Особенности работы учителя с детьми, занимающимися по индивидуальной программе
статья по теме

Любимова Виктория Сергеевна

Работа педагога с детьми, занимающимися по индивидуальной программе (надомное обучение), во многом отличается от работы учителя на уроке с целым классом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Любимова Виктория Сергеевна,

учитель математики ГБОУ СОШ 454

Колпинского района Санкт-Петербурга

Особенности работы учителя с детьми,

занимающимися по индивидуальной программе

Работа педагога с детьми, занимающимися по индивидуальной программе (надомное обучение), во многом отличается от работы учителя на уроке с целым классом.

Во-первых, сам объект обучения находится в необычной обстановке: отделен от остальных обучающихся, находится один на один с учителем. Для всех обучающихся по такой системе создается психологически стрессовая ситуация: сама причина – болезнь, из-за которой ребенок не может посещать школу, насмешки бывших одноклассников, не знающих объективных причин изоляции ученика и считающих его неполноценным, ущемляют достоинство ребенка. Да и условия занятий, когда на протяжении урока учащийся все время находится "под прицелом учителя", с глазу на глаз, не имея возможности расслабиться, отвлечься, заняться какими-то своими мыслями, делами, которые, может быть, волнуют его в данный момент, тоже неблагоприятно сказываются на психике ребенка. Многие учащиеся, обучающиеся в классе, в своих анкетах на вопрос «Зачем ты ходишь в школу?» отвечают: «Чтобы пообщаться с одноклассниками». Ребята, находящиеся на домашнем обучении, ограничены в таком общении, и нередко пытаются беседовать с учителем, пытаясь найти ответы на волнующие их вопросы, не касающиеся учебного предмета. Такие ситуации требуют от учителя особого такта, чтобы, с одной стороны, не отвлекаться от изучаемой темы, а с другой стороны, удовлетворить любознательность и познавательный интерес ребенка.

Во-вторых, уменьшенное количество учебных часов, отведенных на прохождение программы, ставит учителя и ученика в жесткие временные рамки. Считается, что ученик, работая один на один с учителем, тратит меньше времени на изучение материала. На самом деле это не так. Ученик с ослабленным здоровьем не в состоянии весь урок интенсивно заниматься. Как и у любого здорового ребенка, через некоторое время у ученика ослабляется внимание и ухудшается восприятие. Для детей, занимающихся по индивидуальной программе, длительность урока определяется в 35 минут (и 10 минут отдыха), которые распределяются на три этапа:

  • первые 15 минут ребенок работает с наибольшей нагрузкой: проверка домашнего задания, повторение материала, пройденного на прошлом уроке, выполнение самостоятельной работы с целью проверки усвоения материала,
  • затем 5 минут отдыха, чтобы настроиться на восприятие нового материала,
  • следующие 10 минут отводится на объяснение нового материала,
  • еще 5 минут отдыха
  • и оставшиеся 10 минут уходят на закрепление нового материала и объяснение домашнего задания.

В идеале кажется, что времени достаточно, чтобы учащийся мог качественно усвоить необходимые сведения. В действительности же дети, занимающиеся по индивидуальной программе, не всегда готовы сразу включиться в учебную деятельность: либо ребенок плохо себя чувствует, либо не выспался, либо его занимает какая-то проблема, которая настолько его волнует, что не дает сосредоточиться и т.д. По разным причинам приходится менять не только структуру урока, но в некоторых случаях и планирование прохождения тем. Так, если учащийся заболел, находится на обследовании или на некоторое время уехал в санаторий, то существенные коррективы вносятся в учебный план. Компенсировать пропущенные уроки приходится за счет более рациональной подачи материала, чтобы не создавать перегрузки для учащегося в другое время.

В-третьих, дети, занимающиеся по индивидуальному плану, не имеют навыков самообразования, часто случается, что приходят с невыполненными домашними заданиями, неподготовленными к восприятию нового материала. Поэтому часть времени тратится на воспроизведение пройденного ранее материала, чтобы ребенку легче было усвоить новый. С другой стороны обращение к ранее пройденному материалу, особенно, если этот материал был хорошо усвоен учащимся, создает ситуацию успеха, воодушевляет ученика на изучение новой темы.

В-четвертых, отношение школьников к учебному труду во многом зависит от мотивации учения, которая формируется в первые годы обучения в школе. У детей, находящихся на домашнем обучении, наблюдается слабая мотивация к учению. Вероятно, неудачи в первые годы обучения сформировали у них отрицательную позицию по отношению к школе и к учению в целом. Познавательные интересы у таких учащихся слабо развиты, мотивы самообразования отсутствуют. При низком уровне познавательной активности у детей очень трудно с ними заниматься развитием интеллектуальных способностей. Поэтому предварительно необходимо сформировать у них положительную мотивацию познавательной деятельности.

Таким образом, учителю при работе с детьми, занимающимися по индивидуальному плану, необходимо:

- использовать знания по психологии, изучать соответствующую методическую и специальную литературу;

- учитывать психологические особенности учеников, владеть приемами коррекции их поведения;

- использовать эффективные в данных условиях педагогические технологии (например, технология блочно-модульного обучения, ИКТ, дистанционное обучение и т.д.);

- создавать условия для ситуаций успеха, формировать положительную мотивацию учебной деятельности;

- развивать регулятивные и рефлексивные умения учащихся, обучать их рациональному планированию образовательной деятельности, приемам запоминания и т.д.;

- побуждать учащихся к самообразовательной деятельности, обучая основным приемам такой деятельности.

Литература

  1. Бардин К. В. Чтобы ребенок успешно учился. – М.: Педагогика, 1988. – 176 с.
  2. Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – М.: Университетская книга, Логос, 2009. – 382 с.
  4. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2004. – 368 с.
  5. Коломинский Я. Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с.
  6. Полищук В. В. Надомное обучение: организация, содержание, перспективы развития. – Барнаул, 1996. – 92 с.
  7. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. – Ростов-на-Дону, 1999. – 672 с.
  8. Фридман Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
  9. Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
  10. Чиляева Н. М. Организация классов надомного обучения в условиях общеобразовательной школы. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с ЗПР в условиях ДОУ

В материале опысывается организация работы с детьми с ЗПР в дошкольном учреждении...

рабочая программа по математики в 7 классе для учащихся, занимающихся по индивидуальной программе

Пояснительная записка Рабочая программа по алгебре для учащихся 7 класса представлена в соответствии с ФГОС примерной программы по алгебре для основного общего образования и авторской прогр...

Особенности работы учителя – логопеда с детьми по освоению ФГОС ОВЗ

Кратко раскрываются особенности роботы учителя - логопеда с детьми по освоению ФГОС ОВЗ....

Из опыта работы учителя изобразительного искусства "Особенности работы с одарёнными детьми"

quot;Творчество рождает творца". Эти слова М.Горького как нельзя лучше подходят для педагогов, которые среди множества детей, обучающихся рисованию, умеют распознать одарённость и помогают...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

В статье раскрывается понятие "Девиантное поведение", рассмотрены диагностические методикы, а также даны рекомендации учителю по работе с детьми с девиантным поведением....

Особенности работы учителя с детьми с ОВЗ

Особенности работы учителя начальных классов с детьми с  ОВЗ...