Индивидуальная программа с «отстающими» и слабоуспевающими детьми, для 5-9 классов
методическая разработка на тему
Индивидуальная программа с «отстающими» и слабоуспевающими детьми, 5-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_dlya_slabouspevayushchih.docx | 66.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа с «отстающими» и
слабоуспевающими детьми.
5-9 классы
Составитель учитель математики: Казиахмедова Разия Керимовна
.
2018 г
1. Пояснительная записка
Общая часть
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию.
Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов. Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В результате совершенно разные явления не дифференцируются, трактуются как однородные — акты поведения учеников (не выполняет домашние задания, не слушает на уроках), черты их личности (ленив, неорганизован), элементы формирующейся неуспеваемости (пробелы в знаниях и навыках, недостатки познавательной деятельности)— все попадает в причины.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные:
- с состоянием здоровья:
- занятия спортом;
- какими либо видами художественного творчества;
- неблагоприятной обстановкой в семье.
На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Цель и задачи программы:
- ликвидация пробелов у учащихся по предмету: математика, алгебра, геометрия;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;
Краткая характеристика слабоуспевающих детей (См. в приложении список неуспевающих)
Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Принципы построения: Приоритет индивидуальности.
Принципы реализации:
- создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
- выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Принципы работы с неуспевающими учениками
Учитель ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ УЧЕНИКУ ПРОЯВИТЬ СВОИ ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА.
Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:
- Физиологические;
- Психологические;
- Социальные.
Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.
Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.
Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).
При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.
Ключевые моменты в организации учебного процесса
со слабоуспевающими детьми
- Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
- Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
- На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
- При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
- Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
- Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
- В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
- В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
- В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
- При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимися.
Главная задача заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные способы.
ПРИМЕР: если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не по смысловым связям, то необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как: - выделение опорных пунктов;
- составление плана тезисов;
- составление логической схемы прочитанного отрывка;
- формулирование главной мысли;
Постепенно ребенок привыкает к тому, что любой текст, в виде задания, правила, он будет разбивать на эти составляющие смысловой обработки.
Недостатки развития психических процессов.
Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной для преподавателя, которая заключается в недостаточном развитии мышления, т.к. именно мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на восприятие учебного материала школьником в сочетании с памятью и вниманием.
НАПРИМЕР: слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании чисел, слов доступных им по содержанию текста, близкого к жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую память тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты.
Поэтому не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей.
Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить, какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.
Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей
Здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности.
Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя не уютно, а, следовательно, и не справляются с заданием в ситуации:
- когда учитель требует немедленного ответа;
- в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример: опрос + запись в тетрадь);
- в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материл.
Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности. А так же:
- дать ученику на обдумывание поставленного вопроса больше времени;
- не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;
- путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться;
- следует осторожно оценивать неудачи ученика;
- желательно, чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.
Ведущей причиной неуспеваемости может стать несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности.
Что в этом случае делать учителю?
1. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.
2. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника, тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности.
3. Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и, в тоже время, развивающие его возможности.
4. Учителю необходимо вычислить те сферы деятельности неуспевающего ученика, в ходе выполнения которых он может проявить инициативу и заслужить признание в школе.
5. Рекомендуется закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.
6. Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, тем самым не дать закрепиться новым неудачам.
7. Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.
8. Формирование учебных интересов: дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала.
План работы со слабоуспевающими учащимися 5-9 классов учителя математики
№ п/п | Мероприятия | Срок |
1. | Взять на учет и составить список слабоуспевающих учащихся по итогам входной диагностики учащихся. | Сентябрь |
2. | Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся (выяснить у классного руководителя семейные обстоятельства, помогают ли дома ребенку подготовиться к урокам). Поговорить с учителем начальной школы, выяснить уровень познавательных интересов у слабоуспевающих детей в начальной школе (учащихся 5 класса) | Октябрь |
3. | Составление плана работы со слабоуспевающими учащимися. | Ноябрь |
4. | Собеседования с родителями неуспевающих учеников по результатам диагностики. | По итогам четверти. |
5. | Собеседования с родителями учеников о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам индивидуальной работы с ребенком. | Согласно графику контрольных работ. |
6. | Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел. | Выборочно, по ситуации. |
7. | Работа с родителями слабоуспевающих учащихся | В течение всего учебного года. |
8. | Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, ШМО) | В течение учебного года. |
9. | Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | Обновлять по мере необходимости. |
10. | Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть. | В течение учебного года. |
11. | Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учета знаний по предмету детей всего класса. | В течение учебного года. |
12. | Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих тетрадях по предмету. | В течение учебного года. |
Календарно-тематическое планирование по математике 5 класса для работы со слабоуспевающими учащимися
№ | Тема | Часы | Дата |
Шкала. Координатный луч | 1 | сентябрь | |
Сравнение натуральных чисел | 1 | сентябрь | |
Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. | 1 | сентябрь | |
Вычитание | 1 | октябрь | |
Числовые и буквенные выражения. Формулы. | 1 | октябрь | |
Уравнение | 1 | октябрь | |
Виды углов | 1 | октябрь | |
Треугольник и его виды | 1 | ноябрь | |
Умножение. Переместительное свойство умножения | 1 | ноябрь | |
Сочетательное и распределительное свойства умножения | 1 | ноябрь | |
Деление | 1 | декабрь | |
Степень числа. | 1 | декабрь | |
Объём прямоугольного параллелепипеда | 1 | январь | |
Комбинаторные задачи | 1 | январь | |
Понятие обыкновенной дроби | 1 | январь | |
Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей | 1 | январь | |
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | февраль | |
Смешанные числа | 1 | февраль | |
Сравнение десятичных дробей. Округление чисел. | 1 | февраль | |
Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | март | |
Умножение десятичных дробей | 1 | март | |
Умножение десятичных дробей | 1 | март | |
Деление на десятичную дробь | 1 | апрель | |
Деление на десятичную дробь | 1 | апрель | |
Проценты . Нахождение процентов от числа | 1 | апрель | |
Нахождение числа по его процентам | 1 | апрель | |
Итоговое повторение всего материала | 1 | май | |
Итоговое повторение всего материала | 1 | май | |
Итоговое повторение всего материала | 1 | май |
Календарно-тематическое планирование по математике 6 класса для работы со слабоуспевающими учащимися
№ | Тема | Часы | Дата |
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | 1 | сентябрь | |
Наименьшее общее кратное | 1 | сентябрь | |
Основное свойство дроби. | 1 | сентябрь | |
Сокращение дробей | 1 | октябрь | |
Приведение дробей к общему знаменателю | 1 | октябрь | |
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | октябрь | |
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | октябрь | |
Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | октябрь | |
Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | октябрь | |
Умножение дробей. | 1 | октябрь | |
Нахождение дроби от числа | 1 | октябрь | |
Деление дробей | 1 | ноябрь | |
Деление дробей | 1 | ноябрь | |
Нахождение числа по его дроби | 1 | ноябрь | |
Пропорции | 1 | январь | |
Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 1 | январь | |
Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 1 | январь | |
Противоположные числа | 1 | январь | |
Модуль числа | 1 | февраль | |
Сравнение чисел. | 1 | февраль | |
Сложение отрицательных чисел | 1 | февраль | |
Сложение чисел с разными знаками | 1 | февраль | |
Сложение чисел с разными знаками | 1 | февраль | |
Вычитание | 1 | февраль | |
Вычитание | 1 | март | |
Умножение | 1 | март | |
Деление | 1 | март | |
Раскрытие скобок | 1 | апрель | |
Подобные слагаемые | 1 | апрель | |
Решение уравнений | 1 | апрель | |
Решение уравнений | 1 | апрель | |
Решение задач на составление уравнений | 1 | май | |
Итоговое повторение всего материала | 1 | май | |
Итоговое повторение всего материала | 1 | май |
Календарно-тематическое планирование по алгебре 7класс для работы со слабоуспевающими учащимися
№ | Тема | Часы | Дата |
Сравнение значений выражений | 1 | сентябрь | |
Линейное уравнение с одной переменной; | 1 | сентябрь | |
Решение задач с помощью уравнений | 1 | октябрь | |
Решение задач с помощью уравнений | 1 | октябрь | |
Вычисление значений функций по формуле | 1 | ноябрь | |
График функции | 1 | ноябрь | |
Линейная функция и ее график | 1 | ноябрь | |
Умножение и деление степеней | 1 | декабрь | |
Возведение в степень произведения и степени | 1 | декабрь | |
Одночлен и его стандартный вид | 1 | декабрь | |
Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень | 1 | декабрь | |
Функция у = х 2и ее график | 1 | декабрь | |
Сложение и вычитание многочленов | 1 | январь | |
Умножение одночлена на многочлен | 1 | январь | |
Вынесение общего множителя за скобки | 1 | январь | |
Умножение многочлена на многочлен | 1 | февраль | |
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 1 | февраль | |
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 1 | февраль | |
Умножение разности двух выражений на их сумму | 1 | февраль | |
Умножение разности двух выражений на их сумму | 1 | март | |
Разложение разности квадратов на множители | 1 | март | |
Преобразование целого выражения в многочлен | 1 | март | |
Преобразование целого выражения в многочлен | 1 | апрель | |
Решение систем уравнений способом подстановки | 1 | апрель | |
Решение систем уравнений способом подстановки способом сложения | 1 | апрель | |
Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | май | |
Итоговое повторение всего материала | 1 | май | |
Итоговое повторение всего материала | 1 | май |
Календарно-тематическое планирование по алгебре 8 класс для работы со слабоуспевающими учащимися
№ | Тема | Часы | Дата |
Сокращение дробей | 1 | сентябрь | |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | сентябрь | |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | сентябрь | |
Возведение дроби в степень | 1 | сентябрь | |
Деление дробей | 1 | октябрь | |
Преобразование рациональных выражений | 1 | октябрь | |
Функция и ее график | 1 | октябрь | |
Иррациональные числа | 1 | октябрь | |
Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 1 | ноябрь | |
Квадратный корень из произведения и дроби | 1 | ноябрь | |
Квадратный корень из степени | 1 | ноябрь | |
Вынесение множителя за знак корня. | 1 | декабрь | |
Внесение множителя пол знак корня | 1 | декабрь | |
Преобразование выражений содержащих квадратные корни | 1 | декабрь | |
Формула корней квадратного уравнения | 1 | декабрь | |
Решение задач с помощью квадратных уравнений | 1 | январь | |
Решение дробных рациональных уравнений | 1 | январь | |
Решение задач с помощью рациональных уравнений | 1 | январь | |
Числовые неравенства | 1 | февраль | |
Числовые промежутки | 1 | февраль | |
Решение неравенств с одной переменной | 1 | февраль | |
Решение систем неравенств с одной переменной | 1 | март | |
Определение степени с целым отрицательным показателем | 1 | март | |
Свойства степени с целым показателем | 1 | апрель | |
Стандартный вид числа | 1 | апрель | |
Итоговое повторение всего материала | 1 | май | |
Итоговое повторение всего материала | 1 | май |
Календарно-тематическое планирование по алгебре 9 класс для работы со слабоуспевающими учащимися
№ | Тема | Часы | Дата |
Функции и их свойства | 1 | сентябрь | |
Разложение квадратного трехчлена на множители | 1 | сентябрь | |
Функция y=ax2 и её свойства | 1 | сентябрь | |
Графики функций y=a(x-m)2, y=ax2+n, y=a(x-m)2+n | 1 | октябрь | |
Степенная функция. Корень n-ой степени | 1 | октябрь | |
Дробные рациональные уравнения | 1 | ноябрь | |
Решение неравенств второй степени с одной переменной | 1 | ноябрь | |
Метод интервалов | 1 | ноябрь | |
Неравенства с двумя переменными | 1 | декабрь | |
Системы неравенств с двумя переменными | 1 | декабрь | |
Системы неравенств с двумя переменными | 1 | декабрь | |
Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии | 1 | январь | |
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии | 1 | январь | |
Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии | 1 | февраль | |
Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии | 1 | февраль | |
Примеры комбинаторных задач. | 1 | март | |
Перестановки | 1 | март | |
Размещения. Сочетания | 1 | март | |
Начальные сведения из теории вероятностей | 1 | апрель | |
Вычисления | 1 | апрель | |
Тождественные преобразования | 1 | апрель | |
Уравнения | 1 | апрель | |
Системы уравнений | 1 | май | |
Решения неравенств | 1 | май | |
Решения систем неравенств | 1 | май | |
Построение графиков функций | 1 | май | |
Решение вариантов ОГЭ | 1 | май | |
Решение вариантов ОГЭ | 1 | май |
Отчет по работе со слабоуспевающими учащимися
Ф.И.О. ученика | Причины неуспеваемости | Использованы виды опроса | Формы ликвидации пробелов | Результат работы |
|
|
|
Индивидуальная карта ученика
Ф.И.О. учителя .…
Фамилия ученика ……………………….
Класс………………………………….
Предмет ………………………
№ | Планируемые мероприятия | Сроки их реализации | |
1. | Индивидуальные дополнительные занятия (Тематика занятий) | Дата | Сроки |
2. | Дифференцированные задания (Указать методическое пособие.) | ||
3. | Дифференцированный контроль знаний. Темы. | ||
4. | Работа с тетрадью. | ||
5. | Консультации для родителей. (Тема) | ||
6. | Создание ситуации успеха на уроке. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно – развивающее занятие с детьми логопедической группы 1 класса с диагнозом ЗПРР
Занятие было составлено учителем-логопедом совместно с педагогом-психологом для группы детей с диагнозом ЗПРР по теме "Дикие животные зимой"...
Тест. Знакомство с детьми. 1 сентября. 5 класс
Тест. Знакомство с детьми. 1 сентября. 5 класс...
Тема выступления: « Эффективные формы работы учителя с детьми на уроках в классах с углубленным изучением биологии»
Преподавание в классах с углубленным изучением биологии имеет определенные особенности, здесь учащиеся в процессе обучения занимают активную позицию, что побуждает учителя предъявлять к своему т...
Программа работы с одаренными детьми для 8-9 классов
в программе дано календарное планирование по программе...
Программа работы с одаренными детьми 5,6,7 классов учителя английского языка
Программа работы с одаренными детьми 5,6,7 классовучителя английского языка...
Индивидуальная работа с отстающими ослабленными детьми
Повышения уровня их физической подготовленности – одна из главных задач !...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА работы с одарёнными детьми по математике 9 класс
Программа имеет практико–ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приемов и способов деятельности, и состоит из четырех блоков.В процессе освоения содержания программы ...