Формирование навыков социального поведения у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами современных педагогических технологий
статья
Многие дети с умственной отсталостью плохо приспосабливаются к самостоятельной жизни, нуждаются в опеке со стороны взрослого. Однако при создании специальных условий они становятся трудоспособными и могут быть в определенной степени полезны обществу. Одно из требований Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью гласит, что в первую очередь необходимо формировать у детей навыки общения и социализации, т.е. жизненно важные компетенции, которые помогут ребёнку с интеллектуальной недостаточностью более успешно интегрироваться в окружающую среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_sotsialnogo_povedeniya_u_uchashchihsya_s_umstvennoy_otstalostyu.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков социального поведения у учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами
современных педагогических технологий
Лемеш Лариса Петровна,
учитель-дефектолог МБОУ ООШИ №22 г.Томска
Хамитова Марина Николаевна,
учитель русского языка МБОУ ООШИ № 22 г.Томска
Маслова Инна Викторовна,
воспитатель МБОУ ООШИ № 22 г.Томска
В Российской Федерации продолжают развиваться процессы гуманизации и модернизации современного образования, в основе которых есть место вопросам по формированию жизненно важных компетенций у детей с умственной отсталостью.
Ряд международных документов, ратифицированных в Российской Федерации, (Декларация ООН «О правах умственно отсталых» (1971, Всемирная декларация «О правах инвалидов» (1975, Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989г), Закон РФ «О социальной защите инвалидов» (1996г), а так же требования родителей и изменившееся отношение общества к детям-инвалидам - всё это позволило расширить систему помощи умственно отсталых детям по формированию жизненно важных компетенций.
Многие дети с умственной отсталостью плохо приспосабливаются к самостоятельной жизни, нуждаются в опеке со стороны взрослого. Однако при создании специальных условий они становятся трудоспособными и могут быть в определенной степени полезны обществу. На первое место выходит проблема недостаточной сформированности коммуникативных навыков и навыков социального поведения
Одно из требований Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью гласит, что в первую очередь необходимо формировать у детей навыки общения и социализации, т.е. жизненно важные компетенции, которые помогут ребёнку с интеллектуальной недостаточностью более успешно интегрироваться в окружающую среду. Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. Для введения ребенка в сложную предметную и социальную среду через индивидуально дозированное и систематически планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Компетентность - эта мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Компетентность в сфере образования у детей с умственной отсталостью приобретается и формируется в процессе жизнедеятельности, и представляет собой личностную характеристику, имеющую два аспекта: объективный и субъективный.
Объективный аспект - это знания, которые служат фундаментом, основой компетентности, и умения, с помощью которых знания реализуются в
деятельности.
Субъективный аспект - характеризуется положительной мотивацией к данной
деятельности, ценностно-смысловыми представлениями о ее содержании и результате, что позволяет принимать решения и действовать не только в типичных, но и проблемных ситуациях.
Жизненно- важные компетенции - это качественный набор умений умственно отсталых детей бережно, с любовью, вниманием и заботой относиться к животному и растительному миру, толерантное, уважительное отношение, проявление чувства сострадания, оказание помощи, конструктивное, бесконфликтное общение детей, умение сотрудничать и вступать в социальные контакты с окружающими, адаптация к новым условиям.
В процессе непосредственно образовательной деятельности, дети активно сотрудничают друг с другом и со взрослыми, адекватно реагируют на просьбы взрослого и с удовольствием выполняют их, что лежит в основе жизненно - важных компетенций.
В настоящее время особую актуальность приобретает необходимость обеспечения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовыми экологическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осознанного поведения в окружающей среде.
У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушение познавательной деятельности, неумение четко осознать причинно-следственные связи затрудняют правильное восприятие, обобщение и анализ явлений в природе. Для детей с умственной отсталостью характерен дефицит любознательности, отсутствие навыков межличностного общения и несформированность потребности в таком общении, отсутствие потребности в новых впечатлениях, дети имеют малый запас представлений об окружающем мире, незрелость эмоционально-волевой сферы, недоразвитие речи. Своеобразие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения умственно отсталых школьников не позволяют им усвоить в полном объеме такую сложную науку, как экология, значительно усложняя процесс формирования экологической культуры. В то же время, для полноценной социальной адаптации наших воспитанников необходимо обеспечить их экологическими знаниями, умениями и навыками, воспитать у них эколого-осознанное отношение к объектам окружающего мира, сформировать навыки природоохранного поведения. В МБОУ ООШИ № 22 г. Томска воспитание экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью осуществляется через различные аспекты их жизнедеятельности: в образовательном процессе, в режимных моментах группы продленного дня, трудовой деятельности, занятиях в объединениях дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Особый интерес у обучающихся вызывает участие в городской программе экологического воспитания и образования школьников «Экополюс» Дворца творчества детей и молодежи города Томска. Содержание программы направлено на решение задач по развитию познавательной деятельности, нравственного и экологического воспитания, адаптации к жизни в современном обществе детей с нарушением интеллекта. При организации учебно-воспитательного процесса используются такие формы обучения, как наблюдение, проведение простейших опытов, организация экскурсий, викторины, виртуальные экскурсии, просмотр видеофильмов, участие в медиа-играх и экологических акциях. Учитывая особенности воспитанников с интеллектуальным недоразвитием, информационный материал дается в упрощенной форме, избирательно. Для лучшего усвоения детьми экологических знаний используется метод вариативного повторения (постоянного возвращения к темам), разнообразная наглядность, чередование разных видов деятельности, индивидуальная работа. Практическая направленность содержания и освоения материала является основной особенностью программы. Важно сформировать у учащихся с интеллектуальной недостаточностью такие компетенции, чтобы они могли самостоятельно выполнить отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации, включиться в совместную с взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни.
Следует отметить, что обучающиеся школы-интерната принимают активное участие во всех мероприятиях городской программы «Экоплюс». В рамках экскурсионного блока учащиеся познакомились с историей земли сибирской в камне, биологическими памятниками природы Томской области в Лагерном саду, в Университетской роще узнали о разнообразном растительном мире Сибири, увидели памятники ученым-основателям Томского государственного университета и студентам и сотрудникам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Посещая памятник природы «Синий утес», встретили растения, занесенные в Красную книгу Томской области, отыскали минеральные окаменелости. Гуляя по экологической тропе в Кисловском бору, познакомились с обитателями леса – животными и растениям, (особенно заинтересовали детей лесные жители – муравьи), научились определять экологическое благополучие леса по состоянию мхов и лишайников.
В музее торфа учащиеся узнали, что растительный мир болот полон удивительными растениями и животными, как добывают торф и что можно получить из торфа. Заключительным этапом экскурсионного блока является общегородской фестиваль «Заповедное», где все команды представляют отчет о посещенных экскурсиях. Наши воспитанники выбрали форму отчета - слайдовую презентацию и под руководством педагогов, освоив компьютерные технологии, самостоятельно подобрали материал и смогли подать его в интересной, увлекательной форме.
В ходе экскурсий наши воспитанники получают практические навыки поведения в природе, учатся наблюдать, анализировать, находить причинно-следственные связи, у них формируется эмоциональное отношение к окружающему миру, воспитывается любовь к родной природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту; осознанное бережное отношение к растениям и животным.
Увлеченно и ответственно готовятся наши воспитанники к интеллектуальным медиа-играм программы «Экоплюс», где участвуют на равных с детьми общеобразовательных школ города Томска. Содержанием вышеуказанных игр является богатый природный мир родного края: «Красная книга Томской области», «Особо охраняемые природные территории Томской области», «Рыбы Томской области», «Грибы Томской области», «Насекомые Томской области». Подготовку к каждой игре начинаем с чтения и обсуждения литературы по данному вопросу, просмотру роликов и видеофильмов, затем создаем компьютерную презентацию (совместно с педагогами). Следует отметить, что каждому обучающемуся дается возможность проявить свои способности и возможности при проведении игры. Воспитанники вместе с наставниками распределяют вопросы игры: более сильные ученики учат материал наизусть, а более слабые читают текст ответа со слайда. В итоге такой слаженной работы команда нашей школы-интерната занимает первые места по итогам проведенных игр. От игры к игре повышается познавательная активность обучающихся, формируются навыки поисковой деятельности, развиваются все психические процессы, дети учатся сотрудничеству друг с другом и взрослыми, становятся более уверенными при публичном выступлении, у них воспитывается чувство товарищества и коллективизма.
Не остаемся мы в стороне и от проведения различных экологической акций. Так, например, акция «Марш парков» прошла под девизом «Вода для жизни в живой природе». Наши воспитанники провели обследование береговой зоны реки Ушайка, высказали свои предложения по улучшению экологической обстановки данной территории и провели для младших школьников мастер-класс по теме «Вода - основа жизни». Весной 2019 года компания «Деревенское молочко» проводила городскую экологическую акцию «Подснежник», в ходе которой учащиеся узнали о необходимости раздельного сбора мусора, а затем дружно приняли участие в субботнике по уборке территории школы-интерната. Учащиеся школы-интерната круглый год с удовольствием принимают участие в таких субботниках: весной высаживают рассаду культурных растений, летом ухаживают за растениями, осенью и зимой убирают школьный двор от листьев и снега.
В итоге хочется сказать, что в результате работы по программе дополнительного образования и воспитания «Экополюс» расширяется социальное окружение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их взаимодействие со сверстниками без ограничения здоровья; развивается познавательная активность, формируются основы экологической культуры, практические навыки рационального природопользования, воспитывается любовь и бережное отношение к природе родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики
Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики Цветкова Раиса Васильевна, учитель математикиКОУ ВО «Новоусманская шк...
ДОКЛАД «Социально-коммуникативное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как средство социальной адаптации»
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Основная задача в работе с умственно отсталыми д...
«Формирование социальной адаптации обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках»
Социализация - важнейшая и первостепенная задача обучения умственно отсталого ребенка. Современная педагогика под социализацией понимает процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-историче...
Формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами предметной недели математики .
Статья представляет опыт работы учителя математики коррекционной школы с по формированию жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами предметно...
Доклад "Формирование жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела
Обобщение опыта работы по формированию жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела....
Формирование компьютерной грамотности у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Являюсь руководителем объединением дополнительного образования "Мир информатики". Главная задача объединениия обучить учащихся новым компьютерным технологиям для лучшей социализации, н...
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности
Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности в освоении АООП, коррекцию недостатков...