300 рублей?
- В магазине «Дружба» скидки на электротовары на 10%. Сколько будет стоить холодильник, если его цена 13 650 рублей?
- Рабочему выплачивается премия в размере 25% от месячного тарифа. Какую премию получит рабочий, если среднемесячный тариф 14 000?
- Предыдущее показание счетчика 7088, последнее показание – 7205. Сколько нужно заплатить за электроэнергию?
- Абонентская плата за телефон – 260 рублей. Рассчитайте, сколько денег уходит на абонентскую плату за телефон за 2 месяца, полгода, год?
- Семья из 3 человек живет в квартире общей площадью 48 кв.м. Сколько стоит оплата за отопление? Изменится ли оплата за отопление, если в семье станет на 1 человека больше? Почему?
- Рассчитать оплату за холодную и горячую воду по показаниям счетчиков.
Показания ХВС | Показания ГВС | ||
предыдущее | последующее | предыдущее | последующее |
5, 538 | 8,307 | 9,724 | 12,396 |
- Сколько платит семья за капитальный ремонт жилых зданий ежемесячно, если площадь квартиры 32 кв. м? Сколько платит за полгода, год?
- Рассчитать оплату за коммунальные услуги в месяц, если в семье 2 человека и площадь квартиры 42 кв. м. Квартира неприватизированная, счетчики воды не установлены.
В заключение хотелось бы сказать, что проведение уроков математики с экономическим содержанием, экономического практикума - требование времени и меняющихся условий жизни. Элементарные экономические знания позволяют детям понять роль и права человека в обществе, воздействуют на нравственное развитие детей, готовят ученика к адекватному восприятию общества и производства, которые будут существовать через несколько лет, помогают ему определить для себя сферу деятельности в будущем.
Литература:
- Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа. \\ Дефектология.-2000.-№5.
- Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. – (Коррекционная школа).
- Коррекционная педагогика.-3(15),2006. Автор статьи Колосова Е.Е. "Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12классов (I -III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида".
- Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе, М.: Вако, 2007
- Учебник «Математика» 7класса / Т.В. Алышева, / Москва «Просвещение» 2012г.
- Учебник «Математика» 8 класса / В.В. Эк, / Москва «Просвещение» 2012г.
- Учебник «Математика» 9 класса / М.Н. Перовой, / Москва «Просвещение» 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по профессиональной ориентации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики в коррекционном учреждения.
Приоритетным направлением работы педагогов коррекционного учреждения для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является работа по социализации их и интеграции их в общество...
Формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами предметной недели математики .
Статья представляет опыт работы учителя математики коррекционной школы с по формированию жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами предметно...
Доклад "Формирование жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела
Обобщение опыта работы по формированию жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела....
Формирование навыков социального поведения у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами современных педагогических технологий
Многие дети с умственной отсталостью плохо приспосабливаются к самостоятельной жизни, нуждаются в опеке со стороны взрослого. Однако при создании специальных условий они становятся трудоспособны...
Формирование компьютерной грамотности у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Являюсь руководителем объединением дополнительного образования "Мир информатики". Главная задача объединениия обучить учащихся новым компьютерным технологиям для лучшей социализации, н...
Презентация "Применение игровых технологий в обучении учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках географии
Презентация знакомит с игровыми технологиями, которые применяются в коррекционной школе....
Доклад. Формирование учебной мотивации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках поварского дела
Формирование мотивации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), оказывает влияние на развитие всех познавательных процессов и личности ребенка в целом. Это обусловле...