Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» Предметная область «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс 3 б класс
рабочая программа на тему
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа по предмету «Математические представления» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Категория обучающихся: 1б класс
3 б класс.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 1б класс - 66 часов.
3б класс –68 часов.
Форма обучения: очная.
Режим уроков: 2 часа в неделю.
Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.
Введение
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с или ТМНР, ОГКОУШ № 39,2018г.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._matematicheskie_predstvavleniya.docx | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Разработана и одобрена на МО учителей олигофренопедагогов филиала ОГКОУШ №39 Протокол №_______от_______ Руководитель____Мяннанова Г.А. | Согласовано Заместитель директора по УВР филиала ОГКОУШ №39 __________Мозгова Ю.Е. | Утверждена Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39 Протокол №___от____ Директор_________Пономарева М.Н. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Математические представления»
Предметная область «Математика»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
1 б класс
3 б класс
Составитель программы:
Аипова Р.М.
Ульяновск 2018
Содержание
1.Паспорт рабочей программы | ||
2.Введение | ||
3.Пояснительная записка 4.Планируемые предметные и личностные результаты 5.Базовые учебные действия. 6.Содержание рабочей программы 7.Учебно-тематическое планирование 8.Перечень материально-технического обеспечения 9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов 10.Лист внесения изменений |
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа по предмету «Математические представления» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Категория обучающихся: 1б класс
3 б класс.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 1б класс - 66 часов.
3б класс –68 часов.
Форма обучения: очная.
Режим уроков: 2 часа в неделю.
Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.
Введение
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с или ТМНР, ОГКОУШ № 39,2018г.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Пояснительная записка
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Планируемые предметные и личностные результаты.
Предметные планируемые результаты:
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные, пространственные, временные представления:
- умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
- умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один - много);
- счет от 1 до 3.
.
2) Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности.
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
Базовые учебные действия
Коммуникативные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями,
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои - действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Содержание рабочей программы.
Количественные представления.
- Нахождение одинаковых предметов.
- Разъединение множеств.
- Объединение предметов в единое множество.
- Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).
- Сравнение множеств (без пересчета).
- Выделение предметов, ориентируясь на величину.
-Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).
- Узнавание цифр.
- Соотнесение количества предметов с числом.
- Обозначение числа цифрой.
- Написание цифры по трафарету.
Представления о величине.
- Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине.
-Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения.
- Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов.
- Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).
- Различение однородных (разнородных) предметов по длине.
- Сравнение предметов по длине.
Представление о форме.
- Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой.
-Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.
- Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой.
- Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).
- Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х частей.
- Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек.
-Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).
-Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).
- Выделение объемной формы – шар.
Пространственные представления.
- Ориентация в пространственном расположении.
- Показ частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела).
- Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений.
- Перемещение игрушек вперед и назад по полу, по столу, по подражаниям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
Временные представления.
- Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра. Различение времен года.
Учебно-тематический план
1 класс – 66 часов.
Тема урока | Кол – во часов | |
1 четверть (16 часов) | ||
1 | Перемещение в пространстве класса с помощью (без) учителя по словесной инструкции. | 2 |
2 | Показ на себе основных частей тела и лица. | 2 |
3 | Соотнесение названия частей тела, лица с картинкой, куклой и игрушкой. | 2 |
4 | Знакомство с шаром. Группировка предметов по заданному признаку на основе образца (шар, не шар) | 2 |
5 | Перемещение игрушек по полу, столу по показу действий, образцу и словесной инструкции. | 2 |
6 | Дифференциация шара от любого многоугольника | 2 |
7 | Прокатывание предметов круглой формы по полу, столу, желобку (шары, мячи, кубики и т. д.) | 2 |
8 | Прокатывание шара в отверстие круглой формы. | 2 |
2 четверть (16 часов) | ||
1 | Знакомство с величиной: большой, маленький | 2 |
2 | Группировка предметов по заданному признаку на основе образца (большой, маленький) | 2 |
3 | Составление бус из шаров одного размера. | 2 |
4 | Знакомство с формой предмета куб. (кубик) | 2 |
5 | Построение из дорожки из кубиков одного размера. | 2 |
6 | Построение башни из кубиков одного размера. | 2 |
7 | Различение дискретных и непрерывных множеств по количеству: много – мало | 2 |
8 | Группировка и определение количества предметов: один, много, мало | 2 |
3 четверть (18 часов) | ||
1 | Геометрические фигуры. Повторение. Группировка предметов по заданному признаку на основе образца (круг не круг). | 2 |
2 | Сравнение предметов по величине (большой, маленький) | 2 |
3 | Группировка предметов по двум признакам (величине и цвету) на основе образца | 2 |
4 | Чередование предметов по величине по подражанию | 2 |
5 | Знакомство с приемом наложения. Понимание выражения «столько – сколько | 2 |
6 | Упражнение в накладывании картинок или игрушек на карточку (столько – сколько) | 2 |
7 | Знакомство со способом приложения. Понимание выражений: столько, сколько, поровну | 2 |
8 | Сравнение предметов по длине. Группировка предметов по двум признакам: длине и цвету. | 2 |
9 | Сравнение двух предметных множеств, используя приемы наложения и приложения, составления пар | 2 |
4 четверть (16 часов) | ||
1 | Преобразование предметных множеств путем уменьшения, увеличения и уравнивания их количества | 2 |
2 | Знакомство с числом и цифрой 1. | 2 |
3 | Преобразование предметных множеств путем уменьшения, увеличения на единицу и уравнивания их количества. | 2 |
4 | Закрепление представлений о сохранении количества. | 2 |
5 | Количественный и порядковый счет 1 -3 (один, одна, одно). | 2 |
6 | Формирование умений соотносить цифры 1 с количеством. | 2 |
7 | Число и цифра 2. | 2 |
8 | Формирование умения соотносить цифры 1, 2 с количеством. | 2 |
Итого: 66 часов. |
Учебно-тематический план
3 класс – комплект – 68 часов.
Тема урока | Кол – во часов | |
1 четверть (16 часов) | ||
1 | Перемещение в пространстве класса с помощью (без) учителя по словесной инструкции. | 1 |
2 | Показ на себе основных частей тела и лица. | 2 |
3 | Соотнесение названия частей тела, лица с картинкой, куклой и игрушкой. | 2 |
4 | Выделение отдельных предметов из группы по образцу | 1 |
5 | Составление групп из одинаковых предметов | 2 |
6 | Знакомство с шаром. Группировка предметов по заданному признаку на основе образца (шар, не шар) | 2 |
7 | Перемещение игрушек по полу, столу по показу действий, образцу и словесной инструкции. | 2 |
8 | Дифференциация шара от любого многоугольника | 2 |
9 | Прокатывание предметов круглой формы по полу, столу, желобку (шары, мячи, кубики и т. д.) | 2 |
2 четверть (16 часов) | ||
1 | Знакомство с величиной: большой, маленький | 3 |
2 | Группировка предметов по заданному признаку на основе образца (большой, маленький) | 2 |
3 | Выделение один и много предметов из группы по подражанию | 2 |
4 | Объединение одинаковых по цвету предметов в предметные множества по словесной инструкции | 3 |
5 | Объединение одинаковых по величине предметов в предметные множества по словесной инструкции | 2 |
6 | Различение дискретных и непрерывных множеств по количеству: много – мало | 2 |
7 | Группировка и определение количества предметов: один, много, мало | 2 |
3 четверть (20 часов) | ||
1 | Геометрические фигуры. Повторение. Группировка предметов по заданному признаку на основе образца (круг не круг). | 2 |
2 | Сравнение предметов по величине (большой, маленький) | 2 |
3 | Группировка предметов по двум признакам (величине и цвету) на основе образца | 2 |
4 | Чередование предметов по величине по подражанию | 2 |
5 | Знакомство с приемом наложения. Понимание выражения «столько – сколько | 2 |
6 | Упражнение в накладывании картинок или игрушек на карточку (столько – сколько) | 2 |
7 | Знакомство со способом приложения. Понимание выражений: столько, сколько, поровну | 2 |
8 | Сравнение предметов по длине. Группировка предметов по двум признакам: длине и цвету. | 3 |
9 | Сравнение двух предметных множеств, используя приемы наложения и приложения, составления пар | 3 |
4 четверть (16 часов) | ||
1 | Преобразование предметных множеств путем уменьшения, увеличения и уравнивания их количества | 2 |
2 | Знакомство с числом и цифрой 1. | 2 |
3 | Преобразование предметных множеств путем уменьшения, увеличения на единицу и уравнивания их количества. | 2 |
4 | Закрепление представлений о сохранении количества. | 2 |
5 | Количественный и порядковый счет 1 -3 (один, одна, одно). | 2 |
6 | Формирование умений соотносить цифры 1 с количеством. | 2 |
7 | Число и цифра 2. | 2 |
8 | Формирование умения соотносить цифры 1, 2 с количеством. | 2 |
Итого: 68 часов. |
Перечень материально-технического обеспечения
Одним из условий реализации программы по формированию математических представлений является организация развивающей среды. Основная задача учителя - вызвать и поддержать познавательную активность детей, заинтересовать необычным предметом, обеспечить новыми впечатлениями и побудить к самостоятельному экспериментированию.
Материально-техническое обеспечение предмета включает:
- набор геометрических форм;
- шарики разного размера и цвета;
- мячи разного размера и цвета;
- кубики разного размера и цвета;
- коробка с отверстиями круглой, квадратной, треугольной форм;
- шарики разного размера и цвета на стержне;
- набор шариков разного размера и цвета для нанизывания;
- пирамидки;
- матрешки;
- доски-вкладыши с рядом предметов, отличающихся по величине.
Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель:
1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
Результаты:
- 0 баллов - нет продвижения;
- 1 балл – минимальное продвижение;
- 2 балла – среднее продвижение;
- 3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Бальная система оценки:
- 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
- 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
- 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
- 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
- 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно),
«не узнает объект».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся...
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Человек» для детей с тяжелой, умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной осн...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Профессионально - трудовое обучение (швейное дело)" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс
Адаптированная рабочая программа предназначена для преподавания швейного дела обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предусматрив...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант) (2 – 3 классов)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 2б класса 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 5б класса 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 6б класса 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 ...