Индивидуальная программа для 5-9 классы с «отстающими» и слабоуспевающими детьми.
методическая разработка по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Казиахмедова Разия Керимовна

Цель и задачи программы:

  • ликвидация пробелов у учащихся по предмету: математика, алгебра, геометрия;
  • создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;

         Краткая характеристика слабоуспевающих детей

Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль  за правильностью выполнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная  программа с «отстающими» и

слабоуспевающими детьми.

                                                                                       5-9 классы 

                           Составитель учитель математики: Казиахмедова Разия Керимовна

                                 

. 

                                                                     

     

                                                               

2024 г

                                      1. Пояснительная записка

                                Общая часть

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.  

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию.      

Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов. Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В результате совершенно разные явления не дифференцируются, трактуются как однородные — акты поведения учеников (не выполняет домашние задания, не слушает на уроках), черты их личности (ленив, неорганизован), элементы формирующейся неуспеваемости (пробелы в знаниях и навыках, недостатки познавательной деятельности)— все попадает в причины.

  Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные:

  • с состоянием здоровья:
  • занятия спортом;
  • какими либо видами художественного творчества;
  • неблагоприятной обстановкой в семье.

 На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

          Цель и задачи программы:

  • ликвидация пробелов у учащихся по предмету: математика, алгебра, геометрия;
  • создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;

         Краткая характеристика слабоуспевающих детей

Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль  за правильностью выполнения.

Принципы построения:  Приоритет индивидуальности.

Принципы реализации:

  •  создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
  • выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

Принципы работы с неуспевающими учениками

Учитель    ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ УЧЕНИКУ ПРОЯВИТЬ СВОИ ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА.

Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:

  1. Физиологические;
  2. Психологические;
  3. Социальные.

Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.

Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.

Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).

При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.

Ключевые моменты в организации учебного процесса

со   слабоуспевающими  детьми

  1. Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
  2. Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
  3. На уроках и  дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», которые  дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.  
  4. При опросе  слабоуспевающим  школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями  и  пр.
  5. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
  6. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
  7. В ходе опроса  и  при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
  8. В процессе изучения нового материала внимание  слабоуспевающих  учеников концентрируется на наиболее важных  и  сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,  стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
  9. В ходе самостоятельной  работы  на уроке  слабоуспевающим  школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных  работах: отмечаются положительные моменты в их  работе  для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в  работе   и  указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
  10. При организации домашней  работы  для  слабоуспевающих  школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.

                  

Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимися.

        Главная задача заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные способы.

ПРИМЕР: если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не по смысловым связям, то необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как:  - выделение опорных пунктов;

  • составление плана тезисов;
  • составление логической схемы прочитанного отрывка;
  • формулирование главной мысли;

Постепенно ребенок привыкает к тому, что любой текст, в виде задания, правила, он будет разбивать на эти составляющие смысловой обработки.

Недостатки развития психических процессов.

Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной для преподавателя, которая заключается в недостаточном развитии мышления, т.к. именно мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на восприятие учебного материала школьником в сочетании с памятью и вниманием.

НАПРИМЕР: слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании чисел, слов доступных им по содержанию текста, близкого к жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую память тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты. 

Поэтому не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей.

Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить,  какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.

Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей

Здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности.

Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают  ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя не уютно, а, следовательно, и не справляются с заданием в ситуации:

  • когда учитель требует немедленного ответа;  
  • в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример: опрос + запись в тетрадь);  
  • в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материл.

        Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке  домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности. А так же:

  •  дать ученику на обдумывание поставленного вопроса больше времени;
  • не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;
  • путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах   в своих знаниях, в возможности учиться;
  •  следует осторожно оценивать неудачи ученика;
  •  желательно, чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.

Ведущей причиной неуспеваемости может стать несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности.                                                       

 Что в этом случае делать учителю?

1.       Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.

2.        Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника, тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности.

3.        Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед          учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и, в тоже время, развивающие его возможности.

4.        Учителю необходимо вычислить те сферы деятельности неуспевающего ученика, в ходе выполнения которых он может проявить инициативу и заслужить признание в школе.

5.        Рекомендуется закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.

6.        Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, тем самым не дать закрепиться новым неудачам.

7.        Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.

8.        Формирование учебных интересов: дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала.

План работы со слабоуспевающими учащимися 5-9 классов учителя математики

№ п/п

                               Мероприятия

         Срок

1.

Взять на учет и составить список слабоуспевающих  учащихся  по итогам входной диагностики учащихся.

Сентябрь

2.

 Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся (выяснить у классного руководителя семейные обстоятельства, помогают ли дома ребенку подготовиться к урокам).   Поговорить с учителем начальной школы, выяснить уровень познавательных интересов у слабоуспевающих детей в начальной школе (учащихся 5 класса)

Октябрь

3.

 Составление плана работы со слабоуспевающими учащимися.

Ноябрь

4.

 Собеседования с родителями неуспевающих учеников  по результатам  диагностики.

По итогам четверти.

5.

 Собеседования с родителями  учеников  о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам  индивидуальной работы с ребенком.

Согласно графику контрольных работ.

6.

 Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел.  

Выборочно, по ситуации.

7.

 Работа с родителями слабоуспевающих учащихся

В течение всего  учебного года.

8.

 Участие в обсуждение  вопросов работы  со слабыми учащимися  и обмен  опытом с коллегами (на педсовете, ШМО)

В течение учебного года.

9.

  Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Обновлять по мере необходимости.

10.

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.

В течение учебного года.

11.

 Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса  при анализе тематического  учета знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

12.

 Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

                 

Календарно-тематическое планирование по математике 5 класса для работы со слабоуспевающими учащимися

 №

Тема

Часы

Дата

Шкала. Координатный луч

1

сентябрь

Сравнение натуральных чисел

1

сентябрь

Сложение натуральных чисел. Свойства сложения.

1

сентябрь

Вычитание

1

октябрь

Числовые и буквенные выражения. Формулы.

1

октябрь

Уравнение

1

октябрь

Виды углов

1

октябрь

Треугольник и его виды

1

ноябрь

Умножение. Переместительное свойство умножения

1

ноябрь

Сочетательное и распределительное свойства умножения

1

ноябрь

Деление

1

декабрь

Степень числа.

1

декабрь

Объём прямоугольного параллелепипеда

1

январь

Комбинаторные задачи

1

январь

Понятие обыкновенной дроби

1

январь

Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей

1

январь

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

февраль

Смешанные числа

1

февраль

Сравнение десятичных дробей.  Округление чисел.

1

февраль

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

март

Умножение десятичных дробей

1

март

Умножение десятичных дробей

1

март

Деление на десятичную дробь

1

апрель

Деление на десятичную дробь

1

апрель

Проценты . Нахождение процентов от числа

1

апрель

Нахождение числа по его процентам

1

апрель

Итоговое повторение всего материала

1

май

Итоговое повторение всего материала

1

май

Итоговое повторение всего материала

1

май

                           

Календарно-тематическое планирование по математике 6 класса для работы со слабоуспевающими учащимися

Тема

Часы

Дата

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа

1

сентябрь

Наименьшее общее кратное

1

сентябрь

Основное свойство дроби.

1

сентябрь

Сокращение дробей

1

октябрь

Приведение дробей к общему знаменателю  

1

октябрь

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

1

октябрь

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

1

октябрь

Сложение и вычитание смешанных чисел

1

октябрь

Сложение и вычитание смешанных чисел

1

октябрь

Умножение дробей.

1

октябрь

Нахождение дроби от числа

1

октябрь

Деление дробей

1

ноябрь

Деление дробей

1

ноябрь

Нахождение числа по его дроби

1

ноябрь

Пропорции

1

январь

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

1

январь

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

1

январь

Противоположные числа

1

январь

Модуль числа

1

февраль

Сравнение чисел.

1

февраль

Сложение отрицательных чисел

1

февраль

Сложение чисел с разными знаками

1

февраль

Сложение чисел с разными знаками

1

февраль

Вычитание

1

февраль

Вычитание

1

март

Умножение

1

март

Деление                

1

март

Раскрытие скобок

1

апрель

Подобные слагаемые

1

апрель

Решение уравнений

1

апрель

Решение уравнений

1

апрель

Решение задач на составление уравнений

1

май

Итоговое повторение всего материала

1

май

Итоговое повторение всего материала

1

май

 

Календарно-тематическое планирование по алгебре 7класс для работы со слабоуспевающими учащимися         

Тема

Часы

Дата

Сравнение значений выражений

1

сентябрь

Линейное уравнение с одной переменной;

1

сентябрь

Решение задач с помощью уравнений  

1

октябрь

Решение задач с помощью уравнений

1

октябрь

Вычисление значений функций по формуле

1

ноябрь

График функции  

1

ноябрь

Линейная функция и ее график

1

ноябрь

Умножение и деление степеней

1

декабрь

Возведение в степень произведения и степени

1

декабрь

Одночлен и его стандартный вид

1

декабрь

Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень

1

декабрь

Функция   у = х 2и ее график

1

декабрь

Сложение и вычитание многочленов

1

январь

Умножение одночлена на многочлен

1

январь

Вынесение  общего множителя за скобки

1

январь

Умножение многочлена  на многочлен

1

февраль

Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений

1

февраль

Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений

1

февраль

Умножение разности двух выражений на их сумму

1

февраль

Умножение разности двух выражений на их сумму

1

март

Разложение разности квадратов на множители

1

март

Преобразование целого выражения в многочлен

1

март

Преобразование целого выражения в многочлен

1

апрель

Решение систем уравнений способом  подстановки    

1

апрель

Решение систем уравнений способом  подстановки  способом  сложения        

1

апрель

Решение задач с помощью систем уравнений

1

май

Итоговое повторение всего материала

1

май

Итоговое повторение всего материала

1

май

                           

   Календарно-тематическое планирование по алгебре 8 класс   для работы со слабоуспевающими учащимися     

Тема

Часы

Дата

Сокращение дробей

1

сентябрь

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

1

сентябрь

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

1

сентябрь

Возведение дроби в степень

1

сентябрь

Деление дробей

1

октябрь

Преобразование рациональных выражений

1

октябрь

Функция       и ее график

1

октябрь

Иррациональные числа

1

октябрь

Квадратные корни.  Арифметический квадратный корень

1

ноябрь

Квадратный корень из произведения и дроби

1

ноябрь

Квадратный корень из степени

1

ноябрь

Вынесение множителя за знак корня.

1

декабрь

Внесение множителя пол знак корня

1

декабрь

Преобразование выражений  содержащих квадратные корни

1

декабрь

Формула корней квадратного уравнения

1

декабрь

Решение задач с помощью квадратных уравнений

1

январь

Решение дробных рациональных уравнений

1

январь

Решение задач с помощью рациональных уравнений

1

январь

Числовые неравенства

1

февраль

Числовые промежутки

1

февраль

Решение неравенств с одной переменной

1

февраль

 Решение систем неравенств с одной переменной

1

март

Определение степени с целым отрицательным показателем

1

март

Свойства степени с целым показателем

1

апрель

Стандартный вид числа

1

апрель

Итоговое  повторение всего материала

1

май

Итоговое  повторение всего материала

1

май

 

 Календарно-тематическое планирование по алгебре 9 класс    для работы со слабоуспевающими учащимися     

Тема

Часы

Дата

Функции и их свойства

1

сентябрь

Разложение квадратного трехчлена на множители

1

сентябрь

Функция y=ax2 и её свойства

1

сентябрь

Графики функций y=a(x-m)2, y=ax2+n, y=a(x-m)2+n

1

октябрь

Степенная функция. Корень n-ой степени

1

октябрь

Дробные рациональные уравнения

1

ноябрь

Решение неравенств  второй степени с одной переменной

1

ноябрь

Метод интервалов

1

ноябрь

Неравенства с двумя переменными

1

декабрь

Системы неравенств с двумя переменными

1

декабрь

Системы неравенств с двумя переменными

1

декабрь

Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии

1

январь

Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии

1

январь

Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии

1

февраль

Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии

1

февраль

Примеры комбинаторных задач.

1

март

Перестановки

1

март

Размещения.  Сочетания

1

март

Начальные сведения из теории вероятностей

1

апрель

Вычисления

1

апрель

Тождественные преобразования

1

апрель

Уравнения

1

апрель

Системы уравнений

1

май

Решения неравенств

1

май

Решения систем неравенств

1

май

Построение графиков функций

1

май

Решение вариантов ОГЭ

1

май

Решение вариантов ОГЭ

1

май

Отчет  по работе со слабоуспевающими учащимися

Ф.И.О. ученика

Причины неуспеваемости

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результат работы

 

 

 

Индивидуальная  карта   ученика

 Ф.И.О. учителя .…                            

Фамилия  ученика ……………………….

Класс………………………………….

Предмет   ………………………  

№  

Планируемые мероприятия

Сроки их реализации

1.

Индивидуальные дополнительные  занятия

(Тематика    занятий)

Дата

Сроки

2.

Дифференцированные задания (Указать  методическое  пособие.)

3.

Дифференцированный контроль знаний.      Темы.

4.

Работа  с  тетрадью.

5.

Консультации для родителей. (Тема)

6.

Создание ситуации успеха на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы учителя с детьми, занимающимися по индивидуальной программе

Работа педагога с детьми, занимающимися по индивидуальной программе (надомное обучение), во многом отличается от работы учителя на уроке с целым классом....

Индивидуальная образовательная программа дополнительного образования для работы с одаренными детьми в области театрального искусства "Художественное чтение"

Индивидуальный образовательный маршрут по актерской речи «Художественное чтение» разрабатывается дополнительно для индивидуальной работы с детьми со 2-го года обучения по основной образовательной прог...

индивидуальная программа с одарёнными детьми

индивидуальная программа с одарёнными детьми...

Индивидуальная программа работы с одарёнными детьми.

1.Выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей.2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявивш...

Индивидуальная программа с «отстающими» и слабоуспевающими детьми, для 5-9 классов

Индивидуальная  программа с «отстающими» и  слабоуспевающими детьми, 5-9 классов    ...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...

Индивидуальная работа с отстающими ослабленными детьми

Повышения уровня их физической подготовленности – одна из главных задач !...